Архангельская область -логистическая платформа освоения Арктики
Э. А. БЕЛОКОРОВИН, министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области
Архангельская область — это мощный транспортный узел, обеспечивающий перевалку грузов по жизненно-важным для страны транспортным артериям, в перспективе комплексная база обеспечения арктических проектов.
ч.
Географическое положение Архангельской области делает ее важнейшим элементом транспортной системы России. Здесь проходят две железнодорожные линии, федеральная автострада, в области действуют 43 аэропорта, три морских порта. Сеть речного транспорта обеспечивает перевозку пассажиров и грузов в отдаленные прибрежные населенные пункты.
Транспортный узел
Сегодня область играет важную роль в транспортной системе Северо-Запада России. Это оптимальный транспортный узел для транзита грузов между Европой и Азией, здесь сходятся автомобильные, железнодорожные, речные, морские и авиационные маршруты. По территории региона проходят два транспортных коридора: Северный морской путь и Международный евроазиатский транспортный коридор «Север—Юг».
В Архангельске расположен старейший в России морской торговый порт, через который ежегодно пропускаются миллионы тонн целлюлозы, картона, металлов, пиломатериалов, тяжеловесного оборудования. Здесь действует современный контейнерный терминал. Навигация ведется круглосуточно, развитая инфраструктура позволяет перерабатывать до 4,5 млн. т грузов в год. При этом Архангельский морской порт по сравнению с другими портами Северо— Западного бассейна имеет более короткое железнодорожное плечо от основных логистических центров. К тому же свободные мощности Северной железной дороги дают возможность значительно увеличить объемы грузоперевозок на северных направлениях.
Арктический вектор транспортной стратегии
Арктический регион имеет стратегическое значение для нашей страны, с
его освоением прямо связано решение долгосрочных задач развития государства, повышение его конкурентоспособности на мировом рынке. Архангельская область готова разместить на своей территории распределительный центр и комплексную базу обеспечения арктических шельфовых проектов. Для этого у региона есть возможности и ресурсы, прежде всего многопрофильная транспортная инфраструктура. В настоящее время мы готовы обеспечить перевалку грузов морским транспортом, у нас есть ледокольный флот, авиация для воздушной разведки и спасательных работ. Не случайно именно из Архангельска сегодня отправляются экспедиции, выполняющие государственные задачи по исследованию Арктики.
Следует упомянуть и мощный промышленный кластер. Оборонные судоверфи Северодвинска могут строить платформы для разработки шельфовых месторождений, суда, понтоны, баржи и другие плавучие сооружения, проектировать, изготавливать, испытывать оборудование и металлоконструкции для объектов морской и береговой инфраструктуры нефтегазовых проектов, изготавливать производственные и жилые модули.
Следует отметить, что ближайшая сухопутная точка от Штокмана — архипелаг Новая Земля также располагается на территории Архангельской области. Создание здесь промежуточной базы обеспечит уникальную в плане экономической целесообразности схему снабжения проекта.
От «Белкомура» к глубоководному порту
Значительное повышение транзитного грузопотока в будущем тесно связано с реализацией проекта «Белкомур» — комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Архангельской области, Пермского края и Республики Коми.
Помимо создания железнодорожной ветки, которая обеспечит кратчайший выход регионов Сибири и Урала к Архангельску, Мурманску и портам Фин-
ляндии, «Белкомур» включает в себя еще более 15 инвестиционных проектов. Один из них — строительство глубоководного морского порта в Архангельске.
Планируется, что к 2020 г. в Архангельский морской порт пойдет грузопоток объемом 30 млн. т из Зауралья. Для того чтобы обеспечить переработку поступающего груза, будет построен и введен в эксплуатацию новый глубоководный район морского порта в губе Сухое Море, который сможет принимать суда грузоподъемностью до 70— 80 тыс. т. Дноуглубительные работы предполагается начать в 2012 г. Одновременно Правительство Архангельской области совместно с Министерством транспорта РФ планирует решить вопросы снижения портовых сборов в Архангельске, что также будет способствовать его дальнейшему развитию.
Три компонента транспортной стратегии
Арктический вектор развития транспортной инфраструктуры и планы по логистическому обеспечению Штокма-новского месторождения — это перспективный уровень. На локальном или, если хотите, тактическом уровне мы ведем непрерывную работу по совершенствованию транспортной сети региона. И касается она всех направлений: воздушного, водного и наземного транспорта.
В Архангельской области действуют 43 аэропорта. Аэропорт «Архангельск» международный, федерального значения. Сегодня он обеспечивает прямое сообщение не только с десятками крупнейших городов страны, но и с Латвией, Арменией, Турцией, скандинавскими и европейскими государствами.
К социально важным аэропортам Архангельской области относятся: «Соловки», «Мезень», «Лешуконское», «Кой-нас», «Нарьян— Мар», «Амдерма», а также 32 аэропорта с грунтовыми аэродромами класса «Е». На предприятиях и в организациях, связанных с воздушным транспортом, работают более 4000 человек.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Правительство Архангельской области регулирует тарифы на воздушные перевозки пассажиров по тем направлениям, где авиация является единственным видом транспорта. Такие меры приняты в целях защиты населения области, они позволяют удерживать тарифы на уровне ниже экономически обоснованных.
Кроме того, в Архангельской области развивается система адресной помощи
населению удаленных районов на авиаперевозки. Малоимущим гражданам и членам их семей, гражданам с определенными медицинскими показаниями предоставляется право бесплатного и льготного проезда воздушным транспортом.
В 2009-2010 гг. наблюдается рост объемов пассажирских авиационных перевозок. В первом полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажиропоток вырос на 40% и составил более 500 тыс. пассажиров. Во избежание убытков при государственном регулировании тарифов на местных воздушных линиях авиапредприятия субсидируются из областного бюджета.
Речной транспорт имеет ключевое значение в системе обеспечения пассажиропотока и доставки грузов в отдаленные деревни. В настоящее время пассажиропоток между столицей Севера и деревнями или дачными поселками, расположенными в Приморском районе Архангельской области, составляет 1,2-1,3 млн пассажиров за сезон. Основной транспортный оператор на этом направлении — ОАО «Архангельский речной порт». В 2010 г. архангельские «речные трамваи» перевезли до 800 тыс. человек.
Две ключевые проблемы водных перевозок — состояние причалов и срок службы речных судов. Суда Архангельского речного порта обслуживают 53 остановочных пункта, из них 35 расположены в Приморском районе (необходимо отметить, что в дельте Северной Двины более 200 деревень).
Мы ведем ремонт и реконструкцию причалов, пристаней и речных вокзалов, а также обновление существующего пассажирского флота. Стратегия
развития транспортной инфраструктуры Архангельской области рассчитана на 20 лет, и модернизация транспорта будет проходить в несколько этапов.
Сейчас началась реализация программы губернатора Архангельской области по модернизации пассажирского автотранспорта в регионе. В частности, проводится постепенная замена автобусов типа ПАЗ на вместительные и комфортабельные ЛиАЗы, а также на автобусы, приспособленные для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения.
Маршрутная сеть общественного транспорта связывает все населенные пункты Архангельской области. Перевозку пассажиров осуществляют 117 компаний. В областном центре организовано 50 автобусных маршрутов, обслуживание которых на конкурсной основе осуществляют 530 единиц транспортных средств.
В регионе внедрена и активно развивается система диспетчерского управления маршрутными автобусами при помощи самых современных спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС^РЭ, что позволяет в режиме реального времени следить за выполнением перевозок согласно утвержденному расписанию, контролировать скоростные режимы движения автобусов.
Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Архангельской области, мощные логистические узлы, наземный и воздушный транспорт, резервы энергоресурсов, близость к крупным промышленным центрам страны — все это делает регион перспективной площадкой по развитию транспортных проектов национального масштаба.
«ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 5 (30) 2010
21