Научная статья на тему 'АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К.Г. ЮНГА И ИХ РОЛЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ'

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К.Г. ЮНГА И ИХ РОЛЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
68
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ПЕРВООБРАЗ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Трусова А.С., Пенягина Е.Е.

Анализируется роль архетипов коллективного бессознательного Карла Густава Юнга в поэтическом творчестве народов. Особенно в исследовании отмечается сложность выявления основ коллективного бессознательного, общечеловеческих первообразов. В связи с этим акцентируется, что данный поиск необходимо начать с попытки расшифровки мифов и сказок народов мира, так как именно они содержат устойчивые мотивы, образы и ассоциации, то что в дальнейшем К.Г. Юнг назовет архетипическими идеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

C.G. JUNG'S ARCHETYPES OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS AND THEIR ROLE IN THE POETIC CREATIVITY OF PEOPLES

The article examines the role of the archetypes of Carl Gustav Jung's collective unconscious in the poetic creativity of peoples. Especially in the study, the difficulty of identifying the foundations of the collective unconscious, universal primordial images is noted. In this regard, it is emphasized that this search must begin with an attempt to decipher the myths and fairy tales of the peoples of the world, since they contain persistent motives, images and associations, what K.G. Jung will later call archetypal ideas.

Текст научной работы на тему «АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К.Г. ЮНГА И ИХ РОЛЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ»

УДК 82.091

АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО К.Г. ЮНГА И ИХ РОЛЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ

Ася Сергеевна Трусова

кандидат филологических наук, доцент

ATrusova@yandex.ru Елизавета Егоровна Пенягина

студент

penaginaelizaveta5@gmail.com Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Анализируется роль архетипов коллективного бессознательного Карла Густава Юнга в поэтическом творчестве народов.

Особенно в исследовании отмечается сложность выявления основ коллективного бессознательного, общечеловеческих первообразов. В связи с этим акцентируется, что данный поиск необходимо начать с попытки расшифровки мифов и сказок народов мира, так как именно они содержат устойчивые мотивы, образы и ассоциации, то что в дальнейшем К.Г. Юнг назовет архетипическими идеями.

Ключевые слова: архетип, первообраз, коллективное бессознательное, мифологическое мышление.

В современном научном мире теория коллективного бессознательного К.Г. Юнга, возникшая в начале ХХ века, и сегодня актуальна, так как её значение в интерпретации культурных феноменов в целом и мировой мифопоэтики в частности, трудно переоценить. Карл Густав Юнг утверждал, что все мифы имеют архетипические корни, уходящие в коллективное бессознательное народов мира и требуют всестороннего изучения.

Но необходимо отметить, что многократные изменения в мифопоэтике не позволят исследователям достаточно подробно реконструировать древнейшие мифы. В результате удается раскрыть основу лишь мифологическое мышления, а не с достоверностью утверждать о возможных причинах построения именно таких сюжетных линий. Все это позволило Карлу Густаву Юнгу выдвинуть идею о «первомифах», то есть категориях «коллективного бессознательного», являющихся врожденными общечеловеческими первообразами, которые стали называть в дальнейшем архетипами.

Утверждения Юнга, что само понятие архетипа берет начало из многочисленных исследований в области мифопоэтики, а также содержит определенно устойчиво повторяющиеся в настоящей действительности символы и образы, наполняющие мир фантазий и снов, то, безусловно, можно считать, что данные образы и ассоциации становятся типичными -«архетипическими идеями». Поэтому, как отмечает исследователь,чем «более живыми они являются, тем более они будут окрашены индивидуально», будут «впечатлять и очаровывать нас»[2, с.123], а главное будут пробуждатьу современников «память и голос рода».В результате архетипы - это своего рода некий итог огромного жизненного опыта бесчисленного количества предков, та благодатная почва, которая порождает те самые первообразные представления о мировом устройстве и порядке, представляющие собою целостную мифопоэтическую модель мира с регулярно повторяющимися сюжетами и образами.

Юнг выделяет небольшое количество архетипов в своих исследованиях: Великая Мать - Анимус - Анима - Мудрый Старик - Мудрая Старуха -

Младенец - Тень и ряд других, отмечая при этом, что от них произошли производные архетипы коллективного бессознательного - «отпочковавшиеся», то есть постоянно повторяющиеся архетипические образы, мотивы и сюжеты. Задача исследователя первоначально заключается не столько в установлении их авторского генезиса, а скорее наоборот - реконструируя первооснову образа, попытаться от уже авторского произведения искусства попытаться найти первоисточник в коллективном бессознательном.

Так, например, по мнению К.Г. Юнга каждый пол по своей внутренней природе содержит и определенные признаки противоположного ему: в каждом мужчине прячется женщина («анима»), а в каждой женщине - мужчина («анимус»). Юнговские архетипы «Анимы» и «Анимуса» отличаются «фатальностью, иногда способной приводить к трагическим последствиям. Они, в буквальном смысле, - мать и отец всех губительных сплетений судеб, и в этом своем качестве издавна признаны повсюду в мире. Вместе они образуют божественную пару...» [3, с. 183].

Традиционносчитается, что именно язык, являясь своего рода универсальной сферой общественного сознания, а религиозно-мифическиепредставления - это общий кладезь самых архизначимых смыслов жизненных установок и целей, из которыхи развился значительный пласт человеческой культуры, постепенно приобретая семиотически различные формы общественного восприятия (в виде искусства, этики, права, философии и науки).

Поэтому именно для языка и для религиихарактерна биполярность, представленная двумя уходящимив подсознание, глубокими и несхожимидруг с другом семиотическими формами общественного сознания, дающими начало всей мировой культуре.

Все самые известные архетипы коллективного бессознательного (Анима/Анимус, Великая Мать, Тень, Мудрый (Демонический) Старик) по К.Г. Юнгу могут присутствовать в психике каждого индивида, способствовать его личностному росту и развитию, то есть по Юнгу, «индивидуации»[1].Это

главная задача человеческой жизни, ее смысл. Становление самости, обретение личностью целостности и гармонии - это самоосуществление, путь к себе.

Таким образом, можно прийти к выводу, что возможность индивидуализироваться у человека появляется лишь в том случае, если он ассимилировав коллективное бессознательное, соединит его со всеми возможными изменениями в психике, обретя при этом самость, то есть став самим собой.Но так каку коллективныхидей нет творческого индивидуального подхода, они являются более устойчивыми, чем представления персональные.

В результате, мы убеждаемся, что коллективное бессознательное (как вместилище следов расовой и национальной истории, общечеловеческого опыта, хранилище архетипов) - это «объективная душа», Псюхе, представляющая большую часть человеческой души, которую населяют архетипы.

Список литературы:

1. Трусова А.С., Свиридова Е.Н. Архетип «Матери» в образе «Кабанихи» А.Н. Островского «Гроза» и в образе Али Л.Е. Улицкой «Дочь Бухары» // Наука и Образование. Т 5. № 2. 2022.

2. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Спб.: Кентавр. 1994. 138 с.

3.Юнг К.Г. Архетипы коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. М.: АСТ. 2005. 224 с.

UDC82.091

C.G. JUNG'S ARCHETYPES OF THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS

AND THEIR ROLE IN THE POETIC CREATIVITY OF PEOPLES

Asya S.Trusova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor

ATrusova@yandex.ru

Elizaveta E. Penyagina

Student

penaginaelizaveta5 @gmail .com, Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article examines the role of the archetypes of Carl Gustav Jung's collective unconscious in the poetic creativity of peoples.

Especially in the study, the difficulty of identifying the foundations of the collective unconscious, universal primordial images is noted. In this regard, it is emphasized that this search must begin with an attempt to decipher the myths and fairy tales of the peoples of the world, since they contain persistent motives, images and associations, what K.G. Jung will later call archetypal ideas.

Keywords: archetype, prototype, collective unconscious, mythological thinking.

Статья поступила в редакцию 21.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.

The article was submitted 21.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.