Научная статья на тему 'Архитектура города Пензы и вклад столичных архитекторов в формирование ее образа на рубеже XIX–XX вв.'

Архитектура города Пензы и вклад столичных архитекторов в формирование ее образа на рубеже XIX–XX вв. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
309
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Пензы / архитектурный образ / идентичность города / столичные архитекторы / эклектика / модерн / architecture of Penza / architectural image / identity of the city / metropolitan architects / eclecticism / Art Nouveau / modern

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лапшина Елена Геннадьевна, Савельева Лариса Владимировна

Идентичность любого города выражает его архитектура. Она является единственной доступной для всех экспозицией вне стен музеев. Памятники архитектуры транслируют историю и культуру через свой образ. В современном мире в условиях глобализации очень важно выявлять их отличительные черты. В статье показаны результаты исследования творчества столичных архитекторов конца XIX – начала XX вв. и его влияния на образ города Пензы. Архитектурное творчество столичных мастеров рассматривается как фактор, формирующий значительную часть современной идентичности города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The architecture of the city of Penza and the contribution of the capital's architects to the formation of its image at the turn of the XIX–XX centuries

The identity of any city is its Architecture. It is the only exposition accessible to all outside the walls of museums. In modern world in the context of globalization, it is important to highlight their distinctive features. The article reports on the study of the creativity of the metropolitan architects of the late XIX early XX centuries and their influence on the image of the Penza Town. The architectural creativity of the metropolitan masters is considered as a factor that forms the significant part of the modern Town uniqueness.

Текст научной работы на тему «Архитектура города Пензы и вклад столичных архитекторов в формирование ее образа на рубеже XIX–XX вв.»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 97-113

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.03(470.40-25)"18"

DOI: 10.24412/1998-4839-2022-4-97-113

Архитектура города Пензы и вклад столичных архитекторов в формирование ее образа на рубеже XIX-XX вв.

Елена Геннадьевна Лапшина113, Лариса Владимировна Савельева2

1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия 2Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 1elenlaps@mail.ru, 2savelievalarisa@yandex.ru

Аннотация. Идентичность любого города выражает его архитектура. Она является единственной доступной для всех экспозицией вне стен музеев. Памятники архитектуры транслируют историю и культуру через свой образ. В современном мире в условиях глобализации очень важно выявлять их отличительные черты. В статье показаны результаты исследования творчества столичных архитекторов конца XIX - начала XX вв. и его влияния на образ города Пензы. Архитектурное творчество столичных мастеров рассматривается как фактор, формирующий значительную часть современной идентичности города.

Ключевые слова: архитектура Пензы, архитектурный образ, идентичность города, столичные архитекторы, эклектика, модерн

Для цитирования: Лапшина Е.Г. Архитектура города Пензы и вклад столичных архитекторов в формирование ее образа на рубеже XIX-XX вв. / Е.Г. Лапшина, Л.В. Савельева // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 97113. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/06 lapshina.pdf DOI: 10.24412/19984839-2022-4-97-113

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

The architecture of the city of Penza and the contribution of the capital's architects to the formation of its image at the turn of the XIX-XX centuries

Elena G. Lapshina113, Larisa V. Savelieva2

1Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia 2Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia 1elenlaps@mail.ru, 2savelievalarisa@yandex.ru

Abstract. The identity of any city is its Architecture. It is the only exposition accessible to all outside the walls of museums. In modern world in the context of globalization, it is important to highlight their distinctive features. The article reports on the study of the creativity of the metropolitan architects of the late XIX - early XX centuries and their influence on the image of the Penza Town. The architectural creativity of the metropolitan masters is considered as a factor that forms the significant part of the modern Town uniqueness.

Keywords: architecture of Penza, architectural image, identity of the city, metropolitan architects, eclecticism, Art Nouveau, modern

For citation: Lapshina E.G., Savelieva L.V. The Architecture of Penza Town and the contribution of metropolitan architects to the formation of its image at the turn of the XIX-XX

12 © Лапшина Е.Г., Савельева Л.В., 2022

centuries. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 4(61), pp. 97-113. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/06 lapshina.pdf DOI: 10.24412/19984839-2022-4-97-113

Образ любого города ассоциируется с архитектурой, так же, как и с природным ландшафтом, историческими событиями и лицами. Архитектурные сооружения становятся символами городов: Спасская башня в Москве, Эрмитаж и Адмиралтейство в Петербурге, кремль в Астрахани, башня Сююмбеки в Казани, Ротонда в Саратове, Храм-на-Крови в Екатеринбурге, Тарские ворота в Омске, Часовня в Красноярске, Новоиерусалимский монастырь в Истре и т.д. В историческом контексте также сложно переоценить значимость отдельных архитектурных памятников для того или иного периода. К примеру, лицо эпохи определяют такие образы как Храм Покрова на Нерли - времена Владимирской Руси, Храм Василия Блаженного ассоциируется со временами Ивана Грозного, Таврический дворец -с правлением Екатерины. Башня Татлина во многом олицетворяет смелые авангардные поиски начала ХХ века, а Красноярская ГЭС - комсомольские стройки 1960-х годов.

Архитектурный облик также даёт невербальную информацию зрителю о временах расцвета городов. Центр Петербурга застроен зданиями второй половины XIX - начала XX вв., облик центральных частей Волгограда, Челябинска, Новосибирска определяет послевоенная сталинская застройка. Тобольск и Енисейск, на протяжении XIX-XX вв. лишь терявших былое значение, представляют собой уникальные «заповедники» дореволюционных губернских городов. Безусловно, здесь присутствуют и новостройки брежневских времен, но из центра города их не видно.

Не последнее место в ряду факторов, определяющих образ города - в том числе Пензы, занимает творчество отдельных архитекторов [1, 3]. Именно зодчий, творец здания, с его неповторимым культурным опытом и мировоззрением определяет одну из главных составляющих архитектуры - эстетическую. Конечно, что и где строить определяют заказчики в соответствии со своими финансовыми возможностями и потребностями, но то, как строить, определяет архитектор.

На сегодняшний день исторический центр города Пензы, наиболее привлекательный в туристическом плане, имеет неоднородную структуру - друг с другом соседствуют постройки разных исторических периодов и стилей. По данным опроса «Топ-20: знаковые места Пензы-2020», проведенного корреспондентами электронного издания «улица Московская», респонденты назвали 22 знаковых места Пензы по состоянию на 2020 год. Из них семь позиций из списка - это архитектурные объекты, пять из семи -дореволюционные постройки и воспроизведение дореволюционной постройки, а именно Спасского собора2. Опрос показал, что на треть жители подсознательно определяют идентичности Пензы как ее архитектурный образ, большую часть выбранных зданий составляют именно памятники архитектуры, истории и культуры дореволюционного периода. Причём, как оказалось, две из пяти дореволюционных построек, отмеченных жителями Пензы как часть идентичности города, являются произведениями столичных архитекторов.

Рассмотрим творчество известных архитекторов и инженеров, которые из столицы перенесли часть своего наследия в Пензу. В их числе:

1. Максимов А.П. (гражданский инженер) - неоренессанс (здание Пензенского художественного училища, открыто в 1898 г.);

2 Улица Московская. Опрос «Знаковые места Пензы-2020: союз эстетики и ностальгии». иРЬ: https://www.vm-penza.ru/zhizn-goroda/arkhitekturnava-penza/item/5820-znakovve-mesta-penzv-2020-sovuz-estetiki-i-nostalgii

2. Китнер И.С. (академик архитектуры), «кирпичный стиль» (1-я женская гимназия, 1903 г. Пенза);

3. Фон Гоген А.И. (академик архитектуры), стиль модерн (банк, 1912 г., Пенза);

4. Апышков В.П. (военный инженер) - неоклассицизм (третий трубочный завод, 1915 г., Пенза).

Архитектурный образ города, как любая композиция, складывается из основных составляющих: средовая застройка и здания-акценты, доминанты. Яркие, главные достопримечательности пензенского зодчества являются, как правило, творениями столичных архитекторов [2, 4, 6, 7]. Средовые же памятники архитектуры, такие как купеческие особняки, дома обывателей и пр., - создавали местные архитекторы. Цель статьи состоит в выявлении тенденций стилевого развития архитектуры столиц и их влияния на изменение образа города Пензы рубежа XIX-XX веков.

Максимов Александр Павлович

Этот петербургский зодчий [10] творил в конце XIX - начале XX вв. (рис. 1). В целом, нельзя утверждать, что он повлиял на архитектурное лицо своей эпохи; Максимов А.П. в 1880-х гг. работал помощником у Виктора Шретера, затем у Иеронима Китнера, и, по большому счету, так и остался их учеником и творческим наследником. Несмотря на это Александр Максимов внес существенный вклад в архитектурный облик Пензы. Его авторству принадлежат два значимых для города здания в историческом центре города: реальное училище (теперь школа №4, ул. Володарского, 1/24) и рисовальная школа (ныне художественное училище, ул. Богданова, 1/6).

Рис. 1. Максимов Александр Павлович (1857-1917 гг.)

Рисовальная школа появилась в Пензе по завещанию бывшего губернатора Николая Селиверстова и стараниями его душеприказчика Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Именно Семенов-Тян-Шанский настоял на том, чтобы построить школу на углу Садовой и Пешей - на территории усадьбы, уже предназначенной под реальное училище. Он заплатил городу за это место 35 тыс. руб., что составило половину суммы, необходимой для постройки реального училища.

Составление проекта рисовальной школы было поручено Александру Максимову потому, что именно по его проекту на том же месте должно было строиться реальное училище. Так или иначе, в 1892 г. появился проект, и в 1894-1897 гг. здание рисовальной школы было

построено (рис. 2-4). Непосредственно руководил строительством пензенский епархиальный архитектор Алексей Егорович Эренберг (1863-1938 гг.).

Рисовальная школа создавалась Максимовым с большим размахом и смелостью, нежели реальное училище. Это редкий в ту пору для провинции стиль - близкий к функционализму, но еще не освободившийся от китнеровской эклектики. Кстати, любопытно проследить эволюцию краснокирпичных зданий с белым декором: от училища прихода лютеранской церкви св. Екатерины (1885-1886 гг.) Китнера в Петербурге - к рисовальной школе Максимова - и далее, к больнице общины красного креста (1913 г.) Рафаила Багракова на ул. Красной, 32. Сергей Шишлов находит в формах здания элементы флорентийского палаццо эпохи Ренессанса.

Пенза — Pensa.

Садовая ул., Художественное училище.

Рис. 2. Здание художественного училища, построенное по проекту архитектора А. Максимова в 1897 году

Рис. 3. Проект рисовальной школы и музея генерал-лейтенанта Н.Д. Селиверстова для г. Пензы

Рис. 4. Здание художественного училища, 2018 г.

Валерий Сазонов3 так характеризует здание художественного училища: «Сооружено из красного лицевого кирпича с применением металла, асфальта, метлахской плитки, бетона. В плане П-образное. Из-за рельефа местности здание переменной этажности, по фасадам: юго-восточное крыло - в три этажа, северо-западне - в два. Фасады расчленены горизонтально белокаменными тягами, а вертикально - одночастными неглубокими ризалитами, завершенными фронтонами. По краю крыши - парапет с чугунной решеткой. Центр главного фасада с подъездом подчеркнут ризалитом с портиком» [13, с.56].

До постройки здания банков фон Гогена творение Александра Максимова называли лучшим зданием Пензы.

Китнер Иероним Севастьянович

Иероним Китнер (рис. 5) родился 5 июня 1839 г. в Санкт-Петербурге, «в немецкой буржуазной семье», как принято было писать несколько десятилетий назад; его отец Севастьян Осипович приехал в Петербург из Моравии в 1819 г. и владел ламповой мастерской. С 1847 г. Иероним учился в частной школе, с 1849 г. - в приходской школе св. Анны, а в 1853-1859 гг. - в Строительном училище Главного управления путей сообщения и публичных зданий. После его окончания Иероним получил звание помощника архитектора. Иероним учился у архитектора Красовского А.К.

И. С Китнер.»«?)

Рис. 5. Китнер Иероним Севастьянович (1839-1929 гг.)

3 Сазонов Валерий Петрович (1945-2015 гг.) - директор Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого с 1972 по 2015 год.

В 1861-1865 гг. Китнер постигает секреты зодчества в Европе: Финляндия, Австрия, Германия, Англия, Италия, Франция, Испания. Параллель к пансионерам Академии художеств прежних лет напрашивается сама собой. Только Китнер ездил уже на средства отца. С 1868 г. зодчий служил в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел. Китнером разрабатывалось строительное законодательство. С 1895 г. архитектор стал заведующим комитета, а с 1901 г. - председателем. С 1868 г. Иероним Севастьянович преподавал в Институте гражданских инженеров, а в 1895-1902 гг. еще и в Институте инженеров путей сообщения. Неоднократно архитектор избирался в гласные Городской думы. Он являлся и одним из создателей Музея старого Петербурга, инициатором издания журнала «Зодчий». В 1868 г. Иероним Китнер был избран академиком, в 1911 г. - почетным членом Академии художеств. В 1918 г. Китнер эмигрировал в Германию. Умер он в 1929 г. в Лейпциге, прожив долгую жизнь - девяносто лет.

Он стал зодчим, начал работать помощником архитектора Резанова А.И. на строительстве дворца Великого князя Владимира Александровича на дворцовой набережной в Санкт-Петербурге в 1867-1872 гг. Уже в первых работах - зданиях Сельскохозяйственного музея и рынка на Сенной площади в Петербурге - Китнер применил металлические конструкции перекрытий. За первый проект архитектор получил орден св. Владимира 3-й ст., дающий право на потомственное дворянство.

Помимо металлических конструкций, еще одно новшество, активно внедрявшееся Китнером - так называемый «кирпичный стиль». Один из первых и самых ярких его примеров - комплекс зданий для фабриканта А.И. Ниссена на Набережной Фонтанки, 182 (в соавторстве с В. Шретером).

В Пензе по проекту Китнера построено здание Первой женской гимназии (рис. 6 а-в), расположенное ныне по ул. Советской, 9. Традиционно считается, что именно оно завершило формирование ансамбля центральной исторической площади города. История здания первой женской гимназии в Пензе кратко приведена в Пензенской энциклопедии [5, с.470]. В 1873 г. для нее было построено деревянное здание, в 1890 г. к нему пристроили кирпичный рекреационный зал. В 1897 г. гимназия сгорела, и на том же месте в 1901-1903 гг. было возведено огромное, по масштабам Пензы, презентабельное здание по проекту Китнера (утвержден в 1899 г.). Сдано в эксплуатацию оно было 10 января 1903 года.

Центральная часть здания первой женской гимназии подчеркнута высоким куполом (нечастый для Пензы архитектурный элемент) с люкарнами и прямоугольным аттиком с двумя башенками по краям, а боковые части здания выделены ризалитами. Здание интересно не только с эстетической стороны, но и за счёт применения последних достижений инженерной мысли - везде, где это было возможным, дерево заменено металлом, асфальтом, метлахской плиткой, бетоном.

а)

б)

в)

Рис. 6. Здание 1-й женской гимназии в Пензе. 1903. Арх. И.С. Китнер: а) современное состояние. Фотография начала XXI в.; б) фото со стороны городской управы (с бывшей улицы Садовой); в) фотографии начала XX в.

Фон Гоген Александр Иванович

Александр Иванович фон Гоген (Alexander von Hohen, 1856-1914) (рис. 7) - известный архитектор, классик модерна, при всей парадоксальности такого словосочетания. Это последний из великих архитекторов, строивших в Пензе на рубеже XX-XXI веков. Его творчество тесно связано с развитием в начале XX в. нового стиля «северный модерн», зародившегося в столице Санкт-Петербурге. Однако география проектов и построек архитектора весьма обширна - Москва, Нижний Новгород, Киев, Харьков, Чернигов, Самара, Омск, Порт-Артур, Варшава.

«■

т

" г

Рис. 7. Фон Гоген Александр Иванович (1856-1914 гг.)

Единственное творение фон Гогена в Пензе - здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (рис. 8а), ныне это картинная галерея им. Савицкого (рис. 9) по ул. Советской, 3. Его называют лучшим архитектурным памятником Пензы. Кстати, и в творчестве Александра фон Гогена это сооружение занимает почетное место.

Его можно отнести к лучшим творениям зодчего 1910-х гг., времени зрелости таланта и итогов творчества.

История рождения такого примечательного для города Пензы здания довольно необычна. Этот проект (рис. 9) был известен и реализован в других городах.

Рис. 8. Пензенский Дворянский земельный и Крестьянский поземельный банк: а) фото 1912 года; б) проект здания банка для города Пензы. 1909 г. Арх. А.И. фон Гоген; в) планы 1 и 2 этажа проекта здания земельного банка для Пензы

Рис. 9. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого: а) современный вид; б) чертеж здания картинной галереи

Аналогичный проект банка фон Гогеном был предложен также для города Самары (рис. 10 б). Построено здание Самарских отделений Крестьянского Поземельного и Дворянского Земельного банков по проекту 1909 г., выполненному академиком архитектуры А.И. фон Гогеном, в 1910-1911 гг. Известно, что внутри под шатровым покрытием башни, опирающимся на 12 колонн, располагалась вентиляционная шахта (рис. 10 а). Затем, в 1915 году пензенский проект был реализован на Украине в городе Чернигов (рис. 11). Таким образом, мы имеем на сегодня по крайней мере два-три авторских повторения одного проекта, который можно считать как бы «типовым проектом банка». Однако на сегодня в зданиях, предназначенных для банка, располагаются обычно другие заведения. Так, на Украине в городе Чернигове в здании по ул. Мира, 41 расположена областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Короленко. В Самаре здание банка по ул. Куйбышева, 153 занимает теперь корпус №2 Самарского государственного технического университета.

а) б)

Рис. 10. Здание банка в Самаре. Арх. А.И. фон Гоген: а) фото 1912 г.; б) проект банка. 1910 г.

Рис. 11. Повтор реализации проекта банка для г. Пензы в городе Чернигове. 1915 г.

Примечательно для города Пензы то, что таких типовых проектов общественных зданий было использовано здесь несколько. Например, здание облисполкома на площади Ленина также построено по типовому проекту. Проект ДК им. Кирова при трубочном заводе (завод ЗИФ) тоже относится к проектам архитектора-конструктивиста А. Веснина, которые были реализованы в начале XX в. в различных городах молодого государства - советской России (далее переименована - СССР).

Кровля пензенского здания Отделения земельного дворянского и поземельного крестьянского банка первоначально была сделана из листового железа и черепицы, которую клали на известку. Во время бури в середине 1922 г. всю черепицу сорвало. Пригласили литовского мастера, который стал класть черепицу насухо на известковый раствор, смешанный с толченной бычьей шерстью, благодаря чему эта черепица держалась долго.

По проекту фон Гогена цоколь предполагалось облицевать финским гранитом, но это сочли слишком дорогостоящим, и решили обойтись без него. Однако к концу строительства остались неизрасходованные средства, и редкий для этих мест камень все же занял своё законное место.

Искусствовед Елена Чернявская отмечает, что здание имеет характерную для романтического модерна усложненную объемную композицию с башнями разных форм и размеров. Его украшают черепичные крыши, металлические детали и майоликовые панно. В некоторой монументальности форм, крупных блоках облицовки нижней части стен сказывались черты северного модерна; в тематике панно преобладают изображения злаков и солнца, что, несомненно, связанно с хлебородным пензенским краем. Александр Дворжанский добавляет, что многое в архитектуре здания навеяно скандинавским зодчеством, в частности, финской национальной романтической архитектурой [5]. Сергей Шишлов отмечает, что здание ориентировано на средневековую западноевропейскую архитектуру, и при строительстве применен, действительно, финляндский тесанный гранит, а также местный известняк, кованный металл, изразцы, майоликовые панно и черепица, покрывавшая до конца 1960-х гг. купол и самые высокие объемы строения (центральный и юго-восточный) и уцелевшая лишь на полубашенке главного фасада. Пол в вестибюле выложен метлахской плиткой. Лепнину выполнил преподаватель художественного училища Константин Клодт.

Здание было оборудовано согласно последним достижениям инженерной мысли начала века: био-очистными сооружениями, системой подачи охлажденного воздуха летом и горячего воздуха зимой. А поскольку сооружение расположено в глубине участка, к нему устроены раздельные подходы и подъезды - со стороны Губернаторской (Советской) и Никольской (К. Маркса) улиц.

Каждая часть здания снаружи так или иначе отображает своё функциональное значение. Двусветный зал заседаний на втором этаже, большие окна на первом этаже - это операционный зал, полубашенка - архитектурный сейф с огромными толстыми дверьми (внутри которого находился еще один сейф, уже металлический). Южное крыло второго этажа занимали покои управляющего банком, где сохранились и даже функционируют два немецких камина.

Следует указать также, что построенное в Пензе по проекту фон Гогена в 1910 году харьковским купцом 1-й гильдии С.Г. Солуном здание банка в стенах башни дало трещины. Башню разобрали, и для нее был разработан Ф.О. Ливчаком дополнительный проект реконструкции. «С января 1911 производителем работ стал инженер А.Г. Молокин, который разработал чертежи на парадные входные двери, облицовку фасадов гранитом, а фронтонов майоликовыми плитками, лепные орнаменты в интерьере и решетку ограды. Почти все эти работы выполнил преп. Пензенского художественного училища скульптор К.А. Клодт. Поставленное в глубине усадьбы, здание обращено к зрителю главным фасадом и привлекает внимание выразительностью композиции. Особую живописность

придают ему башня, увенчанная 4-гранным шатром, и цветные майоликовые панно (а ранее и красная черепичная крыша, впоследствии утраченная)» [5, с. 196].

Таким образом, все исследованные здания банков, выполненные по проектам академика архитектуры А.И. фон Гогена, обладают полным набором признаков стиля «северный модерн». Эти проекты архитектором были выполнены на заказ, поступивший к нему в 1909 г. До этого времени центральное и региональные отделения Крестьянского и Дворянского банков брали здания в аренду или покупали уже существующие строения. В 1910-1911 гг. в Пензе и Самаре появились первые в Российской Империи специальные здания Крестьянского и Дворянского банков, возводимые своими силами по специальному проекту. В своих проектах фон Гоген учитывал разнообразные нюансы и специфику банковской деятельности. Первый архитектурный проект банка, который выполнил известный придворный архитектор, академик архитектуры А.И. фон Гоген, позволяет сегодня признать исследованные здания в качестве памятников архитектуры. Они были построены в редком для провинции и средней полосы России стиле северного модерна.

В начале века газеты называли самым красивым зданием города художественное училище, но творение фон Гогена сразу же затмило его.

Апышков Владимир Петрович

Творчество Владимира Петровича Апышкова (рис. 12) охватывает первые четыре десятилетия XX века - таким образом, архитектор творил и в царской, и в советской России. Он остался в истории как теоретик новой для начала века архитектуры, как крупнейший специалист по мостостроению и промышленному строительству. В Петербурге по его проекту возведен красивейший мост - Большеохтинский, называемый также мостом им. Петра Великого [8].

В Пензе В.П. Апышков возвёл управление трубочного металлообрабатывающего завода, который был основан в годы Первой мировой военным министерством, а достраивался уже при советской власти, во время Гражданской войны. Обычно строительство трубочного завода относят к 1915-1919 гг.; само заводоуправление датируется 1917-1918 или 1918 г. Это один из крайне немногих памятников неоклассицизма в Пензе, и, безусловно, самый яркий среди них. А еще - это одно из редчайших зданий (рис. 13 а,б), заслуживающих внимания, хоть и находящихся вдали от исторического центра города.

Рис. 12. Апышков Владимир Петрович (1871-1939 гг.)

а) б)

Рис. 13. Здание трубочного завода (переименован в Завод им. Фрунзе) в Пензе: а) главный фасад; б) центральный портал, 2020 г.

Первоначально предприятие носило название «Третий трубочный завод». Оно предназначалось для производства боеприпасов. Завод был назван трубочным, потому что так называли взрыватели для гранат. Предложение о его строительстве было внесено в Государственную Думу России 13 июля 1913 года. В мае 1915 года были выделены средства для его строительства. Строительство завода ускорили, так как необходимо было увеличить поставки боеприпасов на фронты Первой мировой войны. Кроме того, в это время Петроградский трубочный завод переходил к изготовлению другого вида боеприпасов.

Большое значение для становления флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в Пензу Петроградского трубочного завода в 1918-1919 гг. Сюда же была переведена и главная мастерская Сестрорецкого оружейного завода. Вместе с оборудованием в Пензу приехали триста пятьдесят квалифицированных рабочих. В январе 1919 г. началась сборка современных по тому времени 45-секундных трубочных взрывателей для гранат. Далее, к завершению 1921 г. на заводе приступили к изготовлению мирной продукции - детали к водопроводу, зажигалки, дверные замки, производили посуду, электротовары и скрепки для бумаги. Затем перешли к выпуску горелок для керосиновых ламп, до того их производили только в Варшаве.

В биографии Апышкова факт его работы в Пензе мельком периодически фигурирует. В современной пензенской краеведческой литературе авторство заводоуправления приписывают В.В. Первушкину и С.Л. Шишлову. Нельзя исключать того, что трубочный завод Апышков строил совместно с Виктором Весниным. Но этот вопрос еще требует дополнительного исследования.

М.В. Нащокина также высказывает предположение, что в 1916 г. Апышков участвовал также в постройке алюминиевого завода на территории современной Пензенской области.

В краеведческой литературе нет описаний и изображений трубочного завода, а ведь он, бесспорно, лучший образец редкого для города неоклассицизма (да и по области более яркий пример стиля - только усадьба Воейкова в Каменке). Возможно, этот пробел объясняется тем, что в советские годы ЗИФ был главным оборонным предприятием Пензы, и в отношении пропаганды его сооружений существовали некие ограничения.

Фасад симметричен; по центру и по бокам - ризалиты в пять окон, центральный - с шестиколонным портиком дорического ордера, боковые - без особых украшений. Первый этаж рустован. Второй этаж практически лишен декора. В тимпане располагается герб СССР. Задумывал ли автор помещать там что-либо (например, двуглавого орла) -неизвестно.

Авторами выявлен предполагаемый архитектурный прототип здания завода в Пензе. В начале 1910-х годов Апышков выполнял проект для военного ведомства в Санкт-Петербурге. Это комплекс зданий Центральной научно-технической лаборатории (рис. 14). Центральный блок представляет собой трехэтажное здание с шестиколонным дорическим портиком.

Рис. 14. Комплекс зданий Центральной научно-технической лаборатории военного ведомства. Аэродинамическая и электромеханическая лаборатории. Санкт-Петербург, ул. Госпитальная, 3Б. Год постройки 1910-1914 гг. Арх. Апышков В.П.

Здание завода в Пензе имеет всего два этажа, и портик украшен колоннами на уровне второго этажа, в то время как портик здания-прототипа в Санкт-Петербурге имеет колонны высотой в два этажа, колонны здесь каннелированы. Но в целом стилевое направление неоклассицизма в том и другом здании прослеживается довольно четко, Апышков придал этот стилевой образ нескольким зданиям, выполненным по его проектам. Есть сходство рассматриваемых зданий в деталях - рустовка стен нижнего этажа здания, гладкостенные верхние этажи отмечены горизонтальными тягами в виде карнизов и прочее.

Наше предположение подтверждается также периодом возведения здания третьего трубочного завода в Пензе. Это происходит сразу после проектирования Апышковам В.П. комплекса зданий аэродинамической и электромеханической лаборатории в Санкт-Петербурге. Проектирование комплекса для Санкт-Петербурга было выполнено им в начале 1910-х гг., в документах В. Апышков фигурирует как военный инженер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На примере улицы Ленина в Пензе, которая начинается от заводоуправления, любопытно проследить некоторые архитектурные тенденции. Во-первых, можно увидеть, как одно здание задает тон всей окружающей застройке: основная часть сооружений на улице Ленина - сталинский классицизм (жилые дома 1930-х гг., если далее пройти по Заводскому району - стадион «Пенза», ДК им. 40 лет Октября). Во-вторых, на примере улиц заводского района сразу очевидна и преемственность, и вся разница между неоклассицизмом 1910-х гг. и сталинским классицизмом 1930-50-х гг.

Заводоуправление трубочного завода - удачный случай, когда яркий памятник архитектуры доминирует над окружающим районом, не вступая в противоречие с позднейшими произведениями и не нарушая сложившейся до него исторической

застройки. Это произошло благодаря тому, что до 1910-х гг. застройки в этой части Пензы не велось вообще.

Таким образом показано, что на рубеже Х1Х-ХХ веков столичные архитекторы в Пензе оставили образцы стилевых направлений эклектики: неоренессанса (здание художественного училища, инж. Максимов), «кирпичного стиля» (здание женской гимназии, арх. Китнер), северного модерна (здание банка, арх. фон Гоген), и неоклассицизма (здание трубочного завода, арх. Апышков). Кирпичный стиль был подхвачен местными архитекторами, построившими здания мясного и рыбного рынков, медучилище на ул. Лермонтова. Элементы модерна также прослеживаются в архитектуре некоторых зданий Пензы, например - театр кукол «Орленок» на центральной улице Московской.

Источники иллюстраций

Рис. 1. Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 18421892 гг. СПб.: Типо-Литография Н.Л. Пентковского, 1893. С. 208. URL: https://vivaldi.nlr.ru/bx000050223/view/#page=223 (обращение 02.10.2022). Рис. 2. Пенза. Листая старый альбом... Фотографии 1860х-1910х гг. /автор-составитель Игорь Шишкин. 2012. С. 89.

Рис. 3. Димаков Д.Н. Пензенское художественное училище. Из 19 века в 21. Живые

традиции: альбом. Пенза: АО «Областной издательский центр», 2018. С.10.

Рис. 4. Автор фото Санталов Д.О. (2018 г.) URL:

https://sterh1973.liveiournal.com/338006.html (обращение 02.10.2022).

Рис. 5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Китнер,_Иероним_Севастьянович

Рис. 6. а) Пенза. Листая старый альбом... Фотографии 1860х-1910х гг. / автор-

составитель Игорь Шишкин. 2012. С. 120. вставка i/VI.

б) Дицман П., Лапшина Е. Архитектура учебных заведений города Пензы // Реабилитация жилого пространство горожанина: матер. IX междунар. Науч-практ. конф. им. Е. Талина. Пенза: ПГУАС, 2013. C. 48; б) URL: https://old-penza.liveiournal.com/2431.html (обращение 12.10.2022).

в) URL: http://inpenza.ru/pervaya-penzenskava-zhenskava-gimnaziya/ (обращение 12.10.2022).

Рис. 7. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гоген, Александр Иванович фон (обращение 12.10.2022).

Рис. 8. а) Пенза. Листая старый альбом... Фотографии 1860х-1910х гг. / автор-составитель Игорь Шишкин. 2012. С. 44. Рис. 8 б); 10 а,б); 11. [12]. Рис. 8. в) [9].

Рис. 9. а) URL: https://www.tripadvisor.ru/Attraction Review-g735999-d2603901-Reviews-The Penza Regional Art Gallery of K A Savitskiy-Penza Penza Oblast Volga District.html (обращение 15.10.2022); б) [11].

Рис. 12. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Апышков, Владимир Петрович Рис. 13. Фотографии авторов.

Рис. 14. URL: https://www.citywalls.ru/photo40403.html (обращение 03.11.2022).

Список источников

1. Акиньшин А. Найти имена зодчих // Пензенская правда. 1985. 8 августа.

2. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины Х1Х-начала XX века: Справочник / Междунар. благотворит. фонд спасения Петербурга-Ленинграда, Гос. музей истории

Санкт-Петербурга; [Авт.-сост. А.М. Гинзбург, Б.М. Кириков]; под общ. ред. Б.М. Кирикова. Санкт-Петербург: Пилигрим, 1996. 395 с.

3. Белохвостиков Е.П. Архитекторы старой Пензы. Пенза, 2010. 273 с.

4. Бобров В.Д. Особняк Кшесинской / В.Д. Бобров, Б.М. Кириков. Санкт-Петербург: Белое и черное, 2000. 176 с.

5. Пензенская энциклопедия / гл. ред. К.Д. Вишневский. Пенза: Министерство культуры Пензенской области. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. 759 с.

6. Дмитриев В.К. Архитекторы Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Корона принт, 2007. 336 с.

7. Зодчие Санкт-Петербурга: ХХ век [Текст]: сборник / сост. В. Г. Исаченко. Санкт-Петербург: Лениздат, 2000. 714 с.

8. Золотарева М. Такая большая Малая Охта. Новые ансамбли Ленинграда 1930-1950-х гг. // Архитектурный альманах. Вып.4, СПбГАСУ. Санкт-Петербург: НП-Прпинт, 2019. С. 162-179.

9. К проектам зданий Земельных банков в Самаре и Пензе // Зодчий. Санкт-Петербург, 1909. № 18. С. 194. URL: http://tehne.com/library/zodchiy-arhitektumyy-i-hudozhestvenno-tehnicheskiy-zhurnal-s-peterburg-1872-1924 (обращение 03.11.2022).

10. Кунките М.И. Созидатели Петербурга: Архитектурная династия Максимовых: к 100-летию со дня рождения В.А. Ильиной (Максимовой) // История Петербурга. 2009. № 6. С. 34-40.

11. Лапшина Е.Г. Альбом чертежей памятников архитектуры, истории и культуры Пензенского региона. Пенза: ПГУАС, 2019. 280 с.

12. Лапшина Е.Г. Архитектурное наследие А.И. Фон Гогена в первых проектах банков России начала 20 века: северный модерн / Е.Г. Лапшина, Н.А. Дьячкова // Актуальные проблемы науки и практики в различных отраслях народного хозяйства: сб. докладов IV Национальной научно-практической конференции. Часть 1 - Градостроительство и архитектура. Пенза: ПГУАС, 2021. С.51-58.

13. Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Пензенская область. (сб. науч.тр. НИИ культуры, №135). Москва, 1985. 182 с.

References

1. Akinshin A. Najti imena zodchih [Find the names of architects]. Penza Truth, 1985, August 8.

2. Ginzburg A.M., Kirikov B.M. Arhitektory-stroiteli Sankt-Peterburga seredinyXIX-nachala XX veka: Spravochnik [Architects-builders of St. Petersburg in the middle of the XIX-beginning of the XX century: a Handbook / Intern. does good. Petersburg-Leningrad Salvation Fund, State. Museum of the History of St. Petersburg]. St. Petersburg, 1996, 395 p.

3. Belokhvostikov E.P. Arhitektory staroj Penzy [Architects of old Penza]. Penza, 2010, 273 p.

4. Bobrov V.D., Kirikov B.M. Osobnjak Kshesinskoj [Mansion of Kshesinskaya]. St. Petersburg, 2000, 176 p.

5. Penzenskaja jenciklopedija [Penza encyclopedia. Ed. K.D. Vishnevsky]. Penza: Ministry of Culture of the Penza Region. Moscow: Great Russian Encyclopedia, 2001, 759 p.

6. Dmitriev V.K. Arhitektury Sankt-Peterburga [Architecture of St. Petersburg]. St. Petersburg, 2007, 336 p.

7. Zodchie Sankt-Peterburga: HH vek: sbornik [Architects of St. Petersburg: XX century: collection. Comp. V. G. Isachenko]. St. Petersburg, 2000, 714 p.

8. Zolotareva M. Takaja bol'shaja Malaja Ohta. Novye ansambli Leningrada 1930-1950-h gg. [Such a big Malaya Okhta. New Ensembles of Leningrad in the 1930s-1950s]. Architectural almanac. Issue 4, St. Petersburg, 2019, pp. 162-179.

9. K proektam zdanij Zemel'nyh bankov v Samare i Penze [To projects of buildings of Land banks in Samara and Penza]. Architect, 1909, no. 18, p. 194.

http://tehne.com/library/zodchiy-arhitekturnyy-i-hudozhestvenno-tehnicheskiy-zhurnal-s-peterburg-1872-1924

10. Kunkite M.I. Sozidateli Peterburga: Arhitekturnaja dinastija Maksimovyh: k 100-letiju so dnja rozhdenija V.A. Il'inoj (Maksimovoj) [The Creators of St. Petersburg: The Maksimov Architectural Dynasty: On the 100th Anniversary of the Birth of V. A. Ilyina (Maximova)]. History of St. Petersburg, 2009, no. 6, pp. 34-40.

11. Lapshina E.G. Al'bom chertezhej pamjatnikov Arhitektury, istorii i kul'tury Penzenskogo regiona [Album of drawings of monuments of architecture, history and culture of the Penza region]. Penza, 2019, 280 p.

12. Lapshina E.G., Dyachkova N.A. Arkhitekturnoye naslediye A.I.Fon Gogena vpervykh proektakh bankov Rossii nachala 20 veka: Severnyy Modern [Architectural heritage of A.I. von Hohen in the first projects of Russian banks at the beginning of the 20th century: Northern Modern. Actual problems of science and practice in various sectors of the national economy: collection of reports. IV National Scientific Conference. Part 1. Urban and Architecture]. Penza, 2021, pp. 51-56.

13. Materialy Svoda pamyatnikov istiorii I kul'tury RSFSR. Penzenskaya oblast' [Materials of the Code of RSFSR history and culture monuments. Penza region]. Moscow, 1985, 182 p.

ОБ АВТОРАХ

Лапшина Елена Геннадьевна

Кандидат архитектуры, профессор, заведующая кафедрой «Основы архитектурного проектирования», Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза, Россия; Член Союза архитекторов РФ elenlaps@mail.ru

Савельева Лариса Владимировна

Кандидат архитектуры, доцент кафедры «Информационные технологии в архитектуре», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия; Член Союза архитекторов РФ savelievalarisa@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS

Lapshina Elena G.

PhD in Architecture, Professor, Head of the Department «Fundamentals of Architectural Design», Penza State University of Architecture and Construction, Penza, Russia; Member of the Union of Architects of Russian Federation elenlaps@mail.ru

Savelieva Larisa V.

PhD in Architecture, Associate Professor at the Department of «Information Technology in Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia; Member of the Union of Architects of Russian Federation savelievalarisa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.