Научная статья на тему 'Материал как показатель информационной ценности археологического наследия'

Материал как показатель информационной ценности археологического наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛ / КАМЕНЬ / КОСТЬ / СТЕКЛО / МЕТАЛЛ / БРОНЗА / ЖЕЛЕЗО / КЕРАМИКА / THE MUSEUM EXPOSITION / MUSEUM OBJECT OF THE HISTORICAL PROCESS / THE ARCHAEOLOGICAL CULTURE / MATERIAL / STONE / BONE / GLASS / METAL / BRONZE / IRON / CERAMICS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестеров Евгений Александрович

В результате изучения археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтайского госуниверситета в статье выделены и охарактеризованы следующие группы музейных предметов: каменные, костяные, стеклянные, металлические, керамические. Обозначенные виды экспонатов свидетельствуют о развитии материальной культуры древнего населения Алтая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Material as an indicator of the informational value of the archaeological heritage

As a result of studying the archaeological exposition of the Museum of archaeology and ethnography, Altai state university has been allocated by the material of the following groups exhibited museum items: stone, bone, glass, metal, ceramic. Designated kinds of exhibits testify about the development of the material culture of the ancient people of Altai.

Текст научной работы на тему «Материал как показатель информационной ценности археологического наследия»

2012 Культурология и искусствоведение № 2(6)

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

УДК 902:378.4:069(571.15)

Е.А. Нестеров

МАТЕРИАЛ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦЕННОСТИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

В результате изучения археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтайского госуниверситета в статье выделены и охарактеризованы следующие группы музейных предметов: каменные, костяные, стеклянные, металлические, керамические. Обозначенные виды экспонатов свидетельствуют о развитии материальной культуры древнего населения Алтая.

Ключевые слова: музейная экспозиция, музейный предмет, исторический процесс, археологическая культура, материал, камень, кость, стекло, металл, бронза, железо, керамика.

Для того чтобы в музейной экспозиции предметы представляли научноорганизованную целостность и служили раскрытию определенных тем, необходимы тщательный отбор предметов как источников информации о прошлом, целенаправленное изучение их с точки зрения восприятия музейной аудитории, учет характера сведений, которые посетитель сможет извлечь из экспонатов. В процессе исследования музейных предметов выявляются все существенные признаки, важные не только для грамотной организации учета и хранения фондов, но и для определения информации об историческом процессе. Существен вопрос о материалах, имеющих многовековую историю. Материал дает ценные сведения о развитии технических приемов, экономики, о культурных контактах. В экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского госуниверситета по материалу все экспонируемые музейные предметы можно разделить на каменные, костяные, стеклянные, металлические, керамические.

Камень является одним из самых ранних природных материалов, освоенных человеком. Понятие «камень» с точки зрения материала чрезвычайно различно. Необходимо различать две главнейшие группы камней: природное соединение кремния (silicium) - силикаты и природные соединения кальция и магния (известняк, мрамор, гипс, доломит). Соединения кремния с кислородом (SiO2 кремнезем) есть основная часть огромного числа минералов (кремень, кварц, базальт, лабрадор, гранит, полевой шпат) [1. С. 37]. Под термином «камень» в системе трех веков обычно понимается кремень. Кремень -это твердый, но ломкий камень, встречается в меловых и известняковых отложениях. По химическому составу является кварцем, но отличается микрокристаллической структурой. Это давало большие преимущества для человека, который мог раскалывать его в любом направлении, получая желаемую форму. Кремень широко распространен во всем мире, и там, где он был доступен, становился основным материалом для орудий до начала металлургии

[2. С. 124]. Камень обычно подвергается только механической обработке: скалывание, шлифование, полирование, сверление, обтачивание [1. С. 38].

В разделе по каменному веку изделия из камня демонстрируются в четырех витринах. В первой витрине представлен материал по эпохе среднего палеолита (100-40 тыс. лет назад): каменные орудия труда (ручные рубила, скребки и скребла) и заготовки (нуклеусы, отщепы) из кремня. Период среднего палеолита был значительным шагом вперед в развитии производительных сил первобытного общества. Появляется разнообразный по производственным функциям каменный инвентарь. В данную эпоху окончательно оформляется леваллуазский способ изготовления каменных пластин. Их скалывали с нуклеуса (ядро камня), нанося удары от центра с двух сторон камня. В результате получались крупные пластины-сколы, которые были заготовками для последующей обработки. Дальнейшей обработкой ударами пластине придавали нужную форму. Применение леваллуазской техники обработки камня улучшило качество орудий труда, сделало их более разнообразными. Большинство орудий использовалось для разделки туш животных и выделки кожи [2. С. 136; 3. С. 74; 4. С. 40; 5. С. 102-104]. На Алтае леваллуазские приемы начинают проявляться также с памятников среднего палеолита [6. С. 48].

Перейдем к характеристике орудий труда из камня, представленных в экспозиции музея. Отщеп - фрагмент, отколотый от более крупного камня (нуклеуса) ударом или отжимом, которые оставляют на нуклеусе и отщепе следы. Эти следы дают возможность отличить изделие человека (артефакт) от природных обломков. Отщепы часто являются заготовками для более сложных орудий [2. С. 184; 4. С. 47]. Ручное рубило - орудие миндалевидной или грушевидной формы, характерное для нижнего и среднего палеолита, служащее для рубки, резания, скобления, выкапывания [2. С. 213; 4. С. 52]. Скребок - орудие из оббитого кремня с выпуклым рабочим краем. Большинство скребков использовалось для выскабливания шкур и при деревообработке [2. С. 226; 4. С. 53]. Скребло - одно из наиболее характерных среднепалеолитических орудий; служило в качестве ножа или скребка [2. С. 226; 4. С. 53]. Необходимо отметить прием показа находок, отражающий последовательность этапов изготовления орудий труда: сначала идут заготовки (нуклеусы), затем отщепы и готовые изделия.

Верхний палеолит (30-10 тыс. лет назад) - это время формирования человека современного физического типа, расширения освоенных территорий, новых достижений в технике изготовления орудий труда. Большинство орудий труда теперь делали из ножевидных пластин, имеющих правильную удлиненную форму. Их скалывали не с массивного дисковидного нуклеуса, как в среднем палеолите, а с более тщательно подготовленного, вытянутого ядра призматической формы. Пластины были лишь заготовками, а новые приемы обработки пластин получили в археологии название «техника отжимной ретуши». Это прием так называемой вторичной подправки пластины по краю или на конце - в зависимости от назначения [2. С. 46-47, 183, 194; 3. С. 7982; 4. С. 17, 46, 49; 5. С. 120-123]. В витрине по верхнему палеолиту Алтая (30-10 тыс. лет назад, куюмская, нижнекатунская, ушлепская культуры)

представлены кремневые нуклеусы, ножевидные пластины, ручные рубила, скребла, свидетельствующие о дальнейшем развитии каменной индустрии.

На отдельной малой витрине экспонируются составные (комбинированные) орудия труда: рабочая часть изготовлена из кремня, рукоять - из кости или рога, что позволяло в случае повреждения одной из частей не выбрасывать вещь целиком, а заменить сломанную на новую.

Четвертая витрина в разделе каменного века посвящена мезолиту и неолиту (усть-семинская, среднекатунская, ирбинская, корначакская культуры, X - середина IV тыс. до н. э.). Мезолит - это переходная эпоха, которая характеризуется переменами в природе, хозяйстве, инвентаре. В результате таяния ледникового массива создаются иные, по сравнению с палеолитом, климатические условия. Климат стал более теплым и сухим; ледник отступил на север. С изменением климата связано формирование современных ландшафтов и растительных зон, исчезновение многих животных мамонтовой фауны. Большое место в хозяйстве человека занимали индивидуальная охота, рыболовство и собирательство, что требовало более легких, мобильных и прочных орудий труда.

Получают развитие микролитическая (микролит - мелкое орудие геометрической формы, выполненное на пластине или отщепе) и вкладышевая техники, которые обеспечивали большую производительность орудий [2. С. 155; 3. С. 96-99; 4. С. 42]. Неолит - последний период каменного века; эпоха использования всех предшествующих достижений в обработке камня (пластинчатая, микролитическая, отжимная техники) и появления новых приемов обработки камня: шлифования, сверления, пиления, полирования. Шлифованные топоры и тесла были довольно совершенными орудиями труда. С их помощью стала возможной постройка деревянных жилищ, лодок, и осуществимо освоение лесных территорий Евразии [2. С. 174; 3. С. 107-109; 4. С. 44; 7]. В эпоху неолита продолжает развиваться изобразительная деятельность человека. Значительное место в творчестве занимают мелкая пластика и графика - орнаменты на различных предметах [3. С. 134-139; 8. С. 49-50].

В витрине музея выставлены предметы кремневой индустрии, свидетельствующие о новых способах обработки камня: мезолитические микролиты, неолитические шлифованные топоры и тесла, сверла, а также предметы изобразительной деятельности: галька, орнаментированная заштрихованными треугольниками, и каменный брусок с изображением головы оленя.

Каменные изделия, в основном орудия труда и предметы быта, встречаются в Алтайском регионе в инвентаре археологических культур и последующих эпох. Из камня (порода - гнейс) созданы изваяния воинов тюркской культуры Горного Алтая (середина V-XI в. н. э.). Экспонируемые изваяния относятся к курайской группе алтайских каменных изваяний, которые локализуются в долине Курайской степи Горного Алтая [9. С. 16-17]. Изваяния выполнялись на специально подобранных каменных блоках, уже внешне напоминающих человеческую фигуру. Затем эти блоки подтесывались, их грани округлялись обивкой и последующей шлифовкой. Главным материалом служили мягкие породы: песчаник, гнейс, сланцы, алевролит [9. С. 18-20]. Работа над изваянием проходила в несколько этапов: а) грубая первоначальная обработка каменного блока, т.е. контурное выявление основных объемов:

головы, плеч, рук, талии; б) острием ножа делался эскиз лица, украшений, деталей костюма, сосуда, оружия; в) специальными ударными инструментами типа долота углублялся фон вокруг намеченных деталей; г) шлифовка фигуры [9. С. 21]. По иконографии данные музейные изваяния относятся к первому типу по классификации В. Д. Кубарева [9. С. 21-22]: выполнены в технике барельефа, из мягких пород камня, мужчины-воины изображены анфас, с сосудом в правой руке, левая рука опирается на рукоять сабли или кинжала, на поясе находится оружие. Каменные изваяния воинов тюркской культуры являются частью поминального комплекса вместе с поминальной оградкой и изображают умершего [4. С. 22].

Выставленный археологический материал убедительно показывает, что основным материалом для изготовления орудий труда в эпохи среднего и верхнего палеолита, мезолита, неолита у населения Алтая являлся камень. Представленные способы обработки камня, такие как отжимная ретушь, микролитическая и вкладышевая техники, шлифование, наглядно свидетельствуют о высоком уровне развития каменной индустрии. Наиболее распространенными орудиями труда были ручное рубило, скребло, скребок, топор, тесло, часто имеющие универсальное назначение.

Кость - это материал органического происхождения, в котором присутствуют одновременно два элемента: минеральный и органический. Минеральный скелет кости строится из фосфорнокислой извести, которая отличается необычайно высокой прочностью. Органическим наполнителем кости являются жировые вещества [1. С. 83]. Кости и рога диких и домашних животных с древнейших времен применялись для изготовления орудий труда, предметов быта, вооружения, украшений костюма. Обработка кости по своим техническим приемам имеет много общего с деревообработкой и каменотесным делом. Мастера изготовляли вещи различными способами: пилили, сверлили, срезали, стесывали. Данный материал позволяет достигать высокой точности отдельных деталей предметов [10. С. 267-270].

Чаще всего среди археологических находок встречаются предметы, созданные из бивней (клыков) мамонта, костей и рогов крупных и мелких рогатых животных. Каждый из названных материалов обладает своими особенностями строения, что отражается на характере создаваемых явлений [11. С. 169]. Клык мамонта имеет три основных слоя: эмаль - верхний тонкий слой, дентин - средний, основной слой, пульпа - внутренний слой. Эмаль легко отслаивается, плохо шлифуется, поэтому при обработке бивня поверхностные слои обычно срезаются. Дентин составляет основную массу костной ткани, наиболее ценную для создания изделий, и представляет собой минерализованное органическое вещество. Дентин разрастается внутри: ранее образовавшиеся слои отодвигаются ближе к наружным слоям, а поздние - ближе к пульпе. Содержание солей кальция отражается на плотности слоев дентина: чем больше солей кальция, тем плотнее слои дентина. Дентин - это пластичный материал, наиболее ценный для обработки. В силу своей твердости, долговечности, пластичности, однородности строения бивень мамонта ценился как материал для изготовления различных предметов [11. С. 169-170].

Кость животных представляет собой упругую соединительную ткань, состоящую из органических и минеральных веществ. Органическая часть кости

(оссеин) пропитана солями кальция. Плотность кости зависит от возраста животного и его пищевого рациона. Из кости первого сустава передней и задней ног (цевки) животного, а также кости второго сустава передней и задней ног (трубки) создавались наконечники стрел и гарпунов, накладки на луки [11. С. 171]. Рога животных - это материал, применявшийся народами Севера, Сибири, Дальнего Востока с глубокой древности. Роговой чехол, покрывающий вырост костей черепа, имеет слоистую структуру и обладает большой упругостью. Он использовался для изготовления предметов целиком или спрессованным после кипячения в пластины. Рог пластичен и прочен, что позволяет применять разные приемы обработки [11. С. 171].

В разделе каменного века экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая в отдельной малой витрине демонстрируются орудия активной охоты периода верхнего палеолита. Именно в эту эпоху стал активно использоваться такой материал, как кость [5. С. 115]. В витрине представлены роговые наконечники с зазубринами для гарпунов, наконечники из бивня мамонта для дротиков, рукояти ножей - также из бивня мамонта. Гарпун - это метательное копье, навершие которого из кости или рога представляет собой заостренный стержень с зазубринами. Обычно практиковалась свободная насадка, когда древко легко отделялось от наконечника при попадании в цель, а привязанная к наконечнику веревка не давала раненому зверю скрыться [2. С. 57].

В эпоху неолита человек украшал себя подвесками и нашивками из зубов животных, которые имели отверстия для подвешивания и крепления [3. С. 139]. В витрине по мезолиту - неолиту представлены шейные украшения -подвески из клыков животных. В витрине по большемысской культуре (середина ІУ-ІІІ тыс. до н. э.) энеолита среди орудий труда экспонируются орудия для индивидуального лова - роговые крючки от удочки; по категории костюма: шейные украшения - подвески и бусы из клыков кабана и медведя, зубов лошади и бобра; атрибуты шамана, погребенного в Нижнетыткескенской пещере [12. С. 51]: распиленные пополам и выскобленные изнутри клыки медведя, которые налагались на пальцы и крепились к ним с помощью ремней.

В инвентаре последующих археологических культур Алтайского региона, представленных в экспозиции музея, присутствуют следующие изделия из кости. В витрине по елунинской культуре (ХІХ-ХУ вв.) эпохи ранней бронзы среди предметов быта даны костяные игольницы для хранения мелких предметов; универсальные орудия - костяные проколки. В витрине с материалами по бийкенской культуре (конец ІХ-УІ в. до н. э.) Горного Алтая (переходный период от бронзы к железу) среди предметов материальной культуры представлены орудия активной охоты - роговые наконечники стрел, орудия гончарного дела - роговые орнаментиры для нанесения орнамента на сосуды, украшения костюма - шейные подвески из клыков хищников, костяные желобчатые застежки для застегивания сумки, снаряжение верхового коня -части узды (роговые псалии). В этой же витрине даны предметы большере-ченской культуры (конец ІХ-УІ в. до н. э.) лесостепного Алтая. Резко выделяются среди привычного набора категорий предметов более ранних культур данной территории роговые псалии, свидетельствующие о том, что и в Горном, и в лесостепном Алтае распространяется верховая езда на лошадях.

Прием расположения материалов, существующих на разных территориях, но синхронных культур в одной витрине позволяет сравнивать хозяйственный уклад людей, живущих в различных географических нишах.

В витрине по пазырыкской культуре (У1-Ш вв. до н. э.) Горного Алтая эпохи раннего железного века экспонируются части снаряжения верхового коня - роговые псалии для узды, части седла - роговые подпружные пряжки, украшения узды - подвески из клыков кабана. Демонстрируются элементы костюма: шейные украшения - бусы из рыбьих позвонков и раковин каури (раковина моллюсков семейства морских брюхоногих класса переднежаберных; часто встречается в курганах Горного Алтая, они попадали сюда из Индийского океана через Китай торговыми путями и использовались как украшения [4. С. 51]). Подобные экспонаты позволяют проследить направления культурных контактов в древности.

Множество изделий из кости выставлено в разделе переходного времени от раннего железа к Средневековью. В витрине по булан-кобинской культуре (I в. до н. э. - середина V в. н. э.) Горного Алтая экспонируются предметы вооружения - части сложносоставного боевого лука - роговые накладки на кибить, предметы быта - костяные футляры-игольники, предметы личной принадлежности - костяные булавки. В витрине с материалами по археологическим культурам (кулайская, I в. до н. э. - середина IV в. н. э.; маймин-ская, I в. до н. э. - середина V в. н. э.; одинцовская, середина IV - середина VIII в. н. э.) лесостепного Алтая данного периода интересен роговой гребень для расчесывания волос.

Предметы, задействованные в экспозиции, свидетельствуют, что в материальной культуре древнего населения Алтайского региона кость как материал для изготовления различных изделий начинает использоваться уже в эпоху верхнего палеолита, поскольку в силу пластичности данного сырья можно было достигнуть формы предмета, максимально соответствующей его назначению. Это наглядно подтверждают археологические материалы: орудия охоты и рыболовства, предметы вооружения и быта. Кроме того, кость шла на изготовление украшений для костюма человека и элементов снаряжения верхового коня. В этом направлении она вытеснила камень, который имел тяжелый вес и высокую степень сложности для механической обработки (в костяных изделиях легче было просверлить отверстие для подвешивания и крепления).

Стекло - искусственный материал, получаемый в результате высокотемпературного сплава кремнезема (кварцевого песка), известняка (извести, ила), щелочей (соды, поташа, золы древесных и травянистых растений). Кроме этого в состав стекол входят красители, глушители, окислители, восстановители. Стекло получают путем варки шихты (сырьевой смеси), превращения ее в стекломассу с последующем затвердением. В жидком состоянии стекло обладает уникальной способностью к выдуванию, лепится, тянется, отливается. Твердое стекло обладает способностью легко пропускать и преломлять свет, легкостью, долговечностью (не подвержено химическому воздействию, не горит), легко поддается холодной обработке (гранению, гравировке, шлифовке, полировке), но отличается хрупкостью [11. С. 100, 103-106; 13. С. 183].

Как самостоятельная отрасль древнего ремесла стеклоделие сложилось к середине ІІ тыс. до н. э. Как правило, в искусстве Древнего мира изделия из стекла (вазочки, чаши, блюдца, бусы, серьги) изготавливались посредством прессования в открытых глиняных формах или путем навивания стекломассы на палочку [11. С. 101]. В археологической экспозиции Музея археологии и этнографии Алтая в разделе по раннему железному веку в двух витринах: по археологическим культурам (каменская, староалейская, быстрянская культуры, У-ІІ вв. до н. э.) лесостепного Алтая и по пазырыкской культуре Горного Алтая представлены такие шейные украшения, как стеклянные бусы. Подобные находки демонстрируются и в разделе переходного времени от раннего железа к Средневековью: в витрине по археологическим культурам лесостепного Алтая и в витрине по булан-кобинской культуре Горного Алтая. Стеклянные бусы были импортными предметами, что позволяет датировать археологические памятники и выявлять культурные контакты в древности. Для древнейших времен данные вещи импортировались из Египта, Месопотамии, Финикии, для античности - из Сирии и Рима, государств Северного Причерноморья [14. С. 7]. Экспонируемые пазырыкские бусы отличаются поли-хромностью. Техника полихромного стекла предполагает сплавление в одно целое пучка разноцветных тонких стеклянных палочек и их вытягивание во время вторичной плавки, после чего полученный стержень разрезали поперек, открывая рисунок [14. С. 7].

В силу того, что стеклянные изделия представлены в археологической экспозиции только шейными украшениями и в небольшом количестве, можно сделать предположение об их импортном происхождении и о наличии культурных связей алтайского населения с древними государствами и народами.

Среди изобретений, ставших достоянием людей, необходимо назвать начало горнорудного дела и освоение способов получения металла, т. е. нового материала для изготовления орудий труда и предметов быта. Палеометалли-ческая эпоха в истории человечества охватывает период с конца ІУ тыс. до н. э. по УІІІ в. до н. э. Она начинается с появления первых металлических предметов, сделанных из меди и бронзы. В то же время на протяжении всего периода сохраняются и играют значительную роль в трудовых процессах и быту изделия из камня и кости [3. С. 143].

Металлы - твердые (кроме ртути) минеральные вещества кристаллического строения с характерным блеском, обладающие высокой тепло- и электропроводностью, а также их сплавы. Встречаются в природе в составе руд, в виде самородков, в рассеянном состоянии (пыль), в метеоритах. По физическим характеристикам, важным в металлообработке, металлы и их сплавы обладают высокой прочностью, хрупкостью, упругостью, вязкостью, пластичностью, плавкостью. Все металлы делятся на черные (железо и его сплавы), цветные, драгоценные [13. С. 62].

Бронза - сплав меди с оловом на основе меди. Цвет бронзы изменяется с уменьшением количества меди от красного и розового (древние бронзы с количеством меди не менее 85 %), желтого (меди не менее 80 %), белого (меди не менее 50 %) до серого (меди не менее 35 %). Обычно бронза содержит от 3 до 12 % олова. Добавки цинка и свинца увеличивают твердость и пластич-

ность сплава. Бронза, покрытая естественной или искусственной патиной (налет окислов меди), становится зеленоватой или дымчатой. Бронза долговечна, прочна, пластична, хорошо поддается обработке [13. С. 57].

Медь - цветной металл красного цвета. Температура плавления -1083 градуса. Мягкий, пластичный, тугоплавкий металл с высокой теплопроводностью. Легко обрабатывается: куется, шлифуется, гравируется, чеканится, но трудно отливается, пилится, сверлится. Обладает высокой антикоррозийной стойкостью, но во влажной и кислотных средах образует поверхностную патину. Обычно используется в виде сплавов на основе меди и в качестве добавок к благородным металлам [13. С. 61].

Исторически известны два способа обработки меди - холодный и горячий. Орудия могли быть изготовлены холодным способом, т. е. ковкой. Применяя к кускам самородной меди традиционную обработку, человек открыл такое свойство материала, как способность коваться. Наряду с этим познавались и другие свойства самородной меди и кусков медной руды - способность плавиться в костре и принимать любую форму. В III тыс. до н. э. в предгорных районах, а во II тыс. до н. э. повсеместно в Евразии распространяются изделия из бронзы [3. С. 144-145].

Олово - цветной металл серебристо-серого цвета. Температура плавления - 232 градуса. Получают из окиси олова. Металл мягкий, легкоплавкий, вязкий. Используется только в соединении со свинцом, который придает сплаву большую твердость, окрашивает олово в более темный цвет, но повышает чувствительность к кислотной среде. Металл не стойкий - при температуре ниже 13,5 градуса олово постепенно разрушается, превращаясь в порошок [13. С. 63].

В экспозиции музея бронзовый инвентарь представлен в витрине по елу-нинской культуре эпохи ранней бронзы, население которой занималось бронзолитейным производством [15. С. 17-28]: универсальные орудия труда -ножи, оружие ближнего боя - кинжалы, дальнего боя - поражающая часть копья - наконечник, украшения костюма - головные - серьги, наручные -браслеты и кольца. Археологические находки из бронзы свидетельствуют о распространении металла, который в эпоху ранней бронзы являлся редким и дорогим, что подтверждается использованием его в основном в изготовлении предметов вооружения и украшений. В дальнейшем бронза (с распространением железа, VII в. до н. э.) продолжает использоваться при изготовлении украшений костюма и предметов снаряжения верхового коня. Например, в витрине с материалами тюркской культуры эпохи Средневековья даны украшения костюма: украшения наборного пояса - большой наконечник, прорезные бляхи-накладки, маленькие портупейные наконечники, пряжка, украшения (бляхи-накладки) и составные части (пряжки и тренчики) обуви, головные украшения: серьги. В витрине по сросткинской культуре (середина VIII -XII в. до н. э.) лесостепного Алтая экспонируются бронзовые украшения узды коня: султанчик, бляхи-накладки, налобная бляха.

Ранним железным веком в археологии называют следующий за эпохой бронзы исторический период, отмеченный освоением способа получения железа, началом изготовления и широким распространением изделий из него. Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал неравно-

мерно. Но в основном в VII-VI вв. до н. э. народы, обитавшие на территории России, освоили новый металл [3. С. 221].

Железо - черный металл серого цвета. В природе в чистом виде встречается только в составе метеоритов, добывается из железных руд в доменных печах. Во влажной среде легко окисляется, образуя бурую ржавчину. Ковкий, пластичный металл. По способу выплавки исторически известно сыродутное (кричное) железо. В качестве поделочного использовалось и метеоритное железо. Температура плавления - 500 градусов. Для литья нужна температура в 1530 градусов [13. С. 58]. Технология получения железа более сложна, чем способ получения бронзы. Необходимы специальные печи с искусственной подачей воздуха, навыки ковки металла, его пластической обработки. Причиной повсеместного перехода к плавке железа явилось то, что железо в природе встречается почти повсеместно, но в виде окиси и закиси. Такое железо в состоянии ржавчины и использовалось в древности [2. С. 82; 4. С. 222-223].

В экспозиции музея множество железных предметов выставлено в разделе по раннему железному веку. В витрине с материалами по археологическим культурам лесостепного Алтая возрастает доля предметов вооружения, и именно для данной категории фиксируется применение железа: оружие ближнего боя - кинжалы, поражающая часть чекана - баек. В витрине по па-зырыкской культуре Горного Алтая железные предметы присутствуют в разных категориях: орудия труда - ножи, части конской узды - удила, вооружение - кинжалы.

Использование металла (сначала бронзы, а затем железа) в качестве сырья для изготовления практически всех категорий предметов материальной культуры наглядно доказывает существование на Алтае древнего центра металлургии и металлообработки.

Термин «керамика» (от греч. кегашо8 - глина) имеет два значения: 1) материалы керамического производства (глины и смеси на основе глин); 2) готовые изделия, получаемые из этих материалов. На основе качества глин, состава формовочных масс и технологических особенностей производства выделяют основные группы керамики: грубокерамические гончарные изделия и материалы, терракота, майолика, каменная масса, фаянс, фарфор [11. С. 75-77; 13. С. 118]. Исключительно важным в эпоху неолита было изобретение глиняной посуды, которая позволяла варить пищу. Самые древние глиняные сосуды делали на плетеной из прутьев основе или путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины. Слепленная посуда была грубой, плохо и неровно обожженной. Появление в жизни человечества керамической посуды является значимым событием, поскольку человек получил возможность варить пищу. Благодаря возникновению данного искусственного материала археологическая наука располагает большим количеством источников для различных исследовательских реконструкций [3. С. 111].

В витрине по мезолиту - неолиту представлен фрагмент керамического сосуда - первый искусственный материал и показатель «неолитической революции». В витрине по большемысской культуре энеолита среди орудий труда дано орудие гончарного дела - каменное лощило для полировки поверхности сосуда в целях повышения его водостойкости. Воспроизведение женского погребения афанасьевской культуры (конец IV - начало II тыс. до н. э.) Гор-

ного Алтая на основе подлинных материалов включает и два керамических сосуда. Таким образом, керамика уже на ранних этапах сопровождает человека в его загробной жизни. Керамика афанасьевской культуры демонстрируется в стеклянном шкафу. Это круглодонные сосуды, экспонирующиеся без подставок (перевернуто) либо с помощью треножника. Благодаря продуманной группировке возможно проследить развитие форм сосудов и их орнамента в пределах существования одной археологической культуры, что можно назвать систематическим методом показа. В витрине по большемысской культуре керамический сосуд дан на специальной подставке-держателе, которая позволяет рассмотреть особенности предмета.

Керамика елунинской культуры эпохи ранней бронзы экспонируется также в стеклянном шкафу. Необходимо отметить новую форму керамических сосудов - плоскодонность, не характерную для предшествующих периодов. В отдельном же застекленном шкафу выставлена керамика развитой и поздней бронзы. Первую и вторую полки этого шкафа занимает посуда ан-дроновской культуры (ХУ-ХН вв. до н. э.), третью и четвертую - посуда ир-менской и корчажкинской культур (XII—VIII вв. до н. э.). Андроновскую посуду можно разделить на три вида: горшковидные сосуды с геометрическим орнаментом, банки, украшенные рядами елочек, сосуды с поддонами. Прослеживается связь в формах и орнаментации керамики между культурами бронзового века, что является показателем культурной преемственности древних обществ. Подобную группировку материалов также можно назвать систематической, так как посуда одной археологической культуры представляет собой ряд однородных предметов, и данный ряд отражает развитие указанных выше признаков.

На подиумах открыто экспонируется посуда пазырыкской культуры, в которой уже четко прослеживается деление на кухонную (горшки и корчаги) и столовую (кувшины и кувшиноподобные сосуды). Открытое экспонирование позволяет лучше разглядеть особенности каждого вида керамики.

В витрине по тюркской культуре эпохи Средневековья керамическая посуда отсутствует, что в совокупности с разнообразием предметов снаряжения верхового коня говорит о кочевом образе жизни и преобладающей роли скотоводства в хозяйстве тюрок.

Разнообразные формы сосудов и типы орнамента керамической посуды позволяют сделать вывод о достаточно высоком уровне развития гончарного ремесла на Алтае уже в эпоху энеолита. Кроме того, по указанным признакам можно обозначить отличительные черты данной категории предметов материальной культуры для археологических культур региона различных эпох (например, остродонная форма неолитических сосудов). Судя по выставленным археологическим находкам, глина как сырье в производственной деятельности древнего населения Алтая применялась в основном для изготовления посуды. Тем не менее экспонирующиеся глиняные пряслица для веретена, являющиеся признаком развития такого вида домашнего ремесла, как прядение, свидетельствуют о более широком внедрении данного материала в систему жизнедеятельности древнего населения.

Таким образом, благодаря такому свойству музейных предметов, как материал (материальность, предметность), посетитель музея получает возмож-

ность наглядно, с помощью зрительного восприятия, представить исторический процесс, и прежде всего его материальную сторону. Соприкосновение с подлинниками рождает чувство переживания исторической действительности. Археологическая экспозиция Музея археологии и этнографии Алтая при АлтГУ наглядно демонстрирует, что наиболее представительными при характеристике культур и эпох древней истории региона являются находки из камня, металлов и керамики. Именно музейные предметы представляют собой историко-культурное (археологическое) наследие региона.

Литература

1. ФармаковскийМ.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М., 1947. 144 с.

2. Брей У. Археологический словарь / У. Брей, Д. Трамп. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

3. Мартынов А.И. Археология : учеб. М. : Высш. шк., 2005. 447 с.

4. Соенов В.И. Археологический словарь Горного Алтая. Горно-Алтайск : Горно-Алт. гос. пед. ин-т, 1993. 150 с.

5. Кунгуров А.Л. История открытия и изучения палеолита Алтая / А.Л. Кунгуров, А.Г. Цы-ро. Барнаул : Азбука, 2006. 144 с.

6. Деревянко А.П. Палеолит Чуйской котловины, Горный Алтай / А.П. Деревянко, С.В. Маркин. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 114 с.

7. Неолит Алтая [Электронный ресурс] // История Алтая с древнейших времен до наших дней: информационный портал / Алтайский государственный университет. [Электронный ресурс]. Барнаул. URL: http://www.althisto.ru (дата обращения: 15.11.2011).

8. Шер Я.А. Первобытное искусство. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2006. 351 с.

9. Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1982. 232 с.

10. Овчинникова Б.Б. Косторезное искусство древних тюрков Алтая // Степи Евразии в древности и средневековье : материалы Науч-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб., 2003. С. 267-270.

11. Кимеева Т.И. Основы консервации и реставрации археологических и этнографических музейных предметов / Т.И. Кимеева, И.В. Окунева. Кемерово, 2009. 252 с.

12. Кирюшин Ю.Ф. Археология Нижнетыткескенской пещеры / Ю. Ф. Кирюшин, А.Л. Кунгуров, Н.Ю. Степанова. Барнаул, 1995. 152 с.

13. Атрибуция музейного памятника : классификация, терминология, методика / под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999. 352 с.

14. Бородовский А. Скифские модницы с Нижней Катуни // Наука в Сибири. 2003. Вып. 3435. С. 7.

15. Грушин С.П. Культура населения эпохи ранней бронзы лесостепного Алтая : автореф. дис. ... канд. ист. Наук. Барнаул, 2002. 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.