г
£
о
см о <м
с
о
■ы
и
ТЗ о
1) Й
с
>>1 М)
"о и и
о
Гч
се и
се -
О
ISSN 2313-7347 (рМ№ )
ISSN 2500-3194 (опПпе)*
ф
х:
АКУШЕРСТВО ГИНЕКОЛОГИЯ РЕПРОДУКЦИЯ
ф
го
Включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий ВАК
2020 • том 14 • № 5
О И Н
и
□BSTETRICSJ GYNEC□L□GY AND REPR□DUCTI□N * |
? о х €
2020 14 N0 5 www.gynecology.sucl ^
ISSN ISSN 2313-7347 (print) 2500-3194 (online) 2020
Оригинальное исследование Original article • V
I (cc) 1УД::Ш1 « ch.=K,erupts https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.113
Аптечный работник как фактор, влияющий на репродуктивное женское здоровье
О.В. Филиппова, Н.В. Пятигорская
ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет); Россия, 119991 Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 4
Для контактов: Ольга Всеволодовна Филиппова, e-mail: [email protected]
Резюме
Цель исследования: оценить роль фармацевтических работников в обеспечении репродуктивного здоровья женщин, обращающихся за помощью в аптеку.
Материалы и методы. В исследовании участвовали фармацевты и провизоры, непосредственно консультирующие пациентов и продающие им лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента: 150 работников аптек, имеющих различный стаж работы, анонимно отвечали на вопросы анкеты о причинах и частоте обращаемости пациенток в аптеку за советом при различных ситуациях, связанных с женским здоровьем. Часть вопросов была посвящена факторам выбора рекомендуемого товара.
Результаты. Наиболее часто (92,0 %) респонденты консультируют пациенток с вульвовагинальным кандидозом: чаще, чем 1 раз в неделю. Достаточно частой причиной консультации фармацевтического работника являлись жалобы, связанные с климаксом, предменструальным синдромом, контрацепцией: 50-70 % опрошенных сталкиваются с подобными запросами 1 раз в неделю и чаще. В аптеку обращаются с просьбой порекомендовать лечение при дисменорее и мастопатии, средства для профилактики миомы матки. Относительно редко в аптеке спрашивают совета при планировании желательной беременности: 30,7 % первостольников отметили, что не консультируют подобных пациенток. Как фактор выбора рекомендуемого товара, 88,0 % опрошенных указали эффективность и 70,0 % - безопасность лекарственного препарата. Свойства лекарственных препаратов фармацевтические работники наиболее часто оценивают на основании личного опыта (88,7 % респондентов).
Заключение. В аптеку достаточно часто обращаются женщины за помощью, выходящей за пределы квалификации фармацевтических работников. Повышение знаний фармацевтов и провизоров в области акушерства и гинекологии является необходимой социально значимой задачей.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, фармацевтический работник, фармацевтическое консультирование, самолечение
Для цитирования: Филиппова О.В., Пятигорская Н.В. Аптечный работник как фактор, влияющий на репродуктивное женское здоровье. Акушерство, Гинекология и Репродукция. 2020;14(5):619-629. https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.113.
Pharmacy worker as a factor affecting reproductive female health
Olga V. Filippova, Natalia V. Pyatigorskaya
Sechenov University; 2 bldg. 4, Bolshaya Pirogovskaya Str, Moscow 119991, Russia Corresponding author: Olga V. Filippova, е-mail: [email protected]
Abstract
Aim: to assess a role of pharmacy workers in maintaining women's reproductive health.
Materials and Methods. There were involved 150 pharmacy workers advising patients directly and selling them drugs and pharmacy product range, who answered the questionnaire about cause and rate of patient visits to the pharmacy for advice in various situations related to women's health. Some of such questions were devoted to choice factors in selecting recommended product. The survey was conducted anonymously.
о
CD T Œ CD
О
О b
СЛ rift cK H
M •
О
СЛ
ч»
Ä CK
У я*
n
ft О
о
1—1
о g
» a
n а
R
et p
n
о а u
о
(-к м •
О n
_м
II
Results. Most often (92.0 %), respondents advise female patients with vulvovaginal candidiasis at least once a week. In addition, pharmacy workers respond to complaints related to menopause, premenstrual syndrome, and contraception: 50-70 % of respondents deal with similar requests at least once a week. Women also visit pharmacy requesting to recommend treatment for dysmenorrhea and mastopathy as well as agents preventing uterine fibroids. Quite rarely, visitors asked pharmacy workers for advice while planning a desired pregnancy: 30.7 % of the first-responders indicated that they did not consult such patients. Drug efficiency was the most prominent factor for 88.0 % of respondents in choosing the recommended product, whereas drug safety held the second place among 70.0 % responders. Most commonly pharmacy workers assess properties of drugs based on own personal experience (88.7 % of respondents).
Conclusion. Women often turn to the pharmacy for help beyond pharmacy worker expertise. Improving the knowledge of pharmacy workers in the field of obstetrics and gynecology is a necessary socially-significant task.
Keywords: reproductive health, pharmacist, pharmaceutical counseling, self-medication
For citation: Filippova O.V., Pyatigorskaya N.V. Pharmacy worker as a factor affecting reproductive female
health. Akusherstvo, Ginekologia i Reprodukcia = Obstetrics, Gynecology and Reproduction. 2020;14(5):619-629. (In Russ.). https://doi.org/10.17749/2313-7347/ob.gyn.rep.2020.113.
Основные моменты
Что уже известно об этой теме?
► Правилами надлежащей аптечной практики предписано в обязательном порядке осуществлять фармацевтическое консультирование.
► Население часто обращается в аптеку за консультацией по приобретению различных препаратов, в том числе не обращаясь к врачу, либо не получив от него достаточной информации.
Что нового дает статья?
► Впервые описан круг проблем, связанных с женским репродуктивным здоровьем, по поводу которых пациентки обращаются в аптеку с просьбой о консультации.
► Продемонстрировано, что в ряде случаев фармацевт вынужден оказывать консультативную помощь в ситуациях, выходящих за пределы его компетенций, когда требуется обязательная консультация врача.
► Установлено, что при оказании консультативной помощи фармацевты широко используют источники информации, не соответствующие подходам доказательной медицины.
Как это может повлиять на клиническую практику
в обозримом будущем?
► Продолжение такой практики способно нанести значительный ущерб репродуктивному здоровью женщин.
► Разработка клиницистами специальных программ обучения аптечных работников с контролем усвоения материала позволит улучшить репродуктивное здоровье, что положительно скажется на демографии.
► Обращаем внимание врачей на необходимость учитывать роль аптек в поддержании репродуктивного здоровья. Более активное взаимодействие врачей и фармацевтов, также как и контроль комплаенса, позволят повысить качество лечения.
Highlights
What is already known about this subject?
► Rules of good pharmacy practice impose to obligatorily provide pharmaceutical consulting.
► General population turns to pharmacy for consultation on purchasing various preparations, either without visiting medical doctor or receiving insufficient consultation.
What are the new findings?
► For the first time, a range of issues related to women's reproductive health motivating female visitors to seek for consultation has been described.
► It was demonstrated that in some cases pharmacy workers are enforced to consult beyond personal expertise, instead requiring obligatory consultation by medical doctor.
► It has been established that pharmacy workers while consulting visitors widely use information violating approaches of evidence-based medicine.
How might it impact on clinical practice in the foreseeable
future?
► Continuing such type of service may profoundly harm women's reproductive health.
► Clinical physicians developing specialized training programs for pharmacy workers to test quality of acquired knowledge would allow to improve reproductive health that subsequently positively influence demography.
► Special attention should be paid by medical doctors to necessity of taking into consideration a role of pharmacies in maintaining reproductive health. Intensified interaction between medical doctors and pharmacists similar to compliance control would allow to improve quality of care.
J
о
CD T Œ CD
0
m
n: s
1
ro m
о го
_û ^
о с о s
к ^
0
CD т го
1
го ГО I
CD Œ С
CD X
D W
CD С
ГО
го о
го
I
го т го
о
го
S _û
ю
го
п:
Введение / Х^гоб-исйоп
Демографическая политика Российской Федерации (РФ) направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населе-
ния и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Целями демографической политики РФ на период до 2025 г. являются стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества
S ^ ? о
о
CD т Œ CD
О
жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет [1].
Несмотря на положительные сдвиги в демографических показателях в РФ, повышение рождаемости продолжает оставаться в числе наиболее значимых целей развития государства. Значительное количество женщин не могут иметь детей вследствие различных гинекологических заболеваний, поэтому поддержание и сохранение репродуктивного здоровья женщины является одной из важнейших задач здравоохранения. В решении этой задачи участвуют не только врачи, но и фармацевтические работники. Современная аптечная организация в России - это место, где не только осуществляется торговля лекарственными средствами, предметами по уходу за больными и прочими товарами аптечного ассортимента, но и проводится фармацевтическое консультирование и информирование населения. Многие пациенты обращаются в аптеку за консультативной помощью по самым разным медицинским вопросам [2, 3]. Требования к фармацевтическому работнику предполагают, что в процессе обучения он приобрел компетенции, которые позволяют ему оказывать квалифицированную фармацевтическую помощь населению. Отказ от фармацевтической помощи и неверная консультация могут отрицательно сказаться на здоровье населения.
Фармацевтическая помощь включает в себя фармацевтическое консультирование и фармацевтическое информирование. Фармацевтическое консультирование - оказание помощи покупателю в подборе лекарственного препарата безрецептурного отпуска с предоставлением информации, ориентированной на персональные потребности покупателей. Фармацевтическое информирование - предоставление информации посетителям аптечной организации при отпуске рецептурных или безрецептурных лекарственных препаратов, назначенных врачом. Фармацевтическое консультирование и информирование являются базовыми элементами концепции надлежащей аптечной практики, реализуемой в РФ [4, 5].
Цель исследования: оценить роль фармацевтических работников в обеспечении репродуктивного здоровья женщин, обращающихся за помощью в аптеку.
Материалы и методы / Matefials and Methods
Состав респондентов / Composition of respondents
Фармацевтическим работникам было предложено ответить на вопросы бумажной анкеты (рис. 1). Было опрошено 150 работников аптек (62 провизора и 88 фармацевтов), работающих как в государственных аптечных учреждениях (48 человек), так и в частных аптечных организациях (102 человека, работающих в сетевых аптеках). Анкетирование проводили среди сотрудников различных регионов (Московская
область - 24 человека, Воронежская область - 30, Липецкая область - 33, Курская область - 31, Тамбовская область - 32).
Все опрошенные работали в аптеке за первым столом (так называемые первостольники) и непосредственно участвовали в консультировании пациентов аптек. Все респонденты - женщины, так как исследование было посвящено вопросам женского репродуктивного здоровья, а одним из ведущих критериев выбора рекомендуемого товара являлся личный опыт применения. Опрос проводился на условиях анонимных ответов.
Вопросы анкеты / Questionnaire
В разработанную авторами исследования анкету были включены общие вопросы, характеризующие респондента (возраст, уровень образования, стаж работы, место работы) и его профессиональную деятельность (частота обращения пациентов за консультацией и проч.).
Для анализа частоты обращений за консультацией по поводу выбора препарата респондентам предлагались варианты: «несколько раз в день», «несколько раз в неделю», «несколько раз в месяц», «не обращаются», «другое». Частой причиной обращения в аптеку считали консультации пациентов фармацевтическим работником несколько раз в день или несколько раз в неделю. Поскольку в ряде случаев работник аптеки не имел права ничего рекомендовать, мы не спрашивали - продавал ли он что-либо при каждом обращении или рекомендовал посетить женскую консультацию. Часть вопросов была посвящена факторам, влияющим на выбор рекомендации, а именно, предлагалось указать, что является определяющим: свойства препарата (эффективность, безопасность, стоимость) или маркетинговые мероприятия, проводимые в аптечной организации. Также предлагался вопрос об источниках информации: предлагалось выбрать, откуда у фармацевтического работника знания о рекомендуемых товарах (в анкете допускалось указать несколько вариантов ответа). Вопросы в анкете были закрытыми, но респондентам предлагалось оставлять комментарии по каждому вопросу. Отдельный блок вопросов был посвящен средствам интимной гигиены (в настоящей статье не рассматривается).
Статистический анализ / Statistical analysis
Анкеты обработаны статистически при помощи программы Statistica 6.0 (StatSoft Inc., США). Первичные данные вводили в базу данных авторы статьи. Качественные переменные описывались абсолютными и относительными (%) значениями. Для определения наличия или отсутствия различий в поведении между разными подгруппами респондентов рассчитывали критерий х2 Пирсона. При отсутствии значимой
О4
ся
rift
О ся
ч»
У я*
n
ft О О
и-»
О g
» a
n а
R
et p
h
о а u
о
(-к м •
О n
1. Название аптеки_
2. Ваше образование:
• средне- • незаконченное • Высше( специальное высшее
3. Опыт работы
• до 5 лет • 10-25 лет
• 5-10 лет • Более 25 лет
4. Как часто к Вам обращаются покупатели с просьбой посоветовать что-либо для решения
Несколько раз вдень Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Никогда
Предменструальный синдром
Мастопатия
Профилактика миомы матки
Выделения из половых путей неясного происхождения
Зуд в области половых органов
Молочница
Сухость влагалища
Интимная смазка
Климакс, перепады настроения
Климакс, жар, приливы
Недержание мочи
Дисменорея
Контрацепция плановая
Контрацепция после п.акта
Подготовка к беременности
Несколько раз в день Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Никогда
Пациент сам спрашивает
Пациент приходит с рекомендацией от врача
Вы рекомендуете купить как допродажу
6. Какие средства для интимной гигиены пользуются хорошим спросом в аптеке? Оцените по 5-
Спрос Наиболее популярная марка Ваш «фаворит»
Салфетки
Крем для влагалища
Крем для кожи интимной зоны
Средства для подмывания
Пудра для интимной зоны
Интимная смазка
7. Какова важность для покупателя характеристик средств для гигиены, которые могут повлиять на вероятность покупки? Оцените по 5-балльной шкале (5 - важно, 1 - не играет роли)
Запах Цвет Дизайн Цена Состав Производитель Другое
Салфетки
Крем для влагалища
Крем для кожи интимной зоны
Средства для подмывания
Пудра для интимной зоны
Вы руководствуетесь при
Другое _
8. Какой информацией о свойствах средств для интимной п рекомендациях?
■ Знания, полученные при обучении в вузе или колледже
• Знания, полученные на курсах повышения квалификации
■ Знания, приобретенные во время фармшкол и фармкружков (проводимые одной и несколькими фармкомпаниями)
■ Личный опыт
■ Отзывы покупателей
■ Реклама по ТВ,
■ Рекламные материалы фармкомпаний
■ Визиты медицинских представителей
■ Читаю специальную литературу (журналы, учебники)
■ Интернет
Другое_
9 Главный критерий для выбора препарата первого предложения:
■ Распоряжение руководства
■ Различные акции, проводимые в аптеке • Наиболее дорогая цена
■ Наименьшая цена
■ Наибольшая эффективность
■ Наибольшая безопасность
Другое_
Какие требования к составу интимной косметики предъявляют покупатели?
Что может повысить продажи интимной косметики в аптеке?
Рисунок 1. Анкета для фармацевтических работников. Figure 1. Pharmacologist-oriented questionnaire.
J
о
CD T Œ CD
0
m
n: s
1 ro m о го
_û ^
о с о s
п: ^
0
CD т го
1
го ГО I
CD Œ С
CD X
D W
разницы в ответах подгрупп результаты приведены для всей выборки.
Результаты и обсуждение / Results
and Discussion
Стаж работы / Work experience
Респонденты имели различный опыт работы: 26,0 % работали в аптеке менее 5 лет, 24,0 % - от 5 до 10 лет, 26,7 % - от 10 до 25 лет и 23,3 % - более 25 лет (табл. 1).
Темы консультирования / Counseling topics
Ко всем опрошенным обращались пациентки с просьбой порекомендовать что-либо для решения проблем, связанных с репродуктивной системой. В результате анализа анкет было обнаружено, что сотрудникам аптек приходится консультировать пациенток и помогать в выборе приобретаемых товаров по достаточно широкому кругу вопросов, связанных с репродуктивным здоровьем женщин (рис. 2).
Взаимодействие аптечных работников и покупателей по вопросам репродуктивного здоровья / Interaction of pharmacy workers and customers on reproductive health
Вульвовагинальный кандидоз/ Vulvovaginal candidiasis Самой частой причиной обращения за советом к первостольнику является «молочница» - все респон-
денты ответили, что консультируют пациенток с вульвовагинальным кандидозом, при этом несколько раз в день помогают выбрать оптимальное средство 45,0 % респондентов, а несколько раз в неделю -46,7 %. Следовательно, в аптеку достаточно часто приходят покупательницы, которые знают (или считают, что знают), что у них «молочница», но при этом обращаются за помощью в выборе средств для лечения к фармацевтическому работнику. Если женщина занимается самодиагностикой (под влиянием знаний из интернета, телерекламы), она может расценить как «молочницу» любое заболевание, сопровождающееся белями и зудом (бактериальный вагиноз, неспецифический вагинит, хламидиоз, трихо-мониаз и т. д.). Противокандидозные средства в такой ситуации не принесут пользы, но будут способствовать формированию в дальнейшем устойчивых к лечению штаммов грибов. Если женщина обратилась в аптеку после визита к врачу, который поставил диагноз, возникают вопросы о недоверии пациента к врачу (если врач назначил лечение, а женщина просит консультации фармацевтического работника по выбору препарата) или о недостаточно качественной врачебной помощи (в том числе вследствие ограниченного времени для предоставления информации женщине в рамках амбулаторного приема). В некоторых комментариях было указано, что часто в аптеку с просьбой порекомендовать «что-нибудь новенькое»
CD С
ГО
го о
го
I
го т го
о
го
S _û
ю
s _û I—
го
п:
S ^ ? о
J
о
CD т Œ CD
О
Таблица 1. Стаж работы фармацевтических работников, принявших участие в исследовании. Table 1. Work experience of pharmaceutical workers who participated in the study.
Стаж работы Work experience Фармацевты Pharmaceutists (n = 88) Провизоры Pharmacists (n = 62) Всего Total (n = 150)
Менее 5 лет, % Less than 5 years, % 28,4 22,6 26,0
5-10 лет, % 5-10 years, % 18,2 32,3 24,0
10-25 лет, % 10-25 years, % 30,7 21,0 26,7
Более 25 лет, % More than 25 years, % 22,7 24,2 23,3
8,7
Профилактика миомы 4,03,3 Мастопатия Контрацепция экстренная 15,3
Контрацепция плановая
31,3
58,7
20,7
49,3
17,3
33,3
40,7
32,7 23,3 30,0 6,7
Недержание мочи 4,7
30,7
62,7
2,0
Приливы, чувство жара 13,3
47,3
34,0
1,3
Колебания настроения 14,7
58,7
21,3 1,3
Сухость во влагалище 14,7
21,3
52,0
5,3
Интимная смазка
28,0 32,7 22,7 8,7
Дисменорея 4,7 Предменструальный синдром Зуд
Выделения
4,7 21,3 50,7 14,0
10,0 32,0 44,7 9,3
18,0 38,7 38,0 4,0
Молочница
12,7 34,7 40,7 10,7
45,3 46,7 5,3
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Несколько раз в день ■ Несколько раз в неделю ■ Несколько раз в месяц ■ Никогда
О ь
СЛ rift ri-H
M •
О
СЛ
ч»
У я*
n
ft о
О
1—1
о g
» a
n а
R
ft p
n
о а u
о
riM •
о n
Рисунок 2. Причины обращения пациенток в аптеку за консультацией. Figure 2. Reasons for visiting pharmacy patients for consultation.
обращаются женщины, страдающие рецидивирующей «молочницей», посещавшие врача при предыдущих эпизодах заболевания. При рецидивирующем вульво-вагинальном кандидозе визиты к врачу необходимы, поскольку новый рецидив может сопровождаться присоединением микст-инфекции, а также сменой штамма возбудителя. Так, вместо Candida albicans, чувствительного к флуконазолам, у женщины может
размножиться и вызвать рецидив Candida crusei, устойчивый к флуконазолам [6]. Таким образом, консультирование пациенток с молочницей в аптеке содержит подводные камни, которые могут привести к потенциальному нанесению вреда здоровью пациентки и распространению резистентных штаммов возбудителей в популяции.
Интересно, что количество пациенток с жалобами,
характерными для кандидоза (зуд, выделения), значительно меньше. За консультацией по поводу выделений неизвестной этиологии к фармацевтическому работнику несколько раз в день обращаются 12,7 % населения, несколько раз в неделю - 34,7 %, по поводу зуда в области половых органов - 18,0 % несколько раз в день и 38,7 % - несколько раз в неделю. Весьма вероятно, что подобные жалобы частично связаны с наличием вульвовагинального кандидоза, который, согласно статистике, является причиной от 15,0 до 40,0 % инфекционных поражений вульвы и влагалища [7]. В то же время многообразие этиологических факторов, способных вызывать схожие жалобы, велико [8]. Назначение рационального лечения пациенткам с подобными жалобами без установления точного диагноза невозможно и в условиях фармацевтического консультирования неосуществимо.
Климактерический синдром / Menopausal syndrome
Следующая проблема по частоте обращения за советом в аптеку - климакс. Чаще всего покупательница просит помочь выбрать что-либо для коррекции настроения (73,3 % фармацевтических работников сталкиваются с таким запросом несколько раз в неделю); несколько реже (обращение несколько раз в неделю и чаще отметили 60,7 % респондентов) -с жалобой на «приливы», чувство жара. По поводу недержания мочи пациентки спрашивают совета не так часто: более половины опрошенных отметили, что с подобной ситуацией сталкиваются несколько раз в месяц. Жалобы на сухость во влагалище с просьбой порекомендовать какую-либо вагинальную форму звучат значительно реже: 57,0 % респондентов сталкиваются с данной проблемой не чаще нескольких раз в месяц. В то же время за советами по выбору лубри-кантов обращаются достаточно часто (к 60,7 % фармацевтических работников - несколько раз в неделю).
Контрацепция / Contraception
Весьма значительной оказалась роль фармацевтических работников в управлении рождаемостью. Достаточно часто им приходится консультировать пациентов по выбору средств плановой контрацепции (несколько раз в неделю - 56,0 %), при этом 32,7 % респондентов дают подобные советы по несколько раз в день. Фармацевтический работник имеет право предложить и продать посетителю аптеки средства для предупреждения беременности, которые разрешены к отпуску без рецепта: презервативы, различные вагинальные формы - препараты, содержащие нонок-синол (Патентекс Овал Н, Ноноксинол), бензалкония хлорид (Фарматекс крем, капсулы и суппозитории, Сперматекс, Эротекс, Бенатекс, Фармгинэкс, Контра-текс, Катацел), миристалкония хлорид (Фарматекс таблетки). В то же время определять, какой вид контрацепции предпочтителен для женщины (барьер-
ные контрацептивы, спермициды или иное), должен врач. Также врач должен назначать средства для перо-ральной контрацепции, которые разрешены к отпуску строго по рецепту.
С просьбой продать что-нибудь для посткоитальной контрацепции в аптеку обращаются также достаточно часто: 48,7 % опрошенных дают подобные консультации несколько раз в неделю, и только 2 фармацевтических работника отметили, что подобных пациентов в их аптеке нет. В настоящее время для экстренной контрацепции на фармацевтическом рынке имеются различные лекарственные препараты левонорге-стрела (Лалинола, Модэлль 911, Постинор, Эскапел, Эскинор-Ф) и мифепристона (Женале, Гинепристон, Агеста), но все они разрешены к отпуску только по рецепту врача. Тем самым фармацевтические работники оказываются в достаточно сложной ситуации: продать какой-либо препарат женщине после незащищенного незапланированного полового акта им запрещает законодательство, а отказ пациентке в помощи приводит к увеличению времени приема таблетки после незащищенного полового акта, что может влиять на надежность контрацепции [9-10]. В ряде стран законодательство разрешает фармацевтам продавать необходимые лекарственные препараты, требуя одновременно консультировать подобных пациентов как относительно плановой контрацепции, так и о способах профилактики заболеваний, передающихся половым путем [11-14].
Дисменорея / Dysmenorrhea
Обращение к фармацевтическому работнику за консультацией по поводу дисменореи встречается не часто. Только 5,0 % первостольников получают такой запрос ежедневно; 50,0 % опрошенных ответили, что с просьбой порекомендовать средство при дисмено-рее к ним обращаются несколько раз в месяц; 14,0 % респондентов считают, что по такому поводу к ним за консультацией не обращаются. Вероятно, это связано с тем, что несмотря на значительную распространенность данной патологии среди населения, пациентки, как правило, занимаются самолечением [15].
Предменструальный синдром/Premenstrual syndrome За рекомендациями по поводу облегчения предменструального синдрома покупательницы обращаются достаточно регулярно: 42,0 % респондентов отметили, что получают такой вопрос несколько раз в неделю, а 44,7 % получали запрос на консультирование несколько раз в месяц. Безусловно, лечение предменструального синдрома входит в компетенцию врача. В то же время в аптеке имеется достаточно большой ассортимент товаров, способных дать некоторое облегчение подобным пациенткам: витамины, соли магния, препараты из растительного сырья (ромашковый чай, мята и т. п.), аромамасла и т. д.
о
CD т Ci CD
О
m
п: s x го m о го
.о ^
о с
о
S
п: ^
0
CD т го
1
го ГО I
CD Ci С
CD X
D W
CD С
ГО
го о
го
I
го т
го
^
о
го £
-О
Ю
ГО
п:
£ ^ ? о
о
CD т Œ CD
О
Фертильность / Fertility
Относительно редко в ¡аптеке спрашивают совета при планировании желательной беременности: 30,7 % первостольников отметили, что не консультируют подобных пациентов, и только к 5,3 % респондентов обращаются с такой просьбой каждый день.
Мастопатия / Mastopathy
Также нечастыми являются случаи обращения в аптеку за консультацией по выбору средств для профилактики и лечения мастопатии: 49,3 % респондентов отмечают, что такие пациентки обращаются по этому поводу несколько раз в месяц. Рекомендации по выбору средств для профилактики миомы матки не дают 58,7 % фармацевтических работников. Тем не менее обращения за подобными консультациями встречаются в аптеке (в том числе 7,0 % фармацевтических работников сталкиваются с таким вопросом несколько раз в неделю). Это является достаточно тревожным, так как учитывая вероятность наличия онкопатологии, обращение к врачу с мастопатией необходимо.
Как следует из полученных результатов, фармацевты и провизоры часто консультируют пациентов, желающих приобрести лекарственные средства
Интернет
Специальная литература
Визиты медпредставителей
Реклама фармкомпаний
Реклама по ТВ
Отзывы покупателей
Личный опыт
Обучение на фармшколах
Курсы повышения квалификации
ВУЗ
и товары аптечного ассортимента для поддержания репродуктивного здоровья и контроля рождаемости. Представлялось интересным оценить, на основании чего осуществляются те или иные рекомендации.
Чем руководствуются фармацевтические работники в своих рекомендациях / What guides pharmaceutical workers in their recommendations
Критерии выбора / Selection criteria
Как фактор выбора рекомендуемого товара, 88,0 % опрошенных указали эффективность и 70,0 % - безопасность лекарственного препарата. Эффективность и безопасность не принимали во внимание 11 опрошенных (7 фармацевтов и 4 провизора), все со стажем работы от 5 до 25 лет, представлявших различные аптечные организации.
Источники знаний / Source of knowledge
Среди источников знаний об эффективности и безопасности препаратов наиболее значимым оказался личный опыт - на него опираются 88,7 % респондентов (рис. 3). С одной стороны, поскольку в анкетировании принимали участие женщины, это не удивительно; с другой стороны, с учетом постоянного
23
,3
50,0
5,3
44,0
70,0
82
34,7
28,0
74,0
88,7
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
%
Рисунок 3. Источники информации о товарах, рекомендуемых аптечными работниками. Figure 3. Sources of information regarding pharmacy worker-recommended products.
a4
СЯ rift
О
СЯ
4»
ä о:
y ^
n
ft n О
I—'
0 g
» a
n a
R
ft p
h
о a u 0 riM •
0 n
обновления ассортимента личный опыт может подталкивать к принятию не самых верных решений без учета индивидуальных особенностей продавца и покупателей. Например, рекомендация формы вагинального контрацептива (свечи, таблетки) зависит в том числе от состояния слизистой, т. е. степени сухости во влагалище, а этот показатель может значительно различаться у двух женщин. Отзывами покупателей (как источником информации) в оценке лекарственных препаратов и товаров аптечного ассортимента руководствуется 82,0 % опрошенных. Третьим по значимости источником информации являются фармацевтические школы, лекции и семинары, проводимые компаниями-производителями (их отметили 74,0 %). Визиты представителей фармацевтических компаний являются источником знаний для 70,0 % респондентов, и 44,0 % фармацевтических работников воспринимают как источник информации рекламные материалы компаний-производителей. На знания, полученные в вузе и колледже, ориентируются только 28,0 % опрошенных (как правило, фармацевтические работники, имеющие стаж работы менее 5 лет). Несмотря на существующую в РФ непрерывную систему последипломного образования фармацевтических работников, знания, полученные при обучении по программам повышения квалификации, при консультировании и информировании пациенток, приобретающих товары для сохранения и восстановления репродуктивного здоровья, являются основой для принятия решения только у 34,7 % респондентов. Возможно, это связано с недостаточной информацией о товарах для поддержания репродуктивного здоровья в программах повышения квалификации. Самостоятельно в поисках информации изучают интернет 23,3 %, а читают специальную литературу 50,0 % опрошенных. Наименьшим доверием пользуется телевизионная реклама - ее используют в своей работе как источник информации о свойствах препаратов только 15,3 % респондентов.
Проблемы фармацевтического консультирования / Problems of pharmaceutical counseling
Всеобщий доступ к услугам по охране сексуального и репродуктивного здоровья является ключом к повышению качества жизни всех людей без исключения, что требует обеспечения всеобщего доступа к услугам в области охраны сексуального и репродуктивного здоровья и к реализации репродуктивных прав [16].
В 2006 г. под эгидой Всемирной организации здравоохранения было опубликовано пособие «Развитие фармацевтической практики. Фокус на пациента», в котором отмечалось, что работа аптек должна включать не только собственно фармацевтическую деятельность. Роль фармацевта эволюционировала от роли компаньона и поставщика фармацевтических продуктов к роли поставщика услуг и информации и,
в конечном счете, роли поставщика услуг по уходу за пациентами. Все чаще задача фармацевта состоит в том, чтобы обеспечить соответствующее указание лекарственной терапии, наиболее эффективной, доступной, наиболее безопасной и удобной для пациента. Современные фармацевты имеют академическую подготовку и выступают в качестве специалистов в области здравоохранения [17].
Мировая практика фармацевтического консультирования и роль фармацевтических работников в процессе лечения во многом зависят от правового поля государства и значительно различаются в разных странах [18].
В настоящее время в России фармацевтическое консультирование является обязательным компонентом работы в аптеке, что закреплено приказом Министерства здравоохранения РФ № 647н от 31.08.2016. Согласно этому документу фармацевтическое консультирование относится к основным производственным функциям фармацевтических работников. При составлении должностных инструкций фармацевтических работников эту функцию необходимо включать в раздел «Обязанности». Потребитель вправе запросить информацию не только о порядке применения товаров аптечного ассортимента, способах приема, режимах дозирования, правилах их хранения в домашних условиях, но и о терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей [4]. С одной стороны, это позволяет пациенту прояснить вопросы, оставшиеся после врачебного назначения препаратов, что приводит к повышению качества лечения. С другой стороны, многие пациенты вместо абстрактной информации о терапевтическом действии и противопоказаниях желают получить конкретную рекомендацию: какой препарат поможет в той или иной ситуации обратившемуся в аптеку. В такой ситуации ответственность фармацевтов и провизоров резко возрастает.
Большинство исследований, посвященных фармацевтическому консультированию, традиционно описывают продажи препаратов безрецептурного отпуска [2, 5, 19, 20]. Обучение в рамках повышения квалификации на базе вузов и колледжей также зачастую направлено на изучение этих групп лекарственных средств. В то же время, как следует из результатов нашего исследования, посетителей аптек часто интересуют вопросы, связанные с препаратами, продающимися по рецепту врача. Как было показано в исследовании, посвященном продажам антибактериальных средств, являющихся рецептурными препаратами, посетители аптек приобретали антибактериальные препараты по назначению врача только в 59,5 % случаев. Кроме того, большинство посетителей аптек (84,4 %) отметили, что периодически приобретают антибиотики без назначения врача [21].
В настоящем исследовании мы показали, что доста-
о
CD т Ci CD
0
m
п: s
1 го m о го
.о ^
о с
о
S
п: ^
0
CD т го
1
го ГО I
CD Ci С
CD X
D W
CD С
ГО
го о
го
I
го т
го
^
о
го £
-О
Ю
ГО
п:
£ ^ ? о
о
CD т Ci CD
О
точно большое количество фармацевтических работников постоянно сталкиваются с проблемами консультирования пациентов относительно лекарственных препаратов, которые не могут быть отпущены без рецепта. Мы не задавали вопрос, что делал фармацевт в подобной ситуации: предоставлял информацию о лекарственном препарате, но не продавал его, направляя за рецептом к врачу (как полагается в соответствии с законодательством), или все-таки отпускал препарат, предоставляя пациенту помощь, одновременно обеспечивая прибыль аптеке. Подобный вопрос мы посчитали провокационным и невалидным, так как все респонденты знали правила отпуска лекарственных средств.
В одной из работ, посвященной совершенствованию фармацевтического консультирования посетителей аптек, было показано, что подавляющее большинство фармацевтических специалистов (92,0 %) не пользуются профессиональными знаниями или пользуются не в полной мере [22]. В нашем исследовании установлено, что в силу источников информации, в ряде ситуаций уровень использования знаний не может быть достаточно высоким. Несмотря на то что аптечный работник пытается обеспечить максимально качественную помощь пациентке, рекомендуя наиболее, по его мнению, эффективные и безопасные лекарственные средства, сам выбор может быть основан на неверной информации. Таким образом, проблема фармацевтических работников не столько в неумении использовать профессиональные знания, сколько в их отсутствии.
Заключение / Conclusion
Анализ полученных данных показывает, что фармацевтические работники проводят фармацевтическое консультирование пациенток по широкому кругу вопросов, в том числе выходящих за пределы их компетенций. Некоторые ситуации (например, лечение мастопатии, подбор оптимального контрацептива) требуют обязательной консультации врача.
Широкое использование источников информации, не соответствующих подходам доказательной медицины (отзывы покупателей, личный опыт, маркетинговая деятельность фармацевтических компаний), способствует формированию искаженных представлений о возможностях современной медицины и может способствовать ненадлежащему качеству фармацевтического консультирования и информирования.
Целесообразно, чтобы к разработке и проведению программ повышения квалификации привлекались не только лица с фармацевтическим образованием, традиционно преподающие в рамках повышения квалификации фармацевтов и провизоров, но и в обязательном порядке специалисты акушеры-гинекологи. После введения подобной практики в подготовку фармацевтических работников, вероятно, следует допустить продажу средств экстренной контрацепции работником аптеки, как это существует в ряде стран мира. Повышение знаний фармацевтов и провизоров в области акушерства и гинекологии является необходимой социально значимой задачей.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ ARTICLE INFORMATION
Поступила: 22.01.2020. В доработанном виде: 20.03.2020. Received: 22.01.2019. Revision received: 20.03.2020.
Принята к печати: 04.06.2020. Опубликована: 30.10.2020. Accepted: 04.06.2020. Published: 30.10.2020.
Вклад авторов Author's contribution
Все авторы принимали равное участие в сборе, анализе и интерпретации данных. All authors participated equally in the collection, analysis and interpretation of the data.
Все авторы прочитали и утвердили окончательный вариант рукописи. All authors have read and approved the final version of the manuscript.
Конфликт интересов Conflict of interests
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interest.
Финансирование Funding
Авторы заявляют об отсутствии финансирования. The authors declare no funding.
Согласие респондентов Respondent consent
Получено. Obtained.
Одобрение этического комитета Ethics approval
Не требуется. Not required.
Политика раскрытия данных Data disclosure policy
Данные об отдельных участниках, лежащие в основе результатов, могут быть представлены после деидентификации (текст, таблицы, рисунки и приложения). Предложения должны быть направлены на почтовый ящик [email protected]. Чтобы получить доступ, лица, запрашивающие данные, должны будут подписать соглашение о доступе к данным. Individual participant's data underlying the results can be presented after deidentification (text, tables, figures, and appendices). Proposals should be directed to [email protected]. To gain access, data requestors will need to sign a data access agreement.
Происхождение статьи и рецензирование Provenance and peer review
Журнал не заказывал статью; внешнее рецензирование. Not commissioned; externally peer reviewed.
О ь
СЛ rift ri-Н
М«
О
СЛ
ч»
У я*
n
ft о
О
1—1
о g
» a
n а
R
ft p
*
о а u 0 riM •
0 n
Литература:
4
Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/6. [Дата доступа: 20.01.2020]. Антропова Г.А., Иванова М.А. Фармацевтическое консультирование. Мнение потребителей лекарственных средств о роли аптек. Символ науки. 2016;(5-3):202-6.
Шилова Л. С. Практики самолечения российского населения. Культурное наследие России. 2014;(2):61-5. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 № 45113). Минздрав России, 2017. 21 с. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/files/22140. [Дата доступа: 20.01.2020].
5. Григорьева И.А., Егорова С.Н., Ахметова Т.А., Бакаева Д.И. Фармацевтическое консультирование гериатрических пациентов: изучение информационных потребностей аптечных работников «первого стола». Вестник современной клинической медицины. 2019;12(4):14-9. https://doi.org/10.20969/VSKM.2019.12(4).14-19.
6. Bitew A., Abebaw Y. Vulvovaginal candidiasis: species distribution of Candida and their antifungal susceptibility pattern. BMC Women's Health. 2018;18(1):94. https://doi.org/10.1186/s12905-018-0607-z.
7. Пестрикова Т.Ю., Юрасова Е.А., Котельникова А.В. Вульвовагиналь-ный кандидоз: современный взгляд на проблему. РМЖ. Мать и дитя. 2017;25(26):1965-70.
8. Прилепская В.Н., Кира Е.Ф., Аполихина И.А. и др. Клинические рекомендации по диагностике и лечению заболеваний, сопровождающихся патологическими выделениями из половых путей женщин. М.: РОАГ, 2019. 57 с. Режим доступа: https://minzdrav. midural.ru/uploads/19.pdf. [Дата доступа: 20.01.2020].
9. Bauza-Amengual M.L., Esteva M., Ingla-Pol M. et al. Discourses on the postcoital pill in young women. BMC Public Health. 2018;18(1):803. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5691-3.
10. Moore A., Ryan S., Stamm C. Seeking emergency contraception in the United States: a review of access and barriers. Women Health. 2019;59(4):364-74. https://doi.org/10.1080/03630242.2018.1487905.
11. Wong K., Hum S., McCarthy L., Dunn S. Beyond plan B: a qualitative study of Canadian pharmacists' emergency contraception counselling practices. J Obstet Gynaecol Can. 2017;39(11):1021-7. https://doi.org/10.1016/jjogc.2017.04.042.
12. Dodds L., Katusiime B., Shamim A. et al. An investigation into the number and nature of the urgent care consultations managed and referred by community pharmacists in South-East England. Prim Health Care Res Dev. 2020;21(e5):1-7. https://doi.org/10.1017/S1463423620000031.
13. Wilkinson T.A., Rafie S., Clark P.D. et al. Evaluating community pharmacy responses about levonorgestrel emergency contraception by mystery caller characteristics. JAdolesc Health. 2018;63(1):32-6. https://doi.org/10.1016/jjadohealth.2017.11.303.
14. Haag M., Gudka S., Hersberger K.E., Arnet I. Do Swiss community pharmacists address the risk of sexually transmitted infections during a consultation on emergency contraception? A simulated patient study. Eur JContraceptReprodHealth Care. 2019;24(5):407-12. https://doi. org/10.1080/13625187.2019.1661377.
15. Филиппова О.В., Черкасова Н.Ю. Потребительские предпочтения при дисменорее. Фармация. 2012;(1):22-6.
16. Информационный бюллетень о ЦУР - Сексуальное и репродуктивное здоровье (задачи ЦУР 3.7 и 5.6). Европейское региональное бюро ВОЗ, 2017. 10 c. Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/ health-topics/Life-stages/sexual-and-reproductive-health/ publications/2017/fact-sheet-on-the-sdgs-sexual-and-reproductive-health-2017. [Дата доступа: 20.01.2020].
17. Wiedenmayer K., Summers R.S., Mackie C.A. et al. Developing pharmacy practice. A focus on patient care. Handbook - 2006 Edition. WHO: Geneva, 2006. 97 s. Available at: https://www.fip.org/files/fip/ publications/DevelopingPharmacyPractice/ DevelopingPharmacyPracticeEN.pdf. [Accessed: 20.01.2020].
18. Соболева М.С., Амелина И.В. Мировая практика осуществления профессиональных функций фармацевтических работников. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017;152-8. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovaya-praktika-osuschestvleniya-professionalnyh-funktsiy-farmatsevticheskih-rabotnikov. [Дата доступа: 20.01.2020].
19. Петрова С.В., Кононова С.В., Пономарева А.А. и др. Фармацевтическое консультирование: эффективность и безопасность. Ремедиум. 2019;(11):40-6. https://doi.org/10.21518/1561-5936-2019-11-40-46.
20. Langer B., Kunow C. Do north-eastern German pharmacies recommend a necessary medical consultation for acute diarrhoea? Magnitude and determinants using a simulated patient approach. F1000Res. 2019;8:1841. https://doi.org/10.12688/f1000research.21045.1.
21. Решетько О.В., Якимова Ю.Н. Фармакоэпидемиологическое исследование взаимодействия пациента и фармацевтического работника при отпуске антибиотиков в аптеке. Клиническая микробиология и антимикробная химиотерапия. 2017;19(3):255-9.
22. Чеснокова Н.Н, Кононова С.В., Петрова С.В. Совершенствование фармацевтического консультирования посетителей аптек при выборе средств консервативной терапии варикозной болезни нижних конечностей (без язв и воспалений). Кубанский научный медицинский вестник. 2017;24(3):120-7.
J
О CD т Ci CD
0
m
п: s
1 го m о го .о
о с
ё 2
п: ч* i
0 €
ф © Z о
ГО ч=
1 .Е
го
га Го
S £
Ф о
о. JZ
! 5
■ Ю
тк
^ ю
СТ I О СП
ф с
го
го о
References:
1. Demographic policy of the Russian Federation for the period until 2025. [Demograficheskaya politika Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda]. (In Russ.). Available at: https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/6. [Accessed: 20.01.2020].
2. Antropova G.A., Ivanova M.A. Pharmaceutical counseling. Consumer opinion about the role of drugs pharmacies. [Farmacevticheskoe konsul'tirovanie. Mnenie potrebitelej lekarstvennyh sredstv o roli aptek]. Simvolnauki. 2016;(5-3):202-6. (In Russ.).
3. Shilova L.S. Practice of self-treatment of the Russian population. [Praktiki samolecheniya rossijskogo naseleniya]. Kul'turnoe nasledie Rossii. 2014;(2):61-5. (In Russ.).
4. Order of the Ministry of Health of Russia of August 31, 2016 № 647h «On approval of the Rules of Good Pharmacy Practice of Medicines for Medical Use» (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 09.01.2017 № 45113). [Prikaz Minzdrava Rossii ot 31.08.2016 № 647n «Ob utverzhdenii Pravil nadlezhashchej aptechnoj praktiki lekarstvennyh preparatov dlya medicinskogo primeneniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 09.01.2017 № 45113)]. Minzdrav
Rossii, 2017. 21 s. (In Russ.). Available at: https://minjust.consultant.
ru/files/22140. [Accessed: 20.01.2020].
Grigorieva I.A., Egorova S.N., Akhmetova T.A., Bakaeva D.I.
Pharmaceutical counseling in geriatric patients: study of retail
pharmacist informational needs. [Farmacevticheskoe konsul'tirovanie
geriatricheskih pacientov: izuchenie informacionnyh potrebnostej
aptechnyh rabotnikov «pervogo stola»]. Vestnik sovremennoj
klinicheskojmediciny. 2019;12(4):14-9. (In Russ.).
https://doi.org/10.20969/VSKM.2019.12(4).14-19.
Bitew A., Abebaw Y. Vulvovaginal candidiasis: species distribution of
Candida and their antifungal susceptibility pattern. BMC Women's
Health. 2018;18(1):94. https://doi.org/10.1186/s12905-018-0607-z.
Pestrikova T.Yu., Yurasova E.A., Kotelnikova A.V. Vulvovaginal
candidiasis: modern look atn the problem. [Vul'vovaginal'nyj kandidoz:
sovremennyj vzglyad na problem]. RMZh. Mat' i ditya.
2017;25(26):1965-70. (In Russ.).
Prilepskaya V.N., Kira E.F., Apolikhina I.A. et al. Clinical
recommendations for diagnosis and treatment of diseases
ГО I
ro т ro
о
ro £
-й
Ю
ro
к s
0
.
Ф
m ■
Ф
1
.
Ф
к ro i i
о
CD т
CD
О
accompanied by pathological excretions from women genital tract. [Klinicheskie rekomendacii po diagnostike i lecheniyu zabolevanij, soprovozhdayushchihsya patologicheskimi vydeleniyami iz polovyh putej zhenshchin]. Moskva: ROAG, 2019. 57 s. (In Russ.). Available at: https://minzdrav.midural.ru/uploads/19.pdf. [Accessed: 20.01.2020].
9. Bauza-Amengual M.L., Esteva M., Ingla-Pol M. et al. Discourses on the postcoital pill in young women. BMC Public Health. 2018;18(1):803. https://doi.org/10.1186/s12889-018-5691-3.
10. Moore A., Ryan S., Stamm C. Seeking emergency contraception in the United States: a review of access and barriers. Women Health. 2019;59(4):364-74. DOI: 10.1080/03630242.2018.1487905.
11. Wong K., Hum S., McCarthy L., Dunn S. Beyond plan B: a qualitative study of Canadian pharmacists' emergency contraception counselling practices. J Obstet Gynaecol Can. 2017;39(11):1021-7. https://doi. org/10.1016/j.jogc.2017.04.042.
12. Dodds L., Katusiime B., Shamim A. et al. An investigation into the number and nature of the urgent care consultations managed and referred by community pharmacists in South-East England. Prim Health Care Res Dev. 2020;21(e5):1-7. https://doi.org/10.1017/S1463423620000031.
13. Wilkinson T.A., Rafie S., Clark P.D. et al. Evaluating community pharmacy responses about levonorgestrel emergency contraception by mystery caller characteristics. J Adolesc Health. 2018;63(1):32-6. https://doi.org/10.1016/jjadohealth.2017.11.303. Haag M., Gudka S., Hersberger K.E., Arnet I. Do Swiss community pharmacists address the risk of sexually transmitted infections during a consultation on emergency contraception? A simulated patient study. Eur J Contracept Reprod Health Care. 2019;24(5):407-12. https://doi.org/10.1080/13625187.2019.1661377. Filippova O.V., Cherkasova N.Yu. Consumer preferences in dysmenorrhea. [Potrebitel'skie predpochteniya pri dismenoree]. Farmaciya. 2012;(1):22-6. (In Russ.).
16. SDG Newsletter - Sexual and Reproductive Health (SDG targets 3.7 and 5.6). [Informacionnyj byulleten' o CUR - Seksual'noe i reproduktivnoe zdorov'e (zadachi CUR 3.7 i 5.6)]. Evropejskoeregional'noe byuro VOZ, 2017. 10 s. (In Russ.). Available at: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/sexual-and-reproductive-health/publications/2017/
14
15
fact-sheet-on-the-sdgs-sexual-and-reproductive-health-2017. [Accessed: 20.01.2020].
17. Wiedenmayer K., Summers R.S., Mackie C.A. et al. Developing pharmacy practice. A focus on patient care. Handbook - 2006 Edition. WHO: Geneva, 2006. 97 s. Available at: https://www.fip.org/files/fip/ publications/DevelopingPharmacyPractice/ DevelopingPharmacyPracticeEN.pdf. [Accessed: 20.01.2020].
18. Soboleva M.S., Amelina I.V. World practice of professional functions of pharmaceutical workers. [Mirovaya praktika osushchestvleniya professional'nyh funkcij farmacevticheskih rabotnikov]. Mediko-farmacevticheskijzhurnal «Pul's». 2017; 152-8. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7 mirovaya-praktika-osuschestvleniya-professionalnyh-funktsiy-farmatsevticheskih-rabotnikov. [Accessed: 20.01.2020].
19. Petrova S.V., Kononova S.V., Ponomareva A.A. et al. Pharmaceutical advice: efficacy and safety. [Farmacevticheskoe konsul'tirovanie: effektivnost' i bezopasnost']. Remedium. 2019;(11):40-6. (In Russ.). https://doi.org/10.21518/1561-5936-2019-11-40-46.
20. Langer B., Kunow C. Do north-eastern German pharmacies recommend a necessary medical consultation for acute diarrhoea? Magnitude and determinants using a simulated patient approach. F1000Res. 2019;8:1841. https://doi.org/10.12688/f1000research.21045.1.
21. Reshetko O.V., Yakimova Yu.N. A pharmacoepidemiological study of patient-pharmacist interaction in antibiotics' dispensing at a pharmacy. [Farmakoepidemiologicheskoe issledovanie vzaimodejstviya pacienta i farmacevticheskogo rabotnika pri otpuske antibiotikov v apteke]. Klinicheskaya mikrobiologiya i antimikrobnaya himioterapiya. 2017;19(3):255-9. (In Russ.).
22. Chesnokova N.N., Kononova S.V., Petrova S.V. Improving pharmaceutical counselling of pharmacies visitors choosing the methods of conservative treatment of varicose disease of the lower limbs (without ulcers and inflammation). [Sovershenstvovanie farmacevticheskogo konsul'tirovaniya posetitelej aptek pri vybore sredstv konservativnoj terapii varikoznoj bolezni nizhnih konechnostej (bez yazv i vospalenij)]. Kubanskijnauchnyjmedicinskij vestnik. 2017;24(3):120-7. (In Russ.).
Сведения об авторах:
Филиппова Ольга Всеволодовна - д.м.н., профессор кафедры промышленной фармации ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва, Россия. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9470-6335.
Пятигорская Наталья Валерьевна - д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой промышленной фармации ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), Москва, Россия. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4901-4625.
About the authors:
Olga V. Filippova - MD, Dr Sci Med, Professor, Department of Industrial Pharmacy, Sechenov University, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9470-6335.
Natalia V. Pyatigorskaya - MD, Dr Sci Pharm, Professor, Head of Department of Industrial Pharmacy, Sechenov University, Moscow, Russia. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4901-4625.
a4
СЛ rift
О
СЛ
G
y
n
ft n О
I—'
0 g
41 a
n a
R
ft p
n
о a u 0 riM •
0 n