Научная статья на тему 'Архетипический концепт и экологический архетип'

Архетипический концепт и экологический архетип Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
888
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / КОНЦЕПТ / АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ / СИМВОЛ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП / ARCHETYPE / CONCEPT / ARCHETYPICAL CONCEPT / SYMBOL / ECOLOGICAL ARCHETYPE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Елена Валерьевна

Рассматриваются понятия концепта и архетипического концепта, обосновывается наличие экологического архетипа дома как особого вида концепта в структуре бессознательного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archetypical Concept and the Ecological Archetype

The article deals with the terms of the concept and archetypal concept and argues the presence of the ecological archetype home as a special kind of concept in the unconscious structure.

Текст научной работы на тему «Архетипический концепт и экологический архетип»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315). Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 91-94.

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», государственный контракт № 16.740.11.0761.

Рассматриваются понятия концепта и архетипического концепта, обосновывается наличие экологического архетипа дома как особого вида концепта в структуре бессознательного.

Ключевые слова: архетип, концепт, архетипический концепт, символ, экологический архетип.

На сегодняшний день одним из ключевых понятий в науке о языке является концепт, «по частоте употребления значительно опередивший все прочие протерминологические новообразования» [4. С. 41].

Обобщая различные точки зрения на концепт и его определения в языкознании, можно сделать следующий вывод: концепт - это единица коллективного знания/сознания, отправляющая к высшим духовным ценностям, имеющая выражение в языке и отмеченная этнокультурной спецификой [5. С. 70].

Анализ работ, посвященных структуре концепта (исследования Ю. С. Степанова. С. Г. Воркачева, В. И. Карасика, Г. Г. Слышки-на, З. Д. Поповой, И. А. Стернина и др.), позволяет прийти к заключению, что в его структуре можно выделить три основных компонента -образ, информационно-понятийное содержание (ядро / базовый слой) и интерпретационное поле (дополнительные признаки).

Образ - это целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов о действительности в каком-либо аспекте. Образ не является отдельным впечатлением, однако он достаточно систематизирован, чтобы говорить о целостности восприятия. Помимо субъективности, для образа характерна также возможность его интерпретации в зависимости от социокультурного контекста современности [13].

Информационно-понятийное содержание (ядро) концепта включает минимальный набор когнитивных признаков, определяющих основные, наиболее важные отличительные черты концептуализируемого предмета или явления и близко к содержанию словарной дефиниции ключевого слова, именующего концепт [8. С. 38].

Интерпретационное поле концепта содержит дополнительные признаки: оценочные, энциклопедические, паремиологические, символические, социально-культурные (поведенческие) и т. д.

По мнению Е. В. Шелестюк, «концепт представляет собой совокупность предметно-логического содержания понятия и его культурно-символической ауры <...>. Символ есть, с одной стороны, имплицируемая концептом и латентно существующая в нем «аура» культурно-стереотипных, архетипических и индивидуально-символических сем, а с другой - знак, означающим в котором выступает образ, концепт либо слово, его выражающее, а означаемым - обобщенное, а также абстрактное понятие либо идея. В первом значении символ выступает как сущность («сущность» концепта), а во втором - как явление» [17. С. 178]. «Сознание современного человека представляет собой диффузный научно-мифологический тип, состоящий из нескольких уровней, каждому из которых свойственен определенный тип символов» [Там же]. Исследователь формулирует и описывает основные группы символов в зависимости от уровня сознания:

1) прототипические символы, ядром которых являются конкретные зрительные образы;

2) архетипические (мифологические) символы, которые основываются на древнейших мифологических представлениях человека об окружающем мире, восходят к прототипам как первичным бессознательным образам и являются продуктом разных культур, разделенных во времени и пространстве. В отличие от символов-прототипов, символы-архетипы содержат мифологическую метафору, включаются в структуру мифа, часто отражают древний анимизм (антропо- и зооморфность), тотемизм;

3) стереотипные символы составляют уровень «обыденной» логики у людей какой-либо культуры;

4) мировоззренческие символы составляют идеологический уровень концепта;

5) индивидуально-авторские символы.

Концепт в лингвистике часто соотносят с

архетипом. Соотношение, разграничение и уточнение этих понятий является предметом работ многих исследователей (Н. Д. Арутюновой, А. Ф. Лосева, И. Г. Ольшанского и др.), также встречаются понятия концепта-архетипа (В. В. Колесов, В. А. Маслова), архетипа как метаконцепта культуры (А. Ю. Большакова), архетипического концепта (В. И. Карасик, У. А. Савельева, И. А. Богданова).

В когнитивной лингвистике распространен введенный в научный обиход В. И. Карасиком термин «архетипический концепт», которым обозначаются «активно транслируемые, закрытые для модификации, непереводимые в иные формы выражения и не допускающие критического восприятия концепты, т. е. архе-типические ментальные образования особого типа/класса, имеющие специфические характеристики, обладающие способностью внедряться в сознание участников общения, отключать критическое восприятие и активно распространяться» [ІІ. С. 43].

Концепт обретает архетипический статус, если относится к первоосновным метаконцептам, определяющим становление национального менталитета [2].

В диссертации У. А. Савельевой архетипи-ческий концепт рассматривается как сложное ментальное образование, конститутивными признаками которого являются: а) размытый оценочно-маркированный образ, не поддающийся рациональной рефлексии, базирующийся на дуальной категоризации мира и проявляющийся как след коллективного опыта в индивидуальном сознании; б) ориентация на важнейшие витальные ценности бытия и вытекающая отсюда универсальность для человечества; в) бинарный оценочный характер, выражающийся в неделимой диаде положительной и отрицательной оценок [І6. С. 4].

Архетипический концепт - концепт, которому присущи параметры архетипа: социальность, ценностность, духовность и др. [7. С. 7]. «Архетипы, выступая основой формирования стереотипов, символов, образов той или иной культуры, реализуются в архетипических концептах как своеобразное единство коллектив-

ного и индивидуального элементов в осмыслении фрагментов окружающей действительности». Таким образом, по мнению У. А. Савельевой, архетипический концепт является своего рода продуктом индивидуального восприятия мира через призму коллективного наследия опыта предыдущих поколений [16. С. 8].

И. А. Богданова в своей диссертации утверждает, что главным носителем архетипического концепта в языке является слово, и выделяет в смысловом пространстве слова три уровня, которые «отличаются друг от друга степенью абстракции, проявленности и сложности. Низший, наиболее проявленный уровень образуют значения слов. На втором уровне находятся скрытые значения, которые описываются как коннотации. И третий уровень слова формируют архетипические смыслы, которые можно выделить путем анализа функционирования языковых средств, объективирующих концепт в языке» [1].

Архетипические смыслы различаются степенью сложности и степенью абстракции. По степени сложности И. А. Богданова выделяет простые архетипические смыслы, состоящие из одного компонента, и сложные, состоящие из нескольких компонентов. К первым исследователь относит архетипические материальные, материально-идеальные и идеальные смыслы, ко вторым - архетипические формулы, архетипические ситуации, архетипические сценарии. По степени абстракции в работе разграничиваются архетипические материальные смыслы, архетипические материально-идеальные смыслы и архетипические идеальные смыслы. Архетипическая формула состоит из ряда архетипических идеальных образов, которые, взаимодействуя друг с другом, реализуют картину бытия. Архетипические смыслы метафоричны, не соотносятся с действительностью, а осуществляют посредничество между действительностью и ментальностью; универсальны во времени и пространстве; представлены в фольклоре [3. С. 64].

А. Ю. Большакова в статье «Теория архетипа и концептология» рассматривает архетипы как метаконцепты культуры, «объединяющие множество единичных проявлений той или иной сущности, а также наиболее устойчивые в исторических изменениях и определяющие строй мировоззрения (личности, нации, народа)» [2].

Наиболее древние доступные нам архетипы - общемировые мифологические образы,

такие как первозданный хаос, небесный демиург, царь богов - громовержец, подземный мир, боги времени и судьбы, умирающие и воскресающие боги растительности, астральные божества светил, культурный герой и божественный кузнец, трюкач-трикстер и воитель, побеждающий праведностью [18].

Концепция архетипа ориентирует исследователей на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипи-ческого ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением [14. С. 110-111]. Тем не менее еще К. Г. Юнг попытался наметить некоторую систематику архетипов.

В соответствии с теорией К. Г. Юнга

Н. М. Солодухо в работе «Экологический архетип: содержание, истоки, проявление» выдвигает гипотезу о существовании в общей структуре бессознательного архетипа экологического характера, а именно архетипа «Дом», в котором содержится отношение человека к окружающей среде и месту своего обитания: «экологический архетип выражается правилом “Сохраняй свой дом”, а также ожиданием покровительства в нем со стороны запредельной верховной сущности (Бога), стремлением к гармонизации с ойкуменой, границы которой во внешнем мире со временем расширяются» [6. С. 62-63]. Экологический архетип является одним из доминирующих в структуре коллективного бессознательного, потому что нацелен «на само существование человеческого рода в окружающем пространстве, заставляя человека в различных формах деятельности оставаться в рамках системы “общество (человек)” - “окружающая среда (первая и вторая природа)”» [6. С. 64].

Архетип дома универсален и интернационален, пластичен и все же атемпорален, является одним из самых константных архетипических образов, он представлен сознательно и бессознательно во многих произведениях искусства, в классических мифах, художественной литературе. «Дом - это место, где начинается и заканчивается жизнь. Он является свидетелем рождения и смерти и потому медиирует между этим и иным миром. <...> Дом вмещает в себя память и забвение. Дом несет в себе память рода - ведь под его порогом похоронены предки <...> Дом по капле отдает нам нашу память, наше детство, наше прошлое <...> Дом собирает и позволяет

сосуществовать в себе разным эпохам, разным поколениям. Время над ним не властно. Но образ дома может быть и динамичен, если он дается через мотив потери дома и обретения его, возвращения домой. Дом - это перевалочный пункт на пути героя. Он часто стоит на границе: это избушка на курьих ножках, которая обращается одним боком к герою, а другим - к лесу, к иному, к потустороннему» [15. С. 60].

С. В. Климова выделяет следующие архети-пические функции «дома», которые остаются «присущими этому понятию, несмотря на любые исторические, религиозные, социальные изменения»: жизнеобеспечивающая и спасительная; защитная; нормативно-этическая; социально-консолидирующая; смыслообразующая; идентификационная; исцеляющая и обновляющая (восстанавливающая); сберегающая и эстетически умиротворяющая [12].

Экологический архетип «Дом» является смысловым центром, вокруг которого вращаются другие архетипы и образы. Прежде всего, он пересекается с архетипами «Матери» (более общий архетип, символами которого может являться город, населенный пункт, бережно охраняющий своих жителей как мать своих детей) и «Дерева» (или «древа жизни», «древа плодородия», «древа рода», «небесного дерева», реже «древа смерти» и «древа зла») [6. С. 65].

В результате проведенного исследования А. Х. Гимазетдинова приходит к выводу, что в стремлении «к экологическому совершенству, идеалу гармонии человека с окружающей природой возникает коллективный образ идеальной страны, города, сада или рая» [6. С. 66]. Однако поскольку каждый архетипический образ имеет две противоположные стороны, то страх человека потерять «дом», т. е. окружающую природную среду выражается в образах конца света, конца мира, апокалипсиса (универсальный культурный архетип, характерный еще для архаического сознания большинства религий народов мира, который обобщает глобальные, универсальные темы и сюжеты катастрофы).

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что архетипический концепт - это особый тип концепта, первичный концепт или метаконцепт высшего уровня, в котором находят выражение культурные архетипы и ар-хетипические образы, следовательно, ему присущи параметры архетипа. Мы считаем также возможным утверждать наличие в структуре бессознательного экологического архетипа,

который вербализуется в так называемом экологическом архетипическом концепте дома и воплощает отношение человека к окружающей среде и месту своего обитания.

Список литературы

1. Богданова, И. А. Архетипические фор-

мулы в смысловом пространстве архетипиче-ского концепта вода [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.rusnauka.com/SND/Philolo-

gia/3_bogdanova%20i.a..doc.htm.

2. Большакова, А. Ю. Теория архетипа и концептология [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. иЯЪ: http://www.cr-joumal.m/ms/joumals/109.html&j_id=9.

3. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика. М., 1998. 336 с.

4. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филолог. науки. 2001. № 5. С.64-71.

5. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М., 2004. 236 с.

6. Гимазетдинова, А. Х. Экологическое сознание и экологический архетип / А. Х. Гимазетдинова, Н. М. Солодухо. Казань, 2008. 140 с.

7. Гучепшокова, С. А. Архетипический концепт «лицо/честь/совесть»: когнитивный и лингвокультурный аспеты : автореф. дис. . канд. филол. наук. Майкоп, 2011. 29 с.

8. Даниленко, Н. Б. Структурные особенности концепта // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 13 (267). Филология. Искусствоведение. Вып. 65. С. 37-40.

9. Иванова, Е. В. Архетип Апокалипсиса и его реализация с текстах СМИ // Политическая

лингвистика. Екатеринбург, 2012. Вып. 4(42). С. 184-188.

10. Иванова, Е. В. Экологическое сознание и эколингвистика // Вестн. Челяб. гос. пед. унта. 2012. № 7. С. 248-258.

11. Карасик, В. И. Архетипические концепты в общении // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003. С. 39-52.

12. Климова, С. В. Социально-философ-

ские аспекты анализа архетипических функций дома [Электронный ресурс] // Антропология: Веб-кафедра философской антропологии. иЯЬ: http://anthropology.ru/ru/texts/klimova/

function.html.

13. Концепт и архетип Сатаны: современное состояние [Электронный ресурс]. иЯТ: http://warrax.net/76/arhetype.html.

14. Мифы народов мира : энциклопедия / под ред. С. А. Токарева. М., 1980. 1392 с.

15. Петрова, М. Образ дома в фольклоре и мифе // Эстетика сегодня: состояние, перспективы / под ред. Л. В. Володина. СПб., 1999. С.59-61.

16. Савельева, У. А. Архетипический лингвокультурный концепт «предательство» : ав-тореф. дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2008. 29 с.

17. Шелестюк, Е. В. О диалектике устойчивости и изменчивости концепта и символа // Язык. Культура. Коммуникация / под ред. Е. В. Пономаревой. Челябинск, 2004. С. 178-187.

18. Щепановская, Е. М. Мифологические архетипы народа как ядро понимания ментальности нации [Электронный ресурс]. иЯТ: http://www.astrolingua.spb.ru/PHIL0S/arch%20 mental.htm.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 24 (315).

Филология. Искусствоведение. Вып. 82. С. 94-97.

Н. В. Иванченко

О СПЕЦИФИКЕ УСТОЙЧИВЫХ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

Рассматривается проблема взаимоотношения языка и культуры, делается попытка установить специфику различных видов устойчивых языковых единиц, характерных для китайского лингвокультурного сообщества.

Ключевые слова: китайский язык, устойчивая языковая единица, фразеологизм, крылатое выражение, цитата, чэнъюй, яньюй, сехоуюй, гуаньюнъюй.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.