Научная статья на тему 'Аппаратно-программный комплекс для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники'

Аппаратно-программный комплекс для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
146
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И СПЕЦ-ТЕХНИКИ / МОНИТОРИНГ / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / РЕГИСТРАЦИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ / CAN-BUS / SAE J1939 / CANOPEN / VEHICLE DIAGNOSTICS / MONITORING / FORESTRY MACHINERY / TELEMETRIC DATA LOGGING

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Вороницын В. К., Рябов А. В., Лапин А. С., Шапкин А. Н.

Вороницын В.К., Рябов А.В., Лапин А.С., Шапкин А.Н. АППАРА ТНО -ПРО ГРА ММНЫЙ КОМЛЕКС ДЛЯ МОНИ ТОРИН ГА В УСЛОВИЯХ ИСПЫТАНИ Й И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАН СПОР ТНЫХ СРЕД СТВ И СПЕЦТЕХНИ КИ. Данная статья посвящена общему описанию аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники. Рассмотрены основные сценарии использования данного устройства для регистрации телеметрической информации от бортовой информационно-управляющей системы (БИУС).V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Вороницын В. К., Рябов А. В., Лапин А. С., Шапкин А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

oronitsyn V.K., Ryabov A.V., Lapin A.S., Shapkin A.N., THE UNIVERSAL PROCESS DATA LOGGER FOR CAN-BASED ONBOARD VEHICLE CONTROL SYSTEMS. This article is devoted to a basic overview of the Universal process data logger for CAN-based onboard vehicle control systems. This article provides basic description on using Universal process data logger for data acquisition from a CAN-based onboard vehicle control system.

Текст научной работы на тему «Аппаратно-программный комплекс для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

или CANopen. Таким образом, для подключения аппаратно-программного комплекса в данном случае рекомендуется использовать SAE J1939 о- CANopen шлюз.

Разработка графического интерфейса пользователя (комбинации приборов) выполняется средствами ПО RM Display Configurator.

Примерный вид графического интерфейса пользователя на этапе разработки представлен на рис. 4.

Пример визуализации текущего значения оборотов двигателя, полученного по CAN-bus, представлен на рис. 5.

Полученное значение технологического параметра может таким образом быть интерпретировано графически.

Библиографический список

1. CAN in Automation [Электронный ресурс] - URL: http://www.can-cia.org.

2. CAN-Expo [Электронный ресурс] - URL: http:// www.can-expo.ru.

3. RM Michaelides [Электронный ресурс] - URL: http://www.rmcan.com.

4. Марафон [Электронный ресурс] - URL: http:// www.marathon.ru.

5. НАТИ [Электронный ресурс] - URL: http://www. nati.bz.

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ МОНИТОРИНГА

в условиях испытаний и эксплуатации транспортных

средств и спецтехники

В.К. ВОРОНИЦЫН, проф. каф. УАПЛПКМГУЛ, канд. техн. наук,

А.В. РЯБОВ, инженер по применению ООО «Марафон»,

А.С. ЛАПИН, асп. каф. УАП ЛПК МГУЛ,

А.Н. ШАПКИН, асп. каф. УАП ЛПК МГУЛ

В настоящее время рациональный подход к использованию природных ресурсов актуален как никогда. Важным моментом является наличие тесной зависимости экономических показателей конкретного мероприятия от его обеспеченности оптимизационными решениями.

При эксплуатации лесозаготовительной техники одним из важных аспектов данного направления является организация надлежащего сервисного обслуживания. Эффективные мето-

voronitsyn@mgul. ac. ru; lapin@mgul. ac. ru ды эксплуатации лесозаготовительной техники характеризуются сменностью и высоким коэффициентом загрузки оборудования. С целью достижения оптимального уровня производительности возникает необходимость поисков способов минимизации простоев лесозаготовительной техники, обусловленных возможными неполадками. Таким образом, в данном случае затраты времени на выполнение регламентных работ в рамках программы сервисного обслуживания полностью окупаются за счет умень-

Рис. 5. Отображение текущего значения оборотов двигателя, полученного по CAN-bus (в режиме диагностики)

Необходимо отметить, что в современных системах организация информационного обмена между двигателем, коробкой передач, трансмиссией, гидравликой и прочими узлами выполняется в рамках стандарта SAE J1939. В то время как организация информационного обмена с дополнительным оборудованием (таким, как навесные устройства сельскохозяйственной техники или харвестерная головка лесозаготовительной машины) выполняется в рамках стандартов ISO11783 (ISOBUS)

104

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

шения вероятности внезапного выхода узлов лесозаготовительной техники из строя.

Однако использование такого подхода требует решения ряда дополнительных задач. Одной из них является прогнозирование предполагаемого момента времени для прохождения цикла регламентных процедур в рамках программы сервисного обслуживания. При использовании стандартных прогностических методов не учитывается реальное состояние отдельных узлов машины. Таким образом, определение момента времени для проведения сервисного обслуживания может быть выполнено в данном случае только на основе теоретических рекомендаций. Данные рекомендации предписывают выполнение регламентных работ через определенные фиксированные промежутки времени, далеко не всегда являясь оптимальным решением. Таким образом, возникает задача получения данных о реальном состоянии отдельных узлов и агрегатов единицы спецтехники.

Для решения данной задачи специалистами ООО «Марафон» по заказу ОАО НАТИ был разработан прототип аппаратнопрограммного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники. Назначение комплекса состоит в регистрации телеметрической информации от бортовой информаци-онно-управляющей системы (БИУС).

Мониторинг выполняется с целью объективного анализа функциональных процессов транспортных средств и спецтехники. Мониторинг может проводиться:

- в реальном масштабе времени;

- в ходе последующего углубленного изучения с использованием средств обработки данных.

Одним из важных аспектов исследований такого типа является инструментальный анализ надежности в реальных условиях эксплуатации. Ценность данных в том, что они получены на фоне загруженности основных элементов моторно-трансмиссионной установки и других агрегатов. Необходимо отметить, что для мониторинга доступны параметры, включенные в общее информационное пространство транспортного средства или единицы спецтехники.

Структурная схема, наглядно иллюстрирующая устройство аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники представлена на рис. 1.

Ядром аппаратно-программного комплекса является одноплатный компьютер на базе процессора ARM-9. Данный ПК оборудован следующими дополнительными модулями:

- модуль хранения данных на основе flash-накопителей типа Compact Flash (максимальный поддерживаемый объем flash-накопителя до 32 Гб);

- модуль для организации информационного обмена с использованием интерфейса Ethernet;

- интерфейсный мезонин с интерфейсами RS-232, RS-232 / RS-485, CAN (CAN1 SAE J1939, CAN2 ISO11783 ISOBUS);

- модуль для организации информационного обмена с использованием беспроводного интерфейса Wi-Fi (IEEE 802.11);

- модуль UPS (ИБП).

Пример интеграции аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники в существующую информационную систему единицы спецтехники представлен на рис. 2.

Необходимо отметить, что в современных системах организация информационного обмена между двигателем, коробкой передач, трансмиссией, гидравликой и прочими узлами выполняется в рамках стандарта SAE J1939. В то время как организация информационного обмена с дополнительным оборудованием (таким, как навесные устройства сельскохозяйственной техники или харвестерная головка лесозаготовительной машины) выполняется в рамках стандартов ISO11783 (ISOBUS) или CANopen.

Такой подход обусловлен наличием широкого спектра детально проработанных прикладных профилей, созданных в рамках соответствующих стандартов. Применение стандартизированных прикладных профилей позволяет существенно упростить адаптацию протокола информационного обмена к требованиям конкретного приложения.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

105

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

компьютер на ^ базе ARM-9 ^

Рис. 1. Устройство аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний

и эксплуатации транспортных средств и спецтехники

Рис. 2 Подключение аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники

Контроль за работой механизмов в реальных условиях эксплуатации

Контроль наработки и ремонт в полевых условиях

Контроль наработки и ремонт в условиях сервисного центра

Отправка информации на за вод-из готовит ель через Internet

Рис. 3. Сценарии использования аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники

106

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 4. Отображение информации в реальном масштабе времени

Рис. 5. Обработка данных с использованием Microsoft Excel

Широкий спектр различных возможностей применения аппаратно-программного комплекса для мониторинга в условиях испытаний и эксплуатации транспортных средств и спецтехники можно схематично представить в виде трех основных «сценариев». Данные «сценарии» использования аппаратнопрограммного комплекса представлены на рис. 3.

Контроль работы механизмов в реальных условиях эксплуатации может выполняться на основе получаемых данных средствами самой бортовой информационноуправляющей системы (БИУС) при наличии соответствующего аппаратно-программного обеспечения. А также дистанционно - при наличии ПК с предустановленным ПО и модулем организации информационного обмена с использованием беспроводного интерфейса Wi-Fi (IEEE 802.11).

Иллюстрация примерного вида информации, поступающей в реальном масштабе времени, представлена на рис. 4.

Использование данной схемы также позволяет осуществлять контроль наработки и выполнения диагностирования отдельных узлов в случае необходимости проведения ремонтных работ в полевых условиях.

При организации плановых регламентных работ по выполнению технического обслуживания транспортных средств и спецтехники в рамках сервисного центра

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.