Научная статья на тему 'Антропологические типы населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII - начала XIX В. '

Антропологические типы населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII - начала XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
449
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ / РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО / РУССКОЕ КУПЕЧЕСТВО / ОБОБЩЕННЫЙ ПОРТРЕТ / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП / PORTRAITURE / RUSSIAN NOBILITY / RUSSIAN MERCHANTS / COMPOSITE PORTRAIT / ANTHROPOLOGICAL TYPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Локк Кристина Эдвиновна

Исследования автора показали, что можно дать достаточно точную антропологическую характеристику людей по портретам, выполненным художниками реалистического направления. По живописным портретам были выявлены антропологические типы русского дворянства и купечества середины XVIII начала XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Локк Кристина Эдвиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологические типы населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII - начала XIX В. »

УДК 572

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ

СЕРЕДИНЫ XVIII - НАЧАЛА XIX В.

К.Э. Локк

(кафедра антропологии, НИИ и Музей антропологии МГУ; e-mail: [email protected])

Исследования автора показали, что можно дать достаточно точную антропологическую характеристику людей по портретам, выполненным художниками реалистического направления. По живописным портретам были выявлены антропологические типы русского дворянства и купечества середины XVIII — начала XIX в.

Ключевые слова: портретная живопись, русское дворянство, русское купечество, обобщенный портрет, антропологический тип.

Одним из наиболее важных источников информации в антропологии являются описательные и измерительные морфологические признаки. Большинство расовых классификаций основано в первую очередь на описании головы. Многие из этих признаков могут определяться не только в полевых условиях при непосредственном контакте с обследуемым, но и в лабораторных условиях по специальным фотографиям.

Фотопортреты существуют только последние 150 лет, все остальное время для передачи лица живого человека служили различные виды изобразительного искусства. Важность этой информации для антропологии давно оценена, и практически во всех расоведческих монографиях приводятся изображения лиц древних людей как один из источников для реконструкции антропологического состава населения того или иного региона. Информация, заложенная в живописных портретах, уникальна и не может быть получена другими способами. Конечно, живописный портрет является для антрополога специфическим объектом. Портрет неподвижен, и его ракурс определен художником, мы воспринимаем портрет через художественную призму автора, на особенности портрета мог влиять и заказчик и т.д.

Нами были проведены эксперименты, которые включали: сравнение портретов одного и того же лица, написанного разными художниками, сравнение портретов одного и того же человека в разных возрастах, сравнение описания характеристик лица на портретах и фотографиях современных групп населения. По результатам этих и других экспериментальных работ [1, 2] мы пришли к выводу, что можно дать достаточно точную антропологическую характеристику людей по портретам, выполненным художниками реалистического направления.

В нашем исследовании используется популяци-онный подход, мы рассматриваем отдельный портрет как индивид, а совокупность портретов — как

выборку из группы. Ранее попытки работы с живописными портретами носили чисто типологический характер, не учитывалась индивидуальная изменчивость. В этом смысле наша работа не имеет аналогов. Представленные здесь методические приемы являются авторскими разработками, приложением классических методов антропологии к изучению живописного портрета. Было применено 2 метода: 1) традиционное описание строения лица [3] каждого индивида и получение таблиц средних величин для характеристики группы; 2) создание обобщенных портретов методом суммирования индивидуальных изображений [4]. В последнем случае на основе принципа обобщения Гальтона была разработана и протестирована оригинальная компьютерная программа БМР1;опе.

Для рассмотрения брались портреты реально существовавших людей, нарисованных в реалистической манере. О портретируемой личности записывалась подробная информация, также отмечались автор картины, дата создания, техника исполнения [1, 2]. Фиксировалось наличие искажающих факторов, например наличие парика.

На основании просмотра ряда портретов было отобрано 28 стандартных балловых признаков: цвет и форма волос, цвет глаз, развитие складки верхнего века, профиль спинки носа и др. Данные признаки относительно легко определяются на портретах и мало зависят от особенностей художественного стиля автора картины [1, 2]. Основная проблема заключалась в том, что головы на портретах не выдержаны в строгих антропологических нормах и имеют разную степень разворота от нормы 5/6 (легкий разворот) до 3/4, фронтальная и профильная нормы художниками использовались редко. Конечно, не все признаки стандартной программы могли быть определены с достаточной уверенностью. В некоторых случаях нельзя было соблюсти методические требования, а в некоторых возникали сомнения в надежности определения признака. В первую

очередь это касалось признаков пигментации и определения формы волос [2].

Нами бышо описано около 600 репродукций живописных портретов населения России за период с 1730 по 1830 г. В большинстве это люди среднего возраста от 20 до 50 лет. Дети и старики в рассмотрение не брались. В зависимости от принадлежности людей к разным социальным классам наша выборка была разбита на 5 категорий (таблица): столичные аристократы (самые высшие слои общества), уездные дворяне (помещики), купцы, крестьяне и неизвестные (скорее всего, в большинстве уездные дворяне). Впоследствии крестьяне и купцы были объединены в один класс ввиду малочисленности крестьян, классы неизвестных и уездных дворян так же были слиты воедино.

Принадлежность людей к разным социальным классам

Социальные классы Количество человек

Мужчины Женщины

Столичные аристократы 125 108

Уездные дворяне 61 55

Купцы 64 53

Крестьяне 12 7

Неизвестные 35 52

Всего 297 275

Сравнения таблиц средних величин и обобщенных изображений дали следующую картину. И у женщин и у мужчин в ряду от купечества к столичной аристократии уменьшается набухание верхнего века. У русского купечества в среднем меньше ширина раскрытия глазной щели и более низкие орбиты. У купцов несколько более выступающие крылья носа, более тонкие губы, более худощавые (но "крепкие") лица, чем у аристократов. У купчих, напротив, лица более полные. Также купчихи более скуластые, чем дворянки, среди мужчин тенденция такая же, но выражена слабее. Большая прямово-лосость купечества объясняется модой на завивку

волос, распространенной среди русского дворянства того времени.

При общем сходстве в частотах описательных признаков обобщенные портреты столичных и уездных дворян вполне различимы. Обобщенный портрет уездных дворян обладает более низкими глазницами и более широким лицом по сравнению с портретом столичного аристократа. Портреты аристократок и дворянок из провинции отличаются не так сильно.

Полученные нами данные были сопоставлены с данными Русской антропологической экспедиции [5]. Антропологический тип русского дворянства XVIII — начала XIX в. обладал так называемым среднеевропейским антропологическим типом, и его отличия от русского сельского населения середины XX в. заключаются в более темной пигментации глаз и волос, большем развитии складки верхнего века и меньшем выступании скул. Более сильное развитие складки верхнего века в данном случае связано с различиями в методике определения этого признака на портретах и на живых людях.

Выводы

• Можно дать достаточно точную антропологическую характеристику людей по портретам, выполненным художниками реалистического направления.

• Русское дворянство XVIII — начала XIX в. обладало так называемым среднеевропейским антропологическим типом.

• Антропологический тип русского купечества отличается от типа русского дворянства большей скуластостью, иными пропорциями лица, а также строением глазной области.

Автор выражает благодарность докт. биол. наук И.В. Перевозчикову за помощь в проведении исследования.

* * *

Данное исследование поддержано Российским фондом фундаментальных исследований (грант № 06-06-80303).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перевозчиков И.В, Давыдова Д.С. Опыт антропологического описания населения Европы XVI—XIX вв. по произведениям портретной живописи // Некоторые актуальные проблемы современной антропологии. РАН Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера). СПб., 2006. С. 101—102.

2. Перевозчиков И.В, Локк К.Э., Сухова A.B., Мау-рер A.M. Опыт антропологического описания населения России по произведениям портретной живописи середины XVIII — начала XIX в. // Актуальные вопросы ант-

ропологии. Вып. 3. Минск: Право и экономика, 2008. С. 141-148.

3. Бунак В.В. Антропометрия. М., 1941. 368 с.

4. Galton Fr. Composite Portraits made by combining those of many different persons in a single figure // Nature. 1878. Vol. 23. P. 97-100.

5. Происхождение и этническая история русского народа // Тр. Ин-та этнографии АН СССР, нов. сер. М., 1965. Т. 88. 265 с.

Поступила в редакцию 28.05.10

12 ВМУ, биология, № 2

THE ANTHROPOLOGICAL TYPES OF POPULATION

OF RUSSIA 18th—19th CENTURY BASED ON PORTRAIT PAINTINGS

K.E. Lock

Author's research shows that it is possible to make sufficiently accurate anthropological characteristic of the peoples by painting portraits, created artist of the realistic. Anthropological types of Russian nobility and Russian merchants of 18th—19th century were found on the basis of the painting portraits.

Key words: portraiture, Russian nobility, Russian merchants, composite portrait, anthropological type.

Сведения об авторе

Локк Кристина Эдвиновна — аспирантка, кафедра антропологии биологического факультета МГУ, инженер 2-й категории НИИ и Музея антропологии МГУ. Тел. (910)471-38-53; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.