Научная статья на тему 'АРХЕТИПЫ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА'

АРХЕТИПЫ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5685
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АРХЕТИП / ЭГО / ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лядкина В.О., Курц М.А., Бутенко Н.А.

В статье раскрывается сущностьпонятия «архетип» и его место в философии выдающегося швейцарского мыслителя-психологаXX в. Карла Густава Юнга. Архетип представляет собой, по мнению Юнга, коллективное бессознательное, которое присуще каждой отдельной личности.The article says about the concept of archetypes and their role in philosophy of Karl Jung, an outstanding Swiss thinker and psychologist of the 20th century. According to his research, archetypes represent the collective unconscious, which is common for each individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХЕТИПЫ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА»

ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994, № 68-ФЗ.

4. Постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» от 21.08.2000, № 613.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.2002, №240.

6. Артемьев Н.С., Подгрушный А.В. Ликвидация аварий при истечении нефти и нефтепродуктов в водоемы // Пожаровзрывоопасность. 2005. № 6. С. 43-47.

7. Янгуразова З.А. Методы очистки поверхности водоемов от нефтепродуктов // Актуальные вопросы экологии человека : сб. науч. ст. участников Всероссийской научно-практической конферен-ции с международным участием (г. Уфа, 21-23 октября 2015 г.). В 3-х томах / Отв. ред. Г.М. Хасанова. Уфа: РИОИЦИПТ, 2015. Том 2. 286 с. С. 266-270.

8. Хлесткин Р.Н., Самойлов Н.А., Шаммазов А.М., Лебедич С.П. Боновое ограждение. Патент РФ № 2119007, заявка № 97104990/25.

9. Таканаева О.А. Очистка поверхностей водоёмов от нефтяной пленки с помощью лазерного излучения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 12.

10. Мерициди И.А., Шлапаков А.В. Критерии выбора нефтяного сорбента для локализации аварийных разливов нефти на поверхности водоемов // Управление качеством в нефтегазовом комплексе. 2007. № 4. C. 52-57.

11. Мохсен Абдульхаким Мохсен Ахмед. Методика прогнозирования экологических рисков аварийных нефтеразливов на водной поверхности // Автореф. на соиск. уч. степ. кенд. геогр. н., Санкт-Петербург, 2010. 21 с.

Лядкина В.О. студент 2 курса Курц М.А. студент 2 курса направление «Перевод и переводоведение» Бутенко Н.А., кфилос.н. научный руководитель, доцент кафедра «Философия и право» Сургутский государственный университет

Россия, г. Сургут АРХЕТИПЫ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ГУСТАВА ЮНГА В статье раскрывается сущностъпонятия «архетип» и его место в философии выдающегося швейцарского мыслителя-психологаХХ в. Карла Густава Юнга. Архетип представляет собой, по мнению Юнга, коллективное бессознательное, которое присуще каждой отдельной

личности.

Ключевые слова: личность, архетип,эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное.

The article says about the concept of archetypes and their role in philosophy of Karl Jung, an outstanding Swiss thinker and psychologist of the 20th century. According to his research, archetypes represent the collective unconscious, which is common for each individual.

Key words: personality, archetype, ego, personal unconscious, collective unconscious.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - известный швейцарский ученый, основатель аналитической психологии. Своими исследованиями Юнг внес значительный вклад в развитие как психологии, так и философии. Сферой научного интереса Юнга было человеческое сознание. Он проводил множество семинаров и лекций по данной теме не только у себя на родине, но также и заграницей.

В ходе исследования человеческой личности Юнг приходит к понятию «архетип». Однако для того, чтобы разобраться в данном понятии, необходимо обратиться к тому, что вообще есть «личность» в понимании Юнга.[3]

Согласно теории личности ученого, известной как аналитическая психология, термин «личность» совпадает с термином «душа» и состоит из трех отдельных, однако взаимодействующих элементов: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. [1]

Эго - центр сферы сознания. Оно включает в себя мысли, чувства, ощущения и воспоминания, благодаря которым мы чувствуем свою целостность и воспринимаем себя людьми. Благодаря эго мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности, так как оно является основой нашего самосознания.[1]

Личное бессознательное представляет собой подавленные и забытые воспоминания, которые когда-то осознавались, а также и чувственные впечатления, недостаточно яркие для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Кроме того, личное бессознательное содержит в себе комплексы: эмоционально заряженные мысли, чувства и воспоминания, вынесенные индивидуумом из его прошлого, личного или наследственного опыта. Они могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение человека, так как компоненты комплекса все же могут осознаваться. [2]

Коллективное бессознательное - более глубокий слой в структуре личности, который представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, таких как мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Юнг считал, что индивидуумы мотивированы именно коллективным

бессознательным, происхождение которого уходит вглубь истории эволюции. [2]

Именно коллективное бессознательное, по Юнгу, состоит из так называемых архетипов - первичных образов и символов. Архетипы Юнга представляют собой прототипы или шаблоны, под влиянием которых каждый человек реагирует на различные ситуации определенным образом, основываясь при этом на своем индивидуальном опыте. Например, несмотря на то, что понятие «мать» имеет определенную универсальную коннотацию, которая приходит на ум большинству людей, детали этого архетипа будут восприниматься каждым человеком по-разному. Для Юнга архетипы были не просто теоретическим концептом: его интерес к ним был, в первую очередь, практическим. Он утверждал, что состояние его пациентов заметно улучшалось, когда к ним приходило осознание того, каким образом их проблемы связаны с архетипами. [2]

Числу возможных архетипов нет предела: они также разнообразны, как и сам человеческий опыт. Некоторые архетипы принимают личностные формы, такие как мать, ребенок, демон, плут, герой и т.д. Другие - формы природных предметов и явлений (огонь, ветер, луна, солнце и т.д.), а также животных. Кроме того, архетипы могут выражаться в форме событий, ситуаций (рождение, перерождение, смерть и т.д.) или мест.

Несмотря на безграничное количество архетипов, Юнг выделял четыре важнейших: персона, анима и анимус, тень и самость.

Персоной является тот образ, в котором индивид предстает перед другими людьми. Персона необходима для выживания, поскольку каждый человек играет свою определенную роль, как социальную, так и профессиональную.

Архетипы анима и анимус выступают как противоположность персоне, отражая подсознательное «Я» индивидуума. Также они отличаются по половым признакам: анима - женский образ в мужчине; анимус, напротив, -мужской образ в женщине. Это обуславливается андрогинностью каждого человека, а также необходимостью взаимопонимания и взаимодействия между представителями двух полов.

Тень ассоциируется с животными инстинктами человека, так называемой «темной стороной», неконтролируемая сознанием индивидуума. Однако в то же время тень является источником человеческой спонтанности, творческого потенциала и интуиции.

Самость является важнейшим архетипом, который организует и объединяет все элементы личности. Однако самость не только комбинирует остальные архетипы и стороны отдельной личности, но и обладает своей уникальностью. Самость гармонизирует внутреннее с внешним миром. Она тесным образом связана со способностью человеческих существ достигать своего высшего потенциала (этот процесс Юнг называет индивидуацией). По мнению Юнга, развитие самости - главная цель человеческой жизни.

Таким образом, мы приходим к выводу, что понятие «архетип» играет важную роль в учении Карла Юнга. С помощью архетипов ученый пытается объяснить природу поведения человека и мотивацию его поступков. Кроме того, теория архетипов облегчает понимание механизмов восприятия предметного мира, и, сталкиваясь с теми или иными явлениями или предметами, человек начинает видеть в них новые смыслы, которые были заложены в этих объектах в прошлом.

Использованные источники:

1. В. М. Лейбин, Карл Густав Юнг. Аналитическая психология и психотерапия: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

2. К. С. Холл, ГарднерЛиндсей. Теории личности: М.: «КСП+», 1997. - 720 с.

3. У. МакГуайр, Р. Ф. С. Халл. Юнг говорит: Варшава: 1999.

Макуев Д.Г. студент 4 курса факультет «Менеджмент» Россия, г. Москва КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫ С ПРОБЛЕМОЙ

Аннотация: коррупцию в наше время в Российской Федерации можно обозначить как одну из основополагающих проблем, разрушающих в корне социум, экономику, общественное благосостояние и ставящей страну на первые позиции в международных списках наиболее коррумпированных стран. В России издаются законодательные проекты, направленные на снижение коррупции, искоренение. Однако, проблема остается сложно решаемой в силу того, что охватывает и исходит от обеих сторон, граждан и государственных чиновников. Взяточничество является процессом, которое воспринимается большей частью общества как норма.

Ключевые слова: коррупция, экономика, общество, государство.

Abstract: corruption nowadays in the Russian Federation can be described as one of the underlying problems that Deplete at the root of society, the economy, social welfare and putting the country on the first position in the international list of most corrupt countries. In Russia published draft legislation aimed at reducing corruption eradication. However, the problem remains intractable due to the fact that covers and comes from both sides, citizens and state officials. Bribery is a process that is perceived by most of society as the norm.

Key words: corruption, economy, society and the state.

Коррупция представляет собой масштабное социальное явление, отражающее такие процессы в государстве, как разложение власти, использование государственными представителями служебного положения в целях личного индивидуального или группового, материального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.