Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРА И ПОЛИТИКА: О СОВЕТСКОМ ОПЫТЕ'

АРХИТЕКТУРА И ПОЛИТИКА: О СОВЕТСКОМ ОПЫТЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / общественное сознание / политика / идеология / восприятие пространства / architecture / public consciousness / politics / ideology / perception of space

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — М.Д. Шестернин, А.В. Михайлов

Статья посвящена влиянию политической идеологии на общую направленность архитектуры на примере прихода социалистического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURE AND POLITICS; ABOUT THE SOVIET EXPERIENCE

The article is devoted to the influence of political ideology on the general orientation of architecture on the example of the arrival of a socialist state.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРА И ПОЛИТИКА: О СОВЕТСКОМ ОПЫТЕ»

УДК 323.2

АРХИТЕКТУРА И ПОЛИТИКА: О СОВЕТСКОМ ОПЫТЕ

М. Д. Шестернин Научный руководитель — А. В. Михайлов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shesternin.maksim7@mail.ru

Статья посвящена влиянию политической идеологии на общую направленность архитектуры на примере прихода социалистического государства.

Ключевые слова: архитектура, общественное сознание, политика, идеология, восприятие пространства.

ARCHITECTURE AND POLITICS; ABOUT THE SOVIET EXPERIENCE

M. D. Shestetnin Scientific supervisor — A. V. Mikhaylov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospect, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shesternin.maksim7@mail.ru

The article is devoted to the influence of political ideology on the general orientation of architecture on the example of the arrival of a socialist state.

Key words: architecture, public consciousness, politics, ideology, perception of space.

Архитектура отражает политическую идеологию и курс государства. Соответственно, она имеет большой вес в формировании той самой идеологии, на которую нацелено государство. Такие явления происходят по всему миру при смене политического строя. Примером тому может послужить смена Российской империи Советской Республикой, а затем Советским Союзом.

После смены монархического государства на государство, основанное на идеологии коммунизма, начался массовый снос православных храмов и храмов других религий. В справке СПО ОГПУ о количестве православных церквей в СССР, подписанной начальником 3-го отделения Полянским, говорится о том, что в дореволюционное время насчитывалось около 50 тысяч церквей, а на 26 апреля 1934 года — около 15-ти тысяч. Формально не закрытых, но не функционирующих церквей насчитывалось порядка 5-6 тысяч.

Постановлением ВЦИК от 2 января 1922 года «О ликвидации церковного имущества» из церквей изымались ценности. Имущество, которое имело исторический характер, перенаправляли в Главмузей, а материальные ценности — в Гохран. 16 февраля того же года вступило в силу новое постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Был реализован приказ мобилизовать все средства, которые могли помочь голодающим в Поволжье.

Главный организатор Октябрьской революции и создатель первого в мировой истории социалистического государства Владимир Ильич Ленин разоблачал деятельность

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

религиозных структур страны, поддерживающих капитализм, ведущих «антинародную» деятельность. Он считал, что нельзя отождествлять науку и религию, доказывая их разнонаправленность и противоположность, отмечал защиту эксплуатации и одурманивания рабочего класса со стороны различных религиозных организаций, что крайне противоречит социалистической идее. Помимо этого, Владимир Ильич Ленин писал в своих работах о «требованиях» религии от рабочего класса, то есть эксплуатируемых, терпения и покорности, обещая тому небесную награду [1].

Когда Российская социал-демократическая рабочая партия лишь зарождалась, В. И. Ленин высказал мнение о внесении в партийную программу обеспечения свободы совести, полного равноправия граждан вне зависимости от их религиозных соображений и отделении церкви от государства и школы от церкви. Свобода совести в этом случае является и свободой вероисповедания. Законодательство же, в свою очередь, никого не должно удерживать в отношении к религии, и права граждан не должны ограничиваться в зависимости от их убеждений.

Снос большинства религиозных сооружений и антирелигиозная пропаганда повлияли на дух обычного советского гражданина в пользу новой идеологии. Согласно первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, количество верующих составляло 125 миллионов человек, это почти 100% от общего числа населения на тот период [2]. В Советском союзе в 1937 году число неверующих среди неграмотного населения составляло 4 632 012 человек, а среди грамотного населения — 37 611 202 человека, в общей сумме 42,2 миллиона человек из 98,4 миллионов жителей Советской России старше 16 лет [3].

Политическая идеология отражалась и в монументальной пропаганде. Монументальное искусство являлось одним из важных агитационных методов социализма. В декрете РСФСР от 12 апреля 1918 года «О памятниках республики», утвержденном СНК (Совет Народных Комиссаров), было указано, что памятники, возведенные в честь царей и их слуг, подлежат демонтажу, если они ни с исторической, ни с художественной стороны не представляют никакого интереса. Памятники, которые подлежат сносу, было необходимо согласовывать с художественной коллегией Москвы и Петрограда.

Помимо сноса памятников, был объявлен конкурс по разработке проектов новых памятников, которые должны ознаменовать память о социалистической революции и ее деятелях. Позднее был утвержден список памятников в честь революционеров и общественных деятелей, писателей и поэтов, философов и ученых, художников, композиторов и артистов. Первый памятник был воздвигнут Александру Николаевичу Радищеву — российскому революционному писателю. В. И. Ленин в статье «О национальной гордости великороссов» писал о том, что гордится протестом Радищева, декабристов и революционеров, его выступлениями против гнета и насилия со стороны царских «палачей», дворян и капиталистов [4]. Возведение и открытие новых памятников сопровождалось торжественной обстановкой и митингами, на которых выступал В. И. Ленин и другие руководители страны.

В декрете находился пункт о замене надписей, названий улиц, гербов и прочих декораций города на новые, которые тоже должны были отражать революционные идеи. Всё это было поручено выполнить особой комиссии. В 1918-19 годах на улицах стали появляться улицы Коммунистические (Большие и Малые), Трудовые, Рабочие, Советские, Революции, улицы в честь деятелей революции и многие другие.

В монументах ярко отражались пропаганда революционных идей, возвеличение деятелей революции и их предшественников.

После Октябрьской революции появилась потребность в революции культурной. Строить и укреплять социалистическое общество невозможно без подъема общей культуры и преобразования духовного мира трудящихся. В октябре 1921 года на II Всероссийском

съезде политпросветов В.И. Ленин говорил: «После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные...».

В декрете от 19 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» провозглашалось обучение грамоте среди населения от 8 до 50 лет. Для решения проблем с безграмотностью населения Наркомату просвещения разрешалось использовать народные дома, церкви, клубы, частные дома, фабрики и заводы. На VIII Съезде Российской коммунистической партии встал вопрос о необходимости политехнического образования для того, чтобы дети могли получать опыт работы в бригаде. В связи с этим и нехваткой обычных школ начались разработки архитектурных проектов школьных сооружений, которые соответствовали бы заявленным целям.

В 1920-е годы по всей стране началось строительство школ-гигантов. В это же время началось строительство Домов (дворцов) культуры, которые должны были стать центрами культурно-массовой и просветительской работы. В первый период застройки до 1930-х годов происходили эксперименты: поиск оптимальных форм и выработка типовых проектов. В школы внедрялись технические дисциплины и начальные этапы производственного труда. Планировка включала в себя мастерские и лаборатории, актовые залы, библиотеки и спортзалы, в некоторых школах можно было встретить кинозалы. Наличие мастерских и лабораторий позволило сделать большой акцент на самообразовании и обучении в малых группах по выбранным дисциплинам, однако классная система все же присутствовала. Здания были ассиметричной формы и состояли из отдельных элементов, которые соединялись между собой переходами.

В последующие годы подходы к строительству школьных сооружений менялось с течением времени. все же цель оставалась неизменной - повышение и поддержание уровня образования среди населения. Например, в 1930-е годы, когда снизилась потребность в обучении более взрослых людей непосредственно ремеслу, в школах вновь стала преобладать классная система образования.

Отдельного внимания заслуживает влияние архитектуры на экономику страны. Архитектор и теоретик градостроитель Николай Александрович Милютин в книге «Основные вопросы теории советской архитектуры» отмечает взаимосвязь архитектуры социалистического государства и его экономики в том, что сама архитектура является одним из факторов развития производительных сил общества. Любое сооружение, будь то жилой дом, школа или железнодорожный мост, влияет на развитие производственных сил, тем самым и на развитие культурной жизни общества. Архитектура организует площади и пространство для обслуживаний различных функций (производственных, культурно-бытовых и т.д.) общества, создает конкретные художественные образы и вызывает мысли и эмоции, тем самым образом влияет на организацию и развитие производственных и культурно-бытовых процессов [5].

Как отмечал Н. А. Милютин, одной из форм классовой борьбы является борьба на теоретическом фронте, а следовательно, и на фронте теории архитектуры. Он считал, что, когда люди говорят об архитектуре, следует упомянуть, о какой именно архитектуре и ее теории идет речь. Под советской архитектурой понимали архитектуру периода диктатуры пролетариата. При таком подходе рабочий класс, завладев властью, завладевает и имуществом прошлых лет и строит классовую, пролетарскую и социалистическую культуру.

При смене политического строя меняется и стиль застройки в государстве, направления искусства и парадигмы архитектуры. Под парадигмой понимается совокупность научных установок и представлений о застройке и то, как архитектура будет отображаться в своей направленности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Тома 3

Библиографические ссылки

1. Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 т. / В. И. Ленин. Москва: Гос. изд-во полит. лит., 1961. Т. 17. 680 с.

2. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года / Изд. Центр. Стат. Комитетом М-ва вн. дел; под ред. Н. А. Тройницкого. Санкт-Петербург, 1897-1905.

3. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги. Сборник документов и материалов / Сост. В.Б. Жиромская, Ю. А. Поляков. Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. 320 с.

4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений в 55 т. / В. И. Ленин. Москва: Гос. изд-во полит. лит., 1961. Т. 26. 622 с.

5. Милютин Н. Основные вопросы теории советской архитектуры [Электронный ресурс]. URL: http://ussr.totalarch.com/milutin (дата обращения: 27.03.2022).

© Шестернин М. Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.