Научная статья на тему 'Архиерейский быт под пером историка'

Архиерейский быт под пером историка Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костромин Константин

Рецензия на: Гайденко П.И., Москалева Л.А., Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архиерейский быт под пером историка»

Рецензии

Священник Константин Костромин

АРХИЕРЕЙСКИЙ БЫТ ПОД ПЕРОМ ИСТОРИКА

Рецензия на: Гайденко П.И., Москалева Л.А., Фомина Т.Ю. Церковь домонгольской

Руси: иерархия, служение, нравы. М.: Университетская книга, 2013.

Работы иером. Петра (П.И. Гайденко) уже становились предметом рецензии на страницах журнала «Христианское чтение» («Возрождение монументального стиля в русской церковной истории». Рец. на: Гайденко П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси. Становление высшего церковного управления. Казань, 2006 // Христианское чтение. №3. Специальный выпуск: История Русской Православной Церкви. СПб., 2012. С. 176-183). В 2013 году вышла новая, на этот раз коллективная монография трех казанских авторов. Статьи распределены в неравных пропорциях по принципу 2х2 и еще раз 2х2. Что это означает?

Книга имеет два раздела: «Быт, нравы и служение церковной иерархии Древней Руси: исторические наблюдения» и «Церковные тексты Древнерусской церкви: этюды о языке и письме». Первый из них, более общеисторического характера, представляет собой зарисовки о церковном управлении и его особенностях и деталях, церковном суде (коль скоро мы привыкли к расхожему юридическому постулату о независимости законодательной, исполнительной и судебной властей; хотя вопрос открытый — можно ли усматривать хоть какое бы то ни было разделение властей в церкви вообще и в Древней Руси в частности, а также являлась ли судебная власть хоть сколько-нибудь независимой от чего либо), а также о древнерусских исторических источниках — Вопрошании Кириковом и киевских граффити.

Второй раздел куда более профессионально сужен: если первый могут читать все интересующиеся историей, то второй предназначен сугубо и исключительно филологам. В этой двойственности есть некоторая непоследовательность или, скорее, искусственность; едва ли оправданно объединять под одной обложкой столь разнородные главы. В то же время в обоих разделах речь идет о Киевской Руси, а также исторический обзор сконцентрирован вокруг именно

Священник Константин Костромин — кандидат исторических наук, кандидат богословия, преподаватель, секретарь Ученого совета и заведующий аспирантурой Санкт-Петербургской православной духовной академии (k.a.kostromin@mail.ru).

Священник Константин Костромин

церковной тематики. Этим и объясняется желание составителей видеть коллективную монографию, принадлежащую трем авторам. Очевидно они единомышленники.

Второе 2х2 касается первого раздела в отдельности. Здесь доминируют главы, написанные отцом Петром (П.И. Гайденко; Казань), над главами, автором которых была историк из Набережных Челнов Т.Ю. Фомина. Тематика этих глав замечательна тем, что в них история древнерусской церковной иерархии представлена через призму этики и быта. Одновременный исторический взгляд в категориях повседневности и ментальности говорит о том, что, во-первых, этим авторам импонирует подход школы анналов, а во-вторых, что они ориентируются на современную историческую научную проблематику более, нежели на «объективистский» подход дореволюционной или марксистской науки.

Хотя последнее замечание не вполне отражает особенности данных авторов. Если внимательно почитать эти главы, станет понятно, что нашим историкам удался синтез того, что считалось несоединимым. «Семинарский», системный подход к решению исторической проблемы они сочетают с новаторским направлением поиска (быт и нравы). Нельзя не обратить внимание на то, насколько тесно переплетены в их ссылочном аппарате дореволюционные научные труды с работами современных историков. Это очень необычно, поскольку большинство сегодняшних академических историков, исходя из примата теории прогресса (научного, прежде всего) над мыслью как абсолютной ценностью, всегда выстраивают историографическую ретроспективу поиска от «начала к нашим дням». По-своему такой подход себя оправдывает, но, нельзя не отметить, делает выводы несколько более «плоскими», нежели тогда, когда историк ценит, прежде всего, мысль как таковую и именно из мыслей сплетает ткань своей работы.

И нельзя не отметить еще одну особенность рецензируемой монографии. Авторы глав очень неформально подошли к изучению исторического материала еще и потому, что проявили глубокую личную заинтересованность. Глубокий, неспокойный личный интерес — это залог «поиска до предела», пока проблема не будет высвечена полностью. И в то же время, кажется, в работах отца Петра (П.И. Гайденко) и Т.Ю. Фоминой нет ангажированности, предвзятости. Чтобы максимально дистанцироваться от этой опасности, они выбрали проблемный, а не персоналистический подход. Единственная личность, вынесенная в заглавие — новгородский Кирик — выступает не в качестве самостоятельного лица, интерес к которому был для наших авторов самодовлеющим, а представляет

256

Христианское чтение № 2-3, 2014

Архиерейский быт под пером историка

тот исторический источник, через который лучше видны быт и нравы церковного общества в целом. И в то же время в работе нет и полного деперсонализма, в котором избранная проблематика теряет лицо и растворяется в абстракции теоретического мышления.

Внимание исследователей привлекли такие интересные и важные темы как церковные соборы в эпоху Киевской Руси, характер архиерейской власти, архиерейские поездки как один из способов управления епархией, обзор сообщений о смерти киевских митрополитов и их особенности, типологические черты церковного судопроизводства, смысл, функции, значение и нравы церковных пиров, которые оказываются связаны с аналогичной княжеской практикой конца Х - начала XI веков. Несколько глав посвящены быту, нравам, культовым особенностям и покаянной практике Великого Новгорода.

Книга представляет большой интерес для исследователей Киевской Руси, истории церкви и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.