Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА'

АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
105
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / СРЕДА / МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / ЗДАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чернышова Эльвира Петровна

Архитектура как материально-пространственная среда выступает в качестве основного условия для предоставления возможностей функционирования всего общества, и одновременно управляет отдельными жизненными процессами. Цель статьи: проанализировать архитектуру как материально-пространственную среду, крайне насыщенную информационно-коммуникационными потоками, воздействие которых на человека невозможно прекратить, но можно регулировать, грамотно включая те или иные элементы необходимого знания в непосредственную физическую оболочку архитектурных сооружений. Для достижения поставленной цели была сформулирована задача: представить характеристику пространства в архитектуре. В результате сделаны выводы: каждой материально-пространственной архитектурной среде присущи свои коммуникативно-информационные потоки, которые управляют мышлением зрителя за счет психологии цветового, звукового, обонятельного воздействия. В зависимости от того, в какой степени допущены в материально-пространственную среду эти манипуляторы, зависит общий уровень развития культуры реципиента, а также экономическая рентабельность архитектурных сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА»

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

УДК 7.01 + 73.023.7 DOI 10.53115/19975996_2023_01_133-138

ББК 85.11 + 85.13

Э.П. Чернышова

АРХИТЕКТУРА КАК МАТЕРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Архитектура как материально-пространственная среда выступает в качестве основного условия для предоставления возможностей функционирования всего общества, и одновременно управляет отдельными жизненными процессами. Цель статьи: проанализировать архитектуру как материально-пространственную среду, крайне насыщенную информационно-коммуникационными потоками, воздействие которых на человека невозможно прекратить, но можно регулировать, грамотно включая те или иные элементы необходимого знания в непосредственную физическую оболочку архитектурных сооружений. Для достижения поставленной цели была сформулирована задача: представить характеристику пространства в архитектуре. В результате сделаны выводы: каждой материально-пространственной архитектурной среде присущи свои коммуникативно-информационные потоки, которые управляют мышлением зрителя за счет психологии цветового, звукового, обонятельного воздействия. В зависимости от того, в какой степени допущены в материально-пространственную среду эти манипуляторы, зависит общий уровень развития культуры реципиента, а также экономическая рентабельность архитектурных сооружений.

Ключевые слова:

архитектура, среда, материально-пространственная среда, архитектурные сооружения, здания, восприятие, ландшафт.

Чернышова Э.П. Архитектура как материально-пространственная среда // Общество. Среда. Развитие. - 2023, № 1. - С. 133-138. - DOI 10.53115/ 19975996_2023_01_133-138

© Чернышова Эльвира Петровна - кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: ch-elvira@bk.ru

Как материально-пространственная среда архитектура представляет собой особое пространство, которое искусственно создается человеком и существует в противостоянии естественным органическим природным ландшафтом [1, с. 43]. Вместе с тем, практика возведения архитектурных сооружений показала, что вне зависимости от антагонизма между искусственным и естественным пространством, любое архитектурное пространство должно быть включено в окружающую среду. На материальном уровне архитектура взаимодействует с окружающей действительностью как инструмент в материальной организации среды, так как обеспечивает жителей любого поселения организованным полем для поддержания их жизнедеятельности, профессионального функционирования в соответствии с тем уровнем технической развитости, который актуален на момент возведения архитектурного сооружения [2, с. 55].

Архитектура как материально-пространственная среда выступает в качестве основного условия для предоставления возможностей функционирования всего общества, и одновременно управляет отдельными жизненными процессами. Вместе с тем, любое архитектурное пространство направлено в оввет на возможности и потребности жителей общества. Соответственно, предметом архитектуры как материально-пространственной среды, как анализирует предназначение архитектуры в данном направлении Т.М. Дридзе, является организация и упорядочивание всего места как обобщенного представления об организации жизнедеятельности общества и граждан того или иного государства [5, с. 21]. Примером подобной работы может быть градостроительство как совокупное представление общественно-экономических, строительно-технических, а также архитектурно-художественных и санитарно-гигиенических элемен-

тов жизни общества. Именно архитектура занимается оформлением и формированием архитектурной среды, в которую входит все множество созданных обществом архитектурных пространств.

Архитектурная среда может быть понята как комплекс из архитектурного образа и пространства здания и сооружения, который предназначен для выполнения конкретных функций, предоставляет о месте своего назначения всю необходимую информацию для потребителя, в том числе и за счет архитектурной пластики [1, с. 52]. Архитектурная среда близко стоит к понятию городского архитектурного пространства, которое воздействует на человека по бессознательным и осознаваемым каналам. В крупных городах именно архитектурная среда выступает основой для построения городской структуры, в ее задачи входит информирование и направление масс людей в те или иные направления города для обеспечения экономической прибыльности возведенных сооружений. При этом материально-пространственная среда архитектуры опирается на ключевые закономерности сенсорного восприятия окружающего открытого пространства, что часто используется в качестве психологического подхода для манипуляции восприятием зрителя.

В вопросах особенностей и задач управления восприятия материально-пространственной среды выделяется территориальная манипуляция за счет конкретно возведенных сооружений в тех или иных местах города или селения, а также представление феномена абстрактного символизма (под символом следует понимать сложное символьное образование, которое содержит в своей структуре условное обозначение того или иного предмета или явления действительности и действует в соответствии с определенной аналогией с денотатом [8, с. 125]), который представляет собой выход художественного уровня восприятия на передний план, а прагматическое использование помещения - на последний план. Таким образом, регулируя подобные отношения, материально-пространственная архитектурная среда управляет поведенческими паттернами жителей, воздействует на их потребности, управляет особенностью их мышления и настроения.

Далеко не все проявления материально-пространственной архитектурной среды воздействуют на человека одинаково положительно. Задавать негативный и ма-нипуляционный информационный поток

могут как отдельные объекты этой среды (особая конфигурация здания, те или иные соотношения между постройками, конкретные пропорции и семиотика архитектурных форм), так и временные проявления материально-пространственной среды (широкомасштабные рекламные билборды и т. д.).

Конкретным примером материально-пространственной архитектурной среды, которая агрессивно воздействует на восприятие зрителя, могут быть, например, единообразные фасады современных многоэтажных домов со сплошным покрытием стеклянными панелями. Достаточно негативной коннотацией обладает также и многофункциональный торгово-развле-кательный комплекс, который, используя основные технологии зрительной манипуляции за счет цвета, звука, восприятия пространства привлекает внимание исключительно к объектам коммерческой пропаганды, тем самым сводя потребности зрителя до потребительской инициативы и траты средств для приобретения товара. Другая характерная черта, которая также агрессивно воздействует на восприятие зрителя, это универсализм архитектурных форм, фасадов, особенностей расположения многофункциональных торговых комплексов, что активно обезличивает покупателя и любого другого зрителя, распределяя между всеми потребителями единый и стандартизованный образ рекламы. Частая практика использования голографических реклам на фасадах зданий размывает границы между архитектурной формой и рекламируемым товаром, что негативно отражается на процессе понимания предназначения сооружения, и продвигает исключительно экономическую основу. Подобную практику наиболее наглядно можно увидеть на примере реклам, развешанных на фасадах старинных зданий, либо при приобретении торговой компанией зданий, предназначенных искусству, выполненных в стилистике античных театров, с последующим перевоплощением затем залов в торговые отделы.

Потребительство приходит на смену эстетическому переживанию архитектурной формы за счет внесения изменений уже на материально-пространственный уровень. Отсюда следует, что материально-пространственная среда крайне насыщена информационно-коммуникационными потоками, и их воздействие на человека невозможно прекратить, но можно регулировать, грамотно, включая те или

иные элементы необходимого знания в непосредственную физическую оболочку архитектурных сооружений.

Материально-пространственную архитектурную среду можно условно подразделить на три основных компонента:

1. Здание и сооружение

Здания и сооружения представляют собой конкретные архитектурные формы, обладающие прагматическим

назначением и целевой функцией эксплуатации. К ним относятся жилые и общественные здания гражданского назначения, а также производственные и сельскохозяйственные здания промышленного назначения. Виды зданий в данной группе могут различаться по своим архитектурно-конструкционным особенностям, а также по материалу, этажности, масштабу занимаемого пространства (рис. 1-4).

Рис. 1. Жилой комплекс Edificio Mirador в Мадриде. Комплекс был спроектирован голландской архитектурной студией MVRDV в сотрудничестве с мадридским архитектором Blanca Lleó, 2005 г (пример жилых зданий). Источник: https://pikabu.ru/story/kompleks_edificio_mirador_v_madride_8495759

Рис. 2. Королевский музей Онтарио Торонто, Канада. Архитекторы Даниэль Либескинд, John A. Pearson, Франк Дарлинг (пример общественных зданий). Источник: https://womanadvice.ru/korolevskiy-muzey-ontario

о

Рис. 3. Инновационный индустриальный центр. Цзяи, Тайвань. Арх.: Bio-architecture Formosana, 2011 г. В проекте особое внимание уделяется использованию природных ресурсов в условиях жаркой и влажной погоды (пример производственных зданий). Источник: https://www.architime.ru/specarch/top_10_industrial_architecture/factory.htm

о

3

ю О

Рис. 4. Дом на отцовском наделе в Фихтахе. Арх.: Петер Хаймерль (пример сельскохозяйственных сооружений). Источник: https://archi.ru/world/82693/arkhitekturnye-dostizheniya-selskogo-khozyaistva

2. Способ решения пространства

как на внутреннем,

так и на внешнем уровне

Способ ограничения пространства на внутреннем и внешнем уровне выражается посредством наличия конкретных сооружений, перегородок, разделения простран-

ства на помещения (рис. 5-6). Размер и значение способов ограничения пространства напрямую зависит от изначального замысла конструктора, а также от субъективных потребностей людей, животных или предметов, для которых предназначается то или иное сооружение [6, с. 108].

Рис. 5. Архитектурное решение интерьеров. Пример разделения пространства на помещения. Источник: https://psmpalazzo.ru/zonirovanie-komnaty-60-foto-lucsie-idei-i-sposoby/

Рис. 6. Архитектурное решение интерьеров. Пример разделения пространства на помещения. Источник: https://psmpalazzo.ru/zonirovanie-komnaty-60-foto-lucsie-idei-i-sposoby/

3. Включение либо исключение, использование природных элементов

Природный ландшафт неотделим от материально-пространственной среды, однако те или иные природные элементы могут быть как допущены в пространство сооружения, так и исключены из него. Допуск использования природных элементов регулируется объективными нормами

на озеленение, а также управляется политикой по сохранению уже существующих растений на территории того или иного здания.

Говоря о мере допущения природных элементов, следует упомянуть также явление ландшафтной архитектуры [4, 9]. Абстрагируясь от отдельных объектов материально-пространственной архитектурной

о

о

3

ю О

среды, следует отметить, что достижение эстетически комфортного и верно организованного архитектурного пространства может быть осуществлено через объединение естественных ландшафтов (например, повтор природного рельефа, включение воды и растительности в пространство го-

рода или отдельного сооружения), и самих архитектурных форм. Особое внимание при этом уделяется созданию именно искусственных пейзажей при одновременной комбинации с уже существующими для соз -дания рекреационных зон и достижения целей озеленения пространства (рис. 7).

Рис. 7. Проект «Ткань реальности». Архитекторы: Лукьянова Лариса. Руководитель: А.Д. Григорьев

Заключение

Таким образом, было уточнено, что каждой материально-пространственной архитектурной среде присущи свои коммуникативно-информационные потоки, которые управляют мышлением зрителя за счет психологии цветового, звукового, обонятельного воздействия. В зависимости от того, в какой степени допущены в материально-пространственную среду

эти манипуляторы, зависит общий уровень развития культуры реципиента, а

также

экономическая

рентабельность архитектурных сооружений. В современных городах с развитием массовой культуры нередко применяются агрессивные подходы к манипуляции восприятием зрителя через размещение рекламных постеров на тех или иных архитектурных сооружениях.

Список литературы:

[1] [2] [3]

Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. - М.: Строй-сервис, 2007. - 127 с.

Горюнов B.C., Туб Ли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Строй-сервис, 2014. - 359 с.

Григолава В.В. Роль установок в процессе восприятия объективных соотношений // Психологический журнал. - 2015, № 2. - С. 36-46.

[4] Грубе Г.Р., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. - М.: Наука, 2010. - 327 с.

[5] Дридзе Т.М. Человек в городском пространстве: социально-коммуникативные механизмы и участие в формировании городской среды // Мир психологии и психология в мире. - 2015, № 4. -С. 20-26.

[6] Ефимов Д.А. Колористика города. - М.: Строй-сервис, 2010. - 224 с.

[7] Иовлев В.И. Архитектурный хронотоп и знаковость // Семиотика пространства. - Екатеринбург: Архитектон, 2009. - С. 103-114.

[8] Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Специфика и функции символов: методологический анализ // Перспективы науки. - 2022, № 5 (152). - С. 124-126.

[9] Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. Ландшафтное проектирование / Электронное издание. - Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2017. - CD-ROM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.