Научная статья на тему 'Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы'

Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропоморфизм / образ человека / персонаж / реклама / проектирование / antropomorphism / human image / character / advertising / projecting

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кошкин Александр Леонидович

Материал статьи связан с проблемой образа человека в рекламе как воплощения принципа антропоморфности. Антропоморфность представлена в качестве «спускового крючка» суггестии на потребителя в современной рекламе, настолько сильного, что на некоторые виды товаров использование образов человека запрещено законодательно. Синтезированы виды антропоморфности, рассмотрены причины воздействия, описаны виды рекламных персонажей, раскрыт аспект психологической безопасности воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropomorphism as «The Trojan Horse» of Advertising

The atricle includes the material about a problem of a human image in advertising as an anthropomorphism principle's embodiment. Anthropomorphness is showen in contemporary advertising as trigger of suggestion to customer which is so powerful that it was prohibited for use for some products by law. The types of anthropomorphness were synthesized, the reasons of influense on a castomer were considered, the kinds of advertising human characters were described and the aspect of psychoogical safety was exposed in the article.

Текст научной работы на тему «Антропоморфизм – «троянский конь» рекламы»

УДК 89.546

ББК 411

Кошкин Александр Леонидович соискатель г. Екатеринбург Koshkin Alexander Leonidovich

Applicant for a Degree Ekaterinburg

Антропоморфизм - «троянский конь» рекламы Anthropomorphism as «The Trojan Horse» of Advertising

Материал статьи связан с проблемой образа человека в рекламе как воплощения принципа антропоморфности. Антропоморфность представлена в качестве «спускового крючка» суггестии на потребителя в современной рекламе, настолько сильного, что на некоторые виды товаров использование образов человека запрещено законодательно. Синтезированы виды антропоморфности, рассмотрены причины воздействия, описаны виды рекламных персонажей, раскрыт аспект психологической безопасности воздействия.

The atricle includes the material about a problem of a human image in advertising as an anthropomorphism principle's embodiment. Anthropomorphness is showen in contemporary advertising as trigger of suggestion to customer which is so powerful that it was prohibited for use for some products by law. The types of anthropomorphness were synthesized, the reasons of influense on a castomer were considered, the kinds of advertising human characters were described and the aspect of psychoogical safety was exposed in the article.

Ключевые слова: антропоморфизм, образ человека, персонаж, реклама, проектирование.

Key words: antropomorphism, human image, character, advertising, projecting.

Современная коммуникативная культура по своей сути - среда не столько обмена посылами между людьми, сколько сферы синтеза человека и технологии, взаимопроникновения их для упрощения передачи информации. Антропоморфизм становится ключевым принципом коммуникаций.

Человек насыщает свою жизнь приспособлениями и механизмами, уникальными материалами и технологиями. Человеческое общество стремительно заменяет природу и «натуральность» рукотворностью. Это происходит от некоторой «природной ущербности» человека как такового: он бесшерст, со слабыми органами чувств. Технократичность стала единственным путем развития современной человеческой цивилизации.

По сути, эта экспансия выражается в захвате жизненного пространства людей машинами, сокращении ареала обитания человека через лишение его необходимых ему для самоуважения и самореализации видов активности. Фактически, современная цивилизация уже целиком зависит от машин. Необходимо понять, какое место занимает сам человек в этом обществе людей и машин, как реализовываются человеческие потребности в самореализации.

В настоящее время происходит интереснейший поворот этого процесса -минимизация видимого присутствия машины в человеческом обществе с одновременным стремлением максимального обогащения жизни современного человека технологиями. Налицо парадокс, прослеживается некая искусственная попытка стимуляции эволюции человека, дизайн становится орудием воплощения этой глобальной идеи как принцип организации процессов мышления, как иная точка зрения, призма. Будущее уже невозможно представить без машин. Думается, путь развития человечества можно рассматривать как параллельный, порой полностью сливающийся с путем развития технологии.

В попытке приблизить механизм к человеку, разрушить естественные психологические барьеры между ними, дизайн решает задачи осуществления симбиоза человеческого и машинного. Под «машиной» можно понимать весь пласт объектов, создаваемых людьми - искусственное, сгенерированное, придуманное. Мы не можем приблизить человеческое тело, сознание к подобию механизма без того, чтобы не разрушить само осознание того, что это человек. Другой путь - проектировать механизмы, объекты, под его сущность, оставлять за человеком его доминантность, а за машиной второстепенность, подчиненность. Это осуществляется через принятие антропоморфности как основополагающей

категории проектирования - максимальная адаптация машины к человеку, как на уровне эргономики, так и психологически.

Можно выделить несколько видов антропоморфности: предметный антропоморфизм, средовой и информационный.

Эргономика - достаточно прямолинейный путь антропоморфических ассоциаций - создание вещи как продолжения тела человека, создания некой новой формы, симбиотического тела человека и механизма. Эргономически созданные объекты можно рассматривать как части тела человека даже без непосредственного контакта с ним. Работает принцип трансформера, но не комбинаторности, поскольку такая вещь может быть «приставлена» только к совершенно конкретной части тела человека. В этом узость приема в чистом виде. Потому практически всегда мы видим полуанатомические предметы, балансирующие на грани комплиментарности к человеческому телу и универсальности использования.

Другой пример антропоморфизма - это принципы формирования среды с учетом физиологических и психологических потребностей человека. Как крайнее проявление этой формулы можно представить автономные капсулы-ячейки, удовлетворяющие всем потребностям человека в безопасности, комфорте, возможности развития структуры (творчестве), коммуникации с другими подобными ячейками (общение), возможности взаимодействия с системами ячеек, центрами информации (самосовершенствование) и т. п. Подобная ячейка стала бы продолжением человека как физического объекта через эргономически спроектированные отдельные части этой ячейки. Так же и степенью развития самого человека как эволюционирующего существа, попытка слияния человека, машины, информации в единое антропоморфное информационное пространство уже не на уровне одного субъекта, а как спроектированное сообщество, единый организм, ядром которого остается человек.

Антропоморфность информации как объекта - также дизайн-проектирование. Определенные аспекты эргономичности, гигиены восприятия формируют вид информационного поля современного человека, однако в совокупности они имеют целью сделать процесс восприятия, слияния человека и информации

максимально приятным и легким. Использовать незадействованные пласты мозга, его нервных клеток в этом процессе, задействовать подсознание, научить органы чувств максимально быстро воспринимать сигналы и улучшить рефлексию - вот задачи, стоящие перед проектировщиками информации как объекта. Информационный антропоморфизм интересен тем, что современная технология нуждается в нем в силу того, что существует давно возникшая тенденция к виртуализации реальности. Человек, его жизнь, стремления и потребности как сгусток информации, постоянно находящийся в динамике, готовый и принуждаемый к обмену с другими «сгустками» и неким общим информационным полем. В данном контексте вопрос технического воплощения идеи не стоит настолько остро, как философский аспект проблемы.

Информационный антропоморфизм в крайнем проявлении пока нам знаком в качестве нескольких довольно грубых моделей имитации человека и попытках создания искусственного интеллекта. Однако эта проблема актуальна и для обыденной коммуникации людей уже сегодня. Коммуникации как обмена информацией.

Действия, связанные с коммуникацией, - в современном обществе едва ли не основной вид деятельности человека. Обычный человек, вне зависимости от собственного желания, профессиональной принадлежности, статуса и т. д. постоянно атакуется сообщениями, содержание которых он вынужден считывать. Большую роль в этом процессе играет реклама.

Определив рекламу как вид коммуникации, обязательно следует говорить о физической и психологической агрессивности рекламы к потребителю. Безусловно, это накладывает отпечаток на методы проектирования рекламы. Информационный антропоморфизм в этом случае выступает как основной принцип сближения позиций рекламодателя и потребителя. Антропоморфизм - как четко определяемую общую категорию обоих сторон процесса - можно рассматривать базовой частью, отправной точкой дизайн-проектирования рекламного сообщения.

Ничто так не дорого человеку, как он сам. Образ человека пронизывает

историю человечества, принимая то совершенно абстрактные, то реальные формы. Образы человека являются единицами, из совокупности которых складываются мировоззренческие концепции религий. И здесь не стоит различать классические религии и «религии» общественные - деньги, моду, телевидение, интернет и т. д.

Образ человека как реализация антропоморфизма в рекламе - это инструмент, который используется как с благими намерениями, так и нет. Закономерно, что образ человека так широко применяется в рекламе - этой религии торговли. В рекламе всегда и без исключений присутствует ссылка к образу человека. Либо это его фактическое использование, либо смысловая отсылка к нему. Изображение человека - настолько действенный способ убеждения во многом оттого, что оно комплиментарно к зрителю, поскольку дает возможность сравнений. Необходимость в сравнениях дошла до нашего времени в человеке со времен, когда подражание было единственным способом выжить. Эта инфантильная сторона человеческой натуры - чрезвычайно благодатная почва для манипулирования человеком. В связи с этим уместно поднять вопрос о проектировании образа человека в рекламе.

Таким образом, антропоморфизм имеет двоякий смысл: гуманизируя информацию, он делает принятие ее менее агрессивным, более легким, что позитивно; однако, делая вход информации более легким, он облегчает и процессы манипулирования.

Ярким примером силы воздействия образа человека в рекламе может служить запрет на их использование в рекламе пива в РФ.

Существует много способов реализации манипулирования, на практике встречающихся в виде комплексных решений.

Стереотип видится как сгусток спроектированных эмоций, активирующих совершенно определенные реакции у конкретной группы людей. Качественно спроектированная связка «эмоция - стереотип» обеспечивает как единовременное воздействие, так и длительное, в виде формирования устойчивого стереотипного видения предмета у потребителя. Стереотип основывается на подража-

нии. Основа подражания - следование какому-либо примеру, образцу. Одна из целей рекламы - создать такой поведенческий образец.

Различают несколько видов подражания: имитация, свойственная животным, проявляется в экстремальных ситуациях (пиктограмма «пожарный выход»); обыденное подражание - нормативное повседневное поведение; подражание авторитету или референтной группе (реклама, рассчитанная на среднестатистического жителя мегаполиса: «Я, домработница такого-то известного персонажа, ... стираю «БиоМаксом»!); подражание как следствие заниженной самооценки; особый случай — подражание как вполне расчетливое действие в надежде на достижение определенных выгод (рекламные сообщения страховых услуг с использованием авторитета известного лица или удовлетворенного потребителя).

«Идентификация себя с героями (рекламы) способствует возникновению желания приобрести товар». На этом тезисе основывается использование образа человека в рекламе. Стереотип, говоря об образе человека в рекламном сообщении, строится по достаточно стабильной схеме: образ, рекламирующий товар или услугу, должен быть похож на представителя целевой аудитории, типажом служит образ авторитета для данной целевой аудитории и этот образ физически привлекателен.

К феномену стереотипа чрезвычайно плотно примыкают такие проблемы, как символ и миф в рекламе. Часто они проявляются в форме стереотипа.

Символ. С помощью символов люди упорядочивают окружающий их хаос: язык, миф, религия, искусство и наука суть «символические формы». «Единство культуры покоится на общем языке ее символики». Группы людей, объединенные одной символьной системой, обладают схожими типами реакций на изменения в окружающем их мире. Просто потому, что они оценивают эти изменения, беря за точку отсчета одну систему координат. Размеры этих групп могут быть самыми различными. Разница заключается в масштабах системы объединяющих символов. Человек, как таковой, также является системой символов и в рекламе является суггестивным фактором, поскольку он является частью системы символов зрителей. От степени совпадения этих систем (образа

человека и зрителя) зависит факт принятия или непринятия сообщения. Потому так важно понимать и, по возможности, прогнозировать дальнейшее развитие систем символов потенциального покупателя.

Миф. Все основные теоретически обоснованные приемы направленного воздействия на потребителя рекламной информации, по сути дела, преследуют одни и те же цели. Во-первых, выделить предмет рекламы среди конкурентов. Во-вторых, донести сведения о нем в оптимальной «упаковке», т. е. вербальной и визуальной форме, наиболее приемлемой и интересной для целевой аудитории. В-третьих, создать из рекламируемого предмета миф, привлекающий потребителей (проблема бренда). Покупая что-то, каждый из нас стремится заполнить брешь в собственном процессе мифологизации. Функциональная вещь обладает эффективностью, мифологическая - легендарной завершенностью. Завершенность мифа есть чрезвычайно важная его черта. Это спроектированная сверхреальность. Рекламный миф, встроившись в систему ценностей и убеждений потребителя, предлагает ему решения задач не с точки зрения внешнего воздействия, а как личная убежденность. Человек как существо мифологизированное строит свои системы мировосприятия на глобальных мифах социума, на более частных мифах рода, семьи, на собственных мифах опыта. Таким образом, встроившийся миф рекламного толка становится частью общей системы ценностей человека и начинает определять его дальнейшие поступки, причем в долговременной перспективе, имея большие шансы быть унаследованным потомками. Этим объясняется феномен приверженности маркам. Прорехи в мифологическом поле потребителя - это то, что движет им при покупке. Предложение вариативного ряда способов заполнения этих пробелов и есть задача рекламы.

Еще один из способов формирования эмоционального и мотивационного наполнения рекламного сообщения - показ трансовых состояний. Эта методика является деструктивной по отношению к потребителю за счет подавления его оценивающих реакций. Человека, потерявшего, или точнее сказать лишенного, ориентиров и основ несравнимо проще заставить двигаться в нужном заказчику

направлении, принять предлагаемую информацию и требования. Показ трансо-вого поведения - это демонстрация готового поведенческого образца.

Шоковые приемы воздействия на потребителя. Вызываемый комплекс эмоций удивления-страха при виде шокирующих изображений человека, частей тела способствует «размягчению» защитных структур психики потребителя, ориентированных на противодействие рекламе как таковой. Это необходимо для встраивания собственного сообщения рекламодателя в сопротивляющийся и переполненный информацией мозг потребителя. Речь идет об уродцах, морфологически измененных привычных персонажах, соответствующих документальных съемках, показе характерных трансовых состояний, показе откровенной физиологии, «неприличных», с точки зрения официальной морали, частей тела и действий, и т. п. На этом этапе возникает вопрос о социальной ответственности и психологической безопасности влияния. Человек физиологически устроен так, чтобы блокировать переизбыток поступающей информации. Потому существуют разнообразные методы слома сопротивления влиянию. Безусловно, все признают пагубность усиливающегося рекламного прессинга на потребителя, однако за возможность быть ярче и запоминающейся борются любой ценой.

Также при формировании концепции рекламного обращения необходимо учитывать степень конформности целевой аудитории - от этого зависит сила, необходимая для противодействия сопротивлению.

Понятие типажа применимо в случае использования в качестве персонажа человека, ссылки к нему или антропоморфного товара. Типаж образа человека в рекламе представляет собой не что иное, как стереотипный слепок с аудитории, ее собирательный образ. Однако часть рекламных сообщений, рассчитанных на внедрение стилей жизни, использует типажи, стоящие «вне» и «над телом» аудитории. Они представляют образы, имиджи, призванные соблазнять. Варианты нахождения типажа «в теле» целевой аудитории также могут быть различны, это зависит от требуемого эффекта и выбранного в процессе смыслополагания способа суггестии. Один из примеров - использование ретроспективных чувствований потребителя, базирующихся на узнавании себя таким, каким он себя

помнит - «давно забытый вкус». В случае фиксирования типажа «под телом» аудитории, сообщения строятся на эксплуатации чувств и эмоций стыда, печали, горя. Это часто используемый прием формирования чувства жалости у потребителя в социальной рекламе, призванный заставить почувствовать ответственность за положение персонажа.

Выделяют ряд устойчивых, сформировавшихся типажей: эксперты, убежденные потребители, сомневающиеся, придурки, уродцы, спасатели, красотки и т. п. Каждый из этих видов типажей - образов человека в рекламе - имеет свои выраженные сферы и приемы воздействия.

«Эксперты». Под экспертами понимаются типажи персонажей, работающие на факторе авторитета для целевой группы. Авторитетность этих персонажей может проявляться через титулы, атрибутику, одежду. Чрезвычайно важным становится демонстрация профессионального статуса персонажа, часто апеллирующая к невежеству потребителя. Персонаж в амплуа «эксперта» озвучивает, как правило, много статистических данных, оперирует терминами и ссылается на статусные учреждения и организации. Также, продолжая рассуждения об авторитетности эксперта, можно сформировать ряд его личностных качеств, что напрямую зависит от целевой аудитории. Например, авторитетным экспертом для молодых потребителей сноубордов будет выдающийся спортсмен-сноубордист, а для пенсионеров - врач старше среднего возраста с проседью или внимательная особа средних лет в медицинском халате. Причем, в случае с доктором, вполне может быть использована имитация авторитетности, статуса, что невозможно представить в случае с известным спортсменом (прием присоединения работает только с реальными эталонами).

«Убежденные потребители». Группа типажей, обладающая ярко выраженной похожестью с представителями целевой аудитории. Действующими элементами типажа являются одежда, стиль речи, лексика, характерные жесты, позы и т. п. характерные для целевой аудитории. Основным принципом воздействия в этом случае является тезис - «я такой же, как вы». При использовании этого типажа действие сообщения заключено либо в диалоге / монологе о товаре в ме-

сте продажи, либо в мизансцене, где счастливый, удовлетворенный потребитель наслаждается результатами использования товара, услуги. Этот типаж работает на стереотипном принципе социального доказательства и эмоциональном заражении потребителя.

«Сомневающиеся». Как правило, этот типаж не является единственным персонажем сообщения. Для реализации поставленных перед ним задач необходим еще как минимум один герой, который бы в конечном итоге «убедил» сомневающегося потребителя. Этим дополнительным персонажем могут быть «эксперты», «спасатели» - некто более знающий, сильный, уверенный, стоящий на стороне производителя и предлагающий потребителю информацию о товаре. Сомневающийся потребитель, как правило, зажат, насторожен, осторожен, неуверен в себе. Возможные характерные признаки этого типажа - консервативная одежда, приглушенные, немаркие цвета, предельная аккуратность, «обычность» и т. п.

«Спасатели». Эти благородные и сильные люди всегда появляются в моменты возникновения проблем. Роль этого типажа в том, чтобы подавать товар или услугу как спасение в трудных ситуациях. Повышать значимость товара до категорично единственно полезной вещи. Как правило, спасатель - это герой, появляющийся вслед за озвучиванием проблемы. Эту функцию выполняют либо страдающие потребители, либо текстовый блок от имени целевой аудитории. Спасатели обладают рядом характерных личностных качеств: напористостью, безапелляционностью, привлекательностью, авторитетностью. Часто они одеты в форменную одежду компании производителя и являются символами рекламной кампании товара в целом.

«Придурки». Интересный вид типажей, использующий в своем арсенале приемов воздействия юмор, гиперболы, метафоры. Этот персонаж глубоко эмоционален и общий вектор этих эмоций положителен. Структурно этот типаж находится «в теле» целевой аудитории, однако здесь примешиваются присущая только ему комбинация эмоциональных оттенков: находясь «в теле» аудитории, он одновременно с этим находится «над» и «под» ней. Парадокс объясняется следующим - он вызывает определенное восхищение и зависть, делая то, что не

может сделать сам потребитель («над» - пример, эталон), и в то же время он вызывает некоторую жалость, неловкость за свои несуразные действия («под» - сочувствие). Области применения этого типажа самые разнообразные, но в основном они связаны с акционными мероприятиями («распродажа!»), молодежной направленностью сообщений.

«Красотки и красавцы». Эти типажи ориентированы на создание посылов престижности, ценности через соблазнение, использование гало-эффектов. Часто этот вид типажа используется в качестве образа-вампира. Мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Большую роль в формировании этого типажа играет сексуальность героя, эротизм его восприятия. Следует отметить, что использование мужских или женских образов обуславливается потенциальной целевой аудиторией товара. Причем, как правило, мужские образы интересны мужчинам, а женские - женщинам. Дело не в сексуальной ориентации, а в необходимости примерки образа на себя для принятия рекламного посыла. Визуально эти типажи, как и полагается, красивы, являют собой некое усредненное и достаточно обезличенное, стереотипное видение «красивого человека». Либо это известные персоны - известные модели с именем, тогда работает принцип «присоединения», и это уже можно рассматривать как авторитет.

Все вышеописанные категории чрезвычайно полезны для осуществления влияния: овеществленный антропоморфизм, «троянский конь» рекламы. По сути, агрессия. В таком свете мы вынуждены принимать во внимание категории психологической безопасности.

Психологическую опасность представляют воздействия, блокирующие способность человека к адекватному реагированию на жизненные обстоятельства, подрывающие его способность к анализу информации и осознанному выбору, снижающие сопротивляемость внешнему давлению, лишающие человека чувства индивидуальности, личностной ценности.

Психологическая безопасность человека подвергается угрозе в случае:

a) внеэкономического (политического, административного, группового и т. п.) произвола;

b) очевидной лишенности экономических возможностей выживания и развития;

c) последовательной дискриминации по признакам пола, возраста, образования, культуры, религии, национальности и т. п.;

d) манипулятивного информационного давления от «промывания мозгов» с использованием физического террора до «новейших избирательных технологий»;

e) морального давления;

: злоупотребления доверием, отсутствием опыта, безвыходным положением или духовной слабостью;

g) грубо-циничного вторжения в интимные сферы личности, а также в других аналогичных случаях, вплоть до широкого распространения наркотических и психотропных средств.

Можно сформулировать некоторые тезисы, основанные на Российском законодательстве, описывающие положение рекламы в поле психологической безопасности человека:

a) реклама не должна приводить к нарушению поведения, сознания, а также к ухудшению физического состояния человека;

b) реклама не должна оказывать морального давления с целью побудить потребителя к неконтролируемым действиям, противоречащим его интересам и ценностям, использовать методы «программирования поведения», элиминирующие функции сознания, делающие невозможным сознательный выбор;

c) реклама не должна направляться на изменение системы убеждений и структуры ценностей индивида. В противном случае это не реклама, а идеологическая или религиозно-коммерческая деятельность.

Однако эти положения фактически входят в противоречие с актуальными задачами рекламы: формирование потребностей, слом и замещение элементов

символьных систем потребителя, формирование мифологии, новых ценностных координат.

Применение в рекламе технологий, оказывающих психологическое давление на потребителя - это норма на сегодняшний день. Проектирование рекламных сообщений на основе суггестивных приемов чрезвычайно эффективно с точки зрения влияния и потому востребовано. Антропоморфизм как инструмент доказал необыкновенную эффективность и показал уверенные перспективы использования в настоящем и будущем рекламы.

Библиографический список

1. Артемова, Е. А. «Карикатура как жанр политического искусства» : дис. ... канд. фил. наук. - Волгоград, 2002. - 157 с. - Библиография.

2. Голядкин, Н. Творческая телереклама (Из американского опыта). Библиотека ТЭФИ / Зарубежный опыт. М., 1998. - 130 с.

3. Изард, К. Э. Психология эмоций. Перевод с англ., - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.

4. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с. - (Серия «Мастера психологии»).

5. Козлов, Е. В. Коммуникативность комикса (в текстуальном и семиотическом аспектах) : дис. ... канд. фил. наук. - Волгоград, 1999. - 234 с. - Библиография.

6. Мокшанцев, Р. И. Психология рекламы. - (Серия «Высшее образование»). Москва-Новосибирск. Инфра-М. - Сибирское соглашение, 2002. - 226 с.

7. Морозова, И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. - М. : Гелла-принт, 2002. - 272 с. : ил.

8. Огилви, Д. Откровения рекламного агента. - М., 1992. - 106 с.

9. Ольшанский, Д. В. Психология масс. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с. -(серия «Мастера психологии»).

10. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. - СПб. : Питер, 2000. - 277 с. - (Серия «Мастера психологии»).

11. Павловская, Е. Дизайн рекламы : поколение NEXT. - СПб. : Питер, 2003. - 320 с.

12. Пронина, Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. Академия рекламы. М. : Рип-холдинг, 1996. - 96 с.

13. Рудик, П. А. Психология. М., 1964. - 462 с.

14. Ульяновский, А. Мифодизайн рекламы. СПб. : Институт личности, 1995.

15. Чалдини, Р. Психология влияния. - СПб. : Питер, 2000. - 272 с.

16. Шпенглер, О. Закат Европы // Новосибирск, 1993.

17. Cassirer E., 1946.

18. Maslow, A. The Farther Reaches of Human Nature. - NY, Viking, 1971.

19. Packard, V. The Hidden Persuaders., NY., 1959, p. 42. Цит. по Феофанов О. А. США : Реклама и общество. М., 1974. - 147 с.

Bibliography

1. Artemova, Е. А. «Cartoon as a Kind of the Politic Art» : Diss. ... Candidate of Phil. Science. - Volgograd, 2002. - 157 p. - Bibliography.

2. Cassirer, E., 1946.

3. Chaldini, R. Psychology of Suggestion - Spb. : Piter, 2000. - 272 p.

4. Golyadkin, N. Creative TV Advertisement. (From American Experience). TEPHY Library / From Abroad Experience. М., 1998. - 130 p.

5. Izard, К. E. Psychology of Emotions. Eng. translation, - SPb. : Piter, 2000. - 464 p.

6. Ilyin, Е. P. Motivation and Reasons. - Spb. : Piter, 2000. - 512 p. - («Psychology's Masters» Series).

7. Kozlov, Е. V. Communicativeness of a Cartoon (In Textual and Semiotic Aspects) : Diss. ... Candidate of Phil. Science. - Volgograd, 1999. - 234 p. - Bibliography.

8. Maslow, A. The farther reaches of human nature. - NY, Viking, 1971.

9. Mokshantsev, R. I. Advertisement Psychology. - («High School» Series). Moscow-Novossibirsk. Infra-M - Siberian Agreement, 2002. - 226 p.

10. Morozova, I. Advertisement Stalker. Theory and Practice of the Advertisement's Space Structural Analysis. - М. : Gella-Print, 2002. - 272 p. : ill.

11. Ogilvy, D. Advertising Agent's Revelations. - М., 1992. - 106 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Olshanski, D. V. The Masses Psychology. - SPb. : Piter, 2002. - 368 p. -(«Psychology's Masters» Series).

13. Osorina, М. V. Secret Kid's World in Adult Space. 2d edition. - SPb. : Piter, 2000. - 277 p. - («Psychology's Masters» Series).

14. Pavlovskaya, Е. Advertisement's Design : Generation NEXT. - SPb. : Piter, 2003. -320 p.

15. Packard, V. The Hidden Persuaders., NY., 1959, p. 42. Quote from Pheoph-anov О. А. USA : Advertisement and Society. М., 1974. - 147 p.

16. Pronina, Е. Е. Psychological Examination of Advertisement. Theory and Method of Psychological Advertisement's Analysis. Advertising Academy. М. : Rip-Kholding, 1996. - 96 p.

17. Rudik, P. А. Psychology. М., 1964. - 462 p.

18. Shengler, О. Sunset of Europe // Novossibirsk, 1993.

19. Ulianovsky, А. Mythodesign in Advertisement. Spb. : Institute of the Personality, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.