Научная статья на тему 'Археологический дебют в древнейшем городе России'

Археологический дебют в древнейшем городе России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
археологическая практика / музейная практика / социализация / знакомство с историко-культурным наследием / наследие Дагестана / экспедиция / полевой дневник / archaeological practice / museum practice / socialization / acquaintance with historical and cultural heritage / heritage of Dagestan / expedition / field diary

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурова Арина Александровна

В формате путевых заметок и дневниковых записей освещается первый опыт прохождения археологической практики студентами-первокурсниками направления «История и воспитательная работа» факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archaeological debut in the oldest city of Russia

The 1st year students of bachelor degree program “History and educational work” at the Faculty of Regional Studies and Ethno-Cultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University. This article represents the first experience of archaeological work in the form of travel notes and diaries written by the 1st year students of Moscow Pedagogical State University (MPGU) who choose History and educational work as their first qualification.

Текст научной работы на тему «Археологический дебют в древнейшем городе России»

Арина Бурова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.013

Археологический дебют в древнейшем городе России

В формате путевых заметок и дневниковых записей освещается первый опыт прохождения археологической практики студентами-первокурсниками направления «История и воспитательная работа» факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Ключевые слова: археологическая практика; музейная практика; социализация; знакомство с историко-культурным наследием; наследие Дагестана; экспедиция; полевой дневник.

Бурова

Арина Александровна,

специалист кафедры ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов» факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), aa.burova@mpgu.su

Студенты направления «История и воспитательная работа» факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва)

Летом 2023 года студентам первого курса бакалавриата факультета регионоведения и этнокультурного образования Института социально-гума-нитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» направления подготовки «История и воспитательная работа» посчастливилось пройти археологическую практику в г. Дербенте (Республика Дагестан). Археологические работы ведутся там начиная с 1970 г. и продолжаются до сих пор [1; 2]. В настоящий момент считается, что история Дербента насчитывает не менее пяти тысячеле-

тий, подтверждением чему служат артефакты раннего бронзового века [2]. Например, женские керамические статуэтки, датируемые концом IV - началом III тысячелетия до н. э., которые мы увидели по месту прохождения практики в ГБУ Республики Дагестан «Дербентский государственный историко-архитектур-ный и археологический музей-заповедник».

За время, проведенное в этом уникальном регионе, студенты смогли погрузиться в основы археологии, изучить неповторимые памятники города, познакомиться с особенностями культур многонационального региона и лучше узнать друг друга. О полученных впечатлениях юные историки составили путевые заметки, фрагменты которых мы предлагаем читателю:

Таисия Заболотина: «Начать стоит с практики, так как ради нее мы и ехали в Дербент. Археологическая практика - штука очень интересная. Возможность прикоснуться к истории - то, о чем мечтают, думают, спорят если не все, то очень многие историки. Мы прикоснулись. Мы разбирали археологический материал, знакомились с правилами работы археолога, читали отчеты и описи. Теперь имеем общее представление о такой работе. Все было интересным, захватывающим, впечатляющим. Хотелось бы этой практике уделить еще больше времени.

Также значимым в этой поездке было свободное время, прогулки по городу. Дербент, Дагестан - это давняя мечта о горах, узких улочках, звуках, древности, восточной мудрости и даже еде. Первая ассоциация с Дербентом у меня - это перекресток в старой части города, круговая панорама на нем. На стороне, которая ближе к морю, - старые мечети Бала-мечеть и Кирхляр-мечеть, женская баня XVII века. На той стороне, что поднимается выше к крепости, - Джума-мечеть - место паломничества мусульман, сплошная застройка из раку-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

шечника. Я могу вечно смотреть на огонь, воду и ракушечник (только в головном уборе и с бутылкой воды). Вверх на том перекрестке уходит улочка, проходя через которую невозможно не посмотреть на лавку сувениров. В этой лавке побывали все. С хозяйкой, порядочной и открытой женщиной, мы подружились. Мне нравятся такие люди. А посередине улицы выложен водоотвод. Интересно, сколько ему лет? Десятки, сотни лет? Во время дождя по нему сверху течет вода, чтобы не затапливать жителей.

Есть и новый Дербент, отстроенный, как южный курортный город. Город облагорожен. Дербентская северная стена хорошо восстановлена и сохранена, несмотря на то что она не изучена полностью. В городе есть минимум два сохраненных законсервированных раскопа, где история оказывается под ногами. Сама крепость - такая концентрация истории. Меня сначала удивило, что культурные исторические ценности находятся в таком свободном доступе. Кувшины спокойно стоят на видных местах крепости, некоторые перенесены в специальную фотозону. Даже то, что нас поселили в старое водохранилище, говорит о том, что историю здесь любят ощущать тактильно.

Что я приобрела? Речь об открытиях. Я открыла для себя мусульманскую культуру. Мы видели ее очень близко. Открыла Каспий. Открыла туристические горы. Открыла в себе легкость, стойкость и уверенность. Даже плацкарт открыла по-новому. Для меня путешествие -это всегда открытие. В этом путешествии их было очень много. Благодарна всем причастным к этому».

Вероника Богомолова: «Археологическая практика в Дербенте - это уникальная возможность прикоснуться к истории одного из самых древних городов России. Во время работы в крепости мы держали в своих руках экспонаты с тысячелетней историей. В этот момент

испытываешь непередаваемые эмоции от осознания, что можешь столь близко увидеть и исследовать то, что остальные люди могут увидеть лишь через толстое стекло в музее. Каждый из фрагментов, который попадал ко мне в руки, хранит бесценные воспоминания. Так, смотришь на маленький расписной кусочек тарелки и представляешь, как в далеком прошлом ее трепетно создавали, использовали, какой огромный путь она прошла, прежде чем попасть к нам.

Не менее интересно и любопытно было погрузиться в совсем другую, кардинально отличную от нашей, культуру Дербента. Это заметно во всем, даже сама городская застройка кричит об этом. Большинство домов здесь не огорожены, прогуливаясь по улочкам, нередко можно стать случайным свидетелем чужой жизни. В Дербенте также одновременно сосуществуют мировые религии: так, на одной улице этого древнего города мы увидели мечеть, православную церковь, армянский храм и синагогу. Удивительно, насколько Дербент разный и многоликий, как много он в себе несет».

Никита Романюк: «Поездка в Дербент была наполнена яркими впечатлениями, связанными не только с практикой, но и с досугом. В самой археологический практике мне очень запомнилось наше рабочее место -это древняя крепость Нарын-Кала, по которой в первый день нам провели большую экскурсию и ознакомили с историей Дербента. Каждый день нашей практики мы спускались в большое прямоугольное водохранилище на территории крепости и работали там с фрагментами древних керамических изделий, декоративных элементов и каменной архитектуры. Мы сортировали находки, сопоставляли их с отчетами, изучали, где каждый фрагмент был найден, также мы пытались собрать из фрагментов цельные сосуды. В дополнение к этому мы делали локальные выходы из крепости по разным местам:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

раскопкам (вдоль стен и в сосновом бору) и разным музеям.

Что касается досуговой деятельности, ее было не меньше, чем самой учебной практики: мы покатались на багги, съездили посмотреть экраноплан «Лунь», побывали в Кубачах (там изготавливают серебряные украшения), ну и как же обойтись без моря - его мы тоже посещали и не один раз. Еще интересно было посмотреть на религиозные обряды (Ашура), проводимые местными детьми в честь убитого Имама Хусейна.

Во время практики я приобрел ценные навыки в работе с археологическими находками, включая их классификацию и документирование, опыт в изучении архивных материалов. Получил возможность познакомиться с богатой историей и культурой данного региона, а также принять участие в процессе изучения и сохранения его археологических памятников.

Я благодарен Московскому педагогическому государственному университету за предоставленную возможность принять участие в этой практике и расширить свои знания и навыки в области археологии и, получается, в педагогике».

Олеся Морозова: «Сама практика была очень насыщенной и интересной. Она была не только археологической, но и музейной, и архивной. Мы посмотрели, как проходят раскопки, поработали с артефактами и документами, посетили различные филиалы музея (Армянская церковь, музей природы Прикаспия, женская баня и др.). Также с ребятами мы побывали в Джума-мечети, на Сулакском каньоне, посетили многие пляжи Дербента, съездили к экраноплану «Лунь», покатались на багги и побывали в Кубачах. Было бы здорово посетить еще больше мест в Дагестане, но даже то, что мы увидели, навсегда останется в памяти. Особо хочется отметить специалистов, которые работали с нами, они на-

стоящие профессионалы своего дела! Это была одна из лучших поездок в моей жизни! Большое спасибо МПГУ за такую возможность!»

Александра Учуваткина: «Хотела бы начать с самых запоминающихся и радостных событий, произошедших за время пребывания в Дербенте. Во-первых, меня поразило место, где проходила практика - древняя крепость Нарын-кала. Деятельность тоже очень интересная: разбирать осколки прошлых цивилизаций и собрать по кусочкам хоть какую-то общую картинку быта людей прошлого. В частности, мы пытались восстановить посуду и украшения, части которых были раскопаны в 1970-х годах. Также одним из самых запоминающих событий стала лекция одного из ведущих археологов современности Муртазали Серажутдиновича Гаджиева. Кроме того что мы получили очень много интересной информации об истории города, об особенностях археологической деятельности, лектор разбирал события совместно с историей мира, было познавательно понять общие мировые взаимосвязи. Очень запомнилась прогулка, которая дала возможность посмотреть культурное разнообразие Дербента, мы посетили армянский храм, Джума-мечеть, девичью баню.

Также понравилась сбалансированность времени, которое у нас занимала практика и личное времяпрепровождение, что позволило нам погрузиться в историю и традиции Дагестана самостоятельно. Так, в последний вечер мы, прогуливаясь по городу, увидели и услышали проповедь шиитов, взрослых и детей: местные жители рассказали нам о традиции сорокадневной скорби по внукам пророка Мухаммеда. Кроме того, понравилась захватывающая поездка в с. Кубачи, но очень хотелось бы еще общую экскурсию и, возможно, дополнительные поездки, чтобы больше разобраться в традициях и культуре народов Кавказа. Можно сказать, что мы по-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

пробовали пройти одновременно археологическую, музейную и архивную практику».

Анастасия Левина: «Что мне понравилось, так это график работы, доброжелательное отношение всех, кто с нами взаимодействовал, достаточное количество свободного времени, выезды в красивые места (Сулакский каньон, село Кубачи), экскурсии по городу и в крепости. Я бы вернулась в город еще и хотела бы повторения подобной выездной практики. Мои рекомендации для следующих курсов: обедать и ужинать лучше в городе, еда недорогая и вкусная. А на море лучше ездить к экрано-плану «Лунь» или в микрорайон Коса, который местное население называет «Золотая рыбка».

Егор Астанин: «В целом практика понравилась, было круто. Только вот комары сильно кусаются. К местной кухне надо привыкнуть. В Дербент советую съездить».

Кристина Панулина: « 7 июля. После долгой дороги я была достаточно уставшая, но увидев Сулакский каньон, горы, я ощутила новый заряд энергии. Вид был прекрасен.

8 июля. Проснувшись и позавтракав, мы отправились в крепость Нарын-Кала. Фахратдин Бабаевич Алиев провел нам отличную экскурсию по цитадели. При этом следил за тем, чтобы мы не перегрелись и постоянно выбирал локации с тенью. От экскурсии у меня остались примерно такие эмоции: восторг, радость, удивление. Затем наш куратор Ливаудин Нурметович Нурметов провел нас на наше место работы - старое водохранилище. Это был очень удачный выбор, на мой взгляд, так как там было прохладно. Там нас ждали ящики с археологическими находками, которые нам предстояло рассортировать. Мы разделяли находки на обычную керамику, поливную, на камни, стекло и вещи с неопознанным материалом. За первый день мы рассортировали примерно 12 ящиков.

9 июля. С самого утра нас ждал водитель и отвез на место нашей работы. Мы продолжили сортировку. Находкой дня для меня был ящик с костями животных. Мы провели рассортировку и Ливаудин Нурметович отвел нас в Сосновый бор, где показал место настоящих раскопок. Эмоции были невероятные.

10-11 июля. Мы закончили сортировку археологических находок. Нашу сортировочную работу приняли. У нас появилось время, и мы посетили уголок крепости, в котором еще не успели побывать - ханский дворец. Затем мы пошли гулять и знакомиться еще ближе с улочками Дербента, прониклись местной культурой и традициями.

12 июля. Необычный рабочий день - вот мое название этому дню. Мы пошли на экскурсию, чему я была приятно удивлена. Сначала мы прошли вдоль северной стены, Фахратдин Бабаевич Алиев рассказал нам о некоторых надписях на стенах, их перевод, их историю. Далее мы направились в хаммам XVII века, познакомились с его нынешним владельцем. Затем наш путь лежал в Джума- мечеть, где нам провели экскурсию по дворику. Мне кажется, мечеть - это визитная карточка Дербента. От ее посещения у меня остались только положительные эмоции. Далее наша группа отправилась в девичьи бани. Там мне запомнился информационный стенд об обрядах девушек при подготовке к свадьбе. Затем мы пошли в армянскую церковь, на ее территории сейчас расположен музей. Там были представлены женские костюмы различных народов Дагестана: лезгин, аварцев, ногайцев и т. д. Меня поразило, насколько они все были разными. Их хотелось разгадывать. Также там были представлены некоторые предметы быта и картины, которые тоже, конечно, заинтересовали всех ребят из группы. Дополнением к посещению музея

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

был мастер-класс, в котором мы прониклись унцукуль-ским ремеслом края. Последним пунктом нашей экскурсии стал музей природы. Там были экспонаты, посвященные фауне Каспия.

13 июля. Мы отправились горной серпантинной дорогой в село Кубачи. Путь был захватывающим, мне кажется, я никогда не забуду те эмоции, которые испытала тогда. Когда мы приехали, там нас ждала просто невероятная красота! Вид поразил до глубины души. Мы прогулялись, вдохновились пейзажами, зарядились энергией.

14 июля. В наш рабочий день у нас была назначена встреча с археологом с мировым именем Муртазали Серажутдиновичем Гаджиевым. Он провел очень интересную лекцию, в которой рассказал об археологических находках Дербента и районов, прилежащих к нему. Лектор также особое внимание уделил древней религии - зороастризму. Мне понравилась лекция, я узнала много нового.

16 июля. Мы приехали в крепость. Нашей задачей на день была попытка собрать отдельные находки в единую композицию. Я работала со светло-зеленым материалом. Мне очень понравилась такая практика. Это оказалось сложнее, чем на первый взгляд.

17 июля. Заключительный день. Мы завершаем нашу практику. Убираем место нашей работы. И прощаемся с крепостью Нарын-Кала. Знакомимся с работой Дербентского филиала МПГУ и возвращаемся в Москву».

Подводя итоги, можно сказать, что Дербент - прекрасная площадка для первого соприкосновения с археологической наукой, способная разжечь интерес и любовь к многовековой мировой истории и к многогранности человеческой культуры, а также стремление к сохранению цивилизационного наследия».

Литература:

1. ГаджиевМ.С. Эпиграфические памятники Дербента: открытия XXI века (к 300-летию изучения)//Эпиграфика Востока. 2021. Т. XXXVI. С. 7-21.

2. Кудрявцев A.A. Дербент-древнейший город России на перекрестке цивилизаций. Изд. доп. и перераб. Махачкала: Дагестанское кн. изд-во, 2021.384 с.

Фото из архива A.A. Буровой, 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Anna Burova,

Specialist of the UNESCO Chair "International education and the integration of migrants" at the Faculty of Regional Studies and Ethno-Cultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University, aa.burova@mpgu.su

Archaeological debut in the oldest city of Russia

The 1st year students of bachelor degree program "History and educational work" at the Faculty of Regional Studies and Ethno-Cultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University.

This article represents the first experience of archaeological work in the form of travel notes and diaries written by the 1st year students of Moscow Pedagogical State University (MPGU) who choose History and educational work as their first qualification.

Keywords: archaeological practice; museum practice; socialization; acquaintance with historical and cultural heritage; heritage of Dagestan; expedition; field diary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.