УДК 364.048.6
л.р. фахрутдинова1, р.ф. шавалиев2, л.г. Горохова2
1Казанский федеральный университет, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, д. 18
2Детская республиканская клиническая больница МЗ РТ 420138, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 140
«Архетипическая стена»: опыт применения психологических феноменов в реабилитации детей
Фахрутдинова лилия раифовна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Института психологии и образования, тел. +7-917-391-36-94, е-mail: [email protected]
Шавалиев рафаэль Фирнаялович — кандидат медицинских наук, главный врач, тел. +7-843-237-30-50, e-mail: [email protected] Горохова лилия Гигелевна — заведующая психологическим отделением, тел.+7-903-062-21-88, e-mail: [email protected]
Статья посвящена применению психологических архетипов в практической педиатрии с целью психологического сопровождения процессов реабилитации. Используются бессознательные резервы психики для активизации процессов восстановления организма. На основе современных достижений психологической науки и практики разработан комплекс, повышающий реабилитационный потенциал, «Архетипическая стена».
Ключевые слова: психологическое сопровождение реабилитации, архетипы, комплекс «Архетипическая стена».
L.R. FAKHRuTDINoVA1, R.F. sHAVALIEV2, L.G. GoRoKHoVA3
1Kazan (Volga region) Federal University, 18 Kremlevskaya Str., Kazan, Russian Federation, 420008 2Children's Republican Clinical Hospital of the Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, 140 Orenburgskiy Trakt, Kazan, Russian Federation, 420138
«Archetypal wall»: experience in application of psychological phenomena in rehabilitation of children
fakhrutdinova L.R. — D.Psych.Sc., Professor of the Department of Psychology in Institute of Psychology and Education, tel. +7-917-391-36-94, e-mail: [email protected]
shavaliev R.F. — Can. Med. Sc., Head Physician, tel. +7-843-237-30-50, [email protected]
Gorokhova L.G. — Head of the Department of Psychological Health, tel. +7-903-062-21-88, e-mail: [email protected]
The article focuses on application of psychological archetypes in the practice of pediatric medicine for psychological support of the rehabilitation process. Unconscious mental reserves to enhance the recovery processes of the body are used. On the basis of modern psychological science and practice a complex that enhances the rehabilitation potential — «Archetypal wall»- is developed. Key words: psychological follow-up of rehabilitation, archetypes, complex «Archetypal wall».
Актуальность исследования обусловлена тем, что большее количество времени пациенты проводят в коридорах ожидания перед процедурами. Благодаря разработанному комплексу «Архетипическая стена» представляется возможность использования данного времени более продуктивно, с благоприятным воздействием на процессы восстановления здоровья пациента.
Цель — раскрыть потенциальные возможности скрытых ресурсов психики для оптимизации процесса реабилитации.
Теоретической основой для данного комплекса послужила характеристика архетипов, представленная в работе Адлера [1], а также исследования влияния архетипических структур на переживания подростков Л.Р. Фахрутдиновой [2].
Архетипы включены в структуру психики каждого человека и являются проводником влияния группового сознания человеческого рода, человеческой стихией, имеющей свою энергию, свой мощнейший потенциал воздействия на психику человека через его бессознательные структуры. Мы использовали
ЬНЫЕПРОБЯЕМЫПЕДИАТРИик
112 ^ ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'7 (99) ноябрь 2016 г.
образы архетипов для оптимизации процессов реабилитации детей и подростков, а также взрослых людей, находящихся в поле влияния «Архетипиче-ской стены».
Архетипы представляют собой ту часть психики, которая предопределяется всем культурно-историческим развитием человечества и зафиксирована в индивидуальном психическом складе в виде наследуемых структур, определяющих склонность индивида отвечать миру определенным образом [3-6].
Архетипические символы лежат в основе сказко-терапии, юнгианской психотерапии и др. Для каждой народности, национальности и других этнических групп архетипические представления имеют свою специфику, но за всем этим многообразием коллективных представлений проявляются общие родовые признаки. К.Г. Юнг в своих трудах исследовал виды, специфику, проявления архетипиче-ских структур [2].
Описание метода. Комплекс, повышающий реабилитационный потенциал «Архетипичная стена», — это результат совместной творческой деятельности художников и представителей психологической науки и практики. «Архетипичная стена» представляет собой конгломерат визуальных образов в виде картин (1,5 на 2,5 м), протяженностью 14 м (рис. 1), находящихся на стене в отделении реабилитации ДРКБ.
Человек, проходя вдоль стены, получает последовательное, поэтапное влияние от визуальных образов определенных архетипических структур, оказывающих специфическое воздействие через актуализацию в бессознательном определенной доминанты архетипа. Данное воздействие условно можно разделить на два типа. Первое — прямое, когда подключается психолог и проводит непосредственную психотерапевтическую работу, и второе — когда происходит непрямое воздействие (по схеме «скрытой рекламы или скрытых социальных программ»). Воздействие заключается в психотерапевтическом эффекте, основываясь на принципах сказкотерапии, по средствам визуального канала, благодаря которому оказывается влияние на бессознательные структуры психики. Результатом прохождения является актуализация
глубинной работы на включение резервных ресурсов организма для оптимизации процесса реабилитации.
Последовательность архетипического ряда такова: Самость (Божественное дитя), Тень и Смерть, Герой, Царь (Царица), Самость (Божественное дитя). Время быстрого прохождения через всю стену для ребенка — примерно 3-5 минут, но при неспешном прохождении, при задержке около определенных фрагментов (неосознаваемое желание получить недостающий тип символической энергии) прохождение может занимать до 15-20 минут.
Начало и завершение архетипического ряда приходится на архетип Самости (Божественного дитя) (рис. 2). На рисунке 2 представлена лишь часть ар-хетипической стены, посвященной архетипу Божественное дитя.
Данный архетип олицетворяет внутреннее, истинное Я человека, интегратор всего психического, осуществление высшего в себе, жизненность, свежесть, очищение, яркий свет разума, расцвет, рост, аутентичность. Божественное дитя представлено образами Феникса, возрождающегося из пепла, помощи божественных сил, животного, эльфа, гнома, жемчужины, сущности Атмана, сына, дочери, подростка, девушки, цветка, золотого яйца и др. [2]
Восприятие данного фрагмента через символическое послание бессознательному ведет к активизации той части психики, которая связана с групповым сознанием человеческого рода, и данное послание пробуждает процессы самоисцеления, вызывает позитивный, оптимистичный жизненный настрой, вызывает прилив сил, вдохновение, ощущение, что жизнь прекрасна, активизирует жизнеутверждающие тенденции, любовь к жизни, чувство наслаждения самим жизненным процессом в его аутентичном воплощении.
Кроме того, данный фрагмент стены запускает процессы саморазвития, пробуждает ресурсы организма, ведущие к исцелению, восстановлению и развитию. Возникает некая жизнеутверждающая интен-циональность, порыв к жизни, ощущения начала и перспективы, желание жить, любить, познавать этот мир, наслаждаться и радоваться своему росту, полноте бытия.
Рисунок 1.
Часть «Архетипичной стены» в отделении реабилитации ДРКБ
Рисунок 2.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Самости (Божественное дитя)
Рисунок 3. Рисунок 4.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной Фрагмент «Архетипической стены», по-архетипу Тень священной архетипу Смерть
Рисунок 5.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Герой
Далее после архетипа Божественное дитя субъект архетипического взаимодействия попадает под влияние архетипов Тени и Смерти.
Архетип Тень представлен образами темных сил, тьмы, зла, леших, ведьм и другой нечистой силы (см. рис. 3).
Данный архетип означает все негативное, злое, ненавистное, темное, нереализованное, что человек в себе подавляет и проецирует во вне. Он связан с такими понятиями, как обреченность, насилие, болезни, жажда власти, славы, успеха, мимолетность «человеческой жизни», данного момента, без будущих проекций («Хочу все и сейчас», «Получить или погибнуть»). В то же время архетип
Рисунок 6.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Герой
Тени олицетворяет всеподавленный потенциал, который человек в себе игнорирует, подавляет, отрицает, нереализованное творческое начало. Это та часть, которая включает в себя психологические причины возникновения, развития и поддержания патологических процессов в организме, осознание которой приведет к принятию ее как собственной части, отвергаемой силы. Процесс познания природы недуга позволяет человеку взглянуть на свою болезнь с новой стороны, принять ту силу, которая в потенциале содержится за болезнью, как проявлению архетипа Тени.
Смерть —представлена образами бессмертия через видоизменение, любви и/или разрушения, смер-
■КнУЕП^ПЕМЫПЕдИАТрИГ1
114 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'7 (99) ноябрь 2016 г.
Рисунок 7.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Мудрец
Рисунок 9.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Самости в процессе закрепления исцеляющих процессов
Рисунок 8.
Фрагмент «Архетипической стены», посвященной архетипу Самости в момент интеграции психических структур в гармоничное центральное Я
ти и возрождения, женщины, тринадцати, скорпиона, конца, превращения человека, прощания (рис. 4). Данный женский архетип означает трансформацию, отмирание старого во имя того, чтобы освободить дорогу новому (диада жизнь — смерть). Здесь присутствует страх перед переменами и в то же время признание целесообразности происходящего, умение прощать и прощаться (расставаться) [2]. Данный архетип актуализирует психологический процесс перехода из состояния болезни в состояние здоровья, прощания со старыми стереотипами мыш-
ления, поддерживающими патологические процессы в организме.
Архетип Герой представлен образами принца, принцессы, полубога, Геркулеса, Одиссея, на долю которых выпали испытания и трудности, с которыми они, в конечном счете, справились и вышли победителями (см. рис. 5 и 6).
Данная архетипическая структура означает стойкость, мужественность, героизм, предельность при достижении целей. Для данного архетипа характерны проявление самоотверженности, смирения с лишениями и трудностями. Но героя ждет победа, которая ставит его на пьедестал, его возвышает, трансформирует до иного качества. Принцы и Принцессы после лишений преобразуются как личности, очищаются от пороков и становятся достойными своего высокого предназначения. Для героя его путь — это путь развития, совершенствования, испытания трансформации.
По дороге Герой встречает мудрецов (актуализация архетипа Мудрец) (рис. 7), ему приходится принять тот факт, что жизнь имеет разные стороны, это приводит к интеграции всего психического целого в гармоничное центральное Я, воплощающем Самость человека (см. рис. 8), и в конце данного путешествия он осваивает свой центр жиз-неутверждения, жизнерадостности и жизнелюбия через архетип Самость (Божественное дитя), олицетворяющего процесс полного исцеления и здоровья (см. рис. 9).
Таким образом, разработанный комплекс, повышающий реабилитационный потенциал «Архе-
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕД
типическая стена», позволяет применять бессознательные механизмы психики и скрытые ресурсы человека, силы группового сознания и культурно-исторические феномены для активации процессов восстановления психики и организма, а также выстраивать более оптимальные и конструктивные копинг-стратегии. Данное воздействие подобно механизмам арт-терапии, климатолечения, лечения природными факторами, цветотерапии, фототерапии, ландшафтотерапии, применяемыми при реабилитации больных, в том числе в условиях санаторно-курортного лечения. Новизна исследования заключается в создании комплекса, повышающего реабилитационный потенциал, оказывающего влияние на актуализацию скрытых резервов психики, направленных на восстановление организма. Применение данной методики возможно не только в реабилитации детей и подростков, но и взрослых с различной патологией.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии / Г. Адлер. — М.: Изд-во «Рефл-бук», «Ваклер», 1996. — 281 с.
2. Фахрутдинова Л.Р. Переживание и архетипы / Л.Р. Фахрут-динова // Психология переживания человека. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. — С. 505-540.
3. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг; [пер. Т. А. Ребеко]. — М.: Академический проект, 2007. — 302с.
4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг; пер. А.А. Спектор. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. — 400 с.
5. Юнг К.Г. Психика: Структура и динамика / К.Г. Юнг; пер. [А.А. Спектор]; науч. ред М.В. Марищу. — М.: АСТ; Минск.: Харвест, 2005. — 414 с.
6. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг; пер. с нем. [В. Бакусев]. — М.: Академический проект, 2007. — 187 с.
7. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания / Л.Р. Фахрутдинова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. — 416 с.
8. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания субъекта / Л.Р. Фахрутдинова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2015. — 116 с.