Научная статья на тему 'Аргументация как медиадискурсивная стратегия в информационно-аналитических программах французского телевидения'

Аргументация как медиадискурсивная стратегия в информационно-аналитических программах французского телевидения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГУМЕНТАЦИЯ / ARGUMENTATION / МЕДИАРЕЧЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ / MEDIA DISCOURSE / INFO-ANALYTICAL TV PROGRAMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Толмачёва М.В.

В статье анализируются типы логических рассуждений, на которые опирается аналитик для подачи телезрителю той или иной информации и которые формируют определенные представления относительно этой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argumentation as a media discourse strategy in info-analytical TV programs

The article analyses the types of arguments it is based on and on which relies the analyst to give information to the TV viewer and to persuade him in this information.

Текст научной работы на тему «Аргументация как медиадискурсивная стратегия в информационно-аналитических программах французского телевидения»

УДК 81'276.6 М. В. Толмачёва

преподаватель кафедры лексикологии и стилистики французского языка факультета французского языка МГЛУ e-mail: marie_joie@mail.ru

АРГУМЕНТАЦИЯ КАК МЕДИАДИСКУРСИВНАЯ СТРАТЕГИЯ В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОГРАММАХ ФРАНЦУЗСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

В статье анализируются типы логических рассуждений, на которые опирается аналитик для подачи телезрителю той или иной информации и которые формируют определенные представления относительно этой информации.

Ключевые слова: аргументация; медиаречь; информационно-аналитические программы телевидения.

Tolmacheva M. V.

Lecturer, Department of the French Language Lexicology and Stylistics, Faculty of the French Language, MSLU e-mail: marie_joie@mail.ru

ARGUMENTATION AS A MEDIA DISCOURSE STRATEGY IN INFO-ANALYTICAL TV PROGRAMS

The article analyses the types of arguments it is based on and on which relies the analyst to give information to the TV viewer and to persuade him in this information.

Key words: argumentation, media discourse, info-analytical TV programs.

Инфомационно-аналитический медиадискурс представляет собой сложное коммуникативное явление, в котором поэтапно сочетаются два основных типа речи: сообщение и аргументация. Сначала реципиент получает достаточно объективную, но довольно сжатую информацию о том или ином актуальном событии (собственно сообщение), затем для более полного видения происходящего реципиентом это событие проблематизируется. Проблематизация связана с постановкой вопросов: зачем? как? почему? с какой целью? произошло то или иное событие. Ответить на эти и другие интересующие аудиторию вопросы призваны аналитики-комментаторы, которые ведут свои рассуждения, опираясь на собственный опыт, мнения экспертов, статистические данные, и которые используют аргументацию

как стратегию убеждения аудитории. Иначе говоря, аргументация выступает не только как тип медиаречи, встречающийся в жанре информационной аналитики, но и как медиадискурсивная стратегия.

Под стратегией мы понимаем совокупность речевых маневров со стороны говорящего, направленных на достижение главной цели коммуникативного акта - произвести определенный эффект на реципиента [3]. Напомним, что стратегии являются одной из составляющих коммуникативного контракта, лежащего в основе медиадискурса [4].

В статье, вслед за В. И. Максимовым, аргументация трактуется «как процесс выражения в языке аргументатором определенной информации с целью ее передачи реципиенту, понимания и восприятия ее последним. В конечном итоге любая аргументация служит формированию определенного убеждения у реципиента. Если он воспринял, понял и согласился с положением, которое обосновывал аргумента-тор, цель считается достигнутой» [1, с. 72].

Аргументация в информационно-аналитических программах французского телевидения преследует следующие цели: комментировать в определенном русле факты; объяснять и интерпретировать происходящее; обсуждать возникающие проблемы, анализируя их природу, причины возникновения и возможные последствия, и отвечать на важные для общества вопросы и т. д. Таким образом, медиадискурсивная стратегия аргументации в жанре информационной аналитики - это рассуждения, комментарии и выводы журналистов, экспертов, политиков, экономистов и специалистов в какой-либо области с целью передачи определенной информации зрителям для формирования у них определенного видения происходящего, убеждения аудитории в этом виденнии, а также при необходимости принятие точки зрения аргументатора-аналитика относительно тех или иных событий.

При исследовании аргументации информационно-аналитических программ французского телевидения мы опирались на такие понятия, как:

- тезис, т. е. некоторые утверждения или выводы, представляющие собой ответы на вопросы, заданные обсуждаемой тематикой, в которых журналисту-аналитику (комментатору) необходимо убедить аудиторию;

- предпосылки, т. е. положения, на которые он опирается в своих рассуждениях;

- аргументы, т. е. приемы, к которым он прибегает для убедительности своего анализа (комментария, объяснения, вывода).

Аналитик (комментатор) ставит перед собой задачу доказать некое положение вещей, опираясь прежде всего на логику высказывания. В этой связи высказывание может представлять собой: дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение, рассуждение по аналогии, рассуждение методом уступки, рассуждение от обратного, рассуждение методом исключения [1]. Так, в дедуктивном рассуждении вывод делается на основе общей идеи (1) или гипотезы (2):

(1) Vincent Destival, directeur général de l'UNÉDIC: Un demandeur d'emploi a toujours intérêt à retravailler même pour un emploi de courte durée. Pourquoi il a intérêt à retravailler ? Premièrement, parce qu'il garde des relations avec l'entreprise, il garde des compétences, il garde un réseau professionnel. Et ça, on sait que c'est important pour rester inséré dans le monde du travail. Deuxièmement, s'il travaille quelques jours, quelques heures au cours d'un mois, son revenu sera dans tous les cas amélioré. Et troisième élément (en s' adressant aux chômeurs), - si vous retravaillez, votre durée d'indemnisation, si par malheur vous arrivez en fin de droits, sera prolongée (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Indemnisation chômage: qu'est-ce qui change? / Emission diffusée le 30/09 /2014 à 17h30).

(2) Axel de Tarlé, journaliste: Les argiculteurs bretons ont mis le feu aux centres des impôts à Morlet, ainsi qu'aux locales de la mutuelle sociale agricole...

Thierry Coué, agriculteur, président de la FRSEA Bretagne, membre du bureau national de la FNSEA: Il faut se poser la question du pourquoi. Pourquoi ces gens sont arrivés là ? C'est le malaise aujourd'hui. Il y a un vrai malaise dans les campagnes. Est-ce qu'il est perçu par l'ensemble de la population ? - ça, on est moins sûr (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Chute des prix agricoles: pourquoi? Emission diffusée le 25/09 /2014 à 17h30).

Как видим, в примере (1) главный директор Национального союза содействия занятости в промышленности и торговле Винсент Дести-валь строит свое рассуждение дедуктивным способом, основываясь на общей идее о том, что в настоящее время безработные заинтересованы проработать в том или ином месте хотя бы незначительное время и не дожидаться окончания срока выплаты пособия по безработице.

Свою мысль В. Дестиваль подкрепляет следующими аргументами: во-первых, работая, специалист не теряет компетенции, поскольку очень важно быть постоянно включенным в профессиональную деятельность; во-вторых, проработав определенный период времени в том или ином месте, безработный не теряет в выплатах пособия по безработице, а наоборот, приобретает; в-третьих, право на получение пособия по безработице продлевается на тот период времени, который он временно работал. Таким образом, в примере (1) мы видим, что рассуждение строится по дедуктивной модели: от общей идеи к частным примерам, подтверждающим ее.

В примере (2) вывод делается на основе гипотезы Тьерри Куэ, возглавляющего региональный сельскохозяйственный профсоюз в Бретани, о том, что местные аграрии, устроившие поджоги налоговых инспекций и помещений сельскохозяйственной страховой компании в городе Морле, прибегли к столь решительным действиям из-за тяжелейшего кризиса в сельских районах, всю сложность которого народ не осознает (что и является главным аргументом, частично оправдывающим действия бретонских земледельцев).

Индуктивное рассуждение идет от конкретных фактов, доказательств к общему выводу, т. е. основывается на опыте и наблюдении. Чаще всего такое рассуждение опирается на примеры, позволяющие сделать некоторые обобщения (3):

(3) Martine Perez, médecin et journaliste, auteur de «Interdire le tabac. L'urgence!»: La cigarette crée des ischémies de tous les membres. Il y a une maladie qui s'appelle l'artérite des membres inférieurs. Petit à petit, les artères des extrémités des membres se ferment, se ferment, se ferment, il n'y a plus de circulation dans les pieds, et ça peut conduire à des amputations.

...Le tabac en France c'est 73000 morts. C'est la première cause de la mortalité prématurée. C'est 30% des cancers globalement. Le tabac, ce n'est pas accessoire, c'est vraiment un énorme problème de santé publique.

... Un fumeur sur deux mourra des conséquences du tabagisme.

...Ça va permettre aux parents de comprendre que le tabac, c'est dangereux pour leurs enfants (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Emission diffusée le 26/09 /2014 à 17h30).

Так, в начале передачи Мартина Пере, врач, телеведущая и автор книги «Запретить табак. Немедленно!», приводит устрашающие

факты, доказывающие вред табака для здоровья человека: малокровие, вызванное табаком и способное привести к ампутации конечностей; преждевременная смерть из-за раковых заболеваний (73 тыс. смертей во Франции) и др. Затем, опираясь на данные примеры, врач делает следующий вывод: необходимо внушить родителям, что табак крайне опасен для здоровья детей. Иначе говоря, если при рассуждении методом дедукции аргументация строится от общего к частному, то при индуктивном рассуждении - от частного к общему.

При рассуждении по аналогии одни факты сопоставляются с другими, более конкретными и понятными. Подобное рассуждение часто опирается на образы и сравнения, приближая, таким образом новую действительность (4):

(4) Martine Perez, médecin et journaliste, auteur de «Interdire le tabac. L'urgence!»: Le paquet neutre, qu'est-ce que ça peut changer ? Pourquoi les Australiens l'ont fait ? Je vous signale qu'en Australie 13% des jeunes fument contre 30% en France. Ça veut dire qu'on peut faire quelque chose.

Axel de Tarlé, journaliste: Pourquoi est-ce qu'en France il y a un jeune de 17 ans sur trois qui fume ?

Martine Perez: Voilà. Parce qu'on n'a pas mené assez de campagnes contre le tabac, on n'a pas pris de mesures radicales comme l'a fait Australie qui a décidé que dans 15 ans, le tabac sera interdit. Alors, il y a eu toute une série de mesures progressives qui ont été mises en place en Australie. La France, en se dotant de ce plan, commence effectivement à se donner les outils pour que, dans quelques années, on arrive au même niveau du tabagisme qu'en Australie (Télévision française France 5 / C à dire ?! /Emission diffusée le 26/09 /2014 à 17h30).

В примере (4) аргументацию, основанную на рассуждении по аналогии, можно выявить по следующим признакам: во-первых, М. Пере сравнивает положение дел во Франции и в Австралии, приводя статистические данные о курильщиках среди молодежи (30 % во Франции против всего лишь 13 % в Австралии). Во-вторых, одни факты здесь сопоставляются с другими, а именно, что Франция вслед за Австралией решила принять ряд мер, направленных на уменьшение численности курильщиков в стране, вплоть до полного запрета курения для французских граждан. Одной из таких мер является создание австралийцами «нейтральной упаковки» сигарет как менее привлекательной для курильщиков. В-третьих, рассуждение медика-журналиста опирается на мысль о том, что если правительству Австралии удалось

снизить количество табакозависимых, то и во Франции (по аналогии) можно достигнуть тех же результатов.

В рассуждении методом уступки журналист-аналитик сначала частично соглашается с мнением, противоречащим его точке зрения, но в итоге возвращается к своей позиции как единственно верной (5):

(5) Axel de Tarlé, journaliste: Est-ce que vous diriez que parfois le système chômage veut dire que... je ne veux pas dire qu'on refuse de travailler, mais qu'on s'installe dans son chômage. À la place d'un cadre qui vient d'être licencié... c'est un gros boum sous la tête. Il sait que devant lui, il a deux ans pour reprendre un travail. Il va se dire, le cadre, et je le comprends, je pourrais agir de la même façon,- je vais d'abord souffler, je vais prendre six mois, je vais faire un break et après, je vais rechercher un emploi. Est-ce que ça, ça n'existe pas, ça?

Vincent Destival, directeur général de l'UNÉDIC : Je crois que quelqu'un qui a longtemps travaillé pour son entreprise, qui perd son emploi, c'est forcement un dramatisme extrêmement profond. Il y a une période de deuil qui est naturelle, ça prend du temps pour reconstruire un projet, pour se réinvestir dans un nouveau projet. Les allocations d'assurance chômage, elles sont aussi faites pour ça. Écoutez, qu'est-ce qui se passe en France ? Le fait est que les demandeurs d'emploi, ils veulent travailler. J'ai juste deux indications pour vous le montrer. Premièrement, parmi les personnes qui touchent une allocation d'assurance chômage, chaque mois il y en a une sur deux qui travaille. Si les gens étaient dans le comportement que vous décrivez, en attendant la fin de leurs droits - c'est pas ce qu'on constate - en moyenne, quelqu'un qui touche ces allocations d'assurance chomage, il va les toucher pendant en moyenne 60% de la durée maximale. Voilà, majoritairement, les demandeurs d'emploi cherchent du travail (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Indemnisation chomage: qu'est-ce qui change? / Emission diffusée le 30/09 /2014 à 17h30).

В примере (5) можно констатировать, что, отвечая на вопрос Акселя де Тарле не засиживаются ли дома слишком долго оставшиеся без работы люди (поскольку очевидно, что потеря работы - это большой стресс и тяжелое испытание для каждого человека и требуется немало времени, чтобы решить, как действовать дальше), В. Де-стиваль вначале частично соглашается с точкой зрения журналиста (последний и сам в подобной ситуации сделал бы паузу и жил бы на пособие по безработице). Однако далее генеральный директор Национального союза содействия занятости в промышленности и торговле

возвращается к своей позиции, отличающейся от точки зрения журналиста, иллюстрируя свои рассуждения примерами. Так, В. Дестиваль считает, что безработные хотят работать и при первой же возможности поступают на новую работу. Об этом свидетельствует тот факт, что по статистике половина получающих пособие по безработице начинает работать, поскольку выплат, составляющих 60 % от заработной платы на предыдущем месте работы, не всегда хватает. Таким образом, В. Дестиваль утверждает, что дома безработные не засиживаются и в большинстве своем выходят на работу достаточно быстро.

В случае рассуждения от обратного противоречащая позиции комментатора точка зрения представляется как ошибочная, что предполагает истинность противоположного утверждения (6):

(6) Martine Perez: Pourquoi les jeunes fument ? Parce que le tabac véhicule une image de virilité pour les jeunes garçons, de féminité pour les filles. C'est passé par la promotion, par le cinéma. On voit des héros en train de fumer. Regardez n'importe quel film. Regardez le film «Intouchables» : le héros positif, le formidable Philippe, il fume tout le temps. Et les filles les plus belles du monde fument tous le temps. Ça continue. C'est vrai que c'est interdit. En tout cas, les héros positifs véhiculent une image de tabac.

Axel de Tarlé, journaliste: Vous venez de dire que le tabac, c'est cool, et c'est ça le drame.

Martine Perez: Le tabac, c'est un esclavage. 80% des jeunes qui fument, ils veulent arrêter de fumer, mais ils n'y arrivent pas (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Emission diffusée le 26/09 /2014 à 17h30).

В примере (6) М. Пере анализирует точку зрения, которая противоречит ее мнению о пагубном влиянии табака на здоровье человека (об этом свидетельствует написанная ею книга и приведенные выше утверждения в примере (3)). Отвечая на вопрос журналиста, почему значительное количество молодых людей во Франции курит, врач-журналист подчеркивает, что сегодня реклама, а в еще большей степени кино, пропагандирует образ курильщика как притягательный: для мужчин сигарета является воплощением мужественности, для женщин - женственности и красоты. Это доказывает и тот факт, что главные - положительные - герои известных фильмов часто появляются в кадре с сигаретой (в качестве примера можно назвать знаменитого Филиппа из фильма «Неприкасаемые»). Таким образом,

курение в молодежной среде воспринимается как нечто «крутое» и престижное. Молодежь охотно подражает любимым героям, приобретая все большую зависимость от сигарет. В этом и состоит драма современного общества. Иными словами, рассуждая от обратного, автор книги «Запретить табак. Немедленно!» оспаривает мнение о том, что курение способствует созданию образа «продвинутой молодежи», называя его рабством. Об этом свидетельствует и статистика, согласно которой 80 % молодых людей хотели бы бросить курить, но им это не удается.

При рассуждении методом исключения, чтобы найти решение той или иной проблемы, журналист-аналитик рассматривает разные возможности, выбрав в итоге одну из них как единственно правильную в данной ситуации (7):

(7) Martine Perez: C'est très dur d'empêcher les vieux fumeurs d'arrêter de fumer. Il y a des moyens, on peut les aider - il n'y a pas de fatalité, certains d'entre eux arrêtent, mais c'est beaucoup plus dur. Le vrai sujet: il faut arrêter que les jeunes s'initient au tabac, c'est ça le sujet, c'est ce qui est le plus important. Alors, le prix, c'est très très dissuasif en particulier pour les jeunes (Télévision française France 5 / C à dire ?! / Emission diffusée le 26/09 /2014 à 17h30).

Как следует из примера (7), помогая пристрастившимся к табаку бросить курить, врачи стоят перед сложным выбором: работать с категорией граждан, которых можно определить как «заядлые курильщики», или же все силы направить на то, чтобы не начинала курить молодежь. В итоге, аргументируя свою позицию тем, что с давними курильщиками бороться крайне сложно (поскольку табакокурение - тяжелейшая зависимость и не у всех, несмотря на помощь врачей, хватает сил избавиться от нее), более целесообразно направить основные усилия на то, чтобы у молодых людей вообще не возникало желания пристраститься к сигарете. Таким образом, из двух возможных путей решения проблемы только один представляется как единственно верный.

Итак, анализ примеров показал, что логика высказывания, на которую опирается аналитик в своих рассуждениях, является основой аргументации как важной медиадискурсивной стратегией, к которой он прибегает для передачи телезрителям той или иной информации и формирования у них определенного убеждения относительно полученной информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. В. И. Максимова. - М. : Гарданики, 2001. - 413 с.

2. Тарасова А. Н. Типы французской речи и межкультурное общение: Кн.1. Сообщение, объяснение, аргументация : учебник. - М. : Студент, 2013. -455 с.

3. Толмачева М. В. Телевизионный медиатекст как объект лингвистического анализа // Проблемы дискурса в романском языкознании. - М. : ИПК МГЛУ «РЕМА», 2012. - С. 210-221. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 10 (643). Сер. Языкознание).

4. Charaudeau Р. Le contrat de communication de l'information médiatique // Le français dans le monde. - Numéro spécial, juillet 1994. - Р. 8-19.

5. Télévision française France 5 [Электронный ресурс]. - URL : http://www. france5.fr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.