Научная статья на тему 'Архетипы в рекламе'

Архетипы в рекламе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2954
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белоусова К.И., Тетерина Е.В.

Графическая реклама является быстрым и эффективным способом передачи информации. Но сложность создания такой рекламы заключается в том, что сообщение практически не имеет протяженности по времени и не может иметь развернутого сюжета. Преодолевать эти трудности опытным рекламистам помогает использование архетипов, открытых К. Г. Юнгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетипы в рекламе»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сти стоит отметить, что первостепенный показатель -совпадение количества взлётов и посадок).

2. Через фирменный стиль идёт отстройка от конкурентов. В авиации до сих пор в основном эксплуатируются белые и синие цвета (цвета неба). Радикальная отстройка от конкурентов - использование ярких, не связанных с небом цветов. Плюс в копилку «S7 airlines».

3. Фирменный стиль должен не только внушать доверие к перевозчику, но и нести дополнительные эмоции. У «S7 airlines» - это веселье и лето. Вертушка «NordStar airlines» - ассоциации из детства (часть людей видит в логотипе стилизованную звезду, от которой исходит сияние). Касательно «Уральских авиалиний» - 3 бумеранга не воспринимаются так, как было задумано разработчиками. То, что они опоясывают мир - совершенно неясно. Синий нижний бумеранг можно спутать с завалившимся логотипом Nike. «КАТЭКАВИА» изощряться не стала - разместили самолёт на фоне солнца.

Таким образом, наличие фирменного стиля у авиакомпаний косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг, поскольку оно свидетельствует об уверенности владельца в положительном впечатлении, производящим его компанией на потребителя.

Библиографические ссылки

1. Добробабенко Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки. М. : Инфа-М, 1999. 12 с.

2. Уральские авиалинии» борются с имиджем региональной компании [Электронный ресурс] : Креативная реклама adme.ru. 14 октября 2005. URL: http://www.adme.ru/koridor/uralskie-avialinii-boryutsya-s-imidzhem-regionalnoj-kompanii-brenda-95117/.

3. «Сибирь» затеяла ребрендинг и что он ей дал [Электронный ресурс] // Портал reklamatik.ru. 23 ноября 2012. URL: http://www.reklamatik.ru/ branding/s7.php.

© Баскаков И. А., 2013

УДК 659.1.013

К. И. Белоусова Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АРХЕТИПЫ В РЕКЛАМЕ

Графическая реклама является быстрым и эффективным способом передачи информации. Но сложность создания такой рекламы заключается в том, что сообщение практически не имеет протяженности по времени и не может иметь развернутого сюжета. Преодолевать эти трудности опытным рекламистам помогает использование архетипов, открытых К. Г. Юнгом.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Так были открыты архетипы (от греч. «архее» - «начало» и «типос» - «образ») - своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Эти образы не определяются сознанием, но способны воздействовать на него [1].

Если при восприятии рекламы подключается архе-типический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели сообщения.

В персонажах рекламы или в конкретных сюжетных изображениях можно распознать определённые архетипы. Но архетип проявляется не только в социальной роли, но также в самой стилистике изображения. Чаще всего эффективно применение только одного архетипа в рекламном сообщении, тогда оно воспринимается как сильное, завершенное и однозначное [4].

Проанализировав изображения на баннерах социально рекламы, отметим архетипы, которые встречались чаще всего: архетипы мужское и женское,

смерть-возрождение, тень, путешествие, архетип страха, разрушение, а также мифологемы мост, дом, гора, Земля, солнце, древо жизни и некоторые другие. Мифологема - это некая первичная сюжетная схема, кросскультурная идея, встречающаяся в фольклоре разных народов. Мифологема и архетип часто выражают одно и то же понятие. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Фактически во всех мифологических системах фигурирует образ моста. Мост всегда связан с переправой, которая может быть и переправой в иной мир. В графических изображениях социальной рекламы данный архетип играет именно эту роль. «Ты поступаешь так же, если не знаешь свой ВИЧ-статус» -гласит сообщение на баннере, где девушка с завязанными глазами готовится к прыжку с трамплина в пустой бассейн. Трамплин - это переход в другое состояние, «мост» в иной мир. То же самое сообщение закодировано в изображение перевёрнутого древа жизни в графической социальной рекламе, сопровождаемой двумя фразами «Smoking destroys your lungs» (Курение разрушает ваши лёгкие) вверху картинки и «And your life» (И вашу жизнь) - внизу картинки в перевёрнутом виде. Эффект усиливается тем, что перевёрнутое дерево по форме напоминает лёгкие, и тем, что оно в мифологии воспринимается как переход в мир

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

мёртвых. Цветовое оформление баннера соответствует архетипическому посылу. Мы видим дерево в чёрном цвете на бордово-красном фоне, который к низу рисунка становится темнее [3].

На многих графических изображениях социальной рекламы встречаются архетипы дом. Дом - это один из наиболее близких и понятных для любого человека образов, сопровождающих его всю жизнь. С образом Дома у каждого человека соединяется представление о жизни, любви, родителях, детях, семье. В рекламе широко используются и ассоциативные образы, связанные с этим архетипом. Например, на нескольких изображениях мы видим пустые бутылки и банки, которые хотят скорее добраться до дома. Короткая фраза «У мусора есть дом» напоминает нам о том, что урны в городе стоят не просто так. Цветовая гамма и сами образы оставляют позитивное впечатление. На нас воздействуют с помощью юмора и архетипа домашнего уюта. На одном из плакатов изображена семья матрёшек в ярких цветах и дана цитата Ф. Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи». Здесь также ярко прослеживается архетип дома.

Но в социальной рекламе этот «тёплый» архетип часто становится «холодным и колючим». Зубастый коварный дом на чёрно-белом рисунке с надписью внизу «Not every child is looking forward to coming home» (Не каждый ребёнок торопится возвращаться домой) - здесь налицо трансформация в архетип страха. Один из самых древних и сильных архетипов.

Самыми выразительными и часто используемыми в социальной рекламе являются архетипы страха, смерти и разрушения. Более 70 % от всей социальной рекламы [2].

Приведём несколько примеров. Архетип смерти: образ сигареты, висящей в петле; сигарета, переходящая в пулю с надписью под изображением «вдыхая -убиваешь себя, выдыхая - других»; сигарета как образ лезвия, перерезающего вены на руке; половина туло-

вища человека как образ срубленного дерева и надпись мелкими буквами внизу «Not only а tree is cut dawn» (Не только деревья вырубаются); брызги крови, летящие из мобильного телефона на лицо женщины и надпись «Don't talk while he drive» (Не разговаривай с ним, когда он за рулём) и многие другие графические образы.

Архетип страха почти всегда сопутствует архетипу смерти. Среди анализируемых графических изображений, он наиболее ярко читается в фотографии мальчика, играющего на рельсах на фоне мчащегося вдалеке поезда. На шпалах надпись: «Где сейчас играет ваш малыш?» [4].

Сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Именно поэтому наиболее удачным ходом является использование архетипов в социальной рекламе, так как у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. И самое важное - это то, что использование архетипов в рекламном сообщении позволяет заранее спрогнозировать эмоциональную окраску отклика целевой аудиторией на социально важное сообщение.

Библиографические ссылки

1. Юнг К. Архетип и символ. М. : Ренессанс, 1991.

2. Архетипы и коллективное бессознательное [Электронный ресурс]. URL: http://www.pseudology.org/information/Archetips.htm.

3. Мифологемы в рекламе [Электронный ресурс]. URL: http://reklamif.narod.ru/

4. Попова Ж. Г. Психологические аспекты восприятия рекламы потребителем [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/ marke-ting/2001-5/08.shtml.

© Белоусова К. И., 2013

УДК 808

К. И. Белоусова, М. А. Бергер Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА

Мы не можем отрицать, что культура и язык существуют в диалоге между собой: культура - это память народа, а язык - хранитель народной памяти. Более того язык сам воздействует на формирование культуры.

Проблема взаимодействия языка и культуры волновала умы лингвистов, начиная с XIX в. Первые попытки решения этой проблемы усматривают в трудах В. Гумбольдта (1985), основные положения концепции которого можно свести к следующему: в языке воплощаются материальная и духовная культура; всякая культура национальна, ее национальный характер выражен в языке посредством особого видения мира; языку присуща специфическая для каждого народа

внутренняя форма (ВФ); ВФ языка - это выражение «народного духа», его культуры; язык - это опосредующее звено между человеком и окружающим его миром.

Так же В. фон Гумбольдтом было введено понятие «языковая картина мира» (ЯКМ). Но это не более чем метафора, так как в реальности специфические особенности национального языка создают для носителей этого языка не какую-то особую картину мира,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.