Научная статья на тему 'Апофеоз Вашингтона, или культ личности по-американски'

Апофеоз Вашингтона, или культ личности по-американски Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1265
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОФЕОЗ / APOTHEOSIS / ВАШИНГТОН / WASHINGTON / США / КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ / CULT OF PERSONALITY / МИФОЛОГИЗАЦИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / U.S.A / MYTHOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шукунда Сергей Захарьевич, Энгель Елена Игоревна

Статья посвящена мифологизации первого президента США Джорджа Вашингтона и изображению его в качестве богоподобной фигуры в произведениях искусства XIX в. Авторы делают вывод, что культ личности не является чертой исключительно тоталитарных стран, в определенных исторических условиях возможен и в демократических обществах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Apotheosis of Washington or the Cult of Personality, the American Way

The article is devoted to mythologizing the first U.S. President George Washington and depicting him as a God-like figure in the works of art of the XIX century. The authors conclude that the cult of personality is not a feature of totalitarian countries only but, in certain historical conditions, is possible in democratic societies.

Текст научной работы на тему «Апофеоз Вашингтона, или культ личности по-американски»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 3

С.З. Шукунда, Е.И. Энгель

АПОФЕОЗ ВАШИНГТОНА, ИЛИ КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

ПО-АМЕРИКАНСКИ

Статья посвящена мифологизации первого президента США Джорджа Вашингтона и изображению его в качестве богоподобной фигуры в произведениях искусства XIX в. Авторы делают вывод, что культ личности не является чертой исключительно тоталитарных стран, в определенных исторических условиях возможен и в демократических обществах.

Ключевые слова: апофеоз, Вашингтон, США, культ личности, мифологизация, изобразительное искусство.

The article is devoted to mythologizing the first U.S. President George Washington and depicting him as a God-like figure in the works of art of the XIX century. The authors conclude that the cult of personality is not a feature of totalitarian countries only but, in certain historical conditions, is possible in democratic societies.

Key words: apotheosis, Washington, U.S.A., the cult of personality, mythology, art.

Всякий входящий в здание Капитолия имеет возможность восхититься гигантской фреской, украшающей местопребывание конгресса США. Эта фреска, расположенная на потолке здания (в "глазе" ротонды), изображает удивительное событие. Первый президент США Джордж Вашингтон преобразился в богоподобную фигуру (или в бога) и вознесся на небеса. Старый генерал величественно восседает на облаках. Он облачен в военный мундир фиолетового цвета (цвет римских императоров). У его ног — радуга. Справа от Вашингтона — богиня свободы, слева — крылатая богиня победы, трубящая в трубу и держащая в руке пальмовую ветвь как символ победы. На голове богини свободы — красный колпак, в римской традиции символизировавший освобождение (в Древнем Риме взрослые сыновья, покидавшие дом, получали красный колпак).

Тринадцать женщин расположились вокруг Вашингтона, представляя первые тринадцать штатов, образовавших США. На внеш-

Шукунда Сергей Захарьевич — канд. ист. наук, доц. кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-915-131-53-31, e-mail: [email protected]

Энгель Елена Игоревна — канд. филол. наук, доц. кафедры теории преподавания иностранных языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-919-22-33, e-mail: [email protected]

нем кольце купола Вашингтона окружают шесть аллегорических групп, представляющих образы сельского хозяйства, наук и искусств, торговли, войны, механики и мореходства.

Эта монументальная работа была выполнена американским художником греко-итальянского происхождения Константино Бруми-ди (1805—1880) в 1865 г. В Италии Брумиди выполнял заказы для Ватикана, а живя в Нью-Йорке, он сделал себе имя, создавая картины на религиозные темы, такие, как "Распятие Христа", "Мученичество святого Стефана" и "Успение Пресвятой Богородицы".

Слово "апофеоз" (от древнегреческого anoOsóoig, от ano--приставка со значением удаления или превращения, Qsóq — "бог") означает возвышение кого-либо до божественного уровня или причисление человека к сонму богов. Греческий глагол anoOsóra впервые появился во II в. до н.э. в трудах греческого историка Полибия.

До эллинистического периода имперские культы были известны еще в Древнем Египте (фараоны) и Месопотамии (Нарам-Син ("Любимый Сином"), XIX в. до н.э., правитель г. Ашшура, правил приблизительно в 1872 — 1845/43 гг. до н.э.). Начиная с периода Нового царства (1552—1069 до н.э.) все умершие фараоны обожествлялись в качестве бога Осириса. В греческом мире первый правитель, который наделил себя божественными почестями, был Филипп II Македонский. На его свадьбе с пятой женой Марией изображение Филиппа, сидящего на престоле, пронесли в торжественной процессии вместе с изображениями олимпийских богов. Этот пример превратился в обычай и перешел к македонским царям, которым позднее поклонялись как богам в греческой Азии, от них — к Юлию Цезарю и императорам Рима. Эллинистические вожди могли возвышаться до статуса бога до своей смерти (например, Александр Македонский) или после смерти (члены династии Птолемеев). Героический культ, схожий с апофеозом, распространялся и на некоторых почитаемых деятелей искусств далекого прошлого, в частности Гомера.

В Древнем Риме апофеоз был процедурой, посредством которой действующий правитель на основе указа сената объявлял умершего правителя богом. Эта процедура воздавала должное уважение популярному предшественнику, а кроме того, легитимизировала власть нового правителя и помогала ему завоевать популярность в народе.

Во времена Римской империи иногда обожествлялись умершие близкие императора — наследники, императрицы или любовницы. К имени обожествленного человека посмертно прибавлялся титул Divus — "благословенной памяти" (для женщин — Diva). Иногда в честь этих людей возводились храмы или колонны, чтобы создать место для поклонения.

Образ Вашингтона, созданный Брумиди, отражает отношение американского народа к первому президенту, сложившееся вскоре после его смерти. Надо отметить, что американцы полюбили Джорджа Вашингтона еще до того, как он занял пост президента. Будучи Верховным главнокомандующим, он отправлялся на поля сражений, сопровождаемый толпами ликующих сторонников. Не одержав еще ни одной победы, Вашингтон получил множество наград, включая степень почетного доктора права Гарвардского университета. После победы Вашингтона над английскими войсками при Йорктауне торжества и парады проводились в его честь в каждом большом городе, через который он проезжал, медленно направляясь обратно на север.

При жизни Вашингтона поклонение ему граждан носило светский характер: Вашингтоном восхищались как человеком. Однако сразу после смерти первого президента поклонение ему стало почти религиозным. Неожиданно Вашингтон был обожествлен. Картины и скульптуры, изображавшие превращение Вашингтона в богоподобную фигуру и его восхождение к небесам, стали украшать жилища американцев и общественные помещения по всей стране.

Отметим в качестве примера гравюру Дэвида Эдвина "Апофеоз Вашингтона", созданную в 1800 г. Вашингтон восседает на облаках, паря над Маунт-Верноном (имение семьи Вашингтона). Ангел возлагает на его голову лавровый венок, даруя ему бессмертие. Справа на облаке — Ричард Монтгомери и Джозеф Уоррен, генералы Континентальной армии.

Другой пример — картина Джона Джеймса Барралета, также называющаяся "Апофеоз Вашингтона". Этот образ появился в 1802 г., когда Вашингтону исполнилось бы 70 лет. Джордж Вашингтон, завернутый в погребальный саван, подобно Христу, восстает из гроба, чтобы вознестись к небесам. На гробе надпись — "Священна память о Вашингтоне".

Отметим, наконец, картину Сэмюэля Мура "Апофеоз Джорджа Вашингтона", с которой была сделана популярная гравюра. Восставшего из гроба Джорджа Вашингтона возносит к небесам группа девушек, символизирующих добродетели. Внизу — скорбящие фигуры Колумбии (аллегорической фигуры, символизирующей США) и "осиротевших штатов". Ярким примером обожествления Вашингтона в изобразительном искусстве стала статуя Вашингтона работы Горацио Грино. Она стала первым национальным памятником первому президенту США.

В 1832 г. Америка праздновала столетие Джорджа Вашингтона (Вашингтон родился 22 февраля 1732 г.). Конгресс, в котором все больше нарастала напряженность между северными и южными

штатами, собрался, чтобы заказать скульптору Горацио Грино памятник первому президенту.

Грино был вдохновлен одной из самых известных статуй всех времен — статуей Зевса работы древнегреческого скульптора Фидия, изображавшей бессмертного олимпийского бога на троне. Эта статуя — одно из семи чудес Древнего мира — была разрушена в период поздней Античности. Грино изобразил Вашингтона в виде греческого бога — сидящим на троне и с обнаженным мускулистым торсом. Правая рука Вашингтона воздета к небесам, левая протягивает меч в ножнах рукояткой вперед, символизируя передачу власти народу после Американской революции.

Скульптура, изваянная Грино, почти в точности воспроизводит известную бронзовую статую древнеримского бога Юпитера I—II вв. н.э., хранящуюся в Лувре, автор которой в свою очередь сам был, возможно, вдохновлен работой Фидия.

На каком основании политический лидер мог заслужить поклонение, достойное бога или полубога? Таким основанием могли бы быть предсказания о нем библейских пророков или совершенные им при жизни чудеса. Но в эпоху Просвещения древняя мистика уже не пользовалась большой популярностью или доверием. Вашингтон вознесся в глазах американцев до уровня демиурга благодаря своим исключительным моральным качествам. Для американцев Вашингтон воплощал собой утвердившийся в XVIII в. идеал республиканской добродетели, которая ставила во главу угла долг, самопожертвование и благородное отсутствие личного интереса. После смерти Вашингтона идейные авторитеты американского общества начала XIX в. провозгласили его высшим символом морали.

В формировании образа Вашингтона заметную роль сыграл пастор Мейсон Локк Уимс. Самые известные труды Уимса — "A History of the Life and Death, Virtues and Exploits, of General George Washington" (1800) и "The Life of George Washington, with Curious Anecdotes Laudable to Himself and Exemplary to His Countrymen" (1806) — рассказывали американцам о красивых, но, увы, вымышленных событиях, сформировавших исключительный "моральный облик" их героя.

Одна из историй Уимса относится к детству Вашингтона. Она призвана была показать, что будущий отец нации с самых юных лет был отмечен печатью добродетели. История повествует о том, как в возрасте шести лет мальчик Джордж получил от отца в подарок маленький топор. Он играл со своим топориком в саду, забавляясь тем, что рубил жердочки для выращивания гороха. Тут под руку Джорджу попалось любимое вишневое дерево его отца.

Джордж испробовал остроту своего топорика на коре этого дерева, от чего оно засохло и погибло.

Обнаружив, что случилось с его любимым деревом, отец Джорджа разгневался и потребовал, чтобы ему сказали, какой злодей погубил вишневое дерево. Однако никто из домашних не знал этого. Тут в комнату вошел Джордж со своим топориком. Услышав вопрос отца, Джордж на мгновение был поражен, но быстро пришел в себя и воскликнул: "Я не могу лгать, отец, я не могу лгать! Это я поранил дерево своим топориком". Немедленно гнев сошел с лица отца. Заключив мальчика в объятия, он сказал: "Сын мой, то, что ты не побоялся сказать правду, значит для меня больше, чем тысячи деревьев, даже если бы они были украшены серебряными цветами и золотыми листьями!"

На самом деле о детстве Вашингтона мало что известно. Уимс просто выдумал несколько историй о раннем периоде жизни Вашингтона, чтобы показать истоки героических качеств будущего первого президента. Помещенная в школьный учебник McGuffey Reader, притча о вишневом дереве стала неотъемлемой частью американской мифологии.

Истории, сочиненные Уимсом, помогают понять, какие именно человеческие качества американцы ценили в то время. Набожность, например, занимала одно из первых мест в умах граждан, особенно в первой половине 1800-х гг. Библейские аллюзии в то время были понятны всем. В годы жизни Вашингтона часто сравнивали с Моисеем, ведущим свой народ к свободе. После смерти Вашингтона его восприятие как фигуры близкой к Богу только выросло в умах американцев. Священники в ходе церковных служб, посвященных кончине Вашингтона, восхваляли его как великого христианина, освободившего богоизбранный народ — американцев — от британского гнета.

Одна из самых известных историй о набожности Вашингтона, вышедшая из-под пера Уимса, повествует о молитве Вашингтона в Вэлли-Фордж. Уимс рассказывает о человеке по имени Исаак Поттс, который наблюдал за ничего не подозревавшим Вашингтоном, смиренно стоявшим на коленях в снегу и молившимся за благословение Богом своих войск.

«Я ехал верхом с мистером Поттсом неподалеку от Вэлли-Фордж, когда мистер Поттс сказал: "Видите этот лес и эту равнину? В этом лесу я однажды услышал грустный голос молившегося человека. Я привязал свою лошадь к дереву и тихо вошел в лес. К моему изумлению, я увидел великого Джорджа Вашингтона одного, на коленях... Он молился Богу о своей армии, умоляя о ниспослании ей Божественной помощи. Я никогда не слышал из уст человека такой молитвы. Я оставил Вашингтона спокойно 108

молиться, приехал домой и рассказал об увиденном жене. Мы никогда не думали, чтобы человек мог быть солдатом и при этом христианином, но если и есть в мире такой человек, то это — Вашингтон. Мы подумали, что это (Война за независимость. — Авт.) — дело Божье и что Америка может победить"».

Подлинность этого рассказа была подвергнута сомнению еще в начале 50-х гг. XIX в., но он отпечатался в памяти американцев благодаря картине Генри Брюкнера, написанной им в 60-е гг.

Вашингтон, скорее всего, не был столь набожным, как полагал Уимс. Вашингтон, конечно, регулярно посещал церковь, однако не принимал причастия. На своем смертном одре он не призвал священника и не просил молиться о себе. Биограф Барри Шварц отмечает, что религиозная вера Вашингтона "была ограниченной и поверхностной, так как в традициях своего времени (эпоха Просвещения) он был не столько христианином, сколько деистом (т.е. верил в Бога, создавшего мир, но не управляющего им. — Авт.). Это подозревали в нем многие священнослужители, которые его знали".

Американский историк Брук Аллен в книге "Moral Minority: Our Skeptical Founding Fathers" отмечает, что в своей обширной переписке Вашингтон редко касался вопросов христианства и никогда не упоминал Спасителя. В отличие от Томаса Джефферсона и Бенджамина Франклина Вашингтон не называл Иисуса великим учителем морали1.

Высочайшие моральные качества Вашингтона проявились, в частности, в полном отсутствии у такого выдающегося человека какого-либо стремления к власти. "Я не желаю власти для себя", — не раз говорил или давал понять окружавшим его людям Вашингтон. Он никогда не добивался тех постов, которые он получал. Когда в 1775 г. ему предложили возглавить Континентальную армию, Вашингтон выразил обеспокоенность, сможет ли он справиться с таким поручением. Когда в 1789 г. ему предложили председательствовать на Конституционном конвенте, он согласился с неохотой, прервав свой отдых и оставив семейные дела в имении Маунт-Вернон. Ко времени окончания работы Конституционного конвента стало ясно, что Вашингтон был лучшей кандидатурой на пост президента Соединенных Штатов. Вашингтон, однако, не хотел этого поста. Американцы знали, что Вашингтон согласился его занять исключительно из чувства долга перед своей страной.

Честность и скромность были в ряду главных добродетелей американского общества XIX в. Вашингтон не обманул своих сограждан, добровольно уйдя в отставку после окончания второго

1 Allen B. Moral Minority: Our Skeptical Founding Fathers. S.I., 2007.

президентского срока. Это сделало его воплощением честности для граждан США.

Еще в 1799 г. художники воплотили в своих творениях этот убедительный пример политической порядочности. Картина Александра Лоусона "General Washington's Résignation" ("Отставка генерала Вашингтона") изображает Вашингтона в простой военной форме, стоящего на ступенях лестницы ниже аллегорической фигуры свободы.

Он только что вручил ей прошение об отставке, его левая рука обращена к идиллическому сельскому пейзажу. Он, кажется, даже не замечает той высокой власти (символизируемой расположенной выше башней), от которой он отказывается. Вместо этого его лицо обращено к находящемуся на переднем плане орлу, символизирующему избавление его страны от тирании.

Отсутствие у Вашингтона интереса к личной власти стало темой картины Джона Трамбулла "George Washington Resigning His Commission to Congress as Commander in Chief of the Army at Annapolis, Maryland, December 23, 1783" ("Джордж Вашингтон отказывается от поста главнокомандующего армии США в Аннаполисе, Мэриленд, 23 декабря 1783 г."), написанной им в 1817 г.

Поклонение Вашингтону как божеству проявилось в создании "священных мест", связанных с первым президентом. Одним из примеров этого стало создание часовни-памятника Джорджа Вашингтона в Вэлли-Фордж. Кроме "реликвий революции" часовня демонстрирует посетителям две серии витражей. Одна серия представляет сцены из жизни Иисуса Христа, другая — 36 сцен из жизни Джорджа Вашингтона. Параллель проста и доходчива!

Библейский Спаситель помогает американцам понять роль спасителя нации. Возведение же Вашингтона в ранг Спасителя в свою очередь освящает роль светской Мадонны — матери Вашингтона. Могилу Мэри Болл Вашингтон поэтому украшает такая лаконичная и такая многозначительная надпись: "Mary, the Mother of Washington" ("Мария, мать Вашингтона").

Собственный дом Мэри Болл Вашингтон в городе Фредриксбург, Вирджиния, также включен в число мест, часто называемых "святынями" ("sacred shrines").

В годы, предшествовавшие Гражданской войне 1861—1865 гг., репутация Вашингтона сделала его священной фигурой в глазах американцев. В 1800—1860 гг. было опубликовано не менее 400 книг и очерков о жизни Джорджа Вашингтона. В 1857 г. американский писатель Генри Такерман предложил отмечать день рождения Вашингтона в качестве национального праздника в надежде, что эта традиция поможет сохранить единство нации. Во время Гражданской войны имение Вашингтона, Маунт-Вернон, считалось "нейтраль-110

ной территорией", поскольку для обеих воюющих сторон дом Вашингтона был слишком священным, чтобы рассматривать его в качестве трофея.

После Гражданской войны образ Авраама Линкольна занял в сердцах американцев место рядом с образом Вашингтона. В сознании нации понятие "свобода" стало включать в себя понятие "равенство", поэтому Линкольн стал талисманом американской добродетели наряду с Вашингтоном. Американский историк Джон Николай писал: "Если мы отдаем первое место (в американской истории. — Авт.) Вашингтону как основателю государства, то мы без колебания должны отдать второе место Линкольну как человеку, отстоявшему и возродившему американскую свободу"2. Оба лидера стали рассматриваться как дополняющие друг друга фигуры, причем Вашингтон своим авторитетом оправдывал канонизацию Линкольна.

После убийства Авраама Линкольна (апрель 1865 г.) последний также стал изображаться художниками возносящимся на небо подобно богу, причем на небесах его приветствовал Вашингтон. В Америке стали широко распространяться так называемые "apotheosis prints" — сцены преображения Линкольна в бога. В XIX в. эти странноватые изображения были среди наиболее дорогих и почитаемых реликвий.

Среди этих "apotheosis prints" заслуживает упоминания картина неизвестного художника "Апофеоз Вашингтона и Линкольна" (1860-е гг.). Это изображение разошлось по стране в качестве популярной открытки после убийства Авраама Линкольна в 1865 г. Линкольн изображен возносящимся на небеса. Джордж Вашингтон обнимает Линкольна в знак приветствия и готовится возложить на его голову лавровый венок.

Другим примером "apotheosis prints" стала картина молодого художника Джозефа Боггза Биля (Joseph Boggs Beale) "Апофеоз Линкольна" (1865), изображавшая Линкольна возносящимся на небеса после своей гибели, где его с распростертыми объятиями встречает Вашингтон в сопровождении группы ангелов.

Сразу после гибели Линкольна издатели стали спешно печатать и распространять репродукции, посвященные памяти убитого президента. Эта спешка порой приводила к таким курьезам, как изображение Линкольна, восстающего, подобно Христу, из гроба. Данная литография неизвестного художника было точной копией более раннего и упомянутого выше изображения Вашингтона, голова которого, однако, была просто заменена художником на голову Линкольна!

2 Nicolay J. A Short Life of Abraham Lincoln. N.Y., 1904. P. 555.

Вывод: такое явление, как культ личности, принято связывать с тоталитарными режимами.

Демократические же страны, как считается, гарантированы от практики обожествления правящего вождя самой природой демократии. Отмеченные же нами выше настроения в американском обществе XIX в. и отражение этих настроений в произведениях искусства позволяют сделать вывод о том, что возможен своеобразный культ государственного лидера и в демократическом обществе. Причиной его оказываются сложившиеся в данный период исторические обстоятельства. В XIX в. американцы нуждались в Вашингтоне. Населению страны был необходим символ, который объединил бы такие разные и такие разобщенные регионы и который воплощал бы нечто, чем все американцы могли бы гордиться. Народу нужен был неподкупный лидер, презирающий саму мысль о монархии, но при этом дающий стране сильную власть. Они приняли Вашингтона как человека, ниспосланного им свыше, чтобы осуществить это. Именно по этой причине имидж Вашингтона вырос за рамки его репутации и принял форму религиозного культа.

Список литературы

Allen B. Moral Minority: Our Skeptical Founding Fathers. S.l., 2007. Nicolay J. A Short Life of Abraham Lincoln. N.Y., 1904.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.