Научная статья на тему 'Архимандрит Алипий (воронов), наместник Псково-Печерского монастыря'

Архимандрит Алипий (воронов), наместник Псково-Печерского монастыря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
508
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИМАНДРИТ АЛИПИЙ ВОРОНОВ / ARCHIMANDRITE ALIPIY (VORONOV) / САВВА ВАСИЛЬЕВИЧ ЯМЩИКОВ / ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / ТРАДИЦИЯ / НАСЛЕДИЕ / SAVVA YAMSHCHIKOV / PSKOVO-PECHERSKII MONASTERY / ORTHODOXY / SPIRITUAL CULTURE / SPIRITUALITY / TRADITION / HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Позднякова Дина Юрьевна, Поздняков Евгений Владимирович

Статья посвящена воспоминаниям о встречах с известным реставратором С. В. Ямщиковым, благодаря воспоминаниям которого сохранилось множество фактов из жизни, биографии, деятельности архимандрита Алипия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ARCHIMANDRITE ALIPIY (VORONOV), HEAD OF THE PSKOVO-PECHERSKIY MONASTERY

The article is dedicated to the memories of meetings with well-known restorer S. C. Yamschikov, grateful memories which contains many facts, biography, activities Archimandrite Alypy.

Текст научной работы на тему «Архимандрит Алипий (воронов), наместник Псково-Печерского монастыря»

духовное наследие и культура

УДК 13.11.28; 008:316.42 ББК 63.3 (2)

архимандрит алипий (воронов), наместник псково-печерского

монастыря

Позднякова Дина Юрьевна,

соискатель учёной степени, Член Творческого Союза Художников России, Государственная академия славянской культуры, Хибинский проезд, д. 6, г. Москва, Россия, 129337,

E-mail: d.tardi@yandex.ru Поздняков Евгений Владимирович соискатель учёной степени, Член Творческого Союза Художников России, Государственная академия славянской культуры, Хибинский проезд, д. 6, г. Москва, Россия, 129337,

E-mail: peijer@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена воспоминаниям о встречах с известным реставратором С. В. Ямщиковым, благодаря воспоминаниям которого сохранилось множество фактов из жизни, биографии, деятельности архимандрита Алипия. Ключевые слова

Архимандрит Алипий Воронов, Савва Васильевич Ямщиков, Псково-Печерский монастырь, православие, духовная культура, духовность, традиция, наследие.

В 2014 г. исполнилось столетие со дня рождения архимандрита Алипия Воронова, наместника Псково-Печерского монастыря 1. Общение 64 с ним оставило глубокий след в душах людей, которым посчастливилось с ним общаться. Истории о нём передавались изустно, некоторые эпизоды из его жизни рассказывались на проповедях, но записей осталось очень мало.

Деятельность и характер архимандрита Али-пия, его поступки, могут быть поняты только

1 Даты жизни: 28 июля 1914-12 марта 1975 гг.

в тесном соединении: «личность и эпоха». Сначала — «личность и война», потом «Церковь», «личность и государство», «личность и общение с другими людьми».

Несколько лет тому назад собирался материал для книги о псковских Печерах, монастыре и некоторых насельниках монастыря, о сложности религиозной духовности в советское время. То, что сейчас известно и описано, в то время было только переживаемо и не подлежало озвучиванию. Было такое явление, которое мож-

Архимандрит Алипий (Воронов)

но назвать «монахи рассеяния». Молодые юноши шли в монастырь с намерением не выходить из него. Их постригали, рукополагали и потом отправляли на приходы, где каждый выживал, как умеет, вне братства и духовного старческого окормления. Среди них попадались несокрушимые столпы веры, которые всем своим существом не просто контрастировали с окружающим миром 70-х и 80-х гг., но и бросали вызов его малодушию.

Формировалось явление по своей природе не единичное, а множественное, но, если — множественное, то должен быть его источник. Путём рассуждений мы подошли к тому мнению, что такой личностью, которая могла оставить след в душах разных людей, запечатлеваться в их памяти и судьбе, был архимандрит Алипий, давно, на тот момент времени, ушедший наместник Псково-Печерского монастыря. О нём сохранились устные рассказы: как он реставрировал живопись в Троице-Сергиевой Лавре 2; как

2 «В Лавре был и занимался иконописью, <...> долго

не решались на реставрацию Успенского собора, потому

что разрешения не давали. Там <скопилась> пыль, и потем-

нело всё местами. И вот поставили леса, отец Алипий влез

и там потихонечку делает реставрацию. И вдруг, в один

палил из пистолета по воронам; вспоминали словечки крепкие, разные: «Что? Монахом хочешь быть? А космонавтом быть не хочешь?». Книг о нём не было, пока не вышла книга Саввы Ямщикова «Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен» 3. Она настолько была своевременна, что сразу, как только попала нам в руки, буквально, бегом, мы отправились встречаться с автором. И вот мы встречаемся в особняке возле Плющихи с Саввой Васильевичем, у нас страшно много общих тем, диалог больше похож на вспышки. Все вопросы тут же находят точные ответы; вопросы — наши, ответы — Саввы Васильевича. С виду он толст, горяч, если не сказать — «искрометен»; страшно обаятелен и правдив, как древний юродивый. Впечатление, что мы знаем его лет сто и столько же лет его любим, просто обожаем, обнимаемся, дарим, подписываем друг другу книжки. В подарок мы получаем книгу, написанную человеком с верной, любящей душой — «Мой Псков», в которой весь Савва: непримиримый, горячий, блестящий и благодарный. Савва обещает, что будет фильм про архимандрита Алипия. Потом мы дружим совсем немного, участвуем в открытии выставки «Музей друзей» в Москве 4. Затем эта выставка едет во Псков. Но Саввы Васильевича уже не стало, а через некоторое время выходит на экраны фильм про отца Алипия 5.

день, приходит дамочка с документом, что она из охраны памятников, и просит, чтобы показали, что там делается без разрешения. Влезает она туда, видит — монах реставрирует, и говорит:

— Что вы тут делаете?

— Паучков снимаю.

— Да Вы же неграмотный монах, вы испортите иконопись! Где ваше начальство?

— Там наместник есть, и заместитель его.

— Вы сейчас же прекратите, а я пойду искать, и чтобы больше этого не делали.

Пошла. «А я,— говорит,— думаю, пока она там походит, пока найдёт, я много сделаю», и, действительно, много сделал. Потом она приходит, кто-то с ней пришёл <из начальства>, и начинает: — «Что же вы. такой-сякой.» А он говорит: — «Вот что, леса высокие, а я головой был контужен, за себя не ручаюсь, не грубите тут очень».

И, так на неё наступая, стал спускаться вниз. И она ушла, да. А потом выясняют: они на одном курсе учились». Из «Воспоминания Протоиерея Александра Куликова. Рукопись».

3 Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен / Автор-составитель Савва Ямщиков при участии Владимира Студеникина. М., 2004.

4 Государственный НИИ Реставрации, Москва.

5 Название фильма: «Советский архимандрит», 2010 г. Создатели фильма: Ю. Зубков, А. Горовацкий, Т. Хзмалян.

65

Книга «Архимандрит Алипий» Саввы Васильевича лишена какого бы то ни было официоза, и меньше всего она похожа на панегирик: слова, определения точны, искренни. Они делают книгу блестящим научным источником, информация из которого тут же попадает в область цитирования: «Савва, <...> война была такой чудовищной, такой страшной, что я дал слово Богу: если в этой страшной битве выживу, то обязательно уйду в монастырь. Представьте себе: идёт жестокий бой, на нашу передовую лезут, сминая всё на своём пути, немецкие танки, и вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар сорвал с головы каску, рухнул на колени и стал. молиться. Да-да, плача, он бормотал полузабытые с детства слова молитвы, прося у Всевышнего, Которого он ещё вчера третировал, пощады и спасения. И понял я тогда: у каждого человека в душе Бог, к которому он когда-нибудь да придёт» 6.

Основные вехи жизни архимандрита Али-пия: сельская школа, переезд в Москву, вечерняя художественная студия при МОСХе 7, срочная служба в армии, работа на заводе. Воевал в 4-й Гвардейской Танковой Армии СССР в 194244 гг., награждён орденами и медалями. Вступление в Московское товарищество художников. 1950 г.— послушник в Троице-Сергиевой Лавре. Пострижен в монашество, рукоположён в иеродьякона, иеромонаха, возведён в сан игумена. Все эти годы работает художником в Троице-Сергиевой Лавре. В 1959 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря, в 1960-м возведён в сан архимандрита. 12 марта 1975 г. скончался, похоронен в пещерном кладбище монастыря.

Личность Архимандрита Алипия оставляла отпечаток в душах всех, кто приходил в монастырь для принятия монашества. Молодые священники брали с него пример воина-победителя: «Господь не любит боязливых. Этот духовный закон как-то открыл мне отец Рафаил, 66 а ему, в свою очередь, поведал о нём отец Алипий. В одной из проповедей он говорил: "Мне приходилось быть очевидцем, как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить

6 Архимандрит (Тихон Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М., 2011. С. 199-200.

7 Московский Союз Художников.

свою жизнь, а не сражаться с врагом; и эти люди погибали со своими сухарями и не видели многих дней. А те, которые снимали гимнастёрки

» 8

и сражались с врагом, оставались живы » 8.

Важным делом отца Алипия было восстановление старчества и принятие в Псково-Пе-черский монастырь духовных старцев и глубоких молитвенников. Это, в свою очередь, вызвало приток мирян в монастырь в поисках духовности. Отец Алипий не сторонился мирян, включал их в круг своего общения. Как показало время, это был очень важный шаг. Многие из этих мирян, художников, реставраторов, литераторов и др. становились частью национальной культурной элиты, для которых православие было краеугольным камнем духовной жизни. Перенимая у отца Алипия черту безбоязненности, они осуществляли дела, которые по боязливости совершить было невозможно, к этой черте более всего подходит термин «пас-сионарность» в том определении, которое было дано ему Львом Николаевичем Гумилёвым: «Пассионарность — это способность и стремление к изменению окружения, . к нарушению инерции агрегатного состояния среды» 9. И сам Л. Н. Гумилёв приводит пример «типичного пассионария»: «Неожиданно Лев Николаевич обернулся в мою сторону: "Пожалуйста. Вот Савелий Васильевич Ямщиков — типичный пассионарий. Два дня назад я был абсолютно уверен, что мы с ним вхолостую прокатимся в Москву и моё выступление перед вами не состоится. Но он добился, всё получилось.

Маленький, но наглядный пример пассионар-

» 10

ности человека » .

Сила духа отца Алипия позволяла совершать, казалось, невозможное: отстаивать монастырь в хрущёвские времена. «Савва, если потом будут писать мою икону житийную, то она должна состоять из 25 клейм. По количеству судебных процессов, которые я выиграл у советской власти. То за одно меня таскают, то за другое. Но я все суды блистательно выиграл» 11. Архимандрит Алипий — единственный, кто не давал закрыть свой монастырь. Когда приехали псков-

8 Архимандрит (Тихон Шевкунов). «Несвятые святые»... С. 191.

9 Пассионарность [Электронный ресурс] // еШпорБу-сЬо1оду.асас1ет1с.ги/276/пассионарность (дата обращения 21.11.2014).

10 Ямщиков С. В. Мой Псков. Псков, 2003. С. 158.

11 Там же. С. 124.

ские представители, он вышел и сказал: «Смотрите. Видите дислокацию монастыря? Я воин, у меня ещё 15, 20 монахов воевали. На танках вы здесь не пройдёте. Оружия у нас достаточно, и будем отстреливаться до последнего патрона. Вы можете взять нас только самолётами, но, как только полетит первый самолёт, Би-Би-Си скажет, что вы бомбите монастырь» 12.

С людьми, приехавшими «искать наставления», было всё совершенно иначе: люди включались в некоторую «духовную динамику». Необыкновенно красочно описан В. Забелиным 13 эпизод встречи отца Алипия с «четырьмя богемными обитателями», стоящими во дворике, где принимал народ отец Алипий.

«— А вы кто такие, никак художники? <.> Ну, тогда заходи. — <.> и к нашим ногам полетел ключ от входной двери.

Дальше всё пошло уж совсем странно. Мы бродили и дремали одновременно среди картин итальянского Возрождения, французов и голландцев. Пили чай из какого-то рейнского сервиза в длинном зале готической библиотеки. Разговаривали об искусстве, закусывая фруктами из диковинных, казалось, эрмитажных ваз. Мы буквально оторопели, услышав от архимандрита Наместника монастыря: "Что, вы, наверно, покурить хотите? Вижу по глазам!" И он предложил нам выйти на свою веранду. Тут и начался заключительный фейерверк этого удивительного дня.

Веранда представляла собой крытую галерею,.. где-то там, наверху, была и дверца в сад. По стенам в золочёных рамах висели картины Айвазовского, Репина, Левитана, Серова. Прямо под ними, на протяжении всей анфилады лестниц возвышались аккуратными горками яблоки, дыни, арбузы, тыквы. Это всё, как в некоем хрустальном волшебном тонне-

12 Архимандрит Алипий Человек. Художник. Воин. Игумен... С. 398.

13 Вячеслав Забелин. Осеннее озарение // Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен... С. 430-436.

ле, было пронизано ласковым предвечерним солнцем. Картины, рамы, овощи, фрукты смешались в золотом свете и, переливаясь из одного состояния в иное, неведомое, сюрреалистически сплетались в узоры мистического орнамента, благоухавшего тягучим медовым ароматом и в полнейшей тишине загустевшего и висевшего в ней нереальною картинкой, но с русским, именно русским духом. Настолько это удаляло от бренности бытия, что, наверно, впервые я почувствовал всем сердцем незримое присутствие Бога. И по телу пробежала сладкая истома.

Уходили мы от отца Алипия под звон колоколов. С перевёрнутым вглубь души сознанием, облагодетельствованные и окрылённые.»

Архимандритом Алипием была собрана коллекция картин, часть её, представляющая собрание картин русских художников, была передана в 1974 г. в Русский музей. Основная часть европейского собрания отца Алипия была сохранена и передана в Псковский музей частями в 1975 и 1978 гг. 14 благодаря тщаниям Саввы Васильевича Ямщикова.

В заключение хотелось бы привести слова архимандрита Нафанаила, произнесённые в 20-ю годовщину о. Алипия: «12 марта 1975 года в 2 часа ночи отец Алипий сказал: "Матерь Бо-жия пришла. Какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем". Краски подали, но руки его уже не могли действовать — сколько тяжёлых снарядов он этими руками перетаскал к линии фронта в Великую Отечественную войну. В 4 часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.

И сегодня, выражая нашу любовь к отцу Алипию, поминовением отмечая его память, мы вспоминаем апостольские слова: "Поминайте наставника вашего . и, взирая на окончание

" »15

его жительства, подражайте вере его"» 15.

14 Коллекция отца Алипия // Архимандрит Алипий Человек. Художник. Воин. Игумен... С. 216-259.

15 Там же. С. 485-486.

Список литературы

1. Архимандрит Алипий. Человек. Художник. Воин. Игумен / Автор-составитель Савва Ямщиков при участии Владимира Студеникина. М., 2004.

2. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М., 2011.

3. Ямщиков С. В. Мой Псков. Псков, 2003.

4. Воспоминания Протоиерея Александра Куликова. Рукопись.

67

ABOUT ARCHIMANDRITE ALIPIY (VORONOV), HEAD OF THE PSKOVO-PECHERSKIY MONASTERY

Pozdnyakova Dina Yurievna,

Postgraduate, Member of the Artists Union of Russia, State Academy of Slavic Culture, Hibinsky Proezd 6, 129337 Moscow, Russia, E-mail: d.tardi@yandex.ru Pozdnyakov Evgeniy Vladimirovich, Postgraduate, Member of the Artists Union of Russia, State Academy of Slavic Culture, Hibinsky Proezd 6, 129337 Moscow, Russia, E-mail: peijer@yandex.ru

Abstract

The article is dedicated to the memories of meetings with well-known restorer S. C. Yamschikov, grateful memories which contains many facts, biography, activities Archimandrite Alypy. Keywords

Archimandrite Alipiy (Voronov), Savva Yamshchikov, Pskovo-Pecherskii Monastery, Orthodoxy, spiritual culture, spirituality, tradition, heritage.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.