Научная статья на тему 'К антропологии фаюмского оазиса i–IV веков нашей эры'

К антропологии фаюмского оазиса i–IV веков нашей эры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / ЕГИПЕТ / ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ / ОБОБЩЕННЫЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю., Шимановская А. С.

Фаюмские портреты на данный момент являются одной из древнейших, дошедших до наших дней, серий реалистических портретов, выполненных на одной территории в одной технике и, в исторической перспективе, практически одновременно (I–IV века н.э.). Техника энкаустики (а позднее темперы) совместно с сухим климатом способствовали очень хорошей сохранности живописного слоя. Многочисленность сохранившихся портретов, достаточная полнота исторических сведений о периоде их создания стали важными предпосылками для их рассмотрения как источника антропологической информации об одном из регионов Восточного Средиземноморья. Статистическая обработка данных проведена стандартными методами одномерной статистики с применением программы Statistika 6. Применен метод создания цифрового обобщенного портрета по способу, предложенному М.Н. Тихомировым [Локк, 2011]. Описание выборки, как по индивидуальным данным, так и по обобщенным портретам весьма близко. Рост бороды имеет среднюю интенсивность развития. Цвет бороды, как и цвет волос: у большинства мужчин черный и лишь у 1/ 5– темно-коричневый. И у мужчин и женщин: примерно у 50% волосы узко-волнистые, у остальных – волнистые и, в единичных случаях, широко-волнистые и курчавые. Рост бровей у большинства сильный, средний – у 25%, слабый практически не встречается. Цвет глаз в основном темный, смешанные и светлые оттенки отмечены в единичных случаях. В равных количествах распространены широкое и среднее раскрытие глазной щели. Складка верхнего века отсутствует примерно в половине случаев, сильное развитие практически отсутствует. Переносье узкое и, видимо, по большей части высокое. Явно преобладает прямой профиль носа. Крыло носа у большинства низкое и выступает слабо. Верхняя губа у большинства низкая, высокая не встречена. Толщина верхней губы колеблется между малой и средней, нижняя же губа средней полноты встречается у 59%, полная – у 14%. Длина носа средняя и большая примерно в равных долях, короткий нос редок. Лоб малой высоты в 49% случаев, средней – в 44%. По описаниям индивидуальных портретов и средним величинам баллов признаков можно сделать вывод, что изученная выборка практически в точности соответствует одному из вариантов средиземноморского (или индо-средиземноморского) антропологического типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Перевозчиков И. В., Шпак Л. Ю., Шимановская А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К антропологии фаюмского оазиса i–IV веков нашей эры»

К АНТРОПОЛОГИИ ФАЮМСКОГО ОАЗИСА I-IV ВЕКОВ НАШЕЙ ЭРЫ

И.В. Перевозчиков1, Л.Ю. Шпак 2, А.С. Шимановская

1 НИИ и Музей антропологии МГУ, Москва

2 Кафедра антропологии биологического факультета МГУ, Москва

Фаюмские портреты на данный момент являются одной из древнейших, дошедших до наших дней, серий реалистических портретов, выполненных на одной территории в одной технике и, в исторической перспективе, практически одновременно (¡-IV века н.э.). Техника энкаустики (а позднее темперы) совместно с сухим климатом способствовали очень хорошей сохранности живописного слоя. Многочисленность сохранившихся портретов, достаточная полнота исторических сведений о периоде их создания стали важными предпосылками для их рассмотрения как источника антропологической информации об одном из регионов Восточного Средиземноморья.

Статистическая обработка данных проведена стандартными методами одномерной статистики с применением программы Statistika 6. Применен метод создания цифрового обобщенного портрета по способу, предложенному М.Н. Тихомировым [Локк, 2011].

Описание выборки, как по индивидуальным данным, так и по обобщенным портретам весьма близко. Рост бороды имеет среднюю интенсивность развития. Цвет бороды, как и цвет волос: у большинства мужчин черный и лишь у 1/5- темно-коричневый. И у мужчин и женщин: примерно у 50% волосы узко-волнистые, у остальных - волнистые и, в единичных случаях, широко-волнистые и курчавые. Рост бровей у большинства сильный, средний - у 25%, слабый практически не встречается. Цвет глаз в основном темный, смешанные и светлые оттенки отмечены в единичных случаях. В равных количествах распространены широкое и среднее раскрытие глазной щели. Складка верхнего века отсутствует примерно в половине случаев, сильное развитие практически отсутствует. Переносье узкое и, видимо, по большей части высокое. Явно преобладает прямой профиль носа. Крыло носа у большинства низкое и выступает слабо. Верхняя губа у большинства низкая, высокая не встречена. Толщина верхней губы колеблется между малой и средней, нижняя же губа средней полноты встречается у 59%, полная - у 14%. Длина носа средняя и большая примерно в равных долях, короткий нос редок. Лоб малой высоты в 49% случаев, средней - в 44%.

По описаниям индивидуальных портретов и средним величинам баллов признаков можно сделать вывод, что изученная выборка практически в точности соответствует одному из вариантов средиземноморского (или индо-средиземноморского) антропологического типа.

Ключевые слова: антропология, Египет, фаюмский портрет, обобщенный портрет

Нам ничего не известно об этих людях, Однако то, что портреты их выполнены с большой степенью точности и как две капли воды похожи на оригиналы, не подлежит сомнению. Заключенная в них странная, притягательная, почти магическая сила, поразившая после их открытия в конце XIX века и художников, по сей день остается непреодолимой.

Байер, 2003

Введение

Фаюмский портрет является уникальным явлением в культуре человечества. В нем соединились две художественные традиции: египетская и греческая. Техника энкаустики (а позднее темперы) совместно с сухим климатом способствовали очень хорошей сохранности живописного слоя. Многочисленность сохранившихся портретов, достаточная полнота исторических сведений о периоде их создания стали важными предпосылками для их рассмотрения как источника антропологической информации об одном из регионов Восточного Средиземноморья.

Фаюмские портреты на данный момент являются одной из древнейших, дошедших до наших дней, серий реалистических портретов, выполненных на одной территории в одной технике и, в исторической перспективе, практически одновременно (I—IV века н.э.). Поэтому их рассмотрение с точки зрения популяционной антропологии представляется вполне оправданным.

Следует уточнить, что под термином «фаюмский портрет» подразумевается портретное искусство, которое было распространено на значительной территории Египта первых веков нашей эры.

Свое название фаюмские портреты получили по месту обнаружения первых экземпляров в 1887

году при раскопках некрополя эллинистического города Арсиноя близ деревушки Эр-Рубайат в Фа-юмском оазисе (Средний Египет)1, но единичные экземпляры появились Европе еще в XVII веке.

В том же году в другой части оазиса, в Хава-ре, британский археолог Ф. Питри нашел 40 портретов [Левек, 1989]. Основная часть находок была сделана в Фаюмском оазисе, отдельные же экземпляры обнаруживают по всему Египту, от Луксора до Александрии. К настоящему времени обнаружено около 900 портретов, из них каждый уникален и изображает конкретного человека. Это портреты жителей римского Египта I—IV веков н.э. -египтян, греков, нубийцев, евреев, сирийцев, римлян, что установлено в первую очередь по именам изображенных. Датировка портретов сделана на основе периодизации изменений причесок, украшений и элементов одежды. Считается, что фаюм-ские портреты создавались, начиная с правления императора Тиберия (14-37 гг. н.э.) до правления императоров Каракаллы и Геты в III веке н.э. Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римской моде того времени. Серьги и ожерелья соответствуют типам украшений, распространенных в ту эпоху.

Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась до конца III в. н.э., поздние портреты исполнены в более условной манере и нами для анализа не использовались.

Материалы и методы

Наша выборка включила 153 индивидуальных портрета, из них 72 женских и 81 мужской. Основными источниками фаюмских портретов были интернет-ресурсы и книжные издания.

Использовался описательный метод оценки признаков по методике, принятой в НИИ и Музее антропологии МГУ. Антропологический бланк, использованный в исследовании, был составлен И.В. Перевозчиковым и К.Э. Локк для работы с живописными портретами. [Перевозчиков, Давыдова, 2006; Перевозчиков и др., 2011]. Для получения дополнительной информации мы ввели в программу признаки, не имеющие широкого распространения (см. табл. 1). По понятным причинам мы не имели информации о возрасте изображенного, и поэтому прибегли к методу «на глазок». Индивидуумы явно моложе 18 лет и старше

1 Оазис возник во времена Среднего царства (1975-1755 до н.э.), когда было осуществлено строительство гигантского водохранилища в огромной естественной котловине для накопления воды во время разливов Нила. Благодаря этому, этот регион стал житницей Египта, а позднее долгое время снабжал хлебом весь греко-римский мир.

60 в выборку не включены. В первую очередь такая ситуация отразилась на определении интенсивности роста бороды.

Статистическая обработка данных проведена стандартными методами одномерной статистики с применением программы 31а11зИка 6.

Был также применен метод создания цифрового обобщенного портрета по способу, предложенному М.Н. Тихомировым [Локк, 2011].

Результаты

Описание фаюмских портретов по индивидуальным изображениям.

Частоты описательных признаков приведены в табл. 1.

Следует отметить одно важное обстоятельство. В классической методике многие признаки определяются при определенном положении головы. В нашем случае приходилось отступать от принятых норм. Ввиду этого надежность определения описательных признаков варьирует по отдельным признакам. В табл. 1 признаки, в которых нарушена методика (в смысле положения головы) выделены курсивом. Несмотря на стремление художников к реалистическому изображению лица бросается в глаза, что на части портретов несколько увеличенный диаметр радужины. Художники (и не только фаюмские) иногда прибегают к этому приему для увеличения выразительности портрета.

Если суммировать данные табл. 1, в первую очередь, по наиболее надежно определяемым признакам, то словесное описание будет следующим.

Мужчины

Средний возраст у мужчин, изображенных на фаюмском портрете, составляет 27-30 лет. Напомним, это определение по общему впечатлению от портрета. Большинство исследователей полагает, что портреты писались загодя и хранились дома до момента смерти. Часть исследователей считает, что такие цифры отражают реальную демографическую ситуацию. Рост бороды имеет среднюю интенсивность развития. Цвет бороды, как и цвет волос, у большинства мужчин черный и лишь у 1/5 - темно-коричневый. Форма волос примерно у половины волосы узко-волнистые, у остальных - волнистые и, в единичных случаях, широко-волнистые и курчавые. Рост бровей у большинства сильный, средний - у 25%, слабый практически не встречается. Цвет глаз в основном темный, смешанные и светлые оттенки отмечены в единичных случаях. Раскрытие глазной щели. В равных количествах распространены широкое и среднее; Наклон глазной щели преимущественно горизонтальный. Складка верхнего века отсутствует примерно в половине случаев, сильное развитие практически отсутствует. Над-

Таблица 1. Частоты признаков в выборке фаюмских портретов

Признаки и их развитие (балл) Мужчины N„«=81 Жен-шины. N =12 J 4 n>j\ t Признаки и их развитие (балл) Мужчины Ч™=81 Женщин ы. N =72

Рост бороды (см. текст) Ы= 20 1 (оч. слаб.) Складка верхнего века с1 0 (огсут.) 0.51 0.42

2 (слабый) I (слабая) 0.27 0.37

3 (средний) 0.75 2(средняя) 0.19 0.21

4 (сильный) 0.25 3 (сильная) 0.03

5 (оч. сильн.) Надбровье 1 (слабое) 0.94 1.0

Цвет бороды 1 (св. русый) 2 (сильное) 0.06

2 (русый) Го риз. профиль лица I(плоское) 0.01 0.03

3 (темн. рус.) 2 (среднее) 0.33 0.33

4 (теми, кор.) 0.22 3(узкое) 0.66 0.64

5 (черный) 0.78 Выступание скул I (слабое) 0.63 0.72

Волосы цвет 1 (св. русый) 2 (среднее) 0.33 0.25

2 (русый) 3 (сильное) 0.04 0.03

3 (темн. рус.) Высота переносья 1 (низкое) 0.01

4 (темн. кор.) 0.17 0.11 2 (среднее) 0.23 0.32

5 (черный) 0.83 0.89 3 (высокое) 0.76 0.68

Волосы форма 1 (прямые) Попер, профиль спинки носа 1 (плоское)

2 (шир. волн.) 0.07 0.05 2 (среднее) 0.21 0.26

3 (волнистые) 0.35 0.45 3 (острое) 0.79 0.74

4 (уч.волн.) 0.55 0.44 Профиль носа костный 1 (вогнутый) 0.05 0.03

5 (курчавые) 0.03 0,06 2 (прямой) 0.78 0.80

Рост бровей 1 (слабый) 0,05 0.10 3 (выступ.) 0.17 0.17

2 (средний) 0.25 0.37 Профиль носа хрящевой 1 (вогнутый) 0.01

3 (сильный) 0.70 0.53 2 (прямой) 0.99 1,0

Цвет глаз 1 (светлые) 0.01 3 (выступ.)

2 (смеш.) 0.03 0,04 Профиль носа общий 1 (вогну гый) 0.05 0.01

3 (темные) 0.96 0.96 2 (прямой) 0.74 0.81

Ширина глазной щели ] (узкая) 0.03 0.01 3 (выступ.) 0.17 0.17

2 (средняя) 0.48 0.54 4 (извилист.) 0.04 0.01

3 (широкая) 0.49 0,45 Кончик носа 1 (припод.) 0.01

Наклон глазной щели 1 (вниз) 0,02 0.10 2(прямой) 0.75 0.89

2 (гориз.) 0.78 0.73 3 (опущ.) 0.24 0.11

3(вверх) 0.20 0.17 Высота крыла носа I (низкое) 0.68 0.64

Складка верхнего века р 0 (оггсуге.) 0.64 0.49 2 (среднее) 0.31 0.36

1 (слабая) 0.24 0.35 3 (высокое) 0.01

2 (средняя) 0,12 0.16 Выступание крыла носа I(слабое) 0.74 0.72

3 (сильная) 2 (среднее) 0.26 0,28

Складка верхнего века Ю 0 (отсут.) 0.54 0.49 3 (сильное)

1(слабая) 0.35 0.40 Высота верхней губы I (низкая) 0.73 0.44

2 (средняя) 0.10 0.11 2 (средняя) 0.27 0.56

3 (сильная) 0,01 3 (высокая)

Продолжение таблицы 1

Признаки и их развитие (балл) Мужчин Ы N ,., 81 Женщины. Nma,=72 Признаки и их развитие (балл) Мужчины Nna,=Si Женщин ы. Nn,a*=72

Толщина верхней губы 1 (малая) 0.51 0.47 Длина глаза малая 0.12 0.03

2 (средняя) 0.41 0.47 средняя 0.52 0.37

3 (большая) 0.08 0.06 большая 0.36 0.60

Толщина нижней губы ] (малая) 0.27 0.14 Длина носа малая 0.04 0.01

2 (средняя) 0.59 0.79 средняя 0.55 0.55

3 (большая) 0.14 0.07 большая 0.41 0.44

Полнота лица 1 (худое) 0.65 0.37 Высота лба малая 0.49 0.58

2 (среднее) 0.31 0.56 средняя 0.44 0.39

3 (полное) 0.04 0.07 большая 0.07 0.03

Высота орбиты 1 (низкая) 0.01 Высота подбородка малая 0.27 0.21

2(средняя) 0.32 0.21 средняя 0.59 0.64

3 (высокая) 0.67 0.79 большая 0.14 0.15

Расположение глаз 1 (близкое) 0.23 0.40

2 (среднее) 0.73 0.58

3 (широкое) 0.04 0.02

бровье заметно развито только у 5 человек из 81. Форма лица. У 2/3 мужчин - лицо худощавое, узкое со слабо выступающими скулами, широкое лицо и сильно выступающие скулы отмечены только несколько раз. Наиболее частые формы лица - овальная (31%), яйцевидная (28%) и эллипсоидная (17%). Переносье узкое и, видимо, по большей части, высокое. Явно преобладает прямой профиль носа. У большинства низкое крыло носа и выступает слабо. В большинстве случаев низкая верхняя губа, высокая не встречена. Толщина верхней губы колеблется между малой и средней, нижняя же губа средней полноты у 59% и полная у 14%. Создается впечатление, что орбита чаще всего высокая, расстояние между внутренними углами глаз у большинства среднее, у остальных - небольшое. Длина носа средняя и большая примерно в равных долях, короткий нос редок. Лоб малой высоты в 49% случаев, средней - в 44%. Подбородок, в основном, средней высоты (59%), низкий подбородок отмечен у 27% и высокий - у 14%.

Женщины

Средний возраст женщин составляет 27-30 лет. Характеристика антропологического варианта практически идентична описанию мужчин с поправкой на пол.

По описаниям индивидуальных портретов и средним величинам баллов признаков можно сделать вывод, что изученная выборка практически в точности соответствует одному из вариантов средиземноморского (или индо-средиземноморс-кого) антропологического типа [Coon, 1939; Field, 1939; Хрисанфова, Перевозчиков, 2003].

Описание фаюмских портретов по обобщенному изображению

Обобщенные портреты, как женские, так и мужские, получились очень однородными (рис. 1 и 2).

Мы уже писали выше, что размер радужины утрирован.

Лицо высокое с преобладанием среднего этажа. Форма лица переходная между овальной и яйцевидной. У мужчины чувствуется небольшая наполненность скуловых дуг Скуловая ширина немного меньше средней, имеется выступание скуловых дуг. Высота лба небольшая. Нижняя челюсть несколько грацильна, сам подбородок заостренной формы. Нос длинный, прямой, узкий во всех отделах. Переносье, видимо, высокое. Крылья носа слабо выступающие и низкие. Глазница высокая и округлая. Расстояние между внутренними углами глаз небольшое. Раскрытие глазной щели значительное. Глаза посажены не глубоко. Развитие складки верхнего века, несмотря на размытость изображения, можно определить как слабое (примерно, балл 1). Верхняя губа короткая. Ротовая щель неширокая. Обе губы, особенно нижняя, слегка припухлые (возраст). Рост бороды и усов слабо-умеренный (балл 2-3), что также может быть связано с возрастом изображенного мужчины. Рост бровей смотрится как довольно сильный, но здесь возможен эффект суммирования, который при создании обобщенного изображения может усиливать впечатление о густоте бровей. Форма бровей - дугообразная, переносье не обволошено. Цвет бороды темный, практически черный, как и цвет волос. Пигментация

_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Мужской обобщенный портрет. N=39

радужки - темная (балл 2 по шкале Бунака - темно-карие, по использованной в работе шкале балл 3 - карие глаза). Также по обобщенному портрету можно приблизительно описать пигментацию кожи, так как на нем, в отличие от индивидуальных портретов, возможные неточности цветопередачи сглажены. На полученном изображении кожа лица у мужчины смуглая. У женщин пигментация волос несколько темнее, чем у мужчин, цвет практически черный. Радужина чуть более темная, чем на мужском изображении. Пигментация кожи лица более светлая, чем у мужчин.

В целом, надо сказать, что обобщенный портрет, удачно дополняет данные табл. 1. Более того,

можно сделать уточнение к антропологическому типу. По классификации К. Куна, этот тип ближе всего к «собственно» медитеранному и атланто-медитеранному [Coon, 1939].

Обсуждение

Судя по количество подданных, облагаемых соляным налогом (аналогом подушной подати), в переписи 229 года включено около 11 тысяч жителей оазиса. Если добавить в соответствующей пропорции не включенных в этот список детей и военных и ввести дополнительную поправку для

Рис. 2. Женский обобщенный портрет. N=40

населения крупных городов оазиса - Арсинои и Филадельфии, то фигурировавший среди самых густонаселенных районов Фаюм насчитывал от 50 до 100 тыс. жителей, что составляло 20-25% населения страны [Свеницкая, 1989; Свеницкая, Ковельман, 1989]. Судя по всему, далеко не каждый мог позволить себе такой портрет: Флиндерс Петри утверждает, что из всех найденных мумий только один или два процента имели портреты. Косвенно это подтверждается тем, что, судя по женским украшениям, сложным прическам, золотым диадемам и вполне определенной «холености» лица, это женщины очень состоятельного класса.

Одним из следствий завоеваний, усиления торговых связей и колонизации являлись смешанные браки. Количество смешанных греко-египетских браков увеличилось с середины периода Птолемеев. Следует отметить, что мужчин-иммигрантов было гораздо больше, чем женщин. Юридический статус грека оставался закрепленным за потомками таких браков в последующих поколениях. В таких семьях греки постепенно перенимали местные традиции. Слияние греческих и местных элементов демонстрируется через сочетание греческих и египетских имен. [Левек, 1989].

Наши результаты в значительной мере соответствуют историческим фактам формирования

основной части населения Фаюма. Пигментация в нашей выборке есть следствие смешанного происхождения и особенностям наследования пигментации с доминированием темных оттенков. После нескольких поколений смешения греков, у которых отмечалась вполне определенная депигментация [Coon, 1939] с темнопигментированны-ми египтянами потемнение метисной группы вполне ожидаемо.

Библиография

Бунак В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М.: Наука, 1980. Левек П. Эллинистический мир. М.: Наука, 1989. Локк К.Э. Компьютерные методы суммирования изображений. Обобщенный и усредненный портреты // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2011. № 1. С. 37-44.

Перевозчиков И.В., Давыдова Д.С. Опыт антропологического описания населения Европы 16-19 вв. по произведениям портретной живописи // Тез. докл. конф. «Проблемы антропологии Евразии» (Санкт-Петербург, 11-15 октября 2004 г.). СПб., 2004.

Перевозчиков И.В., ЛоккК.Э., Сухова А.В., Тихомиров М.Н. Результаты антропологического изучения портретной живописи России XVIII-XIX веков.// Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология, 2011. № 1. С. 25-36.

Свеницкая И.С. Эллинистический Египет // История Древнего Мира. Расцвет древних сообществ. М., 1989. С. 303-367.

Свеницкая И.С., Ковельман А.Б. Восточные провинции

Римской империи // История Древнего Мира. Упадок

древних сообществ. М. 1989, С. 73-87.

Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.:

Изд-во Московского университета, 1999.

Coon C.S. The Races of Europe, 1939.

Field H. Contributions to the Anthropology of Iran //

Anthropological series. Field Museum of Natural History,

1939. Vol. 29. N 2.

Fayum_mummy_portraits. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ Fayum_mummy_portraits (дата обращения 12.09.2012)

Контактная информация

Перевозчиков Илья Васильевич: e-mail:perevozchikovev@mail.ru; Шпак Лариса Юрьевна: e-mail: larshp@rambler.ru.

THE ANTHROPOLOGY OF THE FAYUM OASIS I-IV CENTURIES AD

E.V. Perevozchikov1, l.Yu. Shpak2, A.S. Shimanovskaya

1 Research Institute and Museum of anthropology, Moscow

2 Department of anthropology, Lomonosov Moscow State University

Fayum portraits at the moment are one of the oldest, extant, a series of realistic portraits, occurred in the same area, one technique and, historically, almost simultaneously (I-IV century BC).Many surviving portraits and sufficient fullness of historical information about the period of their creation are important prerequisites to consider them as a source of anthropological information on one of the regions of the Eastern Mediterranean. Statistical data processing carried out by standard methods of one-dimensional statistics using the Statistika 6 program and the method of creating a digital composite portrait proposed by M.N. Tikhomirov was also applied [Lock, 2011].

The anthropological description of the sample of individual data and composite portraits are very close. The growth of the beard: has an average intensity development. Colour of the beard and hair: mostly black and only 1/5 - dark brown. Form of hair in men and women: approximately half of the hair is narrow wavy, and the rest is wavy and, in a few cases, widely-wavy and curly. The growth of eyebrows: for most cases strong, average growth - 25%, weak almost never occurs. Eye colour: practically all dark, mixed and light shades are noted in individual cases.

The fold of the upper eyelid: absent in about half the cases. The bridge of the nose: narrow and, probably, for the most part high. Profile of the nose: decidedly dominates straight. The wing of the nose: in the majority are poorly developed. The height of the upper lip: mostly low. Upper lip thickness: varies between low and medium, and the lower lip is medium thick in 59% and thick in14%. The average length of the nose: long and medium in approximately equal proportions, short nose is rare. The height of the forehead: low forehead height in 49% of cases, and median in 44%. The descriptions of individual portraits, average scores of different characters and the composite portraits bring us to the conclusion that the investigated sample is almost exactly matches one of the variants of the Mediterranean (or Indo-Mediterranean) anthropological type.

Keywords: anthropology, Egypt, Fayum portrait, composite portrait

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.