Научная статья на тему 'АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА (КАВЕЛИНА)'

АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА (КАВЕЛИНА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМ. ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) / АРХИМ. ЛЕОНИД (КАВЕЛИН) / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ (WIRKUNGSGESCHICHTLICHES BEWUßTSEIN)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Солодухин Д.В.

Статья посвящена архим. Иннокентию (Просвирнину), церковном историку, заместителю председателя Издательского отдела Московской Патриархии. Во многом благодаря ему сохранена память и введено в научный оборот интеллектуальное наследие архим. Леонида (Кавелина). Наряду с общеизвестными материалами привлечены фрагменты новых воспоминаний, собираемых в рамках посвященного архим. Иннокентию мемориального проекта, осуществляемого с 12 июля 2020 г. Затрагивается вопрос сохранения памяти и освоения наследия уже самого отца Иннокентия в контексте герменевтической проблемы «действенной истории» (Г.-Г. Гадамер) и «большого времени» (М.М. Бахтин). Показаны некоторые неизвестные прежде эпизоды пребывания о. Иннокентия на Афоне во время научной экспедиции 1983 г., а также отдельные поступки, проявившие уклад его личности. С помощью архивных данных скорректировано число собранных архимандритом карточек для картотеки по проекту, известному как «Русская патристика». С помощью исторических публикаций уточнено число и названы поименно архиереи Омской кафедры, у которых юный Анатолий Просвирнин алтарничал, а позже иподиаконствовал. Упомянуто о двух группах памяти архим. Иннокентия в соцсетях («Facebook» и «В Контакте»). В заключение высказывается ряд соображений методологического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOCENT (PROSVIRNIN) AS RESEARCHER OF ARCHIMANDRIT LEONID (KAVELIN)’ HERITAGE

Talk about Archimandrite Innocent (Prosvirnin). He was the church historian and the Moscow Patriarchate Publishing Department’ vice-chairperson. Largely thanks to him, the Archim. Leonid (Kavelin)’ intellectual heritage and the memory of that scholar been presented to scientific circulation. Well-known materials combine with the fragments of new memories collected within the Fr. Innocent’ Memorial Project started from July 12, 2020. The issue of preserving the memory and mastering the heritage of Fr. Innocent touched in the context of the “Effective history” (Wirkungsgeschichte, Gadamer) and “Big time” (Bakhtin) hermeneutic problem. Some unknown episodes of Fr. Innocent's stay on Athos at the 1983 scientific expedition is shown, as well as individual actions that presented his spiritual and moral qualities. The number of the Russian saints’ cards of card index of the Fr. Innocent's “Russian patristics” project was specified due archival information. The number and names of bishops at the Omsk cathedra for whom the young Anatoly Prosvirnin acted as altar boy and subdeacon clarified. It has said of the Facebook and vk.com Archim. Innocent memorial groups. Few methodological considerations expressed in the conclusion.

Текст научной работы на тему «АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ (ПРОСВИРНИН) - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА АРХИМАНДРИТА ЛЕОНИДА (КАВЕЛИНА)»

Для цитирования: Солодухин Д.В. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) — исследователь творчества архимандрита Леонида (Кавелина) //

URL: http://rectors.altstu.rU/ru/periodical/archiv/2022/s/articles/2_8.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.00.012

УДК 9.93/94+908+1(091) ББК 6/8+1

Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) —

исследователь творчества архимандрита

Леонида (Кавелина)

Д.В. Солодухин1

1 ФГБОУВО «МИРЭА — Российский технологический университет», г. Москва, Россия E-mail: DV-S@yandex.ru ; dvsolodukhin1@gmail.com

Keywords: Archim. Innokenty (Prosvirnin), archim. Leonid (Kavelin), historically-effected consciousness (wirkungsgeschichtliches Bewußtsein)

Освоение научного наследия о. Леонида (Кавелина; 1822-1891) напрямую связано с трудами архим. Иннокентия (Анатолия Ивановича Просвирнина, 1940-1994). Последний — особенно в 1970-е — был одним из специалистов, извлекавших из исторического небытия имена и научное наследие представителей русского ученого монашества. Именно о. Иннокентий опубликовал статью об архим. Леониде с приложением библиографии его работ [1]. Публикация носила обзорный характер, в то же время ее автор дает трудам о. Леонида ряд концептуальных оценок. В списке публикаций почетного члена Императорского Православного Палестинского общества XIX в. присутствуют не только его собственные работы, но также некоторые переизданные им труды других авторов.

Во время работы над своей статьей прот. Анатолий (будущий архим. Иннокентий), разбирая научное наследие архим. Леонида, обнаружил посвященную последнему рукопись неопубликованной главы из книги А.А. Дмитриевского1 «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882-1907 гг.». О. Иннокентий надеялся опубликовать рукопись и успел проделать первоначальную работу по ее подготовке к печати. Но издание не состоялось. Текст был опубликован лишь в 2001 г. [3, с. 60-61].

В советское время публикация статьи об о. Леониде была едва ли не первой отечественной работой, посвященной дореволюционному монаху-

1 Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856-1929), крупнейший специалист начала XX в. по исторической литургике православного Востока, профессор КДА, чл.-корр. Петербургской Академии наук.

исследователю. В условиях идеологических фильтров официально «атеистической» идейной системы (хоть и с появившимися в ней кризисными явлениями) обращение к трудам церковного деятеля прошлого — даже научным — было достаточно смелым поступком. Вместе с тем, оно являлось очень ценным и значимым в источниковедческом плане.

Пафос подобных публикаций почти два десятилетия спустя, уже в «перестройку», был сформулирован архим. Иннокентием и стал его кредо: «Изучать и распространять положительный опыт, накопленный нашим народом» [4, с. 10; 5, с. 13]. А интерес к архим. Леониду был частью масштабного проекта «Русская патристика», включавшего изучение и освоение творений прославленных отцов и ученых деятелей Церкви [6].

Разрабатывая курс «История Русской Церкви» для Московской духовной семинарии [7; 8, с. 11] 1 , а также собирая материал для нового издания богослужебных Миней, куда вошли вновь найденные материалы о русских святых и специально разысканные им для этой цели неизвестные рукописные тексты служб [9, 10], архимандрит, а позже группа под его руководством составили картотеку в земле российской просиявших [11, с. 990]. Ее объем в литературе оценивали по-разному: «более 600 имён» [12, с. 18], 1000 [7], 4000 [13] карточек. Согласно описи, в архиве архим. Иннокентия (ОР РГБ. Ф. 862) картотека содержит 5522 карточки [14]. Иными словами, историограф в своей научной работе уделял пристальное внимание отечественному компоненту в святоотеческой традиции.

Говоря о личности о. Иннокентия, следует отметить, что он был церковным историком, археографом, филологом, редактором, педагогом, дипломатом, библиофилом и палеографом, миссионером, ключевым соработником владыки Питирима (Нечаева; 1926-2003), инициатором многих начинаний Издательского отдела Московской Патриархии (далее — ИОМП). Архим. Иннокентий стал организатором и руководителем научно-исследовательской экспедиции 1983 г. на Афон — совместной РПЦ и АН СССР. Подобно архим. Леониду (Кавелину), он с середины 1980-х гг. и до самой кончины был членом Археографической комиссии АН. Как общественный деятель — являлся одним из идейных вдохновителей организации празднования 1000-летия Крещения Руси и активным участником его подготовки. Как церковный издатель — был руководителем научно-исследовательской и издательской «минейной группы», работавшей над знаменитыми богослужебными «Зелеными минеями». Кроме того, он был основоположником и главным двигателем проекта «Русская Библия» [15; 16,

1 «В сентябре этого же [1968] г. [А.И. Просвирнин] утвержден Учёным Советом Московской духовной академии и семинарии в должности преподавателя учебного курса "История Русской Церкви" в Московской духовной семинарии. <.. .> С 1984 г. отец Иннокентий читает также в Московской духовной академии курс "Русская патристика", цикл лекций "Русская агиоритика" [наука о Святой Горе Афон — Д.С.] на основании собственных научных разработок» [8, с. 11, 23].

с. 970-972], а также — инициатором работы группы ученых-архивистов над аннотированным справочником-указателем под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России».

«Его призвание как историка Русской Православной Церкви выявилось с очевидностью, — пишет В.П. Овсянников, друг и сотрудник архим. Иннокентия, его однокурсник по семинарии и академии. — Церковным архивам он придавал особое значение, считая их, по справедливости, первоисточниками и обращенность к ним — наиважнейшим делом для историка. Это определяло и планы его научной и редакционно-издательской деятельности: работу в библиотеках, музеях, по возможности — в архивах, творческие поездки по стране и за рубеж. Из своих поездок он всегда привозил ценнейшие материалы, что составило, в свою очередь, уже его личный, по существу бесценный и необъятный архив» [16, с. 967].

«Его всеохватность касалась буквально всего, — вспоминает многолетний сотрудник о. Иннокентия епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай (Погребняк), главный редактор Издательства Московской патриархии. — Я не знаю темы, которая была бы ему неинтересна»1. В круг научного внимания исследователя входили: монашество, старчество, Оптина Пустынь, афонская традиция, Палестина, просветительство, церковные архивы, издательская деятельность Церкви, книжность на Руси с древнейших времен и т.д. [16, с. 967; 17, с. 58].

По словам еп. Николая, подтвержденным Е.П. Казанцевой — племянницей и сотрудницей о. Иннокентия, «в Совете по делам религии — тогдашнем надзирающем органе — архимандрита не просто уважали, но даже старались упредить...

— Отец Иннокентий, — спрашивают, — Вам куда-нибудь допуск нужен?

Писали официальное письмо. А поскольку Совет по делам религий был при правительстве — Совете министров СССР, то это была очень весомая бумага для любого собрания и для любого места. То есть через подобные направления исследователю предоставлялся "режим наибольшего благоприятствования"»2.

Биография архим. Иннокентия в целом представлена достаточно хорошо. Сведения о нем содержатся, в частности, в ПЭ [18, с. 19-21], Биографическом словаре миссионеров РПЦ [19], энциклопедии «Русская Православная Церковь. XX век» [20, с. 685-686]; есть статья в Википедии [21]. Поэтому лишь кратко отметим основные вехи его жизненного пути.

1 Еп. Николай (Погребняк). Из личной беседы 17.02.2021 [Неопубл.]. (Архив автора статьи. —Д.С.) Здесь и далее все цитаты из неопубликованных воспоминаний даются в стилистике и лексике говорящего, чтобы передать специфику отношения к

о. Иннокентию.

2 Там же.

Анатолий Иванович, будущий архим. Иннокентий, родился 5 мая 1940 г. в Омске. Был алтарником и иподиаконом четырех владык 1 , с последним из которых — архиеп. Вениамином (Новицким) — поддерживал отношения до самой кончины наставника. В 1958 г. поступил сразу во второй класс Московской духовной семинарии. 1959-1962 гг. — армия, после которой вновь семинария. 1964-1968 гг. — учеба в МДА. 1968-1986 гг. — преподавание в ней. В 1970 г. стал священником. В 1977 г. принял монашеский постриг. С 1963 по 1993 г. сотрудничал в ИОМП. В 1992-1993 гг. — казначей и благочинный православного Иосифо-Волоцкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского общежительного монастыря2, где создал научно-издательский центр «Музей Библии» и «Международное Волоколамское краеведческое общество». В ночь на 1 апреля 1993 г. подвергся нападению; от полученных травм (позвоночник, перелом ноги, бесчисленные раны на теле) о. Иннокентий так и не смог до конца восстановиться. После выхода из больницы он нашел приют в московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре (Монастырь в честь Всемилостивого Спаса). В 1993-1994 гг. около полугода проходил курс реабилитации на Кипре. Скончался в Москве 12 июля 1994 г.

Дополним характеристику о. Иннокентия на основе новых данных мемуарного характера (в том числе, неопубликованных) и архивных материалов.

О. Иннокентий был миротворцем. Ради общего дела он старался примирить оппонентов. (Сам инок предпочитал слово «дружина», повествуя о каком-либо коллективе сотрудников-единомышленников, занятых совместной деятельностью.) Показательна его настроенность на сотрудничество и диалог, — причем, независимо от того, шла ли речь о науке либо о сугубо духовно-религиозных вопросах.

«Когда мы прилетели в Фессалоники, — вспоминает участник научной экспедиции 1983 г. на Афон, племянник монаха-ученого, клирик Московского храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове прот. Виктор Казанцев, — архимандрит попытался наладить связь с богословским факультетом местного университета. Устроил что-то вроде Круглого стола с учеными богословского

1 За время алтарничества, затем иподиаконства юного Анатолия в Омске, в городе сменилось четыре архиерея: архиепископ Омский и Тюменский (впоследствии — архиепископ Ижевский и Удмуртский) Ювеналий (Килин) (1950-1952); епископ Омский и Тюменский Никандр (Вольянников) (1952-1955); временно управляющий Омской епархией епископ Омский и Тюменский Венедикт (Пляскин) (1955-1956); и наконец, епископ (с 12 февраля 1958 г. — архиепископ) Омский и Тюменский (впоследствии — архиепископ Иркутский и Читинский, позднее — архиепископ Чебоксарский и Чувашский) Вениамин (Новицкий) (1956-1958), с которым молодой человек переедет в Иркутск. Именно последний окажет на своего иподиакона наибольшее влияние и в 1958 г. благословит его на поступление в семинарию.

Статус ставропигиального монастырь получил уже после кончины о. Иннокентия — в 1999 г. — Д.С.

факультета. На том отделении были два враждовавших между собой профессора-грека — знатоки монастырских книгохранилищ Афона, куда мы направлялись. Оба были интересны нам как специалисты.

— Они между собой "на ножах", — предупредили о. Иннокентия. — Их ни в коем случае нельзя приглашать вместе на одно и то же мероприятие. У нас все знают об их отношениях и стараются не давать лишнего повода.

А о. Иннокентий взял, да и пригласил и того, и другого! Ему даже удалось их как-то примирить. Во-первых, перед нами они не посмели выразить друг к другу никакой неприязни, во-вторых, впоследствии что-то там у них как-то даже и наладилось. <.>

Посещая монастыри Афона, о. Иннокентий старался познакомиться со старцами. Помню, пришел в один скит. Как переводчика пригласил иером. Николая (Генералова)1. Постучались. Дверь открыл послушник.

Они ему:

— Приехал архимандрит из России, хочет повидаться.

— Невозможно! Нет. — отвечает.

Настаивают.

Тот снова:

— Нет! Нельзя. Не принимаем.

И дальше в том же духе.

Ну, в общем, как-то удалось расположить к себе привратника, и он открыл дверь, провел. Принял их начальник этого скита.

В монастыре было человек десять монахов — и все они сели в кружок. И у них завязалась беседа о духовной жизни на Афоне и в России. (О. Иннокентий говорил по-русски, о. Николай переводил). Расстались друзьями, греки даже не хотели отпускать.

О. Иннокентий всегда производил благоприятное впечатление и вызывал благосклонность. К каждому человеку он не то чтоб "подход" мог найти, но, что ли, душу свою открывал. И редко кто мог отвернуться от такого ПОДАРКА в общении»2.

Стоит упомянуть внимательность русского монаха к опытной духовно-практической стороне христианской жизни и «умному деланию».

«.Когда я налил чашку чаю и сел напротив него, — читаем у настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери в Сан-Франциско прот. Михаила Владимирова, тесно общавшегося с о. Иннокентием, — он впервые предложил мне помолиться вместе с ним. Повторяйте за мной: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Он не спеша повторял эту молитву раз за разом своим тихим и

1 Иером. Николай (Генералов) — насельник Свято-Пантелеймонова монастыря Святой Горы. В 1992 г. был антипросопом Свято-Пантелеимонова монастыря, то есть представителем от монастыря в Священном Киноте Афона. Ныне — один из авторитетнейших русских духовников на Афоне.

2

Прот. Виктор Казанцев. Из личной беседы 01.11.2020 [Неопубл.]. (Архив автора статьи. —Д.С.)

уверенным голосом. Потом остановился и сказал, что эти пять слов всегда укажут мне правильный путь в любой тяжелой ситуации, а потом добавил, что их нужно научиться держать в своем сердце постоянно. Мы долго говорили о разном, а я все время думал, как бы не забыть эти пять слов. Когда мы прощались, он опять несколько раз повторил Иисусову молитву, как будто зная о моем страхе забыть ее» [22].

Довелось соприкоснуться с о. Иннокентием и мне. Малую толику из круга вопросов, которыми занимался ученый инок, он сам приоткрыл нашему классу в январе 1991 г., когда мы, тогдашние десятиклассники, посещали Москву. Архимандрит организовывал наши поездки и сопровождал нас по местам, к которым, будучи заместителем председателя ИОМП, он имел отношение. Среди них: Троице-Сергиева Лавра с восстановленной ИОМП Водяной башней, где мы пили чай, Иосифо-Волоцкий и Ново-Иерусалимский монастыри. 8 января посетили подмосковный храм в Волоколамске — церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище, где о. Иннокентий и другие священники сослужили митр. Питириму. Мы тоже присутствовали на этом богослужении1 . В Москве побывали в здании ИОМП на ул. Погодинской, в соборах Кремля, в арбатской квартире-мастерской художника П.Д. Корина, наиболее известного по картине «Русь уходящая», и на его могиле на Новодевичьем кладбище, где услышали пение заупокойных молитв из уст о. Иннокентия. Везде, особенно по дороге в автобусе, отец-архимандрит рассказывал, открывая нам целый мир нашей истории и духовные стороны жизни Церкви. Мы впервые слышали словосочетания: «Евангелие Апракос», «Великие Минеи-Четьи», «микрофиши» и др.; узнали о жизни прп. Сергия Радонежского и о знаменитом обмене поклонами с прп. Стефаном Пермским, о деяниях Патриарха Никона и Новом Иерусалиме; услышали о роли митрополита Киевского и всея Руси Киприана в сохранении единства Русской Церкви в кон. XIV в. и многом другом, о чем тогда не рассказывалось в школах. Словом, перед нами открылся огромный незнакомый пласт нашей истории. Причем, все это было живое, теплое, настоящее, родное.

«— Почему, отцы, у вас в обители еда вроде простая, а такая вкусная? — спрашивал Иван Грозный в один из своих приездов в монастырь, основанный прп. Сергием.

— Потому, Государь, что мы все готовим с молитвой. »

Были и другие эпизоды духовно питательного общения. Велась и личная переписка с о. Иннокентием. Конечно, мои соображения и вопросы бывали по-юношески наивными, но не наивно — с большим жизненным и духовным опытом — отвечал ученый монах, побуждая задумываться и смотреть на привычные проблемы с неизвестной стороны.

1 Помнится, у владыки был день рождения, и мне поручили преподнести ему на подносе подарок от нашего класса.

Еще один эпизод жизни и деятельности о. Иннокентия связан с книгами и библиотеками, их ролью в сбережении основ знания, культуры и передаче памяти.

«Однажды, при встрече с архим. Иннокентием, — пишет Ю.А. Осипов, трудившийся вместе с ним над книгой-альбомом "Троице-Сергиева Лавра" (1985 г.), — застал его очень обеспокоенным, а он был известным библиофилом и палеографом. Георгий! Пришел снимать важный документ, манускрипт в "Салтыковку", а там ходит комиссия по фондам и переписывает книги XIX в. И знаешь, с какой целью? — На ликвидацию и уничтожение.

Далее, — как умел только он, — дал духовную характеристику этому:

— Макарий из горящего Кремля Кормчую на себе спасал, да крест. А эти — книги в огонь!

Будучи духовно-деятельным, он не ограничился словами, а тут же позвонил в Археографическую комиссию РАН [ее председателю] С.О. Шмидту и сообщил об этих варварских новациях. Тогда аутодафе удалось приостановить...»

Любопытен авторский комментарий в конце поста: «Но, время — идет, "новые варвары пробуют силы". И, вообще, аргументом конечным может быть такой: — "Нашим детям не нужны ваши книги", или еще — "Информация в них — устарела". Разве не так? Все старое — в огонь!» [23]

В мемориальном и исследовательском плане сделано немало в части памяти о самом о. Иннокентии. В разное время, в основном вскоре после кончины о. Иннокентия, появлялись некрологи и небольшие заметки о нем коллег и близко знавших его людей: тексты председателя Археографической комиссии РАН С.О. Шмидта [24], будущего архиеп. Алексия (Фролова) [12], А.А. Турилова [25], архим. Платона (Игумнова) [26], игум. Сергия (Данкова) [17] и др. Уже в начале XXI ст. появились мемуары друзей и соратников ученого монаха: Н.Н. Лисового [11], В.П. Овсянникова [16], О.В. Курочкиной [27, с. 42-47]. Изданы исследования Г.В. Аксеновой [28], О.Л. Соломиной [15, 29], О.В. Курочкиной, составившей описание хранящегося в ОР РГБ архива архим. Иннокентия [30], иером. Серафима (Г.И. Катышева) [31], архим. Макария (Веретенникова) [32], священников Дм. Сафонова [7], Илии Балабонкина [8], К. Федулова [33] и др.

Мемориальные статьи в научной периодике, несомненно, важны, но в большинстве случаев широкой публике могут быть известны недостаточно, прежде всего, в силу академического характера самих журналов, требующего соответствующего образования и специализации, чтоб хотя бы знать об их существовании. Иными словами, актуален вопрос о популяризации наследия архим. Иннокентия.

В 2003-2009 гг. прошли несколько вечеров памяти и Круглых столов, посвященных отцу Иннокентию и отдельным направлениям его деятельности.

Как правило, они в основном ограничивались кругом лиц, непосредственно знакомых с архимандритом1.

На старой версии официального сайта Новоспасского монастыря2 до сих пор есть раздел, посвященный архим. Иннокентию [35; 36]. К сожалению, на функционирующем с 2012 г. новом интернет-портале3, аналогичный блок отсутствует. Система поиска выдает лишь интегрированную в пространство сайта статью Д. Сафонова [7] и упоминание в публикации, посвящённой памяти архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова; 1947-2013).

Вероятно, подобное «исчезновение» может косвенно свидетельствовать о доле избирательности в отношении к отдельным моментам новейшей истории; степень преднамеренности и целерациональности такой избирательности неясна4. Невольно возникают вопросы: не «выцветает» ли в массовой памяти (особенно среди молодого поколения) образ некоторых из подвижников благочестия последней трети ХХ в.5 и не оскудевает ли сам «запрос на понимающее припоминание», подменяясь эрзацем в виде некритичного

1 17 мая 2003 г. в Конференц-зале Союза писателей России состоялся вечер, посвященный памяти архимандрита. 28 мая 2004 г. в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Отделе внешних церковных связей организован Круглый стол «Русская Библия и православная культура», с импровизированной выставкой, где экспонировались личные вещи, фотографии и автографы о. Иннокентия. В рамках одной из конференций XV «Рождественских чтений» (2007 г.) выделена тема о вкладе

архим. Иннокентия в пробуждение религиозного самосознания в среде современной ему научной общественности, а также в объединение усилий и реализацию научных проектов сохранения духовного наследия. 8 июля 2009 г. в связи с пятнадцатилетием памяти архим. Иннокентия проведен еще один круглый стол, участники которого поделились воспоминаниями о творческих контактах и личных встречах с архимандритом, участии в осуществленных под его руководством совместных проектах Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела, архивных учреждений и Патриархии по актуализации фондов духовного ведомства, хранящихся в госархивах, а также — о совместных делах, которые положили начало изучению источников по истории Церкви (Подробнее см.: [34]).

2 www.spasnanovom.ru

Ы1р://новоспасский-монастырь.рф/

4 Подобный случай встречается на интернет-сайте храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. Почетным настоятелем церкви является прот. Владимир Агриков, одноклассник о. Иннокентия по семинарии, с теплом вспоминающий своего давнего товарища. С ним и его сыном игум. Сергием, нынешним настоятелем, в апреле этого года довелось пообщаться. На храмовом сайте прежде была страничка, посвященная архимандриту. (Википедия сохранила ссылку: http://www.tayninskoye.ru/voskresnye-besedy/besedy-2010-god/arЫmandrit-innokentii-prosvirшn-.html) В данном случае исчезновение сведений связано с недосмотром. К слову, архим. Иннокентий в 1989 г. помогал организовать регистрацию общины этого храма. Автор располагает ксерокопией документов, где его рукой сделаны правки и написаны основательные массивы текста.

5 Сходная ситуация на сайте храма пророка Илии в Черкизове, который в 1983-1986 гг. о. Иннокентий спас от сноса [8, с. 13, 61-62]. Удалось найти лишь одно упоминание: https://hramilii.ru/iliinskaya-czerkov-v-cherkizove/ (дата обращения: 15.08.2021).

мифологизирующего восприятия отдельных моментов нашего прошлого и истории?

Одной из попыток актуализировать память об о. Иннокентии стал документальный фильм «Ревнитель православного просвещения», вышедший в 2015 г. [37]. Впрочем, как признают его режиссеры, очень многое ими попросту не рассмотрено, и картина была бы иной, обладай они сведениями, имеющимися у автора настоящей публикации.

Еще одной мерой сохранения памяти об архимандрите стали два сборника воспоминаний о нем под редакцией Л.В. Бурмистровой [38, 39], частично повторяющие друг друга. Показательна также публикация О. Орловой [40].

Однако в массовом сознании архим. Иннокентий, по-видимому, остается недооцененным1. Подавляющее большинство лично знавших его сокрушаются по поводу потускнения припоминаний о нем и малоизвестности в публичном поле (особенно среди молодежи). Именно такие люди, собравшиеся на могиле о. Иннокентия в день его поминовения (12 июля 2020 г.), решили составить книгу воспоминаний о видном церковном деятеле с целью сохранить память о нем и обобщить разрозненные дотоле сведения. Автора данных строк попросили координировать эту работу.

В предпринимаемом мемориальном проекте затрагиваются многие вопросы, почти не освещавшиеся ранее, включая академические исследования. Здесь нет задачи специально «презентовать» проект: только показать его сопричастность к попыткам сохранить память об учёном монахе. Поэтому ограничимся обозначением лишь некоторых проблем. Среди них — биографические и послужные сведения (в том числе личности духовных наставников и учителей). Далее — научные и издательские проекты: Русская патристика, сотрудничество со светскими учеными; краеведение и его воспитательная роль и др. В поле зрения попадают также: «Греческая программа» (не только Афон), «Синайский проект», связи с Сирией и Святой землёй; т.н. «Миссия "Истоки"» (1990); Соловки; Аляска; Волоколамские духовно-просветительские и образовательные проекты; вклад и участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси; общественно-патриотическая деятельность; Музей Библии; активность по возрождению духовной жизни. Отдельный аспект — благотворное влияние архимандрита на общавшихся с ним. Предполагается затронуть тему нападения в Иосифо-Волоцком монастыре

1 Показательно, что Википедия неявно относит собственную статью о нем лишь ко второстепенным по значимости для читателей вики-проекта «Православие» («Проект "Православие" (уровень 2, важность средняя)» [41]. Думается, такая оценка может свидетельствовать не только о важности текста для обывателя, но косвенно и об интересе к его личности также авторов и исследователей: в противном случае заинтересованные редакторы-составители быстро исправили бы все огрехи и недоработки статьи, доведя ее до более высоких вики-показателей.

и последовавшие за этим события, пребывание на Кипре, Св. Земле и Синае, а также последние месяцы жизни в Новоспасском монастыре1.

Собранные материалы позволяют рассмотреть большинство из этих вопросов в аспекте повседневности, что является перспективным направлением в науках исторического опыта (см.: [42; 43; 44]). Воспоминания уместно дополнять сведениями, почерпнутыми из научных публикаций, личных исследований самого ученого инока и архивными изысканиями. Существенно, что в рамках работы акцентируется христианское, духовное измерение личности о. Иннокентия, чуткого к живому опыту богообщения, почитавшего самого себя не более чем «лопатой в руке Господа Бога» [40] и видевшего повсюду действие воли Божией. Сквозь эту призму целесообразно проследить различные стороны его жизни и деятельности, что позволит помочь понять целостный характер личности архимандрита, видевшего всю свою деятельность подчиненной христианскому духовному служению и в его понимании являвшейся ее аспектом, в том числе миссионерским.

Также важно выявить, собрать в одном месте и максимально полно издать научное наследие архим. Инокентия, а также интервью с ним. Вышедший в 2008 г. сборник [2] содержит лишь некоторые публикации архимандрита, соответственно, оправдано создание в веб-сети дата-банка исследовательской и мемуарной литературы о нем.

Отдельной стороной мемориального проекта является поддержание групп по сбору воспоминаний, посвященных отцу Иннокентию (См.: [47; 48]), в социальных сетях «Facebook» ^В) и «В Контакте» (ВК), где публикуются фрагменты мемуаров, выдержки из опубликованных материалов, включая фото и видео, тексты самого архимандрита, а также некоторые собственные находки — в том числе из архивного фонда о. Иннокентия, хранящегося в ОР РГБ.

Аккумулирование воспоминаний людей, лично общавшихся с архимандритом, его публикаций в региональной прессе (интервью, частные письма, обращения в официальные инстанции в защиту православных храмов, сведения о помощи в формировании православных общин, фото-, аудио-, видеоматериалы и т.д.), размещение в собственных социальных сетях ссылок на мемориальные группы FB и ВК [45; 46], по нашему мнению, будет содействовать сбору сведений о русском ученом монахе2.

Работа над наследием о. Иннокентия (за пределами мемуаров) сопряжена с рядом методологических аспектов. Исследование научно-педагогической и общественной деятельности архимандрита предполагает, среди прочего, ее рассмотрение в историческом контексте, выявление достигнутых им результатов, концептуальных находок, поставленных проблем, а также, по возможности, их сопоставление с текущим положением дел в данных областях.

1 Конечно, действительность может внести корректировки в эти планы.

2

Сведения можно присылать на электронную почту: dvsolodukhin1@gmail.com. Автор приглашает к сотрудничеству всех читателей данного текста.

По мысли Г.-Г. Гадамера, одного из основателей современной герменевтики и немецкой школы истории понятий (Begriffsgeschichte), знание эволюции понятий, помимо всего прочего, призвано служить уже нашим собственным философским поискам [см.: 47, с. 16-26]. В этом смысле значима не омертвевшая абстрактная история, содержащаяся в схоластических научных исследованиях, учебниках и древлехранилищах и почти не имеющая связи с настоящим, а история «действующая» [43, с. 404-445], продолжающаяся в нас в «большом времени» (М.М. Бахтин) [44].

Список литературы

1. Просвирнин, свящ. Анатолий. Труды архимандрита Леонида (Кавелина) (1822-1891) [С приложением библиографии его трудов] // БТ. М., 1972. №9, с. 226-240.

2. [Архим. Иннокентий (Просвирнин)] Блаженны чистые сердцем: [сб. ст.] / Сост. О.В. Курочкиной. М.: ИХТИОС, 2008. 447 с.

3. Дмитриевский А.А. Очерк о жизни и деятельности архимандрита Леонида (Кавелина), третьего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и его научные труды по изучению православного Востока. Подготовка текста: архим. Иннокентий (Просвирнин), игум. Сергий (Данков). / Предисловие H.H. Лисового // БТ. 2001. Вып.36, с. 67-175.

4. Депутатская программа митрополита Питирима // ЖМП. 1989. №7.

5. «Распространять положительный опыт, накопленный нашим поколением»: издательская деятельность русской православной церкви. (Беседа с заместителем главного редактора «Журнала Московской Патриархии» архимандритом Иннокентием) // Демократический журналист. 1989. Декабрь, с. 12-13.

6. Иннокентий (Просвирнин), архим. Русская патристика (постановка вопроса) // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990, с. 183-189.

7. Сафонов Дм., свящ. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин): к 25-летию со дня кончины // Сорок сороков. Русская православная церковь. Московская епархия (официальный сайт). — URL: http://moseparh.ru/arximandrit-innokentij-prosvirnin-k-25-letiyu-so-dnya-konchiny.html (дата обращения: 15.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Балабонкин И., свящ. Жизнь и деятельность архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // XVI городские Ефремовские чтения. К 25-летию со дня преставления архимандрита Иннокентия (Просвирнина): сб. ст. [сост., авт. вступ. ст. Н.С. Левшина]. Омск, 2018. 318 с.

9. Медведева Л.П. Тысячелетнее мгновенье // ЦВ. 2008. №10(383). Май.

10. Медведева Л.П. Питиримовские Минеи. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechaev/predannyj -sluzhitel-tserkvi/4 (дата обращения: 15.08.2021)

11. Сафонов Д.В., Лисовой Н.Н. Долг неоплатный. (Беседа Д.В. Сафонова с Н.Н. Лисовым, посвященная памяти доцента МДА архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // БВ. 2010. №11-12, с. 982-1006.

12. Алексий (Фролов), еп. Орехово-Зуевский, наместник Новоспасского монастыря. «Архимандрит Иннокентий Просвирнин — краевед и археограф». Доклад, прочитанный 21 января 1997 г. на «Рождественских чтениях» // Памяти архимандрита Иннокентия. М.: Новоспасский монастырь. 1999, с. 11-18.

13. Предисловие публикатора (к ст. Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина)) — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Prosvirnin/trudy-i-dni-arhiepiskopa-dimitrija-sambikina/ (дата обращения: 15.05.2021.)

14. ОР РГБ. Ф. 862. К. 16-20. // Фонд №862. Опись архива Иннокентия (Просвирнина, Анатолия Ивановича), архимандрита (материалы конца XIX в. - 1990-х гг.). Т.1. К. 1-49. /

Обработан О.В. Курочкиной в 2003-2004 гг. Опись составлена О.В. Курочкиной. М., 2005. 315 с, с. 87-88.

15. Соломина О.Л. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и предпринятое им издание Русской Библии [2010] — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Prosvimin/arhimandrit-innokentij-prosvirnin-i-predprinjatoe-im-izdanie-russkoj-biblii/ (дата обращения: 15.08.2021)

16. Овсянников В.П. Слово памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // БВ. 2010. №11-12, с. 963-981.

17. Сергий (Данков), иером. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) // ЖМП. 1995. №5, с. 58-60.

18. Иннокентий (Просвирнин Анатолий Иванович) // ПЭ. Т.23: М., 2010, с. 19-21.

19. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви / [авт.-сост. свящ. Сергий Широков]. М.: Белый Город, 2004. 447 с.

20. Русская Православная Церковь XX век: к 1020-летию Крещения Руси [Энциклопедия] / [О.Ю. Васильева (рук.) и др.; гл. ред. и рук. проекта архим. Тихон (Шевкунов)]. М.: Сретенский монастырь, 2008. 793 с.

21. Иннокентий (Просвирнин) // Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Просвирнин) (дата обращения: 15.08.2021).

22. Архимандрит Иннокентий // Блог священника Михаила Владимирова. Публ. 4.01.2021 — URL: https://www.vladimirov.us/aрхимандрит-иннокентий/ (дата обращения: 15.08.2021)

23. Осипов Ю.А. Все старое в огонь! [Пост на Фейсбуке 17 апреля 2021 г.] — URL: https://www.facebook.com/groups/innokentiy/permalink/506398960369277/ (дата обращения: 15.08.2021)

24. Шмидт С.О. Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) // ОА. 1994. №6. C. 117120.

25. Турилов А.А. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин, 1940-1994) // АЕ за 1994 г. М., 1996, с. 372-373.

26. Архимандрит Платон (Игумнов). Надгробное слово, произнесенное 14 июля 1994 г. в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря при отпевании архимандрита Иннокентия // Памяти архимандрита Иннокентия: К 5-й годовщине со дня кончины. М., 1999, с. 1-5.

27. Курочкина О.В. Воин Христов: Последний год жизни архимандрит Иннокентия (Просвирнина) // Новая книга России. 2007. №10, с. 42-47.

28. Аксенова Г.В. «Труженик русской богословской науки»: о научно-просветительском подвиге архимандрита Иннокентия (Просвирнина). К 80-летию со дня рождения // ППС. М.: «ИНДРИК», 2019. Вып.117, с. 237-284.

29. Соломина О.Л. Музей Библии в Иосифо-Волоколамском монастыре и его директор // Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. [М.], 2008, с. 370-379.

30. Ревнитель православного просвещения: обзор архива архимандрита Иннокентия / сост. О.В. Курочкина. М.: [б. и.], 2005. 54 с.

31. Серафим (Катышев), иером. Петушки обетованные: в трех книгах. 2-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2019. 720 с.

32. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов). Письма священнику Анатолию Просвирнину (публ. архимандрита Макария /Веретенникова/) // МЖ. 2013. №8(272) Август, с. 24-31.

33. Федулов К., свящ. Вклад в издательскую деятельность Русской Православной Церкви архимандрита Иннокентия (Просвирнина) /Магистерская диссертация/ Дзержинский, 2020. — URL: http://www.nupds.ru/images/book/Mag2020/Fedulov.pdf (дата обращения: 15.08.2021)

34. Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина, 1940-1994) // Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской православной Церкви»

02.08.2009 — URL: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=372&news_content_id=13 (дата обращения: 15.08.2021)

35. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Обзор раздела. // Сайт Новоспасского монастыря (старая версия) — URL: http://www.spasnanovom.ru/KB/lib/arhimandrit_Innokentij (дата обращения: 15.08.2021)

36. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Избранные труды. // Сайт Новоспасского монастыря (старая версия) — URL: http://www.spasnanovom.ru/KB/pubs/podvizhniki_blagochestija/ (дата обращения: 15.08.2021)

37. «Ревнитель православного просвещения» (Док. фильм. Авторы: О. Курочкина, Е. Космочевская, М. Астраханцев; 2015) URL: https://www.youtube.com/watch?v=FJbeYlXlNHg (дата обращения: 15.08.2021).

38. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) в воспоминаниях духовных детей и учеников / Сост.: Л.В. Бурмистрова. Серг. П., 1998.

39. Отец Иннокентий (Просвирнин 1940-1994): кн. памяти / сост. Л.В. Бурмистрова / Под общ. ред. Глушковой В.Г. М.: ИПЦ Глобус, 2004. 290 с.

40. Орлова О. Лопата в руках Господа Бога. Памяти архимандрита Иннокентия (Просвирнина) [2019] — URL: https://pravoslavie.ru/122359.html (дата обращения: 15.08.2021)

41. Иннокентий (Просвирнин). Обсуждение // Википедия. Свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Иннокентий_(Просвирнин) (дата обращения: 15.08.2021).

42. Дильтей В. Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Пер. с нем. под ред. В.С. Малахова. // Собр. соч.: в 6 т. Т.1. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 762 с.

43. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 699 с.

44. Махлин В.Л. Большое время: Подступы к мышлению М.М. Бахтина. Siedlce: Uniw. Przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach, 2015. 175 S. (Opuscula Slavica sedlcensia; T.8).

45. Вспоминая отца Иннокентия (Просвирнина) // Фейсбук. — URL: https://www.facebook.com/groups/innokentiy (дата обращения: 15.08.2021)

46. Вспоминая отца Иннокентия (Просвирнина) // В контакте: https://vk.com/innokentiy_prosvirnin (дата обращения: 15.08.2021)

47. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. (В.В. Бибихина) // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991, с. 16-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.