Вестник ТГАСУ №3, 2007
119
УДК 72.03
А.А. АРТЕМЬЕВА, аспирант,
ТОГУ, Хабаровск
СЕВЕРНЫЙ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Данное исследование обращено к архитектуре дальневосточных городов периода конца XIX - начала XX в. Этот период интересен тем, что в то время в дальневосточной архитектуре происходило становление различных стилистических направлений, среди которых особое место занимал модерн. На становление стилевой архитектуры в регионе оказали влияние столичные санкт-петербургские зодчие, которые были направлены на строительство новых городов. Благодаря этому в архитектуре дальневосточного модерна звучат ноты так называемого «северного» модерна.
К началу XX в. архитектурная среда городов Дальнего Востока, активно обустраивавшихся в ту пору, ещё не являла собой стилистически единого архитектурного целого. В ней происходило освоение стилей, появившихся в России во второй половине XIX в. Архитектура городов несла на себе отпечаток своего времени, часто называемого «эпохой многостилья», ставшего отражением общественного стремления к изменению и обновлению жизни. Ее характерными чертами было одновременное существование и развитие сразу нескольких стилевых направлений: эклектики, модерна и ретроспективизма (неостили), что соответствовало общей картине стилистического плюрализма, характерного для российской архитектуры рассматриваемого периода. С развитием строительства на дальневосточной земле всё большее внимание архитекторов и заказчиков привлекал модерн, пришедший сюда в начале 1900-х гг.
На Дальнем Востоке для модерна были свойственны некоторые специфические особенности, причины которых в целом были связаны с общим ходом развития дальневосточной окраины на рубеже XIX-XX вв. В целом ряде архитектурных памятников дальневосточного модерна заметно сходство с архитектурой «северного» модерна.
Причину этого явления следует искать в субъективных предпосылках возникновения и развития стиля модерн на Дальнем Востоке. Источником модерна в архитектуре российского Дальнего Востока является русская архитектура городов Северо-Восточного Китая (Харбин, Дальний, Порт-Артур), появившаяся на заре XX в. Деятельность российских зодчих в новых городах Маньчжурии была во многом аналогична работе петербургских архитекторов этого времени в области поисков нового стиля. Согласно исследованию С.С. Левошко, основной «костяк» архитектурно-строительных кадров КВЖД составляли выпускники Санкт-Петербургского института гражданских инженеров [1]. Хорошо знакомые с европейскими тенденциями нового стиля в архитектуре, они стали применять их на практике в Маньчжурии при возведении новых городов.
Значительная часть проектов для КВЖД разрабатывалась в Санкт-Петербурге. Например, известно, что в 1900-е гг. в этой работе принимали участие И.-Т.В. Подлевский, П.П. Кондратьев, А.И. фон Гоген, К.Г. Сколи-
© А.А. Артемьева, 2007
мовский, К.И. Штемпер. Столичным санкт-петербургским архитекторам принадлежали первые генеральные планы новых городов и проекты их основных зданий. Так, А.И. фон Гоген спроектировал здание Военного собрания и дом главного начальника Квантунской области Порт-Артура, П.П. Кондратьев выполнил проекты зданий гимназий для Харбина и Дальнего. Все они выдержаны в стилистике модерна. Оказавшиеся напрямую вовлечёнными в разработку проектов для КВЖД, некоторые крупные архитекторы северной столицы привнесли «новый стиль» в архитектуру городов Маньчжурии и тем самым внесли свой вклад в формирование модерна на Дальнем Востоке.
Из исследований Н.П. Крадина известно, что некоторые зодчие, приехавшие на строительство в дальневосточные города, имели столичную практику. Например, гражданский инженер С.А. Венсан, прежде чем попасть на Дальний Восток, несколько лет проработал в Петербурге [2]. Созданные им сооружения выделяются на фоне городской застройки Владивостока своей рациональностью, динамикой объёмно-пространственных композиций, применением в оформлении фасадов материалов различных фактур, традиционных для петербургского модерна.
После 1905 г. в дальневосточные города перебрались некоторые архитекторы, работавшие до этого в Маньчжурии: В.В. Плансон, А.К. Левтеев, С.А. Венсан, Б.М. Осколков. Благодаря им на Дальнем Востоке появились образцы архитектуры нового стиля, в которых наиболее отчётливо проступил ряд характерных черт санкт-петербургского модерна.
На протяжении 1900-1910-х гг. в дальневосточные города постоянно прибывали всё новые специалисты, прошедшие выучку в Санкт-Петербурге:
А.Р. Станкевич (областной инженер Амурской области с 1897 г.), В.К. Голь-денштедт (областной архитектор Приморской области с 1909 г.), В.А. Фёдоров (младший инженер строительного отделения Приморского областного правления с 1916 г.) и др. К сожалению, не все имена работавших в тот период инженеров и архитекторов удалось установить на сегодняшний день.
Таким образом, мы видим, что на стилистику модерна в дальневосточной архитектуре большое влияние оказала санкт-петербургская архитектурная школа. Приехав на строительство КВЖД, зодчие были уже подготовлены к восприятию нового стиля и использовали в своей практике его европейские традиции так, как это делали архитекторы Северной столицы. Затем, неся в себе те же тенденции, модерн перекочевал из российских городов Маньчжурии в российские дальневосточные города.
Рассмотрим характерные особенности модерна в архитектуре дальневосточных городов, несомненно, имеющие сходство с модерном Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербургскому модерну был свойственен определенный пластический язык, его стилевые свойства обнаруживают наибольшее сходство с общеевропейской тенденцией стиля. В этом городе, «больше других российских городов похожем на европейский» [3] (по словам Е.А. Борисовой и Г.Ю. Стернина), стилистика модерна опиралась на уже сформировавшееся архитектурное наследие, перекликавшееся с наследием североевропейской архитектуры. С самого начала развития стиля сооружения модерна в Санкт-
Петербурге были наделены чертами классической упорядоченности и шли на сближение с рационализмом.
В Санкт-Петербурге имела распространение определённая разновидность модерна, получившая у исследователей определение «северный мо-дерн»1. «Северный модерн» является романтической разновидностью «нового стиля» в Скандинавских странах, прежде всего в Финляндии2. В.В. Кириллов даёт следующее понятие северного модерна. Это неоромантический стиль начала XX в. в архитектуре Финляндии, Латвии, Санкт-Петербурга и частично Эстонии, который связан с обострённым эстетическим чувством «естественного» строительного материала и обращением к формам средневекового или народного зодчества стран Северной Европы, Прибалтики, Карелии» [4].
Характерные черты северного модерна: тяга к функциональности; тяжеловесность пропорций, стремление к выразительному силуэтному решению; рациональность художественного оформления, использование в отделке плоскостной, графичной орнаментики, контрастов фактур облицовочного кирпича и штукатурки, натурального камня и металла, стекла и майолики, своеобразный язык декоративных символов. В санкт-петербургском модерне сплелись скандинавские национальные истоки с классическим наследием города и современными поисками архитектуры, что повлекло за собой явление «интернационализации» его стилистики.
Целый ряд сохранившихся сооружений дальневосточных городов начала XX в. несёт в себе те же стилистические принципы формообразования и декоративного оформления, что и архитектура «северного модерна». Примечательно, что образцы такой архитектуры есть в каждом из рассматриваемых в исследовании городов. То есть черты северного модерна равномерно распространились по всей восточной окраине России. Большинство из них было создано в 1910-х гг.
В некоторых сооружениях присутствуют выраженные средневековые североевропейские черты, стилизованные в духе «северного модерна». В модерне северных европейских стран средневековая традиция отождествлялась с поисками собственного национального стиля. Художники и архитекторы, стремясь к возрождению собственных корней, разработали концепцию совершенно нового стиля. Он выразился в характерной пластике тяжеловесных и даже грубых форм, в своеобразном подходе к декоративному оформлению и т.д. Среди них можно отметить особняк Э.Г. Скрибановича (ул. Амурская, 188; 1912, рис. 1) и здание магазина братьев Платовых и ТД «И.Я. Чурин и Ко» в Благовещенске (ул. Амурская, 199; 1912, рис. 2).
1 В.Г. Лисовский, Е.И. Кириченко, В.И. Пилявский, Б.М. Кириков, В.В. Кириллов, В.С. Горюнов, М.П. Тубли.
2 По данным исследователя В.В. Кириллова, северный модерн как стиль окончательно сложился в Финляндии во второй половине 1890-х гг. С 1900 по 1905 гг. он уже оказывал влияние на расположенный по соседству Петербург // Архитектура «северного модерна». - М.: УРСС, 2001. - С. 106.
Рис. 1. Особняк Э.Г. Скрибановича в Благовещенске (1912 г.)
Вслед за постройками «северного модерна», в них присутствует характерная архаизированная упрощённость архитектурных форм, компактных и монолитных, сочетающихся с утрированными архитектурными элементами и крупным декором, отсылающими к средневековью. Так, например, динамичность силуэту дома Э.Г. Скрибановича придают высокие вытянутые ступенчатые фронтоны. Они оформлены на средневековый манер и сливаются с плоскостью фасада, который практически полностью лишен декора.
Рис. 2. Магазин братьев Платовых и ТД «И.Я. Чурин и К°» в Благовещенске (1912 г.)
В архитектурном решении здания магазина братьев Платовых и ТД «И.Я. Чурин и Ко» в Благовещенске использован оригинальный приём оформления фасадов с помощью характерных вертикальных выступов, напоминающих готические башни (или сильно стилизованные контрфорсы). Эти оригинальные элементы, имеющие закругление в верхней части, чередуются с островерхими завершениями простенков, придавая динамику общей композиции здания. Они имеют достаточно крупные пропорции относительно масштабов совсем небольшого сооружения, что создаёт впечатление подчёркнутой монументальности.
Как известно, образцы петербургской школы модерна, часто являвшие собой параллель работам финских архитекторов, отличались характерной динамикой объёмно-пространственных композиций. При кажущейся внешней простоте и строгости большинство из них обладали выразительным силуэтом, меняющим свои картины при обходе здания. За счёт остававшихся гладкими стен фасадов, не затронутых многочисленными мелкими деталями, в произведениях «северного модерна» достигалась высокая степень обобщённости и архитектурной простоты. Подобное отношение к пространственной и художественной организации архитектуры можно встретить и в некоторых дальневосточных сооружениях, например в здании училища памяти Отечественной войны 1812 года в Благовещенске (ул. Горького, 231; 1912, арх. Р.М. Блюм, рис. 3). Монолитность и цельность архитектурных масс в нём подчёркнута скруглёнными и срезанными углами, а также узкими вытянутыми окнами.
Рис. 3. Училище памяти Отечественной войны 1812 года в Благовещенске (1912 г.)
В архитектуре «северного модерна» немалое значение придавалось применению разнообразных фактур в отделке фасадов, так как фактура способна создавать специфический художественный образ, особое настроение за счёт своей поверхности и колорита. Особый смысл мастера «северного модерна» вкладывали в использование натуральных материалов - природного камня и дерева в связи с древнейшими скандинавскими культами обожествления природных сил (поклонение деревьям, камням, воде и пр.). Иногда
санкт-петербургские зодчие в облицовке зданий применяли различные техники обработки стеновой поверхности фасадов, создававшие иллюзию натуральной каменной облицовки.
Преемственный выбор имитации вместо натурального материала в дальневосточной архитектуре, скорее всего, был вызван экономическими соображениями, так как натуральные материалы в регионе были редкими и дорогостоящими. Тем не менее эти отделочные материалы олицетворялись с новой западной архитектурой и являлись средством символического выражения предпочтений заказчика всему самому современному и передовому. Такой приём можно встретить в отделке второго этажа особняка Максимовых в Хабаровске (ул. Истомина, 54; около 1907, рис. 4). Он украшен крупными рустами под натуральный камень, перекликающимися с оконными сандриками, выполненными в той же технике. Примечательно, что в его декоративное оформление, помимо «строгих» элементов в духе «северного модерна», включены ещё и накладные фрагменты восточного орнамента.
Рис. 4. Особняк Максимовых в Хабаровске (ок. 1907 г.)
В.В. Кириллов отмечает в своём исследовании, что среди архитектурных элементов декора «северного модерна» часто применялись «оригинальной формы колонны, которые порой выполняли и чисто утилитарную функцию (поддерживали антаблементы, карнизы и т.д.)». В петербургской архитектуре они могли вызывать различные ассоциации, начиная от египетских импровизаций и заканчивая «своего рода насмешкой над классикой» [5]. Примечательно, что дальневосточные сооружения, претендующие на родство с архитектурой «северного модерна», тоже обладают такими элементами декора. Небольшие
декоративные колонки, вставленные в специальные узкие ниши, украшают фасад дома Т.Д. Нино в Благовещенске. Колоннами оформлен балкон третьего этажа гостиницы «Эспланад» Г.Г. Лухта в Хабаровске, а другие миниатюрные колонны вписаны в гранитную облицовку её первого этажа.
Наиболее показательными примерами существования в архитектуре Дальнего Востока примет «северного модерна» являются хабаровские сооружения, принадлежавшие Г.Г. Лухту. Среди них упомянутый отель «Эспланад» (ул. Муравьёва-Амурского, 18; 1913, рис. 5). Неизвестный автор этой постройки достиг высокой выразительности стиля исключительно путём архитектурных форм. Геометрические, монолитные объёмы здания подчёркнуты большими гладкими плоскостями стен фасадов и разнообразно сгруппированными узкими высокими окнами. Основные членения уличных фасадов выделены широкими лопатками, а их декоративное оформление состоит в рустовке из рваного гранита, а также в использовании немногочисленных лепных украшений. Так, в верхней части главного уличного фасада «Эспланада» аттики боковых ризалитов отмечены рельефными вставками с характерным изображением северных птиц.
Рис. 5. Отель «Эспланад» Г.Г. Лухта в Хабаровске (1913 г.)
Генпланы хабаровских домов, некогда принадлежавших Г.Г. Лухту, датированы 1908-1909 гг. (в эти годы «северный модерн» уже оказывал заметное влияние на архитектуру Латвии, Эстонии и Петербурга). Известно, что домовладелец имел эстонское подданство3. Специфика архитектуры зданий, датировка проектов и происхождение владельца наталкивают на предположение, что их автором вполне мог оказаться прибалтийский архитектор либо зодчий
3 ГАХК, ф. 643, оп. 4, д. 34.
из Санкт-Петербурга. Уникальность здания гостиницы «Эспланад» подтверждает это предположение, поскольку аналогичной архитектуры в регионе более не встречается.
Таким образом, исследования ряда памятников подтверждают, что особенности дальневосточного модерна определились его заимствованиями элементов архитектуры «северного модерна». В общей архитектурной палитре строящихся городов Дальнего Востока, не обладавшей на тот момент определённой стилистической направленностью, модерн, как правило, стремился выявить себя в активности пластического решения фасада. Необычность и оригинальность сооружений в стиле модерн не оставляет равнодушными прохожих и обращает на себя внимание жителей и гостей городов и по сей день.
Библиографический список
1. Левошко, С.С. Русская архитектура в Маньчжурии. Конец XIX - первая половина XX в. / С.С. Левошко. - Хабаровск : Издательский дом «Частная коллекция», 2003. - С. 63.
2. Крадин, Н.П. Харбин - русская Атлантида / Н.П. Крадин. - Хабаровск : Издатель Хво-ров А.Ю., 2001. - С. 183.
3. Борисова, Е.А. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. - М. : Советский художник, 1990. - С. 51.
4. Кириллов, В.В. Архитектура «северного модерна» / В.В. Кириллов. - М. : УРСС, 2001. -С. 108.
A.A. ARTEMYEVA
«NOTHERN ART-NUEVO» STYLE OF THE ARCHITECTURE OF THE FAR EAST
The article is devoted to the architecture of the Far East cities at the end of the 19th and at the beginning of the 20th centuries. During this period the formation of new styles in architecture of the Far East was taking place, especially “modern” style. St. Petersburg architects taking part in the construction of these cities influenced on the development of the architecture of new cities. Therefore the elements of “northern art-nuevo” can be observed in the architecture of the Far East.
УДК 72.00 +721 011. 6
С.И. ЕВСТРАТЕНКО, доцент,
О. Т. ИЕВЛЕВА, докт. техн. наук, профессор,
ИАрхИЮФУ, Ростов-на-Дону
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПЛАСТИЧЕСКИХ ФОРМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ФАСАДАХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ ПРИ ТРАНСФОРМАЦИИ ИХ ПЕРВЫХ ЭТАЖЕЙ
В связи с освоением первых этажей исторических зданий и размещением в них объектов общественного назначения на фасадах появляются новые элементы, которые были
© С.И. Евстратенко, О.Т. Иевлева, 2007