Научная статья на тему 'Ареопагитика 2. 0. Выступление против интернет-цензуры'

Ареопагитика 2. 0. Выступление против интернет-цензуры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1258
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНЗУРА / WEB 2.0 / ИНТЕРНЕТ / ДЖОН МИЛЬТОН / СВОБОДА СЛОВА / J. MILTON / CENSORSHIP / INTERNET / FREEDOM OF SPEECH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фокин Александр Александрович

Рассматривается проблема цензуры в Интернете, которая может иметь политические, экономические или моральные причины. Показаны трудности, возникающие при подобном контроле. Современное состояние цензуры сравнивается с рассуждениями Дж. Мильтона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Areopagitica 2.0. Address against Internet Censorship

This article deals with the issue of censorship on the Internet that can have political, economic or moral reasons. It reveals the challenges that kind of control entails, and the modern state is compared against the J. Milton’s thoughts.

Текст научной работы на тему «Ареопагитика 2. 0. Выступление против интернет-цензуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 219-222.

АРЕОПАГИТИКА 2.0. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРЫ

Рассматривается проблема цензуры в Интернете, которая может иметь политические, экономические или моральные причины. Показаны трудности, возникающие при подобном контроле. Современное состояние цензуры сравнивается с рассуждениями Дж. Мильтона.

Ключевые слова: цензура, web 2.0, Интернет, Джон Мильтон, свобода слова.

В 1644 г. Джон Мильтон без согласия цензоров публикует свое сочинение «Ареопагитика: Речь о свободе печати от цензуры, обращенная к парламенту Англии» [3]. В нем он выступает с критикой цензурного закона, принятого в Англии годом ранее. Этот трактат оказал большое влияние на становление свободы печати на Британских островах, хотя этот процесс был небыстрым, а сам Джон Мильтон успел побывать в роли цензора, пока в результате «славной революции» цензура не была упразднена окончательно.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда принцип свободного распространения информации оказывается поставлен под сомнение. Прежде всего, это касается информации в сети. Введение интернет-цензуры базируется на различного рода аргументах, которые будут рассмотрены в данной статье и подвергнуты критическому анализу с целью доказать их ошибочность. Это будет сделано и через применение аргументов Джона Мильтона к современному положению дел.

Особенностью современной ситуации становится проблема контроля за распространением информации. Если во времена Мильтона это было связано с подпольными и нелегальными типографиями, где в обход властей можно было напечатать памфлеты и сочинения, то сейчас это прежде всего относится к регулированию Интернета. Если традиционные СМИ контролируются привычными способами в силу их линейной природы, то всемирная сеть, особенно ресурсы, использующие принцип Web 2.0, напоминают ризому и по своей природе менее подвержены регулированию.

Идею «ризомы» предложили Ж. Делез и Ф. Гваттари, которые противопоставляли структуру ризомы, как формы номадологического проекта, традиционным линейным моделям, характерным для европейской культуры после развития книгопечатания. Вместо системы-корня они говорят о системе-корневище, потенциально бесконечной, поскольку любая

точка ризомы может быть связана с любой другой. При этом между точками отсутствует иерархия, нет и точек с привилегированным статусом. Делез и Гваттари обозначают этот признак как «связь и гетерогенность». Еще один принцип получил название «незначащего разрыва». Его суть заключается в том, что любое повреждение ризомы не повлияет на нее, ибо она продолжит рост в любом направлении. Принцип «множественности» означает, что в ризоме важны линии, соединяющие точки между собой, а не сами точки как таковые. Последними принципами являются «картография» и «декалькомания»: они определяют ри-зому как механизм со множеством входов, которые не являются простым копированием уже существующего [1].

В данном случае интерес вызывает прежде всего антииерахичность блогов, социальных сетей и прочих сервисов. Поскольку нет ядра, то невозможно охватить всю совокупность пользователей при сохранении видимости свободы информации. КНР и КНДР фактически создают собственные, подконтрольные правительству сети, зачастую отрезанные от всемирной паутины. Поэтому приходится искать иные механизмы влияния на ризомную структуру Интернета. Так, применительно к российской ситуации, в этом контексте интерес вызывает скандал, связанный с публикацией «Новой газетой» материалов, в которых доказывается связь администрации крупнейшей в России социальной сети «Вконтакте» и администрации Президента. Вместо закрытия оппозиционных групп, которые в этом случае просто сменили бы платформу, предлагается политика их стравливания и дискредитации, в том числе и через отсеивание информации.

Еще одной формой установления выгодных для власти правил игры в информационном поле является апелляция к вопросам безопасности, в том числе и медиа.

Первый способ установить выгодный власти режим в сети связан с заявлением об обе-

спечении национальной безопасности. После 11 сентября 2001 г. в США принимается так называемый «Акт патриотов», в нем вводится понятие «кибертерроризм», то есть хакерские атаки, направленные на нанесение ущерба, и расширяются полномочия спецслужб в плане отслеживания действий людей в сети. Для этого ФБР использует специально созданные программные средства для сбора данных о посещенных страницах, переписке и общении в Интернете. Также акт возлагает на провайдеров обязанность сообщать по запросу информацию о клиенте. По словам советника ФБР Эндрю Вайссмана, приоритетом ведомства в 2013 г. будет мониторинг интернет-сервисов [8].

В российской практике для обоснования необходимости контроля за информацией вместо терроризма используют понятие экстремизма. В 2013 г. В. В. Путин поручил ФСБ создать систему, которая позволила бы отслеживать кибератаки и предотвращать киберпреступления. А 14 февраля 2013 г. на расширенной коллегии ФСБ Президент РФ призвал «блокировать попытки радикалов использовать для своей пропаганды возможности информационных технологий, ресурсы интернета и социальных сетей» [5]. Помимо этих заявлений, в России уже прошло несколько судебных процессов, поводом к которым стали материалы, размещенные пользователями во всемирной паутине.

При этом ряд экспертов отмечают, что понятия «национальная безопасность» и «экстремизм» слишком размыты и могут трактоваться очень свободно, что приведет к использованию данных систем не для защиты населения, а для новой формы контроля со стороны государства. Так, периодически возникают предложения о необходимости привязать пользователя сети к документам, например, паспорту, чтобы легко можно было его идентифицировать. Все это напоминает «Большого брата» из романа Дж. Оруэлла.

Второй способ связан с вопросом защиты интеллектуальной собственности, когда правообладатели стараются перекрыть каналы распространения различного контента в сети. Наибольшую известность получили две законодательные инициативы: SOPA (Stop Online Piracy Act) и PIPA (PROTECT IP Act). Планировалось, что эти акты расширят полномочия в борьбе с пиратством (по обращению правообладателя все участники Интернета должны прекратить взаимодействие с пиратским ресурсом), позволят блокировать определенные

ресурсы, уличенные в продаже контрафактной продукции. Оба законопроекта встретили мощное общественное сопротивление, крупнейшие Интернет-ресурсы посчитали это покушением на первую поправку к конституции США и введением цензуры и устроили акты протеста. В результате доработка и принятие обоих актов были отложены на неопределенный срок. Но даже в этом случае и в США, и в РФ существует множество организаций и частных лиц, лоббирующих контроль за распространением информации и охране авторских прав. Так, периодическому преследованию подвергается сеть «Вконтакте», различные торренты и онлайн-библиотеки. Часто вместо традиционного копирайта предлагаются более мягкие варианты, вроде «заплати, сколько можешь». Йост Смирс и Марике ван Схендел считают, что закон об авторском праве несовместим с принципами демократического общества. Эта «крайняя форма цензуры» не защищает авторов произведений, а служит в первую очередь гигантским корпорациям, которые с легкостью решают, что мы должны увидеть, услышать или прочесть [6].

Третий способ можно обозначить как этический, и именно он в большей степени связан с проблемой медиабезопасности. Как в России, так и за рубежом говорят о вреде, который может быть нанесен детям неконтролируемым общением в сети. В качестве основных пугал выступают порнография, насилие и педофилы. Сам термин «медиабезопасность» в обиход был введен относительно недавно благодаря деятельности властных институтов [7. C. 137]. В США действует ряд законов, направленных на защиту детей от вредного контента, которые могут быть рассмотрены как проявление цензуры: The Children’s Internet Protection Act (CIPA); The Child Online Protection Act (COPA); The Communications Decency Act of 1996 (CDA). Согласно этим законам, все учреждения, ресурсы и провайдеры должны иметь возможность ограничить доступ детей к информации, не соответствующей их возрасту. В РФ схожую функцию выполняют, во-первых, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно ему, необходимо указывать возрастной ценз и соблюдать его. При этом нет критериев, по которым можно отнести ту или иную информацию к определенной категории. Во-вторых, Федеральный

закон № 139-Ф3 от 28 июля 2012 г., вносящий поправки в ряд других федеральных законов, самая важная из них - это создание реестра «запрещенных сайтов»: доступ к этим ресурсам должны блокировать провайдеры. Основными критериями для попадания в «черный список» являются наличие порнографии, прежде всего детской; пропаганда употребления наркотиков; пропаганда суицида. Инициатором данных законопроектов выступила «Лига безопасного интернета», соединяющая в себе интересы крупных корпораций и православных активистов. Используя лозунги заботы о моральном здоровье молодого поколения, они пытаются выработать и законодательно оформить систему контроля за действиями пользователей. С критикой их действий выступили не только крупнейшие ресурсы Рунета, которые увидели в этом возможность создания российского аналога «Золотого щита» [4], но и Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека [2].

В такой трактовке, то есть как система мер ограничений, медиабезопасность, по сути, является препятствием для развития информационного общества. В данном случае в конфликт вступают две тенденции, которые, вслед за К. Леви-Строссом, можно обозначить как «горячее» и «холодное». «Горячие» культуры основываются на изменении и развитии, а «холодные» на воспроизводстве уже существующих моделей. По-другому это можно обозначить как «презентизм», когда современное состояние общества воспринимается как конечный пункт развития. Примерами такого подхода являются концепции Гегеля и Ф. Фукуямы. Медиабезопасность в данном случае выступает как консервативно-охранительная тенденция, которая призвана предотвратить изменения нынешних представлений о морали, считая их наиболее подходящими для людей. Историческим примером, когда медиабезопасность оказывает негативный эффект, служит суд над Сократом, обвиненным в богохульстве и развращении молодежи. Слепая защита подрастающего поколения может иметь эффект куда более негативный, чем подготовленное знакомство с различной информацией.

Вот что говорит по этому поводу Джон Мильтон: «Таким образом, если познание и зрелище порока в этом мире столь необходимо для человеческой добродетели, а раскрытие заблуждений - для утверждения истины, то ка-

ким другим способом можно вернее и безопаснее проникнуть в область греха и лжи, как не при помощи чтения всякого рода трактатов и выслушивания всевозможных доводов? В этом и состоит польза чтения разнообразных книг» [3. С. 18]. То есть человека не надо ограждать от «порока», необходимо показывать его и учиться воспринимать и противостоять ему, не лишая тем самым выбора.

Далее Мильтон пишет: «Ученые люди первые почерпают из книг и распространяют порок и заблуждения, то каким образом можно полагаться на самих цензоров, если только не приписывать им, или если они сами не присваивают себе качеств непогрешимости и не-совратимости, сравнительно с другими людьми в государстве?» [3. С. 20]. Действительно, сторонники медиабезопасности фактически монополизировали право говорить от лица всего общества и навязывать ему свое понимание правил игры. В данном случае происходит манипуляция общественным мнением и давление на эмоциональном уровне.

И еще Мильтон отмечает: «Что же касается детей и людей с детским разумом, не обладающих искусством определять и пользоваться этими полезными минералами, то им можно советовать не трогать их; но насильно удержать их от этого нельзя никакими цензурными запрещениями, сколько бы их ни изобретала лжесвятейшая инквизиция» [3. С. 22]. На протяжении веков человечество борется с проявлением разного рода «пороков», но особого прогресса в этой области не достигло, ибо часто люди сознательно идут на нарушение табу и находят способы обойти правила. Ограничивая распространение информации, люди вступают в противоречие с логикой развития коммуникации, ибо, как было указано выше, в условиях отсутствия единого центра контроль может быть только тотальным.

В заключение приведу еще одну цитату из «Ареопагитики»: «Изгоните все предметы наслаждения, заприте юношей при строжайшей дисциплине в какой-нибудь монастырь, вы все же не сделаете чистым того, кто не пришел таким: столь велики должны быть осторожность и мудрость, необходимые для правильного решения этого вопроса. Но предположим, что мы изгоним таким способом грех; тогда мы изгоним в той же мере и добродетель, ибо предмет у них один и тот же: с уничтожением последнего уничтожатся и они оба» [3. С. 22].

Список литературы

1. Делез, Ж. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари. Екатеринбург, 2010. 895 с.

2. Заявление членов Совета в отношении законопроекта № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”» [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://www.president-sovet.ru/council_decision/ council_statement/zayavleшe_cЫenov_soveta_v_ otnoshenii_zakonoproekta_89417_6.php

3. Мильтон, Д. Ареопагитика. Речь к английскому парламенту о свободе печати // История печати : антология : в 2 т. Т. 1. М., 2000. 360 с.

4. Нецензурное лобби [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://lenta.ru/articles/2012/07/10/ stopcensorship/

5. Путин требует блокировать пропа-

ганду радикалов в Интернете [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/defense_

safety/20130214/922893177.html

6. Смирс, Й. Представьте, что копирайта нет. А также размышления о транснациональных корпорациях, контролирующих культурные активы / Й. Смирс, М. ван Схендел. М., 2012. 160 с.

7. Фатеева, И. А. Журналистика и массовые коммуникации в свете проблемы медиабезопасности личности // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 13 (267). С. 34-41.

8. FBI Pursuing Real-Time Gmail Spying Powers as “Top Priority” for 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.slate.com/blogs/ future_tense/2013/03/26/andrew_weissmann_fbi_ wants_real_time_gmail_dropbox_spying_power. html

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).

Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 222-225.

Е. М. Хакимова

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПЕЧАТНЫХ СМИ: ОРТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Изучено нарушение синтаксических норм, регламентирующих употребление однородных членов в современном русском языке. Анализируются девиации данного типа, выявленные в федеральной и региональной российской прессе, рассматриваются варианты исправления указанных синтаксических ошибок.

Ключевые слова: ортология, синтаксическая норма, синтаксическая ошибка, однородные члены предложения, массмедиа, профессиональная культура журналиста.

Однородность заключается в параллельном подчинении ряда членов предложения одному главному или в господстве ряда членов предложения над одним зависимым [1. С. 310]. Условиями однородности являются: а) связь с одной и той же словоформой; б) однотипность синтаксической функции; в) отсутствие отношений зависимости между компонентами однородного ряда. Средствами выражения однородности служат интонация и союзы. Данный способ осложнения формальной и семантической структуры простого предложения регламентируется синтаксическими нормами, которые в речевой практике могут нарушаться. Цель нашей работы состоит в изучении таких девиаций. Эмпириче-

скую базу исследования составили публикации в современной российской изданиях «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Вечерний Челябинск», «Челябинский рабочий», «Южноуральская панорама».

В ходе анализа нами выявлено множество отклонений от синтаксических норм, регламентирующих употребление однородных членов в современном русском языке. Рассмотрим некоторые типы девиаций.

1. Ненормативное использование союзов. Такие нарушения представлены двумя разновидностями:

а) ошибками в составе союзного средства, соединяющего однородные члены: *Особое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.