Научная статья на тему 'Арабистика и исламоведение в современной Европе. О XXVII конгрессе европейского союза арабистов и исламоведов в Хельсинки'

Арабистика и исламоведение в современной Европе. О XXVII конгрессе европейского союза арабистов и исламоведов в Хельсинки Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арабистика и исламоведение в современной Европе. О XXVII конгрессе европейского союза арабистов и исламоведов в Хельсинки»

2014

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 13

Вып. 4

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ

Н. Н. Дьяков

АРАБИСТИКА И ИСЛАМОВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕ. О XXVII КОНГРЕССЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА АРАБИСТОВ И ИСЛАМОВЕДОВ В ХЕЛЬСИНКИ

Вот уже более полувека ведущим центром арабистики и исламоведения в Европе выступает Европейский союз арабистов и исламоведов (Е. С. А. И.) — Union Européenne des Arabisants et Islamisants (U. E. A. I.).

Основанное в 1962 г., это объединение европейских арабистов и исламоведов успешно развивает научную и научно-просветительскую деятельность, позволяя ученым практически всех стран Европы, а также России глубже знакомиться с научными изысканиями своих коллег во всех сферах ближневосточных штудий.

Одна из главных задач Е. С. А. И. — сохранять и популяризировать востоковедное наследие Европы. Это объединение с полным правом может считаться главным хранилищем востоковедных традиций Старого Света. В отличие от других международных организаций ориенталистов, Союз подчеркнуто сторонится столь популярной и острой сегодня геополитической проблематики, будучи фактически закрытым для участия политологов и политиканов от востоковедения.

Первый учредительный конгресс организации проходил в сентябре 1962 г. в испанской Кордове — некогда величественной столице арабского эмирата, а с 929 г. даже халифата омейяд-ских властителей мусульманской Испании.

У истоков объединения европейских арабистов и исламоведов стояли такие известные ученые, как М. Аркун, Н. Барбур, К. Босворт, И. Гольциер, Й. Ваарденбург, У. Монтгомери Уотт, П. Какиа, Т. Левицки, А. Мартель, У. Маделунг, Х. Килпатрик, Т. Гарсиа Фигерас, Ф. М. Пареха, А. Попович, А. Фодор и др.

Практически с самого начала своей деятельности Е. С. А. И. широко сотрудничал с востоковедами СССР, а теперь и РФ. Сотрудничество с ленинградскими/петербургскими востоковедами всегда играло существенную роль в мероприятиях Е. С. А. И. В числе первых и поистине почетных членов Союза немало имен видных отечественных востоковедов, в том числе и уже покинувших этот мир: О. Ф. Акимушкина, С. М. Бациевой, В. И. Беляева, М. Н. Боголюбова, А. Б. Халидова, а также продолжающих трудиться на ниве востоковедения О. Г. Большакова, А. А. Долининой, О. Б. Фроловой, Т. И. Султанова, М. А. Родионова, Е. А. Резвана, А. А. Хисмату-лина и др.

Автору этих строк впервые довелось участвовать в конгрессе Е. С. А. И. в 1994 г. Это была первая представительная встреча европейских ближневосточников на берегах Невы. Своим успехом она во многом была обязана усилиям и энтузиазму Е. А. Резвана, в то время сотрудника Л О ИВ РАН. Впервые выступив тогда с высокой трибуны Е. С. А. И. и став его членом, автор

продолжил сотрудничество с этой организацией, по возможности принимая участие в ее мероприятиях.

В 1998 г. это был конгресс на востоке Германии, проходивший в университетах городов Галле и Виттенберга. Эта встреча позволила нашим коллегам вновь встретиться со старинными друзьями и партнерами — арабистами бывшей ГДР. В их числе был известный немецкий востоковед и этнограф, профессор Лейпцигского университета Лотар Штайн, чьи труды, переведенные на русский язык еще в СССР, пользовались популярностью у нас в стране и традиционно составляли важный раздел к введению в этнографию арабских стран для студентов Восточного факультета ЛГУ/СПбГУ

Позже, уже десять лет спустя, очередной конгресс Е. С. А. И. вновь проходил на востоке объединенной Германии — в университете Лейпцига, готовившемся тогда отметить свое 600-летие. Город Гёте и Шиллера радушно открыл двери перед европейскими ориенталистами.

Круг участников подобных встреч постоянно расширялся, росло и число российских университетов, включавшихся в деятельность Е. С. А. И.: наряду с учеными из МГУ, СПбГУ, в них принимали участие ученые из Казани, Махачкалы, других научных центров нашей страны.

В 2010 г. свой 25-й конгресс Е. С. А. И. проводил в универитете «Ориенталиа» в Неаполе. Это был последний его форум, состоявшийся накануне «арабской весны». Бурные события в арабском и мусульманском мире все больше привлекали к себе внимание мировой общественности и, конечно, специалистов по истории и культуре народов этого неспокойного региона.

Фактически в разгар бурной «арабской смуты» проходил и следующий, 26-й конгресс Е. С. А. И. в швейцарском Базеле. Расположенный в сердце Европы, у границ с Францией и Германией, на швейцарском берегу Рейна, университет Базеля с его уникальным собранием рукописей и литературы по арабо-мусульманской культуре представляет собой один из главных центров европейской арабистики. Здесь, в частности, работал над главным трудом своей жизни, посвященным «мусульманскому ренессансу», хорошо известный российскому читателю профессор Адам Мец (1869-1917).

События в Тунисе, Ливии, Египте, Сирии и т. д. вряд ли существенно повлияли на характер последних встреч в рамках Е. С. А. И. Безусловно, в сдержанности и консервативности его научных диспутов и подходов во многом заключалось здравое зерно мудрости, которое позволяло ученым из разных стран и политических систем сохранять баланс интересов и оценок в обсуждении, казалось бы, столь взрывоопасных, обоюдоострых проблем современного ислама и арабского Востока.

Состоявшийся в Хельсинки 2-6 июня 2014 г. 27-й конгресс Е. С. А. И. подтвердил его верность избранному некогда «генеральному курсу»: строгому следованию принципам и традициям классического европейского востоковедения. В ходе торжественного открытия конгресса в главном здании Хельсинского университета, на улице Фабианкату 4, президент организации профессор Себастиан Гюнтер из университета Геттингена (Германия) приветствовал участников встречи, подчеркнув ее значимость для современной науки и культуры.

В конгрессе приняли участие более 100 ученых из практически всех стран Европы. В течение трех дней, 3-5 июня, состоялось 8 рабочих заседаний 4 секций конгресса, где были представлены доклады по самым разным аспектам современных арабистических и исламоведческих исследований.

Как представитель Петербургской/Ленинградской школы отечественного востоковедения, одной из старейших на континенте и изначально теснейшим образом связанной с востоковедными школами Европы, автор этих строк хотел бы особенно отметить участие российских ученых. Весьма внушительной, что уже стало традицией в последние годы, была на конгрессе делегация москвичей, включавшая семь ученых из ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, а также из ВШЭ и других столичных вузов.

Гости из Санкт-Петербурга, хотя и расположенного совсем недалеко от столицы Суоми, были не столь многочисленны. Все они — сотрудники кафедры истории стран Ближнего Вос-

тока СПбГУ (к сожалению, в последний момент из-за болезни вынужден был отказаться от поездки на конгресс доктор исторических наук, доцент И. В. Герасимов).

В первый день заседаний конгресса с докладом выступила кандидат исторических наук, доцент М. Ю. Илюшина. Увлеченно занимающаяся в последние годы изучением рукописного наследия по истории арабского Востока (Египта и Сирии) в мамлюкскую эпоху, на перекрестке Средних веков и Нового времени, М. Ю. Илюшина выступила с ярко иллюстрированной презентацией, посвященной рукописям из собрания Восточного отдела научной библиотеки СПбГУ ("Manuscripts dated to the Mamluk period in the collection of St. Petersburg State University Library"). Приятно было в очередной раз услышать высокую оценку научного сообщения М. Ю. Илюшиной из уст маститых европейских ученых.

Уже на завершающем этапе конгресса автор этих строк в свою очередь выступил с докладом о месте «андалусийских исследований» в научном наследии выдающегося отечественного ученого, отца-основателя современной российской арабистики академика И. Ю. Крачковского (1883-1951), выпускника Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, в течение ряда лет возглавлявшего кафедру арабской филологии.

Знакомство с уникальной арабо-мусульманской культурой страны Ал-Андалус, обширные контакты с ведущими испанскими арабистами в 1930-е годы продолжали вдохновлять ученого на новые изыскания в области «андалусоведения», которые он не прекращал даже холодной зимой блокадного 1942 г. Научному подвигу российского арабиста, его интересу к наследию арабского историографа Ахмеда ал-Маккари (ум. 1631) и было посвящено данное сообщение: "Ghusn al-Andalus al-ratib..." — "a Fresh Branch of Al-Andalus" in the works of I. Krachkovski..." («Свежее благоухание ветви Ал-Андалуса» в работах И. Ю. Крачковского»).

Итоги 27-го конгресса европейских арабистов и исламоведов были подведены на состоявшейся 5 июня его генеральной ассамблее, где обсуждались вопросы приема новых членов Е. С. А. И., а также порядка выдвижения кандидатов в почетные члены организации. Новым президентом ее почти единогласно был избран профессор отделения арабистики и исламоведе-ния департамента мировых культур Хельсинкского университета, многолетний участник форумов Е. С. А. И. Йакко Хэмен-Анттила.

Очередной, 28-й конгресс Европейского союза арабистов и исламоведов решено провести в 2016 г. на Сицилии, в университете Палермо. В 2018 г. следующий конгресс предполагается впервые организовать в Москве.

Контактная информация

Дьяков Николай Николаевич — доктор исторических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.