ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА Маджидова Р.У. Email: [email protected]
Маджидова Раъно Уришевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра общего языкознания, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается проблема ценностных предпочтений разносистемных языков в сопоставлении с особенностями культуры. Сделан вывод о разных стратегиях формирования личности, отражающих специфику традиционных и социальных ценностей, отражающих аксиологическую картину мира. Выявляются факторы, влияющие на своеобразие национального сознания того или иного народа в целом, так и установки отдельных личностей. В статье определяется интерпретация и классификация ценностей по разным критериям. Аксиологическая языковая картина мира непосредственно связана с социальными, экономическими, политическими, религиозными и национально-культурными укладами каждого народа, которые переплетаются лингвистическими и экстралингвистическими факторами. Таким образом, ценности отражают своеобразие национального сознания народа и нации, также они могут определять специфические особенности поведения индивида во всех сферах его деятельности.
Ключевые слова: антропоцентризм, аксиология, ценность, аксиологическая картина мира, ценностная оценка, система ценностей, ценностная ориентация, ценностный концепт, национальное сознание.
ANTHROPOCENTRISM AND AXIOLOGICAL PICTURE
OF THE WORLD Madjidova R.U.
Madjidova Rano Urishevna - PhD, Associate Professor,
DEPARTMENT OF GENERAL LINGUISTICS, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article deals with the problem of the value preferences of different-system languages in comparison with the peculiarities of culture. The conclusion is made about different strategies of personality formation, reflecting the specificity of traditional and social values, reflecting the axiological picture of the world. The factors that affect the uniqueness of the national consciousness of a particular nation as a whole, and the attitudes of individuals, are revealed. The article defines the interpretation and classification of values according to different criteria. The axiological linguistic picture of the world is related to the social, economic, political, religious and national-cultural values of each nation. Values are intertwined with linguistic and extralinguistic. Thus, the values reflect the peculiarity of the national consciousness of the people and the nation, and they can also determine the specific behavior of the individual in all spheres of his activity. Keywords: anthropocentrism, axiology, value, axiological picture of the world, value assessment, system of values, value orientation, value concept, national consciousness.
УДК 81:572
Аксиология как наука занимается исследованием ценностного мира, представленного системой ценностей и их социально-культурных взаимосвязей с реальностью в целом, обществом и личностью в частности.
Аксиологическая картина мира структурируется на базе ценностных ориентиров индивида и общества, которые детерминируются их пережитым жизненным опытом и приобретенными знаниями, умениями и навыками удовлетворения потребностей как духовного, так и материального планов.
Определяющими факторами «ценностной ориентации» человека являются способ удовлетворения потребностей и характер мотиваций к деятельности: «В векторе потребности ценность рассматривается с точки зрения способности человека осознать необходимость и целесообразность чего-либо, а также способов достижения данного необходимого и желаемого, определяющего интересы, целевые установки и средства их достижения. В связи с этим решается вопрос о функциональной структуре ценностного сознания: от потребности в соразмерной человеку картине мира - к чувственно-оценочному восприятию-переживанию в рамках глубинных мотиваций и к интеллектуальному конструированию образа-понятия (ценности). Интегральной человеческой потребностью, ценностно обоснованной, признается потребность в соразмерном человеку образе мира как условию согласия с ним» [1, с. 8].
Ценность - философская категория, выражающая выдвинутые в результате нравственного осмысления индивидом (социумом) предметно-феноменальной действительности сквозь призму ее долженствования и значимости фундаментальные нормы и достижения человечества.
Представленные в виде ценностей фундаментальные нормы и достижения человечества лежат в основе конструирования бытия, помогают индивиду интегрироваться с социумом, в котором он проживает. Такие нормы регламентируют поведение человека в обществе, побуждая его действовать в очерченных обществом рамках, делать социально одобряемые поступки.
Оценивая роль ценностей в жизни культуры и общества, Т.Г. Бочина и Сян Цюнь отмечают, что «ценность выступает основополагающим принципом культуры, а своеобразие систем ценностей определяет различия культур. Ценности формируются как продукты человеческой заинтересованности в преобразовании окружающей действительности, обладают функциями ориентиров, считаются смыслообразующими элементами человеческого бытия, задающими направленность жизни человека. Они составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков» [2, с. 45].
Ценности могут отражать как своеобразие национального сознания того или иного народа в целом, так и установки отдельных личностей. Так, если к специфическим особенностям русского национального сознания и мироощущения относятся совесть, честь, достоинство, справедливость, человечность, правда, справедливость, воля, сострадательность и т.д., то ценностные установки общественного деятеля - мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, как показывают результаты анализа авторского его блога А.А. Берсеневой, составляют «правда, социальная справедливость, необходимость помочь нуждающимся, благополучие людей» [3, с. 8-9]. Таким образом, ценностные установки предопределяют поведение индивида во всех сферах его деятельности.
Ценности возникают в результате познавательной деятельности человека: «ценности связаны с человеком так, что ценностей вне человека и общества нет, вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной классификации не подлежат, ценности формулируются человеком в его продуктивной деятельности» [1, с. 28].
По справедливому замечанию А.Н. Белобородко, в 21-м веке наблюдается трансформация традиционных ценностей и появление системы новых ценностных ориентаций, которая транслируется в массовой, в частности поп-культуре посредством «масштабной системы концептов, влияющей на сознание индивида и предписывающей ему определенные установки» [4, с. 7].
Определенный интерес вызывает интерпретация традиционных ценностей современниками, в особенности студенческой молодежью. Ценностный концепт «Благополучие близких людей» в сознании современной молодежи представлен ядерным смыслом «здоровье и душевный покой близких людей» и на периферии - признаком
68
«материальная обеспеченность близких людей», концепт «Дружба»: «душевная близость», «душевная привязанность» (ядро) - «откровенность» и «безопасность» (периферия), концепт «Счастье»: «любовь» (ядро) - «материальное благополучие и высокое общественное положение» (периферия), концепт «Семья»: «воспитание детей», «интересы семьи» (ядро) -«интересы семьи выше личных интересов» (периферия), концепт «Свобода»: «самореализация» (ядро) - «создать семью» (периферия), концепт «Любовь»: «создать семью» (ядро) - «дружеская привязанность» (периферия), концепт «Вера»: «вера в бога» (ядро) - «уверенность в своих силах» (периферия), концепт «Самореализация»: «получить широкую известность» (ядро) - «иметь интересную работу» (периферия) [5, с. 13]. Анализ отражения ценностных концептов в языковом сознании студенческой молодежи показывает, что на передний план выдвигаются более абстрактные, идеализированные, духовно-возвышенные смыслы, а все материальное, «приземленное», прагматическое находит свое отражение в периферии концептуального поля.
Классификация ценностей осуществляется по разным критериям. В зависимости от того, в какой области бытования человечества ценности были выведены (в области истинности, эстетики, этики (морали), гедонистической или прагматической областях), выделяют вещные, логические, эстетические, этические, ценности бытия, ценности потребления и т.п.
Как показывает анализ научной литературы по аксиологии, ценности классифицируются на:
1) моральные ценности;
2) правовые ценности;
3) научные ценности;
4) исторические ценности;
5) социальные ценности;
6) философские ценности и др.
Вне зависимости от того, к какой разновидности они относятся и какими экзистенциальными и качественными свойствами обладают, ценности дифференцируются по классической трихотомии: положительное, нейтральное или отрицательное их оценивание.
Как видно из наименований типов ценностей, аксиология является многокомпонентной наукой, в пределах которой выделяются частные ее составляющие. Анализ оценочности в языковых единицах привел к формированию и развитию такого направления в данной науке, как лингвистическая аксиология.
Общеизвестно, что одним из аспектов отражения в языке взаимодействия действительности и человека является оценочный: оценка как ценностный аспект значения проявляется в самых разных языковых выражениях [6]. В то же время следует признать, что оценочность и ценностные характеристики хотя и осознаются в настоящее время как базовые характеристики универсума бытия человека и общества, тем не менее «остаются среди еще непознанных в своем единстве и одновременно в их вариативной представленности в языке человека» [1, с. 4].
Лингвистическая аксиология направлена на «определение методологии и технологии в изучении содержания внутреннего мира языковой (дискурсивной) личности, ценностных ориентаций личности и общества по данным языка, точнее - человека говорящего, создающего дискурсивный мир в соотношении с Миром, Другими и самим собой в этом мире» [1, с. 19]. Таким образом, объектом изучения лингвистической аксиологии является ценностный мир человека, отображенный в языке. Систему ценностей личности и общества, которая находит свое выражение в языке, в настоящем диссертационном исследовании будем рассматривать как аксиологическую языковую картину мира.
Аксиологическая языковая картина мира формируется под воздействием многих факторов лингвистического и в большей степени экстралингвистического характера и зависит в целом от социального, экономического, политического, религиозного, национально-культурного и др. уклада в стране. Интересно проследить в этом отношении оценочное отношение к мужчине и женщине в англоязычной картине мира, поскольку наиболее показательным признаком значимости национально-культурной общности, определяемой целым рядом социальных отношений к окружающей действительности,
69
является отношение к женщине: «в любую эпоху и в любом обществе отношение к женщине, отраженное в языке, характеризует уровень культуры нации в целом» [7, с. 383].
Как утверждает Я.А. Павлищева, как и в большинстве европейских языков, в англоязычной картине мира мужчине отводится доминирующая и направляющая роль практически во всех сферах жизни: глава семьи, защитник женщины, опора, добытчик, воин, отец, что позволяет говорить о проявлении тенденции антропоцентризма: слово мужчины считается «весомым при принятии важных решений, его воле женщина должна подчиняться, он несет за женщину и семью ответственность. Женщина в свою очередь - существо слабое, беззащитное и безответственное, немного инфантильное, эмоции преобладают над интеллектом, что страшит мужчину. Традиционно, как и во многих европейских культурах, женщина - хранительница семейного очага, мать. Однако, несмотря на главенствующую роль мужчины, женщина воспринимается и как потенциальная опасность для мужчины, поскольку считается более хитрой, коварной и эмоциональной» [8, с. 66]. Таким образом, в англоязычной картине мира наблюдается антропоцентризм.
Аксиологический анализ текстового материала способствует «определению ценностных координат языковой картины мира, процессов и результатов означивания оценочной деятельности человека в языке и речи; установлению элементов личностной и национальной аксиосферы, закономерностей эволюции сущностных смыслов в различных сферах жизни общества, в том числе в сфере общественного мнения, сфере народного образования, художественной литературе, художественного творчества, для реализации сравнительного анализа национальных ценностных миров» [1, с. 5-6].
Мы солидарны с мнением С.Ю. Данилова о том, что оценочные суждения и ценностные установки коммуникантов зависят от контекста. Это было продемонстрировано экспериментом с первокурсниками филологического факультета, которым после предварительной беседы о тематике курсовых работ было предложено анонимно письменно назвать три слова, определяющие выбор научной работы и далее связать эти слова со своим видением благополучия [9, с. 15]. По итогам эксперимента выяснилось, что «студенты в момент опроса склонны выдавать ситуативно востребованную информацию. Именно эта прагматическая установка (возвращать преподавателю сказанное) становится доминантой и отчасти подавляет желание делиться сформировавшимися научными интересами» [9, с. 16]. В данной ситуации прагматическая установка предопределила выбор первокурсниками в качестве ответов ценностных ориентиров, навязанных преподавателем, хотя изначально темы курсовых работ и научные руководители ими уже были выбраны.
Из вышеизложенного можем сделать вывод о том, что аксиологическая языковая картина мира предопределяется жизненным опытом человека, его ценностными установками, помогающими ему строить свою социально-коммуникативную деятельность и речевое поведение в различных сферах жизни в соответствии с одобряемыми обществом моделями поведения, в рамках принятых норм и предписаний.
Список литературы /References
1. Лингвистика и аксиология: этносемиометрия ценностных смыслов: коллективная монография. М.: ТЕЗАУРУС, 2011. 352 с.
2. Бочина Т.Г., Сян Цюнь. Аксиология возраста в русской паремике. // Вестник ТГГПУ. № 3 (33), 2013. С. 44-48.
3. Берсенева А.А. Ценностные установки общественного деятеля (на материале блога Евгения Ройзмана «Сила в правде») // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований: Тез. докл. науч. семинара с междунар. участием. Екатеринбург: Ажур, 2016. С. 8-10.
4. Белобородко А.Н. Культурные сценарии в современной поп-культуре (на материале текстов песен церемонии «Золотой граммафон»). // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований: Тез. докл. семинара. Екатеринбург: Ажур, 2016. С. 7-8.
5. Вепрева Т.И. Ядерные и периферийные ценностные смыслы в языковом сознании студенческой молодежи: результаты экспериментального исследования. // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований: Тез. докл. науч. семинара с междунар. участием. Екатеринбург: Ажур, 2016. С. 12-13.
6. Бахаева Л.М. Языковая актуализация мужской картины мира в пословицах и поговорках чеченского языка. // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. № 1-1, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18614/ (дата обращения: 06.08.2019).
7. Хажокова Р.А., Хажокова Э.А. Сравнительно-сопоставительный анализ пословиц и поговорок, выражающих отношение к женщине в русской и французской лингвокультурах. // Научный альманах. № 11-5, 2015. С. 382-386.
8. Павлищева Я.А. Фразеология как источник гендерных стереотипов (на материале английского языка). // Науковi пращ. Фшолот. Мовознавство. Т. 221. № 209. Миколав, 2014. С. 64-68.
9. Данилов С.Ю. Благополучие первокурсников: прагматическая установка в ситуации оценивания. // Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований: Тез. докл. науч. семинара с междунар. участием. Екатеринбург: Ажур, 2016. С. 15-16.