Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРС
I __I
Э.А. ЛАЗАРЕВА
(Уральская государственная архитектурная академия г. Екатеринбург, Россия)
УДК 81 ’27 ББК Ш107
АРХИТЕКТОНИКА ДИСКУРСА ИНТЕРНЕТА1
Аннотация: В статье предлагается модель построения семиотического континуума дискурса Интернета. Основными свойствами данного континуума являются, по мнению автора, сегментация и интеграция, что требует использования специальны« средств оптимизации восприятия.
Ключевые слова: структура дискурсивного комплекса Интернета, сегментирующие связи Интернет-произведений.
Интернет, Всемирная сеть, генерирует всю информацию об окружающем мире, бытующую в окружающем нас мире, предназначенную для ориентации в нем и действий по его изменению. Существование данного семиотического континуума настоятельно требует теоретического обоснования этого явления, изучения его структурного облика и вскрытия сущностных черт этого объекта. Во многом сказанное касается огромного класса произведений, бытующих в Интернете и предназначенных для формирования информационного поля этого современного средства массовой коммуникации. Прежде чем обратиться формулированию характерных признаков архитектоники дискурса Интернета, его характерных черт, сформулируем ключевые понятия, отражающие основные свойства этого дискурсивного образования. Ключевыми, определяющими для формирования облика данного дискурса, сложного системного объекта, являются две оппозиции: 1) сегментация - интеграция и 2) реальное - виртуальное. Учитывая эти, оппозитивно связанные свойства, изложим наши размышления об архитектонике (структуре) дискурса Сети.
Во многом мы будем апеллировать к известным теориям Р. Барта, предвосхитившим появление данного текстового, дискурсивного явления. Разговор об архитектонике дискурса Всемирной сети прямо соот-
1 Материалы подготовлены в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ (проект 6.2985.2011 «Политическая метафорология»).
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
носится с размышлениями Р. Барта, касающимися синтаксиса повествовательного текста, его грамматики, которые определяют принцип объединения единиц друг с другом. Р. Барт говорит: «Именно лингвистика с самого начала способна дать структурному анализу повествовательных текстов то основополагающее понятие, которое позволяет объяснить само существо всякой знаковой системы - ее организацию. Функциональный анализ может считаться завершенным только тогда, когда путем последовательного укрупнения единиц мы сумеем перейти от сигареты Дюпона к схватке Бонда с Г олдфингером: в этом случае пирамида функций соприкоснется со следующим уровнем повествовательного текста (уровнем Действий)» [Барт 1987: 411].
Опять сошлемся на работы французского семиотика. При построении структуры дискурса Интернета важно учитывать постоянное сосуществование, взаимодействие противоположных тенденций к интеграции информации и, в то же время, к ее сегментированию. Р. Барт излагает свое понимание общей структуры текста (в работах ученого -это структура повествовательного текста, определяющая его синтаксис), соответствующей структуре языка: «Естественный язык можно определить как продукт взаимодействия двух основополагающих механизмов: с одной стороны, это механизм членения, или сегментации (который приводит к появлению дискретных единиц (форма, по Бенвенисту), с другой, - механизм интеграции (подчеркнуто нами. -Э.Л.), включающий эти единицы в состав единиц более высокого уровня (смысл). Такой же двуединый механизм можно обнаружить и в языке повествовательных произведений; здесь тоже происходят процессы членения и интеграции, здесь тоже есть форма и есть смысл» [Барт 1987: 420]. Приведенные замечания Р. Барта представляются нам ценными для теории Интернет-дискурса, поскольку именно данный механизм сочетания «сегментация-интеграция» является определяющим при формировании всех произведений любого знакового оформления, помещенных в Сети.
Общее свойство семиотического континуума, такое как интеграция-сегментация информации, имеет разные проявления в зависимости от свойств той системы, применительно к которой оно рассматривается. В произведениях, помещенных в Сети, наблюдается кардинальная оппозиция «реальное - виртуальное», определяющая процессы сегментации-интеграции. Речь идет о представленных вариантах расположения квантов информации: в реально существующем облике или как виртуально выраженных. Противопоставление это релевантно для рассматриваемого информационного канала и определяет постоянное
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
сосуществование, чередование реально существующих и виртуальных, «спрятанных в Сети» текстов.
Взаимодействующие произведения-тексты могут быть размещены на плоскости и в ее глубине. Такое кардинальное свойство определяет наличие двух групп проявлений членения / соединения в континууме. В данном случае рассматриваются сегментирующе-интегратив-ные процессы, касающиеся субдискурсов двух групп: А и Б.
Г руппа А объединяет в себе соединение и расчленение информации на плоскости, в модуле, проявляющемся, видимом пользователю Интернета. Дискурс, визуально представленный, расположен на плоскости и состоит из огромного множества взаимосвязанных произведений. Это «Текст в тексте», «Текст за текстом», «Текст над текстом». Плоскостное, модульное интертекстуальное взаимодействие имеет композиционно-пространственный характер. Оно хорошо известно при восприятии газетного издания, где отдельные тексты связаны на общем пространстве комплексного текста отношениями интеграции-сегментации. Именно там в полной мере проявляются все сегментирующие возможности произведений, а также их способность интегрироваться в составе целого.
Группа Б включает в себя виртуальные произведения, находящиеся в глубине трехмерного пространства Сети. В составе виртуального произведения присутствуют субдискурсы, имеющие глубинное, реально-виртуальное положение. О таких произведениях мы говорим в коллективной монографии о тексте [Текст в коммуникативном пространстве современной России 2011].
Виртуальный текст в интер-пространстве», когда произведение существует в глубинном измерении гипертекста и его можно «вызвать», «кликнуть», то есть активизировать для восприятия с использованием разных способов дискурсивной защиты, это погруженный Интернет-дискурс, составные части которого имеют виртуальный характер. Субдискурсы, составляющие такой речевой объект, расположены в глубине Сети и подчиняются собственным законам построения информационного пространства. Именно такие дискурсы определяются словами Р. Барта. Это идеальный текст, пронизанный сетью переплетенных внутренних ходов. Сущность этих произведений выявляется с учетом теории интертекста. При их описании обращает на себя внимание компрессированный характер данного текста, его неполнота, что означает обязательную опору на виртуальные произведения, «спрятанные» в глубине информационного поля. Представляется, что адекватным схематическим рисунком структуры такого типа будет трехмерный объемный макет, дерево.
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
Важной является проблема выявления тех сегментирующих связей, которые формируют структуру дискурсивного комплекса Интернета. Субдискурсы в составе основного, главного составного дискурса составляют пучок связанных между собой текстов (дискурсов, произведений), относящихся к той же предметно-информационной области и раскрывающих ее. Такая дискурсивная комплексная система строится как единое целое, состоящее из многих компонентов, выраженных разными кодами. Всемирная Сеть образует сетевое пространство, внутри которого разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации.
Сегментация/интеграция семиотического континуума - свойство, направленное на потребителя информации, а это требует использования специальных средств оптимизации восприятия. Что касается субдискурсов модульного, плоскостного типа, расположенных на визуально воспринимаемом поле компьютера, то они построены аналогично привычным «бумажным» текстам, поэтому там применяются известные способы интеграции / сегментации континуума. Глубинное, реально-виртуальное взаимодействие требует системы ссылочноотсылочных средств дискурсивной защиты, когда «спрятанное» компрессированное произведение «находится», активируется путем применения средств компьютерного заголовочного комплекса. Свойство дискурса, направленного на информирование пользователя, прямо обусловливает необходимость широкого применения средств оптимизации самого процесса поиска информации и сохранения ее - мы предложили назвать их средствами дискурсивной защиты. Использование таких элементов связано с особенностями текстов Интернета: внутри сетевого пространства разворачивается процесс не линейной, а пространственной и многомерной коммуникации - говорится в монографии «Текст в коммуникативном пространстве современной России» [Текст в коммуникативном пространстве современной России 2010].
Нам представляется продуктивным обращение к теоретическим разысканиям A.A. Реформатского относительно теории книги, где предложена Теория защит - специальных параграфемных и пространственно-композиционных средств, применяемых для активизации позиции адресата, выявление семантических элементов произведения и облегчение понимания текста. Мы предлагаем назвать их средствами дискурсивных защит [Лазарева 2010]. По нашим наблюдениям, в Интернет-дискурсе используются следующие средства дискурсивной защиты: сегментация информации, компрессия информации, повторы разных типов, ссылки и отсылки, семиотическое варьирование, внутренняя политекстуальность. Теория дискурсивных защит имеет бога-
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
тые перспективы и требует отдельной специальной разработки. В качестве итогового рассуждения скажем, что в настоящей работе предложена модель построения семиотического континуума дискурса Интернета. Перспектива данного исследования - развертывание модели путем подробной разработки составляющих ее компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987.
Лазарева Э.А. Дискурсивные защиты как фактор построения Интернет-коммуникации // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - Екатеринбург, 2010. Вып. 8.
Текст в коммуникативном пространстве современной России. - Барнаул,
2011.
© Лазарева Э.А., 2012