Научная статья на тему 'Архимандриты Псковской республики'

Архимандриты Псковской республики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Псков / Псковская республика / архимандрит / митрополит Фотий / наместник / Pskov / Pskov Republic / archimandrite / Metropolitan Photius / governor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Несин Михаил Александрович

Статья посвящена такой малоизученной теме, как архимандриты вечевого Пскова. Автор уточняет время первого упоминания псковских архимандритов и рассматривает все известия источников об архимандритах Псковской республики. Автор приходит к выводу, что в первый раз псковский архимандрит, возможно, упоминается в 1331 г. — присутствовавший на поставлении новгородского архиепископа архимандрит Лаврентий, вероятно, представлял именно Псков, а не Новгород. А первое надежное упоминание псковских архимандритов содержится в послании митрополита Фотия в Псков от 22 июня 1427 г. В источниках псковские архимандриты обычно упоминаются после священников главных псковских храмов. В 1438 г. митрополит Исидор оставил в Пскове наместником архимандрита Геласия, которому дал полномочия новгородского владычного наместника. Это было нонсенсом, специально отмеченным в источниках. Его преемник Григорий уже таких привилегий не имел, хотя, по-видимому, пользовался в Пскове серьезным авторитетом и, вероятно, был единственным местным архимандритом, упоминавшимся в источниках перед священниками главных городских храмов. Последнее упоминание архимандритов вечевого Пскова относится к 1485 г. и связано с неудачной попыткой Новгородского святителя Геннадия Гонзова утвердить в Пскове в чине архимандрита своего ставленника Евфимия. В конце статьи приведен список псковских архимандритов с датами их пребывания на данной должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archimandrites of Pskov Republic

This work is devoted to such a little-studied topic as the archimandrites of the veches’ Pskov. The author clarifies the time of the first mention of Pskov archimandrites and considers all the sources’ information on the archimandrites of Pskov Republic. The author has come to the conclusion that Pskov archimandrite became mentioned probably for the first time in 1331: it was archimandrite Lavrentiy, who was present at the Novgorod archbishop’s ordaining, and most likely represented Pskov, not Novgorod. And the first reliable mention of Pskov archimandrites is contained in the message of Metropolitan Photius to Pskov dated June 22, 1427. Usually the sources refer to Pskov archimandrites after mentioning the priests of the main Pskov temples. In 1438, Metropolitan Isidor appointed Archimandrite Gelasius as governor of Pskov, giving him power of the Novgorod governor. This was nonsense, which was especially noted in the sources. His successor Grigory had no such privileges, although he apparently enjoyed recognized credibility in Pskov, being probably the only local archimandrite mentioned in the sources ahead of the priests of the main city temples. The last mention of archimandrites of the veches’ Pskov dates back to 1485 and is connected with the unsuccessful attempt of Novgorod Bishop Gennady Gonzov to establish his protege Euphimy in the rank of Pskov archimandrite. At the end of the article is a list of Pskov archimandrites, indicating the dates of their tenure in this position.

Текст научной работы на тему «Архимандриты Псковской республики»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. 127-139

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

УДК 94

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-34-127-139

М. А. Несин

АРХИМАНДРИТЫ ПСКОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. Статья посвящена такой малоизученной теме, как архимандриты вечевого Пскова. Автор уточняет время первого упоминания псковских архимандритов и рассматривает все известия источников об архимандритах Псковской республики. Автор приходит к выводу, что в первый раз псковский архимандрит, возможно, упоминается в 1331 г. — присутствовавший на поставлении новгородского архиепископа архимандрит Лаврентий, вероятно, представлял именно Псков, а не Новгород. А первое надежное упоминание псковских архимандритов содержится в послании митрополита Фотия в Псков от 22 июня 1427 г. В источниках псковские архимандриты обычно упоминаются после священников главных псковских храмов. В 1438 г. митрополит Исидор оставил в Пскове наместником архимандрита Геласия, которому дал полномочия новгородского владычного наместника. Это было нонсенсом, специально отмеченным в источниках. Его преемник Григорий уже таких привилегий не имел, хотя, по-видимому, пользовался в Пскове серьезным авторитетом и, вероятно, был единственным местным архимандритом, упоминавшимся в источниках перед священниками главных городских храмов. Последнее упоминание архимандритов вечевого Пскова относится к 1485 г. и связано с неудачной попыткой Новгородского святителя Геннадия Гонзова утвердить в Пскове в чине архимандрита своего ставленника Евфимия. В конце статьи приведен список псковских архимандритов с датами их пребывания на данной должности.

Ключевые слова: Псков, Псковская республика, архимандрит, митрополит Фотий, наместник.

© М. А. Несин, 2021

127

Цитирование. Несин М. А. Архимандриты Псковской республики // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. С. 127-139. DOI: 10.24412/22245391-2021-34-127-139

Сведения об авторе. Несин Михаил Александрович — кандидат исторических наук, главный редактор журнала «Novogardia» (Россия, г. Санкт-Петербург). Е-mail: petergof-history@yandex. ru

Поступила в редакцию 24.11.2020 Принята к публикации 28.01.2021

Данная работа является продолжением моих исследований деятельности архимандритов вечевого Новгорода1 и посвящена архимандритам другого крупного и значимого города Новгородской епархии — «меньшого брата» Великого Новгорода, Пскова, в период независимости.

Институт псковских архимандритов мало изучен. В историографии даже не выяснено, к какому времени относится наиболее раннее упоминание псковских архимандритов. В 1866 г. архиепископ Макарий (Булгаков) — пожалуй, первый исследователь, упомянувший о них в историографии, сослался на грамоту митрополита Фотия псковичам от 22 июня 1427 г., в которой фигурируют в числе адресатов архимандриты2. Однако последующие исследователи не приняли во внимание наблюдение предшественника и зачастую относили учреждение псковской архимандритии к 1438 г., когда митрополит Исидор оставил в Пскове наместником местного архимандрита Геласия, дав ему судебные полномочия новгородского архиерея3. Разве что Т. В. Круглова рассматривала назначение псковского архимандрита Геласия митрополичьим наместником «не как создание особой архимандритии с функцией наместничества митрополита Киев-

1 Несин М. А. 1) К вопросу о времени возникновения в Новгороде должности новгородского архимандрита и сочетаемости должностей архимандрита и игумена Юрьева монастыря в период Новгородской независимости // Европа в Средние века и раннее Новое время: общество. Власть. Культура. Мат-лы VI Всеросс. с междунар. участием научн. конф. молодых ученых. Ижевск, 4-5 декабря 2018 г. Ижевск, 2019. С. 129-134; 2) Архимандриты вечевого Новгорода // Novogardia. 2019. № 4. С. 44-139.

2 Макарий (Булгаков), архиеп. История Русской Церкви. СПб., 1866. Т. 4. С. 212. При этом, однако, архиепископ Макарий дал неверную ссылку на с. 58 1-го тома «Актов исторических, собранных и изданных археографической комиссией». На ней архимандриты не упоминаются. Кроме того, архиеп. Макарий не совсем точно отнес послания Фотия псковичам второй половины 1420-х гг. к началу XV (там же).

3 Никитский А. И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873; в дальнейшем, не ссылаясь ни на Никитского, ни друг на друга, аналогичные выводы высказывали В. Л. Янин и А. Е. Мусин: Янин В. Л. Из истории высших государственных должностей в Новгороде // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 124; Его же. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977. С. 148; Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологическое исследование. СПб., 2010. C. 286.

ского, а лишь как "изменение значения должности архимандрита", который теперь был подчинен власти митрополита и стоял во главе псковской церковной организации»4. Ныне я также отметил, что из летописного упоминания новых полномочий псковского архимандрита Геласия никак не следует, что оно связано с учреждением самой архимандритии, и отмечено, что архиеп. Макарий (Булгаков) обнаружил более раннее упоминание архимандрита в актовом материале5.

По мнению А. Е. Мусина, архимандритов в Пскове не могло быть в «126770 гг.», поскольку Довмонта благословил на битву с ливонцами игумен Сидор, а «это достаточно красноречиво свидетельствует о том, что главой черного духовенства являлся игумен»; игумен Сидор «обычно связывается историографией со Спасо-Мирожским монастырем»6. Действительно, в некоторых списках Сказания о Довмонте, на которое сослался исследователь, Сидор назван игуменом этой обители7, что, впрочем, является недоразумением, поскольку согласно Сказанию, игумена «святого Спаса» звали Василием8. А Сидор благословлял князя Довмонта в главном псковском соборе Св. Троицы9. Не исключено, что Сидор был настоятелем этого храма. Поскольку Псков не имел своей кафедры и в церковном отношении подчинялся Новгороду, духовенство Троицкого собора (реже — вместе с духовенством других значимых псковских храмов — свв. Софии и Николая) нередко выступало в митрополичьих посланиях в Псков на первом месте среди категорий псковского населения, занимая в Пскове более высокое положение, чем архимандриты и игумены — высшие иерархи местного черного духовенства. Таким образом, указанный эпизод с Сидором не свидетельствует об отсутствии в Пскове архимандритов в XIII в.

Не исключено, что первое упоминание псковского архимандрита относится к 1331 г. — хиротонии Новгородского архиепископа Василия Калики. В опубликованных В. Васильевским греческих записях о поставлении архиереев при митрополите Феогносте упоминается, что 25 августа 1331 г. на священном соборе при поставлении на Новгородскую кафедру иеромонаха Василия были выдвинуты еще две кандидатуры — неких архимандрита Лаврентия и иеромонаха Афанасия10. В историографии иногда встречаются не подтверждающиеся источниками утверждения, что этот архимандрит Лаврентий — одно лицо

4 Цит. по: Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова... С. 286. Прим. 123.

5 Несин М. А. Архимандриты вечевого Новгорода. С. 52.

6 Цит. по: Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. С. 270, 286.

7 Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6. С. 252.

8 Там же. С. 60.

9 Там же.

10 Васильевский В. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике // Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Ч. 255. Февраль. С. 452.

с новгородским архимандритом Лаврентием, фигурирующем в новгородском летописании начиная с 1333 г.11 Но поскольку, согласно известию новгородского летописания, Афанасий представлял псковское духовенство и стремился возглавить Псковскую кафедру12, возникает резонный вопрос — а с каким городом был связан архимандрит Лаврентий — с Новгородом или тоже с Псковом13?

Собственно говоря, наиболее ранее однозначное упоминание псковских архимандритов обнаружил архиеп. Макарий (Булгаков) в послании митрополита Фотия псковичам 22 июня 1427 г. В своем послании Фотий, наряду со светскими и духовными категориями псковского населения, обращался к «архимандритомъ»14. Но первыми представителями духовенства, указанными в грамоте, являлись не архимандриты, а служители трех главных псковских церквей — Свв. Троицы, Софии и Николая15. Интересно, что архимандриты здесь указаны во множественном числе.

В следующий раз архимандриты упоминаются в послании митрополита Фотия псковским посадникам и духовенству от 4 января, написанном не позднее 1431 г.16, и

11 Иногда это постулируется (Мацуки Е. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330-1331 гг. // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию В. Л. Янина. М., 1998. С. 210; Печников М. В., Турилов А. А. Василий Калика // Православная энциклопедия. 2009. Т. 7. URL: http://www.pravenc.ru/text/150805.html, а порой — подкрепляется некорректными ссылками. Например, А. Е. Мусин в указанной монографии пишет, что «из акта избрания на новгородскую кафедру в 1331 г. известно, что среди баллотировавшихся в тот раз были архимандрит Лаврентий, очевидно, упоминающийся летописью в 1330-е гг. настоятель (!? — М. Н.) Юрьева монастыря в Новгороде»... и дает ссылку на статью В. Л. Янина по истории новгородских монастырей, в которой, однако, Янин не только не подтверждает этого, но и пишет нечто противоположное: «.об архимандрите Лаврентие впервые сообщается под 1333 г» (ср.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения.; Его же. Монастыри средневекового Новгорода в структуре государственных институтов // ПОЛУТРОПОМ К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1999 С. 914; Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. С. 277). Кстати, в новгородском летописании Лаврентий за 1330-е гг. назван не игуменом, а только архимандритом (Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). М., 2000. Т. 3. С. 99-100, 345, 349). А должности игумена Юрьева монастыря и архимандрита в Новгороде не всегда совмещало одно и то же лицо (Несин М. А. К вопросу о времени возникновения.; Его же. Архимандриты вечевого Новгорода).

12 ПСРЛ. Т. 3. С. 344.

13 Несин М. А. Архимандриты вечевого Новгорода. С. 74-77.

14 Цит. по: Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. № 33. С. 63.

15 Там же.

16 В «Актах исторических» это послание почему-то датировано «раннее 1430 г.» (Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. № 35. С. 67). В «Русском феодальном архиве XIV — первой трети XVI в.» акт датирован 1410-ми гг. Эту датировку принял Д. Г. Давиденко (Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в XIV-XV вв. // Средневековая Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 321). Однако нетрудно заметить, что в «Русском феодальном архиве» связанные с этой грамотой датировки тоже не подкреплены аргументацией (Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1987. Вып. 3. № 128. С. 465).

там они тоже фигурируют во множественном числе17. Вместе с тем, нужно учесть, что среди адресатов в нем упоминаются тысяцкие и старые тысяцкие18. Разумеется, эти должностные лица отсутствовали в Пскове, а были в соседнем Великом Новгороде. Такие ошибки есть и в двух других, относительно ранних, посланиях Фотия в Псков, написанных в 1416 г.19 Очевидно, иногда данный московский митрополит использовал в своих посланиях в этот город Новгородской епархии такой же формуляр, как и для грамот в Великий Новгород. Поэтому эти грамоты не следует использовать в качестве надежного источника по социальной организации Пскова начала XV столетия.

Упоминание псковских архимандритов во множественном числе не означает, что их было в Пскове несколько. В митрополичьих посланиях в Новгород и некоторых летописных известиях новгородские архимандриты тоже упоминаются во мн. ч., хотя до начала XVII в. там только существовал один архимандрит, глава Юрьева монастыря; просто архиепископиям на Руси — Новгородской, Ростовской, в церковном отношении подчинялись не только Новгородская и Ростовская земли, и помимо новгородских и ростовских архимандритов известны псковские и ярославские, и поэтому митрополиты в своих посланиях к новгородским архиепископам это могли подчеркивать, чтобы отличить их от епископов, у которых в епархии бывало по одному архимандриту20. Видимо, на входивший в состав Новгородской епархии вечевой Псков эта традиция тоже распространялась.

В летописании псковский архимандрит впервые упоминается уже под 6946 (1438) г. Стоит учесть, что в псковском летописании местное духовенство до второй четверти XV в. практически не упоминается.

Надо отметить, что в послании не содержится никаких данных, позволяющих однозначно привязать документ к тому или иному десятилетию XV в. Предлагаю датировать данное послание митрополита Фотия в Псков не позднее 4 января 1431 г. — года смерти митрополита Фотия.

17 Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. № 35. С. 67.

18 Там же.

19 Там же. № 20-21. С. 40, 42.

20 Несин М. А. Архимандриты вечевого Новгорода. С. 77-117. Поэтому трудно согласиться с Д. Г. Да-виденко, что в формулярах митрополичьих посланиях в Новгород и Псков, вероятно, архимандритов записали ошибочно (ср: Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в XIV-XV вв. С. 321-322). Во-первых, новгородские архимандриты во множественном числе фигурируют не только в актах, но и в летописных известиях. Потому логичнее не домысливать об однотипных систематических ошибках разных писцов, а полагать, что эта форма отражала определенные правила упоминания архимандритов в составе Новгородской епархии. Кроме того, навряд ли следует вслед за Д. Г. Давиденко считать, что отсутствие упоминания архимандритов в некоторых митрополичьих грамотах в Псков свидетельствует об отсутствии в Пскове постоянного института архимандритов (ср: Там же). Если проследовать по приведенным им ссылкам, то нетрудно заметить, что значительная часть актов не претендует на исчерпывающее перечисление псковских церковных чинов. Тем более, что архимандриты Пскова иногда упоминаются в источниках не на первом месте среди разных чинов псковского духовенства, а после священников главных городских храмов.

В 6946 (1438) г. митрополит Исидор оставил в Пскове своего наместника архимандрита Геласия, дав ему полномочия, земли и печать новгородского владычного наместника21. Впрочем, этот прецедент уникален и специально отмечен новгородским хронистом22. Про преемника Геласия, Григория, не сообщается, что он имел какие-либо архиерейские привилегии и не подчинялся новгородскому святителю. Видимо, полученные Геласием полномочия были нонсенсом, достойным отдельного упоминания. Но они не могли долго оставаться у псковских архимандритов при условии сохранения Пскова в составе Новгородской епархии23. 7 августа 6948 (1440) г. в псковском пригороде Вороначе явилось чудо иконы свт. Николая — из левого уха стала течь кровь. Икону торжественно привезли в Псков 29 числа на день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Ее торжественно встретил в Пскове архимандрит Геласий со всеми священниками24 (по Псковской I и III летописям — священниками 3-х соборов25 (Св. Троицы, Софии и Николая. — М. Н.)). Интересно, что и на этот раз священники трех соборов упоминаются перед архимандритом, хотя этот архимандрит был главным духовным лицом в Пскове, наместник самого митрополита с полномочиями прежних новгородских владычных наместников. В день Николы осеннего, 6 декабря 6949 (1440) г., митрополит Исидор отозвал из Пскова к себе архимандрита Геласия, и на день св. Петра зимнего (16 января 1441 г.) в Псков прибыл от Исидора новый наместник и архимандрит Григорий26. Григорий по-видимому пользовался уважением в Пскове. Он оставался архимандритом и после того как его покровитель митрополит Исидор вынужден был уехать в Литву. Летом 6950 (1442 г.) он и священники 3-х соборов заложили церковь Похвалы Богородицы27. Интересно, что Григорий вопреки традиции упомянут в летописании перед последними. Видимо, он в Пскове обладал особенно сильным авторитетом, хотя не был наделен Исидором такими полномочиями, как прежний псковский архимандрит Геласий. Известна связанная с Григорием средневековая печать «[Григ]ор|(я) [наме]стни(к)[а] [ми]троп(о)[лита]28. Не трудно заметь, что печать — наместничья, а не архимандричья. Можно предположить, что псковским архимандритам наряду с архимандритами епархиального центра, В. Новгорода, не полагалось

21 Псковские летописи (далее — ПЛ). М.; Л., 1941. Вып. 1. С. 45; ПЛ. М., 1955. Вып. 2. С. 46, 133.

22 ПСРЛ. Т. 3. С. 419.

23 Несин М. А. Архимандриты вечевого Новгорода. С. 52.

24 ПЛ. Вып. 2. С. 46.

25 ПЛ. Вып. 1. С. 45; ПЛ. Вып. 2. С. 46, 134.

26 Там же.

27 ПЛ. Вып. 1. С. 46; ПЛ. Вып. 2. С. 135.

28 Прорись печати см: Белецкий С. В. Новые данные о псковско-московско-новгородских отношениях в 30-40-е гг. XV в. // Церковная археология. Мат-лы Первой Всеросс. конф. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 50.

иметь собственных печатей. В указателе 2-го выпуска Псковских летописей псковский архимандрит Григорий отождествлен c умершим зимой 1472/73 г. Литовским митрополитом Григорием29. Того же мнения придерживается А. Е. Мусин, хотя отмечает, что это только гипотеза и предположение30.

В послании без даты митрополита Ионы в Псков, датируемом в разных изданиях 1455-146131, или 1453-1461 гг.32, упоминаются архимандриты во множественном числе33. Интересно, что здесь архимандриты указаны перед игуменами псковских соборов и церквей и священниками. Вероятно, к тому времени должность псковского архимандрита все еще занимал Григорий, упоминавшийся перед священниками главных городских храмов.

Надо сказать, что опыт митрополита Исидора, назначавшего своего наместника псковским архимандритом, не был совершенно беспрецедентным. Позднее Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов тоже отправил в Псков своего ставленника, назначив его одновременно собственным наместником и тамошним архимандритом. Только эта попытка кончилась неудачей.

В 1460 г. Псков, сохраняя свои вечевые порядки, тем не менее, стал управляться московскими великокняжескими наместниками, которые порой себя вели во Пскове достаточно бесцеремонно, отличаясь, по мнению псковичей, неумеренными аппетитами при взимании пошлин. Причем жалобы псковичей в Москву на неумные поборы наместника были тщетными. В Москве этому не придавали значения. В ответ на подобные жалобы великому московскому князю один такой псковский наместник, князь Я. В. Оболенский рапортовал, что псковичи непочтительны, своевольничают. Примечательно, что наместник не считал нужным особенно вдаваться в обсуждение с великим московским князем размеров своих поборов, ему важнее было подчеркнуть, что псковичи проявляют неуважение к московским властям. Долгое время Иван III поддерживал этого псковского наместника. Лишь в 1477 г. отослал его из Пскова (не за поборы, а за то, что тот со своими людьми устраивал совершенно неоправданную резню в городе, и это, видимо, сделалось слишком явным, чтобы все списать на своеволие самих псковичей)34. Псков обязан был как московский вассал участвовать по требованию московских властей в организуемых ими военных походах в Новгородскую землю, в Ливонию, позднее — в Великое княжество Литовское, выполняя во время этих кампаний все распоряжения великого московского князя.

29 ПЛ. Вып. 2. С. 314.

30 Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. С. 287.

31 Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. № 60. С. 107.

32 Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1986. Вып. 1. № 43. С. 169.

33 Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. Т. 1. № 60. С. 107.

34 Несин М. А. К истории присоединения Пскова к Московскому государству // Вестник УдГУ 2017. Т. 27, вып. 1.

В 1478 г. в результате московского завоевания пала Новгородская республика и у назначенных в Москве новых новгородских церковных властей, под юрисдикцией которых находился Псков, могла возникнуть мысль укрепить над Псковом власть Новгородской кафедры.

Согласно Псковской II летописи, осенью 6994 (1485) г. Новгородский архиепископ Геннадий Гонзов отправил в Псков архимандритом своего ставленника, новгородского игумена Евфимия, назначив его по совместительству своим наместником и велев переписать все псковские монастыри, церкви и попов; Евфмий приехал в Псков в сопровождении владычного боярина по прозвищу Безсон. Но псковичи не приняли нового архимандрита: дело в том, что Евфи-мий происходил из Пскова, и в городе его помнили как «ларника» (хранителя «ларя» с государственными документами. — М. Н.) по имени Есип (Иосиф), сделавшего много «зла» горожанам: по требованию Есипа было разорено много дворов псковичей. В конце концов, его самого приговорили к наказанию, но он бежал и постригся в монахи, очевидно, сменив имя и найдя себе пристанище в Новгороде35. Но псковичи не забыли своего бывшего чиновника.

И Геннадию пришлось уступить псковичам. Может быть, он осознал, что их претензии резонны, а может быть, решил, что полностью задавить псковские вольности еще время не пришло. Это последнее упоминание архимандритов вечевого Пскова.

При изучении института архимандритов вечевого Пскова возникает больше вопросов, чем ответов. Когда он возник и с каким монастырем был связан? Являлись ли псковские архимандриты по совместительству игуменами той обители, или, по примеру Новгорода36, не всегда одновременно совмещали эти должности? Ясно только, что псковские архимандриты, несмотря на то, что по чину были выше священников трех псковских соборов, как правило, занимали более низкое положение. Возможно, исключение составлял лишь архимандрит Григорий, пользовавшийся, по-видимому, в Пскове немалым авторитетом. Это отличало псковских архимандритов времен Псковской республики от архимандритов иных русских земель, в которых они занимали более высокое положение по отношению к белому духовенству.

Первое надежное упоминание псковских архимандритов относится к 1427 г. Вместе с тем, вероятно, псковский архимандрит действовал еще в 1331 г. Поэтому временной интервал как минимум со второй четверти XIV по вторую четверть XV в. можно считать временем гипотетического существования института псковских архимандритов. А начиная с 1427 г. архимандриты Пскова уже однозначно фигурируют в исторических источниках. Назначения митрополитом Исидором и Новгородским архиепископом Геннадием своих наместников

35 ПЛ. Вып. 2. С. 68.

36 Несин М. А. К вопросу о времени возникновения.; Его же. Архимандриты вечевого Новгорода.

на должность псковских архимандритов, по-видимому, не были заурядным явлением в отношениях митрополитов и новгородских архиепископов с Псковом. Поэтому они получили отражение в псковском летописании, в котором местные архимандриты фигурируют весьма немногократно. Вероятно, эти случаи были во многом связаны с непростым положением Пскова в составе Новгородской епархии. В назначении Исидором архимандрита Геласия, наделенного полномочиями новгородского владычного наместника, можно усмотреть попытку вывести Псков из-под влияния новгородского владыки. А в неудачной попытке Новгородского святителя Геннадия Гонзова утвердить в качестве псковского архимандрита своего наместника Евфимия, которому было поручено сделать перепись псковских церквей, монастырей и попов, наоборот, можно видеть стремление новгородского архиерея укрепить свою опеку над Псковом.

Вероятно, введение в научный оборот новых источников — прежде всего актового материала — будет способствовать появлению новых данных об институте псковских архимандритов. В ходе своих дальнейших научных изысканий я планирую заняться поиском этих материалов.

Приложение

Список архимандритов вечевого Пскова

1. Лаврентий (?) — 1331 гг.

2. ? — 1427, 1430 гг.

3. Геласий — 1438-1440 гг.

4. Григорий — 1441 г., был на должности и летом 1442 г.

5. Евфимий — 1485 г. (не принят псковичами)

Источники

1. Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1841. Т. 1.

2. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 6.

3. Полное собрание русских летописей. Т. 3. М., 2000.

4. Псковские летописи. М.; Л., 1941. Вып. 1.

5. Псковские летописи. М., 1955. Вып. 1.

6. Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. М., 1986. Вып. 1; М., 1987. Вып. 3.

М. А. Несин Литература

1. Белецкий С. В. Новые данные о псковско-московско-новгородских отношениях в 30-40-е годы XV в. // Церковная археология. Материалы Первой Всероссийской конференции (Псков, 20-24 ноября 1995 г.). СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 48-53.

2. Васильевский В. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике // Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Ч. 255. Февраль. С. 445-463.

3. Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Северо-Восточной и СевероЗападной Руси в XIV-XV вв. // Средневековая Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 321-322

4. Макарий (Булгаков), архиеп. История Русской Церкви. СПб., 1866. Т. 4.

5. Мацуки Е. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330-1331 гг. // Великий Новгород в истории средневековой Европы. К 70-летию

B. Л. Янина. М., 1998. С. 207-217.

6. Мусин А. Е. Церковь и горожане средневекового Пскова. Историко-археологиче-ское исследование. СПб., 2010.

7. Несин М. А. К истории присоединения Пскова к Московскому государству // Вестник УдГУ Ижевск, 2017. Т. 27, вып. 1. C. 17-23.

8. Несин М. А. К вопросу о времени возникновения в Новгороде должности новгородского архимандрита и сочетаемости должностей архимандрита и игумена Юрьева монастыря в период Новгородской независимости // Европа в Средние века и раннее Новое время: общество. Власть. Культура. Материалы VI Всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых. Ижевск, 4-5 декабря 2018 г. Ижевск, 2019. С. 129-134.

9. Несин М. А. Архимандриты вечевого Новгорода // Novogardia. 2019. № 4. С. 44-139.

10. Никитский А. И. Очерк внутренней истории Пскова. СПб., 1873.

11. Печников М. В., Турилов А. А. Василий Калика // Православная энциклопедия. 2009. Т. 7. URL.: http://www.pravenc.ru/text/150805.html (дата размещения: 04.11.2009).

12. Янин В. Л. Из истории высших государственных должностей в Новгороде // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C. 118-127.

13. Янин В. Л Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.

14. Янин В. Л. Монастыри средневекового Новгорода в структуре государственных институтов // ПОЛУТРОПО^ К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1999. С. 911-922.

Mikhail A. Nesin

ARCHIMANDRITES OF PSKOV REPUBLIC

Abstract. This work is devoted to such a little-studied topic as the archimandrites of the veches' Pskov. The author clarifies the time of the first mention of Pskov archimandrites and considers all the sources' information on the archimandrites of Pskov Republic. The author has come to the conclusion that Pskov archimandrite became mentioned probably for the first time in 1331: it was archimandrite Lavrentiy, who was present at the Novgorod archbishop's ordaining, and most likely represented Pskov, not Novgorod. And the first reliable mention of Pskov archimandrites is contained in the message of Metropolitan Photius to Pskov dated June 22, 1427. Usually the sources refer to Pskov archimandrites after mentioning the priests of the main Pskov temples. In 1438, Metropolitan Isidor appointed Archimandrite Gelasius as governor of Pskov, giving him power of the Novgorod governor. This was nonsense, which was especially noted in the sources. His successor Grigory had no such privileges, although he apparently enjoyed recognized credibility in Pskov, being probably the only local archimandrite mentioned in the sources ahead of the priests of the main city temples. The last mention of archimandrites of the veches' Pskov dates back to 1485 and is connected with the unsuccessful attempt of Novgorod Bishop Gennady Gonzov to establish his protege Euphimy in the rank of Pskov archimandrite. At the end of the article is a list of Pskov archimandrites, indicating the dates of their tenure in this position.

Keywords: Pskov, Pskov Republic, archimandrite, Metropolitan Photius, governor.

Citation. Nesin M. A. Arkhimandrity Pskovskoi respubliki [Archimandrites of Pskov Republic]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 34, pp. 127-139. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-127-139

About the author. Nesin Mikhail Aleksandrovich — PhD (History), Editor-in-chief of the "Novogardia" journal (Russia, Saint Petersburg). E-mail: [email protected]

Submitted on 24 November, 2020 Accepted on 28 January, 2021

References

1. Akty istoricheskie, sobrannye i izdannye arkheograficheskoi komissiei [Historical Acts, Collected and Published by the Archaeographic Commission]. Saint Petersburg, 1841, vol. 1.

2. Beletskii S. V. Novye dannye o pskovsko-moskovsko-novgorodskikh otnosheniiakh v 30-40-e gg. XV v. [New Data on Pskov-Moscow-Novgorod Relations in the 1430-40s]. Tserkovnaia arkheologiia. Materialy Pervoi Vserossiiskoi konferentsii [Church Archeology. Proceedings of the First All-Russian Conference]. Saint Petersburg; Pskov, 1995, pt. 2, pp. 48-53.

3. Biblioteka literatury Drevnei Rusi [Library of Literature of Ancient Russia]. Saint Petersburg, 1999, vol. 6.

4. Davidenko D. G. Monastyri-arkhimandritii v gorodakh Severo-Vostochnoi i Severo-Za-padnoi Rusi v XIV-XV vv. [Monasteries Under Archimandrites in the Cities of North-Eastern and North-Western Russia in the 14th-15th Centuries]. Srednevekovaia Rus' — Medieval Rus', 2012, no. 10, pp. 321-322.

5. Makary (Bulgakov), arkhiep. Istoriia Russkoi Tserkvi [History of the Russian Church]. Saint Petersburg, 1866, vol. 4.

6. Matsuki E. Izbranie i postavlenie Vasiliia Kaliki na novgorodskoe vladychestvo v 13301331 gg. [Election and Designation of Kalika as the Novgorod Ruler in 1330-1331]. Velikii Novgorod v istorii Srednevekovoi Evropy. K 70-letiiu V. L. Ianina [Veliky Novgorod in the History of Medieval Europe. To the 70th Anniversary of V. L. Yanin]. Moscow, 1998, pp. 207-217.

7. Musin A. E. Tserkov' i gorozhane srednevekovogo Pskova. Istoriko-arkheologicheskoe issle-dovanie [Church and the Townspeople of Medieval Pskov. Historical and Archaeological Research]. Saint Petersburg, 2010.

8. Nesin M. A. Arkhimandrity vechevogo Novgoroda [Archimandrites of the Veches' Novgorod]. Novogardia, 2019, pp. 44-139.

9. Nesin M. A. K istorii prisoedineniia Pskova k Moskovskomu gosudarstvu [On the History of Pskov's Joining the Moscow State]. Vestnik UdGU — The Bulletin of Udmurt University, 2017, vol. 27, no. 1, pp. 17-23.

10. Nesin M. A. K voprosu o vremeni vozniknoveniia v Novgorode dolzhnosti novgorodsk-ogo arkhimandrita i sochetaemosti dolzhnostei arkhimandrita i igumena Iur'eva monastyria v period Novgorodskoi nezavisimosti [On the Question of the Time When the Novgorod Archimandrite's Post Appeared in Novgorod, and on Compatibility of the Positions of Archimandrite and Superior of the Yuriev Monastery During the Period of Novgorod Independence]. Evropa v Srednie veka i rannee Novoe vremia: obshchestvo. Vlast'. Kul'tura. Materialy VI Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh. Izhevsk, 4-5 dekabria 2018 g. [Europe in the Middle Ages and Early Modern Times: Society. Power. Culture. Materials of the 6-th All-Russian Scientific Conference of Young Scientists with International Participation. Izhevsk, December 4-5, 2018]. Izhevsk, 2019, pp. 129-134.

11. Nikitskii A. I. Ocherk vnutrennei istorii Pskova [Essay on the Internal History of Pskov]. Saint Petersburg, 1873.

12. Pechnikov M. V., Turilov A. A. Vasilii Kalika [Vasily Kalika]. Available at: http://www. pravenc.ru/text/150805.html (accessed: 04.11.2009).

13. Polnoe sobranie russkikh letopisei [Complete Collection of Russian Chronicles]. Moscow, 2000, vol. 3.

14. Pskovskie letopisi [Pskov Chronicles]. Moscow, 1955, no. 2.

15. Pskovskie letopisi [Pskov Chronicles]. Moscow; Leningrad, 1941, no. 1.

16. Russkii feodal'nyi arkhivXIV—pervoi tretiXVI veka [Russian Feudal Archive of the 14th — First Third of the 16th Century]. Moscow, 1986, no. 1; Moscow, 1987, no. 3.

17. Vasilevskii V. Zapisi o postavlenii russkikh episkopov pri mitropolite Feognoste v Va-tikanskom grecheskom sbornike [Records on the Appointment of Russian Bishops Under

Metropolitan Theognost in the Vatican Greek Collection]. Zhurnal Ministerstva narodnogo prosveshcheniia — Journal of the Ministry of National Education, 1888, pt. 255, February, pp. 445-463.

18. Yanin V. L. Iz istorii vysshikh gosudarstvennykh dolzhnostei v Novgorode [From the History of Higher State Positions in Novgorod]. Problemy obshchestvenno-politicheskoi istorii Ros-sii i slavianskikh stran [Problems of Socio-Political History of Russia and Slavic Countries]. Moscow, 1963, pp. 118-127.

19. Yanin V. L. Ocherki kompleksnogo istochnikovedeniia [Essays on the Complex Source Studies]. Moscow, 1977.

20. Yanin V. L. Monastyri srednevekovogo Novgoroda v strukture gosudarstvennykh in-stitutov [Monasteries of Medieval Novgorod in the Structure of State Institutions]. nOAY-TPOnON. K 70-letiiu Vladimira Nikolaevicha Toporova [nOAYTPOnON. To the 70th Anniversary of Vladimir Nikolaevich Toporov]. Moscow, 1999, pp. 911-922.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.