Научная статья на тему 'АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ'

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / НЕОГУМАНИЗМ / ПОСТГУМАНИЗМ / ТРАНСГУМАНИЗМ / СЕКУЛЯРНЫЙ / ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА / РАЗРЫВ С КЛАССИЧЕСКИМ ГУМАНИЗМОМ И ИННОВАЦИОННОСТЬ В ПОНИМАНИИ ГУМАНИЗМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Миллер В.И.

В статье исследуется проблема определения сущностных характеристик образа человека, представленных современными гуманистическими теориями, которые намеренно отходят от классической модели гуманизма. Философы гуманистических теорий: постгуманизма, трансгуманизма, неогуманизма, наряду с описанием образа идеального человека, обозначают наиболее важные проблемы современного общества, механизмы и пути их разрешения. Делаются выводы о том, что гуманистические теории объединяет интерес к обозначению понятия «гуманизм», а также сферы и области его реализации в социокультурном пространстве. Постклассические гуманистические теории современности отличаются особыми характеристиками гуманизма, образами идеального человека и общества, к которым необходимо стремиться. Гуманистические учения могут представлять интерес как еще один этап в развитии гуманистической теории, в которой отражены глобальные проблемы современного общества и развития цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL PORTRAITS I N THE HUMANISTIC THEORIES OF MODERNITY

The article examines the problem of defining the essential characteristics of the human image presented by modern humanistic theories, which deliberately depart from the classical model of humanism. Philosophers of humanistic theories: posthumanism, transhumanism, neo-humanism, as well as describing the image of the ideal human being, outline the most important problems of modern society, mechanisms and ways of solving them. Conclusions are drawn that humanistic theories are united by an interest in the designation of the concept of “humanism”, as well as the spheres and areas of its implementation in the socio-cultural space. Postclassical humanistic theories of modernity are distinguished by special characteristics of humanism, images of an ideal person and society, which must be pursued. Humanistic teachings may be of interest as another stage in the development of humanistic theory, which reflects the global problems of modern society and the development of civilization.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 47-51. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 1. P. 47-51.

Научная статья УДК 165.742

https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.6

Антропологические портреты в гуманистических теориях современности Вероника Ивановна Миллер

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, miller815mailru@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-1180-6099

Аннотация. В статье исследуется проблема определения сущностных характеристик образа человека, представленных современными гуманистическими теориями, которые намеренно отходят от классической модели гуманизма. Философы гуманистических теорий: постгуманизма, трансгуманизма, неогуманизма, наряду с описанием образа идеального человека, обозначают наиболее важные проблемы современного общества, механизмы и пути их разрешения. Делаются выводы о том, что гуманистические теории объединяет интерес к обозначению понятия «гуманизм», а также сферы и области его реализации в социокультурном пространстве. Постклассические гуманистические теории современности отличаются особыми характеристиками гуманизма, образами идеального человека и общества, к которым необходимо стремиться. Гуманистические учения могут представлять интерес как еще один этап в развитии гуманистической теории, в которой отражены глобальные проблемы современного общества и развития цивилизации.

Ключевые слова: гуманизм, гуманистические теории, неогуманизм, постгуманизм, трансгуманизм, секулярный, образ человека, перспективы развития человека и общества, разрыв с классическим гуманизмом и инновационность в понимании гуманизма

Для цитирования: Миллер В.И. Антропологические портреты в гуманистических теориях современности // Общество: философия, история, культура. 2023. № 1. С. 47-51. https://doi.org/10.24158/fik.2023.1.6.

Original article

Anthropological Portraits in the Humanistic Theories of Modernity Veronika I. Miller

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, miller815mailru@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-1180-6099

Abstract. The article examines the problem of defining the essential characteristics of the human image presented by modern humanistic theories, which deliberately depart from the classical model of humanism. Philosophers of humanistic theories: posthumanism, transhumanism, neo-humanism, as well as describing the image of the ideal human being, outline the most important problems of modern society, mechanisms and ways of solving them. Conclusions are drawn that humanistic theories are united by an interest in the designation of the concept of "humanism", as well as the spheres and areas of its implementation in the socio-cultural space. Postclassical humanistic theories of modernity are distinguished by special characteristics of humanism, images of an ideal person and society, which must be pursued. Humanistic teachings may be of interest as another stage in the development of humanistic theory, which reflects the global problems of modern society and the development of civilization.

Keywords: humanism, humanistic theories, neo-humanism, post-humanism, transhumanism, secular, human image, prospects for human and social development, break with classical humanism and innovativeness in understanding humanism

For citation: Miller, V.I. (2023) Anthropological Portraits in the Humanistic Theories of Modernity. Society: Philosophy, History, Culture. (1), 47-51. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.1.6 (In Russian).

В обращении к гуманистической проблематике существуют некие опасные тенденции: первая - это соблазн отречься, забыть о существовании гуманизма, так как гуманистическая теория за довольно длительный период своего существования так и не дала человечеству «готовых рецептов для счастья»; вторая - полностью вдохновиться принятием гуманизма и видеть в этом феномене только благо и принимать его за абсолютную истину. Полагаем, необходимо с должным уважением относиться к исторически давней гуманистической традиции, но и не отказываться от критического взгляда на прошлое и уже сформировавшиеся и складывающиеся гуманистические учения. Каждое из них определяет путь развития человеческого общества с целью обретения мира, гармонии, справедливости. В этих теориях рисуются образы идеального человека посредством реализации внешних социальных реформ или революционных изменений в природе самого человека.

© Миллер В.И., 2022

РН!ЬОЭОРНУ

Объектом нашего анализа выступает многообразие представлений о человеке в рамках теорий, которые относят к гуманистическим. Предметом исследования выступает динамика представлений о человеке, который знаменует разрыв современных гуманистических теорий с классическим видением о гуманизме и человеке. Нами поставлена цель: выявить общее и особенное в подходах к образу человека в теориях гуманизма, а также определить траекторию совершенствования человека и процесса гуманизации общества согласно установкам сложившихся гуманистических теорий. В представленной статье использованы: метод эмпирического познания - сравнение постклассических гуманистических теорий, методы теоретического познания - анализ и синтез, с целью выявления особенного и общего в данных теориях. Для этого определим важные изменения в социально-культурной реальности за последнее десятилетие. К наиболее показательным преобразованиям относятся рост технологий и ускорение цивилиза-ционного развития. На фоне появления значительного числа новых технологий изменяется и представление о человеке, его возможностях и смысложизненных установках. Наблюдается интерес к технологиям совершенствования человека, которые сопряжены с необходимостью вмешиваться в основания его родовой природы. И прежде всего с важнейшими экзистенциалами бытия. Как отмечал Э.Т. Эрдэнэев, «новые технологии совершенствования человека, связанные с преодолением старения и смерти, создают не только новые возможности, но и риски, которые связаны с нарушением границ меры, что может привести к потере человеческой сущности. Отрицать перспективы совершенствования человека на современном этапе его эволюции мы не можем» (Эрдэнэев, 2017: 44). Действительно, на сегодняшний день многие ресурсы современных цивилизаций направлены если не на преодоление феномена смерти как таковой, то на обеспечение человека необходимыми условиями для того, чтобы отсрочить старость и физические недуги, с ней связанные. С другой стороны, современные люди выражают заинтересованность как можно дольше оставаться физически и интеллектуально активными. На сегодняшний день можно наблюдать, как два процесса осуществляются во взаимно противоположных направлениях: ритм жизни ускоряется, а ритм человека замедляется.

Разумеется, формирование таких картин современности определено изменениями в мировоззренческих оценках об активном и преклонном возрастах. В современном мире большую роль играет установка на общее улучшение и повышение качества жизни. «Техника тоже служит полем постчеловеческого становления» (Шляков, 2022: 25). Какие еще специфические черты современного человека можно выявить? Итак, кроме того, чтобы максимально отодвинуть физиологическое наступление смерти, современный человек демонстрирует эклектичность мышления, «коррелирует с отказом от диалектики различия, универсальной морали, унитарной субъектно-сти» (Шляков, 2022: 25). И снова встречается диалектическое противоречие, которое преодолевает каждый человек, а именно в стремлении сохранить и выразить свою индивидуальность, быть равным среди других людей, потребителем модных товаров и быть поддерживаемым неким социальным окружением. В большей степени современный человек продолжает быть носителем массового сознания и массовой культуры.

Как отмечала Н.В. Тимофеева, «в поисках и самого себя, и своего места в мире человек предпочел наращивать не собственные способности, но технические мощности, полагая тождественным "обеспечивать действительность самому себе" и "обеспечивать себя"» (Тимофеева, 2021: 41). Таким образом, активная работа над собой была сведена к изменению мира под необходимые нужды и потребности человека. Объективный мир предстает как разворачивающаяся и усложняющаяся картина, в которой ведущие позиции занимает техника и механизмы. И уже в большей степени человек «проигрывает» искусственному разуму, во многих областях производства человеческих труд замещается искусственным и т. п. Для большого количества людей такие изменения ознаменовали условия для перехода человека из реального мира в виртуальный. Удивительная способность создавать виртуальную реальность как симулякр, в которой нет границ для человеческой фантазии, где отброшена в строну человеческая телесность, физиологические особенности и др. Вот пространство, в котором можно выразить себя, не привязывая свой образ к реальному Я. Виртуальный мир не только противостоит реальному, но и является множественным, по сути, выражая запросы и пожелания каждого индивида.

Каково же место гуманизма, если образ современного человека прошел сквозь сложную череду трансформаций окружающего мира? Одной из оценок места и роли человека стало развенчание ценности гуманизма в классическом варианте. «Постмодернизм расправляется классическим гуманизмом с помощью простых нигилистических приемов. Одним из главных приемов стало объявление о смерти субъекта» (Поломошнов, Поломошнов, 2021: 40). Этот метафорический термин в философии подчеркивал деформацию классического понимания роли и значения субъекта как носителя рациональности. Однако и на обыденном уровне это довольно пессими-

стические рассуждения о смерти, в то время как вся интеллектуальная мощь современной цивилизации направлена на осуществление мечты о человеческом бессмертии. И действительно человек испытывает потребность в том, чтобы преодолеть физическую дряхлость и немощь? И насколько современному человеку будет понятен подвиг Данко? Или жизнь становится определенным товаром, и человечество относится к этой экзистенциальной ценности как потребитель? Эти вопросы требуют внимательного изучения, потому что ответы на них связаны с перспективами развития человеческого сообщества.

В обращении к исследованию современных гуманистических учений стоит отметить их значительное число и содержательную неоднородность даже в рамках одного направления. Проанализируем постгуманизм, трансгуманизм, неогуманизм (секулярный гуманизм). Эти направления представляют собой соединение различных течений. Каждое из них рассматривает проблематику о несовершенстве современного человека, намечая пути преодоления кризисных явлений современного общества. Например, «субъект в постгуманизме также фрагментирован, как и в трансгуманизме, но его фрагменты непостоянны, более сложны, а главное - отходят от главенствующей роли Антропоса (так постгуманисты называют человека в его классическом понимании). В этом смысле не-человеческое (животные, машины, растения) обретают агентность и субъектность» (Криман, 2019: 140). «Трансгуманизм всегда направлен в будущее и исходит из посылки о биологическом несовершенстве человека, которое необходимо преодолеть. Постгуманизм также смотрит в будущее, но с необходимостью включает и настоящее. Главным несовершенством для него является не биология человека, а психологическая зацикленность человека на самом себе» (Криман, 2019: 142). В определении особенностей светского (секулярного) гуманизма необходимо отметить следующие черты: критика религии как типа мировоззрения и призыв к демократизации общественных условий, в которых существует человек. «В настоящее время одним из основных признаков разделения "религиозного" и "секулярного" гуманизма является признание или критика религии в жизни современного человека и общества» (Думинская, Миллер, 2022: 91). Человек в секу-лярном гуманизме прежде всего выступает атеистом, «в Германии данная группа населения получила название Konfessionslos» (Коростиченко, Климов, 2022: 252), а «одной из двух ведущих мировоззренческих концепций, описывающих вектор развития секулярного гуманизма, является идея "третьей конфессии", продвигаемая Немецким гуманистическим союзом (Humanistischer Verband Deutschlands, HVD)» (Коростиченко, Климов, 2022: 255). Другим выступает «Ведущая культура гуманизма и просвещения». Она трактуется Шмидт-Саломоном как целостное мировоззрение, «постулирующее уменьшение человеческих страданий, развитие человеческих возможностей, индивидуальной свободы и равенства между людьми» (Коростиченко, Климов, 2022: 260). Огромную роль для развития секулярного гуманизма сыграла деятельность П. Куртца, который утверждал необходимость «воплощения идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религиям» (Куртц, 2000: 136). Он обосновывал два термина: неогуманизм (Куртц, 2010) и мультисекуляризм (Kurtz, 2010). «Введенный П. Куртцем термин "мультисекуляризм" имеет два аспекта: политический аспект (принцип отделения церкви от государства); моральный аспект (освобождение этики от религии)» (Погодина, 2011: 202).

Итак, подведем итоги. Во-первых, остановимся на том, что объединяет различные новейшие гуманистические теории - и это расхождение с установками традиционного классического гуманизма. Во-вторых, все они «стремятся позиционировать себя в качестве современных, передовых гуманистов, продолжающих и развивающих идеи ценности человека и личности» (Поломошнов, 2021: 60). В-третьих, их идеи направлены на преобразование мира и человека, не признавая сложившуюся ситуацию в мире в качестве приемлемой. В-четвертых, по их оценкам, эволюция человека и общества не завершена, поэтому этап перехода в стадию постиндустриального информационного общества ставит новые цели и задачи.

Современное развитие цивилизации определяет «новый этап социального состояния сообщества, на котором будут доминировать задачи приобретения новых знаний, непрерывного образования, их технологического и человеческого применения. В связи с этим представляется, что проблемы духовной жизни людей, духовной культуры, потребности в гуманистических ценностях актуализируются как никогда ранее» (Akaev, Ismailov, 2021: 4). Потребность в изучении и внедрении гуманистических ценностей - задача всего человечества, так как «характер локальных цивилизаций стал приобретать характер глобализма» (Сотников, 2021: 697). Могут ли постклассические гуманистические теории в современном мире занять лидирующие позиции? Можно утверждать, что в своих крайних позициях неприятия современных реалий данные теории невольно подталкивают к революционным изменениям, что может способствовать усилению антигуманистических тенденций. К настоящему времени светские гуманистические теории не играют ведущую роль в современной науке, которая для этих теорий противопоставлялась религии в качестве мощного духов-

PHILOSOPHY

ного ресурса, направленного на гуманизацию мира, общества и человека. По мнению Л.Р. Эльби-евой относительно обоснования идеального образа человека и моделей его поведения, весь этот материал «подчеркивает необходимость его полного пересмотра и модернизации» (Эльбиева, 2021: 590). Например, «концепция индивидуальности человеческой личности в постгуманизме легко "затеняется" концепцией человеческой идентичности, которая просто растворяет его уникальность в "массе" всех остальных ценностей человечества» (Эльбиева, 2021: 589). Еще одним аспектом в анализе роли и значения современных гуманистических теорий становится проблема формирования идеального человека как постчеловека в виде некоего «существа, имеющего расширенные когнитивные способности, а также более сильное тело, свободное от биологических ограничений» (Иванченко, 2021: 42). Отсюда возникает необходимость соотнесенности человека реального с моделью постчеловека, как обычный человек может стать идеальным. И если немного понятно, как должен выглядеть идеальный posthomo, то какими нормами права, морали и нравственности он будет руководствоваться? Эти и другие вопросы предопределяют развитие гуманистической теории, а также перспективы развития мира, общества и человека.

Полагаем, что в настоящее время являемся свидетелями процесса «расчеловечения» человека, отличительными признаками которого стали подмена понятий о нравственном и должном, мнимая победа над сложившимися общечеловеческими ценностями: человек без пола («оно»), «однополый брак» и др., которые кардинально меняют представление современного человека о любви, семье, детях. Так, некоторые из этих теорий (например, трансгуманизм) могут привести к антропному коллапсу и гибели европейской цивилизации в целом. Мы понимаем, что разрыв с традиционными гуманистическими теориями современных постклассических, с одной стороны, характеризует поиск новых оснований для развития человека и общества, новых формулировок гуманистических идеалов, которым необходимо служить; с другой - отказ от общечеловеческих оснований классического гуманизма характеризует ряд явлений, которые дезориентируют человека в восприятии самого себя и мира. Данная картина отражается в глазах уже подрастающего поколения, в их сознании формируются искаженные представления. Сложно судить однозначно положительно или отрицательно о последствиях внедрения современных идей постклассического гуманизма в социальные отношения, культуру, ценности. Так, эксперименты с качественным улучшением родовой природы человека (например, клонирование) могут предзнаменовать ситуацию открытия «ящика Пандоры». Полагаем, что любые призывы к действиям, исходящие от гуманистических теорий, должны быть критически переосмыслены и взвешены.

Список источников:

Думинская М.В., Миллер В.И. Развитие гуманизма в религиозной и секулярной формах // Новые идеи в философии. 2022. № 10 (31). С. 87-98. https://doi.org/10.17072/2076-0590-2022-10-87-98

Иванченко М.А. Философское осмысление феномена бессмертия в парадигмах трансгуманизма, постгуманизма и эссен-циокогнитивизма // Galactica media: journal of media studies. 2021. Т. 3, № 1. С. 39-63. https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.107.

Коростиченко Е., Климов Я. Гуманизм: «третья конфессия» или «ведущая культура» // Социологическое обозрение. 2022. Т. 21, № 2. С. 250-273.

Криман А.И. Идея постчеловека: сравнительный анализ трансгуманизма и постгуманизма // Философские науки. 2019. Т. 62, № 4. С. 132-147. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2019-62-4-132-147

Куртц П. Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. 2010. № 4 (57).

Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма: пер. с англ. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. Спец. выпуск. М., 2000. 160 с.

Погодина О.А. Философия гуманизма Пола Куртца // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 7. С. 196-203.

Поломошнов А.Ф, Поломошнов П.А. Судьба гуманизма в XXI веке : моногр. Персиановский, 2021. 155 с. Поломошнов П.А. Технократические концепции нового гуманизма (трансгуманизм и постгуманизм): критический анализ // Философские проблемы: вчера, сегодня, завтра : сб. науч. ст. Ростов-на-Дону, 2021. С. 58-79.

Сотников Я.С. Человек человеку человек // Диалог культур и цивилизаций : сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2021. С. 693-699.

Тимофеева Н.В. Техническая деятельность как причина потери наличного бытия и отчуждения от внутреннего мира человека // Общество: философия, история, культура. 2021. № 4 (84). С. 39-42. https://doi.org/10.24158/fik.2021.4.6

Шляков А.В. Постчеловек. Основные траектории // Общество: философия, история, культура. 2022. № 2. С. 22-25. https://doi.org/10.24158/fik.2022.2.2

Эльбиева Л.Р. Критика и противоречивость постгуманизма // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Махачкала, 2021. С. 584-590.

Эрдэнэев Э.Т. Основные аспекты критики идей трансгуманизма // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. С. 42-44. https: //d o i.org/10.24158/fik.2017.12.9

Akaev V., Ismailova L. Modern Civilization: from the achievement of high tecnologies to the crisis of humanism // Научный альманах стран Причерноморья. 2021. Т. 26, № 2. Pp. 3-7. https://doi.org/10.23947/2414-1143-2021-26-2-3-7 Kurtz P. Multisecularism. A New Agenda. New Brunswick : Transaction Publishers, 2010. 263 p.

References:

Akaev, V. & Ismailova, L. (2021) Modern Civilization: from the achievement of high tecnologies to the crisis of humanism. Science almanac of black sea region countries. 26 (2), 3-7. Available from: doi:10.23947/2414-1143-2021-26-2-3-7.

Duminskaya, M.V. & Miller, V.I. (2022) The development of humanism in religious and secular forms. Novye idei v filosofii [New Ideas in Philosophy]. (10), 87-98. Available from: doi:10.17072/2076-0590-2022-10-87-98. (In Russian).

Elbieva, L.R. (2021) The criticism and contradictions to post-humanism. In: Betil''merzaeva, M.M. (ed.) Aktual'nye problemy sovremennoi nauki: vzglyad molodykh uchenykh. Materialy VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual Problems of Modern Science: View of Young Scientists : Proceedings of the VII International Scientific-Practical Conference]. Makhachkala, Chechenskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet . р. 584-590. (In Russian).

Erdeneev, Е.Т. (2017) The main aspects of the criticism of the transhumanist ideas. Society: philosophy, history, culture. (12), 42-44. Available from: doi:10.24158/fik.2017.12.9. (In Russian).

Ivanchenko, М.А. (2021) Philosophical comprehension of the phenomenon of immortality in paradigms of transhumanism, posthu-manism and essentiocognitivism. Galactica media: journal of media studies. 3 (1), 39-63. Available from: doi:10.46539/gmd.v3i1.107. (In Russian).

Korostichenko, Е. & Klimov, Ya. (2022) Humanism: The "Third Denomination" or "Leading Culture". Russian Sociological Review. 21, (2), 250-273. (In Russian).

Kriman, A.I. (2019) The idea of the posthuman: a comparative analysis of transhumanism and posthumanism. Russian journal of philosophical sciences. 62 (4), 132-147. Available from: doi:10.30727/0235-1188-2019-62-4-132-147. (In Russian). Kurtz, P. (2010) Multisecularism. A New Agenda. New Brunswick, Transaction Publishers.

Kurtz, P. (2000) Muzhestvo stat': Dobrodeteli gumanizma: per. s angl. [The Courage to Become: The Virtues of Humanism: Translated from English]. In: Zdravyi smysl. Zhurnal skeptikov, optimistov i gumanistov. Spetsial'nyi vypusk [Common Sense. Journal of Sceptics, Optimists and Humanists. Special Edition]. Moscow. (In Russian).

Kurtz, P. (2010) Neogumanizm: deklaratsiya svetskikh printsipov i tsennostei - lichnykh, sotsial'nykh i planetarnykh [Neohu-manism: Declaration of Secular Principles and Values - Personal, Social and Planetary]. Zdravyi smysl. Zhurnal skeptikov, optimistov i gumanistov [Common Sense. A Journal of Sceptics, Optimists and Humanists]. (4). (In Russian).

Pogodina, O.A. (2011) Filosofiya gumanizma Pola Kurttsa [Paul Kurtz's Philosophy of Humanism]. Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupenipoznaniya [Intellectual Potential for the XXI Century: Steps of Knowledge]. (7), 196-203. (In Russian).

Polomoshnov, A.F. & Polomoshnov, P.A. (2021) Sud'ba gumanizma vXXI veke [The Fate of Humanism in the XXI Century]. Persianovskii, Donskoi GAU. (In Russian).

Polomoshnov, P.A. (2021) Tekhnokraticheskie kontseptsii novogo gumanizma (transgumanizm i postgumanizm): kriticheskii analiz [Technocratic Concepts of New Humanism (Transhumanism and Posthumanism): Critical Analysis]. In: Shtofer, L.L. (ed.) Filosofskie problemy: vchera, segodnya, zavtra. Sbornik nauchnykh statei [Philosophical Problems: Yesterday, Today, Tomorrow : Collection of Scientific Papers]. Rostov-on-Don, Izdatel'sko-poligraficheskii kompleks RGEU (RINKh). p. 58-79. (In Russian).

Shlyakov, A.V. (2022) Posthuman. Main trajectories. Society: philosophy, history, culture. (2), 22-25. Available from: doi:10.24158/fik.2022.2.2. (In Russian).

Sotnikov, Ya.S. (2021) Chelovek cheloveku chelovek [Human to Human Man]. In: Dialog kul'tur i tsivilizatsii. Sbornik statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Dialogue of Cultures and Civilizations : Proceedings of the Second International Scientific-Practical Conference]. Moscow. p. 693-699. (In Russian).

Timofeeva N.V. (2021) Technical activity as the reason for the loss of determinate being and alienation from the man's inner world. Society: philosophy, history, culture. (4), 39-42. Available from: doi:10.24158/fik.2021.4.6. (In Russian).

Информация об авторе В.И. Миллер - кандидат философских наук, старший преподаватель Сургутского государственного педагогического университета, Сургут, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=906749

Information about the authors V.I. Miller - PhD, Senior Lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=906749

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 17.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.