Научная статья на тему 'АРАБОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОРИКИ IX ВЕКА АЛ-БАЛАДЗУРИ И АЛ-ЙАКУБИ О ВИЗАНТИЙСКОЙ АРМИИ АРМЕНИАК: К ВОПРОСУ О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИИ В ЕЕ АРМЯНСКИХ И ЗАПАДНО-КАВКАЗСКИХ ВЛАДЕНИЯХ В VII ВЕКЕ'

АРАБОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОРИКИ IX ВЕКА АЛ-БАЛАДЗУРИ И АЛ-ЙАКУБИ О ВИЗАНТИЙСКОЙ АРМИИ АРМЕНИАК: К ВОПРОСУ О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИИ В ЕЕ АРМЯНСКИХ И ЗАПАДНО-КАВКАЗСКИХ ВЛАДЕНИЯХ В VII ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ВИЗАНТИЯ / АРМИЯ АРМЕНИАК / КНЯЖЕСТВО АРМЕНИЯ / ЛАЗИКА / РЕГУЛЯРНЫЕ ГАРНИЗОНЫ / АРАБЫ / АБХАЗЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мехамадиев Е. А.

Грекоязычные источники, повествующие о военно-политической истории Византии в VII в., и прежде всего «Хронография» Феофана Исповедника, как правило, содержат мало сведений о взаимоотношениях империи и государств, располагавшихся на территории Южного Кавказа и в землях Армянского нагорья. На основании сведений арабоязычных историков ал-Баладзури и ал-Йакуби, живших в IX в., а также сведений нескольких малоизвестных греческих текстов - письма Анастасия Апокрисиария и трудов Феодора Спудея - автор данной статьи пытается выяснить, какую роль во взаимоотношениях Византии и государств Южного и Западного Кавказа, а также Армянского нагорья играла византийская армия Армениак. Автор приходит к выводу, что сама эта армия, располагавшаяся в таких провинциях, как Каппадокия, Эленопонт, Пафлагония, была создана в середине 650-х гг. и состояла преимущественно из дружин армянских нахараров (глав знатных и влиятельных армянских семей). Время от времени, в зависимости от развития геополитической ситуации в регионе, центральная администрация империи размещала регулярные подразделения армии Армениак в Лазике, т.е. на территории Западной Грузии. Более того, автор приходит к выводу, что один из армянских нахараров, Нарсес Камсаракан, возглавлявший род Арцруни, к 688 г. занимал должность стратига армии Армениак; именно эта армия в 686-688 гг. отвоевала земли Армянского княжества у арабов. В результате этого византийский император Юстиниан II назначил Нарсеса Камсаракана на должность великого князя Армении и разместил в данном княжестве регулярные войска армии Армениак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

9TH CENTURY ARABIC-SPEAKING HISTORIANS AL-BALADHURI AND AL-YA‘QUBI ABOUT THE BYZANTINE ARMY OF ARMENIAKOI: ON THE BYZANTIUM’S MILITARY POLICY WITHIN ITS ARMENIAN AND WEST CAUCASUS POSSESSIONS DURING THE 7TH CENTURY

Greek sources, which tell us about a military-political history of Byzantium in the 7th century, mainly the famous “Chronographia” of Theophanes the Confessor, usually contain little evidence on relations between the Empire and local countries of South Caucasus and Armenian highland. But, having based on the Arabic-speaking historians al-Baladhuri and al-Ya‘qubi, who lived both in the 9th century, and also on the evidence of some little-studied Greek texts, i.e. a letter of Anastasius Apocrisiarius and the works of Theodoros Spoudaios, the author tries to discover a role of the Byzantine army of Armeniakoi within these interrelations. The army, which was located in the provinces of Cappadocia, Paphlagonia and Hellenopontus, was established in the mid-650s. It was predominantly composed of the former bodyguards of powerful Armenian nakharars (chiefs of local Armenian noble families). Time after time, depending on geopolitical situation in the region, a central power of Byzantium moved and located the regular units of the army in Lazika, i.e. within modern West Georgia. Moreover, the author traces that one of the noble Armenian nakharars named Nerseh Kamsarakan, who headed a powerful family of Artsruni, occupied the official office of the strategos of the Armeniakoi by 688. The army commanded by Nerseh Kamsarakan reconquered the princedom of Armenia from the Arabs in 686-688; therefore, as a result, the Byzantine Emperor Justinian II appointed Nerseh Kamsarakan as the Great Prince of Armenian princedom and located regular troops of the army of Armeniakoi on these lands.

Текст научной работы на тему «АРАБОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОРИКИ IX ВЕКА АЛ-БАЛАДЗУРИ И АЛ-ЙАКУБИ О ВИЗАНТИЙСКОЙ АРМИИ АРМЕНИАК: К ВОПРОСУ О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИИ В ЕЕ АРМЯНСКИХ И ЗАПАДНО-КАВКАЗСКИХ ВЛАДЕНИЯХ В VII ВЕКЕ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2021 История Выпуск 2 (53)

УДК 930

DOI 10.17072/2219-3111-2021-2-118-127

Ссылка для цитирования: Мехамадиев Е. А. Арабоязычные историки IX века ал-Баладзури и ал-Йакуби о византийской армии Армениак: к вопросу о военной политике Византии в ее армянских и западно-кавказских владениях в VII веке // Вестник Пермского университета. История. 2021. № 2(53). С. 118-127.

Link for citation: Mekhamadiev Е. А. 9th Century Arabic-Speaking Historians al-Baladhuri and al-Ya'qubi about the Byzantine Army of Armeniakoi: on the Byzantium's Military Policy within Its Armenian and West Caucasus Possessions during the 7th Century // Perm University Herald. History (Vestnik Permskogo universiteta. Istoriya). 2021. № 2(53). P. 118-127.

АРАБОЯЗЫЧНЫЕ ИСТОРИКИ IX ВЕКА АЛ-БАЛАДЗУРИ И АЛ-ЙАКУБИ О ВИЗАНТИЙСКОЙ АРМИИ АРМЕНИАК: К ВОПРОСУ О ВОЕННОЙ ПОЛИТИКЕ ВИЗАНТИИ В ЕЕ АРМЯНСКИХ И ЗАПАДНО-КАВКАЗСКИХ ВЛАДЕНИЯХ

В VII ВЕКЕ1

Е. А. Мехамадиев

Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

e.mehamadiev@spbu.ru

ORCID: 0000-0003-1823-4588

ResearcherID: H-2316-2015

Scopus Author ID: 57194392537

Грекоязычные источники, повествующие о военно-политической истории Византии в VII в., и прежде всего «Хронография» Феофана Исповедника, как правило, содержат мало сведений о взаимоотношениях империи и государств, располагавшихся на территории Южного Кавказа и в землях Армянского нагорья. На основании сведений арабоязычных историков ал-Баладзури и ал-Йакуби, живших в IX в., а также сведений нескольких малоизвестных греческих текстов - письма Анастасия Апокрисиария и трудов Феодора Спудея - автор данной статьи пытается выяснить, какую роль во взаимоотношениях Византии и государств Южного и Западного Кавказа, а также Армянского нагорья играла византийская армия Армениак. Автор приходит к выводу, что сама эта армия, располагавшаяся в таких провинциях, как Каппадокия, Эленопонт, Пафлагония, была создана в середине 650-х гг. и состояла преимущественно из дружин армянских нахараров (глав знатных и влиятельных армянских семей). Время от времени, в зависимости от развития геополитической ситуации в регионе, центральная администрация империи размещала регулярные подразделения армии Армениак в Лазике, т.е. на территории Западной Грузии. Более того, автор приходит к выводу, что один из армянских нахараров, Нарсес Камсаракан, возглавлявший род Арцруни, к 688 г. занимал должность стратига армии Армениак; именно эта армия в 686-688 гг. отвоевала земли Армянского княжества у арабов. В результате этого византийский император Юстиниан II назначил Нарсеса Камсаракана на должность великого князя Армении и разместил в данном княжестве регулярные войска армии Армениак.

Ключевые слова: арабская историография, Византия, армия Армениак, княжество Армения, Лазика, регулярные гарнизоны, арабы, абхазы.

Сведения арабоязычных историков ал-Баладзури и ал-Йакуби, живших в IX в., в сопоставлении со сведениями грекоязычных источников позволяют уточнить, как в течение VII в. Византия взаимодействовала с политическими элитами государств, располагавшихся в землях Южного Кавказа и Армянского нагорья, - княжеств Армения, Алуанк, Картли и Абхазия, а также царства Лазика. Нас интересует вопрос, как менялись взаимоотношения Византии и государств Южного Кавказа и Армянского нагорья в периоды до и после военных походов византийского императора Юстиниана II (правил в 685-695 и 705-711 гг.) против арабов и какую роль в этих процессах играла византийская армия Армениак.

© Мехамадиев Е. А., 2021

Согласно ал-Баладзури, в 654 г. арабский полководец Хабиб ибн Маслама вторгся в армянские владения Византии и вступил в сражение с византийским войском, которым командовал некий «патрикий Армениака», в числе его войск были союзные отряды из Алании (т.е. княжества Алуанк), Абхазии и Хазарского каганата («присоединились к нему в поддержку жители Алании, Абхазии и даже Семендера - столицы Хазарской») (Шагинян, 2018, с. 214). По мнению У. Э. Кэги и И. Прайзер-Каппелера [Kaegi, 1968, p. 275; Preiser-Kappeler, 2004, S. 358], армия Армениак во главе со стратигом, который обладал титулом патрикия, существовала уже к середине 650-х гг. Тем не менее первое официальное упоминание армии Армениак в документальном источнике датируется только 686 г. (письмо Юстиниана II римскому папе Иоанну V) (Acta Conciliorum..., 1992, p. 886). Возникает вопрос: кто командовал византийским войском в битве с Хабибом ибн Масламой и какую должность занимал этот человек?

Согласно Феофану Исповеднику, византийским войском командовал Мавриан, «стратиг Ромеев» (Maupiavóv, xóv x&v 'Pra^aírav oxpaxnyóv) (Theophanis Chronographia, 1883, p. 345, l. 12-13), а армянский историк Себеос называет Мавриана «полководцем греческого войска» (История епископа., 1939, с. 125). Тем не менее официальный грекоязычный источник - печать - упоминает персонажа по имени Мавриан в должности стратилата (Maupiávou // ExpaxnMáxou) - «стратилата Мавриана») (Mordtmann, 1873, p. 31-32, no. 6). Как проследили Р. Гийян и Ж. Дюрли, слово axpaxn^áxn^ было греческим эквивалентом (синонимом) латинского официального административного термина magister militum («начальник воинов») [Guilland, 1967, p. 385; Durliat, 1979, p. 313-314]. Следовательно, можно предположить, что Мавриан занимал должность не стратига армии Армениак, которой к 654 г. еще не существовало, а начальника воинов Армении. Другими словами, Мавриан командовал старой экспедиционной армией Армении, учрежденной еще императором Юстинианом I в 528 г.

Из сведений ал-Баладзури ясно, что патрикий (Мавриан) командовал и союзными отрядами - войсковыми группами из Абхазии, Алании (Алуанка) и Хазарии. На основании того, что Абхазия как регион входила в состав царства Лазика [Oxford Dictionary., 1991, p. 3, sub verbo (s. v.) Abchasia], а это царство, в свою очередь, находилось в вассальной зависимости от Византии [Oxford Dictionary., 1991, p. 1199, s. v. Lazika], вполне логично предположить, что абхазы поставляли в византийскую армию союзные войсковые контингенты вместе с лазами. В пользу этого вывода свидетельствует и Феофан Исповедник, который сообщает, что в 622/623 гг., во время первого похода императора Ираклия (правил в 610-641 гг.) против персов, в войске императора находились союзные отряды лазов, авасгов (абхазов) и иберов (грузин, местных жителей автономного княжества Картли) (oí x&v Aa^rav ка! x&v Apaay&v ка! x&v 'ip^p&v аиццахог -«союзники из Лазов, Авасгов и Иберов») (Theophanis Chronographia, 1883, p. 309, l. 14-15).

Судя по всему, как и в 622/623 гг., в 654 г. под командованием Мавриана тоже находились союзные этнические войсковые подразделения, сформированные не только из абхазов, но и из лазов. Очевидно, поражение византийских войск в битве с Хабибом ибн Масламой резко изменило расстановку сил и геополитическую ситуацию на Южном Кавказе, в западно-кавказских регионах и землях Армянского нагорья в пользу Арабского халифата. Как пишет ал-Йакуби, узнав о поражении византийских войск, «царек Лакзский» поспешил заключить мир с Хабибом ибн Масламой и признать власть халифа над своими землями (Шагинян, 2018, с. 321). На основании сведений армянского географа и математика Анании Ширакаци, жившего в VII в., можно предположить, что армянские и арабоязычные авторы имели в виду под лакзами лезгинов - знаменитый народ, и сегодня проживающий в Южном Дагестане, по течению реки Самур (Шагинян, 2018, с. 269-270, прим. 161; The Geography of Ananias., 1992, p. 118, note 81). Следовательно, эхо арабской победы отразилось даже на территориях, значительно удаленных от непосредственного театра военных действий. В таком случае не вызывает удивления, что государства, располагавшиеся вблизи владений арабов, тоже перешли в подданство к халифу.

Ал-Баладзури утверждает, что после завоевания ряда земель в Армении Хабиб ибн Мас-лама отправился с войском в Иберию, т.е. в княжество Картли, находившееся в бассейне реки Кура, и, узнав об этом, «патрикий Иберии» через своего посла обратился к Хабибу с просьбой о мире (Шагинян, 2018, с. 220). Очевидно, под этим патрикием следует понимать первенствующего князя (эрисмтавара) Картли Гуарама II, правившего с 649 по 664 гг. [Шагинян, 2014,

с. 90]. Вполне возможно, что до 654 г. Гуарам носил почетный византийский придворный титул патрикия, поскольку он был союзником Византии и признавал верховную власть императора, а в обмен на эту лояльность император (очевидно, Констант II, правивший с 641 по 668 гг.) наделил Гуарама титулом патрикия. Соответственно, в 654 г. Гуарам перешел в подданство к халифу, а затем его примеру последовал и правитель Лазики. К сожалению, у нас нет данных, как отреагировала на поражение византийских войск политическая элита княжества Абхазия.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что неудачная битва с Хабибом ибн Масламой привела к значительным преобразованиям внутри самой экспедиционной армии Армении. Се-беос сообщает, что осенью 652 г. [Шагинян, 2011, с. 115-116] Констант II прибыл в Карин (Фе-одосиополь) для борьбы с арабами, и к нему присоединились нахарары Четвертой Армении («ему вышли навстречу князья и войско так называемой Четвертой Армении») (История епископа..., 1939, с. 117), т.е. нахарары из центральных и западных регионов княжества Армения (Айрарат, Тайк, Туруберан, Высокая Армения) [Шагинян, 2011, с. 116]. Согласно ал-Йакуби, зимой 652/653 гг. [Шагинян, 2011, с. 117], когда Констант покинул земли Армении и передал командование войском Мавриану, этот командующий разместился в землях Четвертой Армении в качестве царя, т.е. наместника данного региона («назначив над так называемой "Арменией Четвертой" собственного царя, по имени Мавриан») (Шагинян, 2018, с. 309). Мы полагаем, что к 654 г. армия Мавриана в значительной мере пополнилась нахарарами из Четвертой Армении, точнее, дружинами этих нахараров, и они во многом составили наиболее боеспособную и элитную часть армии Мавриана. Именно дружины нахараров Четвертой Армении увеличили численность старой экспедиционной армии Армении, и в результате данная армия была преобразована в новую войсковую группировку под названием Армениак. Наиболее значимую роль в группировке Армениак играли именно отряды нахараров, они получили ранг регулярных подразделений.

Эти отряды обладали привилегированным статусом, который сохранили вплоть до рубежа VII-VIII вв. Подтверждением нашему выводу служат сведения анонимного агиографического источника, известного в науке под условным названием «Прославление Ферапонта». Дж. Хэлдон датировал этот текст рубежом VII-VIII вв. [Haldon, 2007, p. 272-274]. «Прославление Ферапонта» повествует о чудесах, которые творил дух святого Ферапонта - епископа Кипрского, казненного за приверженность христианской вере еще в начале IV в., при императоре Диоклетиане. Согласно одной из глав текста, «некий Стефан, воин из отряда армян» (Zi89avoç уар xiç атратштп? xoù ат1фоид xœv Âp^eviœv) (De incubation., 1900, p. 129 (§19, l. 12)) обратился к святому с молитвами об исцелении и в результате получил выздоровление, избавившись от болезней. На наш взгляд, под фразой «отряд армян» (о от!фод xœv Âp^eviœv) следует понимать обособленное этническое подразделение, навербованное из армян, точнее, из представителей армянской родовой знати (нахараров) и их личных дружин. Подобные войсковые отряды в силу своего знатного происхождения обладали элитным, привилегированным статусом и входили в состав армии Армениак в качестве отдельных этнических боевых единиц. Этнические армянские отряды, конечно же, несли регулярную и постоянную службу в армии Армениак, но их кадровый состав не распределялся по рядовым подразделениям, которые были сформированы из других народов империи, т.е. не из армян.

К началу 660-х гг. Византия восстановила свой контроль над государствами Южного Кавказа и Армянского нагорья: в 659 г. Армянское княжество вновь признало верховную власть византийского императора [Шагинян, 2014, с. 89; Шагинян, 2011, с. 131], то же самое сделал и первенствующий князь (эрисмтавар) Картли Гуарам II [Шагинян, 2014, с. 90]. В результате этого уже тогда новая армия Армениак, состоявшая в основном из дружин армянских нахараров, смогла показать себя в действии, при этом на территории западно-кавказских регионов.

Ученик знаменитого богослова Максима Исповедника, Анастасий Апокрисиарий, сосланный вместе со своим учителем в Лазику по решению императора Константа II в 662 г., а также Феодор Спудей, монах иерусалимского храма Воскресения Христова, автор краткой биографии римского папы Мартина I (занимал свою кафедру в 649-653 гг.), сообщают о наличии большого количества крепостей в Лазике (Схимарис, Скоторис, Буколус, Суания, Факурия Фуста), во главе которых стоял специальный наместник (ap%œv), обладавший титулом патрикия и магистра (naxpÎKiov ка! aùv ©еф ^ayioxpov - «(к) патрикию и с Божьей (помощью) магистру»)

(Maximus the Confessor., 2002, p. 144, §11); (лятргкюи ка! цаушхрои x^g am^g xrav Aa^rav

- «патрикия и магистра той же земли лазов») (Там же, p. 154, §5).

В каждой такой крепости размещались регулярные византийские гарнизоны. Например, крепость Схимарис возглавлял комит по имени Мистриан (кюцп? Mioxpiavog), который охранял (ßvy^surav) данную местность «вместе со своими воинами» (цеха xrav sauxou oxpaxiraxrav) (Там же, p. 162, §9). Поскольку комиты возглавляли банды - небольшие регулярные подразделения византийской армии численностью до 200 человек [Haldon, 2014, p. 149-151], - можно предположить, что в Лазике размещались отряды армии Армениак. Именно эта армия ближе всего располагалась к землям Лазики, поскольку ее войска находились в провинциях Каппадокия, Пафлагония, Эленопонт.

Анастасий Апокрисиарий написал свое письмо Феодосию, епископу города Гангры в Пафлагонии, между сентябрем 665 г. и октябрем 666 г., в котором он рассказал о своем пребывании в Лазике с 662 по 666 гг., в то время как Феодор Спудей составил биографию папы Мартина в конце 668 или в начале 669 гг. [Maximus the Confessor., 2002, p. 40; Devreesse, 1935, p. 65]. Соответственно, мы можем заключить, что гарнизоны, о которых говорят оба автора, в целом размещались в Лазике с 662 по 668/669 гг. Сведения Анастасия Апокрисиария и Феодора Спудея подсказывают, что в начале 660-х гг. Византия установила прямой военно-административный контроль над Лазикой, разместив там регулярные подразделения армии Армениак и назначив туда специального наместника, который командовал этими подразделениями. Более опосредованный контроль осуществлялся над землями княжества Картли. Анастасий Апокрисиарий упоминает «всеблагого патрикия и стратига Иберии» (л^еиф^цои лахргкюи ка! охрахпуои 'Ißspiag) (Maximus the Confessor., 2002, p. 144, §11). Мы можем понимать под этим персонажем князя Картли Гуарама II, который вновь получил от императора Константа II не только титул патрикия, но и титул (именно титул, а не реальную должность) стратига. У нас нет данных о реальном присутствии византийских войск на территории Картли, тем не менее применительно к соседнему региону - Абхазии - можно определенно говорить об отсутствии не только византийских войск, но и какого-либо контроля империи над этими землями к началу 660-х гг.

В нескольких главах своего письма, сохранившихся только в латинском переводе, Анастасий Апокрисиарий отмечает, что один из наместников Лазики, занимавший свой пост в 663/664 гг. [Prosographie., 2001, Bd. 5, no. 10774, S. 342], был смещен с этой должности «и стал изгнанником в земле авасгов, почитателей Христа» (et efficitur profugus in Christi amato-rum regione Abasgorum). В тексте Анастасия местный правитель данного региона назван «другом Христа, главой Авасгии» (Christi amicum Abasgiae principem) (Maximus the Confessor., 2002, p. 138, §6; р. 140, 142, §8). На наш взгляд, все эти сведения подсказывают, что, во-первых, византийская администрация не контролировала земли Абхазии, поскольку опальный наместник Лазики бежал именно в пределы Абхазии, а во-вторых, Абхазия не признавала власть и Арабского халифата, поскольку Анастасий Апокрисиарий называет абхазов, т.е. авасгов, почитателями Христа. Судя по всему, в этот период княжество Абхазия сохраняло полную независимость и проводило абсолютно самостоятельную внешнюю политику в пределах Западного Кавказа.

Ситуация, отраженная в трудах Анастасия Апокрисиария и Феодора Спудея, вновь кардинально изменилась после арабских походов в земли Армении, совершенных в 662 и 664/665 гг. В результате похода 662 г. княжество Армения вновь признало верховную власть халифа и стало выплачивать ему дань, то же самое сделал и Гуарам II. Эти события произошли в 662/663 гг. [Шагинян, 2014, с. 90-91]. В результате похода 664/665 гг., согласно ал-Йакуби, арабы разграбили многие собственно византийские земли в Малой Азии и дошли даже до крепости Колония («в 44-м году хиджры совершил поход 'Абд ар-Рахман ибн Халид ибн ал-Валид, достигнув в малоармянских землях города Колонии») (Шагинян, 2018, с. 324), которая располагалась в Каппа-докии, на территории современного турецкого города Шебинкарахисар (Шагинян, 2018, с. 132, прим. 120) [Hild, Restle, 1981, S. 207]. Иными словами, арабы нанесли удар по тем землям, где непосредственно располагалась армия Армениак, которая, соответственно, понесла существенный урон и значительно ослабла.

Однако, на наш взгляд, уже к концу 660-х - началу 670-х гг. центральная администрация империи восстановила силы армии Армениак. Важные сведения по данному вопросу содержит географический трактат армянского ученого VII в. Анании Ширакаци «Ашхарацуйц» («Описание мира»), написанный, по оценкам исследователей, либо между 591 и 636 гг. (позиция Р. Хьюсена), либо в начале 660-х гг. (позиция К. Цукермана) (The Geography of Ananias., 1992, p. 33-34) [Zuckerman, 2002b, p. 263, 265, 268]. В одной из глав этого трактата Анания Ширакаци упоминает Нарсеса Камсаракана, знатного армянского нахарара, который возглавлял влиятельный род Арцруни в Армении. Согласно сведениям Анании, патрикий Нарсес размещался в некоем городе Понтия на территории провинции Триполитания в Северной Африке (западное побережье современной Ливии), который служил его резиденцией (then [There is] Tripoli, that is, the three cities... Later, three other cities were built... and Pontia, which had, for their prince the wise Nerseh Kamsarakan, patrician of Sirak and Lord of the Arsarunids - «затем следует Триполи, т.е. три города. Позднее были построены три других города. и Понтия, где располагался мудрый князь Нарсес Камсаракан, патриций Ширака и глава Аршарунидов») (The Geography of Ananias., 1992, p. 50).

Как предположил К. Цукерман, Нарсес был дуксом (командующим пограничными войсками) Триполитании. Он занимал эту должность с 647 по 660 гг., а в 660 г. вернулся в Армению, в тот период вновь подчинявшуюся Византии [Zuckerman, 2002b, p. 174-175; Zuckerman, 2002a, p. 262-263]. Однако мы полагаем, что Нарсес Камсаракан, во-первых, покинул Северную Африку не в 660 г., а в 668 г., во-вторых, первоначально он прибыл не в Армянское княжество, а в земли Византии, т.е. разместился в провинциях Малой Азии. Подтверждением нашему выводу служат сведения двух источников: «Книги понтификов», т.е. сборника биографий римских пап, и анонимной сирийской хроники, известной в науке под условным названием Хроника 1234 г. Согласно «Книге понтификов», в 668 г., когда император Констант II, находившийся в тот период на Сицилии, был убит в результате дворцового переворота, на Сицилию прибыли различные войска, чтобы уничтожить Мецеция - мятежника, который как раз и убил Константа и сам провозгласил себя императором. Анонимный биограф сообщает, что, узнав о восстании Мецеция, «против него направилось войско Италии, располагавшееся в землях Истрии, другие войска, располагавшиеся в землях Кампании, а также те (войска), которые располагались в землях Сардинии (и) Африки» (perrexit exercitus Italiae per partes Histriae, alii per partes Campaniae, necnon et alii per partes Sardiniae Africae) (Le Liber Pontificalis ., 1886, p. 346).

Мы полагаем, что войска, прибывшие из Африки, как раз и представляли собой ту группировку, которая ранее, до 668 г., располагалась в Триполитании. По мнению У. Э. Кэги, под войсками Африки, о которых упоминает «Книга понтификов», следует понимать подразделения, ранее размещавшиеся в Карфагене и в других крупных гаванях североафриканского побережья [Kaegi, 2010, p. 148]. Мы не согласны с его позицией, поскольку Анания Ширакаци -наш единственный источник, сообщающий о военной организации византийской Северной Африки в середине VII в., - ничего не говорит о размещении каких-либо византийских войск в Карфагене или в пределах провинции Африка Проконсульская, административным центром которой был Карфаген, он утверждает только о Триполитании. Соответственно, возникает вопрос: как войсковая группировка, первоначально переместившаяся из Триполитании на Сицилию, впоследствии перебазировалась уже в Малую Азию?

Ответ на этот вопрос подсказывают сведения Хроники 1234 г. По словам хрониста, когда Константин, сын Константа II, т.е. новый император Константин IV, узнал о смерти своего отца, «он отплыл вместе с большим войском на Сицилию, захватил Мецеция, убил его вместе со всеми, кто принял участие в убийстве его отца, и вернулся в Константинополь» (descendit cum magno exercitu in Siciliam, apprehendit Mizizium et eum occidit, cum omnibus qui neci patris sui operam dederant, et Constantinopolim reversus est) (Anonimi auctoris., 1937, р. 224). М. Янковяк предположил, что Константин IV предпринял карательную экспедицию на Сицилию в период между 667/668 и 670/671 гг. [Jankowiak, 2013, p. 312]2. Соответственно, мы полагаем, что в конце 660-х или в начале 670-х гг., восстановив контроль империи над Сицилией, Константин IV переместил войска, располагавшиеся на острове, в Малую Азию, и среди них была та группировка, которой командовал Нарсес Камсаракан.

На наш взгляд, подразделения, находившиеся под командованием Нарсеса Камсаракана, не только вернулись вместе с ним в Малую Азию, но и затем вошли в состав армии Армениак, пополнили ее численность, а сам Нарсес занял одну из командных должностей во внутренней структуре этой армии. Скорее всего, впоследствии, через несколько лет после прибытия в Малую Азию, Нарсес получил должность стратига армии Армениак, и это могло произойти к середине 680-х гг. Дело в том, что в 686/687 и 687/688 гг. новый император Юстиниан II предпринял завоевательные походы в земли Армянского княжества [Шагинян, 2014, с. 101-102; Шагинян, 2011, с. 148-150], в результате которых Армения и Картли вернулись под покровительство (верховную власть) византийского императора, а во главе Армянского княжества был поставлен именно Нарсес Камсаракан.

По всей видимости, причина такого назначения заключалась как раз в том, что к 686-688 гг. Нарсес Камсаракан занимал должность стратига армии Армениак. Доказательством нам служит печать из коллекции Г. Закоса, она упоминает Нарсея, парикия и стратига: ©soxoks, ßo^Bsi Napofi латртф ка! охрах^уф («Богородица, помоги Нарсею, патрикию и стратигу») (Byzantine Lead Seals, 1972, p. 1219, no. 2210). Мы полагаем, что обладателем печати был именно Нарсес Камсаракан, поскольку ни один другой византийский чиновник с именем Нарсес, живший в VI-VII вв. и известный по источникам, не носил титул патрикия и не занимал одновременно должность стратига [Martindale, 1992, p. 933-935, s. v. Narses 10, p. 916, s. v. Narses 1].

Следовательно, в 687/688 гг. Юстиниан II не только назначил Нарсеса Камсаракана иш-ханом (великим князем) Армении, но и разместил в Армении регулярные войсковые подразделения армии Армениак, а часть подразделений этой армии вновь перевел в Лазику. Доказательством в пользу прямого византийского контроля над Лазикой в этот период служит печать из коллекции Г. Закоса, опубликованная в 2001 г. Она упоминает Сергия, «апоипата, патрикия и стратига Лазики» (Espyiou ало ùnàxœv латргкши ouvoxpaxnyoù Ла^к^д) (Cheynet, 2001, p. 78-80, no. 40 a-b), т.е. византийского наместника Лазики, который управлял этим регионом до 696/697 гг., когда он поднял мятеж и признал верховную власть халифа над данными землями [Prosographie..., 2001, Bd. 4, no. 6543, S. 97]. Обратим внимание: в начале 660-х гг. византийский наместник Лазики обладал титулами патрикия и магистра, в то время как во второй половине 680-х - первой половине 690-х гг. этот чиновник получил в добавление к титулу патрикия более высокий титул (а возможно, и реальную должность) стратига, поскольку в 686-688 гг. центральная администрация империи разместила в Лазике намного больше своих регулярных войсковых подразделений, чем ранее, в начале 660-х гг.

Новое размещение византийских войск в Лазике стало возможным благодаря тому, что теперь Византия осуществляла прямой военно-административный контроль над Армянским княжеством, т.е. в пределах Армении располагались войска армии Армениак, и часть этих войск переместилась в Лазику. Как результат, протоколы заседаний Трулльского (Пято-Шестого) вселенского собора христианской церкви, прошедшего в Константинополе в 691/692 гг., упоминают среди византийских провинций такие регионы, как Четвертую, Первую и Вторую Армении, а также так называемую Великую Армению [Ohme, 1990, S. 287]. Естественно, эти упоминания возникли в тексте благодаря присутствию византийских войск в землях Армянского княжества.

Вместе с тем, в 692/693 гг. византийские войска потерпели новое поражение от арабов при Севастии в землях бывшей Малой Армении, и значительная часть княжества Армения вновь вернулась под власть халифа. Этим воспользовался Сергий, который в 696/697 гг. поднял мятеж и признал власть халифа над Лазикой. Однако Византия все еще контролировала некоторые территории княжества Армения. Печати, датированные 695/695 и 713/715 гг., упоминают коммеркиариев Четвертой Армении, Колонии и Камахи, крепости в Высокой Армении, на левом берегу верхнего Евфрата (современный город Кемах в Турции) (Шагинян, 2018, с. 135-136, прим. 142): 1) [r]sœpyiou [ало] ù[nàxœv] (ка!) y[s]viKoù коццИрк(!)арюи [à]no9^Knç (xsxàpxnç) Ap^sv![aç] - «Георгия, апоипата и главного коммеркиария апотеки Четвертой Армении», 695/696 гг. (Seibt, Wassiliou, 2004, S. 159, no. 149); 2) [E]uvsxoù (ка!) NiK^xa [ало én]àpxœv [(ка!) y]sviK[œ]v Ko^sp[K]rnp!œv àno[9^]K^ç Ko^ov^Jç, Ка^х^М (ка!) S' Ар^!ад - «Синета и Никиты, апоэпархов и главных коммеркиариев апотеки Колонии, Камахи и Четвертой Армении», 713/715 гг. (Catalogue of Byzantine., 2001, p. 166, no. 74.4).

Как показали исследования В. Брандеса и Ф. Mонтинaро, коммеркиарии представляли собой чиновников налогового ведомства империи, которые в основном выполняли две функции: они собирали налоги и снабжали продовольствием военные гарнизоны [Brandes, 2002, S. 421, 425;Montinaro, 2013, p. 400-401, 415, 417-418]. Следовательно, наличие в пределах той или иной территории коммеркиариев подсказывает, что эта территория в определенный период времени (как правило, в тот период, которым датирована печать) находилась под контролем Византии и там размещались регулярные византийские войска. В таком случае мы можем признать, что в 695/696 и 713/715 гг. в Четвертой Армении, Колонии и Камахе размещались регулярные византийские войска, и, скорее всего, это вновь были войска армии Армениак.

Итак, весь рассмотренный выше материал подводит нас к выводу о том, что в течение всей второй половины VII в. византийская армия Армениак не только принимала прямое участие в контроле империи над ее армянскими и западно-кавказскими владениями, но и играла главную роль в этом процессе, по сути, была главным средством контроля. Сведения ал-Баладзури и ал-Йакуби позволяют предположить, что сама армия Армениак во многом возникла благодаря дружинам нахараров Четвертой Армении, которые вошли в состав более старой экспедиционной армии Армении в середине 650-х гг. Эти дружины получили статус элитных регулярных войсковых подразделений. Они позволили увеличить численность экспедиционной армии Армении и преобразовать ее в новую войсковую группировку. Впоследствии многие подразделения этой группировки периодически размещались и в Лазике, а многие знатные нахарары, такие как Нарсес Камсаракан, занимали в ее внутренней структуре ведущие командные должности. С учетом этого совершенно неудивительно, что в период правления императора Юстиниана II именно армия Армениак во главе с Нарсесом Камсараканом отвоевала Армянское княжество у арабов и временно установила прямой контроль Византии над данной территорией. К концу VII в. сила и эффективность армии Армениак были достаточно высоки, чтобы осуществлять столь сложные и крупномасштабные боевые операции.

Примечания

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00010 А «Ат-Табари, Myхaммaд б. Джарир (838-923) и другие основоположники арабо-мусульманской литературы (IX-X вв.) о странах и народах Кавказа, Армянского нагорья и смежных регионов Передней Азии».

2 В. Прижан полагает, что Констанций не принимал личного участия в данной экспедиции. Он отправил войска из Maлой Азии, которые уничтожили не Mецеция, а его сына Иоанна. Ко времени экспедиции сам Mецеций был уже мертв, его убили местные войска Сицилии. В. Прижан датирует военный поход против Иоанна 671/672 гг. [Prigent, 2010, p. 181, 183].

Список источников

История епископа Себеоса / пер. Ст. Maлхaсянцa. Ереван: Армян. филиал Акад. наук СССР, 1939. 184 с.

Шагинян А.К. Арабо-мусульманская историография IX в. о странах и народах Кавказа, Армянского нагорья и смежных областей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2018. 416 с.

Acta Conciliorum Oecumenicorum. Series Secunda. Vol. II. Concilium Universale Constantinopolita-num Tertium. Pars 2. Concilii Actiones XII-XVIII. Epistulae. Indices / Ed. by R. Riedinger. Berlin: De Gruyter, 1992. 447 p.

Anonymi auctoris Chronicon ad annum 1234 pertinens. Vol. I. Interpretatus est I.-B. Chabot. Lovanii: Durbecq, 1937 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scr. Syri. Versio. Series III. Tomus XIV). 294 p.

Byzantine Lead Seals. Vol. I, part 2 / Ed. by G. Zacos, A. Veglery. Basel: Verlag J.J. Augustin, 1972. 730 p.

Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. IV / Ed. by E. McGeer, J. Nesbitt. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2001. 233 p.

Cheynet J.-Cl. Sceaux de la collection Zacos (Bibliothèque nationale de France) se rapportant aux provinces orientales de l'Empire byzantine. Paris: Bibliothèque Nationale de France, 2001. 103 p. De incubatione capita quattuor / Ed. by L. Deubner. Lipsiae: Teubner, 1900. 138 p.

Le Liber Pontificalis. Texte, introduction et commentaire par Abbe L. Duchesne. Vol. I. Paris: Ernest Torin, 1886. 536 p.

Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile / Ed. and transl. by B. Neil, P. Allen. Oxford: Oxford University Press, 2002. 210 p.

Mordtmann A. Sur le sceaux et plombs byzantins. Constantinople: Phare du Bosphore, 1873. 63 p. Seibt W., Wassiliou A.-K. Die byzantinischen Bleisiegel in Österreich. Bd. II. Wien: Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2004. 404 S.

The Geography of Ananias of Sirak (Asxarhaccoycc). The Long and Short Recensions / Tr. by R.H. Hewsen. Wiesbaden: Reichert, 1992. 467 p.

Theophanis Chronographia / Ed. by C. De Boor. Vol. I. Lipsiae: Teubner, 1883. 503 p.

Библиографический список

Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб.: Алетейя, 2011. 512 с.

Шагинян А.К. Раннесредневековая география Армении и стран Южного Кавказа. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 480 с.

Brandes W. Finanzverwaltung in Krisenzeit. Untersuchungen zur byzantinischen Administration im 6.-9. Jahrhundert. Frankfurt a/Main: Löwenklau-Gesellschaft, 2002. 775 S.

Devreesse R. Le texte grec de l'Hypomnesticum de Théodore Spoudée // Analecta Bollandiana. 1935. Vol. 53. Fasc. 1/2. P. 49-80.

Durliat J. Magister militum - ЕТРАТНЛАТНЕ dans l'empire Byzantin (VIe-VIIe siècles) // Byzantinische Zeitschrift. 1979. Bd. 72. Hft. 2. P. 306-320.

GuillandR. Recherches sur les institutions byzantines. Berlin: Akademie Verlag, 1967. T. I. 387 p. Haldon J. A Critical Commentary on the Taktika of Leo VI. Washington D.C.: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 2014. 542 p.

Haldon J. "Tortured by my Conscience". The Laudatio Therapontis: A Neglected Source of the Later Seventh or Eight Centuries // From Rome to Constantinople. Studies in Honour of Av. Cameron / Ed. by H. Amirav, Bas Haar Romeny. Louvain: Peeters, 2007. P. 263-278.

Hild Fr., Restle M. Kappadokien (Kappadokia, Charsianon, Sebasteia und Lykandon). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1981 (Tabula imperii Byzantini, 2). 338 S. Jankowiak M. The First Arab Siege of Constantinople // Travaux et mémoires. 2013. Vol. 17. P. 237-320.

Kaegi W.E. Al-Balâdhuri and the Armeniak theme // Byzantion. 1968. Vol. 38. P. 273-277.

Kaegi W.E. jr. Muslim Expansion and Byzantine Collapse in North Africa. Cambridge: Cambridge

University Press, 2010. 345 p.

Martindale J.R. The Prosopography of the Late Roman Empire. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. Vol. IIIA-B. 760 p.

Montinaro F. Les premiers commerciaires Byzantins // Travaux et mémoires. 2013. Vol. 17. P. 351-538.

Ohme H. Das Concilium Quinisextum und seine Bischofsliste. Studien zum Konstantinopoler Konzil von 692. Berlin: De Gruyter, 1990. 423 S.

Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. by A. Kazhdan. Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. 1-3. 2232 p.

Preiser-Kappeler J. Magister militum per Armeniam (O xœv Ap^svrnKœv отрат^уод). Überlegungen zum armenischen Kommando im 6. und 7. Jahrhundert // Wiener Byzantinistik und Neogräzistik. Beiträge zum Symposion «Vierzig Jahre Institut für Byzantinistik und Neogräzistik der Universität Wien» / Hrsg. von W. Hörandner, J. Koder. Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 2004. S. 348-365.

Prigent V. La Sicile de Constant II: l'apport des sources sigillographiques // La Sicile de Byzance à l'Islam / Éd. par A. Nef et V. Prigent. Paris: De Boccard, 2010. P. 157-185.

Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit / Hrsg. von F. Winkelmann, R.-J. Lilie. Abt. 1 (641-867). Bd. 4 (№ 6266-8345). Berlin: De Gruyter, 2001. 687 S.

Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit / Hrsg. von F. Winkelmann, R.-J. Lilie. Abt. 1 (641-867). Bd. 5 (№ 8346-12149). Berlin: De Gruyter, 2001. 685 S.

Zuckerman C. Jerusalem as the Center of the Earth in Anania Sirakac'i's Asxarhac'oyc' // The Armenians in Jerusalem and the Holy Land. Leuven: Peeters, 2002a. P. 255-274.

Zuckerman C. La Haute Hiérarchie militaire en Afrique Byzantine // Antiquité Tardive. 2002b. Vol. 10. P. 169-175.

Дата поступления рукописи в редакцию 02.02.2020

9th CENTURY ARABIC-SPEAKING HISTORIANS AL-BALADHURI AND AL-YA'QUBI ABOUT THE BYZANTINE ARMY OF ARMENIAKOI: ON THE BYZANTIUM'S MILITARY POLICY WITHIN ITS ARMENIAN AND WEST CAUCASUS POSSESSIONS DURING THE 7th CENTURY

Е. А. Mekhamadiev

St. Petersburg State University, Universitetskaya emb., 7/9, 199034, St. Petersburg, Russia

e.mehamadiev@spbu.ru

ORCID: 0000-0003-1823-4588

ResearcherlD: H-2316-2015

Scopus Author ID: 57194392537

Greek sources, which tell us about a military-political history of Byzantium in the 7th century, mainly the famous "Chronographia" of Theophanes the Confessor, usually contain little evidence on relations between the Empire and local countries of South Caucasus and Armenian highland. But, having based on the Arabic-speaking historians alBaladhuri and al-Ya'qubi, who lived both in the 9th century, and also on the evidence of some little-studied Greek texts, i.e. a letter of Anastasius Apocrisiarius and the works of Theodoros Spoudaios, the author tries to discover a role of the Byzantine army of Armeniakoi within these interrelations. The army, which was located in the provinces of Cappadocia, Paphlagonia and Hellenopontus, was established in the mid-650s. It was predominantly composed of the former bodyguards of powerful Armenian nakharars (chiefs of local Armenian noble families). Time after time, depending on geopolitical situation in the region, a central power of Byzantium moved and located the regular units of the army in Lazika, i.e. within modern West Georgia. Moreover, the author traces that one of the noble Armenian nakharars named Nerseh Kamsarakan, who headed a powerful family of Artsruni, occupied the official office of the strategos of the Armeniakoi by 688. The army commanded by Nerseh Kamsarakan reconquered the princedom of Armenia from the Arabs in 686-688; therefore, as a result, the Byzantine Emperor Justinian II appointed Nerseh Kamsarakan as the Great Prince of Armenian princedom and located regular troops of the army of Armeniakoi on these lands.

Key words: Arabic historiography, Byzantium, the army of Armeniakoi, the princedom of Armenia, Lazika, regular garrisons, the Arabs, the Abchasians.

References

Brandes, W. (2002), Finanzverwaltung in Krisenzeit. Untersuchungen zur byzantinischen Administration im 6.-9. Jahrhundert, Lowenklau-Gesellschaft, Frankfurt a/Main, Germany, 775 p.

Chabot, I.-B. (Transl.) (1937), Anonymi auctoris Chronicon ad annum 1234 pertinens, Vol. I, Durbecq, Lovanii, Belgium, 294 p.

Cheynet, J.-Cl. (2001), Sceaux de la collection Zacos (Bibliothèque nationale de France) se rapportant aux

provinces orientales de l'Empire byzantine, Bibliothèque Nationale de France, Paris, France, 103 p.

De Boor, C. (ed.) (1883), Theophanis Chronographia, Vol. I, Teubner, Lipsiae, Germany, 503 p.

Deubner, L. (ed.) (1900), De incubatione capita quattuor, Teubner, Lipsiae, Germany, 138 p.

Devreesse, R. (1935), "Le texte grec de l'Hypomnesticum de Théodore Spoudée", AB, Vol. 53, N. 1/2,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pp. 49-80.

Duchesne, L. (ed.) (1886), Le Liber Pontificalis, Vol. I, Ernest Torin, Paris, France, 536 p.

Durliat, J. (1979), "Magister militum - ЕТРАТНЛАТНЕ dans l'empire Byzantin (VIe-VIIe siècles)", BZ,

Vol. 72, N. 2, pp. 306-320.

Guilland, R. (1967), Recherches sur les institutions byzantines, Vol. I, Akademie Verlag, Berlin, Germany, 387 p.

Haldon, J. (2007), "«Tortured by my Conscience». The Laudatio Therapontis: A Neglected Source of the Later Seventh or Eight Centuries", in Amirav, H (ed.), From Rome to Constantinople. Studies in Honour of Av. Cameron, Peeters, Louvain, Belgium, pp. 263-278.

Haldon, J. (2014), A Critical Commentary on the Taktika of Leo VI, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington D.C., USA, 542 p.

Hewsen, R.H. (transl.) (1992), The Geography of Ananias of Sirak (Asxarhac'oyc'). The Long and ShortRecen-sions, Reichert, Wiesbaden, Germany, 467 p.

Hild, Fr., Restle, M. (1981), Kappadokien (Kappadokia, Charsianon, Sebasteia und Lykandon), Verlag der

Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien, Austria, 338 p.

Jankowiak, M. (2013), "The First Arab Siege of Constantinople", TM, Vol. 17, pp. 237-320.

Kaegi, W.E. (1968), "Al-Balâdhuri and the Armeniak theme", Byzantion, Vol. 38, pp. 273-277.

Kaegi, W.E. jr. (2010), Muslim Expansion and Byzantine Collapse in North Africa, Cambridge University Press,

Cambridge, UK, 345 p.

Kazhdan, A. (ed.) (1991), Oxford Dictionary of Byzantium. Vol. 1-3, Oxford University Press, Oxford, UK, 2232 p.

Malkhsyants, St. (Transl.) (1939), Istoriya episkopa Sebeosa [A history of the bishop Sebeos], Armyanskiy filial Akademii nauk SSSR, Erevan, Armenia, 184 p.

Martindale, J.R. (1992), The Prosopography of the Late Roman Empire. Vol. IIIA-B, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 760 p.

McGeer, E., Nesbitt, J. (eds.) (2001), Catalogue of Byzantine Seals at Dumbarton Oaks and in the Fogg Museum of Art. Vol. IV, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, Washington, D.C., USA, 233 p. Montinaro, F. (2013), "Les premiers commerciaires Byzantins", TM, Vol. 17, pp. 351-538. Mordtmann, A. (1873). Sur le sceaux et plombs byzantins, Phare du Bosphore, Constantinople, Turkey, 63 p. Neil, B. & P. Allen (eds.) (2002), Maximus the Confessor and His Companions. Documents from Exile, Oxford University Press, Oxford, UK, 210 p.

Ohme, H. (1990). Das Concilium Quinisextum und seine Bischofsliste. Studien zum Konstantinopoler Konzil von 692, De Gruyter, Berlin, Germany, 423 p.

Preiser-Kappeler, J. (2004), "MAGISTER MILITUM PER ARMENIAM (O TON APMENIAKQN ЕТРАТНГОЕ). Überlegungen zum armenischen Kommando im 6. und 7. Jahrhundert", in Hörandner, W. & J. Koder (eds.), Wiener Byzantinistik und Neogräzistik. Beiträge zum Symposion «Vierzig Jahre Institut für Byzantinistik und Neogräzistik der Universität Wien», Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien, Austria, pp. 348-365.

Prigent, V. (2010), "La Sicile de Constant II: l'apport des sources sigillographiques", in Nef, A. & V. Prigent (eds.), La Sicile de Byzance à l'Islam, De Boccard, Paris, France, pp. 157-185.

Riedinger, R (ed.) (1992), Acta Conciliorum Oecumenicorum. Series Secunda. Vol. II. Concilium Universale Constantinopolitanum Tertium. Pars 2. Concilii Actiones XII-XVIII. Epistulae. Indices, De Gruyter, Berlin, Germany, 447 p.

Seibt, W., Wassiliou, A.-K. (2004). Die byzantinischen Bleisiegel in Österreich. Bd. II, Verlag der österreichischen Akademie der Wissenschaften, Wien, Austria, 404 p.

Shaginyan, А.К. (2011), Armeniya i strany Yuzhnogo Kavkaza v usloviyakh vizantiysko-iranskoyi i arabskoy vlasti [Armenia and the Southern Caucasus countries under the Byzantine-Iranian and the Arab domination], Aleteya Publ., St. Petersburg, Russia, 512 p.

Shaginyan, А.К. (2014), Rannesrednevekovaya geografiya Armenii i stran Yuzhnogo Kavkaza [Early Medieval geography of Armenia and the Southern Caucasus countries], Dmitriy Bulanin, St. Petersburg, Russia, 480 p. (in Russian)

Shaginyan, А.К. (2018), Arabo-musul'manskaya istoriografiya IX v. о stranakh i narodakh Kavkaza, Armyan-skogo nagor 'ya i smezhnykh oblastey [Arabic-Muslim historiography of the 9th c. about countries and peoples of Caucasus, Armenian Highlands and adjacent regions], Dmitriy Bulanin, St. Petersburg, Russia, 416 p. Winkelmann F., Lilie, R.-J. (eds.) 2001, Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. Abt. 1 (641-867). Bd. 4 (№ 6266-8345), De Gruyter, Berlin, Germany, 687 p.

Winkelmann F., Lilie, R.-J. (eds.) 2001, Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. Abt. 1 (641-867). Bd. 5 (№ 8346-12149), De Gruyter, Berlin, Germany, 685 p.

Zacos, G., Veglery, A. (eds.) (1972), Byzantine Lead Seals. Vol. I, part 2, Verlag J.J. Augustin, Basel, Switzerland, 730 p.

Zuckerman, C. (2002a), "La Haute Hiérarchie militaire en Afrique Byzantine", Antiquité Tardive, Vol. 10, pp. 169-175.

Zuckerman, C. (2002b), "Jerusalem as the Center of the Earth in Anania Sirakac'i's Asxarhac'oyc'", in Ervine, R.R., Stone, M.E. & N. Stone (eds.), The Armenians in Jerusalem and the Holy Land, Peeters, Leuven, Belgium, pp. 255-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.