Общество: философия, история, культура. 2023. № 4. С. 105-109. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 4. P. 105-109.
Научная статья УДК 177
https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.15
Антропоцентрическая модель формирования отчуждения и самоотчуждения в информационном пространстве
Александра Петровна Хохлова
Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3174-3029
Аннотация. В статье предпринята попытка обобщить и систематизировать воздействие на человека одного из ключевых феноменов, развивающихся в современном обществе, - отчуждения. В качестве основы для модели его формирования выбран антропоцентрический подход, который выстраивает отчуждающие факторы по критерию «расстояния» от личности. В результате основные из них формируют антропоцентрическую модель отчуждения, которая позволяет проследить развитие этого феномена от незначительных проявлений до глубинных внутриличностных конфликтов. Как крайняя форма отчуждения представлено самоотчуждение, появление которого может привести к формированию нового типа личности - самоотчужденного человека. В качестве ключевого фактора рассматриваемого феномена обозначена информационная среда. В антропоцентрической модели ей выделено отдельное измерение - временное, демонстрирующее её значимость и особый характер воздействия на человека. Управление информационной средой представляется наиболее эффективным способом преодоления последствий развития отчуждения и самоотчуждения.
Ключевые слова: информационная среда, отчуждение, самоотчуждение, виртуальное пространство, самоотчужденный человек, антропоцентрическая модель отчуждения
Для цитирования: Хохлова А.П. Антропоцентрическая модель формирования отчуждения и самоотчуждения в информационном пространстве // Общество: философия, история, культура. 2023. № 4. С. 105-109. https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.15.
Original article
Anthropocentric Model of Alienation and Self-Alienation Formation in the Information Space
Aleksandra P. Khokhlova
Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3174-3029
Abstract. The article attempts to summarize and systematize the impact on a person of one of the key phenomena developing in modern society - alienation. As a foundation for the model of its formation and development, an anthropocentric approach was chosen, which arranges alienating factors according to the criterion of "distance" from the individual. As a result, the main factors form an anthropocentric model of alienation, which allows us to trace the development of this phenomenon from minor manifestations to deep intrapersonal conflicts. Self-alienation is presented as an extreme form of alienation, the emergence of which can lead to the formation of a new type of personality - a self-alienated person. The information environment is singled out as a key factor in the phenomenon under consideration. In the anthropocentric model, a separate dimension is allocated to it - a temporary one, demonstrating its significance and the special nature of its impact on a person. Managing the information environment seems to be the most effective way to overcome the consequences of the development of alienation and self-alienation.
Keywords: information environment, alienation, self-alienation, virtual space, self-alienated person, anthropocentric model of alienation
For citation: Khokhlova, A.P. (2023) Anthropocentric Model of Alienation and Self-Alienation Formation in the Information Space. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 105-109. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.4.15 (In Russian).
В современном мире отчуждение становится одним из важнейших философских понятий. Более того, в отличие от многих сугубо научных терминов, оно очень часто имеет вполне материальное проявление как в социальных процессах, так и в действиях и поступках отдельных людей. Чаще всего эти проявления носят негативно окрашенный характер, так как отчуждение рождается из внутреннего конфликта человека с самим собой или с окружающей социальной средой. В современном обществе существует масса явлений, в корне которых лежит отчуждение человека от общественных институтов и своего «Я».
© Хохлова А.П., 2023
РН!ЬОЭОРНУ
Сказанное определяет то обстоятельство, что в настоящее время вопрос преодоления отчуждения является одним из краеугольных в науке. Именно развитием этого всеобъемлющего феномена можно объяснить целый ряд социальных процессов деструктивного характера. Более того, отчуждение в настоящее время активно развивается, приобретая различные, подчас весьма причудливые формы, искажаясь в современной социальной среде. Активное развитие науки и техники, а также широкое распространение гражданских прав и свобод по всему миру лишь увеличивают число факторов разного масштаба, влияющих на формирование отчуждения. Однако для эффективной борьбы с негативными последствиями его развития необходимо определить его происхождение, факторы, провоцирующие усиление его проявлений в обществе в целом и в жизни каждого человека в частности.
Исторически существовало несколько подходов к формулировке понятия «отчуждение». Можно выделить классическое понимание его как прямого результата формирующихся в обществе правовых, товарно-денежных и трудовых отношений, суть которого была прекрасно раскрыта в работах К. Маркса (Маркс, 1952). В ХХ веке эту линию продолжили труды Э. Мунье (Му-нье, 1994) и др.
Кроме того, не менее распространенным является понимание отчуждения как «опредмечивания абсолютного духа», заложенное Г. Гегелем (Гегель, 2000) и глубоко проработанное в более современной теории Ю. Хабермаса (Хабермас, 2001). Нельзя не упомянуть и психологический подход к пониманию отчуждения, который развивал К. Хорни (Хорни, 2019), а также другие психологи и психоаналитики.
В целом стоит признать, что основные факторы формирования отчуждения в философском дискурсе рассмотрены довольно подробно. Тем не менее практически ни в одном исследовании не представляется глобальной, всеохватывающей модели формирования данного феномена. Большинство авторов рассматривают его либо как часть более крупных явлений, либо как следствие и результат социальных и межличностных взаимодействий. Однако не предлагается завершенной модели формирования отчуждения, описывающей его системно и универсально и применимой к любым общественным, экономическим и политическим условиям существования человека. Наше исследование имеет своей целью попытку создания подобной модели как основы для дальнейшего анализа проблемы развития отчуждения и поиска путей ее решения. При этом необходимо учитывать современный контекст, в рамках которого важнейшую роль в формировании и развитии любых общественных явлений играет окружающая информационная среда.
Начать построение модели имеет смысл с её ядра - центральной части, от которой будет напрямую зависеть расположение и взаимосвязь прочих её элементов. Следует помнить, что, независимо от формы отчуждения (социальной, внутриличностной или психологической), расположения во времени и пространстве, а также от типа общества, краеугольным камнем в формировании отчуждения является сам человек и его личность. Поэтому в центре представленной модели необходимо расположить индивида, а место остальных ее элементов будет определяться взаимодействием с ним. Таким образом, модель формирования отчуждения будет являться антропоцентрической.
В ходе анализа интересующего нас феномена был выделен ряд ключевых факторов, влияющих на формирование и взаимодействие личности и общества. В данной работе предлагается рассмотреть и обобщить данные факторы по степени их эмоционального влияния, постоянства и силы действия на человека, которые для простоты восприятия удобно объединить в понятие «расстояния» отчуждения. Стоит подчеркнуть, что оно не включает в себя понятие значимости. При анализе факторов не рассматривается степень влияния каждого из них на отдельного человека, так как чаще всего это вопрос индивидуальный. Безусловно, в зависимости от массы сопутствующих условий - от политической обстановки в стране до расположения духа по утрам - каждый фактор влияет на человека с различной интенсивностью. Поэтому сам критерий выбран таким образом, чтобы максимально обобщенно показать расположение факторов отчуждения по отношению к личности человека.
Далее необходимо сформулировать, какие именно факторы будут включены в рассмотрение как наиболее значимые и на каком «расстоянии» они будут располагаться от индивида. К «дальнему» кругу относятся наиболее глобальные и всеобщие факторы, такие как государство и политическая обстановка, характер производственных отношений, установившийся в обществе на данный момент, социальная и экономическая обеспеченность, а также климатические и природные условия. Всё вышеперечисленное действует на человека постоянно и значительно, однако фактически большинство людей не воспринимают воздействие этих факторов как отчуждающее. Климат или политическая обстановка могут глубоко влиять на человека, вплоть до личностного конфликта с отчуждающим фактором, но только на небольших временных отрезках.
Чаще всего существуют более критичные факторы, ориентируясь на которые человек формирует свое отношение к окружающему миру. К таким факторам «среднего» круга действия относятся образовательная и культурная среда, религиозные и личностные убеждения, а также менталитет человека. Все эти факторы более близки каждому из нас, они постоянно задействованы в нашей социальной и личной жизни, а иногда и полностью определяют ее. Безусловно, их влияние не является глобальным и неизменным, однако каждый из перечисленных факторов для конкретного человека может представлять практически бесконечный источник отчуждения.
Тем не менее подобное воздействие на человека и степень эмоционального отклика редко превышают некоторую норму, в отличие от третьей группы факторов. К «ближнему» кругу следует отнести трудовую деятельность человека, повседневный быт, ближайший круг общения и семью, а также психофизиологические особенности человека. Именно они постоянно находятся на виду, и их изменения вносят определяющий вклад в формирование отчуждения. Это те факторы, которые непосредственно влияют на человека, от которых невозможно защититься или скрыться, так как они являются неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Поэтому именно в них и кроются основные причины формирования отчуждения.
Важно отметить, что само формирование отчуждения и процесс его развития можно проследить как углубляющийся конфликт личности человека с вышеописанными факторами, начиная от наиболее незначительных и массовых проявлений отчуждения со сравнительно безобидными последствиями, таких как политическое или экономическое отчуждение, вплоть до самых глубоких проблем современного общества, в основе которых лежат более сильные формы данного феномена, такие как отчуждение от семьи, трудовое отчуждение и др.
При этом наиболее важным и центральным фактором, влияние которого зачастую недооценивается, являются психофизиологические особенности. Именно они находятся ближе всего к человеку в рамках данной модели, во многом и составляя саму личность индивида, а также действуют в качестве своеобразной призмы с непостоянными параметрами преломления, в зависимости от которых одни и те же явления и взаимодействия принимают различные формы в сознании человека, вызывая реакции как положительного, так и негативного характера. Когда процесс отчуждения доходит до такой степени, что влияние отчуждающих факторов входит в конфликт с психофизиологическими особенностями, для дальнейшего комфортного существования человеку приходится выбирать из двух зол: допустить полное отчуждение от того или иного социального института либо отказаться от этого и спровоцировать угнетение черт собственной личности.
Второй вариант развития событий представляет собой крайнюю форму реализации феномена отчуждения - самоотчуждение, которое является наиболее опасным в социальном и личностном плане. Его можно сравнить со своего рода аутоиммунным заболеванием, при котором естественные механизмы защиты от внешней среды становятся угрозой для существования человека как в физическом, так и в социальном смысле. Последствия его могут иметь весьма широкий спектр проявлений. Быстрое развитие тенденций самоотчуждения может привести к формированию своеобразного типа общества, в котором оно станет нормальной реакцией на внешние воздействия, а также нового типа личности, утратившей себя в результате критических внутренних конфликтов с окружающей социальной средой и с собой, - самоотчужденного человека. Вопрос возможных последствий и проявлений этих процессов является комплексным и требует отдельного исследования.
Однако в данной работе целью является построение полной модели формирования отчуждения (и самоотчуждения как его крайней формы). Поэтому необходимо определить причину, по которой в последние годы развитие феномена отчуждения ускорилось многократно, а его воздействие расширилось практически до любых сфер жизни. Для этого были проанализированы изменения факторов отчуждения, катализатором для которых стало формирование нового всеобъемлющего явления, значительно преобразующего как общественные институты, так и личную жизнь человека, которым выступила глобальная информационная среда. Безусловно, она была исторически значимым фактором на всем протяжении развития человеческой цивилизации. Однако именно в последние 50-100 лет, сопровождавшиеся взрывным развитием науки и техники и появлением средств массовых коммуникаций, информационное пространство вышло за рамки рядового фактора воздействия на человека. Теперь это полноценная среда существования индивида - виртуальная, наряду с физической (природной) и социальной (Сокольская, 2017). Поэтому значительное количество работ современных исследователей направлено на поиск и описание характерных черт и механизмов, присущих существованию человека в новой среде обитания (Маклюэн, 2003; Курбатов, Папа, 2017; Орлов, 2019).
В рамках представленной модели также целесообразно выделить информационную среду и ее воздействие из общего ряда, так как в настоящее время она не просто является одним из факторов отчуждения, но и трансформирует влияние и механизмы взаимодействия всех прочих
PHILOSOPHY
факторов на человека. В контексте нашей работы оптимальным способом ее представления видится выделение информационной среды в отдельное измерение. Если все остальные факторы можно репрезентировать в виде некоторой пространственной модели (во многом поэтому применен условный термин «расстояние», показывающий взаимное расположение факторов), то влияние информационной среды сложно ограничить только степенью и характером воздействия на человека. Она одновременно является фактором отчуждения на всех «расстояниях» от человека, к тому же еще и преобразуя все остальные факторы и значительно изменяя формы их взаимодействия с индивидом. И если прочие факторы могут изменять свое «расстояние» в зависимости от текущего состояния личности (например, человек, сознательно или случайно, может отодвинуть влияние того или иного фактора на второй-третий план), то в информационную среду мы погружены постоянно, и от неё практически невозможно «убежать» (Хохлова, 2022). Поэтому её воздействие удобно представить в виде дополнительного - временного - измерения, которое постоянно и активно влияет на человека и основные социальные институты. Пространственно-временное представление антропоцентрической модели дает более полное и непротиворечивое понимание процессов формирования отчуждения и самоотчуждения.
Возвращаясь к практическому приложению создаваемой модели, необходимо сказать о путях преодоления негативных последствий описываемых феноменов. В зависимости от «расстояния» способы решения проблем отчуждения и самоотчуждения будут различаться. Проблемы разного масштаба из разных «кругов» отчуждения должны устраняться на уровне соответствующих социальных институтов. Так, например, преодоление политического и социально-экономического отчуждения является задачей государства и может быть реализовано через более активное вовлечение граждан в повседневную деятельность, а также путем повышения уровня образования молодежи. Борьба с культурным и религиозным отчуждением может быть реализована как через институты церкви, так и через образовательную среду путем адаптации классических ценностей и исторических особенностей к современным условиям, сложившемуся типу общества и личности человека. На ближнем к личности уровне модели, при борьбе с отчуждением от семьи, круга общения и себя многое зависит уже от самого человека. В первую очередь он должен примириться с внутренним «Я», своими личностными и социальными характеристиками, пройти через процессы самоосознания и самоидентификации.
В контексте данного исследования необходимо подчеркнуть, что именно информационная среда является катализатором большинства современных социальных процессов, в том числе и отчуждения, а также самоотчуждения. Поэтому решения для преодоления их негативных последствий необходимо искать в исследовании закономерностей развития информационной среды. Значимым элементом борьбы с отчуждением и самоотчуждением является ограничение влияния информационного пространства на человека, особенно на молодое поколение, для которого виртуальная среда является неотъемлемой частью окружающего мира. Крайне важно не допускать подмены основных социальных институтов на упрощенные симулякры потребительского общества, навязываемые через информационную среду (Смолева, 2019). Контроль и тщательная фильтрация информационного пространства (Yang, Ming, 2022), цифровая гигиена и менеджмент информационных потоков должны стать основными инструментами борьбы как на уровне всего общества и государства, так и на уровне отдельной личности. Только в этом случае станет возможным преодоление, или хотя бы минимизация, негативных последствий развития отчуждения и самоотчуждения.
Обобщим сказанное. В основу предложенной антропоцентристской модели формирования процессов отчуждения и самоотчуждения положен критерий «расстояния» от человека, описывающий эмоционально-психологическую связь личности с теми или иными отчуждающими факторами, в соответствии с которым они могут быть «дальнего», «среднего» и «ближнего» действия. Рассмотрено воздействие этих факторов по мере приближения к личности человека. В качестве крайней формы отчуждения представлено явление самоотчуждения. Развитие и нормализация его могут заложить основы для становления нового типа личности - самоотчужденного человека.
Выделен ключевой фактор, определяющий активное развитие тенденций отчуждения, -информационная среда. Значимость и уникальный характер её воздействия представлены в виде дополнительного измерения - временного, дополняющего и развивающего антропоцентрическую модель. Оно преобразует и усиливает влияние отчуждающих факторов и выступает катализатором для формирования отчуждения и самоотчуждения.
В результате исследования можно сделать вывод, что ключом к решению проблем личности и общества является управление информационным пространством, грамотное развитие в нем основных форм взаимодействия людей и социальных институтов.
Список источников:
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М., 2000. 495 с.
Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» - человек информационной эпохи: характерологические черты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1. С. 46-51.
Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003. 464 с.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии : в 3 т. Л., 1952. Т. 1, кн. 1. Процесс производства капитала. 795 с.
Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994. 128 с.
Орлов М.О. Многомерность цифровой среды в обществе риска // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, № 2. С. 155-161. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-155-161.
Смолева Е.О. Социальный капитал, межличностное отчуждение и психическое здоровье населения региона // Society and Security Insights. 2019. Т. 2, № 3. С. 146-160. https://doi.org/10.14258/ssi(2019)3-6302.
Сокольская В.В. Современная информационно-технологическая среда: проблема интеллектуальных фильтров // International Scientific Review. 2017. № 1 (32). С. 117-118.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2001. 382 с.
Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию. СПб., 2019. 400 с.
Хохлова А.П. Анализ воздействия информационной среды на формирование отчужденной личности // Общество: философия, история, культура. 2022. № 7 (99). С. 42-47. https://doi.org/10.24158/fik.2022.7.6.
Yang C., Ming C. Alienation Control Technology of Information Pushed by Intelligent Algorithms in Media Communication // Computational Intelligence and Neuroscience. 2022. Vol. 2022. Р. 1-14. https://doi.org/10.1155/2022/4855254.
References:
Habermas, J. (2001) Moral Consciousness and Communicative Action. St. Petersburg. 382 р. (In Russian).
Hegel, G. W. F. (2000) The Phenomenology of Spirit. Moscow. 495 р. (In Russian).
Horney, K. (2019) Neurosis and Human Growth: The Struggle Towards Self-Realization. St. Petersburg. 400 р. (In Russian).
Khokhlova, A. P. (2022) Impact Analysis of the Information Environment on the Formation of Estrange Personality. Society: Philosophy, History, Culture. (7 (99)), 42-47. Available from: doi:10.24158/fik.2022.7.6. (In Russian).
Kurbatov, V. I. & Papa, O. M. (2017) «Homo informaticus» - chelovek informatsionnoi epokhi: kharakterologicheskie cherty ["Homo Informaticus" - a Man of the Information Age: Characterological Features]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. (1), 46-51. (In Russian).
Marks, K. (1952) Capital. A Critique of Political Economy. Vol. 1, book 1. Leningrad. 795 р. (In Russian).
McLuhan, M. (2003) Understanding Media: The Extensions of Man. Moscow. 464 р. (In Russian).
Mounier, E. (1994) What is Personalism? Moscow. 128 р. (In Russian).
Orlov, M. O. (2019) The Diversity of the Digital Environment in a Risk Society. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 19 (2), 155-161. Available from: doi:10.18500/1819-7671-2019-19-2-155-161. (In Russian).
Smoleva, E. O. (2019) Social Capital, Interpersonal Alienation and Mental Health of Region's Population. Society and Security Insights. 2 (3), 146-160. Available from: doi:10.14258/ssi(2019)3-6302. (In Russian).
Sokol'skaya, V. V. (2017) Sovremennaya informatsionno-tekhnologicheskaya sreda: problema intellektual'nykh fil'trov [Modern Information Technology Environment: The Problem of Intelligent Filters]. International Scientific Review. (1 (32)), 117-118. (In Russian).
Yang, C. & Ming, C. (2022) Alienation Control Technology of Information Pushed by Intelligent Algorithms in Media Communication. Computational Intelligence and Neuroscience. 2022, 1-14. Available from: doi:10.1155/2022/4855254.
Информация об авторе А.П. Хохлова - старший преподаватель кафедры социальных наук и технологий Поволжского государственного технологического университета, Йошкар-Ола, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=728717
Information about the author A.P. Khokhlova - Senior Lecturer, Department of Social Sciences and Technology, Volga State University of Technology, Yoshkar-Ola, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=728717
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 15.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.04.2023.