Научная статья на тему 'Археологический музей и образовательный процесс в высшей школе'

Археологический музей и образовательный процесс в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Археологический музей и образовательный процесс в высшей школе»

Т. Г. Горбунова

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Современное историческое образование в высшей школе опирается на различные вспомогательные источники информации, в ряду которых немаловажное значение имеют музеи. Особую роль играют при этом археологические музеи или экспозиции, отражающие дописьменную историю и культуру. По современной музееведческой классификации археологический музей относится к группе исторических музеев и осуществляет собирание, хранение, изучение и экспонирование вещественных археологических источников. Специфика научно-фондовой работы такого музея всегда определяется необходимостью сохранения целостности археологических коллекций, происходящих из одного памятника, а экспонирование осуществляется в соответствии с принятыми в археологии принципами периодизации и систематизации по эпохам [2. С. 45]. По своему назначению археологический музей сочетает в своей деятельности черты исследовательского и учебного учреждения [3. С. 99-100; 4. С. 50-52].

В 1985 г. в Алтайском государственном университете был создан Музей археологии Алтая. 28 января 1986 г. министр высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцов подписал приказ об учреждении данного музея в целях улучшения организации учебновоспитательного процесса в университете [1. С. 113; 5. С. 239]. В настоящее время в музее действует стационарная экспозиция, реконструированная в 1995-1996 гг. и освещающая своими материалами период истории Алтая от среднего палеолита (100 тыс. лет назад) до монгольского времени (ХШ-Х1У вв. н. э.) включительно. В настоящее время в экспозиции представлено 1545 археологических находок, размещенных при помощи 273 единиц оборудования (подиумов, витрин и стендов, деревянных

планшетов открытого и закрытого типа). На последних экспонируются фотографии археологических памятников (20 позиций), графические реконструкции (25 позиций), копии археологических находок (4 шт.). Экскурсанты могут увидеть на планшетах как отдельные вещи или их наборы, так и рисунки интересных находок, хранящихся в других музеях Алтайского края, музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Стенды, витрины и подиумы с соответствующими экспозиционными материалами в музее расположены последовательно, в соответствии с хронологическим принципом. Наряду с подлинными археологическими находками экспозицию музея образуют фотографии, копии древних изображений, графические реконструкции, карты, модели древних и средневековых вещей, выполненные из современных материалов [1. С. 113-116; 5. С. 239]. Различные категории археологических предметов экспонируются по-разному. Основная масса находок, изготовленных из камня, кости, рога, цветных металлов и железа, представлена в закрытых (застекленных) стендах, часть из которых размещена вертикально на стенах, а часть - горизонтально на специальных подставках-подиумах. На открытых деревянных подиумах помещены кости животных мамонтовой фауны, каменные зернотерки и курильницы, керамические сосуды, изваяния воинов тюркской культуры. Основной керамический материал экспозиции собран в стеклянных витринах-шкафах, соответствующих периодам неолита, энеолита, бронзовому и раннему железному веку. В аналогичной отдельной витрине представлены черепа из погребений людей различных эпох, демонстрирующие особенности сохранности костных останков со следами искусственной деформации и трепанации черепов, повреждения их предметами вооружения.

1ББЫ 1818-7919.

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография © Т. Г. Горбунова, 2006

Наиболее привлекательными для посетителей музея являются застекленные горизонтальные витрины, в которых демонстрируются модели древних погребений: захоронение афанасьевской культуры и могила тюркской культуры Горного Алтая. Для их оформления были использованы подлинные материалы: кости людей, скелет лошади и сопроводительный инвентарь. Кроме того, в экспозиции представлена графическая модель в натуральную величину, воспроизводящая погребение эпохи энеолита. В ее оформлении использованы изображения скелетов людей и украшения из зубов животных [1. С. 115].

В экспозиционной среде музея можно обозначить четыре архитектурные зоны, соответствующие археологической периодизации. Оформление их еще не закончено. Так, в зоне, соответствующей периоду палеолита, осуществляется подготовка графической реконструкции мамонта, а в зоне средневековья обновляется экспозиционный комплекс, посвященный моделям кочевнического вооружения, выполненным из материалов, соответствующих подлинным археологическим находкам.

Традиционно в музее проводились экскурсии для студентов и школьников, поскольку возможности сотрудничества музеев с системой исторического образования определяются сущностью музея и находятся в сфере реализации одной из его важнейших социальных функций - образовательно-воспитательной [6. С. 168]. В последние годы его культурно-образовательная функция расширилась. В 2004 г. на базе лицея кафедры археологии, этнографии и источниковедения исторического факультета АлтГУ была открыта новая специальность «музеология». Согласно Государственному образовательному стандарту и учебному плану, выпускник является готовым к научно-исследовательской работе в области истории, теории, методики сохранения и использования культурного наследия, владеет навыками ведения просветительской деятельности в сфере экскурсионно-туристического бизнеса и организационно-управленческой работы в музейном деле.

Для студентов, осваивающих учебную программу по этой специальности, музей археологии и этнографии Алтая стал первичной и основной базой для обучения. В этом отношении он служит плацдармом

для реализации нескольких видов работы обучающихся.

В первую очередь следует назвать научно-исследовательскую работу студентов. Начиная с первого учебного курса ими разрабатываются такие темы, как «археологические памятники и туризм», «дизайновое оформление экспозиционной среды», «научное и художественное проектирование экспозиции музея и выставки», «экскурсионное дело в археологическом музее», «рекламноиздательская деятельность археологического музея», «особенности и правила экспонирования археологических находок» и др. У студентов-музеологов имеется уникальная возможность в любое время обратиться к экспозиции, фондам, научному архиву или сотрудникам музея и получить необходимую информацию и источники для своих исследований.

Безусловно, музей археологии и этнографии Алтая имеет значение и в исследовательской работе студентов-историков, специализирующихся на кафедре археологии, этнографии и источниковедения исторического факультета. Начиная с третьего курса для многих из них основной фонд археологических находок и научный архив музея служит отправной точкой для формирования источниковой базы своего исследования. Наиболее актуальными направлениями, в настоящее время разрабатывающимися студентами-археологами, являются следующие: мировоззрение и социальная структура афанасьевского общества, реконструкция костюма населения хунно-сяньбийского времени по письменным и археологическим источникам, головные уборы и женские украшения пазырыкской культуры, погребально-поминальная обрядность тюркской культуры и др.

Кроме того, музей играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов-музеологов в рамках организованных практик: музейно-ознакомительной, музейно-

технологической и музейно-педагогической. В ходе практик студенты принимают участие в реконструкции экспозиции, учатся правильно ухаживать за экспонатами и экспозиционным оборудованием из различных материалов, участвуют в организации и проведении музейных выставок и конференций, приобретают опыт обработки фондовых материалов и научного музейного архива, осу-

ществляют подготовку и проведение экскурсий для различных социально-возрастных групп населения. Все мероприятия позволяют студентам получить первые умения и навыки в практических направлениях будущей профессиональной деятельности.

Наконец, на базе музея проходят практические занятия в рамках основных и специальных учебных курсов: «археология», «история мировой культуры», «историческое краеведение». Особое значение в организации практических занятий музей приобретает при изучении таких дисциплин, как «учет, хранение и комплектование музейных фондов», «консервация и реставрация музейных предметов», «научные основы проектирования музейной экспозиции», «атрибуция и экспертиза музейных предметов», «музейный дизайн». В обозначенных случаях объекты экспозиции и фондов музея служат непосредственными источниками, с которыми работают студенты и тем самым приобретают реальный опыт в различных направлениях музейной работы. Информацию, которую содержат вещественные источники, невозможно почерпнуть ни в научной литературе, ни в учебниках. Поэтому в ходе учебных занятий музей археологии и этнографии Алтая выступает как самостоятельный и самоценный исторический источник, а не как иллюстрация к какому-либо положению [6. С. 179180]. Значительная часть вышеназванных учебных курсов разработана сотрудниками музея, имеющими каждодневную практику проектировочно-экспозиционной, экскурсионной и научно-фондовой работы.

В целом студенты в процессе обучения получают теоретические знания в рамках изучаемых дисциплин и одновременно имеют возможность подкрепить, апробировать их на практике, что обеспечивает их разностороннюю подготовку и формирует высокую квалификацию.

Список литературы

1. Горбунов В. В., Чудилин И. А. Новая экспозиция Музея археологии Алтая Алтайского государственного университета // Культурное наследие Сибири: Сб. науч. ст. Барнаул, 2000. Вып. 2.

2. Дукельский В. Ю., Фролов А. С. Археологические музеи // Рос. музейная энцикл. М., 2001. Т. 1.

3. Кирюшин Ю. Ф. и др. Музей археологии Алтая как учебно-научное и культурнопросветительное подразделение Алтайского государственного университета / Ю. Ф. Кирюшин, А. Б. Шамшин, Г. Л. Нехведавичюс // Культурное наследие Сибири: Сб. науч. ст. Барнаул, 1994.

4. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие. М., 1988.

5. Нехведавичюс Г. Л., Ведянин С. Д. Музей археологии Алтайского государственного университета // Алтайский сборник. Барнаул, 1995. Вып. 16.

6. Рафиенко Е. Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений // Музейное дело. Музей - культура - общество. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.