Научная статья на тему 'Архетипические основания юнгианского анализа сновидений'

Архетипические основания юнгианского анализа сновидений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
914
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СНОВИДЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / АРХЕТИП / МИФ / СИМВОЛИКА / ИНДИВИДУАЦИЯ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / DREAM / THE COLLECTIVE UNCONSCIOUS / ARCHETYPE / MYTH / SYMBOLICS / INDIVIDUATION / ANALYTICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Юлия Викторовна

В статье освещена проблема научного метода толкования сновидений в аналитической психологии К. Г. Юнга. Раскрывается сущность символики сновидений в рамках теоретических представлений об архетипах коллективного бессознательного. Рассматриваются ключевые моменты процесса индивидуации как определяющей цели психического развития личности, сформулированные Юнгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The arhetipichesky bases the Jungiansky analysis of dreams

In the article the problem of the scientific method of dream interpretation in analytical psychology K. G. Jung. Reveals the essence of the symbols of dreams in the framework of theoretical representations about the archetypes of the collective unconscious. The key moments of the process of individuation as the defining goal of mental development of the personality, formulated by Jung.

Текст научной работы на тему «Архетипические основания юнгианского анализа сновидений»

УДК 159.963.382 ББК Ю9

Ю. В. Кузнецова

архетипические основания

юнгианского анализа сновидений

Ключевые слова: сновидение, коллективное бессознательное, архетип, миф, символика, ин-дивидуация, аналитическая психология.

J. V. Kuznecova

the arhetipichical foundations of jung dreams analysis

Key words: dream, the collective unconscious, archetype, myth, symbolics, individuation, analytical psychology.

Утверждая позитивную трактовку бессознательного как неотъемлемой и важной стороны психики, юнгианство сформировало целостную систему представлений о научном методе анализа сновидений, опирающуюся на свои основные теоретические представления - об архетипах коллективного бессознательного, о структуре и функциях психики, о психологических типах, процессе индивидуации, психической реальности и т. д.

Сновидения в аналитической психологии принято считать важным фактом душевной жизни, поскольку они являются формой, способом прямого вмешательства трансцендентной функции в череду психических событий. Юнг, в трудах которого проблема толкования сновидений разработана наиболее фундаментально, указывает: «Причины такого исключительного положения сновидения лежат в его особенном способе возникновения: оно не проистекает, подобно другим содержаниям сознания, из явственно видимой, логической и эмоциональной континуальности пережитого; сновидение -рудимент той психической деятельности, которая имеет место во время сна. Уже этот способ возникновения изолирует сновидение от прочих содержаний сознания, но еще более обособляет сновидение от них его

Благодать, излившаяся на меня, дала мне веру, надежду и неодолимую отвагу не сопротивляться больше духу глубин, а произносить его слово.

К. Г. Юнг «Красная книга»

своеобразное содержание, которое находится в разительном контрасте к сознательному мышлению» [10, с. 155].

Подходя к вопросу сущности сновидений, прежде всего как врач-психиатр, Юнг рассматривает процесс толкования снов в свете значимости получаемых результатов для лечения психических и психосоматических заболеваний. «Сновидение фактически занимается здоровьем и болезнью, а поскольку оно черпает все это - вследствие своего бессознательного происхождения - из под-пороговых восприятий, то оно может иногда продуцировать весьма ценные для познания вещи» [12, с. 186].

Смысл сновидения, по Юнгу, зависит от того, насколько нуждается в компенсации сознательная установка сновидца. Если она является чрезмерно односторонней, то сновидение занимает противоположную позицию, если особых крайностей не наблюдается, то оно довольствуется вариантами изображения реальной ситуации, «если же положение сознания правильное, то сновидение полностью смыкается с ним, подчеркивая одновременно свои собственные тенденции, иначе потерялась бы его своеобразная автономия» [10, с. 190]. Для понимания компенсаторной задачи сновидения,

ГумАнИТАРИй: актуальные проблемы ^ 4 /^ч 2011 гуманитарной науки и образования - V л

безусловно, необходимо иметь представление о сознательной установке самого сновидца, личном контексте каждого образа его сновидения с учетом актуальной жизненной ситуации. Однако Юнг указывает, что компенсаторное значение символики сна часто выходит за рамки судьбы и нужд отдельного индивида, и тогда каждый человек в некотором смысле репрезентирует все человечество и его историю. Символика сновидений, содержащая множество общечеловеческих мотивов, по мнению Юнга, подтверждает существование некой культурной памяти рода человеческого, глобальной и всеобъемлющей, которую он назвал «коллективное бессознательное».

Понятие «коллективное бессознательное» стало основополагающим конструктом юнгинианского учения, который обнаруживается практически во всех теоретических построениях и выкладках автора. Ведущим элементом коллективного бессознательного выступают архетипы - гипотетические универсальные первообразы, связанные с инстинктами и наиболее архаическими психологическими тенденциями и представляющие наследуемую часть психики. Но в отличие от содержаний личностного бессознательного архетипы имеют не индивидуальную, а всеобщую природу. При обсуждении данного понятия Юнг сравнивал его с кристаллическим образованием в насыщенном растворе: решетчатая структура отдельного кристалла следует определенным правилам или принципам (собственно архетипу), тогда как действительную форму, которую примет сам кристалл (архетипиче-ский образ), заранее предсказать невозможно. Любой субъект рождается со склонностью формировать определенные образы. Например, существует универсальная человеческая тенденция создавать образ матери, но каждый индивид формирует свой особый материнский образ, базирующийся на этом универсальном человеческом архетипе [4, с. 65].

Для прояснения общечеловеческой, архе-типической символики сновидения, по мнению Юнга, необходимо обладать глубокими познаниями в области мифологии и фольклора, знанием психологии примитивных народов и сравнительной истории религий.

«Коллективное бессознательное состоит из чего-то вроде мифологических мотивов или образов, поэтому мифы народов являются непосредственными проявлениями коллективного бессознательного. Вся мифология - это своего рода проекция коллективного бессознательного» [11, с. 122]. Следует отметить, что мифология была одним из самых стойких интересов Юнга на протяжении всей его жизни.

Пристальный интерес к мифологическим структурам составляет прерогативу всякого юнгианского аналитика. Джозеф Л. Хендер-сон отмечает: «Школа аналитической психологии К. Юнга является в наше время одним из немногих научных центров, сделавших значительный вклад в изучение и переоценку извечных символов. Она помогла развеять ничем не обоснованное представление, согласно которому первобытный человек отличался от современного тем, что символы для него были естественной частью повседневной жизни, тогда как для современника они как будто бессмысленны и никчемны» [2, с. 127].

Изучение в аналитической психологии мифотворчества как живой функции, реально присутствующей в душе цивилизованного человека, позволило выделить и описать ар-хетипическую основу мифологической символики, общую с символикой сновидений и психических расстройств. «Без гипотезы о темной стороне души, - пишет Юнг, - т. е. о бессознательном, психопатология неврозов и многих психозов обойтись не может. То же можно сказать и о психологии сновидений, которая является настоящей terra intermedia (промежуточным пространством) между нормальной и патологической психологией. В сновидениях, как и в продуктах психоза, присутствуют бесчисленные взаимосвязи, параллели которым можно найти только среди мифологических комбинаций идеей» [6, с. 87].

Особое внимание в аналитической психологии уделяется психотерапевтической функции мифов. «Мифы можно рассматривать как вид особой, священно-духовной психотерапии для обеспокоенного и страдающего от голода, войн и болезней человечества. Мифы часто могут помочь там, где бессильны всякие другие средства пси-

хологической помощи - в извечной проблеме старости и смерти, бренности человека и тщеты его усилий перед лицом вечности» [1, с. 255]. В поздних работах Р. Барта, Ж. Дюмезиля, В. В. Иванова, К. Леви-Строса, Е. М. Мелетинского, В. Н. Топорова, В. Тэрнера, М. Элиаде и других мифологов показано, что мифическое время является особым сакральным периодом создания всеобщего изобилия и блага. По мере жизни рода и отдельного человека это благо уменьшается, и необходимы действия, возобновляющие его. Подобными действиями являются ритуалы, а мифы представляют собой рассказы о ритуалах - кто, когда и как правильно должен их совершать, какие бедствия могут произойти с нарушителями обрядов и правил. Эта функция мифа делает его действенным средством поддержки психического здоровья и равновесия как для отдельных людей, так и для целых народов. Юнгианство говорит об ассимиляции бессознательных содержаний мифологическими мотивами и сюжетами, которые в доступной и образной форме становятся понятными для тех, кто читает или слышит мифы, и в силу своей многозначности являются своего рода материалом для проекции личных и личностных проблем. Практически бесконечное количество ассоциаций, смыслов и значений, которые продуцируются символами коллективного бессознательного, делает возможным выбор именно того содержания, которое актуально для человека в настоящий момент. Так, в трудный жизненный период миф о герое, который сражается с чудовищами и побеждает зло, приходит на помощь слабым и несправедливо обиженным, может вдохнуть в человека новые силы за счет идентификации с мужественным и сильным персонажем.

Архетипическая символика мифа обогащает и развивает бессознательные содержания, актуализирует их компенсаторные отношения с сознанием, облегчая человеку целостное взаимодействие с окружающим миром. Подобная бессознательная логика мифа, имеющая архетипическую природу, свойственна и сновидениям, и Юнг постоянно сближает эти две формы бессознательной активности. Уже в первой своей крупной работе «Метаморфозы и символы либидо»

(1912), подводя итоги обширного обзора мифологической и психоаналитической литературы, он пишет, что непредвзятое чтение последней «способно снять все сомнения в наличности внутренней связи между психологией сна и психологией мифа. Само собой напрашивается заключение, что эпоха, создавшая мифы, мыслила по-детски, т. е. фантастически, и что наши сновидения поступают так же, являясь в значительной степени ассоциативными и аналогическими» [8, с. 38].

Одну из задач аналитической практики Юнг усматривал в выявлении, прояснении и интеграции архетипических содержаний, доминирующих в опыте конкретного клиента и признавал анализ сновидений одним из самых продуктивных способов достижения данной цели. В докладе «Структура души» он подчеркивает: «Исследовать коллективное бессознательное можно лишь двумя способами: либо через мифологию, либо путем анализа индивида», что он и применял на практике, анализируя сновидения пациентов и проявление мифологии в них [12, с. 66].

«Расшифровка» символов сна открывает возможные следствия и разнообразные трактовки событий, демонстрирует бессознательную логику психических процессов, обогащает понимание происходящего и указывает новые, часто совершенно непредставимые для сновидца пути и способы решения проблем. «Символика сновидений и первобытных мифов играет роль курьера», - говорит Юнг, - «передающего послания от инстинктивных к рациональным частям разума» [7, с. 72]. Подобный психический эффект в мифологии и религии принято называть откровением. Откровение в юнгианстве - это осознание того, что несет бессознательное, и предоставляет необычное, часто парадоксальное знание, совершающее настоящий переворот в психической жизни человека, трансформацию его сознательной установки. Такого рода открытия предоставляют анализанту возможности актуализации целительного и творческого потенциала, заключенного в архетипических содержаниях, и его использования в повседневной жизни для придания ей целостности и смысла. Таким

ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 /^ч 2011 гуманитарной науки и образования - V л

образом, проблема развития индивидуальности является важнейшей точкой практического приложения исследований коллективного бессознательного в аналитической психологии.

Содействие процессу личностного роста и саморазвития, изучение и профилактика его искажений составляет основное содержание деятельности юнгианского аналитика. Целью психического развития, по Юнгу, является индивидуация, которую он считал главной задачей и смыслом человеческой жизни. Процесс индивидуации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида. «Я использую выражение "индивидуация" в следующем смысле: это есть процесс, возрождающий психологического "индивида", т. е. обособленное, нечленимое единство, некую целостность» [12, с. 197]. Однако, несмотря на то, что индивидуация формирует отдельного человека, отличного от общей, коллективной психологии, было бы неверно понимать данный процесс только как развитие сознательной психики за счет уменьшения бессознательного, напротив, именно интеграция бессознательных содержаний составляет основу личностного роста. С этого тезиса, подтвержденного личным жизненным опытом, Юнг начинает автобиографию: «Моя жизнь - это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое» [5, с. 16].

Главной задачей индивидуации является обретение личностью самостоятельности и гармонии. Проникновение в собственную уникальную природу предполагает познание бессознательных сторон и свойств собственной души, интеграцию отдельных архетипов ее структуры. К их числу относятся Персона, Тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин. Осознание и объединение этих архетипов вокруг сознательного «Я» личности является основным содержанием процесса индивидуации. Личность учится управлять своими инстинктами,

освобождается от власти их темной, архаичной стороны. Важнейшая роль в данном процессе отводится, по мнению Юнга, толкованию сновидений, которое позволяет направить сознательный взор в ту сторону, куда уже устремился ход индивидуации, хотя бы и бессознательно. В случае успеха такое объединение сознательной воли и бессознательного динамизма обеспечивает дальнейшему процессу индивидуации большую скорость, чем в случае, когда сны остаются неизученными, а архетипические образы в них не распознаны. По мнению Джеймса А. Холла, возможными причинами таких неудачных попыток является то, что «1) аналитик может быть не осведомлен о мифологическом или архетипи-ческом значении определенного мотива; 2) поскольку любой повторяющийся человеческий опыт может быть архетипиче-ским, многие архетипические элементы слишком <намозолили глаза>, чтобы привлекать к себе внимание» [3, с. 98]. Однако в случае распознания архетипических образов, неизвестных сознательному разуму сновидца, по словам Холла, «можно приоткрыть важное теоретическое окно в глубины природы психического и обеспечить более здоровую перспективу в наших личных каждодневных драмах» [3, с. 99].

На вопрос о необходимости процесса индивидуации Юнг отвечает в «Психологическом истолковании догмата о Троице», цитируя средневекового теолога Иустина Мученика: «Дабы пребывать нам не детьми необходимости и неведения, но выбора и знания» [9, с. 85]. Таким образом, конечной целью терапии является построение между сознательным «Я» личности и бессознательным новых, более продуктивных отношений, основанных на диалоге и сотрудничестве. Отсюда вытекает ключевой тезис аналитической психологии Юнга о том, что бессознательное не является чем-то, принципиально антагонистичным по отношению к сознательному «Я», и при условии соответствующей установки может стать союзником в процессе осмысленного и творческого саморазвития.

Библиографический список

1. Калина Н. Ф. Основы юнгианского анализа сновидений / Н. Ф. Калина, И. Г. Тимощук. - М. :

Рефл-бук, 1997. - 304 с.

2. ХендерсонДж. Л. Древние мифы и современный человек / Дж. Л. Хендерсон // Юнг К. Г. Чело-

век и его символы. - М., 1997. - С. 125-250.

3. Холл А. Джеймс. Юнгианское толкование сновидений / А. Джеймс Холл. - М. : Азбука, 2008. -

224 с.

4. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг - М. : Ренессанс, 1991. - 262 с.

5. Юнг К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления / К. Г. Юнг. - Киев : Airland, 1994. - 405 с.

6. Юнг К. Г. Душа и миф : шесть архетипов / К. Г. Юнг. - Киев : Port-Royal, 1996. - 384 с.

7. Юнг К. Г. К вопросу о подсознании / К. Г. Юнг // Юнг К. Г. Человек и его символы. - М., 1997. -

С. 13-102.

8. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / К. Г. Юнг. - СПб. : Вост.-Евр. ин-т психоана-

лиза, 1994. - 416 с.

9. Юнг К. Г. Ответ Иову / К. Г. Юнг // Юнг К. Г. Собрание сочинений : Ответ Иову. - М, 1995. -

С. 109-234.

10. Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. - М. : Канон, 1995. - 320 с.

11. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное / К. Г. Юнг. - М. : Академ. проект, 2007. - 188 с.

12. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации / К. Г. Юнг. - М. : Наука, 1996. - 269 с.

Поступила в редакцию 17.11.2011.

Сведения об авторе

Кузнецова Юлия Викторовна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». Область научных интересов: проблемы психологии творчества, менеджмент в сфере арт-бизнеса, изучение феномена сновидения. Автор более 50 научных публикаций.

Тел.: 8 917 692-77-67 е-mail: [email protected]

54 ГУМАНИТАРИЙ: актуальные проблемы ^ 4 /^ч 2011

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.