Научная статья на тему 'Архипастырская деятельность архиепископа Палладия (Шерстенникова) в Иркутской и Читинской епархии'

Архипастырская деятельность архиепископа Палладия (Шерстенникова) в Иркутской и Читинской епархии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
митрополит Палладий / епархия / Иркутск / сибирские святители / снятие судимости / Metropolitan Palladiy / diocese / Irkutsk / Church history / Siberian saints / removal of criminal record

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаушкин Алексей Александрович

Статья посвящена архипастырской деятельности митрополита (до 1968 г. архиепископа) Палладия, иерарха Русской Православной Церкви XX в. Целью исследования стало рассмотрение аспектов служения владыки Палладия в Иркутской и Читинской епархии. Владыка почитал и изучал жития сибирских святых, строго следил за исполнением духовенством своих обязанностей, призывал паству не оставаться в стороне от общественно-политической жизни страны. Иерарх с любовью относился к пастве, наставлял священников, следил за тем, чтобы те были в курсе событий современной жизни. Большой интерес у архиепископа вызывали отечественные научные достижения. Владыка нередко посещал Иркутский планетарий, слушал лекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лаушкин Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archpastoral Activities of Archbishop Palladiy (Sherstennikov) in the Irkutsk and Chita Diocese

The article is devoted to the archpastoral activities of Metropolitan (Archbishop until 1968) Palladius, hierarch of the Russian Orthodox Church of the XX century. The aim of the study was to examine the aspects of the ministry of Vladyka Palladium in the Irkutsk and Chita dioceses. He honored and studied the lives of Siberian saints, strictly monitored the performance of their duties by the clergy, urged the flock not to stay away from the social and political life of the country. The hierarch treated the flock with love, instructed the priests, made sure that they were aware of the events of modern life. The Archbishop was greatly interested in domestic scientific achievements. Vladyka often visited the Irkutsk Planetarium and listened to lectures.

Текст научной работы на тему «Архипастырская деятельность архиепископа Палладия (Шерстенникова) в Иркутской и Читинской епархии»

DOI: 10.24411/2686-9497-2020-10021

А. А. Лаушкин

Архипастырская деятельность архиепископа Палладия (Шерстенникова) в Иркутской и Читинской епархии

Аннотация:

Статья посвящена архипастырской деятельности митрополита (до 1968 г. архиепископа) Палладия, иерарха Русской Православной Церкви XX в. Целью исследования стало рассмотрение аспектов служения владыки Палладия в Иркутской и Читинской епархии. Владыка почитал и изучал жития сибирских святых, строго следил за исполнением духовенством своих обязанностей, призывал паству не оставаться в стороне от общественно-политической жизни страны. Иерарх с любовью относился к пастве, наставлял священников, следил за тем, чтобы те были в курсе событий современной жизни. Большой интерес у архиепископа вызывали отечественные научные достижения. Владыка нередко посещал Иркутский планетарий, слушал лекции.

Ключевые слова: митрополит Палладий, епархия, Иркутск, сибирские святители, снятие судимости

Митрополит Палладий — один из ярких представителей Русской Православной Церкви. Его активная архипастырская деятельность способствовала укреплению и сохранению церковной жизни в России в XX в.

Будущий владыка родился в 1896 г. в семье священника, получил духовное образование, служил в армии. В 1921 г. решил посвятить свою жизнь Богу, стал иеромонахом. В 1924 г. был возведен в сан архимандрита, а в 1930 г. — в сан епископа. Архипастырская деятельность митрополита Палладия была довольно многообразной. До конца 40-х гг. XX в. владыка управлял Елабужской, Ржевской, Олонецкой и Петрозаводской, Калининской и Великолукской, Семипалатинской и Павлодарской, Омской и Тюменской епархиями.

21 февраля 1949 г., находясь в сане архиепископа, владыка Палладий был назначен на Иркутскую и Читинскую кафедру [7, л. 5]. Предшественник владыки, архиепископ Ювеналий (Килин), возглавлял Иркутскую и Читинскую епархию с 1948 по 1949 г. [13, с. 20]. Владыка Ювеналий был активным служителем Церкви. Благодаря его усилиям в Иркутске стала издаваться газета «Бюллетень церковной жизни Иркутской епархии». Кроме

того, был отремонтирован Троицкий храм, возобновивший богослужения в 1948 г. [13, с. 170]. Однако в 1949 г. по решению властей Троицкую церковь закрыли, и в храмовом помещении разместился городской планетарий [13, с. 174].

Приехав в Москву в феврале 1949 г., архиепископ Ювеналий неожиданно подал прошение Патриарху Алексию I о переводе на другую кафедру. По официальной версии причиной такого шага владыки стали неподходящие для его здоровья климатические условия города Иркутска [4, л. 8]. Прошение архиепископа Ювеналия было сразу удовлетворено [13, с. 174]. Он был перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру, а Омского архиепископа Палладия перевели в Иркутскую и Читинскую епархию.

Прихожанка Знаменской церкви Иркутска вспоминала: «Узнав о прибытии поезда, в котором должен был приехать владыка, вышли его встречать небольшой общиной верующих. Ожидали встретить такого строгого старца с жезлом. Но вот из вагона быстро, по-мальчишески, на перрон вышел навстречу нам совсем еще молодой человек — епископ Палладий... Он был молодой, очень деятельный. Быстро налаживал духовную жизнь. Ремонтировал, реставрировал, строил, делал росписи, к большой радости Иркутской общины верующих» [12, с. 129].

Приехав в Иркутск, владыка Палладий сразу начал духовно укреплять свою паству. Он обратил внимание на то, что среди верующих стали распространяться «небесные письма» мистического содержания, как бы посланные Богородицей или Иисусом Христом. Получателю рекомендовалось встать на путь истинный, сделать определенное количество копий и разослать их другим лицам. Переписчикам обещались земные и небесные блага, защита от грядущих ужасов. Говорилось и о том, что, если получатель не подчинится требованию письма, его ожидает несчастье [8, л. 2].

Архиепископ Палладий разослал настоятелям всех храмов епархии следующее распоряжение: «Наш пастырский долг предупреждать верующих об этих проделках анонимных авторов. предупреждайте вверенную вам паству об этих письмах и в проповедях с церковного амвона и при всяком ином удобном случае объясняйте пасомым не только о бесполезности этого легкого способа спасения, но и вредности его в деле спасения. Опасны эти письма и для общественного благополучия, ибо они вносят смуту в души простецов-верующих» [8, л. 2]. Архиепископ Палладий старался оградить верующих от опасных заблуждений.

Владыка обратил внимание на то, что в его епархии нет почитания местных святых — сибирских святителей. Он пишет: «Святителя Иннокентия еще кое-где вспоминают, а других — святителей Софрония и Иоанна и совсем. не знают их» [8, л. 8]. В своем архипастырском наказе владыка Палладий делает распоряжение совершать всенощное бдение накануне дней

памяти Иннокентия Иркутского, Софрония Иркутского и Иоанна Тобольского, в сам день праздника служить литургию и по ее окончании — молебен празднуемому сибирскому святителю.

Архиепископ Палладий очень активно интересовался житиями сибирских святителей и собирал данные об их жизни и служении. В архиве владыки Палладия были обнаружены Иркутские епархиальные ведомости от 30 апреля 1866 г. № 17 с житием святителя Иннокентия Иркутского, листовка с церковным церемониалом 1872 г., распространявшаяся при перенесении святых мощей святителя и чудотворца Иннокентия, газета «Власть труда» № 361 (237) от 26 января 1921 г. с информацией о вскрытии мощей святителя Иннокентия, а также другие источники с поучениями и кратким житием святителя Иннокентия Иркутского [9, л. 1-19]. Кроме того, владыка Палладий собирал материалы для богослужения святителю Иоанну Тобольскому, для текстов Гефсиманского чина погребения Пресвятой Богородицы и православного чина отпевания инославных [10, л. 18-33].

Когда владыка Палладий узнал, что при совершении богослужений духовенство епархии допускает некоторые ошибки литургического характера, он сразу предпринял соответствующие меры. В своем очередном письме к настоятелям храмов архиепископ указал на то, что священнослужители добавляют лишние слова в заамвонную молитву, не знают порядок заупокойной литии и не поминают сибирских святителей на молитвах «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Владыко Многомилостиве...» [8, л. 9]. Владыка разослал во все храмы порядок всенощного бдения с рядом примечаний, в которых внимание обращалось на неточности, допускаемые священнослужителями при совершении всенощной [8, л. 10].

Архиепископ Палладий был небезразличен к общественно-политической жизни государства. В своем архипастырском наказе он призвал участвовать в выборах и мирян, и пастырей епархии. Иерарх писал: «Не должно быть ни одного клирика и ни одного рядового верующего, которые не использовали бы свое право избирать депутатов в высший орган советской власти нашей Родины» [8, л. 1]. Возможно, это была попытка архиепископа Палладия примирить Русскую Православную Церковь с действующей атеистической советской властью.

Представители власти Иркутска с уважением относились к владыке Палладию. Иркутский уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви И. Ф. Голубев писал: «По отзывам духовенства, Палладий, более чем Ювеналий, требователен к духовенству, пользуется авторитетом. Среди верующих имеются недовольные, называя его "советским" епископом. Не в пример Ювеналию, выезды в район совершает без особой торжественности, на приеме у меня бывает без сопровождающих. Бюллетень своей деятельности не печатает. Нарушений закона о Церкви не допускает

и по многим своим мероприятиям предварительно обращается к уполномоченному» [11].

9 июня 1949 г. архиепископ Палладий был назначен временно управляющим Хабаровской епархией, в которую входила Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Якутская АССР, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области [11]. Вплоть до 1988 г. иркутские архиереи управляли территорией, протяженность которой составляла 4 млн км2 [11].

Указом Святейшего Патриарха Алексия I от 12 февраля 1951 г. архиепископ Палладий был удостоен права ношения креста на клобуке за беспорочное 30-летнее служение в священном сане [2, л. 1].

8 марта 1953 г. владыка Палладий участвовал в возложении венка от Русской Православной Церкви ко гробу И. В. Сталина, о чем свидетельствует мартовский номер Журнала Московской Патриархии от 1953 г. [1, с. 9]. Архиепископ Анатолий (Кузнецов), бывший в то время иподиаконом у владыки Палладия, рассказывал об этом событии: «На похоронах Сталина в марте 1953 г. присутствовала делегация от Русской Православной Церкви в составе пяти человек, в которую также входил архиепископ Иркутский Палладий. Владыка прибыл в Москву на синодальную сессию как временный член Священного Синода еще до смерти Сталина. Когда Сталин умер, в состав делегации включили архиереев, которые находились в Москве. Владыка потом этому случаю удивлялся и считал его промыслительным: он восемь лет пробыл на Колыме, а потом стоял у гроба человека, именем которого все это совершалось» [15, с. 23].

Владыка Палладий старался наладить мирные отношения между Церковью и властью. Новый иркутский уполномоченный по делам Русской Православной Церкви И. Т. Житов в своем отчете за 1955 г. писал: «У меня с архиепископом по деловым вопросам контакт. Он воспринимает мои замечания и указания» [16, с. 276]. Кроме того, чиновник отмечал большую работоспособность архиепископа Палладия: «Я не могу привести фактов обогащения архиепископа в результате выездов по епархии. Проявляет заботу по благоустройству церквей. В отпуске не бывает, на курорты не ездит» [4, л. 21].

В 1955 г. архиепископ Палладий ходатайствовал в Президиум Верховного Совета РСФСР о снятии своей судимости. Владыка был осужден 4 марта 1940 г. по статье 58 пунктам 10 и 11 УК РСФСР и приговорен к лишению свободы на 8 лет и отбыванию срока в исправительно-трудовом лагере [3, л. 4]. Архиепископ Палладий указал в своем заявлении, что наличие судимости не дает ему возможности побывать в пограничных районах Иркутской епархии и создает неудобства при посещении сессий Священного Синода в Москве. В заявлении владыки говорилось не только о проблеме с ограниченным паспортом. Иерарха сильно беспокоили моральные переживания, связанные с судимостью [3, л. 3].

В Президиум Верховного Совета РСФСР была также отправлена характеристика архиепископа Палладия, написанная И. Т. Житовым — уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви при Иркутском облисполкоме. В этом документе И. Т. Житов подчеркнул лояльность владыки и к советской власти, и к ее мероприятиям [3, л. 13]. Из характеристики следовало, что иерарх регулярно выписывает издания «Правда», «Известия», «Огонек», «Наука и техника» и др. [3, л. 4]. Благодаря чтению периодической печати архипастырь много узнает об общественно-политической жизни Советского Союза. И. Т. Житов указал и на то, что владыка Палладий не только служит в Церкви, но и ведет борьбу с нарушителями и призывает людей к честной трудовой деятельности и к самоотверженной защите Родины [3, л. 4]. По характеристике архиепископа Палладия можно заключить, что владыка поддерживал хорошие отношения с уполномоченным Совета по делам Русской православной церкви в Иркутске.

Помимо вышеперечисленных документов в Президиум Верховного Совета РСФСР была предоставлена характеристика на архиепископа Палладия, составленная управляющим делами Московской Патриархии протопресвитером Николаем Колчицким. Чиновник писал: «По своей службе, как управляющий Иркутской и Читинской епархией, архиепископ Палладий не имел никаких взысканий, выговоров и с должным вниманием и усердием относился к исполнению своих архипастырских обязанностей» [3, л. 14]. Отец Николай Колчицкий много сделал для того, чтобы архиепископ Палладий был освобожден от судимости. Это подтверждают строки из письма иерарха: «Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец протопресвитер Николай Федорович! Сегодня у меня радостный день, и этой радостью я хочу поделиться с теми, кто в той или иной мере содействовал мне в деле реабилитации. И, прежде всего, мой благодарный взор обращается к Вам» [3, л. 3]. В 1956 г. судимость с владыки Палладия была снята. Архипастырь получил право беспрепятственно посещать приграничные районы епархии.

Архиепископ Палладий проявлял заботу о пастве, давал ценные наставления священникам.

Известен следующий случай. Когда протоиерей Николай Миронович, отсидев свой срок в лагерях, вышел на свободу в декабре 1956 г., он не смог возвратиться на свой приход в Литве из-за препятствующих действий властей и обратился за помощью к владыке Палладию. Иерарх принял протоиерея с любовью и дал ему совет: «Поезжайте в Якутию. Там все разваливается. Народ Вас полюбит» [14, с. 49]. Затем владыка Палладий снял с себя бархатный подрясник и надел его на о. Николая Мироновича.

Стоит отметить, что архиепископ Палладий совершал мало рукоположений. По словам инспектора Совета А. П. Исаева, за все время управления

епархией иерарх рукоположил только 5 человек [11]. Скорее всего, в то время лишь немногие осмеливались связать свою жизнь с Церковью. Поэтому кандидатов на рукоположение почти не было. Позднее, пребывая на Орловской и Брянской кафедре, иерарх с горечью скажет: «Отсутствие кадров — это самая большая печаль архиерея и прихожан... Прибывающие из других епархий в большинстве случаев оказываются неподходящими кандидатами, порочной жизни люди» [6, л. 5].

Особый интерес у архиепископа Палладия вызывали научные достижения Советского Союза. После запуска в космос первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. иерарх посетил Иркутский планетарий, находившийся в здании Троицкой церкви. Там архипастырь прослушал лекцию на тему «Было ли начало, будет ли конец» и сделал запись в книге посетителей: «29.10.1957. Сегодня впервые я и мои сослуживцы побывали в планетарии, предупредительный прием администрации и дирекции нас пленили, а данные науки не смутили. Спасибо. Архиепископ Палладий» [13, с. 175]. По словам уполномоченного по делам Русской православной церкви И. Т. Житова, иерарх сказал: «Где Библия поставила точку, там наука идет вперед» [11].

Владыка Палладий строго следил за тем, чтобы представители духовенства были в курсе событий современной жизни. Архипастырь наставлял священников Иркутской и Читинской епархии читать газеты и слушать радио [4, л. 19]. Один раз в неделю иерарх устраивал в приемной канцелярии епархиального управления просмотры кинокартин. Часто на киносеансы приходили священники Знаменского собора и Крестовской церкви Иркутска [4, л. 21].

На заседании Священного Синода от 20 февраля 1958 г. архиепископ Палладий был назначен управляющим Саратовской и Вольской епархией [5, с. 5].

Итак, на Иркутской земле архиепископ Палладий развернул активную деятельность. Он укреплял духовную жизнь верующих, препятствуя распространению «небесных писем», развивал традицию почитания сибирских святых, требовал от священников соблюдать все правила при совершении богослужений, умело контактировал с властями, призывал паству участвовать в общественно-политических событиях страны. Владыка Палладий смог добиться снятия с себя судимости, что помогло ему расширить поле своей архипастырской деятельности. Архиепископ Палладий много сделал на благо Русской Православной Церкви за время своего служения на Иркутской и Читинской земле. Позже иерарх был управляющим Саратовской и Вольской, Куйбышевской и Ульяновской, Орловской и Брянской епархиями. В биографии архипастыря осталось еще немало интересных периодов, заслуживающих подробного исследования.

Источники и литература

1. Возложение венка от Русской Православной Церкви ко гробу И. В. Сталина // Журнал Московской Патриархии. 1953. № 3. С. 9.

2. Грамота Московского Патриарха Алексия I (Симанского) о присвоении архиепископу Палладию права ношения креста на клобуке за беспорочное 30-летнее служение Церкви в священном сане от 12 февраля 1951 г. // Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. Р-4335. Оп. 1. Д. 36.

3. Дело о снятии судимости с архиепископа Иркутского и Читинского Палладия, осужденного постановлением Особого совещания при НКВД от 4 марта 1940 г. по ст. 58, п. п. 10-11 УК РСФСР на 8 лет исправительно-трудовых лагерей // ГАОО. Ф. Р-4335. Оп. 1. Д. 37.

4. Митрополит Орловский и Брянский Палладий (Шерстенников Павел Александрович) // ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 178.

5. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. 1958. № 3. С. 5.

6. Отчеты Орловского епархиального управления за 1970-1975 гг. // ГАОО. Ф. Р-4330. Оп. 1. Д. 262.

7. Послужной список Архиепископа Саратовского и Сталинградского Палладия // Архив Орловской митрополии.

8. Постановление Московского Патриарха Алексия I и Св. Синода, выписка из журнала заседания Св. Синода о выражении признательности РПЦ правительству страны за благожелательное к ней отношение., архипастырские наказы Палладия духовенству епархий // ГАОО. Ф. Р-4335. Оп. 1. Д. 1.

9. Публикации о жизни и служении первого Иркутского и Нерчинского епископа Иннокентия // ГАОО. Ф. P-4335. Оп. 1. Д. 41.

10. Тексты церковных служб: Успению Пресвятой Богородицы и Святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всея Сибири Чудотворцу, отпевания инославных по православному чину // ГАОО. Ф. Р-4335. Оп. 1. Д. 43.

11. Бажков, С., свящ. Иркутская епархия в советский период / свящ. С. Бажков / Pravo-slavie.ru. URL: https://pravoslavie.ru/44165.html (дата обращения: 06.02.2020).

12. Ганженко, Е. Тайна старого камня / Е. Ганженко // Сибирь. 2008. № 5. С. 113-139.

13. Дулов, А. В. Иркутская епархия в XVIII — нач. XX в. / А. В. Дулов. Иркутск, 2013.

14. Зосима (Давыдов), еп. Якутский протоиерей Николай Миронович / еп. Зосима (Давыдов) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 2 (35). С. 32-51.

15. Коротаева, Г. В. Сибирские архипастыри XX в. / Г. В. Коротаева // Православный Просветитель. 2016. № 2 (94). С. 22-23.

16. Подмарицын, А. Г. Митрополит Палладий (Шерстенников) — архиерей РПЦ 30-х — середины 70-х гг. XX в. / А. Г. Подмарицын // Модернизация культуры: порядки и метаморфозы коммуникации. Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Самара, 2015. С. 273-279.

References

1. Vozlozhenie venka ot RusskoiPravoslavnoi Tserkviko grobu I. V. Stalina [Laying a Wreath from the Russian Orthodox Church to the Tomb of I. V. Stalin]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate. 1953. No. 3. P. 9.

2. Gramota Moskovskogo Patriarkha Aleksiia I (Simanskogo) o prisvoenii arkhiepiskopu Palladiiu prava nosheniia kresta na klobuke za besporochnoe 30-letnee sluzhenie Tserkvi v sviashchennom sane ot 12 fevralia 1951 g. [Certificate of Moscow Patriarch Alexy I (Simansky) on the Assignment to Archbishop Palladiy of the Right to Wear the Cross on the Hood for the Immaculate 30-year Service of the Church in the Holy Dignity of February 12, 1951]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock P-4335. L. 1. Dos. 36.

3. Delo o sniatiisudimostis arkhiepiskopa Irkutskogo i Chitinskogo Palladiia, osuzhdennogo postanovleniem Osobogo soveshchaniia pri NKVD ot 4 marta 1940 g. po st. 58, p. p. 10-11 UK RSFSR na 8 let ispravitel'no-trudovykh lagerei [The Case of the Removal of a Criminal Record from the Archbishop of Irkutsk and Chita Palladiy, Convicted by the Decision of the Special Meeting at the NKVD of March 4, 1940 under Art. 58, p. 10-11 of the Criminal Code of the RSFSR for 8 Years of Forced Labor Camps]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock P-4335. L. 1. Dos. 37.

4. Mitropolit Orlovskii i Brianskii Palladii (Sherstennikov Pavel Aleksandrovich) [Metropolitan Oryol and Bryansk Palladiy (Sherstennikov Pavel Alexandrovich)]. GARF [State Archive of the Russian Federation]. Stock R-6991. L. 7. Dos. 178.

5. OpredeleniiaSviashchennogoSinoda [Definitions of the Holy Synod]. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii — Journal of the Moscow Patriarchate. 1958. No. 3. P. 5.

6. Otchety Orlovskogo eparkhial'nogo upravleniia za 1970-1975 gg. [Reports of the Oryol Diocesan Administration for 1970-1975]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock P-4330. L. 1. Dos. 262.

7. PosluzhnoispisokArkhiepiskopaSaratovskogo iStalingradskogo Palladiia [A Track Record of the Archbishop of Saratov and Stalingrad Palladiy]. Arkhiv Orlovskoi mitropolii [Archive of the Oryol Metropolis].

8. Postanovlenie Moskovskogo Patriarkha Aleksiia I i Sv. Sinoda, vypiska iz zhurnala zase-daniia Sv. Sinoda o vyrazhenii priznatel'nosti RPTs pravitel'stvu strany za blagozhelatel'noe k nei otnoshenie, arkhipastyrskie nakazy Palladiia dukhovenstvu eparkhii [Resolution of Moscow Patriarch Alexy I and the Holy Synod, Extract from the Journal of the Meeting of the Holy Synod on Expressing Gratitude to the Russian Orthodox Church for the Benevolent Attitude towards It, Archpastoral Orders of Palladiy to the Clergy of the Dioceses]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock P-4335. L. 1. Dos. 1.

9. Publikatsii o zhizni i sluzhenii pervogo Irkutskogo i Nerchinskogo episkopa Innokentiia [Publications about the Life and Ministry of the First Irkutsk and Nerchinsk Bishop Innocent]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock P-4335. L. 1. Dos. 41.

10. Teksty tserkovnykh sluzhb: Uspeniiu Presviatoi Bogoroditsy iSviaiteliu Ioannu, mitropolitu Tobol'skomu i vseia Sibiri Chudotvortsu, otpevaniia inoslavnykh po pravoslavnomu chinu [Texts of Church Services: the Assumption of the Blessed Virgin Mary and St. John, Metropolitan of Tobolsk and All Siberia the Miracle Worker, Funeral Services of the Heterodox According to the Orthodox Rank]. GAOO [State Archive of the Orenburg Region]. Stock R-4335. L. 1. Dos. 43.

11. Bazhkov S., sviashch. [priest]. Irkutskaia eparkhiia v Sovetskii period [Irkutsk Diocese in the Soviet Period]. Pravoslavie.ru. Available at: https://pravoslavie.ru/44165.html (accessed 06.02.2020).

12. Ganzhenko E. Taina starogo kamnia [The Mystery of the Old Stone]. Siberia. 2008. No. 5. P. 113-139.

13. Dulov A. V. Irkutskaia eparkhiia vXVIII — nach. XX v. [Irkutsk Diocese in the 18th — Early 20th Century]. Irkutsk, 2013.

14. Zosima (Davydov), ep. [bishop]. IakutskiiprotoiereiNikolaiMironovich [Yakut Archpriest Nikolai Mironovich]. Vestnik PSTGU — St. Tikhon's University Review. Seriia 2 : Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Series 2 : History. History of the Russian Orthodox Church]. 2010. No. 2 (35). P. 32-51.

15. Korotaeva G. V. Sibirskie arkhipastyriXX v. [Siberian Archpastors of the 20th Century] Pravoslavnyi Prosvetitel' — Orthodox Enlightener. 2016. No. 2 (94). P. 22-23.

16. Podmaritsyn A. G. Mitropolit Palladii (Sherstennikov) — arkhierei RPTs 30-kh — serediny 70-khgg.XXv. [Metropolitan Palladiy (Sherstennikov) — Bishop of the Russian Orthodox Church of the 30s — Mid 70s. XX Century]. Modernizatsiia kul'tury: poriadki i metamorfo-zy kommunikatsii. Materialy III Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf. [Modernization of Culture: Orders and Metamorphoses of Communication. Materials of the III International Scientific-Practical Conference] : in 2 parts. Samara, 2015. P. 273-279.

A. A. Laushkin

Arkhipastyrskaia deiatel'nost' arkhiepiskopa Palladiia (Sherstennikova) v Irkutskoi i Chitinskoi eparkhii [Archpastoral Activities of Archbishop Palladiy (Sherstennikov) in the Irkutsk and Chita Diocese]

Abstract:

The article is devoted to the archpastoral activities of Metropolitan (Archbishop until 1968) Palladius, hierarch of the Russian Orthodox Church of the XX century. The aim of the study was to examine the aspects of the ministry of Vladyka Palladium in the Irkutsk and Chita dioceses. He honored and studied the lives of Siberian saints, strictly monitored the performance of their duties by the clergy, urged the flock not to stay away from the social and political life of the country. The hierarch treated the flock with love, instructed the priests, made sure that they were aware of the events of modern life. The Archbishop was greatly interested in domestic scientific achievements. Vladyka often visited the Irkutsk Planetarium and listened to lectures.

Keywords: Metropolitan Palladiy, diocese, Irkutsk, Church history, Siberian saints, removal of criminal record

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.