Научная статья на тему 'Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании. Обзор международной конференции'

Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании. Обзор международной конференции Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

915
165
Поделиться

Текст научной работы на тему «Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании. Обзор международной конференции»

Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании

Ягудин Б. М., Сулейманов Р. Р.

Современный мир по-прежнему характеризуется неутихающими межнациональными и межре-лигиозными конфликтами, многие из которых длятся десятилетиями. Одним из таких противостояний является арабо-израильский конфликт, который вот уже более шестьдесяти лет разделяет и отдаляет друг от друга два этнически родственных (если не сказать больше — братских) народа — евреев и арабов. Именно для обсуждения этого вопроса собрались ученые, общественные и государственные деятели из России, Израиля, Палестинской национальной администрации, Южной Осетии, Украины, США, Белоруссии, Азербайджана и Сирии (всего 85 человек) на международный научно-практический симпозиум «Арабо-израильский конфликт и роль России в его урегулировании», который проходил 14-15 мая 2010 года. В своих докладах они предлагали свои модели урегулирования ситуации в одной из самых конфликтных зон на политической карте Евразии — на Ближнем Востоке.

Казань, Казанский федеральный университет как место проведения симпозиума были выбраны не случайно. Его непосредственным организатором выступил Центр евразийских и международных исследований (руководитель — Булат Ягудин), который за последние четыре года провел восемь международных и всероссийских научных конференций. И почти все они из сугубо академических мероприятий превращались в общественно-политические события в жизни Республики Татарстан, России и международного сообщества. Исключением не стал и симпозиум, посвященный поиску путей разрешения арабо-израильского конфликта.

В организации и проведении конференции принял участие Центр ближневосточных исследований МГИМО (У) МИД России, который с самого начала сво-

ей деятельности уделяет особое внимание развитию взаимовыгодного, плодотворного сотрудничества ученых Университета с их российскими и зарубежными коллегами, в первую очередь в области изучения Ближнего Востока, системы международных отношений в этом регионе.

Организаторы симпозиума преследовали определенную и благую цель: именно в Татарстане как регионе межнационального и межконфессионального согласия и именно в Казанском университете, всегда отличающимся толерантностью, объединить ученых, политиков и общественных деятелей из Израиля и Палестины (а также других стран), чтобы выйти на конструктивный диалог и взаимопонимание в решении этого застаревшего и не сходящего с телеэкранов конфликта. Действительно, где еще можно увидеть, чтобы мечеть, синагога и церковь находились на расстоянии десяти минут ходьбы друг от друга? В том же Иерусалиме — городе трёх религий, — не так легко попасть в храмы, вокруг которых стоят солдаты, обыскивающие посетителей при входе в помещения. Этого невозможно увидеть в Казани, что и вызвало удивление у некоторых зарубежных участников симпозиума, которые во время экскурсии по городу совершенно спокойно посетили храмы трех основных религий, исповедуемых жителями республики.

Исходя из положительный опыт реального (а не декларативного) мирного сосуществования народов разных вероисповеданий, можно было предположить, что удастся на этом примере наметить компромисс между израильтянами и палестинцами. Однако не всё было так гладко. На самом начальном этапе подготовки к симпозиуму и посольство Израиля, и посольство Палестины одобрили проведение этого симпозиума и согласились в нем участвовать. Когда

Ягудин Булат Мухамедович — кандидат исторических наук, руководитель Центра евразийских и международных исследований (ЦЕМИ) Казанского федерального уыниверситета;

E-mail: vestnik@mgimo.ru

Сулейманов Раис Равкатович — заместитель руководителя ЦЕМИ; e-mail: vestnik@mgimo.ru

же была сформирована программа симпозиума, израильское посольство посчитало возможным отказаться от участия в этом мероприятии «по техническим причинам». Это не могло не огорчить организаторов симпозиума, поскольку они исходили из принципа максимальной открытости для всех участников.

Хотя в результате сложился известный перевес в представительстве палестинской стороны, симпозиум не стал только «пропалестинским». Выступая на его открытии, руководитель Центра евразийских и международных исследований Булат Ягудин настоял на том, чтобы никто из участников не переходил на личности, придерживался принципа уважения к чужому, пусть и противоположному, мнению и не бросил тень на себя и Казанский университет возможными провокационными высказываниями. И, к счастью, всеми участниками это было принято как правило поведения.

Проректор по научной работе Казанского университета Данис Нургалиев поддержал эту мысль, отметив историческую роль старейшего вуза Татарстана в последовательном отстаивании принципа равноправия, взаимоуважения и взаимопонимания людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Профессор Нургалиев пожелал успеха участникам симпозиума, считая, что усилиями гражданских обществ всех стран, участвующих или затрагиваемых арабо-израильским конфликтом, удастся найти взаимоприемлемое его разрешение.

С приветствием от имени мусульманского духовенства выступил первый заместитель главного муфтия Татарстана Ильдус-хазрат Фаиз. Он отметил, что татарский народ никогда не был безразличен к событиям на Ближнем Востоке и стремится, насколько это возможно, принимать участие в урегулировании ближневосточной драмы. От имени еврейской общины республики выступил Михаил Бунимович, который привел в качестве доказательства реальной дружбы татарского и еврейского народов биографию своей семьи. Его предок оказался в Казани в качестве военного кантониста во времена Николая I, и вот уже более 150 лет семья имеет казанские корни. Выступавший не припомнит, чтобы в Татарстане проявилось хоть раз такое явление как антисемитизм.

Палестинский посол Фаед Мустафа, прекрасно говорящий на русском языке, на открытии приветствовал участников симпозиума, считая его проведение весьма своевременным. Он выразил твердую убежденность, что палестинский народ обретет свою государственность.

Заместитель руководителя Центра евразийских и международных исследований и автор этих строк Раис Сулейманов выступил с докладом об историческом участии России в судьбе народов Израиля и Палестины. Он подчеркнул, что и Российская империя, и Советский Союз, и современная Россия всегда были на стороне мира и прекращения кровопролития на Святой Земле. Рустам Батров, председатель Совета улемов Духовного управления мусульман Татарстана

и проректор Российского исламского университета, продолжил эту мысль, коснувшись мусульманско-иудейского диалога. По компетентному мнению этого татарского богослова, нет и не может быть конфликта между исламом и иудаизмом. В качестве доказательства он привел множество реальных фактов из истории мирного сосуществования иудеев и мусульман. Наиболее ярким был рассказ о величайшем средневековом талмудисте Маймониде, который советовал евреям в случае невозможности найти синагоги поблизости, отправлять культ в мечети, что не считается зазорным для иудея.

Заместитель муфтия Татарстана Валиулла-хаз-рат Якупов скрупулезно проанализировал отношение мусульман республики к арабо-израильскому конфликту. По его мнению, мусульмане Татарстана неравнодушно воспринимали кровавые события на Ближнем Востоке. Однако это никогда не приводило к каким-то эксцессам или провокациям. Так, например, во время митинга в Казани в поддержку палестинского народа в январе 2009 года во время войны в секторе Газа, митинговавшие мусульмане не жгли израильских флагов. На вопрос о советском времени («были ли погромные настроения среди мусульман Татарской АССР во время арабо-израильских войн 1967, 1973 и 1982 годов, как это имело место на Кавказе и Средней Азии?») Валиулла-хазрат отметил, что антисемитизм вообще не свойственен татарам.

Выступавший на международном круглом столе «Израиль, Татарстан и Палестина: история отношений и перспективы сотрудничества» директор Центра исследований Благородного Корана и Пречистой Сунны Фарид Салман, опираясь на хадисы пророка Мухаммеда, доказывал, что в исламе отношение к евреям и Израилю не является негативным. И радикалам, прикрывающимся исламом, приходится фальсифицировать цитаты из Священных книг ислама для обоснования своей ненависти к иудаизму. Оратор посоветовал обращаться к изданиям собраний хадисов и религиозных книг мусульманских авторитетов дореволюционной эпохи, поскольку в нынешних их переизданиях имеется откровенное искажение текста.

Тему мусульманско-иудейского взаимовлияния развил Исмаил Наширбанов, молодой и перспективный ученый из Российского исламского университета. Он проанализировал некоторые положения Галахи и Шариата и нашел между ними много общего.

Атташе МИДа России (Департамент Ближнего Востока и Северной Африки) Марина Пиляева рассказала об отношениях Израиля с мусульманскими странами, уделив особое внимание турецко-израильским отношениям. По ее мнению, несмотря на похолодание в отношениях между Турцией и Израилем в период правления исламистов во главе с Реджепом Эрдоганом, турецкая армия — надежный защитник кемализма и отношений с еврейским государством, являющегося серьезным поставщиком современного оружия для вооруженных сил Анкары.

Ягудин Б. М., Сулейманов Р. Р.

Наиболее дискуссионным и вызвавшим массу споров, было выступление известного российского телеведущего Максима Шевченко. На симпозиум он приехал как руководитель рабочей группы Общественной палаты России по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, но его выступление было посвящено влиянию арабо-израильского конфликта на этноконфессио-нальную ситуацию в России.

Иранская тема стала одной из наиболее часто обсуждавшейся на симпозиуме. Прямо или косвенно иранской проблематике было посвящено семь докладов, что говорит об актуальности этой темы. «Эпоха арабо-израильских войн давно закончилась, наступила эпоха ирано-израильского противостояния» — так начала свой доклад известный московский востоковед Ирина Звягельская. Она считает, что новая геополитическая реальность, формирующаяся на Ближнем Востоке в связи с обретением Ираном ядерного оружия, не приведет к ядерной войне между ним и Израилем. По ее мнению, в Тегеране сидят не абсолютные фанатики, как их пытаются иногда изобразить в западных СМИ (в том числе и израильских), поэтому в случае получения Ираном атомной бомбы ирано-израильские отношения будет ждать судьба пакистано-индийских — то есть возникновение ситуации сдерживания. Другое дело, что обретение Ираном ядерной бомбы приведет к стремлению других стран, в первую очередь арабских соседей Тегерана по региону, к обладанию таким же оружием. Замечание научного сотрудника Центра евразийских и международных исследований Исмагила Гибадуллина, что, дескать, исламское вероучение Ирана запрещает последнему иметь оружие массового уничтожения, что это противоречит канонам ислама, никто не воспринял всерьез и отнесся к этому как к типично проиранской пропаганде. Большинство участников симпозиума склонялись к точке зрения, что Тегеран вряд ли откажется от попыток создать собственное ядерное оружие.

Известный журналист-востоковед Елена Супо-нина, которая лично брала интервью у действующих ныне политических фигур Ближнего Востока (от Шимона Переса до Махмуда Ахмадинежада), тоже подняла вопрос об ирано-израильских отношениях. Она согласилась, что иранское руководство состоит из глубоко верующих людей, а не хитрых циников, якобы использующих религию исключительно в политических целях. Но она уверена, что Ирану пока удается держать паритет с Израилем, благодаря своим вассалам — ХАМАС и Хизбалле, с помощью которых Тегеран успешно воюет с еврейским государством, не вступая с ним непосредственно в военные действия. И это дает Ирану определенные преимущества. Две последние войны (в Ливане в 2006 году и в секторе Газа в 2009 году) Израиль фактически проиграл, не добившись своих целей. Сегодня на Ближнем Востоке успех в войне зависит зачастую не столько от сильной армии, сколько от поддержки местного населения, без

которой любую армию ждет полный провал. Примеров этому множество: это и США в Ираке и Афганистане, это и Израиль в Ливане и секторе Газа.

О том, что теперь происходит во внешней политике Израиля, рассказала участникам заведующая отделом Израиля и еврейской диаспоры Института востоковедения РАН Татьяна Карасова. Ее доклад был посвящен ближневосточной политике Биньямина Нетаньягу. Анализируя сегодняшнюю элиту Израиля, она отметила, что нынешний премьер-министр Израиля — последний из числа тех политиков еврейского государства, которые могут пойти на мир с палестинцами, выступая при этом против воли своей нации. Нетаньягу мог бы пойти на признание палестинского государства, тем более, что предыдущая его каденция десятилетней давности давала для этого надежду (соглашение в Уайт-Плантейшн в 1998 году с Ясиром Арафатом подписал именно Нета-ньягу). Однако сегодня, как считает Татьяна Карасова, рассчитывать на это не приходится. Шаткость позиции Нетаньягу (нет гарантии, что его правительство доработает весь свой срок) вынуждает его придерживаться резкой антипалестинской политики на Ближнем Востоке. Ожидать, что именно Нетаньягу признает палестинское государство, не приходится, — считает российский израилевед.

В продолжении этой темы был поднят вопрос о поселенческой политике Израиля. С докладом по этой проблеме выступил Александр Крылов, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований МГИМО. Если Ариэлю Шарону удалось осуществить размежевание с сектором Газой, то ни Нетаньягу, ни кто-то другой после него не смогут этого сделать с Западным берегом реки Иордан. Арифметически разница в количестве поселенцев позволяет прийти к такому выводу: в секторе Газа было 5000 поселенцев, на Западном берегу реки Иордан (включая Восточный Иерусалим) проживает 350000 израильтян. Крылов на основе конкретных цифр объяснил, во сколько обходится выселение одного поселенца с предоставлением ему жилья в Израиле (при этом надо учитывать разницу в цене жилья в Израиле и в поселениях), трудоустройства и т.д. По его мнению, осуществить выселение 350000 человек во внутриизраильские населенные пункты не представляется возможным.

Экономические вопросы интеграции на Ближнем Востоке и роль России и Татарстана в этом процессе обсудили два доктора экономических наук, профессора Вадим Хоменко (Казань) и Андрей Фе-дорченко (Москва). Профессор Хоменко признал, что Ближний Восток и Россию с Татарстаном роднит сырьевая зависимость. Именно это является одновременно и тормозом в развитии сотрудничества, поскольку, помимо туризма (причем только в одном направлении — из России в арабские страны) и экспорта КАМАЗов пока нечем похвастаться. С Израилем же, как считает казанский экономист, Татарстан может связывать высокие технологии, чем и славится еврейское государство.

Его московский коллега, директор Центра ближневосточных исследований МГИМО (У) Андрей Фе-дорченко рассказал об интеграции в сфере экономики на арабском Ближнем Востоке, сконцентрировавшись на вопросе: считать ли экономическую интеграцию достижением или упущенной возможностью? Страны Ближнего Востока не смогли в полной мере реализовать региональные соглашения о преференциальной торговле. С политической точки зрения разногласия о равномерности распределения выигрыша от интеграции, соображения национальной безопасности, цена возросшей конкуренции — все это тормозило либерализацию межарабских экономических отношений. Когда его спросили, может ли Израиль и Палестина включиться в эту общую ближневосточную экономическую интеграцию, профессор А. Федорченко ответил скептично: Палестина (в границах только Западного берега реки Иордан) полностью блокирована таможней Израилем, что затрудняет включение палестинских территорий в общий рынок региона. Израиль тоже, но исключительно по политическим причинам, выпадает из этой интеграции (ограниченной совместными проектами с Египтом и Иорданией, чего недостаточно для включения Израиля в общеарабский рынок).

Международный круглый стол «Израиль, Татарстан и Палестина: история отношений и перспективы сотрудничества» собрал в одной аудитории и татарс-танцев, и израильтян, и палестинцев. Сегодня, как отметил в своем докладе Вадим Хоменко, между Татарстаном, Израилем и Палестиной есть только потенциал для сотрудничества, который пока что мало чем можно наполнить. Да, есть прямой авиарейс Казань-Тель-Авив, да, открываются израильские медицинские кабинеты в Татарстане, но это всё. С Палестиной вообще пока сотрудничество, даже в сфере религиозного туризма, только начинает свое становление. Перспектива открытия Торгово-экономического представительства Татарстана в Израиле и Палестине (а Казань имеет такие в Турции, Туркменистане, Финляндии, Германии и ряде еще других стран) пока может выглядеть только как возможность, но не более того. Израиль и Палестина не спешат открывать свои консульства в Казани. Товарооборот, который мог бы стимулировать этот процесс, оставляет желать лучшего. Единственная причина, по которой это могло быть возможным, это политическая составляющая (к примеру, если палестинцы, по примеру иранцев, открыли бы в Казани свое диппредставительство, притом, что татарстанско-иранские торговые отношения не настолько обширны, как, к примеру, татарстанско-германские). Но пойдет ли на это Москва? Скорее всего, вряд ли. Смена политического руководства в Татарстане, когда на смену политику Минтимеру Шаймиеву пришел экономист Рустам Минниханов, занимающийся исключительно хозяйственными делами и не уделяющий достаточного внимания национально-религиозной специфике подвластного ему региона, не дает надежды на возможность открытия диппредставительства Палестины.

Что могут предложить палестинцы? И способны ли они покупать татарстанские товары? Ведь Казанский Кремль вряд ли станет помогать палестинцам исключительно из идеи общемусульманской солидарности. Как же еще можно расширить это сотрудничество?

На симпозиум приехала Закира Зарипова, лидер татарской диаспоры Израиля, в свое время вызвавшая большой ажиотаж своими заявлениями в поддержку Израиля. Ее организацию «Татары за Израиль» восприняли как провокацию, как присвоение права говорить от имени всего татарского народа. Она же в своем докладе сообщила, что говорила и говорит только от имени израильских татар, которые, как жители Израиля, будут поддерживать свое государство, гражданами которого они являются. По ее мнению, Татарстан должен усилить именно культурную экспансию в регион Ближнего Востока, и лучше всего это делать через татарские диаспоры, которые будут надежными проводниками татарской культуры в странах своего проживания. В планах татарской диаспоры Израиля — организация выставки израильских художников в Казани, проведение четвертого по счету Сабантуя в Израиле, Дней культуры Татарстана в еврейском государстве, а на следующий год провести акцию «Мин татарча сойлэшэм!» («Я говорю по-татарски!») в Израиле, приурочив ее к 125-летнему юбилею великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Закира Зарипова заявила, что очень рассчитывает на поддержку со стороны государственных органов и общественных организаций своей исторической родины — Татарстана.

Представители еврейской общины поделились своим опытом жизни в мусульманском регионе. Ольга Трупп, директор школы №12, известной в народе как «еврейская гимназия», рассказала, что в ее учебном заведении, имеющем еврейский этнокультурный компонент образования, учатся и татарские дети. Она привела такой случай: родители-татары привели своего ребенка к ней, в еврейскую школу. Когда она стала объяснять специфику этой школы, что, дескать, в ней дается еврейское образование, родители-татары ей ответили: «Евреи своих детей плохому не научат!». И отдали со спокойной душой своего ребенка в это уникальное учебное заведение, расположенной, кстати, в Старо-татарской слободе. Учитель этой школы Михаил Бунимович рассказал об опыте организации стажировок учителей из Татарстана (в том числе и татарских учителей) в Музее Холокоста Яд Ва Шем в Иерусалиме, где они изучают историю Холокоста.

По итогам работы симпозиума ее участниками была принята резолюция, в которой была подчеркнута необходимость всестороннего изучения в России Ближнего Востока, в первую очередь арабо-израильских отношений. Участники симпозиума вместе с тем высказали надежду, что в перспективе они будут собираться не для обсуждения арабо-израильского конфликта, войны и кровопролития нужны отдельным политикам, а не народам, а для расширения диалога между культурами и религиями, для организации межцивилизационных обменов во благо всех людей планеты Земля.