Слово главного редактора
Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 4-9. Innovative projects and programs in education. 2022:(1):4-9.
УДК 378
Г. Б. Корнетов
Антропологический
Аннотация
Антропологическое измерение педагогической реальности прошлого и настоящего, с одной стороны, задает особый взгляд на образование человека, а с другой — позволяет более полно и глубоко постичь теорию и практику образования как способа преднамеренного (целенаправленного) создания условий, обеспечивающих развитие и реализацию личности. Осмысление и концептуализация антропологического фундамента образования в процессе познания прошлой и настоящей педагогической реальности прежде всего предполагает решение двух задач: во-первых, познание и определение того, что есть природа человека, и, во-вторых, постижение смыслов, путей и способов педагогической интерпретации всего необъятного богатства человекознания.
I Ключевые слова: человек, образование, педагогика, педагогическая интерпретация природы человека, антропологический фундамент образования
Для цитирования: Корнетов Г. Б. Антропологический фундамент образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 1. С. 4-9.
G. B. Kornetov
Anthropological foundation of education
Abstract
The anthropological dimension of the pedagogical reality of the past and present, on the one hand, sets a special view of human education, and on the other hand, allows a fuller and deeper comprehension of the theory and practice of education as a way of deliberate (targeted) creation of conditions that ensure the development and implementation of a personality. The comprehension and conceptualization of the anthropological foundation of education in the studying of the past and present pedagogical reality primarily involves the solution of two tasks: firstly, the knowledge and definition of what human nature is, and, secondly, the comprehension of meanings, ways and means of pedagogical interpretation of all the immense wealth of human knowledge.
I Keywords: man, education, pedagogy, pedagogical interpretation of human nature, anthropological foundation of education
For Citation: Kornetov G. B. (2022) Anthropological foundation of education. Innovative projects and programs in education, 1, 4-9 (In Russian)
фундамент образования
ТЭ се выходит хорошим из рук Творца, все >> .О вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, взращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразие, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа, — не исключая и человека: и человека ему нужно выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду» [25, с. 24]. Этими словами философ, писатель и педагог Жан-Жак Руссо начал первую книгу своего романа-трактата «Эмиль, или О воспитании» (1762). Именно в «Эмиле» великий мыслитель XVIII века впервые в истории человечества в явном виде осмыслил, отрефлексировал и обосновал идею природосообразности воспитания, имея в виду его соответствие природе человека1 как необходимое условие успешного решения педагогических проблем.
Современный канадско-американский лингвист и психолог, специалист в области когнитивных наук Стивен Пинкер в признанной мировым бестселлером начала XXI века книге «Чистый лист: природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня» (2002), развивает мысли Ж.-Ж. Руссо о необходимости обратиться к природе человека и придать образованию человека природосообразный характер. Он обосновывает тезис о том, что «природа и воспитание взаимодействуют, формируя какую-то часть разума». С. Пинкер пишет: «Идея, что родители могут лепить своих детей, как из пластилина, навязала им неестественные и порой жестокие воспитательные модели. Она исказила картину выбора для матерей, пытающихся найти баланс между домом и работой, и умножила муки родителей, чьи дети не оправдали их надежд. Убежденность, что вкусы человека — это изменяемые культурные предпочтения, привела к тому, что политики, ответственные за социальное планирование, сбрасывают со счетов удовольствие, которое человек получает от солнечного света, от узоров и красок, и не учитывают человеческий масштаб, заставляя миллионы людей жить в серых бетонных коробках. Романтическое представление, что все зло — продукт воздействия общества, оправдало освобождение опасных психопатов, исправно убивающих невинных людей. А убеждение, что человечество можно изменить, воплощая в жизнь круп-
1 Считающийся основоположником науки педагогики Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике» (Didactica Magna) (1633-1638) под природосообразностью педагогической деятельности понимал необходимость ее соответствия общему порядку природы в целом.
ные социальные проекты, привело к величайшим злодеяниям в истории» [23, с. 7, 9].
Обращение к антропологическому измерению педагогической реальности прошлого и настоящего, с одной стороны, задает особый ракурс интерпретации процесса образования человека, а с другой — позволяет более полно и глубоко постичь суть теории и практики образования как способа преднамеренного (целенаправленного) создания условий, обеспечивающих развитие и реализацию человеческой личности и индивидуальности, субъектности и экзистенции [13; 14; 15].
В 2020-2021 годах на страницах журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» всё более пристальное внимание стало уделяться проблемам человека как предмета и субъекта педагогической деятельности, как исходного основания антропологического измерения образования, как важнейшей основы концептуализации педагогического знания и организации учебно-воспитательного процесса [3; 7; 16; 17; 21]. В № 6 за 2021 год статьёй А. В. Хуторского «Как происходило образование у первобытных людей? К обоснованию палеопеда-гогики» [26] была открыта новая постоянная рубрика журнала — «Антропологический фундамент образования».
В 2007 году академик РАО Б. М. Бим-Бад в работе «Антропологические основы образования» писал о том, что «и науки об образовании, и новые формы образовательной практики общества остро нуждаются в своем человеко-ведческом основании». Далее он обращал внимание на то, что «человековедение, синтезируемое педагогикой, привело в конце ХХ века к пересмотру самого понятия образования, включающего в себя и воспитание, и учение, и обучение. Становление и совершенствование образа человеческого, образование, понимается как процесс выявления в человеке образа творца, и притом творца добра; как помощь более опытных, более зрелых, более сильных людей менее зрелым и опытным в движении их к принимаемым ими целям достойного людей общежития, к целям полезной для личности, семьи, общества жизнедеятельности. Процесс приобретения желательного для его участников образа понимается как процесс развития способностей личности» [10].
Осмысление и концептуализация антропологического фундамента образования в процессе познания прошлой и настоящей педагогической реальности прежде всего предполагает решение двух задач: во-первых, познание и определение того, что представляет собой природа человека (это предполагает постижение сути, общего начала бытия того существа, которое всегда и везде стоит в центре теоретической и практической
6
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2022
педагогической деятельности), и, во-вторых, постижение смыслов, путей и способов педагогической интерпретации всего необъятного богатства человекознания, являющегося неисчерпаемым междисциплинарным источником знаний для педагогики.
Австрийский мыслитель, врач-психиатр, создатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), учение которого о человеке как индивидуальном целом стало «одним из основных элементов зародившейся в 1950-е годы гуманистической психологии» [2], писал: «Понимание природы человека — это задача исполинского масштаба, ее решение было целью нашей культуры с незапамятных времен» [1, с. 6].
В своей многотысячелетней истории педагогическая мысль опиралась на самые разные трактовки природы человека, давала им самые разные педагогические интерпретации [18; 19]. Вопрос о том, что такое природа человека, сегодня, как и столетия назад, остается открытым. Обращая внимание на тот факт, что «мы имеем множество альтернативных понятий природы человека, ни одно из которых, по большому счету, не является объективным и зависит от личных предпочтений автора», Ю. К. Криволапо-ва подчеркивает, что «никакое определение не может исчерпать человеческой природы, но оно нам необходимо, так как обосновывает регулирующие принципы нашей жизни — индивидуальной и общественной» [20, с. 257]. При этом важно иметь в виду, как пишет Е. А. Лукашева, «не только врожденные индивидуальные способности, но и врожденные универсальные черты» [22, с. 26].
Можно привести множество примеров, свидетельствующих о том, что именно обращение к природе человека становилось важнейшим источником создания гуманистически ориентированных педагогических подходов, концепций, учений и систем [12]. Именно в этой логике возникло и развивалось такое радикально-гуманистическое педагогическое течение, как свободное воспитание, расцвет которого пришелся на конец XIX — первую треть ХХ века. Свободное воспитание, во многом вдохновленное идеями Л. Н. Толстого, было исключительно ярко представлено в России трудами К. Н. Вентце-ля, С. Н. Дурылина, И. И. Горбунова-Посадова, Н. В. Чехова и др. [4; 5; 6; 8; 9].
На особую актуальность уточнения понимания природы человека для решения проблем образования в начале III тысячелетия указывает О. В. Городович в статье «"Чистый лист" или природная данность: необходимость ясного понимания термина "человеческая природа" в контексте изучения современных образовательных практик». Согласно её точке зрения, «современные социокультурные изменения, проис-
ходящие в обществах, вне зависимости от принадлежности этого общества к тому или иному государству, идут достаточно бурно, а в последние десятилетия значительно ускорились. Происходят сложные и неоднозначные процессы: глобализация и информатизация общества, интенсивность межкультурных коммуникаций, мультилингвальность и мультизадачность. Все эти процессы провоцируют требования, которые современное общество и мир труда предъявляют к человеку и к его образованности как одной из фундаментальных человеческих характеристик». Обращаясь «к влиянию изучения человеческой природы на развитие современных образовательных практик», О. В. Городович формулирует «следующую гипотезу: в терминах теории чистого листа и с учетом дарвиновской теории человек не является ни чистым листом, ни листом с заранее набранным текстом. Природу человека можно сравнить с листом лингвистического теста, где часть информации дана заранее, а часть — пропущена и нуждается в дополнении. При этом текст задания в каждом случае набран общим для всех алфавитом, но для каждого человека — это индивидуальный текст и индивидуальные пропуски, заполнять которые необходимо согласованно с окружающими их словами». Исходя из изложенного тезиса, О. В. Городович утверждает: «Применительно к образовательным практикам это означает:
1) необходимость выработки базовых принципов практики с учетом общих, непластичных с точки зрения человеческой природы основ;
2) выстраивание этих принципов в систему таким образом, чтобы они подстраивались под те индивидуальные особенности личности, которые являются пластичными и обусловливают способность человека к восприятию и усвоению информации и навыков» [11, с. 55, 61-62].
В том, что обсуждение проблемы природы человека приобретает особую актуальность в начале III тысячелетия, убежден С. Пинкер. В этой связи он пишет: «Честный разговор о природе человека никогда еще не был настолько своевременным. На протяжении всего XX века многие интеллектуалы пытались установить принципы справедливости на хрупком фактическом основании — что человеческие существа биологически идентичны, не таят низких побуждений и абсолютно свободны в своей способности делать выбор. Сегодня эти заявления оспариваются открытиями в науках, исследующих мозг, разум, гены и эволюцию. И уж во всяком случае завершение проекта "Геном человека", обещающего беспрецедентное понимание генетических корней интеллекта и эмоций, должно послужить сигналом к пробуждению. Новый научный вызов отрицанию человеческой природы ставит нас перед выбором. Если мы по-прежнему
привержены ценностям мира и равенства, науки и истины, мы должны отделить эти ценности от тех убеждений о нашем психологическом устройстве, которые с высокой долей вероятности окажутся ложными» [23, с. 17].
Как уже отмечалось выше, проблема антропологического фундамента образования есть не только проблема природы человека, но это также есть проблема ее педагогической интерпретации. Педагогическая интерпретация совокупности данных наук о человеке предполагает использование этих данных прежде всего для обоснованного решения таких вопросов, как воспитуемость и обучаемость человека, роль генетической наследственности в его онтогенезе, место прижизненно приобретаемого опыта и личной активности субъекта в его становлении.
Ярким примером того, как новейшие знания о процессах, происходящих в головном мозге человека, о законах, по которым эти процессы разворачиваются, стало становление в последней четверти ХХ века нейропедагогики, давшей в первые десятилетия XXI века мощный импульс к разработке новых подходов к обучению и воспитанию подрастающих поколений [27; 28]. Рассматривая нейропедагогику в качестве «современного направления в образовании, возникшего в конце ХХ века в качестве междисциплинарной области на пересечении ней-ронаук (нейропсихологии, нейрофизиологии, нейробиологии), педагогики и психологии», О. Л. Подлиняев и К. А. Морнов пишут: «Цель нейропедагогики — опираясь на фактические
знания о закономерностях процессов, происходящих в структурах мозга и психики человека, построить систему обучения и воспитания, обеспечивающую учёт индивидуальных ней-ропсихологических особенностей обучающихся. Тем самым содействовать оптимальному физическому, интеллектуальному, творческому, духовно-нравственному и профессиональному развитию человека, удовлетворению его образовательных потребностей и интересов. Другими словами, эффективно учить и воспитывать, содействовать личностному росту и профессиональной самореализации человека, основываясь на законах работы его мозга» [24, с. 126-127]. Н. В. Чурило, утверждая, что «одна из главных задач современного образования — развитие у ребенка когнитивных качеств и личностных свойств, составляющих основу для критического мышления, аналитических навыков и социальных компетенций», подчеркивает, что «данная задача может быть успешно решена с использованием нейропсихологических знаний, касающихся индивидуальных когнитивных стратегией ребенка, обеспечивающих понимание механизмов возникновения у него школьных трудностей, определяющих возможности для его дальнейшего развития» [29, с. 85].
Дальнейшее изучение антропологического фундамента образования несомненно будет способствовать и переосмыслению педагогического прошлого, и постижению педагогического настоящего, и разработке эффективных педагогических инноваций, устремленных в будущее.
Список источников
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; пер. с нем. Е. Цыпина. — Москва: АСТ, 2021. — 320 с. — (Философия — Neoclassic). — ISBN 978-517-133761-2.
2. Альфред Адлер. — URL: https://psylogik.ru/244-alfred-adler.html (дата обращения: 04.10.2021).
3. Астафьева, Е. Н. Антропологическое измерение историко-педагогического процесса в работах российских исследователей: 2010-е годы / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 1. — С. 28-39.
4. Астафьева, Е. Н. Восхождение к ребенку в теории свободного воспитания С. Н. Дурылина / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 38-53.
5. Астафьева, Е. Н. Институт школы в педагогическом наследии Н. В. Чехова / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогиче-ский журнал. — 2017. — № 1. — С. 67-78.
6. Астафьева, Е. Н. Наследие К. Н. Вентцеля в контексте передающей, порождающей и преобразующей педагогики / Е. Н. Астафьева // Историко-педагогический журнал. — 2018. — № 2. — С. 96-113.
7. Астафьева, Е. Н. Обучение ребенка в пространстве культуры: когнитивная педагогика Джерома Брунера / Е. Н. Астафьева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 3. — С. 21-35.
8. Астафьева, Е. Н. Свободное воспитание в России в конце XIX — первой четверти XX века / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С. 80-99.
9. Астафьева, Е. Н. Ценности гуманизма как образ хорошей школы первой трети ХХ века / Е. Н. Астафьева // Исто-рико-педагогический журнал. — 2016. — № 1 — С. 115-129.
10. Бим-Бад, Б. М.Антропологические основы образования / Б. М. Бим-Бад. — URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/ article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101 (дата обращения: 04.10.2021).
11. Городович, О. В. «Чистый лист» или природная данность: необходимость ясного понимания термина «человеческая природа» в контексте изучения современных образовательных практик / О. В. Городович // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Политология. — 2021. — № 60. — С. 55-63.
12. Исходя из ребенка: антология гуманистической педагогики второй половины XIX-XX века: учебное пособие / сост. и авт. вступительной статьи Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социаль-
Инновационные проекты и программы в образовании № 1, 2022
8
ного управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2011. — 175 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 36). — ISBN 978-5-91543-037-1.
13. Корнетов, Г. Б. Антропологическая интерпретация образования и историко-педагогического процесса / Г. Б. Корнетов // Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. Г. Б. Корнетова; Российская академия образования, ФГНУ «Институт теории и истории педагогики». — Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. — С. 204-255.
14. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход / Г. Б. Корнетов // Magistеr. — 1997. — № 6. — С. 13-22.
15. Корнетов, Г. Б. Образование человека в контексте антропологического измерения историко-педагогического процесса: монография / Г. Б. Корнетов; Министерство образования Московской области, Академия социального управления, Кафедра педагогики. — Москва: АСОУ, 2020. — 245 с. — (Историко-педагогическое знание; вып. 131). — ISBN 978-5-91543-301-3.
16. Корнетов, Г. Б. Представление о человеке как о предмете образования: историко-педагогический контекст / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 1. — С. 37-43.
17. Корнетов, Г. Б. Развитие представлений о человеке как о предмете образования: ХХ век / Г. Б. Корнетов // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2020. — № 2. — С. 17-26.
18. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности в ХХ столетии / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 2. — С. 17-27.
19. Корнетов, Г. Б. Трактовка природы человека как предмета педагогической деятельности: от античной эпохи до века Просвещения / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2020. — № 1. — С. 3-9.
20. Криволапова, Ю. К. Современные дискуссии о природе человека / Ю. К. Криволапова // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 2. — С. 256-270.
21. Лубский, А. А. Антропологический переход как основание гуманистического обновления современной российской школы / А. А. Лубский // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 4. — С. 12-20.
22. Лукашева, Е. А. Нормативность как феномен культуры: происхождение и значение / Е. А. Лукашева // Труды Института государства и права РАН. — 2019. — Том 14, № 2.- С. 9-31.
23. Пинкер, С. Чистый лист: природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня / С. Пинкер; пер. с англ. Г. Бородиной. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-783-9. — 608 с.
24. Подлиняев, О. Л. Актуальные проблемы нейропедагогики / О. Л. Подлиняев, К. А. Морнов // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — Т. 1, № 3 (63) — С. 126-129.
25. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо; пер. П. Д. Первова // Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; АПН СССР. — Москва: Педагогика, 1981. — Т. 1. — 656 с. — (Педагогическая библиотека).
26. Хуторской, А. В. Как происходило образование у первобытных людей? К обоснованию палеопедагогики / А. В. Хуторской // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6. — С. 52-58.
27. Цветков, А. В. Нейропедагогика воспитания / А. В. Цветков. — Москва: Издание книг ком, 2019. — 144 с. — ISBN 978-5-6042114-9-6.
28. Цветков, А. В. Нейропедагогика для учителей: как обучать по законам работы мозга / А. В. Цветков. — Москва: Спорт и культура, 2017. — 121 с. — ISBN 978-5-91775-375-1.
29. Чурило, Н. В. Нейропедагогика как основа эффективного образовательного процесса / Н. В. Чурило // Auditorium. — 2019. — № 2 (22). — С. 82-86.
References
1. Adler, A. (2021). Poniatprirodu cheloveka [Understanding human nature]. E. Tsypina (Tr. from German). Moskva: AST.
2. Alfred Adler. Psylogik. Retrieved 04 October, 2021, from https://psylogik.ru/244-alfred-adler.html
3. Astafyeva, E. N. (2021). Anthropological aspect of education in history in works of Russian researchers: the 2010-s. Innovative projects and pro-grams in education, 1, 28-39. (In Russ).
4. Astafieva, E. N. (2016). Approach to the child in S. N. Durylin's theory of free education. History of education journal, 3, 38-53. (In Russ).
5. Astafieva, E. N. (2017). The institution of school in pedagogical heritage of N. V. Chekhov. History of education journal, 1, 67-78. (In Russ).
6. Astafieva, E. N. (2018). The heritage of K. N. Wentzel in the context of transmitting, generating and transformating pedagogy. History of education journal, 2, 96-113. (In Russ).
7. Astafyeva, E. N. (2020). Educating a child in the cultural space: cognitive pedagogy of Jerome Bruner. Innovative projects and pro-grams in education, 3, 21-35. (In Russ).
8. Astafieva, E. N. (2015). Free education in Russia in the late XIX — the first quarter of the XX century. History of education journal, 2, 80-99. (In Russ).
9. Astafieva, E. N. (2016).Values of humanism as the image of a good school in the first third of the 20th century. History of education journal, 1, 115-129. (In Russ).
10. Bim-Bad, B. M. Antropologicheskie osnovy obrazovaniia [Anthropological foundations of education]. Retrieved 04 October, 2021, from http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=95&binn_rubrik_pl_articles=101
11. Gorodovich, O. V. (2021). Blank slate" or a natural predisposition: the necessity of clarifying the term "human nature" in the context of modern educational practice studies. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Filosofiia. Sotsi-ologiia. Politologiia, 60, 55-63. (In Russ).
12. (2011). Iskhodia iz rebenka: antologiia gumanisticheskoipedagogiki vtoroipoloviny XIX-XX veka: uchebnoe posobie [With regard to the child: an anthology of humanistic pedagogy in the second half of the 19th-20th centuries]. G. B. Kornetov (Comp. and Intr.). Moskva: ASOU.
13. Kornetov, G. B. (2012). Antropologicheskaia interpretatsiia obrazovaniia i istoriko-pedagogicheskogo protsessa [Anthropological interpretation of education and education history]. In G. B. Kornetov (Ed.). Istoriko-peaagogicheskoe znanie v kontekste pedagogicheskoi teorii i praktiki: sbornik nauchnykh trudov i materialov. (204-255). Moskva: FGNU ITIP RAO. Izdatelskii tsentr IET.
14. Kornetov, G. B. (1997). Vsemirnaia istoriia pedagogiki: antropologicheskii podkhod [World history of education: an anthropological approach]. Magister, 6, 13-22.
P
15. Kornetov, G. B. (2020). Obrazovanie cheloveka v kontekste antropolog-icheskogo izmereniia istoriko-pedagogicheskogo pro-tsessa: monografiia [Human education in the context of the anthropological dimension of the historical and pedagogical process: monograph]. Moskva: ASOU.
16. Kornetov, G. B. (2020). Man as the subject of education: the context of pedagogy history. Innovative projects and programs in education, 1, 37-43. (In Russ).
17. Kornetov, G. B. (2020). Development of the ideas about man as the subject of education: the xx century. Innovative projects and programs in education, 2, 17-26. (In Russ).
18. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject of pedagogical activity in the twentieth century. Shkol-nye tekhnologii, 2, 17-27. (In Russ).
19. Kornetov, G. B. (2020). Interpretation of human nature as a subject of pedagogical activity: from antique epoch to a century of education. Shkolnye tekhnologii, 1, 3-9. (In Russ).
20. Krivolapova, J. K. (2013). Contemporary discussions on human nature. Sotsialno-gumanitarnye znaniia, 2, 256-270. (In Russ).
21. Lubsky, A. A. (2021). Anthropological transition as the basis for humanistic renewal of modern Russian school. Innovative projects and programs in education, 4, 12-20. (In Russ).
22. Lukasheva, E. A. (2019). Normativnost kak fenomen kultury: proiskhozhdenie i znachenie [Normativity as a phenomenon of culture: origin and meaning]. Trudy Institutagosudarstva iprava RAN, 14 (2), 9-31.
23. Pinker, S. (2018). Chistyi list:priroda cheloveka. Kto ipochemu otkazyvaetsiapriznavat ee segodnia. G. Borodina (Tr). Moskva: Alpina non-fikshn. (Originally published The blank slate: the modern denial of human nature, 2002).
24. Podlinyaev, O. L. & Mornov, K. A. (2015). Aktualnye problemy neiropedagogiki [Actual problems of neuropedagogy]. Vest-nik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 1, (3), 126-129.
25. Rousseau, J.-J. (1981). Emil, ili O vospitanii [Emile, or on education]. P. D. Pervov (Tr.) In G. N. Dzhibladze (Ed.). Pedagog-icheskie sochineniia: v 2 t. [Works on pedagogy: in 2 vols]. Vol. 1. Moskva: Pedagogika. (Originally published 1762).
26. Khutorskoi, A. V. (2021). Kak proiskhodilo obrazovanie u pervobytnykh liudei? K obosnovaniiu paleopedagogiki [What did education of primitive people consist in? On the relevance of paleopedagogy]. Innovative projects and programs in education, 6, 52-58.
27. Tsvetkov, A. V. (2019). Neiropedagogika vospitaniia [Neuropedagogy of character formation]. Moskva: Izdanie knig kom.
28. Tsvetkov, A. V. (2017). Neiropedagogika dlia uchitelei: kak obuchatpo zakonam raboty mozga [Neuropedagogy for teachers: how to teach in accordance with brain activity patterns]. Moskva: Sport i kultura.
29. Churilo, N. V. (2019). Neiropedagogika kak osnova effektivnogo obrazovatelnogoprotsessa [Neuropedagogy as the foundation of effective education]. Auditorium, 2, 82-86.
Информация об авторе
Григорий Борисович Корнетов
Академия социального управления (АСОУ), главный научный сотрудник Научно-методического центра педагогической риско-логии Института педагогической рискологии, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Инновационные проекты и программы в образовании», Москва, Россия, [email protected]
Information about the author
G. B. Kornetov
Academy of Public Administration, Leading Researcher of Scientific and Methodological Center for Educational Riskology of the Institute of Educational Riskology, Doctor of Education, Professor, Editor-in-Chief of the journal «Innovative Projects and Programs in Education», Moscow, Russia, [email protected]
P
P