Научная статья на тему 'АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ'

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
369
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ / ПРОПАГАНДА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вахромычева А. В.

На конкретных примерах в статье показано использование архетипов коллективного бессознательного в политической пропаганде. Автор приходит к выводу, что систематизированные К. Г. Юнгом общечеловеческие модели инстинктивного поведения находят применение не только в художественной культуре и торговой рекламе, но и в сфере политических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ»

УДК 32.019

Вахромычева А.В.

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Россия, г. Москва)

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Аннотация: На конкретных примерах в статье показано использование архетипов коллективного бессознательного в политической пропаганде. Автор приходит к выводу, что систематизированные К. Г. Юнгом общечеловеческие модели инстинктивного поведения находят применение не только в художественной культуре и торговой рекламе, но и в сфере политических технологий.

Ключевые слова: архетип, коллективное бессознательное, Карл Густав Юнг, пропаганда, политические технологии.

Понятием «коллективное бессознательное» обозначается особый класс психических явлений, которые, в отличие от индивидуального бессознательного, являются носителями коллективного опыта человечества и передаются по наследству через структуры мозга. Содержание коллективного бессознательного составляют архетипы - врождённые общечеловеческие модели инстинктивного поведения. В переводе с греческого слово «архетип» означает «древний след» («архей» - древний, «типос» - след). Принципиально неподвластные волевому контролю, архетипы способны вызывать однотипные эмоциональные реакции больших масс людей на тот или иной стимул.

Гипотеза об архетипах коллективного бессознательного была выдвинута в 1936 году известным швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Исследовав культуры древних народов, никогда не контактировавших между собой, учёный выявил в них некоторые общие, одинаково воспринимаемые символы.

Наиболее глубоким по содержанию Юнг считал круг как символ гармонии, упорядоченности, уравновешенности всего сущего.

Архетипы дуалистичны, оппозиционны, то есть существуют в виде контрастных пар: например, свет и тьма, тепло и холод, верх и низ, сила и слабость, красота и уродство, центр и периферия и т.д. Каждый из этих символов, как считал Юнг, бессознательно воспринимается на фоне своей противоположности, тем самым вызывая столь же контрастные бессознательные реакции типа «приятно - неприятно», «хорошо - плохо», «хочу - не хочу».

Несмотря на то, что вопрос о происхождении архетипов находится в сфере религиозного знания и учение Юнга в целом остаётся гипотезой, архетипы давно активно используются в художественной культуре и торговой рекламе. Однако их применение сегодня не ограничивается рамками этих двух сфер: архетипы присутствуют и в политических технологиях - они кладутся в основу создаваемых имиджей, учитываются в работе с массовыми мифами и стереотипами. Попытаемся продемонстрировать это на некоторых конкретных примерах.

1.Один из главных архетипов, выявленных Юнгом, - «красота - уродство»: независимо от доводов разума, красивый человек воспринимается как хороший, а некрасивый - как плохой. Почему, в самом деле, на современном «политическом рынке» уделяется столь огромное внимание внешнему облику действующих лиц? Ведь все мы прекрасно понимаем, что привлекательная внешность может скрывать убогую душу и отсутствие ума, и наоборот, очень непривлекательный человек может быть добрым, храбрым, благородным. Это несоответствие доступно пониманию ребёнка уже в три года. Так в чём же дело? Только ли в наших эстетических чувствах и потребностях? Нет, утверждают психологи, ещё и в архетипах коллективного бессознательного, заставляющих нас, вопреки рассудку, ассоциировать красоту с добродетелью, а уродство - со злом, грехом.

2.То же самое можно сказать об образе Героя как воплощении архетипа силы, противопоставленной слабости. Стремление активизировать этот архетип заставляет политиков позировать в военной форме, за штурвалами самолётов и кораблей.

3.Ещё один классический архетип - «верх - низ»: верх ассоциируется с возвышенным, небесным, светлым; низ - с низменным, с преисподней. В антитезе Поклонной горы и Болотной площади этот архетип активизирован «дословно», почти как в русских народных сказках. Одновременно с ним в образах горы и болота задействованы архетипы «сухой - мокрый», «чистый - грязный». Впрочем, возможно, что это случайное совпадение.

4.На известном плакате художников Кукрыниксов, появившемся на стенах военкоматов уже 23 июня 1941 года, удивительно удачно задействовано сразу несколько архетипов: «правый - левый», «верх - низ»; он красивый, сильный, полон жизненной энергии, а Гитлер - крошечный, уродливый, костлявый, как смерть (архетипы «красота - уродство», «сила - слабость», «большой - маленький»). Архетипичен и контраст цветов: алый - символ солнца, жизни, согревающего пламени, и чёрный - символ тьмы, смерти, преисподней. Вряд ли художники размышляли обо всё этом, создавая свой плакат за одну ночь. А если так, то это может служить косвенным доказательством наличия архетипов в их собственном подсознании.

5.Не менее архетипичен и известный плакат «Родина-мать зовёт!»: сильная, высокая женщина в алой одежде и с совершенно симметричным лицом смотрит поверх нас, куда-то в даль, как бы прозревая какое-то только ей ведомое будущее.

6.Как считал Юнг, культурная история народов может подавлять архетипы, делая их как бы не существующими. Однако это не означает их реального исчезновения из коллективного бессознательного. Так, например, произошло в современных развитых странах с архетипами «мужчина - женщина»: социально и юридически эти две демографические группы давно уравнены, однако слова «мужик» и «баба» по-прежнему напоминают нам о древних инстинктивных реакциях. Кстати, этот архетип успешно активизировал во время своей предвыборной кампании Дональд Трамп: заверяя аудиторию в своём уважении к женщинам-политикам, он в то же время давал понять, что, как бы там ни было, но он-то всё-таки - мужчина.

7.Во время предвыборных кампаний архетипы активизируются особенно часто,

поскольку сам предвыборный процесс предполагает противопоставления. Например,

архетип «честный - обманщик». Его удачно использовал Ельцин в образе «борца с

207

привилегиями». В сегодняшней политической ситуации этот архетип с подачи Алексея Навального (точнее, его кураторов) может принимать в коллективном бессознательном различные формы: с одной стороны - «честный» Навальный и «нечестная» власть (представленная Медведевым); с другой - «честный» Путин и «нечестный» Медведев; с третьей - «честный» Путин и «нечестный» Навальный. В общем, архетип «в ассортименте», на выбор.

8.Для предвыборных кампаний крайне важен архетип «известный -неизвестный»: эффект узнавания, как утверждают психологи, автоматически срабатывает на позитивное восприятие личности, даже если эта известность весьма сомнительного качества. Именно поэтому люди, стремящиеся в политику из карьерных соображений, часто делают всё возможное, чтобы любыми путями предварительно попасть на телеэкран. Как ещё можно рационально объяснить присутствие в наших органах законодательной власти певиц, актёров, спортсменов, не имеющих никакого опыта управленческой работы?

9.Большой эмоциональной силой обладает архетип «свой - чужой». Политическим деятелям, выражающим интересы большинства своего народа, нет необходимости активизировать этот архетип с помощью СМИ. А вот тем, кто выражает интересы олигархии, приходится прилагать максимум усилий для создания образа под названием «я такой же, как вы».

10. Предельным выражением позитивной стороны данного архетипа являются образы Отца и Матери - любящих, строгих, мудрых, заботливых хозяев страны, защитников народа. Вряд ли является случайностью «ярлык» «Мамаша Меркель», «наклеенный» на политический образ Ангелы Меркель.

11. Архетип «весёлый - угрюмый» тоже активно задействуется в конструировании образов политиков: если имидж кандидата явно не дотягивает до образа серьёзного «хозяина страны», то пусть он будет «весёлым парнем» (как, например, Билл Клинтон с саксофоном).

12. Архетипы могут вступать в противоречие друг с другом. В одновременном стремлении народа к порядку и свободе учёные подчас склонны видеть всего лишь

результат политической неискушённости и неспособности к логическому мышлению.

208

Всё это так, но не стоит забывать и об одновременном присутствии в коллективном бессознательном архетипов «порядок - хаос» и «свобода - рабство».

Приведённые выше примеры свидетельствуют о том, что архетипы коллективного бессознательного достаточно активно используются не только в художественной культуре и торговой рекламе, но и в политической пропаганде. И если гипотеза Юнга верна, то эту технологию можно отнести к категории «вечных».

Список литературы:

1.Жизнь - Смерть, Свет - Тьма, День - Ночь. Интернет-ресурс. http://sv-scena.ru/athenaeum/slavyanskaya-mofologiya.Razdel-1-Paragraf-1-2-44-40.html;

2.Кэмпбелл, Джозеф. Мифический образ / Пер. с англ. - М.: АСТ, 2002;

3.Маркова, Ольга. Оппозиция «верх - низ» в мифологическом сознании. Интернет-ресурс: http: //www.arba.ru/article/735;

4.Флоренский, Павел. Анализ пространственности и времени в художественно -изобразительных произведениях. - М.: Прогресс, 1993;

5.Юнг, Карл Густав. Об архетипах коллективного бессознательного / Пер. с нем. - М.: Ренессанс, 1991;

6.Юсев, Алексей. Кинополитика. Скрытые смыслы современных голливудских фильмов. - М.: Альпина Паблишер, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.