Научная статья на тему 'Фирменный стиль авиакомпаний, присутствующих в г. Красноярске'

Фирменный стиль авиакомпаний, присутствующих в г. Красноярске Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1086
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Баскаков И.А., Скиба Л.П.

Рассмотрены особенности фирменного стиля авиакомпаний присутствующих на рынке г. Красноярска. Проведен анализ фирменного стиля, представлены рекомендации по его формированию у авиакомпаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фирменный стиль авиакомпаний, присутствующих в г. Красноярске»

Секция

«ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»

УДК 659.1:339.138

И. А. Баскаков Научный руководитель - Л. П. Скиба Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ АВИАКОМПАНИЙ, ПРИСУТСТВУЮЩИХ

В г. КРАСНОЯРСКЕ

Рассмотрены особенности фирменного стиля авиакомпаний присутствующих на рынке г. Красноярска. Проведен анализ фирменного стиля, представлены рекомендации по его формированию у авиакомпаний.

У любой уважающей себя компании есть свой фирменный стиль. В современной практике создание фирменного стиля стало исключительной необходимостью, напрямую связанной с образом фирмы, который важно укреплять в сознании потребителей.

Фирменный стиль - это совокупность цветовых, графических, пластических, акустических, видеоприемов, которые обеспечивают единство по всем изделиям и мероприятиям фирмы, улучшают восприятие и запоминаемость покупателями, партнерами, а также независимыми наблюдателями не только товаров компании, но и всей ее деятельности, и позволяют противопоставлять свои товары и услуги товарам и услугам непосредственных конкурентов [1].

Фирменный стиль должен обеспечивать смысловое и эмоциональное единство восприятия всей информации, исходящей от компании, он должен стать как бы «мостиком» к потребителю. Цель фирменного стиля заключается в закреплении в сознании покупателей положительных эмоций, связанных с оценкой качества продукции, ее безупречности и высокого уровня обслуживания, а также обеспечить продукцию фирмы и, разумеется, саму фирму особой узнаваемостью.

К основным элементам фирменного стиля относят: товарный знак; фирменную шрифтовую надпись (логотип); фирменный лозунг (слоган); фирменный цвет или цвета, комплект шрифтов и другие фирменные константы.

Анализ фирменного стиля авиакомпаний, присутствующих в городе Красноярске («S7 airlines», «Уральские авиалинии», «NordStar airlines», «КАТЭ-КАВИА») [2; 3] позволяет сформулировать следующие выводы:

1. В ходе создания нового фирменного стиля все авиакомпании преследовали основную задачу - выход на новые рынки. Для «S7 airlines», «Уральских авиалиний» и «NordStar airlines» - это новые маршруты. Для «КАТЭКАВИА» - чартерные вахтовые перевозки сотрудников крупнейших нефтяных компаний.

2. Авиакомпании «S7 airlines» и «NordStar airlines» в ходе ребрендинга, включающего изменение фирменного стиля, сменили названия, которые имели чёткую географическую привязку («S7 airlines» -«Сибирь», «NordStar airlines» - «Таймыр»). Это было

сделано для того, чтобы отойти от локальности. «Уральские авиалинии» и «КАТЭКАВИА» наоборот не стали отказываться от локального фактора. Даже несмотря на то, что «Уральские авиалинии» позиционируют себя, как мировую авиакомпанию, делают это не через смену имени, а через латинское наименование, которое употребляется везде. Авиакомпания «КАТЭКАВИА» была создана в городе Шарыпово Красноярского края - главной КАТЭКовской стройки Советского Союза. КАТЭК - чёткая привязка к месту (Красноярский край).

3. «S7 airlines» и «Уральские авиалинии» для смены фирменного стиля нанимали коммуникационные агентства. Однако «S7 airlines» работала с британским отделением Landor Associates, а «Уральские авиалинии» воспользовались услугами московской Optima DMG, не перекрашивала самолеты в революционные цвета и даже не стала менять своего названия, хотя код IATA у нее ничем не хуже «сибирского» (S7 - код лёг в название) — U6. «КАТЭКАВИА» воспользовалась при рестайлинге собственными силами своих специалистов.

4. Очень сильным элементом эксплуатации фирменного стиля, по заверениям представителей авиакомпаний, является бортовой журнал. Его издают авиакомпании «S7 airlines», «Уральские авиалинии» и «КАТЭКАВИА». У авиакомпании «Уральские авиалинии» есть специальный детский бортовой журнал «Летучий кораблик», у «КАТЭКАВИА» в журнале есть специальная детская страничка. «Уральские авиалинии» создали специальный сайт своему журналу, «КАТЭКАВИА» предлагает скачать электронную версию журнала со своего сайта. Все 3 авиакомпании предлагают пассажиру забрать журнал домой (унести с собой частичку фирменного стиля авиакомпании).

Анализ правильности решений по ребрендингу, рассмотренных авиакомпаний позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Фирменный стиль в авиации должен нести положительные эмоции. У многих людей есть страх перед полётами, поэтому этот страх нужно снижать через позитив. В этом плане больше всех авиакомпаний Российской Федерации преуспела «S7 airlines» с весёлыми зелёными самолётами (хотя ради справедливо-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сти стоит отметить, что первостепенный показатель -совпадение количества взлётов и посадок).

2. Через фирменный стиль идёт отстройка от конкурентов. В авиации до сих пор в основном эксплуатируются белые и синие цвета (цвета неба). Радикальная отстройка от конкурентов - использование ярких, не связанных с небом цветов. Плюс в копилку «S7 airlines».

3. Фирменный стиль должен не только внушать доверие к перевозчику, но и нести дополнительные эмоции. У «S7 airlines» - это веселье и лето. Вертушка «NordStar airlines» - ассоциации из детства (часть людей видит в логотипе стилизованную звезду, от которой исходит сияние). Касательно «Уральских авиалиний» - 3 бумеранга не воспринимаются так, как было задумано разработчиками. То, что они опоясывают мир - совершенно неясно. Синий нижний бумеранг можно спутать с завалившимся логотипом Nike. «КАТЭКАВИА» изощряться не стала - разместили самолёт на фоне солнца.

Таким образом, наличие фирменного стиля у авиакомпаний косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг, поскольку оно свидетельствует об уверенности владельца в положительном впечатлении, производящим его компанией на потребителя.

Библиографические ссылки

1. Добробабенко Н. С. Фирменный стиль: принципы разработки. М. : Инфа-М, 1999. 12 с.

2. Уральские авиалинии» борются с имиджем региональной компании [Электронный ресурс] : Креативная реклама adme.ru. 14 октября 2005. URL: http://www.adme.ru/koridor/uralskie-avialinii-boryutsya-s-imidzhem-regionalnoj-kompanii-brenda-95117/.

3. «Сибирь» затеяла ребрендинг и что он ей дал [Электронный ресурс] // Портал reklamatik.ru. 23 ноября 2012. URL: http://www.reklamatik.ru/ branding/s7.php.

© Баскаков И. А., 2013

УДК 659.1.013

К. И. Белоусова Научный руководитель - Е. В. Тетерина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АРХЕТИПЫ В РЕКЛАМЕ

Графическая реклама является быстрым и эффективным способом передачи информации. Но сложность создания такой рекламы заключается в том, что сообщение практически не имеет протяженности по времени и не может иметь развернутого сюжета. Преодолевать эти трудности опытным рекламистам помогает использование архетипов, открытых К. Г. Юнгом.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Так были открыты архетипы (от греч. «архее» - «начало» и «типос» - «образ») - своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний. Эти образы не определяются сознанием, но способны воздействовать на него [1].

Если при восприятии рекламы подключается архе-типический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели сообщения.

В персонажах рекламы или в конкретных сюжетных изображениях можно распознать определённые архетипы. Но архетип проявляется не только в социальной роли, но также в самой стилистике изображения. Чаще всего эффективно применение только одного архетипа в рекламном сообщении, тогда оно воспринимается как сильное, завершенное и однозначное [4].

Проанализировав изображения на баннерах социально рекламы, отметим архетипы, которые встречались чаще всего: архетипы мужское и женское,

смерть-возрождение, тень, путешествие, архетип страха, разрушение, а также мифологемы мост, дом, гора, Земля, солнце, древо жизни и некоторые другие. Мифологема - это некая первичная сюжетная схема, кросскультурная идея, встречающаяся в фольклоре разных народов. Мифологема и архетип часто выражают одно и то же понятие. Рассмотрим некоторые из них на конкретных примерах.

Фактически во всех мифологических системах фигурирует образ моста. Мост всегда связан с переправой, которая может быть и переправой в иной мир. В графических изображениях социальной рекламы данный архетип играет именно эту роль. «Ты поступаешь так же, если не знаешь свой ВИЧ-статус» -гласит сообщение на баннере, где девушка с завязанными глазами готовится к прыжку с трамплина в пустой бассейн. Трамплин - это переход в другое состояние, «мост» в иной мир. То же самое сообщение закодировано в изображение перевёрнутого древа жизни в графической социальной рекламе, сопровождаемой двумя фразами «Smoking destroys your lungs» (Курение разрушает ваши лёгкие) вверху картинки и «And your life» (И вашу жизнь) - внизу картинки в перевёрнутом виде. Эффект усиливается тем, что перевёрнутое дерево по форме напоминает лёгкие, и тем, что оно в мифологии воспринимается как переход в мир

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.