Научная статья на тему 'Applied History в современной Германии: к истории развития направления'

Applied History в современной Германии: к истории развития направления Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
applied history / прикладная история / популяризация истории / historical marketing / Angewandte Geschichte / публичная история / applied history / applied history / popularization of history / historical marketing / Angewandte Geschichte / public history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филатов Роман Олегович

Статья посвящена возникновению и развитию applied history или «прикладной истории» в современной Германии, направлению имеющему корни в public history («публичной истории»). Уделяется внимание обстоятельствам, которые способствовали появлению прикладной истории и особенностям немецких реалий, определявших потребность в прикладной истории. Проводится обзор основных направлений прикладной истории в Германии и практики ее применения в интересах общества и частных лиц или организаций. Отдельно рассматриваются теоретические наработки немецких исследователей в области прикладной истории и некоторые дискуссионные вопросы, связанные со степенью самостоятельности данного направления. Кроме того, в статье дается информация о степени институциализации прикладной истории в Германии в рамках высших учебных заведений и исследовательских центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Applied history in modern Germany: to the history of the development of the direction

The article is devoted to the emergence and development of applied history in modern Germany, direction which has roots in public history. Attention is paid to the circumstances that contributed to the emergence of applied history and the peculiarities of the German realities that determined the need for applied history. The main trends of applied history in Germany and its application to society and individuals or organizations are reviewed. The theoretical developments of German researchers in the field of applied history and some discussion questions related to the degree of independence of this direction are considered separately. In addition, the article provides information on the degree of institutionalization of applied history in Germany in higher education institutions and research centres.

Текст научной работы на тему «Applied History в современной Германии: к истории развития направления»

УДК 930 ББК 63.1

Р.О. Филатов

Applied History в современной Германии: к истории развития направления

Статья посвящена возникновению и развитию applied history или «прикладной истории» в современной Германии, направлению имеющему корни в public history («публичной истории»). Уделяется внимание обстоятельствам, которые способствовали появлению прикладной истории и особенностям немецких реалий, определявших потребность в прикладной истории. Проводится обзор основных направлений прикладной истории в Германии и практики ее применения в интересах общества и частных лиц или организаций. Отдельно рассматриваются теоретические наработки немецких исследователей в области прикладной истории и некоторые дискуссионные вопросы, связанные со степенью самостоятельности данного направления. Кроме того, в статье дается информация о степени институциализации прикладной истории в Германии в рамках высших учебных заведений и исследовательских центров.

Ключевые слова: applied history, прикладная история, популяризация истории, historical marketing, Angewandte Geschichte, публичная история

Появление applied history («прикладной истории») стало результатом развития направления, связанного с практиками популяризации исторической науки - public history («публичной истории»).

Своими корнями и прикладная история, и публичная история уходят в американскую историческую науку, представители которой в 1960-1970-х гг., разрабатывая проблему популяризации новых исторических сюжетов (таких как, например, локальная история или история повседневности) среди американской публики, стремились сделать создаваемые ими нарративы доступными для восприятия широкой аудиторией [Benson et al. 1986, p. 16; Rosenzweig, Thelen 1998, p. 4; Cauvin 2016; Sayer 2015].

© Филатов Р.О., 2023

Тогда же возник вопрос и о практическом применении навыков, которое дает историческое образование, в публичной среде в ходе контактов профессиональных историков с общественными организациями, бизнесом, государственными структурами и пр. Теперь историки рассматривались не только как лица, действующие исключительно в рамках академической среды, но и в качестве консультантов, чьи компетенции могут быть полезны обществу [Rauthe 2009, p. 375].

Осознание этого факта привело к возникновению в США в 1970-х гг. первых университетских образовательных программ не только по публичной, но и по прикладной истории [Nießer, Tomann 2018, p. 13-14], что поспособствовало институциализации последней как отдельной дисциплины в рамках традиционной исторической науки.

Таким образом, американская прикладная история стала полноценной отраслью гуманитарного знания, которая позволила историкам выходить за рамки сферы сугубо академических исследований с целью практической деятельности во благо общества (например, в области политического консультирования) [Nießer, Tomann 2018, p. 14].

В дальнейшем прикладная и публичная история стали одним из направлений развития уже европейской исторической науки. В каждой из европейских стран развитие прикладной истории зависело от уровня развития местной исторической науки и энтузиазма исследователей. Прикладной истории это придавало свои черты, которые обусловливали разрабатываемую ею проблематику [Kaal, Lottum 2021, p. 141-148].

В этой связи достойным внимания видится пример немецкой прикладной истории (Angewandte Geschichte), на траектории развития которой оказали специфические тренды в германской исторической науке второй половины XX-XXI вв.

Перед тем, как перейти к обзору развития данного направления в Германии, необходимо определиться с определением термина «прикладная история» в немецкой исторической науке.

Несмотря на то что за последние годы в Германии были изданы отдельные научные труды именно по прикладной истории [Ackermann et al. 2011; Hardtwig, Schug 2009], часть немецких исследователей склонна относить и public history, и applied history к одной большой сфере междисциплинарных исследований, связанной с бытованием истории в публичной среде [Nießer, Tomann 2018, p. 23].

Также в контексте проблематики прикладной истории выделяется теория Йорна Рюсена, суть которой заключается в том, что public history и applied history, возникновение которых было ответом на возросший интерес общества к исторической науке, являются стороной одной медали, различаясь только по объектам изучения: первая рассматривает формы (бытования) истории, а вторая - тех,

кто в процессе ее бытования принимает участие (к таковым могут относиться отдельные люди, движения или институты) [Rüsen 2013].

По схожему принципу проводится различие между «публичными историками» (теми, кто осуществляет трансляцию и адаптацию исторического знания) и теми, кто занимается «прикладной историей» (т. е. создает условия для популяризации истории и модери-рует процесс трансляции адаптированного исторического знания) [Nießer, Tomann 2018, p. 25]. Хотя дискуссия о том, стоит ли отделять прикладную историю от публичной, ведется между исследователями и по сей день [Nießer, Tomann 2018, p. 21-24], их споры привели к появлению разных определений того, чем является прикладная история [Nießer, Tomann 2018, p. 18-21].

Из множества версий наиболее четкой представляется формулировка, предложенная исследователем Торстеном Логге, который отмечает что, как направление, прикладная история и ее инструментарий используются для репрезентации исторического знания при создании тематических фильмов, передач, театральных постановок и в рамках исторической реконструкции. В рамках процесса этой репрезентации прикладная история формирует пространство практического взаимодействия историков и с обществом, и с их коллегами из других гуманитарных наук [Logge 2016, p. 146-147].

В Германии прикладная история развивалась параллельно с публичной. На вторую большое влияние оказала дискуссия о методах репрезентации прошлого и т. н. «бум памяти» на фоне активной разработки приблематики коллективной памяти [Nießer, Tomann 2018, p. 11-12]. В свою очередь обращение к практическим вопросам данной репрезентации (в контексте интереса к прошлому не только со стороны общества, но и частных лиц или организаций) привело к формированию прикладной истории [Nießer, Tomann 2018, p. 13, 16].

Выделение прикладной истории в Германии в отдельное направление использования исторического знания в публичной среде было напрямую связано с «Новым историческим движением» (Neue Geschichtsbewegung). Оно стало результатом своеобразного протеста против а) исключительного права университетов на воспроизводство исторического знания, б) монополии и влияния государства на интерпретацию прошлого [Аккерман и др. 2012].

Также «Новое историческое движение» можно рассматривать как маркер, который свидетельствовал о растущем в Германии общественном интересе к истории в целом. Этот интерес, в свою очередь, вызвал отклик в кругах представителей немецкой исторической науки, что привело к формированию специфических практик немецкой Angewandte Geschichte. Как и в США, немецкие историки стали практиками не только в области сугубо научных исследований, но и в публичной сфере на почве взаимодействия с государственными,

частными и общественными структурами и обслуживания их интересов.

Говоря о примерах конкретных практик прикладной истории в Германии, следует упомянуть так называемый history marketing. History marketing стал полем взаимодействия историков и частного бизнеса, заинтересованного в написании корпоративной истории профессионалами.

Особенности практик «исторического маркетинга» рассматриваются, в частности, в коллективной работе исследователей Кристофа Корнелисена, Михаэля Зауэра и Винфрида Шульце, в которой уделяется внимание проблеме предоставления историками своеобразных сервисных услуг частным компаниям [Cornelißen et al. 2015]. Также «исторический маркетинг» в рамках прикладной истории исследуется в антологии, вышедшей в 2014 г. [Nießer, Tomann 2014]. Герхард Обермюллер и Томас Прюфер в статье "Aus Geschichten Geschäfte machen: Kleine Pragmatik des Historischen" («Превращение истории в бизнес: малая прагматика исторического») рассуждают о том, что, предоставляя свои услуги частным заказчикам, историки, таким образом, пробуждают у них интерес к прошлому так же как и у обычной публики [Obermüler, Prüfer 2014].

То есть в данном случае мы можем видеть как навыки, полученные историками в стенах университетов, используются ими для написания истории предпринимательства в интересах конкретных заказчиков. Одновременно такие исследования, относящиеся к applied history, демонстрируют приверженность университетским традициям создания нарративов по истории частного бизнеса [Neumann 2009, p. 94-95].

В русле прикладной истории в Западной Германии развивалась в 1970-х гг. практика открытых исторических семинаров. Она представляла собой внеуниверситетскую форму изучения истории участниками различных общественных организаций. От обычной популяризации истории ее отличало стремление приобщить граждан к истории повседневности для анализа исторического опыта конкретной социальной среды [Аккерман и др. 2012].

В наше время примером такого рода семинаров являются исследовательские программы «Института прикладной истории», расположенного во Франкфурте-на-Одере (Institut für angewandte Geschichte)1. Во Франкфурте-на-Одере они построены на проработке истории немецко-польского пограничья для выявления и формирования символов локальной истории, а также укрепления нынешних культурных и общественных связей по обе стороны границы и поощ-

1 Institut für angewandte Geschichte. URL: https://www.instytut.net/ (дата обращения 11.06.2023).

рения гражданских инициатив в этой сфере2. Кроме того, проекты «Института прикладной истории» выполняют задачу проработки травматичных сюжетов общей истории Польши и Германии, причем в контексте данных исследований сам «Институт» выступает «как источник идей, посредник и источник приобретения навыков исторической работы» [Аккерман и др. 2012].

Пример деятельности данного научного центра, таким образом, демонстрирует то, как прикладная история может действовать на межкультурном и - что важно - межнациональном уровнях в интересах местных сообществ и двух соседних государств.

Также современная Angewandte Geschichte продуктивно освоила сферу исторического консультирования. В частности, на т. н. аналитическом уровне репрезентации истории в сфере массмедиа немецкая прикладная история отвечает за корректное представление публике исторических сюжетов в рамках документального кино или театральных постановок [Zumhof 2020, p. 27]. Наряду с публичной историей прикладная история и опыт ее практик используются при издании научно-популярной литературы (на уровне книг и журналов), а также в выставочной деятельности [Zumhof 2020, p. 23].

По мере развития немецкой прикладной истории происходила ее постепенная институциализация, нацеленная не только на подготовку специалистов с соответствующими компетенциями, но и на разработку новых методов applied history в стенах новообразованных научных центров.

Так, например, учебная программа по прикладной истории Католического университета Айхштетта-Ингольштадта (с 2003 г.)3 готовит специалистов для работы в сфере образования [Nießer, Tomann 2018, p. 15].

Курс по прикладной истории читается в университете имени Людвига-Максимиллиана (г. Мюнхен)4. Организаторы связывают «изучение истории с активным конструированием настоящего и созданием будущего» [Nießer, Tomann 2018, p. 14].

Также в 2005-2017 гг. действовал Центр прикладной истории в Эрлангене (Zentrum für Angewandte Geschichte). Центр в Эрлангене был более «клиентоориентированным» и осуществлял подготовку истории семей и предприятий, профессиональное консультирова-

2 Institut für angewandte Geschichte. Projekte. URL: https://www.instytut.net/ category/projekte/projekte-vor-2010/ (дата обращения 11.06.2023).

3 Die Katholische Universität Eichstätt-Ingolstadt. URL: http://www.ku-eichstaett. de/Fakultaeten/GGF/fachgebiete/Geschichte/DidGesch/LehreundStudium/ geschichtskultur_vorstellung.de/ (дата обращения 29.05.2023).

4 Advanced Studies in Applied History: Zertifikatskurs und Führungskräfte seminar. URL: https://www.appliedhistory.geschichte.uni-muenchen.de/index.html/ (дата обращения 11.05.2023).

ние телевидения, разработку методической документации для архивов и пр.)5.

Воспроизводством специалистов и продвижением проектов по прикладной истории на межрегиональном и межгосударственном уровнях занимается франкфуртский «Институт прикладной истории», о котором говорилось выше.

Но пока - в сравнении с широким спектром аналогичных учебных программ и институций, связанных с публичной историей, - прикладная история в Германии сильно уступает по степени своей представленности в сфере высшего образования. Вероятно, отчасти эту ситуацию можно объяснить тем, что сами же немецкие исследователи, признавая существование прикладной истории наряду с публичной, так и не смогли до конца избавиться от желания рассматривать оба направления в тесной связи друг с другом и отмечают большую популярность термина «публичная история» в сравнении с термином «прикладная история» [Nießer, Tomann 2018, p. 21].

Тем не менее надо признать, что, несмотря на выявленные проблемы самостоятельности немецкой прикладной истории, она, как оригинальная область практики популяризации истории, продолжает развиваться в современной Германии. Уступая по степени популярности публичной истории, прикладная история смогла занять свою исследовательскую нишу в рамках немецкой исторической науки, найдя опору в лице отдельных научных центров. Ее междисциплинарный характер создает возможности для разработки проблем и сюжетов, имеющих общественную значимость.

Вместе с тем не до конца разрешенным является вопрос, связанный со взаимоотношениями между public history и applied history. Не отказывая прикладной истории в праве на существование, современные немецкие исследователи пока не определили степень ее самостоятельности, вводя ее в границы широкой сферы междисциплинарных исследований.

При этом, поскольку та же публичная история в современной Германии продолжает развиваться на теоретическом уровне и совершенствовать свой практический инструментарий, можно ожидать, что и траектория развития прикладной истории приведет к новым примерам проектов в этой области, а также даст ответы на некоторые теоретические вопросы в рамках данного направления.

5 Zentrum für Angewandte Geschichte. URL: https://www.zag.uni-erlangen.de/ (дата обращения 29.05.2023).

Applied History в современной Германии. Литература

Аккерман и др. 2012 - Аккерман Ф., Аккерман Я., Литтке А., Ниссер Ж., То-манн Ю. Прикладная история, или Публичное измерение прошлого // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2012. № 3 (83).

Ackermann et al. 2011 - Ackermann F., Ackermann J., Littke A., Nießer J., and Tomann J., "Diskussion Angewandte Geschichte: Ein neuer Ansatz?" Docupedia-Zeitgeschichte Begriffe, Methoden und Debatten der zeithistorischen Forschung, 2011.

Benson et al. 1986 - Benson S.P., Brief S., Rosenzweig R. Preface // Presenting the Past. Philadelphia, 1986. P. 11-24.

Cauvin 2016 - Cauvin T. Public History. A Textbook of Practice. New York, London: Routledge, 2016.

Cornelißen et al. 2015 - Cornelißen C., Sauer M., Schulze W. Geschichte in Wissenschaft und Unterricht // Angewandte Geschichte. 2015. № 66. P. 3-4.

Hardtwig, Schug 2009 - Hardtwig W., Schug A. History Sells!: Angewandte Geschichte als Wissenschaft und Markt. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2009.

Kaal, Lottum 2021 - Kaal H., van Lottum, J. Applied History: Past, Present, and Future // Applied History. Journal of Applied History. 2021. № 3 (1-2). P. 135-154.

Logge 2016 - Logge T. Public History in Germany: Challenges and Opportunities. German Studies Review. 2016. Vol. 39. № 1. P. 141-153.

Neumann 2009 - Neumann F. Geschichtsagenturen // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht. 2009. Vol. 60. № 2. P. 93-95.

Nießer, Tomann 2014 - Nießer J., Tomann J. Angewandte Geschichte: Neue Perspektiven auf Geschichte in der Öffentlichkeit. Schoeningh: Paderborn, 2014.

Nießer, Tomann 2018 - Nießer J., Tomann J. Public and Applied History in Germany: Just Another Brick in the Wall of the Academic Ivory Tower? // The Public Historian. 2018. Vol. 40. № 4. Р. 11-27.

Obermüler, Prüfer 2014 - Obermüller G., Prüfer T. Aus Geschichten Geschäfte machen: Kleine Pragmatik des Historischen // Angewandte Geschichte: Neue Perspektiven auf Geschichte in der Öffentlichkeit. Schoeningh: Paderborn, 2014. P. 77-96.

Rauthe 2009 - Rauthe S. Public History in den USA // Hardtwig W., Schütz E. (Hrsg.). History Sells! Angewandte Geschichte als Wissenschaft und Markt. Stuttgart, 2009. P. 372-380.

Rosenzweig, Thelen 1998 - Rosenzweig R., Thelen D. The Presence of the Past: Popular Uses of History in American Life. N. Y. 1998. P. 4.

Rüsen 2013 - Rüsen J. Historik: Theorie der Geschichtswissenschaft. Böhlau: Köln u.a., 2013.

Sayer 2015 - Sayer F. Public History: A Practical Guide. London: Bloomsbury, 2019.

Zumhof 2020 - Zumhof T. Historical culture, public history, and education in Germany and the United States of America. A comparative introduction to basic concepts and fields of research // Show, don't tell. Education and historical representations on stage and screen in Germany and the USA. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2020. P. 15-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.