Научная статья на тему 'АПОСТОЛ ПАВЕЛ В РИМЕ: ОТ СУДА ДО КАЗНИ'

АПОСТОЛ ПАВЕЛ В РИМЕ: ОТ СУДА ДО КАЗНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1094
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОСТОЛ ПАВЕЛ / РИМ / ИМПЕРАТОР / СУД / ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ / ИСПАНИЯ / ВТОРОЙ СУД / КАЗНЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Парфенов Виктор Николаевич

Автор рассматривает возможные версии, касающиеся заключительного периода жизни апостола Павла. Согласно одной из них, результатом апелляции Павла к императору стал смертный приговор апостолу, немедленно приведенный в исполнение. Другая, основанная на косвенных, но достаточно убедительных данных, предполагает оправдание в результате первого суда и возобновление апостолом миссионерской деятельности. Спустя несколько лет, после возвращения в Рим, он был схвачен - вероятно, в результате доноса - и приговорен к смерти по обвинению в государственной измене, причем римское гражданство Павла стало на этот раз отягчающим обстоятельством. При этом в достоверности традиции, утверждающей, что святой Павел был казнен на дороге из Рима в Остию, оснований сомневаться нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APOSTLE PAUL IN ROME: FROM TRIAL TO EXECUTION

The author considers possible versions of the fate of the Apostle Paul. According to one of them, the result of Paul's appeal to the Emperor was the death sentence of the apostle, which was immediately carried out. Another, based on indirect, but sufficiently convincing data, suggests the acquittal as a result of the first trial, and the resumption of the missionary activity of St. Paul. A few years later, after his return to Rome, he was captured, possibly as a result of a denunciation, and sentenced to death on charges of high treason, with Paul's Roman citizenship becoming an aggravating circumstance that time. The trustworthiness of the tradition, which asserts that St. Paul was executed on the road from Rome to Ostia, is beyond doubt.

Текст научной работы на тему «АПОСТОЛ ПАВЕЛ В РИМЕ: ОТ СУДА ДО КАЗНИ»

Раздел III. ИСТОРИЯ

Научная статья УДК 27-9+929

Для цитирования: Парфенов В.Н. Апостол Павел в Риме: от суда до казни // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 2 (17). С. 81-99. DOI: 10.56621/27825884_2022_17_81

Парфенов Виктор Николаевич,

доктор исторических наук, профессор кафедры Церковной истории Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г Саратов, ул. Мичурина, 92 vparfenov@.list.ru ORCID: 0000-0003-3612-0197

Апостол Павел в Риме от суда до казни

В.Н. ПАРФЕНОВ

Аннотация: Автор рассматривает возможные версии, касающиеся заключительного периода жизни апостола Павла. Согласно одной из них, результатом апелляции Павла к императору стал смертный приговор апостолу, немедленно приведенный в исполнение. Другая, основанная на косвенных, но достаточно убедительных данных, предполагает оправдание в результате первого суда и возобновление апостолом миссионерской деятельности. Спустя несколько лет, после возвращения в Рим, он был схвачен — вероятно, в результате доноса — и приговорен к смерти по обвинению в государственной измене, причем римское гражданство Павла стало на этот раз отягчающим обстоятельством. При этом в достоверности традиции, утверждающей, что святой Павел был казнен на дороге из Рима в Остию, оснований сомневаться нет. Ключевые слова: апостол Павел, Рим, император, суд, хронология событий, Испания, второй суд, казнь.

Прибыв с этапом узников в Рим, апостол Павел два года жил в столице в ожидании императорского суда как результата его апелляции к цезарю, то есть к правившему тогда императору Нерону. Когда все же состоялся суд над апостолом, в канонических текстах не сообщается. Проблема хронологии этих событий — одна из самых

© Парфенов В.Н., 2022.

сложных. Дело в том, что «хронологические маркеры в Деяниях все относительны; абсолютные даты отсутствуют полностью»1. Большинство исследователей сходится на том, что судебный процесс должен был состояться в период с конца 61-го по начало 63 года2.

О результате судебного процесса в Новом Завете сведений нет3, а существующие точки зрения можно условно свести к «пессимистическому» и «оптимистическому» вариантам. Согласно первому, пребывание апостола под стражей в Риме и суд имели место всего один раз, дело закончилось смертным приговором и казнью4.

Вариант «оптимистический» предполагает, что первый судебный процесс завершился оправданием Павла и освобождением его из-под стражи. В пользу этой точки зрения свидетельствует церковная традиция, резюмированная в сочинении Евсевия Кесарийско-го (БизеЬ. НЕ. II. 22. 2. 6—8; 24. 5—8). В нашем случае ключевую роль играет следующая фраза: «Затем, оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством» (БизеЬ. НЕ. II. 22. 2. Перев. М. Е. Сергеенко). Следует оговориться, что здесь, говоря о новом этапе миссионерских путешествий апостола, первый историк Церкви не указывает, как это он делает в других случаях, источник своей информации, а ссылается на устную традицию (Лоуод ех^). Следовательно, за достоверность самого факта автор не ручается.

Тем не менее большинство современных исследователей склоняется к тому, чтобы признать достоверность оправдания апостола Пав-

1 Humphries M. Early Christianity. London; New York, 2006. R 126.

2 См.: Болотов В.В. Гонение на христиан при Нероне // Христианское чтение. 1903. № 1. С. 65. Прим. 13; Ramsay WM. St. Raul the Traveler and Roman Citizen. 10th ed. London, 1907. R. 187; Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A.D. 62 // Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. R 22; Clarke G.W The origin and spread of Christianity // Cambridge Ancient History. 2nd ed. Cambridge, 2008. Vol. X. R 871; The Chronological Study Bible. New King James Version. Nashville etc., 2008. R 1359; Lampe R Roman Christians under Nero (54-68 C. E.). // A. Ruig, I. T rrech, J.M.G. Barclay, J. Frey (eds.). The Last Years of Raul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tbingen, 2015. R 117. Note 20; Shaw B.W The Myth of the Neronian Rersecution // Journal of Roman Studies. 2015. Vol. 105. R 77 f.

3 Предполагается, что когда святой Лука дописывал последние строки Деяний, результат суда еще не был известен (См.: Cassidy R.J. Christians and Roman Rule in the New Testament: new perspectives. New York, 2001. R 65; Clarke G.W. The origin and spread of Christianity. R 871).

4 Эта точка зрения обстоятельно, с разбором всех прямых и косвенных свидетельств, давно аргументирована в статье Дж. Макферсона: Macpherson J. Was there a Second Imprisonment of Raul in Rome? // American Journal of Theology. 1900. Vol. 4. No. 1. R. 23-48.

ла как результата его апелляции к императору. Некоторые пытаются восстановить картину первого суда. Многое здесь зависит от хронологии событий, которая, как уже отмечалось, может быть восстановлена только предположительно.

Сторонники оправдания Павла на первом судебном процессе связывают его освобождение с именем воспитателей и советников императора Нерона — Секста Афрания Бурра и Луция Аннея Сенеки. Так, С. Баккиокки указывает, что если сам Нерон присутствовал на суде, который, по общепринятой версии, состоялся в 62 году, его должны были сопровождать доверенные лица, формировавшие его consilium. При этом Бурр и Сенека играли ключевую роль («Neros key advisers»). В данном случае оба они могли оказать влияние на вынесение судом решения об оправдании Павла. Определенную роль, как отмечает исследователь, могло сыграть и то обстоятельство, что оппозиция, которую Павел встретил в Риме со стороны иудеев, должна была расположить к нему Сенеку, антииудейские чувства которого были общеизвестны (Augustin. De civ. Dei. VI. 11 )5.

Тот год в Риме был ознаменован многими громкими событиями, в том числе разводом Нерона с Октавией, дочерью императора Клавдия, ее ссылкой и последующим умерщвлением, новым браком Нерона с Поппеей Сабиной, смертью Бурра, вместо которого префектами претория были назначены Фений Руф и Офоний Ти-геллин. На этом фоне вполне ординарный (с точки зрения власти) судебный процесс над Павлом должен был пройти незамеченным, и неудивительно, что точная дата его осталась неизвестной.

Впрочем, то же касается и остальных вышеперечисленных событий, а между тем для анализа рассматриваемой проблемы установить хотя бы их последовательность принципиально важно, так как от этого зависит сама возможность того, что в слушании апелляции апостола могли участвовать Бурр и Сенека. Похоже, единственный выход из затруднения — следование хронологии Тацита, у которого убийство Педания Секунда относится к 61 году, затем, с указанием уже на новых консулов-эпонимов (62 год), сообщается о смерти Бурра, в результате которой Сенека утратил какое-либо

5 См.: Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A.D. 62. P 22.

влияние на Нерона, о разводе последнего с Октавией, новом браке Нерона с Поппеей Сабиной и об умерщвлении Октавии, голова которой была доставлена Поппее (Tac. Ann. XIV. 42 — 45; 51—52; 60-64)6.

Если Афраний Бурр умер в начале 62 года, причем до этого тяжело (следовательно, достаточно долго) болел (Tac. Ann. XIV. 51. 1), а сразу после его смерти Сенека утратил прежнее влияние (mors Burri infregit Senecaepotentiam. — XIV. 52. 1), то их участие в судебном процессе Павла, если он действительно приходится на этот год, представляется маловероятным или даже невозможным. С другой стороны, если суд состоялся раньше, то участие в нем обоих наставников Нерона вполне вероятно.

В любом случае, содержание вынесенного в адрес апостола вердикта неясно. Большинство исследователей «по умолчанию» предполагает полное оправдание подсудимого и его освобождение из-под стражи7. В отечественной историографии протоиерей Н. С. Никольский приводит три достаточно убедительных аргументы в пользу этого мнения:

1. В одном из заключительных стихов Деяний говорится: И жил Павел целых два года на своем иждивении (Деян. 28:30), следовательно, апостол был уже освобожден, иначе это произведение логично было завершить словами о его мученической смерти8.

2. Благоприятный исход суда диктовался самим ходом событий, поскольку суд у прокуратора Иудеи Феста завершился признанием

6 Ср.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. М., 1975. С. 288; Venning T. A Chronology of the Roman Empire. London, 2011. P. 437-439; Rohden P., von. Sex. Afranius Sex. F. Volt (inia) Burrus // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa u.a. Stuttgart, 1894. Bd. 1. Sp. 712 f.; Eck W Afranius [3] // Der neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1996. Bd. 1. Sp. 215. Источниковая база «Анналов» Тацита обширна и разнообразна, однако надо учесть, что работу над этим сочинением автор, видимо, не закончил и хронологические ошибки в нем встречаются. См.: Гревс И.М. Тацит. М.; Л., 1946. С. 143; Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги. М., 1981. С. 169.

7 По осторожному замечанию одного из сторонников данной точки зрения, «шансы на это высоки, но отнюдь не абсолютны» (Clarke G.W The origin... P 871).

8 Следует уточнить, что в 30-м, предпоследнем стихе заключительной (28-й) главы Деяний употреблены два глагола в индикативе аориста: |aévw («оставаться») в активном залоге и апо5ехоца1 («принимать») — в медиальном. В данном случае это так называемый суммарный аорист, обозначающий завершенное длительное или повторявшееся действие. См.: Соболевский С.И. Древнегреческий язык. М., 1948. С. 295; Славятинская М.Н. Учебник древнегреческого языка. М., 1996. Ч. 1. С. 193.

невиновности Павла, которая была подтверждена Агриппой II как компетентным представителем иудеев; суд императора не мог вынести диаметрально противоположного решения, так как на территории Римской империи действовали одни и те же правовые нормы.

3. Тогда в Риме еще не было враждебного отношения к христианам — оно возникло лишь после пожара 64 года, когда Нерон объявил его виновниками христиан.

Свою аргументацию автор заключает словами: «Следовательно, первые римские узы апостола Павла должны были окончиться его освобождением»9.

Сравнительно недавно было высказано мнение, которое можно считать разновидностью «оптимистического» варианта: приговор все же был обвинительным, но достаточно мягким: Павлу, возможно, было запрещено в течение пяти лет находиться в Риме и Италии, а также на родине, то есть в провинции Киликия, и, разумеется, в Иерусалиме и Иудее. Это позволило ему проповедовать Евангелие на Западе, в регионах, подобных Шзрата Таггасопепз18ю.

Для авторов статьи об апостоле Павле в «Энциклопедии античного христианства», вышедшей несколько лет назад, «кажется почти несомненным, что Павел после своего римского заключения продолжил миссионерскую деятельность...»11. В качестве доказательства они ссылаются на послания самого апостола, а также на письмо святого Климента Римского коринфянам. Попытаемся разобраться, какое количество достоверной информации об интересующем нас сюжете они содержат.

В послании Павла к римлянам недвусмысленно, причем дважды, выражается намерение апостола отправиться в Испанию (см.: Рим. 15:24, 28). Это послание было написано, когда святой Павел находился в Коринфе и собирался в Иерусалим, выражая желание после этого посетить Рим по пути в западные провинции (см.: Рим. 15:23). Но в Иерусалиме он подвергся нападению толпы иудейских фанатиков, был арестован римлянами, отправлен в Кесарию, где два года

9 Никольский Н., прот. Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы (к 1900-летию события) // ЖМП. 1960. № 1. С. 74.

10 См.: Marotta V St. Pauls Death. Roman Citizenship and summa supplicia. // A.Puig, I Tarrech, J.M.G. Barclay, J.Frey (eds.). The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tübingen, 2015. P 259 f.

11 Loi V, Amata B. Paulus, apostle. I. The man and his evangelic work. Encyclopedia of Ancient Christianity. 2014. Vol. 3. P. 99.

содержался в заключении, а после суда у прокуратора Феста был отправлен в Рим, где провел еще два года под домашним арестом, ожидая результата своей апелляции к императору. Если после этого он был освобожден, то, как полагает Валерио Маротта, мог посетить Испанию, куда давно собирался, но достоверной информации об этом нет.

В послании священномученика Климента Римского коринфянам (Clem. Rom. 1 Corinth. 5. 7) отмечено, что апостол Павел «дошел до границы Запада» (¿ni то тер^а т^д Ьиаеыд £Ä0wv), но это выражение слишком расплывчато и может обозначать не только Испанию, но и Галлию, Германию и даже Британию с Ирландией, которые, по представлениям древних, являлись западным рубежом ойкумены12.

К версии о том, что Павел все же проповедовал в Испании, склоняется З. Косидовский, который считает, что достоверных данных об этом не сохранилось по следующей причине: «Объяснением может служить бурная история Пиренейского полуострова, уничтожившая эти следы; набеги варварских племен, хаос после падения Римской империи, длительное господство мавров»13.

Однако надо учесть, что ко времени начала «бурной истории Пиренейского полуострова» Римская Церковь уже заявила о своем первенстве в христианском мире, а претензии эти основывались в первую очередь на том доводе, что именно Рим был местом проповеди и мученической смерти святых Петра и Павла14. Поэтому испанский священник Павел Орозий, автор известной «Истории против язычников», датируемой 416-417 годами15 говоря об апостоле (Oros. VII. 7. 10), просто обязан был хотя бы из чувства местного патриотизма упомянуть о его миссионерской деятельности в Испании, однако он этого не делает. Отсюда напрашивается заключение, что отсутствие у Орозия сведений о пребывании апостола Павла в Испании является не просто случайностью, а весомым свидетельством в пользу

12 О географических представлениях римлян в отношении этой части обитаемого мира см.: Том-сон Дж.О. История древней географии / Пер. с англ. М., 1953. С. 338; Дитмар А.Б. Рубежи ойкумены. М., 1973. С. 106.

13 Косидовский З. Сказания евангелистов / Пер. с польск. М.,1977. С. 140.

14 См.: White C. The Emergence of Christianity. Westport; London, 2007. P. 67 f.; Парфенов В.Н., Лобачева Г.В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина? // Центр и периферия. 2018. № 4. С. 26.

15 См.: Тюленев В.М. Павел Орозий и его «История против язычников». [Вступительная статья] // Павел Орозий. История против язычников. Кн. I — VII. СПб., 2004. С. 12.

того, что считать доказанным этот факт нельзя — тот случай, когда argumentum e silentio необходимо принимать во внимание.

Как бы то ни было, все источники, в большинстве своем позднего происхождения, сходятся на том, что деятельность святого Павла увенчалась его мученической смертью в Риме. Остается открытым вопрос, когда и по какой причине это произошло, если считать, что результатом апелляции к императору было его освобождение16.

Дату казни апостола Павла христианская традиция — впрочем, сформировавшаяся достаточно поздно — относит к 64 году и связывает ее с гонением Нерона на христиан, как и смерть апостола Петра на кресте. В науке же такого единообразия не наблюдается.

Дело в том, что, как образно выразился У. Рамсей, «ко времени второго суда над ним (апостолом Павлом. — Ред.) завеса, скрывающая его судьбу, становится почти непроницаемой»17. В этой связи нельзя не согласиться и с замечанием Б. Д. Эрмана: «Мы буквально буксуем из-за нашего скудного источникового материала»18.

При первом взгляде на источниковую базу особых оснований для такого пессимизма нет: существуют (правда, апокрифические) «Деяния Павла», «Мученичество Павла», «Деяния святых апостолов Петра и Павла», «Мученичество святых апостолов Петра и Павла», изобилующие живописными деталями и вполне доступные отечественному читателю19. Проблема только в том, что из достоверных фактов в них содержится лишь один — казнь Павла во времена Нерона20. Примечательно,

16 Так принято толковать слова апостола о том, что в результате первой его защиты он был спасен из львиной пасти: 'Ev т^ пршт^ цои anoAcryia... ¿ффиств^ ¿к сттоцатод Aravrog (2 Tim. 4:16—17).

17 Ramsay WM. St. Paul... p' 188.

18 Ehrman B.D. Peter, Paul, and Mary Magdalene: The Followers of Jesus in History and Legend. Oxford, 2006. P. 172.

19 См.: Скогорев А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. СПб., 2000. С. 60 — 116; Acta Apostolorum Apocrypha. Post C. Tischendorf denuo edd. R.A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae, 1891. P. 104 — 178; Elliot J. Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom // The Routledge Company to Early Christian Thought / Ed. D.J.L. Bingham. London; New York, 2010. P. 87-107.

20 «Хотя для этих произведений характерны многочисленные выдумки и налет сенсационности, мало сомнений в основном тезисе — что оба, Петр и Павел, были осуждены на смерть во время Нероновых гонений на христиан около 64-65 гг.» (McDonald L.M., Porter S.E. Early Christianity and its Sacred Literature. Peabody (Mass.), 2000. P. 317. Note 47).

По поводу такого апокрифа, как 'Acta Pauli", замечено, что это сочинение «представляет собой важное свидетельство для исследования идейной жизни христианской общины на рубеже II-III вв., но оно бесполезно, когда при реконструкции событий нужно отличить факты от небылиц» (Marotta V St. Pauls Death. P. 261 f.).

что Евсевий Кесарийский, первый историк Церкви, весьма лаконично сообщает об участи Павла, предпочитая в данном случае этими источниками не пользоваться, хотя об их существовании он знает.

Таким образом, самым ранним аутентичным свидетельством, прямо указывающим на мученическую смерть апостола, является письмо Римской Церкви христианской общине Коринфа, известное как Первое послание священномученика Климента Римского (1 Clem. 5. 7).

Датируется оно либо 95-96 годами21, либо менее определенно — «возможно, первой половиной II в.»22. В нем сообщается, что, распространив Благую Весть на Востоке и Западе, Павел затем, «засвидетельствовав истину перед властями, так покинул этот мир и удалился в святое место» (ка1 |дартирг|стад ¿nl xwv -qyou^evwv, оитыд ап^АЛауп той кост^ои, ка1 elg ayiov Tonov ¿порейОп). Нетрудно догадаться, что здесь подразумевается насильственная смерть апостола, что в большей степени подчеркнуто в латинском переводе23, а под «святым местом», конечно, надо понимать рай, уготованный для христианских мучеников.

Что касается даты второго суда, то большинство исследователей наиболее вероятной считает традиционную — 64 год24. Понятно, что такая точка зрения прямо связывает судьбу апостола Павла с Вели-

21 См.: Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959. С. 185; Ehrman B.D. Op. cit. P. 173. Весьма критически отнесся к возможности идентифицировать автора этого письма со св. Климентом Римским Э.Т. Меррилл, считавший, что этот автор жил «как минимум, во втором столетии», «явно отстоит далеко от поколения, которое видело апостолов» и, кроме самого факта их смерти, всю остальную информацию почерпнул «из лучше всего известных христианским читателям Деяний и Посланий». Поэтому, по мнению данного исследователя, привлекать этот источник к поддержке более поздней локальной традиции, относящейся к смерти Петра и Павла и местам их погребения в Риме, не имеет смысла (Merrill E.T. Essays in Early Christian History. London, 1924. P. 236 f.).

22 Jones C.P. The Historicity of the Neronian Persecution: A Response to Brent Shaw // New Testament Studies. 2017. Vol. 63. P. 147.

23 «et coram praefectis tamquam martyr testimonium dederat, sic e mundo migravit et in locum sanctum abiit...»

24 См.: Робертсон А. Указ. соч. С. 186; Moss C.R. Ancient Christian Martyrdom. Diverse Practices, Theologies, and Traditions. New Haven, 2012. P 96; Keresztes P The Imperial Roman Government and the Christian Church. I. From Nero to the Severi // Aufstieg und Niedegang der römischen Welt. 2. Principal Bd. 23. 1. Hbd. / Hrsg. v. H. Temporini u. W Haase. Berlin; New York, 1979. P. 255 («в 64 г. или позднее»); McDonald L.M, Porter S.E. Early Christianity. P 452 (in AD 64/65); White C. The Emergence of Christianity. P 11; Свенцицкая И.С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М., 2006. С. 36.

ким пожаром Рима и последующим гонением Нерона на христиан, которых император объявил поджигателями (Tac. Ann. XV 44).

Это мнение отнюдь не является бесспорным, поскольку в наиболее ранних источниках подобная связь не упоминается. Поэтому в некоторых работах суд и казнь Павла относят ко времени до Великого пожара Рима25. Некоторые ученые, напротив, считают, что, если учесть интервал в несколько лет между первым и вторым судом, то следует предпочесть датировку Евсевия — 67 или 68 год26. В новейшей же историографии все чаще скептически относятся к возможности привязать смерть святого Павла к событиям 64 года в столице Римской империи27.

Принято считать, что ко времени последнего тюремного заключения Павла относится его Второе послание к Тимофею28. Условия содержания отличались в худшую сторону от предыдущего пребывания в Риме под домашним арестом: апостол теперь ждет решения своей участи в тюрьме, оставленный всеми своими учениками и единомышленниками, кроме Луки и Онисифора (см.: 2 Тим. 1:15—17; 4:10). Он предчувствует неминуемую трагическую развязку: «Ибо я уже предназначен в жертву и настало время моей смерти» (¿y¿> yap anévbo^ai, ка1 ó Kaipog т]д ávaAúaewg ¿фест^ке) (2 Tim. 4:6).

Судя по тексту письма, апостол все же рассчитывал, что ожидание второго суда будет длительным: он просит Тимофея привезти из Троады (северо-запад Малой Азии) оставленную им там теплую

25 См.: Болотов В.В. Гонение на христиан... С. 65. Прим. 13 (лето — осень 62 г.); Shaw B.D. Op. cit. P. 78 (60—61 гг.; во всяком случае, не позже 63 г.); The Chronological Study Bible. P. 1359 («какое-то время между летом 62 г. и 64 г.»).

26 См.: Hagenbach K.R. Die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte. Vorlesungen. 2. Aufl. Leipzig, 1857. S. 82 f.; Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе, с приложениями. 4-е изд. Брюссель, 1989. С. 2159; Barnes T.D. Legislation against the Christians // Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. Pts. 1-2. P 35; Cook J.G. Roman Attitudes toward the Christians. From Claudius to Hadrian. Tübingen, 2010. P. 100. Евсевий отделяет пожар Рима в 64 г. от казни Петра и Павла в 68 г. и в «Хронике» (comp. Euseb. Chron. 265 F; 267 F). Но тем же 68 годом он датирует гонение Нерона на христиан, и эта путаница с хронологией уменьшает доверие к его сообщению: согласно общему мнению, гонение началось не позже осени 64 года.

27 См.: Библия. С. 2159; Clarke G.W The origin. P. 100; Marotta V St. Pauls Death. P 261; Van der Lans B., Bremmer J.N. Tacitus and the Persecution of the Christians: an Invention of Tradition? // Eirene. 2017. Vol. LIII. Fasc. I—II. P 315.

28 «Во время своего второго заключения, которое имело место около 67 г. по Р.Х. и было вызвано неожиданным гонением со стороны цезаря Нерона, он написал Второе послание к Тимофею, предвидя, что скоро должен претерпеть мученическую смерть за своего Господина» (Библия. С. 1072).

одежду, книги (см.: 2 Тим. 4:13) и захватить с собой Марка, который нужен ему для услужения (£UXQnaTOç £lç 5iaKOviav) (2 Тим. 4:11). Дождался ли он всего этого, неизвестно, как неизвестны и обстоятельства второго суда. Можно только предположить, что сама обстановка, в которой он проходил, не обещала апостолу ничего хорошего.

По сообщению блаженного Иеронима, святой Павел принял мученическую смерть «на четырнадцатом году правления Нерона» (quarto decimo Neronis anno) (Hieron. De vir. ill. 5. 10). Начало правления Нерона (dies imperii) — 13 октября 54 года, окончание — 9 июня 68 года29, следовательно, второй судебный процесс и казнь апостола относятся к промежутку времени между серединой октября 67 и началом июня 68 года.

После пожара Рима (64 год) и раскрытия заговора против Нерона (65 год) город стал царством страха. Император становился все более подозрительным, смертные приговоры всем, кого он подозревал в нелояльности, сыпались как из рога изобилия и немедленно приводились в исполнение. На этом фоне жизнь вторично привлеченного к суду иудейского проповедника, пусть даже и римского гражданина, ничего не значила.

Если последнее миссионерское путешествие апостола сопровождалось такими же конфликтами с местными иудейскими общинами и язычниками, как предыдущие (зная характер святого Павла, в этом, пожалуй, можно не сомневаться), а информация об этом должна была поступать от администраций этих провинций в Рим, в императорскую канцелярию, то существовавшее уже со времени первого суда «досье» Павла должно было значительно пополниться, причем не в его пользу.

В этой связи обращают на себя внимание слова апостола о кузнеце Александре (AAé^avbQoç о хаЛкеид), причинившем апостолу много зла (поЛЛа ^oi кака ¿vebei^axo) (2 Tim. 4: 14). В комментарии к этому стиху указывается: «Он, по-видимому, выступал на суде свидетелем против апостола, отлучившего его от Церкви»30. Можно пойти дальше и предположить, опираясь на основные значения упо-

29 См.: Kienast D. Römische Kaisertabelle. Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. 3. Aufl. Darmstadt, 2004. S. 96.

30 Библия... С. 2238.

требленного в послании глагола ¿v5£Íkvu^l31, что именно Александр был инициатором доноса, на основании которого апостол был схвачен и брошен в тюрьму по возвращении в Рим.

В чем его обвиняли на этот раз, можно догадаться. Иногда обвинительный приговор связывают с влиянием на Нерона его второй жены Поппеи Сабины, которая покровительствовала иудеям (Ios. Antt. XX. 195)32. Однако она умерла в начале лета 65 года33, поэтому в том случае, если суд состоялся в 67-м или 68 году, влияния на него никак оказать не могла. Скорее всего, на этот раз столичная община иудеев подготовилась к суду над своим ненавистным идеологическим противником более основательно, тогда как общая обстановка защите Павла не благоприятствовала: христиане после пожара Рима были вне закона.

На первом суде, полагал В.В. Болотов, «иудеи сами понимали, что чем меньше говорить о Христе пред трибуналом префектов, тем лучше. Христианство в смысле religio illicita во время суда над апостолом, вероятно, не было поставлено» (курсив В. В. Болотова — В. П.)34. Ко времени второго суда положение стало диаметрально противоположным. Павла, хотя и отсутствовавшего в Риме летом 64 года, можно было представить идейным вдохновителем поджигателей, а недостатка в квалифицированных юристах, способных (конечно, за достойную плату) выступить с таким обвинением, в столице не было, коль скоро таковой в свое время нашелся даже в Палестине.

Точно так же, как за несколько лет до того нанятый иудеями ритор Тертулл, выступая перед трибуналом прокуратора Иудеи Феста, главный акцент сделал на том, чтобы представить Павла виновным в инспирировании мятежа, то есть в государственной измене (см.: Деян. 24:5), так и теперь в столице, перед трибуналом префектов претория35, обвинители могли повторить этот риторический прием, только

31 «Показывать, доказывать; доносить на кого, обвинять кого-либо.» (Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М., 1991 (репринт 1899). Стб. 431.)

32 См.: Clarke G.W The origin. P 870; Bacchiochi S. Rome and Christianity... P 23.

33 См.: Kienast D. Op. cit. S. 99.

34 Болотов В.В. Указ. соч. С. 70.

35 Возможно, так следует понимать выражение coram praefectis латинского перевода Первого послания священномученика Климента коринфянам (5. 7).

доказательная база у них стала выглядеть гораздо более солидно — содержание проповедей и писем Павла при желании могло дать почву для такого рода обвинений36.

Если к этому присоединилась еще и принадлежность обвиняемого к «секте поджигателей», то смертный приговор был предопределен. Римское гражданство Павла в этом случае могло стать лишь отягчающим обстоятельством, на что, кажется, намекает Тертуллиан (Scorp. 15)37.

Даже если апостолу удалось опровергнуть обвинение в симпатии к поджигателям и соучастии в этом преступлении, «вторым и фатальным обвинением была государственная измена, доказательством чего стала враждебность к существующему общественному строю и подрыв авторитета императорской власти»38. Защитительная речь Павла на этот раз была сочтена неубедительной и противоречившей фактам, апеллировать к императору смысла не имело, тем более что он, скорее всего, отсутствовал в то время в Риме39.

По поводу казни святого Павла христианская традиция на редкость единодушна: как римский гражданин он был приговорен к отсечению головы40. Известно, что, согласно нормам римского уголовного права, в эпоху Принципата законным способом казни римских граждан было обезглавливание per gladium («посредством меча»)41.

Римских граждан, в отличие от рабов, в то время еще запрещалось подвергать пыткам. Они не должны были подвергаться и наиболее позорным видам казни: распятию на кресте, сожжению живьем, растерзанию зверями. В «Дигестах» специально подчеркивается, что меч

36 См.: Horsley R.A. (ed.) Paul and the Roman Imperial Order. Harrisburg; London; New York, 2004. P. 67-102, 155-183 (esp. 156, 182 f.).

37 «Положение апостола — римского гражданина, обвиняемого своими соплеменниками в том, что он чтит Бога не по иудейскому закону,— было еще менее устойчиво. И, может быть, ему предлагали оставить "ritus profani" окончательно и оправдать свое гражданство — принятием "римской религии", а за отказ от этого "facultas ad morem Romanorum redeundi" осудили его на смерть» (Болотов В.В. Указ. соч. С. 71).

38 Ramsay WM. St. Paul. P 189.

39 К 66-67 годам относится «артистическое турне» Нерона по Греции (см.: Halfmann H. Itinera principum. Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im R mischen Reich. Stuttgart; Wiesbaden, 1986. S. 176).

40 Подробный разбор источников на эту тему см.: Marotta V Op. cit. P 259 ff.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 «Таким образом, процедура ius militare военного времени распространялась и на гражданских лиц» (Marotta V. Op. cit. P. 264).

должен быть единственным орудием казни гражданина (Dig. XLVIII. 19. 8. 1) — это считалось наиболее достойным видом насильственной смерти. Смертный приговор приводился в исполнение по приказу магистрата или промагистрата солдатом или офицером, это должно было (за исключением публичных казней) происходить за пределами поме-рия (городской черты), границей которого был первый милевой столб42.

В новейшей литературе скептически замечается, что вскоре после смерти обоих наиболее выдающихся апостолов «никто точно не знал, где умерли Петр и Павел, и не мог сказать, где, возможно, находятся их могилы»43. С другой стороны, подчеркивается, что невозможно отрицать культ святых Петра и Павла, сформировавшийся не позднее II века и локализованный на Ватиканском холме (Петр) и на via Ostiensis (Павел), считающихся местом их мученической смерти согласно письменной традиции конца I века44.

Таким образом, в итоге можно констатировать: по всей видимости, апостол Павел был судим в Риме дважды. Первый суд был результатом его апелляции к императору (provocatio ad Caesarem) и завершился полным или частичным оправданием апеллянта. После этого святой Павел должен был (добровольно или вынужденно) отправиться в новое миссионерское путешествие — возможно, в западные провинции. По возвращении в Рим он был схвачен, видимо, в результате доноса, брошен в тюрьму, после чего предстал перед трибуналом префектов претория. На этот раз ему инкриминировалась в первую очередь государственная измена и был вынесен смертный приговор, приведенный в исполнение вне городской черты Рима, на via Ostiensis. Место погребения святого Павла осталось неизвестным, как неизвестна и судьба его останков, что неудивительно: культ останков мучеников возник у христиан несколько позже.

В заключение следует отметить, что анализируемая проблема является, несмотря на столетия ее скрупулезного изучения, одной из исключительно сложных и не поддающихся окончательному решению,

42 См.: Mommsen Th. Römisches Strafrecht. Leipzig, 1899. S. 913-916, 921, 924; Marotta V Op. cit. P. 264.

43 Rüpke J. Pantheon: a new history of Roman religion / Transl. by D.M.B. Richardson. Princeton; Oxford, 2018. P. 358.

44 См.: Clarke G.W Op. cit. P. 871. В последнем случае подразумевается Первое послание свя-щенномученика Климента Римского коринфянам.

в первую очередь из-за состояния источников. Изложенная в статье версия событий, связанных с последними годами земной жизни святого Павла, представляется наиболее вероятной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе, с приложениями. 4-е изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. 2536 с.

2. Бикерман, Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность / Пер. с англ. М.: Наука, 1975. 336 с.

3. Болотов, В. В. Гонение на христиан при Нероне // Христианское чтение. 1903. № 1. С. 56-65.

4. Вейсман, А. Д. Греческо-русский словарь. М.: Греко-латинский кабинет, 1991 (репринт 1899). 694 с.

5. Гревс, И. М. Тацит. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1946. 250 с.

6. Дитмар, А. Б. Рубежи ойкумены. М.: Мысль, 1973. 135 с.

7. Кнабе, Г. С. Корнелий Тацит: Время. Жизнь. Книги. М.: Наука, 1981. 208 с.

8. Косидовский, З. Сказания евангелистов / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1977. 262 с.

9. Никольский Н., прот. Суд над апостолом Павлом и его кесарийские и римские узы (к 1900-летию события) // ЖМП. 1960. № 1. С. 67-74.

10. Парфенов, В. Н., Лобачева, Г. В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина?//Центр и периферия. 2018. № 4. С. 23-28.

11. Робертсон, А. Происхождение христианства / Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 323 с.

12. Томсон, Дж. О. История древней географии / Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. 592 с.

13. Свенцицкая, И. С. Судьбы апостолов. Мифы и реальность. М.: Вече, 2006. 352 с.

14. Скогорев, А. П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское евангелие детства Спасителя: Исследования. Переводы. Комментарии. СПб.: Алетейя, 2000. 480 с.

15. Славятинская, М. Н. Учебник древнегреческого языка. Ч. 1. М.: Филология, 1996. 620 с.

16. Соболевский, С. И. Древнегреческий язык. М.: Изд-во иностранной литературы, 1948. 616 с.

17. Тюленев, В. М. Павел Орозий и его «История против язычников» // Павел Орозий. История против язычников. Книги ¡—УН / Пер.

с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В. М. Тюленева. 2-е изд., испр. и дополн. СПб., 2004. С. 5-80.

18. Acta Apostolorum Apocrypha. Post C. Tischendorf denuo edd. R. A. Lipsius et M. Bonnet. Lipsiae, 1891.

19. Bacchiocchi S. Rome and Christianity until A. D. 62 // Andrews University Seminary Studies. 1983. Vol. 21. No 1. P. 3-25.

20. Barnes T. D. Legislation against the Christians // Journal of Roman Studies. 1968. Vol. 58. Pts. 1-2. P. 32-50.

21. Cassidy R. J. Christians and Roman Rule in the New Testament: new perspectives. New York: Crossroad, 2001.

22. The Chronological Study Bible. New King James Version. Nashville etc., 2008. 1696 p.

23. Clarke G. W. The origin and spread of Christianity // Cambridge Ancient History. 2nd ed. Cambridge, 2008. Vol. X. P. 848-872.

24. Cook J. G. Roman Attitudes toward the Christians. From Claudius to Hadrian. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. 363 p.

25. Eck W Afranius [3] // Der neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Stuttgart; Weimar, 1996. Bd. 1. Sp. 215.

26. Ehrman B. D. Peter, Paul, and Mary Magdalene: The Followers of Jesus in History and Legend. Oxford, 2006.

27. Elliot J. K. Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom // The Routledge Company to Early Christian Thought / Ed. D. J. L. Bingham. London; New York, 2010. P. 87-107.

28. Hagenbach K. R. Die christliche Kirche der drei ersten Jahrhunderte. Vorlesungen. 2. Aufl. Leipzig, 1857.

29. Halfmann H. Itinera principum. Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im Römischen Reich. Stuttgart; Wiesbaden, 1986.

30. Horsley R. A. (ed.) Paul and the Roman Imperial Order. Harrisburg; London; New York, 2004.

31. Humphries M. Early Christianity. London; New York, 2006.

32. Jones C. P. The Historicity of the Neronian Persecution: A Response to Brent Shaw // New Testament Studies. 2017. Vol. 63. P. 146-152.

33. H KAINH Д1А0НКН. Nouveau Testament Grec-Français. NestleAland 26 édition. Louis Segond 1910. [Электронный ресурс] URL: http://epelorient.free.fr. 2004. (дата обращения 06.07.2021). Загл. с экрана.

34. Keresztes P. The Imperial Roman Government and the Christian Church. I. From Nero to the Severi // Aufstieg und Niedegang der römischen Welt. 2. Principat. Bd. 23. 1. Hbd. / Hrsg. v. H. Temporini u. W. Haase. Berlin; New York, 1979. P. 247-315.

35. Kienast D. Römische Kaisertabelle. Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. 3. Aufl. Darmstadt, 2004. 399 s.

36. Lampe P. Roman Christians under Nero (54 — 68 C. E.). // A. Puig, I. Tarrech, J. M. G. Barclay, J. Frey (eds.). The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tübingen, 2015. P 111 — 130.

37. Loi V., Amata B.: Paulus, apostle. I. The man and his evangelic work. Encyclopedia of Ancient Christianity. 2014. Vol. 3. P. 98—99.

38. Macpherson J. Was there a Second Imprisonment of Paul in Rome? // American Journal of Theology. 1900. Vol. 4. No. 1. P. 23-48.

39. Marotta V. St. Pauls Death. Roman Citizenship and summa supplicia. In: A. Puig I Tarrech, J. M. G. Barclay, J. Frey (eds.). The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tübingen, 2015. P. 247-270.

40. McDonald L. M., Porter S. E. Early Christianity and its Sacred Literature. Peabody (Mass.), 2000. 780 p.

41. Merrill E. T. Essays in Early Christian History. London, 1924. 344 p.

42. Mommsen Th. Römisches Strafrecht. Leipzig: Duncker & Humblot, 1899.1078 p.

43. Moss C. R. Ancient Christian Martyrdom. Diverse Practices, Theologies, and Traditions. New Haven: Yale University Press, 2012. 256 p.

44. Ramsay W. M. St. Paul the Traveler and Roman Citizen. 10th ed. London, 1907. 402 p.

45. Rohden P., von. Sex. Afranius Sex. F. Volt (inia) Burrus // Paulys Real-Encyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa u. a. Stuttgart, 1894. Bd. 1. Sp. 712-713.

46. Rüpke J. Pantheon: a new history of Roman religion / Transl. by D. M. B. Richardson. Princeton; Oxford, 2018. 576 p.

47. Shaw B. D. The Myth of the Neronian Persecution // Journal of Roman Studies. 2015. Vol. 105. P. 73-100.

48. Van der Lans B., Bremmer J. N. Tacitus and the Persecution of the Christians: an Invention of Tradition? // Eirene. 2017. Vol. LIII. Fasc. I-II. P. 299-321.

49. Venning T. A. Chronology of the Roman Empire. London: Continuum, 2011. 850 p.

50. White C. The Emergence of Christianity. Westport; London: Greenwood Press, 2007. 224 p.

Статья поступила в редакцию 30.01.2022, одобрена после рецензирования 15.04.2022, принята к публикации 30.05.2022.

Article

UDC 27-9+929

For citation: Parfenov V. Apostol Pavel v Rime: ot suda do kazni. [The Apostle Paul in Rome: from trial to execution] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi duk-hovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2022. No 2 (17). pp. 81-99. DOI: 10.56621/27825884_2022_17_81

Victor Parfenov,

Doctor of Sciences in History, professor, Department of Church History, Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation vparfenov@.list.ru ORCID: 0000-0003-3612-0197

The Apostle Paul in Rome: from trial to execution

V. PARFENOV

Abstract: The author considers possible versions of the fate of the Apostle Paul. According to one of them, the result of Paul's appeal to the Emperor was the death sentence of the apostle, which was immediately carried out. Another, based on indirect, but sufficiently convincing data, suggests the acquittal as a result of the first trial, and the resumption of the missionary activity of St. Paul. A few years later, after his return to Rome, he was captured, possibly as a result of a denunciation, and sentenced to death on charges of high treason, with Paul's Roman citizenship becoming an aggravating circumstance that time. The trustworthiness of the tradition, which asserts that St. Paul was executed on the road from Rome to Ostia, is beyond doubt. Keywords: apostle Paul, Rome, emperor, trial, chronology of events, Spain, new trial, execution.

REFERENCES

1. Bacchiocchi S. (1983) Rome and Christianity until A.D. 62 // Andrews University Seminary Studies. Vol. 21. No 1. pp. 3—25.

2. Barnes T. (1968) Legislation against the Christians // Journal of Roman Studies. Vol. 58. Pts. 1-2. pp. 32-50.

3. Bikerman E. (1975) "Khronologiya drevnego mira. Blizhniy Vostok i antichnost'" [Chronology of the ancient world. Near East and antiquity]. Moscow. (in Russian).

4. Cassidy R. (2001) Christians and Roman Rule in the New Testament: new perspectives. New York.

5. Clarke G. (2008) The origin and spread of Christianity // Cambridge Ancient History. 2nd ed. Cambridge. Vol. X. pp. 848-872.

6. Cook J. (2010) Roman Attitudes toward the Christians. From Claudius to Hadrian. Tübingen.

7. Dietmar A. (1973) "Rubezhi oykumeny" [Frontiers of the ecumene]. Moscow. (in Russian).

8. Eck W. (1996) Afranius // Der neue Pauly. Enzyklopädie der Antike. Bd. 1. Stuttgart; Weimar. Sp. 215.

9. Ehrman B. (2006) Peter, Paul, and Mary Magdalene: The Followers of Jesus in History and Legend. Oxford.

10. Elliot J. (2010) Imitations in Literature and Life. Apocrypha and martyrdom // The Routledge Company to Early Christian Thought. London; New York. pp. 87—107.

11. Grevs I. (1946) "Tatsit" [Tacitus]. Moscow; Leningrad. (in Russian).

12. Halfmann H. (1986) Itinera principum. Geschichte und Typologie der Kaiserreisen im R mischen Reich. Stuttgart; Wiesbaden.

13. Horsley R. (ed.) (2004) Paul and the Roman Imperial Order. Harrisburg; London; New York.

14. Humphries M. (2006) Early Christianity. London; New York.

15. Jones C. (2017) The Historicity of the Neronian Persecution: A Response to Brent Shaw // New Testament Studies. Vol. 63. pp. 146—152.

16. Keresztes P. (1979) The Imperial Roman Government and the Christian Church. I. From Nero to the Severi // Aufstieg und Niedegang der römischen Welt. 2. Principat. Bd. 23. 1. Hbd. / Hrsg. v. H. Temporini u. W Haase. Berlin; New York. pp. 247-315.

17. Kienast D. (2004) Römische Kaisertabelle. Grundzüge einer römischen Kaiserchronologie. 3. Aufl. Darmstadt.

18. Knabe G. (1981) "Korneliy Tatsit" [Cornelius Tacitus (Time. Life. Books)]. Moscow. (in Russian).

19. Kosidovsky Z. (1977) "Skazaniya yevangelistov" [Tales of the Evangelists]. Moscow. (in Russian).

20. Lampe P. (2015) Roman Christians under Nero (54-68 C. E.) // The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference June 2013. Tübingen. pp. 111-130.

21. Loi V, Amata B. (2014) Paulus, apostle. I. The man and his evangelic work. Encyclopedia of Ancient Christianity. Vol. 3. pp. 98-99.

22. Marotta V. (2013) St. Pauls Death. Roman Citizenship and summa supplicia. In: A.Puig I Tar-rech, J.M.G. Barclay, J.Frey (eds.). The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Confer-ence June 2013. Tübingen, pp. 247-270.

23. McDonald L., Porter S. (2000) Early Christianity and its Sacred Literature. Peabody.

24. Merrill E. (1924) Essays in Early Christian History. London.

25. Moss C. (2012) Ancient Christian Martyrdom. Diverse Practices, Theologies, and Traditions. New Haven.

26. Nikolsky N. (1960) "Sud nad apostolom Pavlom i yego kesariyskiye i rimskiye uzy (k 1900-letiyu sobytiya)" [The Judgment of the Apostle Paul and his Caesarean and Roman bonds (to the 1900th anniversary of the event)] // Journal of the Moscow Patriarchate. No. 1, pp. 67-74. (in Russian).

27. Parfenov V, Lobacheva G. (2018) "Smert' apostola Petra: Rim ili Palestina?" [Death of the Apostle Peter: Rome or Palestine?] // Center and periphery. No. 4, pp. 23-28. (in Russian).

28. Robertson A. (1959) "Proiskhozhdeniye khristianstva" [The Origin of Christianity]. Moscow. (in Russian).

29. Rüpke J. (2018) Pantheon: a new history of Roman religion / Transl. by D.M.B. Richardson. Princeton; Oxford.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Shaw B. (2015) The Myth of the Neronian Persecution // Journal of Roman Studies. Vol. 105. pp. 73-100.

31. Skogorev A. (2000) "Apokrificheskiye deyaniya apostolov. Arabskoye yevangeliye detstva Spasitelya. Issledovaniya. Perevody. Kommentarii" [Apocryphal Acts of the Apostles. Arabic gospel of the childhood of the Savior. Research. Translations. Comments]. Saint Petersburg. (in Russian).

32. Slavyatinskaya M. (1996) "Uchebnik drevnegrecheskogo yazyka" [Textbook of the ancient Greek language]. Part 1. Moscow. (in Russian).

33. Sobolevsky S. (1948) "Drevne-grecheskiy yazyk" [Ancient Greek language]. Moscow. (in Russian).

34. Sventsitskaya I. (2006) "Sud'by apostolov. Mify i real'nost'" [The fate of the apostles. Myths and reality]. Moscow. (in Russian).

35. Thomson J. (1953) "Istoriya drevney geografii" [History of ancient geography]. Moscow. (in Russian).

36. Tyulenev V. (2004) "Pavel Oroziy i yego «Istoriya protiv yazychnikov»" [Pavel Orosius and his "History against the Gentiles"] // Pavel Orosius. History against the pagans. Books I—VII. Saint Petersburg. pp. 5-80. (in Russian).

37. Van der Lans B., Bremmer J. (2017) Tacitus and the Persecution of the Christians: an Inven-tion of Tradition? // Eirene. Vol. LIII. Fasc. I—II. pp. 299-321.

38. Venning T. (2011) A Chronology of the Roman Empire. London.

39. Weisman A. (1991) "Grechesko-russkiy slovar'" [Greek-Russian Dictionary]. Moscow. (in Russian).

40. White C. (2007) The Emergence of Christianity. Westport; London.

The article was submitted 30.01.2022, approved after reviewing 15.04.2022, accepted for publication 30.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.