УДК 930 ББК 63.1
Р.О. Филатов
Applied History в современной Германии: к истории развития направления
Статья посвящена возникновению и развитию applied history или «прикладной истории» в современной Германии, направлению имеющему корни в public history («публичной истории»). Уделяется внимание обстоятельствам, которые способствовали появлению прикладной истории и особенностям немецких реалий, определявших потребность в прикладной истории. Проводится обзор основных направлений прикладной истории в Германии и практики ее применения в интересах общества и частных лиц или организаций. Отдельно рассматриваются теоретические наработки немецких исследователей в области прикладной истории и некоторые дискуссионные вопросы, связанные со степенью самостоятельности данного направления. Кроме того, в статье дается информация о степени институциализации прикладной истории в Германии в рамках высших учебных заведений и исследовательских центров.
Ключевые слова: applied history, прикладная история, популяризация истории, historical marketing, Angewandte Geschichte, публичная история
Появление applied history («прикладной истории») стало результатом развития направления, связанного с практиками популяризации исторической науки - public history («публичной истории»).
Своими корнями и прикладная история, и публичная история уходят в американскую историческую науку, представители которой в 1960-1970-х гг., разрабатывая проблему популяризации новых исторических сюжетов (таких как, например, локальная история или история повседневности) среди американской публики, стремились сделать создаваемые ими нарративы доступными для восприятия широкой аудиторией [Benson et al. 1986, p. 16; Rosenzweig, Thelen 1998, p. 4; Cauvin 2016; Sayer 2015].
© Филатов Р.О., 2023
Тогда же возник вопрос и о практическом применении навыков, которое дает историческое образование, в публичной среде в ходе контактов профессиональных историков с общественными организациями, бизнесом, государственными структурами и пр. Теперь историки рассматривались не только как лица, действующие исключительно в рамках академической среды, но и в качестве консультантов, чьи компетенции могут быть полезны обществу [Rauthe 2009, p. 375].
Осознание этого факта привело к возникновению в США в 1970-х гг. первых университетских образовательных программ не только по публичной, но и по прикладной истории [Nießer, Tomann 2018, p. 13-14], что поспособствовало институциализации последней как отдельной дисциплины в рамках традиционной исторической науки.
Таким образом, американская прикладная история стала полноценной отраслью гуманитарного знания, которая позволила историкам выходить за рамки сферы сугубо академических исследований с целью практической деятельности во благо общества (например, в области политического консультирования) [Nießer, Tomann 2018, p. 14].
В дальнейшем прикладная и публичная история стали одним из направлений развития уже европейской исторической науки. В каждой из европейских стран развитие прикладной истории зависело от уровня развития местной исторической науки и энтузиазма исследователей. Прикладной истории это придавало свои черты, которые обусловливали разрабатываемую ею проблематику [Kaal, Lottum 2021, p. 141-148].
В этой связи достойным внимания видится пример немецкой прикладной истории (Angewandte Geschichte), на траектории развития которой оказали специфические тренды в германской исторической науке второй половины XX-XXI вв.
Перед тем, как перейти к обзору развития данного направления в Германии, необходимо определиться с определением термина «прикладная история» в немецкой исторической науке.
Несмотря на то что за последние годы в Германии были изданы отдельные научные труды именно по прикладной истории [Ackermann et al. 2011; Hardtwig, Schug 2009], часть немецких исследователей склонна относить и public history, и applied history к одной большой сфере междисциплинарных исследований, связанной с бытованием истории в публичной среде [Nießer, Tomann 2018, p. 23].
Также в контексте проблематики прикладной истории выделяется теория Йорна Рюсена, суть которой заключается в том, что public history и applied history, возникновение которых было ответом на возросший интерес общества к исторической науке, являются стороной одной медали, различаясь только по объектам изучения: первая рассматривает формы (бытования) истории, а вторая - тех,
кто в процессе ее бытования принимает участие (к таковым могут относиться отдельные люди, движения или институты) [Rüsen 2013].
По схожему принципу проводится различие между «публичными историками» (теми, кто осуществляет трансляцию и адаптацию исторического знания) и теми, кто занимается «прикладной историей» (т. е. создает условия для популяризации истории и модери-рует процесс трансляции адаптированного исторического знания) [Nießer, Tomann 2018, p. 25]. Хотя дискуссия о том, стоит ли отделять прикладную историю от публичной, ведется между исследователями и по сей день [Nießer, Tomann 2018, p. 21-24], их споры привели к появлению разных определений того, чем является прикладная история [Nießer, Tomann 2018, p. 18-21].
Из множества версий наиболее четкой представляется формулировка, предложенная исследователем Торстеном Логге, который отмечает что, как направление, прикладная история и ее инструментарий используются для репрезентации исторического знания при создании тематических фильмов, передач, театральных постановок и в рамках исторической реконструкции. В рамках процесса этой репрезентации прикладная история формирует пространство практического взаимодействия историков и с обществом, и с их коллегами из других гуманитарных наук [Logge 2016, p. 146-147].
В Германии прикладная история развивалась параллельно с публичной. На вторую большое влияние оказала дискуссия о методах репрезентации прошлого и т. н. «бум памяти» на фоне активной разработки приблематики коллективной памяти [Nießer, Tomann 2018, p. 11-12]. В свою очередь обращение к практическим вопросам данной репрезентации (в контексте интереса к прошлому не только со стороны общества, но и частных лиц или организаций) привело к формированию прикладной истории [Nießer, Tomann 2018, p. 13, 16].
Выделение прикладной истории в Германии в отдельное направление использования исторического знания в публичной среде было напрямую связано с «Новым историческим движением» (Neue Geschichtsbewegung). Оно стало результатом своеобразного протеста против а) исключительного права университетов на воспроизводство исторического знания, б) монополии и влияния государства на интерпретацию прошлого [Аккерман и др. 2012].
Также «Новое историческое движение» можно рассматривать как маркер, который свидетельствовал о растущем в Германии общественном интересе к истории в целом. Этот интерес, в свою очередь, вызвал отклик в кругах представителей немецкой исторической науки, что привело к формированию специфических практик немецкой Angewandte Geschichte. Как и в США, немецкие историки стали практиками не только в области сугубо научных исследований, но и в публичной сфере на почве взаимодействия с государственными,
частными и общественными структурами и обслуживания их интересов.
Говоря о примерах конкретных практик прикладной истории в Германии, следует упомянуть так называемый history marketing. History marketing стал полем взаимодействия историков и частного бизнеса, заинтересованного в написании корпоративной истории профессионалами.
Особенности практик «исторического маркетинга» рассматриваются, в частности, в коллективной работе исследователей Кристофа Корнелисена, Михаэля Зауэра и Винфрида Шульце, в которой уделяется внимание проблеме предоставления историками своеобразных сервисных услуг частным компаниям [Cornelißen et al. 2015]. Также «исторический маркетинг» в рамках прикладной истории исследуется в антологии, вышедшей в 2014 г. [Nießer, Tomann 2014]. Герхард Обермюллер и Томас Прюфер в статье "Aus Geschichten Geschäfte machen: Kleine Pragmatik des Historischen" («Превращение истории в бизнес: малая прагматика исторического») рассуждают о том, что, предоставляя свои услуги частным заказчикам, историки, таким образом, пробуждают у них интерес к прошлому так же как и у обычной публики [Obermüler, Prüfer 2014].
То есть в данном случае мы можем видеть как навыки, полученные историками в стенах университетов, используются ими для написания истории предпринимательства в интересах конкретных заказчиков. Одновременно такие исследования, относящиеся к applied history, демонстрируют приверженность университетским традициям создания нарративов по истории частного бизнеса [Neumann 2009, p. 94-95].
В русле прикладной истории в Западной Германии развивалась в 1970-х гг. практика открытых исторических семинаров. Она представляла собой внеуниверситетскую форму изучения истории участниками различных общественных организаций. От обычной популяризации истории ее отличало стремление приобщить граждан к истории повседневности для анализа исторического опыта конкретной социальной среды [Аккерман и др. 2012].
В наше время примером такого рода семинаров являются исследовательские программы «Института прикладной истории», расположенного во Франкфурте-на-Одере (Institut für angewandte Geschichte)1. Во Франкфурте-на-Одере они построены на проработке истории немецко-польского пограничья для выявления и формирования символов локальной истории, а также укрепления нынешних культурных и общественных связей по обе стороны границы и поощ-
1 Institut für angewandte Geschichte. URL: https://www.instytut.net/ (дата обращения 11.06.2023).
рения гражданских инициатив в этой сфере2. Кроме того, проекты «Института прикладной истории» выполняют задачу проработки травматичных сюжетов общей истории Польши и Германии, причем в контексте данных исследований сам «Институт» выступает «как источник идей, посредник и источник приобретения навыков исторической работы» [Аккерман и др. 2012].
Пример деятельности данного научного центра, таким образом, демонстрирует то, как прикладная история может действовать на межкультурном и - что важно - межнациональном уровнях в интересах местных сообществ и двух соседних государств.
Также современная Angewandte Geschichte продуктивно освоила сферу исторического консультирования. В частности, на т. н. аналитическом уровне репрезентации истории в сфере массмедиа немецкая прикладная история отвечает за корректное представление публике исторических сюжетов в рамках документального кино или театральных постановок [Zumhof 2020, p. 27]. Наряду с публичной историей прикладная история и опыт ее практик используются при издании научно-популярной литературы (на уровне книг и журналов), а также в выставочной деятельности [Zumhof 2020, p. 23].
По мере развития немецкой прикладной истории происходила ее постепенная институциализация, нацеленная не только на подготовку специалистов с соответствующими компетенциями, но и на разработку новых методов applied history в стенах новообразованных научных центров.
Так, например, учебная программа по прикладной истории Католического университета Айхштетта-Ингольштадта (с 2003 г.)3 готовит специалистов для работы в сфере образования [Nießer, Tomann 2018, p. 15].
Курс по прикладной истории читается в университете имени Людвига-Максимиллиана (г. Мюнхен)4. Организаторы связывают «изучение истории с активным конструированием настоящего и созданием будущего» [Nießer, Tomann 2018, p. 14].
Также в 2005-2017 гг. действовал Центр прикладной истории в Эрлангене (Zentrum für Angewandte Geschichte). Центр в Эрлангене был более «клиентоориентированным» и осуществлял подготовку истории семей и предприятий, профессиональное консультирова-
2 Institut für angewandte Geschichte. Projekte. URL: https://www.instytut.net/ category/projekte/projekte-vor-2010/ (дата обращения 11.06.2023).
3 Die Katholische Universität Eichstätt-Ingolstadt. URL: http://www.ku-eichstaett. de/Fakultaeten/GGF/fachgebiete/Geschichte/DidGesch/LehreundStudium/ geschichtskultur_vorstellung.de/ (дата обращения 29.05.2023).
4 Advanced Studies in Applied History: Zertifikatskurs und Führungskräfte seminar. URL: https://www.appliedhistory.geschichte.uni-muenchen.de/index.html/ (дата обращения 11.05.2023).
ние телевидения, разработку методической документации для архивов и пр.)5.
Воспроизводством специалистов и продвижением проектов по прикладной истории на межрегиональном и межгосударственном уровнях занимается франкфуртский «Институт прикладной истории», о котором говорилось выше.
Но пока - в сравнении с широким спектром аналогичных учебных программ и институций, связанных с публичной историей, - прикладная история в Германии сильно уступает по степени своей представленности в сфере высшего образования. Вероятно, отчасти эту ситуацию можно объяснить тем, что сами же немецкие исследователи, признавая существование прикладной истории наряду с публичной, так и не смогли до конца избавиться от желания рассматривать оба направления в тесной связи друг с другом и отмечают большую популярность термина «публичная история» в сравнении с термином «прикладная история» [Nießer, Tomann 2018, p. 21].
Тем не менее надо признать, что, несмотря на выявленные проблемы самостоятельности немецкой прикладной истории, она, как оригинальная область практики популяризации истории, продолжает развиваться в современной Германии. Уступая по степени популярности публичной истории, прикладная история смогла занять свою исследовательскую нишу в рамках немецкой исторической науки, найдя опору в лице отдельных научных центров. Ее междисциплинарный характер создает возможности для разработки проблем и сюжетов, имеющих общественную значимость.
Вместе с тем не до конца разрешенным является вопрос, связанный со взаимоотношениями между public history и applied history. Не отказывая прикладной истории в праве на существование, современные немецкие исследователи пока не определили степень ее самостоятельности, вводя ее в границы широкой сферы междисциплинарных исследований.
При этом, поскольку та же публичная история в современной Германии продолжает развиваться на теоретическом уровне и совершенствовать свой практический инструментарий, можно ожидать, что и траектория развития прикладной истории приведет к новым примерам проектов в этой области, а также даст ответы на некоторые теоретические вопросы в рамках данного направления.
5 Zentrum für Angewandte Geschichte. URL: https://www.zag.uni-erlangen.de/ (дата обращения 29.05.2023).
Applied History в современной Германии. Литература
Аккерман и др. 2012 - Аккерман Ф., Аккерман Я., Литтке А., Ниссер Ж., То-манн Ю. Прикладная история, или Публичное измерение прошлого // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2012. № 3 (83).
Ackermann et al. 2011 - Ackermann F., Ackermann J., Littke A., Nießer J., and Tomann J., "Diskussion Angewandte Geschichte: Ein neuer Ansatz?" Docupedia-Zeitgeschichte Begriffe, Methoden und Debatten der zeithistorischen Forschung, 2011.
Benson et al. 1986 - Benson S.P., Brief S., Rosenzweig R. Preface // Presenting the Past. Philadelphia, 1986. P. 11-24.
Cauvin 2016 - Cauvin T. Public History. A Textbook of Practice. New York, London: Routledge, 2016.
Cornelißen et al. 2015 - Cornelißen C., Sauer M., Schulze W. Geschichte in Wissenschaft und Unterricht // Angewandte Geschichte. 2015. № 66. P. 3-4.
Hardtwig, Schug 2009 - Hardtwig W., Schug A. History Sells!: Angewandte Geschichte als Wissenschaft und Markt. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2009.
Kaal, Lottum 2021 - Kaal H., van Lottum, J. Applied History: Past, Present, and Future // Applied History. Journal of Applied History. 2021. № 3 (1-2). P. 135-154.
Logge 2016 - Logge T. Public History in Germany: Challenges and Opportunities. German Studies Review. 2016. Vol. 39. № 1. P. 141-153.
Neumann 2009 - Neumann F. Geschichtsagenturen // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 2009. Vol. 60. № 2. P. 93-95.
Nießer, Tomann 2014 - Nießer J., Tomann J. Angewandte Geschichte: Neue Perspektiven auf Geschichte in der Öffentlichkeit. Schoeningh: Paderborn, 2014.
Nießer, Tomann 2018 - Nießer J., Tomann J. Public and Applied History in Germany: Just Another Brick in the Wall of the Academic Ivory Tower? // The Public Historian. 2018. Vol. 40. № 4. Р. 11-27.
Obermüler, Prüfer 2014 - Obermüller G., Prüfer T. Aus Geschichten Geschäfte machen: Kleine Pragmatik des Historischen // Angewandte Geschichte: Neue Perspektiven auf Geschichte in der Öffentlichkeit. Schoeningh: Paderborn, 2014. P. 77-96.
Rauthe 2009 - Rauthe S. Public History in den USA // Hardtwig W., Schütz E. (Hrsg.). History Sells! Angewandte Geschichte als Wissenschaft und Markt. Stuttgart, 2009. P. 372-380.
Rosenzweig, Thelen 1998 - Rosenzweig R., Thelen D. The Presence of the Past: Popular Uses of History in American Life. N. Y. 1998. P. 4.
Rüsen 2013 - Rüsen J. Historik: Theorie der Geschichtswissenschaft. Böhlau: Köln u.a., 2013.
Sayer 2015 - Sayer F. Public History: A Practical Guide. London: Bloomsbury, 2019.
Zumhof 2020 - Zumhof T. Historical culture, public history, and education in Germany and the United States of America. A comparative introduction to basic concepts and fields of research // Show, don't tell. Education and historical representations on stage and screen in Germany and the USA. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2020. P. 15-30.