Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ФИЛОСОФИИ АЗИЗУДДИНА НАСАФИ'

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ФИЛОСОФИИ АЗИЗУДДИНА НАСАФИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Суфизм / мир большой / мир малый / мир скрытный / мир свидетельств / сущность / материальный мир / идеальный мир. / Sufism / world big / world small / world secretive / world of evidence / essence / material world / ideal world.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бўриев, Исроил Исмоилович

Статья посвящена исследованию научного творчства одного из великих мыслителей Кашкадарьи Азизиддина Насафий. На основе анализа известных произведений ученого, занимающих особое место в истории суфийского учения освещены взгляды ученого на мусульманскую мистику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL PROBLEMS IN PHILOSOPHY AZIZUDDINA NASAFI

The article is devoted to the study of the scientific work of one of the great thinkers in Kashkadarya region of Uzbekistan Aziziddin Nasafi. Based on the analysis of the scientist`s famous works occupying a special place in the history of Sufi teachings, the scientist`s views on Muslim mysticism are highlighted.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ФИЛОСОФИИ АЗИЗУДДИНА НАСАФИ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ФИЛОСОФИИ

АЗИЗУДДИНА НАСАФИ

с1 https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-2-597-602

Буриев Исроил Исмоилович

Преподаватель Каршинского инженерно-экономического института

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию научного творчства одного из великих мыслителей Кашкадарьи Азизиддина Насафий. На основе анализа известных произведений ученого, занимающих особое место в истории суфийского учения освещены взгляды ученого на мусульманскую мистику.

Ключевые слова: Суфизм, мир большой, мир малый, мир скрытный, мир свидетельств, сущность, материальный мир, идеальный мир.

The article is devoted to the study of the scientific work of one of the great thinkers in Kashkadarya region of Uzbekistan Aziziddin Nasafi. Based on the analysis of the scientists famous works occupying a special place in the history of Sufi teachings, the scientists views on Muslim mysticism are highlighted.

Keywords: Sufism, world big, world small, world secretive, world of evidence, essence, material world, ideal world.

Мацола цашцадарёлик буюк мутафаккирлардан бири Азизиддин Насафийнинг илмий ижоди тадцицига багишланган. Тасаввуф таълимоти тарихида узининг муносиб урнини эгаллаган комил инсон таулили асосида олимнинг суфиёна царашлари ёритилди.

Таянч сузлар: Тасаввуф, олами кубро, олами сугро, олами гайб, олами шуууд, зот, мулк, малакут.

ВВЕДЕНИЕ

Азизуддин Насафи является одним из ярких, но, к сожалению, малоизучен ных представителей суфизма (суфийской философии) XIII в. Его философское наследие имеет энциклопедический характер, потому что в нем обобщаются с уществовавшие в тот период различные философские идеи. Философия Азизуд дина Насафи многогранна. В его произведениях исследуются проблемы онтоло гии, гносеологии, этики и эстетики. Однако особое место в его философском н аследии занимает проблемы человека и его сущности и существования. Для Аз изуддина Насафи характерно то, что онтологические и гносеологические вопро сы он решает с позиции антропологического видения проблемы. Общеизвестн

ABSTRACT

АННОТАЦИЯ

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

о, что проблема человека является одной из центральных и коренных проблем философии и религиознофилософских течений. В настоящее время эта проблем а особенно актуализировалась в связи с возникшими и постоянно возникающи ми глобальными проблемами, общежития и человеческих взаимоотношений в целом. Отсюда исследование философии Азизуддина Насафи представляется в есьма актуальным и злободневным. С другой стороны, она органически связан а с общечеловеческими ценностями, присущими практически всем народам ми ра, которые ныне в трудных, порою трагических условиях, стараются определи ть свои исторические перспективы. Однако последние невозможно осуществит ь без творческого освоения мирового гуманистического наследия. Насафи вер ит в могущество человеческого разума, мощь науки, проповедует идеи прогрес са, для достижения которого по его утверждению необходимо развитие естеств енно научного и философского знания. Исходя из вышеизложенного, автор ко нстатирует, что актуальность диссертационного исследования заключается в то м, что философское учение Азизуддина Насафи не потеряло своего значения д о сегодняшнего дня и поэтому требует более глубокого и системного анализа. Насафи, обобщив в своих произведениях интеллектуальные средневековые иде и, наряду с антропологическим видением проблемы попытался также рассмотр еть проблему человека с точки зрения суфийской философии. Последнее прида ет его мировоззрению особую специфику.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Конечно, проблема совершенного человека (инсони комил), которая являе тся объектом размышления представителей суфизма, рассматривалась в трудах многих мусульманских мыслителей. В литературе по исламу традищюнно счи тается, что концепция совершенного человека впервые разрабатывалась в твор честве великого учителя шейха Ал- Араби. Его дело продолжил его ученик ал-Джили. Идею «инсони комил» развивал и ал-Газзали. Свое понимание «соверш енного человека» изложил и Дж.Руми. При всем том антропологические идеи Азизуддина Насафи во многом обогатили то, что уже было разработано в этом аспекте великими философами и богословами, и заложили новые основы для р азвития идей о человеке и его роли в бытии. Доказательством тому тот факт, чт о Насафи свое видение проблемы человека изложил в 22-х трактатах, объедине нных в одну книгу под названием «Совершенный человек». Её объем составил 500 страниц. Насафи был средневековым ученым а в ту эпоху все политически е и социально- экономические стороны жизни общества строго подчинялись к анонам ислама, тем не менее мыслитель попытался дать рациональное объясне ние возникновения и развития вселенной. Важность научного анализа мировоз зрения Азизуддина Насафи заключается также в том, что этот философ стреми

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

лся объяснить человеку, как ему освободиться от всего того, что его ограничив ает и становится причиной его несчастья и ограниченности. В связи с этим, мо жно утверждать, что идеи Азизуддина Насафи моiуг быть взяты на вооружение современным таджикским обществом, переживающим сейчас духовный кризи с и определяющим пути своего морального, нравственного возрождения. Выш еизложенные утверждения свидетельствуют об актуальности и своевременност и исследования данной диссертационной темы.

Первые исторические сведения об Азизуддине Насафи встречаются в трак тате «Риёз-улорифин», которая не лишена некоторых неточностей и законченно сти. Азизуддин Насафи был одним из первых восточных мыслителей

которые стали известны в Европе. Еще 1625 г. его произведения были переведе ны на латинский язык. Первым европейцем, который исследовал произведения Азизуддина Насафи, был француз Е.Палмер. Затем другой французский исслед ователь - Мериджон Моле написал введение к книге Насафи «Инсони комил» ( «Совершенный человек»), где привел некоторые сведения об Азизуддине Наса фи и его наследии. Из иранских исследователей об Азизуддине Насафи писал Абулхусайн Зарринкуб в работе «Джустуджу дар тасаввуфи Эрон».3 (Исследов ание по иранскому суфизму), а также Сайд Зиёуддин Дехшахри - в своём вступ лении к книге «Катф-ул-хакоик» («Открытие истины»)

В 1987 г. по инициативе таджикского ученого Рустама Шукурова на русский яз ык было переведено произведение Азизуддина Насафи «Зубдат-ул-хакоик», ко торое вошло в книгу «Суфизм в контексте мусульманской культуры» Е.Э.Берт ельса. К сожалению, в таджикской научной и литературной среде, особенно в исследованиях учёных советской эпохи, произведения Насафи остались вне по ля зрения. После обретения Таджикистаном независимости, изучение философ ии средневековья активизировалось. При этом ученые попытались исключить из своих исследований всякую идеологизированность. Появились новые филос офские работы, в которых имелись упоминания и об Азизуддине Насафи. Так, таджикские философы А.Мухаммадходжаев, И.Зиёев и М.Т.Мухаммаджанова на основе кабульских копий рукописей Азизуддина

Насафи в своих исследованиях приводят некоторые ссылки на произведен ья этого мыслителя. Этим и исчерпываются исследования

о творчестве мыслителя Азизуддина Насафп - отмечается, что Х1У-ХУ вв. Считаются весьма важным периодом в истории Мавераннахра и Хорасана. Это было время разрушительного нашествия на этот регион монголов, которое началось в 1220 г. В этот период государством правила династия Хорезмшахов (1070 - 1220), а столицей государства был город Ургандж. Государство Хорезм шахов распалось из-за резкого снижения авторитета Мухаммада Хорезмшаха.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Бесчисленные орды монголов под руководством Чингизхана ворвались в преде лы государства предков таджиков с намерением безжалостного уничтожения н аселения и грабежа его имущества. Монгольское нашествие не только уничтож ило государство Хорезмшаха, но и нанесло невосполнимый ущерб хозяйству и культуре народов Мавераннахра и Хорасана. Персидско-таджикский летописе ц, автор «Таърихи гузида» Хамидулло Муставфии Казвинк так писал о страшн ых последствиях монгольский оккупации: «Чингизхан послал Тулихана, чтобы уничтожить Хорасан. Переправился через реку Джейхун (Аму), вошёл в стран у Хорасан и занял все иранские земли. А затем совершил массовую казнь, како й никогда не было в истории. Какие бы трагедии в истории впоследствии не пр оисходили, они не могут сравниться с тем, что было тогда произашло. Спросил и у одного мудреца о нашествии монголов, он ответил: пришли, убили, ушли и унесли». ' Многие представители науки и культуры были вынуждены эмигрир овать в другие страны. Так, семейство Джалолиддина Балхи эмигрировало в Ру м, Мухаммад Авфии Бухори - в Индию, а Шамс Кайси Рози - в Шираз. Следует отметить, что Азизуддин Насафи в эту страшную эпоху также был вынужден с китаться, он на себе испытал бесчинства и безжалостное отношение монгольск их захватчиков к местному населению. И все же, несмотря на многочисленные убийства и грабежи, безжалостность монгольских захватчиков, в это смутное в ремя наука и культура не только не исчезли, но даже продолжали развиваться. В этот период свою творческую деятельность активизировали Мухаммад Атто р, Омар Хайям, Насириддин Туей и др. Научные и культурные традиции извест ных мыслителей продолжились и после нашествия орд монголов. Азизуддина Насафи, обратился к содержанию его произведений. В 680 г.х. в своей книге « Кашф-ул-хакоик» Азизуддин Насафи пишет о том, что ему однажды приснился Пророк Мухаммад. К тому времени были написаны 8 глав упомянутой книгиП ричину же задержки продолжения работы в этом направлении он объясняет сле дующим образом: «Знай, что в первом (джимоди- юлаввал) месяце 680 года хид жры я был в области Форс в городе Абркух. Как минула половина десятой ноч и. Ваш покорный слуга (т.е. я), сидя перед лампой (свечой), что-то писал и засн ул. Во сне видел своего отца, который вошел в дверь. Встал, поздоровался. Отв етил и сказал, что Пророк с Шейхом Абуабдуллохом и Шейхом Саъдиддином Хамуви (царство ему небесное) в пятничной мечети Абаркуха сидел и спраши вал тебя. Я вместе с отцом пошел в мечеть, увидел Пророка, поздоровался и се л. Затем Пророк сказал, что Шейх Саъдиддин Хамуви рассказывал ему про мен я, и его мысли о тебе были добрыми». Его слова были о том, что собрал в 500 г лавах книга. Азизуддин все это собрал в десяти книгах. И как я не стремился ск рыть смысл этих книг, пытался быть откровенным. Думал, что вдруг кто-то ем

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

у навредит. Тогда Посланник сказал: «О, Шейх, будь спокоен, он находится по д защитой Бога, и скажи Азпзуддину, чтобы он не распространял эту книгу. И теперь говорю тебе, что пока не пройдет 700 лет со дня моей смерти, эту книгу не распространю среди народа, и по истечении 700 лет в большинстве медресе большая часть учеников будет уделять внимание этой книге и её будут изучать ». Тогда я сказал: «О, Посланник Бога! Некоторые переписали згу книгу и унес ли в разные страны. На это (Посланник) ответил: что ушло, то ушло, придержи остальные»Из содержания данного рассказа можно сделать вывод, что Азизуд дин Насафи (по предупреждению Посланника Аллаха о том, что остальные экз емпляры книги не должны распространяться 700 лет со дня его смерти), возмо жно, умер до 700 г.х. Другим фактом, свидетельствующим о времени жизни А зизуддина Насафи, является то, что он в заключении своей четвертой книга «А л-инсон-ул-комил» так говорит о дате написания своей четвёртой книга: «Эти четыре книги (имеются в виду четыре книги «Алинсон-ул-комил» - И. Ш.) я соб рал и написал в четырёх областях. Первую книгу - во время ситтун и ситтуниа (т.е. в 660 г.х.) в городе Бухаре, вторую книгу - в Хорасане в городе Бахрабад, у гробницы Шайхул-машоих Саъдиддина Хумави. Третью книгу написал в гор оде Кирмане, и четвёртую книгу - в городе Ширазе, у гробницы Шайхулмашои ха Абдуллохи Хафифа в 680 г.х.»Отсюда следует, что Азизуддин Насафи свои четыре книги «Алинсон-ул-комил» написал в течение 20 лет. Остальные его пр оизведения предположительно написаны раньше или одновременно с этими к нигами. Эта мысль частично доказывается на основе, указания самого Азизудд ина Насафи в книге «Максад-ул-аксо»: «Достаточно этих 80 лет, я познал все, и в это время везде, где увидел кого-нибудь из бдительных, стремился познать самого себя» Если при написании этой книги Азизу Насафи было более 80 ле т, то становится ясно, что это произведение было последним и, согласно его же высказываниям, было «самой далёкой его целью». Следовательно, книга была завершена в конце 90-х годов VII в.х. Если основываться на приведенных выш е фактах, то период жизни Азизуддина Насафи соответствует приблизительно 607 (610) г. 695 (698) Г.Х., умер он в Хорасане. Таким образом, жизнь и деятел ьность Азиза Насафи соответствуют тому историческому периоду, когда народ ы Средней Азии переживали самые трудные времена, - нашествие монголотата рской орды.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Угнетение и воля в природе человека с точки зрения Азизуддина Насафи // Вестник Национального университета, Душанбе, 2006, №6, С. 122-126. (На тад ж. яз.)

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

2. Проблема сущности человека в наследии Азиза Насафи // Известия АН Ре спублики Таджикистан. Отделение общественных наук. 2010. №2.-С. 61-64.

3. Проблема природы человека в произведениях Азиза Насафи // Вестник Та джикского национального университета. Серия гуманитарных наук. Душанбе, 2010. №2 (58). С. 166-171 (На тадж. яз.).

4. Проблема познания свободы с точки зрения Азизуддина Насафи // Единст во. Государство. Президент. Выпуск 10. Душанбе - 2010. С. 241-246.

5. Проблема вечного возвращения в учении Азизиддина Насафи // Материал ы международной научно-практической конференции (30,3 1октября и 1-ноябр я) на тему « Подготовка научных кадров и специалистов новой формации в св ете инновационного развития государств». Душанбе-2010. с.10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.