Научная статья на тему 'Археология Казани и проблемы туризма'

Археология Казани и проблемы туризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хузин Ф. Ш.

Освещаются вопросы, связанные с развитием туризма в Республике Татарстан. Раскрывается огромный потенциал археологии в деле привлечения туристов в древний город Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHEOLOGY OF KAZAN AND PROBLEMS OF TOURISM

Problems connected with tourism development in the Republic of Tatarstan are described, and the great potential of archeology in attracting tourists to the ancient city of Kazan is revealed.

Текст научной работы на тему «Археология Казани и проблемы туризма»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №3(14)

АРХЕОЛОГИЯ КАЗАНИ И ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА

© Ф.Ш.Хузин

Освещаются вопросы, связанные с развитием туризма в Республике Татарстан. Раскрывается огромный потенциал археологии в деле привлечения туристов в древний город Казань.

В последние годы проблемы туризма в Татарстане становятся предметом особого внимания не только со стороны широкой общественности, но и различных государственных структур. Объясняется это просто: Казань является средоточие памятников истории и культуры федерального и даже мирового значения, и эти памятники должны "работать", т.е. использоваться в качестве объектов туризма.

В июне 2007 г. в Казани прошел IX Международный конгресс Организации городов всемирного наследия, работа которого широко освещалась в средствах массовой информации. Основные доклады на пленарном заседании конгресса были посвящены теме "Наследие и экономика". И это не случайно. Как известно, туризм, вернее, туристические объекты на первоначальном этапе их подготовки к эксплуатации требуют значительных капиталовложений, зачастую непосильных для городского бюджета. Отсюда вытекает необходимость поиска не только спонсоров, желающих делать инвестиции для развития туризма, но и эффективных методов, способных превратить его в рентабельную, прибыльную отрасль экономики города. На последнем вопросе хочу остановиться подробнее.

В 2005 г. на всероссийском уровне отпраздновали 1000-летний юбилей столицы Татарстана. Историко-архитектурный ансамбль Казанского кремля был включен в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО; мировую известность получили Казань и ее исторические памятники, республика и татарский народ в целом. Заметно повысился престиж археологии среди исторических наук; ее достижениями, проблемами и потенциальными возможностями в деле развития туризма заинтересовались наши руководители. Возможности эти немалые, что я и хочу проиллюстрировать на конкретных примерах.

Начиная с 1994 г., мы проводили широкомасштабные археологические исследования не только на территории Кремля, но и в прилегающем к нему историческом центре города. Небольшие раскопки, в основном разведочные обследования, охватили всю территорию Казани, простиравшуюся на площади 425 кв. км. Было зафиксировано около 60 археологических памят-

ников, охватывающих огромный хронологический период с каменного века до XVIII в. включительно. Это огромное археологическое наследие города, и оно должно быть использовано в туристических целях.

В числе юбилейных мероприятий в планах Музея-заповедника "Казанский кремль" и мэрии Казани значилось открытие Археологического музея Татарстана с экспозициями, расположенными в хорошо сохранившихся подвалах Спасо-Преображенского собора и церкви Николы Ратного в комплексе этого собора (естественно, после их реставрации). В 2006 г. вышло специальное постановление Кабинета министров РТ об открытии этого музея, утверждено его штатное расписание, сотрудники вот уже два года работают над составлением экспозиций. К сожалению, в дни юбилейных торжеств мы так и не смогли выставить уникальные находки из раскопок Кремля, лежащие в основе доказательств 1000-летнего возраста города. Нет такой возможности и сегодня, так как до сих пор не завершены реставрационные работы зданий будущего музея. В итоге огромный потенциал археологии в деле привлечения туристов в наш древний город (а значит, и пополнения городской казны) не используется в полную силу.

Казань до середины XVI в. - булгаро-татарс-кий город. Таким именно татарским городом, на мой взгляд, она должна выглядеть и сегодня. Иначе для зарубежных туристов, приезжающих сюда с целью узнать историю и культуру татар, о которых они много слышали у себя дома, Казань не представит никакого интереса. К сожалению, в ее исторической части, в том числе и в Кремле, практически не сохранилось архитектурных памятников, связанных с средневековой историей татар. Башня Сююмбике, традиционно считавшаяся большинством исследователей памятником периода Казанского ханства, построена, как это окончательно доказано нашими раскопками, не раньше конца XVII в. (так считала, кстати, и К.Р.Синицына). А вот археологи в сквере перед Благовещенским собором Кремля открыли руины белокаменной стены древнего города, возведенной во второй половине XII столетия, в период обострения отношений между Волжской Бул-

гарией и Владимиро-Суздальской Русью за лидерство на Великом Волжском пути [1, с.90; 2, с.22; 3, с.213], и каменных зданий первой половины XVI в., интерпретированных нами как остатки исторической мечети Кул Шарифа [4, с.10-23]. Архитекторы же, долго не думая, на этом месте поставили новый памятник в честь своих предшественников - двух зодчих татарского и русского происхождения, одновременно закопав древние руины, которые, на наш взгляд, необходимо было непременно законсервировать опять же в целях туристического показа. А ведь проект консервации, разработанный московскими архи-текторами-реставраторами, практически был готов и одобрен Ученым советом Музея-заповедника. Нам кажется, что к этому вопросу необходимо вернуться еще раз: не стоит большого труда раскопать засыпанные руины и "поднять" их на 40-50 см над современной поверхностью. И у нас появится прекрасный туристический объект, привлекающий внимание любопытных посетителей Кремля.

Еще одно предложение, связанное с раскопками в Кремле. В 2004-2005 гг. проводились раскопки некрополя казанских ханов, расположенного возле башни Сююмбике. Часть каменного мавзолея с останками двух ханов, предположительно Махмуда и Мухаммад-Эмина [5], была открыта еще А.Х.Халиковым в 1977 г. [6, с.28; 7]. Мы полностью вскрыли сооружение, более того, удалось сохранить его, законсервировав раскопки под стеклянным колпаком, выполненным по проекту архитектора Р.М.Забирова и художника Н.Т.Хазиахметова. Неплохо получилось: туристы довольны, благодарны и археологам, и архитекторам. Однако не сделано одно очень важное дело. Дело в том, что останки двух упоминавшихся выше ханов, раскопанных в 1977 г., до сих пор пылятся в неприспособленном для хранения подобного рода "находок" подвале одного из зданий Кремля. Надо бы вернуть их на свое место, т.е. перезахоронить в раскопанном нами мавзолее. Спокойно, без излишней шумихи. В итоге Кремль обогатился бы еще одним оригинальным объектом, который станет местом паломничества туристов, в первую очередь, конечно, татар-мусульман, желающих почтить молитвой своих знаменитых предков - казанских ханов.

Говоря о направлении богатого историкокультурного наследия Казани в пользу экономики города, хочу остановиться на разрабатываемом сегодня проекте благоустройства набережной Казанки. Проект, основная идея которого нашла одобрение президента РТ, разрабатывается под научным руководством ректора Казанско-

го государственного архитектурно-строительного университета В.Н. Куприянова. Думаю, что он скоро будет утвержден официально и найдет свое воплощение в жизнь. Согласно этому проекту, в начале улицы Подлужной, к северо-востоку от стен Кремля, планируется создание исторического парка под условным названием "Золотой юрт". Рядом с ним, к северу от кремлевских стен, будет располагаться зона "Президентская набережная". Дальше, в районе Центрального стадиона, площадь Ташаяк.

В вышеуказанной зоне мы рекомендуем восстановить три исторических объекта.

Первый из них и, на мой взгляд, самый важный - это дюрбе-мавзолей (не очень больших размеров в виде знаменитых мавзолеев Болгара или Самарканда), который и станет своеобразным памятником защитникам города, павшим в дни "казанского взятия" в октябре 1552 г. Здесь можно было бы перезахоронить кости, обнаруженные в слое пожарища 1552 г. из раскопок Кремля. Никаких монументальных зданий возводить не надо: небольшой, но красивый мавзолей с перезахороненными останками людей -сам памятник, причем оригинальный, способный привлечь к себе внимание туристов. Надо только удачно выбрать место для него с учетом того, что здесь скорее всего будут проходить и традиционные Дни памяти (15 октября).

Следующий памятник в нашем списке - знаменитый "Тайницкий ключ", находившийся у подножия кремлевских стен с северной стороны. По сведениям автора "Казанской истории", во время осады Кремля в 1552 г. русскими войсками осажденные жители города брали из этого родника воду. К нему из крепости вел потайной подземный ход, который был взорван русскими, по совету предателя князя Камая, для того чтобы лишить жителей Казани единственного источника питьевой воды. К началу ХХ столетия родник пришел в запустение, а в 1954 г. в связи со строительством Куйбышевского водохранилища был засыпан [8, с.25]. Примерное местоположение "Тайницкого ключа" известно. В 2000 г. нами были предприняты небольшие раскопки на этом месте (восточнее Тайницкой башни), завершившиеся, однако, безрезультатно, так как практически под мощным современным слоем выявился уровень водоносного горизонта р. Казанки [3, с.30-33]. В любом случае надо восстановить этот исторический родник. От туристов отбоя не будет. И он в скором времени превратится даже в "Святой ключ".

И, наконец, третий памятник, рекомендуемый нами для восстановления, - т.н. "Даирова баня каменная", известная по той же "Казанской

Ф.Ш.ХУЗИН

истории". Именно от этой бани начинался тайный ход к ближайшей башне крепости, где русскими были установлены пороховые бочки для взрыва защитных стен. Баня располагалась на правом берегу Булака где-то в районе современного Цирка. В каком виде ее восстановить? Хорошо знаем бани г.Болгара, в частности, относительно хорошо сохранившуюся "Белую палату" XIV в. Она неоднократно исследовалась археологами, которые реконструировали не только внешний облик, но и интерьер здания [9]. "Белая палата" может послужить образцом для воссоздания Даировой бани. Большого отклонения от исторической действительности не будет. Зато центр Казани приобретет исторический облик, туристам будет легче представить себе средневековую топографию города.

А если в одном из углов площади "Ташаяк", скорее всего вдоль западной стены Кремля, создать аллею с памятниками исторических личностей татар (ханов Кубрата, Алмуша, Мухамад-Эмина, Сафа-Гирея; поэтов Кул Гали, Сайфа Сараи, Мухамедъяра, Кул Шарифа; бесстрашных руководителей освободительных войн Япанчи, Батырши и др.)? Интересно было бы установить памятник нашей легендарной Сююмбике по известному и получившему широкое одобрение у общественности проекту Р. Нигматуллиной -прямо на Казанке. При желании все это можно сделать. Это просто необходимо, если мы хотим показать туристам оригинальный татарский город с тысячелетней историей.

В заключение остановлюсь еще на одной проблеме, связанной с привлечением в Казань туристов, а значит, и прибылью в городскую казну от туристической деятельности. Речь идет о православном Паломническом центре на территории бывшего Богородицкого монастыря. Летом 2000 г. археологическая экспедиция "Казанский кремль" проводила здесь раскопки с целью поисков следов разрушенного в 30-е годы XX в. одного из знаменитых памятников - Летнего (Холодного) храма, построенного первоначально по приказу Ивана IV на месте обретения чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.

Как известно по некоторым историческим источникам и церковным документам, в 1579 г. в Стрелецкой слободе Казани случился большой пожар, после чего здесь начались строительновосстановительные работы. По церковным преданиям, на месте строительства нового дома была найдена знаменитая икона, и вскоре на этом месте была возведена деревянная церковь. Следующий этап в истории храма связан со строительством каменного здания в XVII в. В конце XVIII - начале XIX в. на этом же месте появи-

лась новая каменная церковь. В 1910 г. ее посетила племянница российского императора Елизавета Федоровна, которая выступила инициатором создания в подпольном помещении церкви, на месте обретения Иконы, специальной часовни или так называемого пещерного храма, посвященного этой святыне. Работы по его строительству были завершены в 1913 г. После революции 1917 г. монастырские здания пришли в ветхое состояние, и в 30-е годы Холодный храм вместе с находящимся в нем пещерным храмом были взорваны. Уцелевшие помещения и здания монастыря позднее были переданы Табачной фабрике. Место, где стоял бывший храм (хозяйственный двор фабрики), заасфальтировано. Поиски сохранившихся руин Холодного храма начались разведками геофизического отряда КГУ под руководством проф.З.М.Слепака и завершились успешно. На предполагаемом месте бывшего храма был заложен раскоп площадью 80 кв. м.

Следует отметить, что, несмотря на отсутствие более древних, чем вторая половина XVI в., слоев, в культурных отложениях раскопа были обнаружены немногочисленные находки булгар-ского времени, переотложенные из полностью разрушенного древнего слоя. Скорее всего данный участок средневековой Казани был занят в то время посадом-пригородом. Кроме того, как мы знаем по письменным источникам, где-то в этом районе находилось так называемое "Старое городище", остатки которого искал в 1988 г. А.Х.Халиков. Заложенный им небольшой раскоп дал несколько фрагментов булгарской керамики золотоордынского времени. По аргументированному мнению Д.И.Хафизова, в период Казанского ханства здесь могла располагаться русская слобода [10, с.81-82].

Раскопками 2000 г. были обнаружены следы искомого сооружения - разрушенного Летнего (Холодного) храма, вернее, часть его апсиды. Первая, более ранняя апсида была сооружена из белого известняка. Расширив раскоп в восточном направлении, мы вышли на следы еще одной апсиды, более поздней по времени строительства, сложенной из красного хорошо обожженного кирпича. Как было отмечено, последний храм (начала XIX в.) был построен как раз на месте старого, построенного в конце XVII в. Таким образом, нами были обнаружены следы обоих храмов в их алтарной части. К сожалению, дальнейшие раскопки были прекращены ввиду того, что они мешали действующей тогда фабрике.

В раскопе были выявлены и другие объекты, среди которых наиболее интересны остатки прицерковного кладбища, где в кирпичных склепах были похоронены настоятельницы монастыря и

монахини. В культурном слое было обнаружено большое количество находок, часть которых в дальнейшем можно будет использовать в экспозициях музея Богородицкого монастыря (глиняные и стеклянные сосуды XVIII-XIX вв., нательные кресты из меди и бронзы, прекрасно сохранившийся крест из кипарисового дерева, поливные и красноглиняные изразцы с сюжетными изображениями, архитектурные детали, украшения одежды, бытовые предметы).

Создание Паломнического центра на месте Богородицкого монастыря после реставрации его бесценных памятников, проведения дополнительных археологических исследований, несомненно, поставит Казань в ряд самых престижных международных туристических центров Российской Федерации.

1. Халиков А.Х. Укрепления древнейшей Казани // Военно-оборонительное дело домонгольской Бул-гарии. Казань, 1985.

2. Ситдиков А.Г. Оборонительные укрепления древней Казани // Средневековая Казань.

3. Хузин Ф.Ш., Шакиров З.Г. Раскоп XXXVIII на предполагаемом месте Тайницкого ключа // Археологические открытия в Татарстане: 2000 год. Казань, 2001.

4. Хузин Ф.Ш., Ситдиков А.Г. О локализации в Казанской крепости исторической мечети Кул Ша-рифа // Гасырлар авазы. Эхо веков. 2005. №2.

5. Хузин Ф.Ш., Газимзянов И.Р. Историческая атри-бутация захоронений из мавзолеев Казанского кремля // Мавзолеи Казанского кремля: Опыт историко-антропологического анализа. Казань, 1997.

6. История Казани. Книга первая. Казань, 1988.

7. Халиков А.Х. Что, башня, в имени твоем? // Татарстан. 1992. №11-12.

8. Идрисова Р.Р. По старым улицам казанским... Казань в фотографиях XIX - начала ХХ в. Казань, 2005.

9. Шарифуллин Р.Ф. Бани Болгара и их изучение // Город Болгар. Монументальное строительство, архитектура, благоустройство. М., 2001.

10. Хафизов Д.И. Чудотворная икона Казанской Бо-жией Матери. Роль религиозной толерантности в Улусе Джучи и Казанском ханстве в ее обретении // Древности Московской земли. Проблемы современной археологии. М., 2001.

ARCHEOLOGY OF KAZAN AND PROBLEMS OF TOURISM

F.Sh.Khuzin

Problems connected with tourism development in the Republic of Tatarstan are described, and the great potential of archeology in attracting tourists to the ancient city of Kazan is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.