Научная статья на тему 'Антропологизм философии В. С. Соловьёва'

Антропологизм философии В. С. Соловьёва Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
107
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологизм философии В. С. Соловьёва»

многом было данью идеологической моде, быстро сошло на нет. Остались лишь энтузиасты, отдельные очаги исследования творчества Соловьёва, среди которых видная роль принадлежит Ивановскому Соловьёвскому семинару, руководимому М.В. Максимовым. Уже целое десятилетие семинар ведет упорную, кропотливую, плодотворную работу, популяризируя наследие нашего национального философского гения, объединяя разбросанных по все России исследователей наследия В.Соловьёва.

1. Соловьёв B.C. Критика отвлеченных начал // Соловьёв В. Философское начало цельного знания. Мн., 1999. С.559.

М.И. ДРОБЖЕВ

канд. филос. наук, профессор кафедры философии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

АТРОПОЛОГИЗМ ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЁВА

С древнейших времен человек стремился к благу, истине, добру и красоте. Они одновременно выступали и как идеалы человечества, и как ступень достигнутого. Каждый раз, достигнув нового уровня добра, а также постижения истины, блага и красоты, человечество выстраивало новые их ориентиры, и они снова оказывались мечтой, как горизонт, когда путник идет, а горизонт отодвигается. Русская религиозная философия - отрезок необходимого, реального пути, который прошла Россия, по которому она идет. Русская мысль того времени - это наш капитал мудрости, который надо с умом использовать, а не давать ему ржаветь и быть в забвении.

Особое место в русской религиозной философии занимает творчество Вл. Соловьёва, его основателя. Под влиянием Вл. Соловьёва в России возникла школа религиозных мыслителей в составе князей С.Н. и E.H. Трубецких, С.Н. Булгакова, H.A. Бердяева, П.А. Флоренского, П.И. Новгородцева, С.А. Алексеева (Ас-кольдов), С.Л. Франка и др. Кроме того следует упомянуть имена Чичерина, Добровольского, Карпинского, Лопатина, Введенского. В этот период русская философия наверстала свое отста-

вание от Запада, и вскоре догнала западноевропейскую мысль, а в некоторых параметрах (антропология) заняла ведущие позиции. Его метафизика всеединства, проблема богочеловека и бо-гочеловечества, любви, как социальной и философской категории, религиозного гуманизма сыграли решающую роль в развитии русской религиозной философии.

Школа религиозных философов появилась на рубеже XIX -XX веков, в эпоху великих потрясений и как ответ на эти потрясения. Именно в такие эпохи рождаются политические течения, философские учения, религиозные и социальные движения, которые в дальнейшем на многие годы определяют содержание духовной жизни общества. Так случилось со школой религиозных мыслителей, у истоков которой стоял Вл.С. Соловьёв. Эта школа философов вместе и порознь увидела бездну, в которую скатывается государство российское и общество, если не преодолеть бездуховность и нигилизм, расстройство широких народных масс. Эти философы по-своему ставили и диагноз болезни общества, и предлагали средства его выздоровления.

Соловьев по-своему определил задачу философии, ее главной чертой назвал антропологизм и антропоцентризм. Он выступил за свободную философию, независимую ни от рациональных и механических законов, ни от религии. Она должна являться продуктом свободного и внутреннего развития человека, способствовать его освобождению от рабского подчинения природе, утверждать духовную свободу, освобождать личность от внешнего насилия, определять ее внутреннее содержание. Вл. Соловьёв подчеркивает человечность философии, ибо, будучи вечным исканием духовной свободы, она делает человека именно человеком, который вечно стремится вперед и не хочет быть рабом никакой ограниченности, хотя бы и самой высокой.

В творчестве Соловьёва привлекает учение о человеке, богочеловеке и личности. Соловьёв утверждает смело и определенно: «Наука, именно геология, показывает, что наш природный, или земной, человек появился на земле в определенный момент времени, как заключительное звено органического развития на земном шаре». (Соловьёв B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2 с. 115). Таким образом, по сути, отвергается библейская легенда о сотворении человека богом. Человек как явление - временен, а как сущность он ве-

чен. Он единый цельный и универсальный организм одновременно индивидуальный и неповторимый. Он единство всех составляющих физических и психических элементов. Гимн человеку-творцу Соловьёв выражает так: «Человек не только имеет ту же внутреннюю сущность, - всеединство, - которую имеет и Бог, но он свободен все хотеть иметь ее как Бог, т.е. может восхотеть быть как Бог». (Соловьёв B.C. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2. с.140).

Несмотря на то, что разработка проблем личности философом тесно не связывалась с социальным развитием общества, а определялась каким-то мистическим духовным освобождением России, он дал глубокий и емкий вывод о тесной взаимосвязи личности и общества, их диалектическом единстве: «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность -сжатое или сосредоточенное, общество». (Соловьёв B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.1. С.286). Личность для него выступает как возможность для осуществления неограниченной действительности, как особая форма бесконечного содержания.

В идее всеединства у Вл. Соловьёва провозглашается единство Бога и человека, личности и человечества, материального и идеального начала; тождество единого и множественного; единство рационального и эмпирического, интуитивного и мистического знания, всех форм общественного сознания. Сущее всееди-ное выступает у Вл. Соловьёва не как что-то отвлеченное, а как конкретное. Для него истина возможна лишь тогда, когда мы признаем всю действительность в целом, то есть максимально обобщенно и максимально конкретно. Так в обществе, считает философ, индивидуальное не должно главенствовать над единым, а единое должно органически включать в себя индивидуальное.

Особую актуальность сегодня получает идея Соловьёв о единстве человечества. Он считает, что всеединство человечества существует a priori, а с другой - оно все больше сознается личностями и становится их целью, которая служит достижению благополучия людей. Стихийный, эволюционный процесс становления единства человечества становится все более осознанным.

У Вл. Соловьёва единство людей выступает как богочело-вечество, когда люди всей планеты своей жизнедеятельностью, трудовой энергией, успехами познания и применением растущих знаний, ростом духовности преодолевают не только распри и

разобщенность в обществе, противоречие между ним и природой, между материальным и идеальным, но и создают подлинное единство человечества. И в этом смысле человечество выступает как субъект исторического развития, как реальность всеобщего. В основе философии всеединства Вл.С. Соловьёва лежит иррациональное единство мира и человека, причастность человека к основам бытия, «космическое» значение каждой личности, пространственно-временная безграничность человека.

Философская антропология русских мыслителей заставляет сегодня подумать о новой, очень важной, определяющей роли человека в жизни общества и природы, всего Космоса. Предназначение человека в мире сегодня определяется тем, что он есть носитель и субъект принципиально нового этапа в развитии материи. Эта материя в лице человека, через взаимосвязь людей в обществе, через порождение и развитие общественного сознания и особенно научной мысли как планетного явления выступает движущей силой космической формы движения, осознавшей себя материи, обеспечивающей переход биосферы в ноосферу и выход человека в Космос.

По-современному звучит у философа проблема духовности человека. Именно с духовностью связывал Вл. Соловьёв рождение нового человека. По его мнению, новый человек - это не только индивидуальное существо, но и вместе с тем универсальное, обнимающее собой все возрожденное человечество. В одной из своих ранних работ «Духовные основы жизни» Вл. Соловьёв писал, что «новый духовный человек есть истинный Бог» (выделено мной. -М. Д.).

Русская религиозная философия звала к духовности, к деянию добра, постижению красоты, справедливости и добродетели через любовь, дружбу, единство народов. Русские философы мало употребляли понятие «гуманизм», но они отчетливо и ясно действовали в этом направлении через любовь, идею богочело-вечества, свободу и творчество людей, делающих их равными богу. Духовность имеет культурно-антропологический контекст и характеризуется как внутренний, субъективный мир человека, включающий в себя разум и рациональность, культуру мышления, уровень и качество знаний; ценности, определяющие поведение человека. Она выступает как фундамент жизнедеятельно-

сти для решения таких задач, как определение целей и смысла жизни, места человека в мире. Духовность - это высший уровень освоения мира человеком, не утилитарный, прагматический, а духовный, выступающий как единство эмпирического, опытного познания, познания природы и общества, самого себя.

В наше время актуальной становится проблема соотношения религии и философии, веры, разума и опыта. Об этом писал Соловьёв в работе «Вера, разум и опыт». По его мнению, организм знания должен включать в себя знание рационально философское, знания эмпирически научные и знания религиозные. Объект познания для них - всеединство как единство во множественности, оно, в конечном счете, определяет содержание всех форм знания, сближает их.

Как сегодня звучат исследования русских философов по проблемам веры и знания, прогресса и цивилизации, судьбы России, национализма. Даже отношения России и Америки, России и Европы, России и Азии, исследовавшиеся в XIX - начале XX в., имеют злободневность сегодня и их правильное решение невозможно без учета взглядов русских религиозных философов. И вечная забота всех времен и народов - проблема войны и мира, насилия и ненасилия звучит сегодня поразительно актуально. Практически очень актуальна проблема роли России в мире. Рациональный разум Запада не может обойтись без духовного универсализма Востока. Россия есть мост, связь Востока и Запада. Она в одинаковой степени нужна и Востоку, и Западу со своим духовным опытом.

Русские философы XIX века и особенно первой половины XX века могут с полным основанием считаться нашими современникам. Дело заключается лишь в том, чтобы продолжить их традицию, наполнить новым, современным содержанием, настойчиво искать пути через православие к современности, и через современность к новому православию, вбирающим в себя новый уровень знаний, опыт и веру. Ведь прошлое позволяет лучше понимать настоящее и предвидеть будущее.

Именно этой цели служит работа Соловьёвского семинара при Ивановском государственном энергетическом университете под руководством М.В. Максимова. Семинар сумел объединить исследователей творчества Вл. Соловьева не только России, но и

ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Предоставил им возможность обменяться мнениями об учении русского религиозного философа. Важным достижением является публикация материалов семинара. Однако, и это не вина руководителей семинара и университета, очень незначительны тиражи выпусков -150 экземпляров, поэтому «Соловьевские исследования» не доходят до всех вузовских библиотек.

В число проблем Семинара желательно ставить жизненно важные для современного общества проблемы человека, формирования гуманизма и духовности, взаимоотношений науки, философии и религии. Следовало бы рассмотреть вопросы любви в со-ловьёвском и современном звучании и значении, как атрибута человечества, содержания и критерия взаимоотношений между народами, государствами и индивидами. При сравнении различных философских течений делать акцент не столько на противопоставлении, а больше на поиск в них общего, общечеловеческого, что объединяет народы и государства, социальные общности людей и способствует улучшению жизни человечества и каждого человека.

Работа Вашего семинара и издание его материалов не только отражает, но и во многом определяет уровень современного российского соловьёвоведения. Ваш пример показывает и доказывает, что провинциальные вузы и города в наше время идут по ряду научных исследований впереди наши двух столиц, располагающих более значительным потенциалом.

Н.Г. БАРАНЕЦ

д-р филос. наук, профессор кафедры фиософии Ульяновского государственного университета

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР - ЗНАЧИМОЕ ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО СООБЩЕСТВА

Соловьёвский семинар за десять лет стал значимым явлением в жизни отечественного философского сообщества, ведь, он консолидирует не только исследователей творчества B.C. Соловьёва, но и всех тех, кто занимается историей русской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.