Научная статья на тему 'Архетип Дон Кихота как структурообразующее начало поведенческой модели прогрессивной интеллигенции'

Архетип Дон Кихота как структурообразующее начало поведенческой модели прогрессивной интеллигенции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
954
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетип / Дон Кихот / интеллигенция / А. Грин / М. Волошин / кихотизм / архетип / Дон Кіхот / інтелігенція / А. Грін / М. Волошин / кіхотизм

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дружинина Е. С.

В статье рассмотрена одна из трансформаций архетипа героя – архетип Дон Кихота, – которая нашла своё воплощение в феномене русской интеллигенции. Актуализация архетипа Дон Кихота как структурообразующего начала поведенческой модели интеллигенции проанализирована на материале произведений А. Грина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Дон Кіхота як структуроутворююча основа поведінкової моделі прогресивної інтелігенції

У статті розглянута одна з трансформацій архетипу героя архетип Дон Кіхота, яка знайшла своє втілення у феномені російської інтелігенції. Актуалізацію архетипу Дон Кіхота як структуроутворюючої основи поведінкової моделі інтелігенції проаналізовано на матеріалі творів А. Гріна.

Текст научной работы на тему «Архетип Дон Кихота как структурообразующее начало поведенческой модели прогрессивной интеллигенции»

Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). 2012. № 4. С. 170-175.

УДК 008(091):17.2-46

АРХЕТИП ДОН КИХОТА КАК СТРУКТУРООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГРЕССИВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Дружинина Е. С.

В статье рассмотрена одна из трансформаций архетипа героя - архетип Дон Кихота, - которая нашла своё воплощение в феномене русской интеллигенции. Актуализация архетипа Дон Кихота как структурообразующего начала поведенческой модели интеллигенции проанализирована на материале произведений А. Грина.

Ключевые слова: архетип, Дон Кихот, интеллигенция, А. Грин, М. Волошин, кихотизм.

Мигель де Сервантес Сааведра в начале XVII века создал Дон Кихота, Рыцаря Печального образа, который вошёл в категорию «вечных» образов и в течение уже четырех веков остаётся объектом анализа и многочисленных споров. Главный герой романа - это этическая личность, поставленная в конкретные исторические условия. Самое существенное в произведении - не комическое подражание персонажам рыцарских романов, а личностная форма видения мира героем, характер его восприятия и понимания окружающих людей, событий и собственных поступков.

Кихотизм (мы следуем традиции М. де Унамуно и Ю. Айхенвальда, употребляя термин «кихотизм», поскольку в истории культуры сложилась определённая традиция использовать термин «донкихотство» в негативном смысле) как принцип жизни имеет глубокие корни в истории культуры и неоднократно воплощался в культурах разных народов на протяжении ряда столетий. Феномен «кихотизма» олицетворяет определённую модель поведения и даже философию жизни, главными признаками которой являются вера в святость своих идеалов, в силу своей любви и в то, что человек способен изменить мир в лучшую сторону, а главное - желание и готовность за это бороться.

В отечественной традиции кихотизм можно рассматривать как общественное явление, предпосылки которого следует искать в специфических особенностях русской духовной жизни: «не одни сказки об Иванушке-дурачке, не только юродство Христа ради и странничество, но прежде всего страстотерпчество, важная особенность русской святости» [1, ч. II, с. 99].

О романе Сервантеса в России начали говорить в кругу образованных людей ещё до того, как он был переведён на русский язык. В свете идеалов эпохи Просвещения с присущим ей культом разума роман был воспринят как пародия и сатира, а Дон Кихот - как смешной и нелепый чудак (И. А. Крылов,

Г. Р. Державин). Однако в конце XVIII века сменяются доминанты культурного сознания. Представители сентиментализма и романтизма восприняли Рыцаря Печального Образа как истинно романтического героя (Н. М. Карамзин, В. Ф. Одоевский). Н. М. Карамзин даже сравнивал себя с ним, чем положил начало традиции воспринимать кихотизм как способ жизни. В. Г. Белинский также увидел в Дон Кихоте определённый и актуальный тип человека. Но если сначала воспринимал его как «прекраснейшего» и «благороднейшего» человека, «рыцаря без страха и упрека», то потом он изменил своё отношение к этому персонажу и стал называть Дон Кихотами некоторых своих современников: изуверов, «безумных» бонапартистов, мечтающих о восстановлении империи во Франции, легитимистов, ультрамонтанистов, тори в Англии, - то есть тех людей, которые оторваны от реальной действительности. Здесь было не только отталкивание критика от романтического мировидения, особенно в его реакционном выражении, но и революционное стремление к быстрейшему преобразованию мира. Дон Кихот заведомо обречён на поражение. Но для русской интеллигенции XIX века эта ситуация проецировалась на исторический конфликт носителей передовых идеалов с силами российского самодержавия при заведомом неравенстве сил. Герцен видел в образе Дон Кихота воплощение утопической мечты о переустройстве общества и связывал его с судьбами подвижников революционного движения. Отметим, что и сам Герцен ощутил на себе тяжесть социального донкихотского одиночества в ситуации, в которую попал из-за сочувствия к польским повстанцам 1862-1863 годов. В 1860 году на публичном чтении в пользу Общества для вспомоществования нуждающимся литераторам и ученым русский писатель И. С. Тургенев произнес речь «Гамлет и Дон-Кихот». Сложная культурно-историческая обстановка, сложившаяся в России в середине XIX века, не терпела безразличия, а наоборот - требовала определённого отношения, определённого действия, чего не смог не отметить Тургенев. Признавая силу Дон Кихота в вере «в нечто вечное, незыблемое, в истину, одним словом, в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы», преданности «идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию» и любви к жизни, «насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле» [8, тт. 10, с. 252], писатель увидел в нём то, что может помочь отечеству. Так, уже в 60-е годы XIX века сложились две тенденции восприятия образа Дон Кихота: как нелепого, всегда беспомощного фантазёра, не способного увидеть и распознать окружающую его реальность и сражающегося с мифическим врагом и как человека, создающего себе действительность вне действительности. Но многие из тех, кто считал Дон Кихота нелепым чудаком и фантазёром, сами нередко вели себя по-донкихотски, на что обратили внимание Ю. Айхенвальд и В. Багно: «В России описывали путь, пример и феномен Дон Кихота одни (Карамзин, Белинский, Тургенев, Достоевский, Мережковский, Сологуб, Луначарский), жили «по Дон Кихоту» другие (Радищев, Чернышевский, Толстой, Вл. Соловьев, Волошин, Короленко, Сахаров)» [2, с. 222].

Идея сопоставить образ Дон Кихота с феноменом русской интеллигенции возникла ещё у Ф.М. Достоевского. По мнению писателя, идейная ориентация русского интеллигента любых убеждений - всегда «донкихотская». В 1877 году

Достоевский сравнил и саму Россию с Дон Кихотом, только уже с обновлённым, у которого есть свой «гений» и свое «новое слово», который осмыслил свое положение в Европе и не пойдет уже сражаться с мельницами [4, тт. 28(2)]. Так Рыцарь Бедный стал образом самой России, воплотившим её высокий национальный дух, а задачей этого нового Дон Кихота было восстановление и воскрешение настоящего человека.

Дон Кихот как архетип несёт в себе комплекс следующих проблем: соотношение идеала и действительности, поиск пути преобразования общественной жизни, духовные приоритеты личности, нравственное самосовершенствование человека, свобода творческой мысли. Именно наличие архетипического в этом персонаже вывело его за рамки литературного произведения и превратило в культурный феномен. Дон Кихот - это актуализация нескольких модификаций архетипа героя: герой-воин, герой-рыцарь, герой-спаситель, герой-шут, герой-жертва, герой-мудрец, герой-влюблённый, герой-бунтарь, герой-странник, герой-лишний-человек. Недаром М. де Унамуно назвал роман Сервантеса испанской Библией, а его персонажа - испанским Христом. Испанский мыслитель сакрализовал эту книгу и её героя, превратив их в религию «кихотизм». В отечественной традиции то же самое сделал Ю. Айхенвальд, сформулировав «заповеди» этой религии: «Кихотизм - это целомудрие и верность. Кихотизм - это терпение к Спутнику. Кихотизм - это надежда на свое собственное, личное действие и вера в победу Добра, ни на чем не основанная» [1, ч. I, с. 16].

Герой, воплощающий наивысшие интенции культурного сознания, становится особо актуальным в период «социальной» ломки. Активизация архетипа Дон Кихота в творчестве русской интеллигенции Х1Х-ХХ веков происходит именно потому, что культура нуждается в донкихотстве. В 1910 году в журнале «Жизнь для всех» вышла анонимная статья, в которой вся русская интеллигенция отождествлялась с образом Дон Кихота по следующим пунктам: «В её душе ярко горел пламень бескорыстного служения угнетённым и обиженным, она была всегда жрицей высокого и чистого идеала и так же, как Дон Кихот, выступала она на борьбу, не считая врагов, и в вооружении, едва ли лучшем. Она не была избалована победами, даже призрачными, но, падая под ударами судьбы, она говорила: «То, чему я служила - это единственно ценное, из-за чего стоит жить, и эта истина не должна пострадать от моего бессилия доказать её», - и она предпочитала скорее смерть, чем отказ и измену» [6, с. 227-228]. Это не удивительно в условиях реакции, свирепствовавшей в России между революциями 1905 и 1917 годов, которую Корней Чуковский назвал психической чумой, а Александр Блок - вселенской тоской поколения.

Архетип Дон Кихота является выражением и следствием противоречий, сложившихся в процессе культурного развития. Рыцарь Печального Образа - это не только личность, культивирующая высочайшие ценности, живущая по рыцарскому кодексу, но личность, сталкивающаяся с непониманием, неверием, пошлостью и низменностью. Так же ощущали себя и представители творческой интеллигенции, жаждущие революции, но разочаровавшиеся в ней. В России определение интеллигенции слилось с понятиями гражданского долга, борьбы с деспотизмом и крепостничеством, сочувствием угнетённым и оскорблённым, с представлением об активном гражданине, находящимся в оппозиции к официальным правящим

властям. Архетип Дон Кихота с архетипическим мотивом деятельного добра стал актуален и нашёл своё воплощение в поступках и действиях не только передового отряда мыслителей, но и демократической интеллигенции в лице врачей, учителей, ученых.

Всё чаще и чаще образ положительного героя, благородного рыцаря, служащего своему народу и возвышенным идеалам и готового пожертвовать своей жизнью ради этого, всплывает у многих писателей и поэтов (Пушкин, Лермонтов, Леся Украинка, Франко, Блок, Гумилёв и др.).

Для романтиков, которых волновал трагический конфликт между идеальным и реальным миром, добром и злом, индивидуальным и общественным, стала особо значимой фигура Дон Кихота как символ одиноких странствующих рыцарей, идущих в бой во имя добра, Бога, возлюбленной, высоких целей, часто страдающих и не находящих понимания среди своего окружения. Таких Дон Кихотов мы встречаем в творчестве Александра Грина. Его персонажи - это романтики «бескорыстного сердца» и «активного подвига», которых окружает социально-антагонистический, глубоко враждебный и агрессивный мир «чумной действительностью» [5]. Трагедия, борьба, метания одинокого человека в абсурдном мире, поиски утраченного смысла - типичные мотивы романтизма - мы находим в рассказах «Серый автомобиль» (1925), «Крысолов» (1924), главные персонажи которых сталкиваются со злом, принявшим более отчётливые, видимые формы (бездушным и абсурдным миром автоматов, чудовищным миром крыс, затеявших глобальный заговор против человечества).

В этих условиях образ гриновского героя тоже претерпел очевидные изменения. Грею из «Алых парусов» (1921-1923) свойственны милосердие и сострадание. В детстве Грэй хочет пережить «ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам» [3, тт. 3, с. 22]. Он же вынимает гвозди из рук распятого Христа, замазывая их на картине краской. Самое же главное - он не разделяет мнение жителей Каперны о сумасшествии Ассоли. Её преданность мечте об алых парусах сродни влюблённости Дон Кихота в Дульсинею Тобосскую. И Грей поступает одновременно как реальный и даже практичный человек - он знает, где и сколько алого шёлка надо купить на паруса для своего корабля, - и в то же время как наследник или потомок Дон Кихота, умеющий увидеть в бедной девушке прекрасную даму, достойную поклонения. Мотивы социальной справедливости в «Алых парусах» связаны с историей гибели матери героини и мести отца виновнику её страданий, однако на первом плане не исправление мира революционным насилием (здесь разница между книгой и фильмом), а верность мечте и вера в способность каждого или почти каждого человека любить красоту и стремиться к ней. Пафос романа - возвращение прекрасной идее, презираемой толпою, сакрального статуса.

Гарвей из «Бегущей по волнам» (1927) также соединяет в себе черты интеллигентного мечтателя и бесстрашного искателя приключений. Гарвей отправляется в плавание на странном корабле, чтобы разгадать смутное впечатление, похожее на галлюцинацию, и зорко всматривается в окружающий мир. Он разбирается в людях - и всё же, рискуя жизнью, вступается за пьяную проститутку, защищая её от побоев, поскольку его нравственный кодекс не позволяет допустить, чтобы в его присутствии мужчина оскорбил или поднял руку

на женщину. Рыцарственность этого персонажа так же, как и дон Кихота, неотделима от способности верить в прекрасную легенду. Как и Дон Кихот, он привлекает людей с чистым сердцем.

В романе «Блистающий мир» (1924) главный герой Друд нарушает законы природы, показывая всему человечеству дверь в «Страну Цветущих Лучей». Он совершает рыцарственный подвиг, дважды спасая Тави от грозящих ей бедствий. Всех героев Грина объединяет с героем Сервантеса абсолютное бескорыстие и стремление к деятельному добру.

Феномен «вечного возвращения» Дон Кихота в культуре связан с архетипичностью этого персонажа. Дон Кихотов в мировой культуре много, как и их модификаций. И речь идёт не только о литературном персонаже или художественном образе, который лёг в основу произведений изобразительного искусства, кинематографа и театра. Кихотизм существует как модель поведения, философия и принцип жизни для человека в условиях культурных противоречий. Гуманизм, способность оставаться человеком в бесчеловечной ситуации, быть рыцарем независимо от сложившихся обстоятельств - вот, что отличает Дон Кихота в современном мире. Истинно донкихотским, например, был характер Максимилиана Волошина, во время гражданской войны спасавшего от гибели представителей враждующих станов - то красных, то белых. Менее известен поступок Волошина, заступившегося за Мандельштама, который взял у него «Божественную комедию» и не вернул, потом ещё и похитил из его библиотеки свою книгу «Камень», а после требования вернуть книги написал ему «ругательное письмо» с «самой отборной руганью». Но когда в Феодосии Мандельштама арестовали и посадили в тюрьму, Волошин помог его освободить. Потому что в Волошине активизировался Дон Кихот - рыцарь, живущий по законам, которые диктует его сердце и которые совпали с высочайшими ценностями рыцарской и христианской культуры в целом. «Раньше я мог делать или не делать [заступиться -прим. авт.]. Это было в моей воле, - писал Волошин. - А теперь (после того, как он мне написал ругательное письмо) я обязан ему помочь» [7, с. 115].

Необходимо отметить, что прямых ссылок на Дон Кихота в этих случаях мы не находим. Это свидетельствует о столь глубокой укоренённости архетипа Рыцаря Печального образа в ментальности отечественной интеллигенции, что его присутствие перестаёт ощущаться как некое инородное вкрапление и становится органической частью, сущностной характеристикой представления о том, каким должен быть настоящий герой.

Список литературы

1. Айхенвальд Ю. А. Дон Кихот на русской почве. В 2-х частях / Ю. А. Айхенвальд. - М. : Гендальф, Мн. : ООО «МЕТ», 1996.

2. Багно В. Е. Русское донкихотство как феномен культуры / В. Е. Багно // Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни / [отв. ред. В. Е. Багно]. - СПб. : Наука, 2003. - С. 217-233.

3. Грин А. Собрание сочинений в 6-ти томах / А. Грин ; [под ред. В. Россельса]. - М. : Правда, 1965.

4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах / Ф. М. Достоевский; [редкол.: В. Г. Базанов, Ф. Я. Прийма, Г. М. Фридлендер и др.]. - Л. : Наука (Ленингр. отделение), 1985. - 608 с.

5. Иваницкая Е. Мир и человек в творчестве Грина / Е. Иваницкая. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993. - 64 с.

6. М. А. Дон-Кихот и русская интеллигенция / М. А. // Жизнь для всех. - 1910. - № 8-9.

7. Осип Мандельштам и его время / [Сост., авт. предисл. и послесл. В. Крейд и Е. Нечепорук]. -М. : L'age d'Homme - Наш дом, 1995. - 480 с. - (Художник и его время).

8. Тургенев И. С. Собрание сочинений в 10-ти томах / И. С. Тургенев; [ред. В. Фридлянд]. - М. : Гос. изд-во художественной литературы, 1962. - (Б-ка классиков русской литературы).

Дружинша €.С. Архетип Дон Юхота як структуроутворююча основа поведшково!" моделi прогресивно!" штелй'енцй' // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iм. В. I. Вернадського. Серш: Фшософш. Культурологш. Полгголопя. Соцюлопя. - 2012. - Т. 24 (65). - № 4. - С. 170-175.

У статл розглянута одна з трансформацш архетипу героя - архетип Дон Кгхота, - яка знайшла свое втшення у феномеш росшсько! штелтенци. Актуатзацта архетипу Дон Юхота як структуроутворюючо! основи поведшково! моделi штелтенци проаналiзовано на матерiалi твор1в А. Грша.

Ключовi слова: архетип, Дон Юхот, iнтелiгенцiя, А. Грiн, М. Волошин, юхотизм.

Druzhynina E. Archetype of Don Quixote as a Structure-Forming Beginning of Progressive Intelligentsia's Behavior Model // Scientific Notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. Series: Philosophy. Culturology. Political sciences. Sociology. - 2012. - Vol. 24 (65). - № 4. - P. 170-175. The article reveals one of the hero archetype transformations - Don Quixote archetype. It has found its actualization in a phenomenon of the Russian intelligentsia. Actualization of the Don Quixote archetype as a structure-forming beginning of behavior model of intellectuals is analyzed on a material of A. Grin's works.

Keywords: archetype, Don Quixote, intelligentsia, A. Grin, M. Voloshin, Quixotism.

Статья поступила в редакцию 18.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.