Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ "ЭЛЛЭЙАДА" ВЕРХОЯНЬЯ (ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ АРКТИКИ)'

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ "ЭЛЛЭЙАДА" ВЕРХОЯНЬЯ (ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ АРКТИКИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРХОЯНСКИЙ РАЙОН / ЯНА / АДЫЧА / БОРУЛАХ / ДУЛГАЛАХ / САРТАНГ / ТУОСТАХ / СТОЯНКИ / ПОГРЕБЕНИЕ / КЛАДБИЩА / АРХЕОЛОГИЯ / КАМЕННЫЙ ВЕК / ЯКУТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирьянов Николай Сергеевич

В археологическом отношении Верхоянский район по-прежнему остается малоисследованным регионом, в значительной степени из-за своей удаленности и сложных климатических условий. Первые полевые работы в районе предпринимались только в 1974 г., однако лишь в 1978-1980 и 1986-1989 гг. в ходе работ Приленской археологической экспедиции здесь были обнаружены 76 стоянок и одно погребение каменного века. После долгого перерыва Саха-французской археологической экспедицией (MAFSO) в 2009-2012 гг. выявлены одна стоянка каменного века, а также 13 якутских кладбищ XVII-XIX вв., имеющих важное значение для истории и культуры верхоянских якутов. Несмотря на ряд нерешенных проблем, Верхоянский район по-прежнему остается перспективной территорией для поиска, особенно в свете результатов последних раскопок на Нижней Яне, а также рр. Индигирка и Колыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ "ЭЛЛЭЙАДА" ВЕРХОЯНЬЯ (ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДРЕВНИХ ПАМЯТНИКОВ АРКТИКИ)»

Н.С. Кирьянов

Б01: 10.25693/Ю12218-1644.2018.01.22.005 УДК 902.2(57156)

Археологическая «Эллэйада» Верхоянья (история изучения древних памятников Арктики)

В археологическом отношении Верхоянский район по-прежнему остается малоисследованным регионом, в значительной степени из-за своей удаленности и сложных климатических условий. Первые полевые работы в районе предпринимались только в 1974 г., однако лишь в 1978-1980 и 1986-1989 гг. в ходе работ Приленской археологической экспедиции здесь были обнаружены 76 стоянок и одно погребение каменного века. После долгого перерыва Саха-французской археологической экспедицией (МАР80) в 2009-2012 гг. выявлены одна стоянка каменного века, а также 13 якутских кладбищ ХУП-Х1Х вв., имеющих важное значение для истории и культуры верхоянских якутов. Несмотря на ряд нерешенных проблем, Верхоянский район по-прежнему остается перспективной территорией для поиска, особенно в свете результатов последних раскопок на Нижней Яне, а также рр. Индигирка и Колыма.

Ключевые слова: Верхоянский район, Яна, Адыча, Борулах, Дулгалах, Сартанг, Туостах, стоянки, погребение, кладбища, археология, каменный век, якуты.

В административном отношении Верхоянский район РС (Я) относится к Северо-Восточной Якутии и находится в пределах между 65° и 70° с.ш. и 126° и 140° в.д. В географическом плане район приурочен к верхнему и среднему течению бассейна р. Яна с ее истоками - рр. Дулгалах и Сартанг, и притоками - рр. Адыча, Оль-де, Бытантай (верхнее течение), и др. Геоморфология и рельеф района представлены в основном Яно-Оймяконским нагорьем, значительную часть которого занимает Янское плоскогорье [Геоморфология Восточной Якутии, 1967, с. 123-174]. Большая часть территории района расположена за Северным полярным кругом и входит в зону сплошного распространения крио-литозоны («вечной мерзлоты»). В сравнении с другими регионами Якутии Верхоянский район в археологическом отношении до сих пор изучен слабо, и до недавнего времени основными источниками по его ранней истории оставались только якутские предания и фольклор (см., например [Исторические предания ..., 1960; Худя -ков, 1969; Ксенофонтов, 1977; Серошевский, 1993; Казарян, 1998]).

С учетом последних данных общее количество археологических объектов Верхоянского района на сегодняшний день составляет 77 стоянок каменного века, одно погребение эпохи не-

олита (?) и 13 якутских кладбищ ХУ11-Х1Х вв., из которых памятники, открытые до 2009 г. (76 стоянок и одно погребение), включены в перечень объектов археологического наследия, утвержденный Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2008 г. №402-р «Об утверждении объектов культурного наследия - выявленных недвижимых памятников истории и культуры по разделу "Археология"» [Якутские ведомости. - 2008. - № 27].

Первые систематические работы на р. Яна связаны с деятельностью Приленской археологической экспедиции (ПАЭ) под руководством Ю. А. Мочанова и его Янского отряда под руководством Н.М. Щербаковой, который совершил первую разведку в районе в 1974 г., в результате чего в 130 км, на правом берегу от устья р. Адыча зафиксировано скопление костей верхнеплейстоценовой фауны (расколотые кости бизона и лошади), при этом сами археологические объекты найти не удалось [Щербакова, 1980, с. 65].

В 1978-1980 гг. отряд продолжил поиски, в ходе которых в 1979 г. на участке верхнего течения р. Яна (от г. Верхоянска до устья р. Адыча), протяженностью около 200 км, были обнаружены 9 стоянок и одно место сбора обломков костей (рис. 1, а, 1-2, 5-7). К сожалению, мало-

© Н.С. Кирьянов, 2018

Стоянки и погребение (а): 1 - Хатыыстаах I-II (открыты Н.М. Щербаковой), Ньюлбугур-Айаа-на; 2 - Куранах I-II; 3 - Батагай I-VI, Бюгуйэх, Бартымах I-VI; 4 - Куранах (Синнигэс) (открыта MAFSO); 5 - Кунаах I-II, Кэлимсэ; 6 - Омук; 7 - Мэкчиргэлэх; 8 - Первая, Встречная, Кыра I-II; 9 - Тыа-Сысыта; 10 - Хатыыстаах I-II, Улахан-Суллар I-II, Кыра-Суллар I-V, Силиилээх; 11 - Арык-таах, Эбэ-Кюелэ I-II, Арчаа; 12 - Осхордоох, Дьубдьугурас I-II, Кулун-Мэйиилээх, Случайная, Хо -тон-Хайа; 13 - Усть-Борулах I-II; 14 - Туостах I-VI, Туостах XII-XIX; 15 - Туостах VII-XI; 16 -Томтор; 17 - Хасы-Алыта, Хонду I-II, Катерина-Хайата, погребение Хонду, Борулах. Якутские кладбища XVII-XIX вв. (б): 1 - Тысагастаах, Балдьасык; 2 - Лепсей (Балаганнах), Сордонгноох, Куранах, Муран; 3 - Атыыр-Мэйиитэ, Ыарыылаах; 4 - Бюгуйэх; 5 - Хаасы-Аллыта, Бахтах (Пактах), Кюрюелээх; 6 - Кердюген

численность и невыразительность полученных предметов (представленных в основном отходами производства - отщепами, обломками немногочисленных орудий, небольшими фрагментами керамики) не позволили определить их точную культурно-хронологическую принадлежность. К тому же большая часть предметов была получена либо путем сбора подъемного материала, либо в результате единичных шур-фовочных работ, что не позволяло определить их конкретную геологическую привязку. Авторы работ лишь констатировали, что данные предметы относятся к инвентарю различных культур каменного века Северо-Восточной Азии, начиная с голоцена - сумнагинской, сыа-лахской, белькачинской и ымыяхтахской, следов же эпохи палеометаллов обнаружено не было [Там же, с. 62-65].

Первые целенаправленные палеоэтнографи-ческие работы в районе, вероятно, следует связывать с деятельностью В.Ф. Яковлева, сотрудника Якутского областного краеведческого музея им. Ем. Ярославского (ныне - ЯГОМИ-иКНС), который в 1960-1970-е гг. занимался фотографированием и изучением воздушных захоронений - арангасов [Бравина, Попов, 2008, с. 29]. К сожалению, точная дата и места его работ на Яне неизвестны, поскольку добытые им в районе материалы не были опубликованы, за исключением одной краткой сводки об арангасе главы II Энгэсского наслега Массааны в местности Ыккыл [Там же, с. 282-283].

В 1979 г. археолого-этнографической экспедицией Якутского госуниверситета (ЯГУ) под руководством А.И. Гоголева была организована первая известная нам разведка по поиску мест заселения якутов в Верхоянском районе: по сообщению Н.Н. Тарского*, участника работ, разведка проходила в местности Таргана Арылахского наслега, где, судя по предоставленным фотографиям, были зафиксированы два надмогильных прямоугольных сооружения срубного типа, один чардаат, раскопано одно мужское захоронение с орнаментированным берестяным покрытием крышки гроба и сопроводительным инвентарем, а также изучено

одно мужское погребение, которое обвалилось в результате обрушения берега.

По данным, которые приводит в своей дипломной работе Е.П. Ефимова - «Развитие музейного дела в Верхоянском районе Якутской АССР» (хранится в архиве МАЭ СВФУ), в последнем погребении покойный был одет в рысью доху и кожаную одежду, с ним были найдены охотничья пальма - батыйа (без древка), лук и древки от стрел, якутский нож, кытыйа и чо-роон [Ефимова, 1989, с. 21]. По ее же сведениям в местности Мэтис Табалахского наслега экспедицией было обнаружено несколько жилищ, схожих по ряду признаков с так называемой культурой «малых домов» (бесскотоводческим вариантом кулун-атахской культуры Х1У-ХУ1 вв.), в которых отсутствовала керамика [Там же, с. 23]. Точное местонахождение и описание всех вышеназванных объектов не известно, поскольку в полевых отчетах А.И. Гоголева они не фигурируют [Архипов, 2000, с. 185-186].

Также, по Е.П. Ефимовой, в 1981 г. комплексной экспедицией Верхоянского музея по маршруту Верхоянск - Сайды - Осохтох было «обнаружено арангасное захоронение с покойным, ориентированным головой на запад, и три лиственницы, срубленные костяным топором. В арангасе обнаружены лук и стрелы» [Ефимова, 1989, с. 22]. Обращает на себя внимание тот факт, что в качестве концевой накладки лука применена вклеенная и обмотанная сухожилиями костяная пластинка [Там же]. Подобные случаи довольно редки и требуют особого внимания со стороны специалистов. Также Е.П. Ефимова приводит непроверенные пока сведения о наличии мест с «групповыми захоронениями чардаатного и срубного типов» в местностях Алысардах, Столбы и Сана Сайылык [Там же, с. 21].

В 1986 г., в связи с предполагаемым строительством гидроэлектростанции на р. Адыча, Адычанским отрядом ПАЭ под руководством В.М. Михалева и Е.И. Елисеева были предприняты ее археологическое обследование, а также разведка на рр. Туостах, Борулах и в окрестностях пос. Батагай. В результате четырехлетних работ отряда обнаружены 68 стоянок и местона-

*Ныне - учитель истории в Тандинской СОШ в с. Танда Усть-Алданского района. Пользуясь случаем выражаем большую благодарность Николаю Николаевичу за предоставление им в наше распоряжение полевых фотографий с этой разведки из его личного архива.

хождений, одно погребение [Михалев, Елисеев, 1992, с. 49]. Как и в работах ПАЭ 1978-1980 гг., археологические находки 1986-1989 гг. были получены в результате сбора подъемного материала и небольших шурфовочных и раскопоч-ных работ (до 25 м2). Несмотря на усилия исследователей, большая часть объектов представлена немногочисленным и фрагментарным материалом, который заставляет очень сдержанно говорить об их культурно-хронологической принадлежности. К тому же часть объектов содержат явно смешанный комплекс, как это наблюдается на примере стоянки Туостах I - здесь в одном слое зафиксированы материалы сумнагин-ской, сыалахской, белькачинской и, возможно, ымыяхтахской культур [Там же, с. 61]. Ни одного многослойного памятника с четкой стратиграфией выявлено не было, поэтому пока можно утверждать, что обнаруженные материалы в целом относятся к основным прилен-ским культурам и не выпадают из общего облика материальной культуры голоцена Якутии (рис. 1, а, 8-17).

Отдельно надо остановиться на предполагаемом погребении эпохи неолита в местности Хо -нуу (или Хонду) (рис. 1, а, 17). В ходе шурфо-вочных работ авторами зафиксированы разновременные единичные материалы сыалахской ранненеолитической (мелкие фрагменты затертой сетчатой керамики) и ымыяхтахской позд-ненеолитической культур (наконечник стрелы с пильчатыми краями и слегка загнутым основанием, обломок абразива из песчаника). Здесь же случайно археологи наткнулись на тазовые кости человека, залегавшие под слоем красного прокаленного слоя супеси со слойками угля. Из описания авторов непонятно, где именно располагались кости человека - под материалами местонахождения Хонду или же рядом. Глубина залегания костяка составила около 50 см от уровня дневной поверхности. Судя по всему, изначально человек был положен на спину головой на юг, положение же его рук в силу их сильного разрушения установить не удалось. Череп оказался раздавленным и был сильно обожжен.

Внизу могильной ямы отмечены куски обгоревших жердин, которые лежали поперек. В связи с отсутствием сопроводительного инвентаря исследователи предпочли воздержаться от какой-либо датировки [Там же, с. 63].

После завершения работ ПАЭ на протяжении последующих 20 лет Верхоянский район оставался вне поля зрения археологов, и только в 2009 г. в рамках междисциплинарного изучения погребального обряда якутов дохристианского периода, осуществляемого Международной ассоциированной лабораторией «Эволюция природы и человека в Восточной Сибири»*, была предпринята рекогносцировка на рр. Сар-танг, Дулгалах и около г. Верхоянска [СгиЬё/у, 2009, р. 143-194]. В этом же году в местности Кумахтаах (Синнигэс), в 16,5 км к северу от пос. Батагай, на берегу безымянного старично-го озера, был собран подъемный материал, состоящий из кремниевых осколков, чешуек, мелких отщепов, двугранных пластин, обломков наконечников стрел, мелких фрагментов затертой керамики [СгиЬёту, 2012, р. 56]. Невыразительный состав предметов пока не позволяет определить их принадлежность к конкретным приленским археологическим культурам, можно лишь отнести их в целом к каменному веку (рис. 1, а, 4). Основная же деятельность МАБ-80 проходила в бассейнах рр. Борулах, Сартанг, Дулгалах и на окраине с. Боронук в период с 2010 по 2012 г. (таблица).

В 2010 г. в Арылахском наслеге на территории вблизи бывшей молочно-товарной фермы (ныне - сайлыка) Таргана, расположенной на участке правого берега среднего течения р. Сартанг между его притоками - р. Хонгсуо (108 км от устья) и р. Ынах-Ельбют (или Ынгнаах-Ёл-бют) (113 км от устья), было обнаружено два якутских кладбища ХУН-Х1Х вв. - первое приурочено к правому приустьевому мысу р. Хонг-суо и получило наименование по названию местности Атыыр-Мэйиитэ, на котором были изучены три погребения ХУШ-Х1Х вв. (Аты-ыр-Мэйиитэ 1-111) [СгиЬёту, 2010, р. 57-58]. Имеются все основания полагать, что археоло-

'Лаборатория в настоящее время объединяет СВФУ им. М.К. Аммосова, ИГИиПМНС СО РАН и Университет III г. Тулузы им. П. Сабатье (Франция) под совместным руководством д.и.н., профессора А.Н. Алексеева и д-ра медицины, профессора Э. Крюбези (Е. СгаЬёту). Ранее в ее состав также входили научные учреждения гг. Красноярска и Москвы.

Таблица 1

Координаты якутских кладбищ ХУН-Х1Х вв. в Верхоянском районе РС(Я), выявленных МЛЕ80 в 2010-2012 гг.

Название кладбища Координаты (WGS-84) Источник

Арылахский наслег

Атыыр-Мэйиитэ 67°00,523 N, 133°00,756 E Crubezy, 2010, р. 57

Ыарыылаах 66°58,475 N, 132°55,391 E Кирьянов, 2011, с. 20

Бабушкинский наслег

Бюгуйэх 67°36,064 N, 133°31,456 E Кирьянов, 2011, с. 32

Борулахский наслег

Хаасы-Аллыта 67°08,672 N, 134°26,355 E Crubezy, 2011, р. 42

Бахтах (Пактах) 67°09,207 N, 134°31,370 Е Crubezy, 2011, р. 48

Кюрюелээх 67°08,891 N, 134°30,747 E Crubezy, 2011, р. 85

Кердюген 67°10,430 N, 134°47,162 E Crubezy, 2011, р. 69

Дулгалахский наслег

Лепсей (Балаганнах) 67°13,603 N, 132°09,732 E Кирьянов, 2015а, с. 36

Сордонгноох 67°09,333 N, 132°04,606 E Crubezy, 2011, р. 120

Куранах 67°13,259 N, 132°09,746 E Crubezy, 2011, р. 79

Муран 67°13,108 N, 132°06,887 E Crubezy, 2011, р. 116

Тысагастаах 66°53,920 N, 131°50,349 E Бравина, 2013б, с.24

Балдьасык 66°53,057 N, 131°51,092 E Бравина, 2013б, с. 26

гическая экспедиция ЯГУ А.И. Гоголева в 1979 г. также проходила именно в этом месте. Второе кладбище оказалось удаленным от сайлыка Тар-гана на 4,5 км в сторону юго-запада и находилось в местности Ыарыылаах (117-118 км от устья). Здесь раскопкам подверглось одно парное захоронение подростков XVIII в. - родных брата и сестры, представляющее большой научный интерес [Кирьянов, 2011, с. 20-31; Брави-на, 2013б, с. 5; Кирьянов, Crubezy, 2014, с. 232233; The genetics of kinship..., 2016, р. 57, 60; Кирьянов, 2017а, с. 81-86]. В Бабушкинском наслеге, в 8 км к северо-востоку от г. Верхоянска, на окраине с. Боронук в местности Бюгуйэх экспедицией обнаружен погост XVIII-XIX вв., где исследованы один обрушенный арангас (Бю-гуйэх I) и одно захоронение подростка (Бюгуйэх III) [Кирьянов, 2011, с. 32-54; Кирьянов, Crubezy, 2014, с. 233-234] (рис. 1, б, 3-4).

В 2011 г в Борулахском наслеге MAFSO проводила исследования в окрестностях пос. Том-тор, по левобережью среднего течения р. Бору-лах, в результате чего были зафиксированы четыре якутских кладбища, относящихся по ряду признаков к XVII-XVIII вв. Самым удаленным из них является кладбище на территории современного летника Хаасы-Алыыта в 9 км к западу (здесь и далее - от пос. Томтор (Борулах). -Н.К.), расположенного на 129-м км от устья р. Борулах (приток - р. Сарын-Ыйаабыт). Здесь раскопкам подверглось одно погребение - Алыы [Crubezy, 2011, р. 42]. В месте расположения заброшенного сайлыка Хонуу (6 км к западу) выявлен небольшой погост рубежа XVIII и XIX вв., получивший наименование «Бахтах» (на картах иногда встречается - «Пактах»), где в том числе был погребен состоятельный пожилой мужчина, возможно, глава рода (памятник Бахтах III)

[Crubezy, 2011, р. 56]. На территории летника Кюрюёлээх (около 7 км западнее) экспедицией на террасе старичного озера обнаружено кладбище, которое относится пока к самому раннему во всем Верхоянском районе и датируется XVII в. (например, погребение Кюереллях I) [Ibid, p. 85]. На участке между летниками Ёрдё-ёх и Муосай, в 4,6 км к востоку, в местности Кердюген находится кладбище XVIII в. [Ibid, р. 69], где в ходе работ выявлено захоронение главы рода (памятник Кердюген) (рис. 1, б, 5-6).

В Дулгалахском наслеге работы велись на левом берегу среднего и нижнего течений р. Дулга-лах на двух участках: в 2011 г. в окрестностях на-слежного центра по с. Томтор и в 2012 г. на территориях бывших товарных ферм - Хайыкаан и Кубалах (удаленных от пос. Томтор к югу на 70 км), по результатам которых обнаружено шесть якутских кладбищ XVIII-XIX вв., преимущественно, христианского времени. Погост XVIII в. в местности Лепсей (урочище вблизи озера Бала-ганнах) удален на 3,6 км в сторону севера-северо-востока (здесь и далее - от пос. Томтор (Дул-галах). - Н.К.) и расположен на краю бывшей надпойменной террасы русла старицы, всего здесь раскопано три захоронения (Лепсей I-III), из которых памятник Лепсей II является коллективным - молодая женщина с двумя новорожденными, возможно, являющаяся дочерью шамана [Кирьянов, 2015а, с. 36-56; 2015б, с. 32-38; The genetics of kinship..., 2016, р. 56]. Кладбище рубежа XVIII и XIX вв. расположено в 6 км к северо-востоку на краю старичного озера Сордонг-ноох, где раскопкам подверглось погребение состоятельной молодой девушки в богатой нарядной одежде (памятник Сордонгноох) [Crubezy, 2011, р. 120]. Еще два кладбища XVIII-XIX вв. отмечены в 13 км к северо-востоку от поселка -Муран и Куранах [Ibid, р. 79, 116]. Кладбище XVIII-XIX вв. в местечке Тысагастаах располагается в 2 км к юго-западу от участка Хайыкаан, возле безымянной травянистой речки, обращён-ной к р. Дулгалах. Здесь изучено еще одно парное захоронение - ребенка 5 лет и женщины, не являющихся родственниками (памятник Тысага-стаах) [Бравина, 2013б, с. 6; The ancient Yakuts., 2015, p. 4, 6; Кирьянов, 2017а, с. 86-89]. Погост XIX в. Балдьасык располагается на правобережье р. Дулгалах, в 4 км к юго-западу от Хайыкаан [Бравина, 2013а, с. 26-27] (рис. 1, б, 1-2).

Выявленные экспедицией МАБ80 якутские кладбища и раскопки на них отдельных могил на сегодняшний день составляют, пожалуй, единственный источник по истории материальной культуры верхоянских якутов ХУП-ХГХ вв., дающий представление о их одежде, украшениях, а также сопроводительном инвентаре (посуда, орудия быта, охоты и пр.) [Кирьянов, 2017б, с. 203-206]. Также эти погребения дают очень ценные сведения по антропологии, генетике и медицине, что позволяет предметно отвечать на вопросы о степени и дальности родства якутов Верхоянья с родами заречных (лено-амгинских) улусов, а также о распространенных среди них заболеваниях. Уже сейчас можно сказать, что конкретные факты об этом получены и в скором времени предстоит ожидать ряд публикаций на эту тему (см., например [Звенигороски, Федорова, Холлард и др., 2017]). Якутских захоронений ранее ХУП в. в районе пока не обнаружено.

Подводя итог вышеуказанным исследованиям, следует заключить, что, несмотря на свою обширную территорию и прилагаемые усилия ученых, древняя и средневековая история Верхоянского района все еще остается малоизвестной. В значительной степени этому способствуют особые географические и климатические условия региона: значительная удаленность, сложная транспортная доступность отдельных территорий, а также малая численность населения и отсутствие специалистов-археологов на местах. В настоящее время мы лишь можем точно констатировать (на основании совокупности полученных данных), что верхнее и среднее течения р. Яна были освоены человеком, по крайней мере, с мезолита, а наличие крупных горных массивов (таких, как Верхоянский хребет) не являлось для людей серьезным препятствием ни в каменном веке, ни в позднюю эпоху. Материалы якутских погребений ХУП-ХК вв. Верхоянского района свидетельствуют о тесной (культурной и хронологической) связи местного населения с улусами Центральной Якутии (Ле-но-Амгинского междуречья) - баягантайскими и борогонскими родами [Кирьянов, 2017б, с. 206]. Мы считаем, что если экстраполировать эти сведения на более отдаленные времена, то основные миграционные пути человека на р. Яна (по крайней мере, в голоцене) должны

пролегать преимущественно с Нижнего Алдана, например, через его левые притоки - рр. Туку -лан и Тумара, которые на водоразделах соединяются с истоками Яны - рр. Сартанг и Дулгалаах. Об этом же говорят и сами якутские предания [Исторические предания..., 1960, с. 64-65].

Нерешенными узловыми проблемами в археологическом изучении Верхоянского района на сегодня по-прежнему является отсутствие многослойных стратотипических объектов и вообще каких-либо надежных датировок (например, радиоуглеродных, дендрохронологических) для памятников; имеющаяся же пока хронологическая шкала целиком построена на технико-типологическом и сравнительном анализе источников с материалами основных приленских культур. Не разработан вопрос и о палеолите верхнего и среднего течения р. Яна, при том, что комплекс памятников на Нижней Яне (известных под общим именем Янская стоянка), изучаемых В.В. Питулько, дает вполне достоверные сведения о присутствии там человека уже 27-28,5 тыс. л.н. [Питулько, Павлова, 2010], также имеются сведения о находках, датирующихся предположительно 45 тыс. л.н. [Рки1ко V. е1 а1., 2016]. Совершенно нет представления о том, что происходило в Верхоянье в эпоху палеометаллов (период усть-мильской культуры и раннего железного века), материалов единственного памятника этого времени - стоянки Батагай V (рис. 1, а, 3), сегодня явно недостаточно. Средневековое время региона начинает смутно просматриваться пока на этапе так называемой культуры «малых домов», сведения же о раннем периоде пока совершенно отсутствуют.

Несмотря на все перечисленные сложности, Янский бассейн по-прежнему остается перспективным в археологическом отношении, поскольку раскопки на рр. Индигирка (например: [Эвер-стов, 2014]) и Колыма (например: [Кистенев, 1992; Кашин, Калинина, 1997; Кашин, 2013]), занимающих ту же пространственно-климатическую нишу, показывают, какие еще уникальные древности здесь могут быть потенциально скрыты. Поэтому археологические работы в районе необходимо продолжать, делая упор на изучение еще неисследованных территорий, например, таких, как бассейн р. Бытантай, а также проводить планомерные раскопки на аллювиальных отложениях Верхоянской, Тустахской и

Борулахской впадин, богатых находками костей плейстоценовой фауны, на что в свое время уже обращали внимание В.М. Михалев и Е.И. Елисеев [1992, с. 51]. С учетом присущей вообще для всего Севера малочисленности населения поиски памятников средневекового периода надо организовывать на местах современного или недавнего компактного проживания (сайылыки, товарные фермы, кладбища и пр.).

Литература и источники

Архипов Н.Д. Археология Якутии: История, итоги и задачи, XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.06. - М., 2000. - 419 с.: ил. РГБ ОД, 71 017/134-0.

Бравина Р.И. Отчет об археологической разведке погребений позднего средневековья в Верхоянском районе Республики Саха (Якутия) за полевой сезон 2012 года // Рукописный фонд Архива ЯНЦ СО РАН. -Якутск, 2013а. - 64 с.

Бравина Р.И. Погребальные памятники якутов Верхоянья (XVII-XVIII вв.) // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2013б. - №1(6). - С. 5-9.

Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). - Новосибирск: Наука, 2008. - 296 с.

Ефимова Е.П. Развитие музейного дела в Верхоянском районе Якутской АССР [дипломная работа] // Архив Музея археологии и этнографии СВФУ. -Якутск, 1989. - 64 с.

Звенигороски В., Федорова С.А., Холлард К., Гон-залес А., Алексеев А.Н., Бравина Р.И., Крюбези Э., Кейзер К. Новый подход к генетическому тестированию родства в якутской археологии // Якутский медицинский журнал. - 2017. - № 3 (59). - С. 16-20.

Геоморфология Восточной Якутии / Б.С. Русанов, З.Ф. Бороденкова, В.Ф. Гончаров, О.В. Гриненко, П. А. Лазарев. - Якутск: Якуткнигоиздат, 1967. - 376 с.

Исторические предания и рассказы якутов: в 2 ч. / сост. Г.У. Эргис; под ред. А. А. Попова, отв. ред. Н.В. Емельянов. - М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. - Ч. 2 - 360 с.

Казарян П.Л. История Верхоянска. - Якутск: ГП НИПК «Сахаполиграфиздат», 1998. - 208 с.

Кашин В.А. Неолит Средней Колымы: сб. тр. -Новосибирск: Наука, 2013. - 224 с.

Кашин В.А., Калинина В.В. Помазкинский археологический комплекс как часть циркумполярной культуры. - Якутск: Северовед, 1997. - 110 с.

Кирьянов Н.С. Отчет о проведении археологических исследований на территории Верхоянского района Республики Саха (Якутия) в 2010 г. [рукопись] //

Фондодержатель: Научно-отраслевой архив ИА РАН, Р-1, № 44432. - Якутск, 2011. - 220 с.

Кирьянов Н.С. Отчет о проведении археологических исследований на территории Верхоянского района Республики Саха (Якутия) в 2011 г. [рукопись] // Там же. - № 45690. - Якутск, 2015а. - 150 с.

Кирьянов Н.С. Памятник Лепсей II в Верхоянском районе РС(Я) и фольклорные материалы И.А. Худякова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2015б. - № 3(12). - С. 32-36.

Кирьянов Н.С. Парные захоронения у якутов ХУШ-ХГХ вв.: по материалам памятников Ыарыы-лаах и Тысагастаах в Верхоянском районе Якутии // Изв. Иркут. гос. ун-та. Т. 20. Сер. «Геоархеология. Этнология. Антропология», 2017а. - С. 77-99.

Кирьянов Н.С. Материальная культура верхоянских якутов ХУШ-ХГХ вв.: одежда, украшения, инвентарь (по данным погребений) // Изв. Алт. гос. унта. Сер. «Исторические науки и археология». -2017б. - № 5 (36). - С. 203-206.

Кирьянов Н.С., СгиЬегу Е. Краткие результаты исследований Саха-французской археолого-этно-графической экспедиции по изучению погребальных обрядов якутов дохристианского периода в Верхоянском районе Республики Саха (Якутия) в 2010 году // Культурное наследие Северной Евразии: проблемы и перспективы освоения. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 230-236.

Кистенев С.П. Родинкское неолитическое захоронение и его значение для реконструкции художественных и эстетических возможностей человека в экстремальных условиях Крайнего Севера // Археологические исследования в Якутии (Труды Прилен-ской археологической экспедиции). - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 68-84.

Ксенофонтов Г.В. Эллэйада: материалы по мифологии и легендарной истории якутов / отв. ред. А.П. Окладников. - М.: Наука, 1977. - 276 с.

Михалев В.М., Елисеев Е.И. Археологические исследования в бассейне Верхней Яны // Археологические исследования в Якутии (Труды Приленской археологической экспедиции). - Новосибирск: Наука, 1992. - С. 47-64.

Питулько В.В., Павлова Е.Ю. Геоархеология и радиоуглеродная хронология каменного века Северо-Восточной Азии. - СПб.: Наука, 2010. - 264 с.

Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - 2-е изд. / В. Л. Серошевский. - М.: РОССПЭН, 1993. - 714 с.

Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. - Л.: Наука, 1969. - 439 с.

Щербакова Н.М. Археологические памятники Яны // Новое в археологии Якутии. - Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1980. - С. 62-65.

Эверстов С.И. Некоторые параллели в культурах древних ымыяхтахцев и юкагиров XVII-XIX вв. // Арктика и Север. - 2014. - №15. - С. 152-159.

Якутские ведомости (приложение к газете «Якутия»). - (№ 27) 2008. - 21 мая

Crubézy E. Mission Archéologique Française en Sibérie Orientale - 2009 (Rapport). - Toulouse: Université Paul Sabatier (Toulouse III), Laboratoire AMIS-FRE 2960 du CNRS, 2009. - 212 р.

Crubézy E. MAFSO - HUMAD. Human adaptation in Verkoyansk. Mission Archéologique Française en Sibérie Orientale - 2010 (Rapport). - Toulouse: Université Paul Sabatier (Toulouse III), Laboratoire AMIS-FRE 2960 du CNRS, 2010. - 152 р.

Crubézy E. MAFSO - HUMAD. Human adaptation in Verkoyansk. Mission Archéologique Française en Sibérie Orientale - 2011 (Rapport). - Toulouse: Université Paul Sabatier (Toulouse III), Laboratoire AMIS -UMR 5288 du CNRS, 2011. - 150 р.

Crubézy E. MAFSO - HUMAD. Human adaptation in Verkoyansk. Mission Archéologique Française en Sibérie Orientale - 2012 (Rapport). - Toulouse: Université Paul Sabatier (Toulouse III), Laboratoire AMIS -UMR 5288 du CNRS, 2012. - 228 р.

The ancient Yakuts: a population genetic enigma / Keyser C., Hollard C., Gonzalez A., Fausser J.-L., Rivals E., Alexeev A.N., Riberon A., Crubézy E., Ludes B. // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. - 2015. - Vol. 370 (1660). - p. 1-9.

The genetics of kinship in remote human groups / Zvénigorosky V., Crubézy E., Gibert M., Thèves C., Hollard C., Gonzalez A., Fedorova S.A., Alexeev A.N., Bravina R.I., Ludes B., Keyser C. // Forensic Science International: Genetics. - 2016. - Vol. 25. - p. 52-62.

Pitulko V., Tikhonov A., Pavlova E., Nikolskiy P., Kuper K., PolozovR. Early human presence in the Arctic: Evidence from 45,000-year-old mammoth remains // Science. - 2016. - Vol. 351 (6270). - P. 260-263.

N.S. Kiryanov

Archaeological "Ellayada" of Verkhoyansk (History of the Study of the

Ancient Monuments of the Arctic)

In archaeological terms, the Verkhoyansk region remains an unexplored region, largely because of its remoteness and challenging climatic conditions. The first field work in the area were made only in 1974, but only in 1978-1980 and 1986-1989 in progress Prilenskaya archaeological expedition there was found 76 archaeological sites and 1 burial of the Stone Age. After a long break, by the Sakha-French archaeological expedition (MAFSO) in 2009-2012 detected 1 monument of the Stone Age, as well as 13 the Yakut cemeteries XVII-XIX centuries, which are important for the history and culture of the Verkhoyansk Yakuts. Despite a number of unresolved problems, the Verkhoyansky region remains a promising area for search, especially in the light of the results in the latest excavations on the Lower Yana and rivers Indigirka and Kolyma.

Keywords: Verkhoyansk region, Yana, Adycha, Borulah, Doulgalah, Sartang, Tuostah, archaeological monuments, burial, cemetery, Stone Age, the Yakuts.

В.Е. Васильев

DOI: 10.25693/IGI2218-1644.2018.01.22.006 УДК 256:398.1(=512.157)

Культ предков в свете погребального обряда древних тюрков (по мифам и преданиям народа саха)

В статье рассматривается культ предков у народа саха. Проблема вызывает интерес тем, что в советской этнографии существование культа предков у саха, как и у почти всех народов Сибири, отрицалось, а истоки шаманизма как вида профессиональной деятельности считались поздними и довольно туманными. Между тем культ предков у саха существовал и являлся фундаментом не только шаманства, но и всего комплекса верований и обрядов. Он был органично связан с древнейшими промысловыми и тотемистическими культами, которые в мифотворчестве саха были окультурены и обрели одомашненный вид. И этим можно объяснить причину того, что в мифах иногда медведь исполняет роль лошади, тем самым передавая этому животному свои культовые черты. Также наблюдается преемственность в традициях почитания небесных волков и коней. Сакральные коды, связанные с почитанием зверей, сохранялись в комплексе погребальных ритуалов, и именно они проливают свет на генезис культа творцов айыы и связанных с ними праздников ЬШыах.

Ключевые слова: хунны, тюрки, саха, мифы, ритуалы, атрибуты, культ предков, тотем, фетиш, погребальный комплекс, ЬШыах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Впервые в якутской историографии на присутствие культа предков в комплексе праздника ЬШыах указал яркий представитель плеяды исследователей саха Г.В. Ксенофонтов. Так, Гавриил Васильевич называл юрту мо§уол ураhа своеобразным «храмом предков», а само слово мо§ол объяснял как общее название душ шаман© В.Е. Васильев, 2018

ских предков, превратившихся в белых птиц [Ксенофонтов, 1921-1925, л. 18-19]. Он также заметил взаимосвязь двух древних обычаев, согласно которым богачи в течение своей жизни трижды строили праздничную берестяную ура-су и трижды поднимали воздушные могилы аракас, совершая окропление ъЛыах в честь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.