ВАК: 5.4.6
АРАМИЛЬСКАЯ СУКОННАЯ ФАБРИКА: ОПЫТ СОЗДАНИЯ НОВОГО КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА
ГРНТИ: 04.51.51, 04.51.54
АННОТАЦИЯ
В статье последовательно излагается фактология формирования нового культурного объекта малого города Арамиль (Свердловская область). Целью такого изложения является описание уникального опыта создания нового городского культурного пространства. Авторы обосновывают историческое и культурное значение суконной фабрики как важнейшего для города архитектурного, промышленного и символического объекта, игравшего ранее важную роль в решении социальных проблем горожан. Идея культурной ревитализации фабрики начиналась с активизации деятельности городского музея Арамили. В 2015 г. проект создания музея шинели одержал победу в конкурсе Министерства культуры Свердловской области на лучший музейный проект. В 2018 г. была сформулирована идея включения Арамильской суконной фабрики в культурное пространство города. В 2019 г. в сотрудничестве Думы Арамильского городского округа и городского музея была начата работа по культурной активации бывшей суконной фабрики. Технология этой деятельности основывалась, прежде всего, на объединении всех заинтересованных сторон и на широких коммуникационных практиках. Проведение в 2020 г. региональной акции «Ночь заводов» в рамках V Уральской индустриальной биеннале современного искусства, получение субсидии для открытия виртуального музея шинели на конкурсе Министерства культуры Свердловской области, получение гранта благотворительного фонда В. Потанина на осуществление проекта «НИТИхНИТИ» стали важными вехами в создании нового культурного объекта Арамили. Стейхолдерами этого процесса стали: Дума Арамильского городского округа, Министерство культуры и Министерство инвестиций Свердловской области, культурно-образовательные организации, творческие организации, бизнес-структуры, СМИ и активисты из Арамили, Екатеринбурга и других городов Урала. В статье выделены способы, инструменты и каналы культурной активации промышленной территории бывшей суконной фабрики и введения ее в современный культурный ландшафт Арамили.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Бритвина Ирина Борисовна
(д-р социол. наук, доцент) Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) @ [email protected]
Бритвин Алексей Михайлович
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19) @ [email protected]
Мезенова Светлана Петровна
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Культурный ландшафт, Арамиль, стейкхолдеры, суконная фабрика.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Бритвина И.Б., Бритвин А.М., Мезенова С.П. Арамильская суконная фабрика: опыт создания нового культурного ландшафта города //Управление культурой. 2022. № 4. С. 42-48.
Культурный ландшафт любого города периодически обновляется за счет возникновения новых культурных мест, в создании которых принимают участие многие стейкхолдеры: от муниципальных и региональных властей до градообразующих предприятий, частных инвесторов и городских активистов. Так, например, в Свердловской области широко известна деятельность холдинга «Уральская горно-металлургическая компания» по окультуриванию пространства городов Верхняя Пыш-ма и Екатеринбург. Активно занимается подобной деятельностью в
г. Первоуральске градообразующее предприятие «Первоуральский новотрубный завод».
Исследователи рассматривают культурный ландшафт города как сложную многоуровневую систему, которая объединяет визуальность культурных объектов, их символическое значение, социальную и природную их встроенность [1, с. 3-4]. Практики создания новых объектов городского культурного ландшафта являются уникальными в силу сочетания в каждом случае множества объективных и субъективных факторов. Примеры новых социокуль-
турных пространств территорий неоднократно описаны как зарубежными, так и отечественными исследователями [2; 3; 4; 5]. Несмотря на уникальность, фиксация каждого примера имеет смысл, т. к. деятельность в этом направлении содержит огромный опыт преодоления разного рода барьеров и типич-ныхошибок. Рассмотрим опыт Арамили - спутника столицы Урала.
Несмотря на то, что Арамиль получила статус города в 1966 г., начало русскому поселению на месте слияния рекАрамилки и Исети было положено в 1675 г., когда Ара-
мильский острогстал форпостом российского продвижения на Восток. В дальнейшем выходцы из разросшейся Арамильской слободы способствовали появлению семи заводов, ставших уральскими промышленными городами (в т. ч. и Екатеринбург). Реки Исеть и Арамилка, храм Святой Троицы и торговая площадь, Горка с поклонным крестом, исторические здания начала XIX в, принадлежащие крупнымуральским купцам, здание Арамильской суконной фабрики, памятник шинели, «Парк сказов», парк «Арамильская слобода» и этнографический центр «Казачий острог» - это далеко не все природные и историко-культурные объекты, составляющие культурный ландшафт Арамили.
Важнейшее значение в историко-культурном ландшафте Арамили занимает здание суконно-ткацкой фабрики. Промышленное производство тканых ситцевых платков и шерстяного сукна было основано в Арамили тагильским купцом М. К. Ушко-вым в середине XIX в. К началу ХХ в. владельцами суконной фабрики становятся братья Злоказовы. В 1900 г. Злоказовы возвели на левом берегу Исети кирпичные корпуса,сохранившиеся до сих пор и представляющие собой образец дореволюционной промышленной архитектуры. Фабрика Злоказовых являлась одной из крупнейших в России. В советское время фабрика продолжала деятельность как государственное предприятие. В годы Великой Отечественной войны фабрика выпускала шинельное сукно и шерстяные одеяла. Имеются данные, что в шинель, сшитую из арамильского сукна, был одет каждый четвертый солдат Красной армии. Наивысший подъем фабрики пришелся на 19601980-е годы, когда на производстве было занято околотрехтысяч работников и велось строительство жилых и социальных объектов. В конце ХХ в. произошла приватизация предприятия. В 2005 г. открытое акционерное общество «Арамильский текстиль»было объявлено банкротом.
В 2015 г. проект создания в Арамили музея шинели, подготовленный директором Арамильского музея Н. Н. Иртугановой, стал победителем в конкурсе Министерства
культуры Свердловской области на лучший музейный проект, что можно считать предпосылкой инициативы включения здания фабрики в актуальные культурные практики. Для «созревания» идеи и дальнейшего качественного скачка понадобилось несколько лет. В 2018 г. (май и ноябрь) по инициативе председателя Думы Арамильского городского округа С. П. Мезеновой были проведены два круглых стола поте-матике брендингатерритории и поиска ресурсов для продвижения Ара-мили. В ходе работы круглых столов была выдвинута идея включения Арамильской суконной фабрики в культурное пространство города. В этом же году С. П. Мезенова поступает в УрФУ на магистерскую программу «Геобрендинг» (ныне и реклама в маркетинге территории, научный руководитель И. Б. Бритвина), которую ей порекомендовала А. В. Климина (инициатор многих успешных проектов в Арамили), ранее окончившая ее заочно. Обучение в магистратуре позволило С. П. Мезеновой оформить многие идеи научно.
В 2019 г. председатель Думы Арамильского городского округа и директор музея города Арамили возглавили работу по культурной активации промышленной территории бывшей суконной фабрики. Сформировалась небольшая инициативная группа, которая нашла возможность попасть на фабрику (до 2019 г. она была в конкурсном управлении Россельхозбанка). Кроме того, активной деятельности в заявленном направлении способствовало наличие немалого числа единомышленников, поддержавших идею создания музея шинели. В сентябре 2019 г. у фабрики появился собственник -индивидуальный предприниматель Д. В. Вишнев, с которым была организована встреча. Д. В. Вишнев идею культурной активации фабрики поддержал. Отметим, что в 2020 году в Свердловской области стартовали два подобных проекта: «Арт-Рези-денция» в п. Черноисточинск [6; 7] и «Лето на заводе» в г. Сысерть [8; 9].
Дальнейшим шагом была подача в октябре 2019 г. заявки на участие в образовательной сессии «Лаборатория индустриальности» V Уральской индустриальной биен-
нале современного искусства. Проект ревитализации Арамильской суконной фабрики (автор С. П. Мезенова) вошел в число финалистов. В декабре 2019 г. между администрацией Арамильского городского округа и собственником фабрики было заключено инвестиционное соглашение по ревитализации фабрики до конца 2023 г. Началась культурная активация площадки: экскурсии, круглые столы, встречи с ветеранами, были организованы опросы населения на предмет«нуж-но ли сохранять фабрику и в каком виде?». В сентябре 2020 г. в рамках V биеннале на фабрике прошла первая региональная акция «Ночь заводов». Параллельно не прекращалась работа по представлению проекта на различных региональных коммуникационных площадках. В марте 2020 г. музей города Арамили выиграл субсидию на конкурсе Министерства культуры Свердловской области, благодаря которой был открыт виртуальный музей шинели [10]. В июне 2021 г. Арамильский музей стал единственным победителем среди музейных учреждений Свердловской области в грантовом конкурсе «Музей без границ» благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Новые вызовы».
С сентября 2021 г. в ткацком цехе фабрики городской музей при поддержке благотворительного фонда Потанина реализует грантовый проект«НитихНити»: музейный проект на суконной фабрике» [11], который призван открыть территорию фабрики для горожан,туристов, экспертных и творческих сообществ.
Проект отчасти строится на принципах авторов ландшафтного парка Эмшер (ФРГ), где разработчикам удалось запустить процессы, повлиявшие на изменение отношения к деградирующему промышленному району, где им удалось не уничтожить следы прошлого, а превратить слабые стороны в сильные [12]. «Город участия» приходит на смену «городу частей», и ведущую роль здесь будут играть культурные практики горожан.
Территория фабрики видится команде проекта как «дух места», который включает в себя все пласты истории Арамили, и выступает
как модель городского развития «от индустриальной структуры к индустриальной культуре». Реальное и виртуальное пространство бывшего ткацкого цеха целенаправленно делится на две части: историческая основа и современное свободное место для творения и созерцания. В ходе осмысления метафизики ткачества - «производства сукна как переплетения нитей, структурирования хаоса в ровное полотно» -раскрывается, помимо истории фабрики и создания нарративов моды, тканей и ткачества, символический смысл проекта. Здесь нить - это базовый элемент локальной и региональной идентичности, с помощью которого задействуется вся система историко-культурного потенциала Арамили в целом и появляется возможность капитализации таких, как правило, невостребованных символических ресурсов, как возраст города («старше Екатеринбурга»), а также исторически и географически обусловленная роль «первого» города уральской горнозаводской цивилизации. Нить - как метафора спиралей истории, переплетения времен: прошлого, настоящего и будущего; нить - как метафора переплетения человеческих судеб; нить-как навигатор в пространстве истории и пространстве современного города (путеводная нить).
Говоря о стейкхолдерах преобразования фабрики, следует упомянуть о том, что проект ревитализа-ции был инициирован председателем Думы и впоследствии поддержан главой Арамильского городского округа В. Ю. Никитенко, который подписал инвестиционное соглашение с собственником фабрики. Также стейкхолдерами проекта можно считать Министерство культуры Свердловской области, поддерживающее идею музеефикации фабрики, и Министерство инвестиций Свердловской области, продвигающее фабрику как креативный кластер. Работа
Рис. 2. Создание инсталляции «Нити жизней», выполненной в сочетании техник стринг-и диджитал-арта и приуроченной к открытию арт-цеха
Рис. 1. Логотип проекта
по включению суконной фабрики в культурный ландшафт города была бы невозможна без привлечения большого числа активистов как Ара-мили, так и Екатеринбурга. Среди них были представлены культурно-образовательные организации, творческие организации, бизнес-структуры, СМИ и отдельные люди, обладающие опытом и желанием участвовать в этом процессе. Так, в первую очередь нужно отметить вклад в этот процесс студентов и преподавателей Екатеринбургской академии современного искусства (ЕАСИ) и профессора Уральского федерального университета Т. Ю. Быстровой, которая с 2022 г. является научным куратором проекта и занимается разработкой концепции музейной экспозиции и художественного дизайна пространства цеха. Под руководством Т. Ю. Быстровой на фабрике были проведены три воркшопа с участием горожан и специалистов в сфере дизайна, музейного дела и информационныхтехнологий. Оформлением арт-пространства команда проекта занималась совместно с ЕАСИ. Новое культурное пространство фабрики «Арт-цех» было открыто большой программой 25 июня 2022 г., событие посетили около 300 человек. Создание такого арт-простран-ства - важное для Арамили событие. В рамках проекта была сформулирована новая миссия Арамильского музея: стать культурным медиато-
ром в переосмыслении городской среды. Натерритории фабрики формируется центр культурных изменений города в виде второй площадки музея, которая включает в себя две составляющие: музейная экспозиция, сосредоточенная на истории места и судеб людей, истории ткачества и производства; вторая - арт-цех- пространство для реализации временных культурных и социальных проектов. Благодаря проекту «Нити-Нити»территория суконной фабрики актуализируется в ходе различных культурных практик (арт-инсталляций, фестивалей, экскурсий, воркшопов и т. п.), а будущее музейное пространство логично впишется в концепт креативного кластера как его культурное ядро.
Целевые аудитории проекта имеют следующие характеристики:
1) молодежь от 14 до 30 лет, жители Арамили, Екатеринбурга, соседних поселений, интересующиеся историей, искусством; по роду занятий: студенты или молодые специалисты творческих профессий; если семейные, то оба супруга - люди творческие, со средним уровнем дохода;
2) путешественники (группы и индивидуально) из разных городов России, интересующиеся индустриальным наследием и историей родного края, со средним и выше уровнем дохода;
3) представители креативной индустрии и творческих профессий (ди-
зайнеры, рекламщики, модельеры, художники, архитекторы, перформе-ры, ивент-менеджеры, ремесленники) от 30 лет, проживающие в крупных городах, ищущие площадки для реализации или продвижения своих проектов.
Именно на эти целевые аудитории направлены мероприятия проекта «Нити-нити». Так, в лаборатории современного искусства Л. Ка-линиченко «Комфортная память» приняли участие художники, представляющие 7 территорий; в текстильном фестивале ремесленников «Солнце в нитях» участвовало более 100 ремесленников. В перфор-мансе «Нити», в мастер-классах и экскурсияхучаствовали сотни ара-мильцев. На фабрике в качестве туристов, участников ивентов, экспертов побывали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Саратова, Томска, Коломны, Иркутска, Смоленска, Рязани, Ярославля, Челябинска, 15 городов Свердловской области, Бурятии, Казахстана, Швеции. В течение года фабрику посетило более 5500 чел.
К настоящему времени проведены исследовательские работы по истории индустриальной текстильной промышленности Урала XVIII -XXI вв.; разработаны концепт, сценарий и дизайн музейной экспозиции, дизайн-проект арт-простран-ства; разработана PR-концепция продвижения проекта и план PR-актив-ности; организована школа экскурсоводов и ведется создание аудио-гида; разработаны макеты сувениров проекта; издана книга «Очерки по истории Арамильской суконной фабрики» (36 печатных экземпляров и 16 медиаформатов направлены в российские библиотеки). Проведены следующие события на территории фабрики: лаборатория современного искусства художницы Людмилы Калиниченко «Комфортная память»,«Фабричные каникулы», День текстильщика (вечер встречи ветеранов фабрики), проекты «Живая память» и «Память в руках», защита студенческих проектов УрФУ, торжественное открытие арт-цеха со спектаклем-перформансом, показом авторских коллекций одежды и фолк-шоу. В рамках партнерских отношений (безвозмездно) проведены имиджевые для площадки про-
екта события: «Ночь музеев»: «^0-текстиль» совместно с ЕАСИ, текстильный фестиваль ремесленников «Солнце в нитях» (НКО «Выгодный контракт»), выставка гобеленов в рамках III Уральской триеннале декоративного искусства (УрГАХУ); проведены акции по сбору пластиковых бутылок, экопоходы с командой «Чисто Урал», субботники, экскурсии по территории фабрики и города. В рамках программы «Формирование комфортной городской среды» было проведено рейтинговое голосование по благоустройству территории у памятника шинели.
В течение сентября-июля 2022 г. на фабрике было проведено 23 публичных мероприятия. Самым масштабным стал текстильный фестиваль ремесленников «Солнце в нитях», который был реализован совместно с командой проекта «Ремесленный кластер 50+». Фестиваль проходил 2-3 июля 2022 г. и собрал более 120 ремесленников, занимающихся текстилем, и более 3 тыс. посетителей. Фестивальтакже посетили эксперты из Санкт-Петербурга, Рязани, Москвы, Екатеринбурга. В рамках III Уральской триеннале декоративного искусства кафедра художественного текстиля УрГАХУ представила на площадке фабрики более 100 гобеленов молодых художников. Выставку посетили именитые художники из 40 городов России.
Ряд ивентов можно отнести к числу незапланированных, возникших в ходе выстраивания партнерских отношений: проектЛ. Калиниченко «Память в руках»; фотосессия «Женщина труда» для участниц городского конкурса «Миссис Арамиль 2022»; экопоход «Чисто Арамиль! Чисто Урал!»; День текстильщика; творческая смена «Фабричные каникулы» от преподавателей и студентов ЕАСИ (фотокросс, натюрморт из текстиля, создание кубической инсталляции); проект «Живые истории». Идея выставки гобеленов также возникла при проведении экскурсии организаторов триеннале на фабрику.
Проект «Живые истории», осуществляемый с целью сбора воспоминаний ветеранов фабрики, призван решить две взаимосвязанные задачи: сохранение промышленно-
Рис. 3. Афиша «Ночи музеев»
го объекта с помощью цифровой реконструкции визуального образа комплекса суконной фабрики по ее состоянию на начало 2000-х гг. (включая восстановление утрачен-ныхархитектурныхи производственных деталей здания и демонстрацию производственного процесса) и расширение спектра технологий вовлечения различных целевых аудиторий в практики музеефикации индустриального наследия. В итоге планируется создать библиотеку оцифрованных архитектурных и предметных форм, посредством которых будут позиционироваться музейное пространство и креативный кластер Арамили, а также аудио- и видеоархив «живых» свидетельств, для использования в музейной деятельности и аудиогиде.
Для представления результатов проекта внешним аудиториям используются различные форматы, в том числе публичные мероприятия и их прямые трансляции в социальных сетях: в Instagram и Facebook1 (до марта 2022 г.) и «ВКонтакте».
1 Социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории РФ. Компания-вла-делелец Meta признана экстремистской организацией,ее деятельность запрещена в РФ.
Пресс-релизы и пост-релизы публикуются в дружественных сообществах в соцсетях и на ресурсах партнеров проекта. Также издаются про-мо-материалы с QR-кодами музея и проекта. События освещают партнеры - газета «Арамильские вести» и информационный портал «Наш Урал». Проект продвигается на сайте и в ак-каунтах музея («ВКонтакте», «Одно-
ФАБРИЧНЫЕ КАНИКУЛЫ
НА СУКОННОИ ФАБРИКЕ
1 музеев Ф И(Ж] £
рпб^т ы
с г| и гггх, J.CM.2:
ЮПИ1Ь у СОГруДНИНШ
Открытие СОСТОИТСЯ 21.05.2022
в рамках «Ночи музеев - 2022» С 18:00 до 20:00
Фестиваль
ео
а рта
на суконной фабрике
На фестивале предоставлены рабош студентов Екатеринбургской £ЗкОа©мйи современного искусства
г Арамиль. ул. Ленина, 40
Рис. 4. Афиши «фабричных» ивентов
классники»), в специально созданной группе проекта «ВКонтакте». Всего на сегодняшний день число подписчиков более 3тыс.; число просмотров в соцсетях более 150 тыс. Ведутся группы в WhatsApp, Telegram. Информационную поддержку осуществляют партнеры: ЕАСИ и общественное городское пространство «Домна», а также сообщества в «ВКонтакте»: «Культура Урала», «Арамиль подслушано», «Арамиль-Арамиль», «Арамиль-инфо». Плановый показатель по медиаохвату (500 тыс. просмотров) установлен высокий, но, с учетом телевизионных репортажей («4 канал» («Новости»), «Россия 1 - Урал» («Доброе утро»), «Вести. Урал»), вероятность достижения данного показателя за период реализации проекта высока.
Особо отметим проектную деятельность студентов вузов Екатеринбурга. Так, студенты и преподаватели ЕАСИ получили возможность дополнительного выставочного пространства (фотовыставка-обращение «Обрыв», фестиваль видео-ар-та, выставка «Незаметные герои: 1941-1945 гг.»,люминесцентные инсталляции «Эмоции») и применения навыков оформления арт-про-странства (тематические инсталляции - фотозоны). Два института Уральского федерального университета заключили партнерские соглашения на проектную деятельность: Гуманитарный институт (кафедра прикладной этики) и Институт экономики и управления (кафедра интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга). Студенты в течение семестра анализировали реализуемый проект на предмет узнаваемости, популярности, этического восприятия и т. п. Уральский государственный архитектурно-художественный университет сотрудничает с проектом «Нити-нити» в двух направлениях: студенты кафедры дизайна среды Архитектурного института работают над созданием дизайн-проекта пространства и территории фабрики, включая набережную и бывший парк,а студенты Института изобразительного искусства получили дополнительные выставочные площади. Такое сотрудничество обоюдно
полезно: вузы реализовали творческие проекты,а проект«Нити-нити» получил дополнительные инструменты продвижения, увеличение потока туристов, событийную повестку по профилю «текстиль» и обоснование идей по преобразованию территории фабрики в креативное пространство.
Президент Союза дизайнеров Свердловской области Сергей Шамшурин рассматривает возможность создания на одном из этажей фабрики постоянной экспозиции дизайна. Обсуждаются предложения индивидуальных предпринимателей о создании промышленного ковор-кинга по пошиву одежды, школы гобеленов, фотостудии-лофт и др.
Если анализировать трудности пути, пройденного командой проекта ревитализации суконной фабрики, то, кроме классического отсутствия денежных средств, в первую очередь следует отметить сложность механизмов государственно-частного партнерства.
Вот какой материал при использовании метода «незаконченного предложения» дали нам главные медиаторы и стейкхолдеры проекта ревитализации Арамильской суконной фабрики:
1. «Самым большим лично моим ожиданием от проекта ревитализации фабрики было...»: «...и стало то, что фабрика может стать интересной и востребованной площадкой для других проектов, которые в свою очередь будут привлекать и горожан и туристов» (С. П. Ме-зенова); «...создание музея на фабрике: в 2019 году это были разговоры и мечты, а ныне это становится реальностью; сейчас я понимаю, что это должен быть не только типовой музей, а целый комплекс событий, активностей, бизнес и т. д.» (Н. Н. Иртуганова).
2. «Я не ожидала, что будет так трудно в отношении.»: «...выстраивания взаимодействия смест-ной властью, которая хоть и поддержала проект музея финансово, до сих пор не верит в успех данной площадки как креативного кластера; странно, что при имеющемся дефиците свободных площадей, земельных ресурсов, низкой узнаваемости территории среди субъектов
Рис. 5. Инсталляция, посвященная символам проекта - нити и шинели - стала самостоятельным арт-объектом
внутреннего туризма, а главное -отсутствия кадров, местная администрация (при наличии заключенного инвестиционного соглашения с собственником фабрики) все-таки не включила территорию фабрики в Стратегию социально-экономического развития Арамильско-го городского округа до 2030 года и не поддерживает проект реви-тализации имеющимся административным ресурсом» (С. П. Мезенова); «...собственника фабрики к проекту: самое трудное в реализации проекта то, что фабрика находится в частной собственности - собственник неоднократно выкладывал рекламу о продаже фабрики, не предупреждая нас» (Н. Н. Иртуганова).
3. «Лично я жду, что проект ревитализации фабрики...»:«... поможет малому городу показать себя как продвинутая территория; это важно для населения, а главное - для молодежи города, которая стремится или уехать совсем, или работать в ближайшем мегаполисе; культурная активация фабрики показывает, что молодежи интересен такой формат, здесь есть перспектива развития нового производства и реализации культурных молодежных инициатив» (С. П. Мезенова); «...поможет нам сохранить уникальный архитектурный объект индустриального наследия Урала» (Н. Н. Иртуганова).
Авторами проекта были использованы следующие способы культурной активации промышленной территории бывшей суконной фабрики и введения ее в современный культурный ландшафт Арамили:
• активизация стейкхолдеров, заинтересованных в данном виде деятельности;
• участие в конкурсах и грантах;
• привлечение волонтеров;
• привлечение к сотрудничеству культурных и образовательныхучре-ждений Арамили, Екатеринбурга и Свердловской области;
• сотрудничество сучеными Екатеринбурга;
• диалог с собственником фабрики;
• широкое использование разнообразных инструментов продвижения проектов;
• сочетание главными стейкхол-дерами своего официального статуса и непосредственной деятельности по осуществлению ревитали-зации фабрики;
• введение мероприятий проектов в плановую деятельность куль-
турных и образовательныхучрежде-ний Арамили;
• сотрудничество с представителями бизнеса, ведущими подобные культурные проекты в Арамили и в других городах Свердловской обл.;
• обмен опытом со стейкхолде-рами подобных проектов.
Таким образом, Арамильская суконная фабрика становится новой культурной матрицей города, местом формирования символического капитала территории, транслятором актуализированной идентичности с целью донесения до целевой аудитории Арамили, Екатеринбурга и других городов не только уникального исторического нарратива, но и фактической готовности Арамили к новому витку развития на основе фундаментальных ценностей, открытости города к сотрудничеству.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
[1] Ежова Н. А. Культуроформирующие основы визуального городского ландшафта: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Н. А. Ежова; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2005. -19 с.
[2] Kotler Ph. [и др.]. Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe. - London: Financial Times Prentice Hall, 1999.
[3] Визгалов Д. В. Брендинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. -160 с.
[4] Денис Визгалов: пусть города живут. - М.: Сектор, 2015. - 272 с.
[5] Дубейковский В. А. Делай какУрюпинск: практикум по развитию провинциального города. - Урюпинск: Сити Брендинг, 2017. - 64 с.
[6] Арт-Резиденция [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/ artresidence2020
[7] Арт-Резиденция: [Сайт]. - URL: https://art.sofp.ru/#rec212043627
[8] На заводе: креативный кластер [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/letonazavode
[9] Лето за заводе: [Сайт]. - URL: https://летоназаводе.рф/
[10] Музей шинели [Электронный ресурс]. - URL: https://fabric-museum.ru/
[11] НИТИхНИТИ: музейный проект на суконной фабрике [Электронный ресурс]. - URL: https://vk.com/nitiniti.aramil
[12] Быстрова Т. Ю. Парк Эмшер: принципы и приемы реабилитации промышленных технологий /Т. Ю. Быстрова //Академический вестникУралНИИпроект РААСН. - 2014. - № 2. - С. 9-14.
ARAMIL CLOTH FACTORY: EXPERIENCE OF CREATING A NEW CULTURAL LANDSCAPE OF THE CITY
AUTHOR'S INFORMATION
Irina B. Britvina
(Adv. Dr. in Soc. Sc., Assoc. Prof.) Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russia) @ [email protected]
Aleksey M. Britvin
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin (19, Mira St., Ekaterinburg, 620002, Russia) @ [email protected]
Svetlana P. Mezenova
KEYWORDS
Cultural landscape, Aramil, stakeholders, cloth factory.
FOR CITATION
Britvina I.B., Britvin A.M., Mezenova S.P. (2022). Aramil cloth factory: experience of creating a new culturallandscape of the city. Managing culture. No. 4. Pp. 42-48.
ABSTRACT
The article consistently presents the factology of the formation of a new cultural object in the small town of Aramil (Sverdlovsk region). The purpose of this presentation is to describe the unique experience of creating a new urban cultural space. The authors substantiate the historical and cultural significance of the cloth factory as the most important architectural, industrial and symbolic object for the city, which previously played an important role in solving the social problems of the townspeople. The idea of cultural revitalization of the factory began with the activation of the city museum of Aramil. In 2015, the project to create an overcoat museum won the competition of the Ministry of Culture of the Sverdlovsk Region for the best museum projectIn 2018, the idea was formulated to include the Aramil cloth factory in the cultural space of the city. In 2019, in cooperation with the Duma of the Aramil urban district and the city museum, work began on the cultural activation of the former cloth factory. The technology of this activity was based, first of all, on the unification of all interested parties and on broad communication practices. Holding in 2020 the regional action "Night of Factories" as part of the 5th Ural Industrial Biennale of Contemporary Art, receiving a subsidy for opening a virtual museum of the overcoat at the competition of the Ministry of Culture of the Sverdlovsk Region, receiving a grant from the V. Potanin Charitable Foundation for the implementation of the THREADSxTHREADS project became important milestones in the creation of a new Aramil cultural site. The stakeholders of this process were: the Duma of the Aramil city district, the Ministry of Culture and the Ministry of Investments of the Sverdlovsk region, cultural and educational organizations, creative organizations, business structures, the media and activists from Aramil, Yekaterinburg and other cities of the Urals. The article highlights the ways, tools and channels of cultural activation of the industrial area of the former cloth factory and its introduction into the modern culturallandscape of Aramil.
REFERENCES:
[1] Yezhova, N. A. (2005). Cultural-forming Foundations of the Visual Urban Landscape: Abstract of the Dissertation of the Candidate of Philosophical Sciences. Tambov: Tambov State University named after G. R. Derzhavin. 19 p. (In Russian.)
[2] Kotler, Ph. et al. (1998). Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe. London: Financial Times Prentice Hall, 1999.
[3] Vizgalov, D. V. (2011). Branding of the City. Moscow: Institute of Economics of the city. 160 p. (In Russian.)
[4] Denis Vizgalov: Let the Cities Live (2015). Moscow: Sector. 272 p. (In Russian.)
[5] Dubeykovsky, V. A. (2017). Do as Uryupinsk: A Workshop on the Development of a Provincial City. Uryupinsk: City Branding. 64 p. (In Russian.)
[6] Art Residence [E-resource]. URL: https://vk.com/artresidence2020 (In Russian.)
[7] Art Residence: [Website]. URL: https://art.sofp.ru/#rec212043627 (In Russian.)
[8] At the Factory: Creative Cluster [E-resource]. URL: https://vk. com/letonazavode (In Russian.)
[9] Summer at the Factory: [Website]. URL: https://neT0Ha3aB0Ae.p$/ (In Russian.)
[10] The Overcoat Museum: [Website]. URL: https://fabric-museum.ru/ (In Russian.)
[11] NITlx NITI [Threads x Threads]: A Museum Project at a Cloth Factory [E-resource]. URL: https://vk.com/nitiniti.aramil (In Russian).
[12] Bystrova, T. Y. (2014). Emsher Park: Principles and Techniques of Rehabilitation of Industrial Technologies. Academic Bulletin of UralNIIproekt RAASN. No. 2. Pp. 9-14. (In Russian.)