DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-46-64
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ю. С. Овчинникова*,
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация, 119991
46
Аннотация. Статья посвящена осмыслению антропологических основ музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий на основе экспири-ентального подхода. В качестве основных категорий, способствующих выявлению трансформационных механизмов традиционных музыкальных культур для их дальнейшей адаптации и реализации в современном образовании, автор рассматривает музыкальный опыт как антропопрактику и интонируемое переживание. Среди специфических черт интонируемого переживания в музыкальных антропопрактиках выделяются: внутренняя динамика и развитие; полимодальность и поликодовость интонирования; подключение к соответствующим культурным символам; опора на коллективное поле традиции и сопереживания; спонтанность и импровизационность интонирования. Апробированность данных особенностей функционирования переживания в рамках коллективного опыта традиционных культур позволяет говорить об их эффективности и возможности использования в разработке музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий. Для операционализации трансформационных механизмов музыкальных культур в рамках современного образования автор в качестве методологической основы обращается к недирективным концепциям психотерапии: личностно-центрированному и экспириентальному подходам. В качестве методического алфавита музыкально-ориентированных здоровье-сберегающих технологий используются базовые психотехнические единицы понимающей психотерапии. В завершающей части статьи автор предлагает алгоритмы реализации музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий в рамках современного образования.
Ключевые слова: современное образование, музыкально-ориентированные здоро-вьесберегающие технологии, антропологические основы, традиционная музыка
Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор В. П. Кузовлев.
© Овчинникова Ю. С., 2022
0 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
народов мира, трансформационные музыкальные практики, понимающая психотерапия, экспириентальный подход, личностно-центрированная психотерапия.
Благодарности. Работа выполнена при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». Автор выражает благодарность доктору педагогических и психологических наук, профессору А. В. Тороповой и доктору педагогических наук, профессору Е. В. Николаевой за открытие новых горизонтов в научном и музыкально-педагогическом творчестве, за ценные советы, которые помогли в проведении данного исследования.
Для цитирования: Ю. С. Овчинникова. Антропологические основы музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2022. T. 10. № 2. С. 46-64. DOI: 10.31862/ 2309-1428-2022-10-2-46-64.
DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-46-64
ANTHROPOLOGICAL FOUNDATIONS OF MUSIC-ORIENTATED HEALTH PROTECTION TECHNOLOGIES
Julia S. Ovchinnikova*,
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, 119991
Abstract. The article focuses on anthropological foundations of music-orientated health protection technologies on the base of experiential approach. For research of transformational mechanisms of traditional musical cultures and for their adaptation and further use in modern education, the author regards the following categories: musical experience as anthropopractic, and intoning experiencing. The author reveals the following peculiar features of intoning experiencing in musical anthropopractic: internal dynamics and development; multimodality and multicodicity of intoning; connection to corresponding cultural symbolisms; support of collective field of tradition and co-experiencing; spontaneity and improvisational character of intoning. Approbation of these factors by collective experience of traditional cultures helps to reveal their effectiveness and feasibility of using as the key principles of work in elaboration of music-orientated health protection technologies. For operationalization of transformational mechanisms and their application in modern educational practice, the author chooses the theoretical foundation of non-directive conceptions of psychotherapy: person centered and experiential approaches in psychotherapy and understanding psychotherapy. Basic psychotechnic units of understanding psychotherapy
47
* Scientific consultant - Doctor of Pedagogical sciences, professor V. P. Kuzovlev
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION
2022. Т. 10. № 2 2022, vol. 10, no. 2
serve as the methodological alphabet of music-orientated health protection technologies. In final part of the article the author suggests some algorithms for realization of music-orientated health protection technologies.
Keywords: modern education, music-orientated health protection technologies, anthropological foundations, traditional music of peoples of the world, transformation musical practices, psychology of experience, experiential approach, person-centered therapy.
Acknowledgments. This research has been supported by the Interdisciplinary Scientific and Educational School of Moscow University "Preservation of the World Cultural and Historical Heritage". The author expresses her gratitude to Doctor of Pedagogical Sciences, Doctor of Psychological Sciences professor A. V. Toropova and to Doctor of Pedagogical Sciences professor E. V. Nikolaeva for inspiration and discovering of new horizons in scientific and educational work, for valuable advices that helped so much in this research.
For citation: Ovchinnikova J. S. Anthropological Foundations of Music Orientated Health Protection Technologies. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2022, vol. 10, no. 2, pp. 46-64 (in Russian). DOI: 10.31862/23091428-2022-10-2-46-64.
Введение
Современный непредсказуемый, непрерывно меняющийся и противоречивый мир, характеризующийся нарастанием факторов стресса и эмоциональной напряжённости в обществе, актуализирует проблему охраны и поддержания здоровья людей не только в рамках медицинских учреждений, но и в контексте всей системы образования. Вызовы сегодняшнего дня обусловливают необходимость научной разработки и внедрения здоровье-сберегающих технологий, способствующих развитию рефлексии и субъектной позиции, освоению техник саморегуляции и самопреобразования личности, поддержанию её психологической устойчивости в условиях кризисов и социокультурных трансформаций. Е. Н. Дзят-ковская подчёркивает, что сегодня оздоровление обучающихся должно
выступать не случайным результатом обучения, а одним из основополагающих продуктов образования [1]. Растущая популярность авторских практик и образовательных программ в области музыкальной терапии даёт основания говорить о востребованности здоровьесберегающих технологий в современном обществе, между тем доказательная эффективность этих феноменов пока остаётся мало подкреплённой на научном уровне. Как отмечают А. В. Торопова и Т. В. Львова, «декларативность здоровьесберегающей направленности современного образовательного процесса ещё не гарантирует его эффективности для всех контингентов учащихся...» [2, с. 105]; в процессе получения новых знаний и умений необходимо целенаправленно развивать навыки «саморегуляции своего физического и психического состояния, управления качеством жизни и сохранения здоровья» [Там же].
Глубокого переосмысления в свете реализации здоровьесберегающего потенциала требует музыкально-педагогическая работа, с помощью которой можно целенаправленно гармонизировать внутреннее состояние обучающихся, поддерживать их психическое здоровье, создавать положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность, повышать мотивацию к обучению, развивать самопознание, формировать субъектную, авторскую позицию по отношению к собственной жизнедеятельности [3].
Методологическим основанием для разработки музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий может служить антропологический подход А. В. Тороповой, обращённый к смыслу явлений музыкальной культуры как хранилища жизненно значимых переживаний, выражающих опыт состояний «Я (мы) в контексте реальности» и интонированных музыкой разных времён и этносов. Музыкально-психологическая антропология как междисциплинарная область знаний соединяет общие и универсальные музыкально-психологические феномены с уникальными переживаниями личности, с её внутренним опытом проживания своего жизненного пути [4, с. 414]. Осмысление и научная инструментализация трансформационных механизмов разных этнокультур может стать фундаментом для разработки музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий: «Вытащить из интуитивных представлений и мифов "полезное" знание, превратив его в психотехнику, целесообразно как с научной, так и с практической точек зрения... Психологическая помощь и терапия с применением музыкального искусства нуждается в концептуализации своих психологических механизмов, чтобы преодолеть голый эмпиризм и декларативность» [5, с. 242].
Антропологический подход в разработке музыкально-ориентированных здо-ровьесберегающих технологий позволяет выделить в качестве базовой позиции тот факт, что традиционные культуры, несмотря на тяготение к константности, повторяемости, цикличности, пронизаны трансформационными механизмами. Трансформация - категория всякого мифологического сюжета и музыкальных обрядов и практик, направленных на преобразование мира и человека [6]. Явления традиционной культуры трансформационного характера относятся к так называемым антропопрактикам. Как отмечает С. С. Хо-ружий, они представляют собой «направленные трансформации, которые определяются некоторой заданной общеантропологической целью. В одном случае эта цель обозначена как конституирование (обретение, хранение, смена) идентичности человека, в другом - как обеспечение "доступа к истине". Имеется в виду "преобразование субъекта с целью сообра-зования его с истиной". Конституирова-ние субъекта есть его становление "истинным собой" (что то же, "обретшим доступ к истине", "сообразным истине")» [7, м с. 81-82]. Суть антропопрактик - в постоянном движении человека к своему «истинному я» как высшему духовному началу. Музыкальный опыт, выступая в традиции как идентификационный механизм, как символ и средство внутренней трансформации, способствовал развитию личности и обновлению её внутреннего бытия, играл роль уравновешивающего посредника между индивидуальным сознанием и бытием.
Трансформационные музыкальные практики в традиционной культуре исторически были связаны с годовой календарной обрядностью, с основными вехами жизненного цикла человека («обрядами перехода», к которым относятся рождение,
инициация, бракосочетание, смерть и другие [8]), с музыкально-обрядовым сопровождением «критических жизненных ситуаций» (возникающих в условиях стрессов, кризисов и других факторов) [9], в которых человек сталкивался с необходимостью интонирования и символизации собственного переживания, поддержки от других членов общины в форме совместного проживания этого опыта через различные культурные формы. Основные вехи жизненного пути, моменты смены циклов в календарной обрядности воспринимались традиционным сознанием как пограничные, которые могли вызывать стресс и состояние хаоса, поэтому сакра-лизовывались, обрастали механизмами трансформации, помогающими внутренне проживать эти ситуации, запускать «перезагрузку» сознания для перехода в новое качество бытия.
Интонируемое переживание в контексте трансформационных механизмов музыкальных антропопрактик
рл Какие категории могут способствовать исследованию трансформационных
механизмов традиционных музыкальных культур? Для их выявления необходима фокусировка не столько на музыкальном тексте и не на музыке как таковой, сколько на музыкальном опыте как антропо-практике. Как отмечает Г. Орлов, «вне опыта нет музыки» и «только в опыте она становится реальностью, обретает существование и раскрывается как особый мир смыслов, специфических отношений, измерений и логики» [10, с. 13]. При рассмотрении музыкального опыта как антропопрактики нас интересует всё, что связано с индивидуальным и коллективным «проживанием» себя, с преобразованием своего внутреннего мира
в «микрошагах» и «микрогранях» всех динамических проявлений внутреннего трансформационного потока, «запущенного» музыкой.
Учитывая уникальность, конкретность, субъективность и универсальность музыкального опыта как преобразования и «сообразования себя с истиной», центральным понятием в его изучении для нас выступает категория интонируемого переживания. Здесь, вслед за Ф. Е. Васи-люком, под переживанием мы будем понимать продуктивный процесс и деятельность личности по перестройке внутреннего мира, которая направлена на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, и целью которой является повышение осмысленности жизни [9, с. 30]. В контексте музыкального опыта переживание реализуется посредством интонирования, которое А. В. Торопова раскрывает в качестве единицы анализа динамических проявлений потока психических переживаний: «Наблюдаемым феноменом знаковой функции переживания, отражающим сущность переживания как актуального, так и отсроченного, является ряд видимых, слышимых и ощущаемых знаков-инто-нем, то есть феномен интонирования» [11, с. 400]. Каковы ключевые особенности функционирования переживания в музыкальных антропопрактиках?
Во-первых, интонируемое переживание в традиционных культурах нередко имеет внутреннюю динамику и склонность к развитию, а соответственно, к трансформации внутреннего состояния личности. Не случайно в культуре навахо термин хатрал, которым именуют целительное песнопение, обозначает и «песнь», и «путь» (которым надо пройти) исцеления. Целительные церемонии получили такие именования, как «Ночной Путь», «Благословенный Путь», «Путь Красоты»
и др. Любой «Путь» есть преобразование времени и пространства, а соответственно деятельность по достижению иного качества бытия.
На «Пути» внутренних трансформаций модальность слушания песнопения подкрепляется рядом других модальностей (принятием лекарства из трав; обозначением особого хронотопа через обрядовую погремушку, обозначающую его границы с помощью ритма; созданием уникальной и ориентированной на конкретного человека в песчаной живописи с изображением сюжетов и сакральных символов из мифологии навахо - локуса, «куда приходят и уходят высшие Духи» [6, с. 67]). Все модальности, взятые вместе, позволяют создать особое пространство, в котором человек может напрямую взаимодействовать с высшими силами и переустанавливать свои взаимоотношения с «обиталищем богов Небес». Поэтому второй особенностью переживания в музыкальном опыте традиционных культур является полимодальность интонирования.
В качестве третьей черты следует назвать поликодовость антропопрактик, сочетающих в себе различные семиотические коды: вербальные, невербальные (мимика, жесты, позы, телодвижения, движения глаз, рук и др.), иконические, мелодические, интонационные и др. Как отмечает А. В. Торопова, «интонация в широком смысле есть элемент и способ символизации смысла переживания и может быть отнесена не только к музыке, но и к жесту, слову, образу, то есть "знаку" реальности. Именно поэтому. в природе музыкального символа присутствует синкретичное единство с другими интонема-ми сознания - движением, визуальными знаками, вербальной речью. Они образуют единую знаковую реальность, распадаясь в культуре на отдельные формы интонирования: пластические, статические,
звуковые» [12, с. 175-176]. В традиционных культурах музыка являла собой синкретичное целое (во взаимосвязи и взаимодействии разных элементов), обусловливающее холистичность антропо-практик - вовлечённость в «практику себя» всех уровней человеческого существа [7, с. 83]. Все формы интонирования здесь функционируют неразрывно, находя продолжение друг в друге, поэтому суть такого воздействия на личность не сводится к сумме отдельных составляющих, а заключается в их синергийном взаимодействии.
В-четвёртых, в обрядово-мифологиче-ских практиках деятельность переживания как исцеляющего фактора проходила через подключение к соответствующим символам, которое являлось «самим актом осуществления переживания. Символ не просто обозначает смысловую реальность, а полновесно являет её собой» [13, с. 126]. Звучание музыки представляет собой один из символов: вестника «той не имеющей имени реальности, с которой мы вступаем в соприкосновение через. музыкальный опыт» [10, с. 368-369]. В нём переживание и его чувственный смысл превращаются в интонационный символ (музыка есть «искусство интонируемого смысла» [14, с. 344]), который определяет «траекторию и судьбу всего переживания» [13, с. 136].
В-пятых, трансформационные музыкальные практики этнокультур всегда
опирались на коллективное поле традиции и сопереживания. Вспомним, традицию празднования Дня мёртвых в г. Наолинко (штат Веракурс, Мексика), в которой и по сей день в ночь с 1 на 2 ноября местные жители исполняют у Алтарей Мёртвых и на кладбищах песнопения ла кантада. Двери домов остаются открытыми, дорога к Алтарю украшается бархатцами (священными цветами ацтеков), которые выступают «ориентирами» для душ усопших родственников
52
на пути к дому, где происходит их совместное музыкально-молитвенное поминовение [15]. Смерть, переживание горя -одно из самых глубоких проявлений душевной жизни человека, поэтому обряды похоронно-поминального цикла в разных этнокультурах обнаруживают наиболее архаичные пласты традиции, поддерживающей людей в ситуации утраты. Ф. Е. Василюк отмечает: «Все. переломные моменты человеческой жизни всегда тяготели к коллективному их принятию и переживанию. С этой точки зрения, перед исследователем психологии переживания открывается широкое поле деятельности в психологическом изучении обрядов, связанных с рождением, смертью, инициацией, свадьбой и пр.» [9, с. 163]. Типология жизненных критических ситуаций неизменно повторялась, и каждая этнотрадиция вырабатывала свои механизмы для коллективной поддержки индивидуального переживания (личный опыт, выраженный в опыте поколений, выступал как «орган» для понимания актуального состояния другого). Таким образом трансформационные практики этнокультур давали возможность переживания коллективного резонанса, причастности и единства, поддержания другого в аутентичном бытии.
В качестве шестой характеристики интонируемого переживания в трансформационных практиках выделим спонтанность и импровизационность в рамках художественного языка этнокультурной традиции. Примером может служить жанр бесермянских крезей, представляющих непосредственное выражение сиюминутных эмоций поющего через импровизацию, состоящую из отдельных слов и асемантического текста [16]. При совместном исполнении крезей каждый участник рождает свой личный, интимный, неповторимый текст, в котором человек уединяется,
а коллективное поле звучания-переживания формирует «защищённое» пространство для соединения со своими чувствами и эмоциями. Отсутствие академического образования у носителей традиции не создаёт ситуации взгляда «со стороны», осуждения за «неправильную» ноту. Диссо-нансные сочетания голосовых вариаций придают крезям особую эмоциональную экспрессию общего звучания, «запускающего» и поддерживающего работу переживания у исполнителей и у слушателей.
Принцип, который лежит в основе символизации переживания в крезях, как и в ряде других музыкальных антропо-практик, можно условно обозначить формулировкой П. Книлла: «низкое мастерство - высокая чувствительность» [17, с. 86]. Реализация антропопрактик не требует от человека быть виртуозом в пении или игре на музыкальном инструменте: важно переведение в звук всех нюансов и оттенков переживания, наполнение его индивидуальными смыслами. В традиционных культурах звук выступает как отражение макрокосма в микрокосме, как средство сосредоточения многозначных посланий. Главное - аутентичное отражение внутреннего чувства. Апробированность данных особенностей функционирования переживания в рамках коллективного опыта традиционных культур позволяет говорить об их эффективности и возможности использования в разработке музыкально-ориентированных здоровьесбере-гающих технологий.
Экспириентальный подход
как основа операционализации трансформационных механизмов
музыкальных антропопрактик
Как применить в современных здо-ровьесберегающих технологиях специфические черты трансформационных
музыкальных практик? В условиях современности критические жизненные ситуации человек может преодолевать посредством обращения к психотерапевту. В традиционных обществах, в которых фигура психотерапевта отсутствовала, это происходило через отношение «человек - трансформационные механизмы культуры и коллективное поле сопереживания, обеспечивающие (фасилитирую-щие) внутреннюю деятельность переживания». Трансформация в контексте традиции происходила во внутреннем субъективном опыте без посредничества психотерапевта, его профессионального, субъектного, оценочного взгляда на проблему. Исходя из этого в разработке антропологических оснований музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий представляется целесообразным обратиться к недирективным концепциям психотерапии, которые легли в основу Мировой ассоциации личност-но-центрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (МАР-СЕРС); в ассоциацию вошла и отечественная школа понимающей психотерапии Ф. Е. Василюка [9], разработанная на основе культурно-исторической (Л. С. Выготский [18], А. Н. Леонтьев [19]) и гуманистической (К. Роджерс [20], В. Франкл, [21] Ю. Джендлин [22]) психологии. Какие положения представляются ключевыми для операционализации трансформационных механизмов музыкальных культур в современном образовании?
1. Основными идеями личностно-ориентированного подхода К. Роджерса выступают холистический и феноменологический взгляды на личность с позиций гуманистической философии. В рамках холистического взгляда человек предстаёт как целостная личность, несводимая к её отдельным частям, что сообразно традиционному синкретичному мировоззрению,
а соответственно, составляет первую важную установку музыкально-ориентированной здоровьесберегающей образовательной работы. Как отмечает Ф. Е. Васи-люк, лично сть в этом подходе присутствует в «полноте и принятости... не просто как чистая экзистенциальная функция, а как переживающая личность, входящая в глубины своего опыта, . думающая, работающая со своим переживанием» [24, с. 20].
Так как любой музыкальный опыт субъективен, индивидуален и неповторим, важной теоретической установкой для нас выступает феноменологический взгляд на личность в рамках философии Э. Гуссерля [23]. В отличие от отчуждённого субъект-объектного отношения к миру в рамках современного мировоззрения, для традиционных культур было характерно вечное отношение «Человек -Мир», выражающееся в непосредственном восприятии себя и Мира как родственных друг другу бесконечных целых: здесь «сознание открыто миру или направлено на мир, и оба находятся во взаимовлиянии» [17, с. 39]. Безоценочное выражение и наблюдение за феноменами внутренней жизни, отражающими то, как мир проявляется в сознании, в переживании, в субъективном взгляде на вещи в обстановке принятия и поддержки, играет важнейшую роль в музыкально-ориентированной здоровьесберегающей работе. В качестве главной движущей силы развития личности в этом подходе выступает тенденция к её самоактуализации, потребность реализовывать свои потенциальные возможности. Эту позицию Ф. Е. Василюк раскрывает следующим образом: «Вот есть Ты и вот есть Я, который в тебя верит. Я верю в тебя всем собой. Это предмет веры и соответствующего внутреннего действия, а не внешнего научного убеждения» [24, с. 23]. Такая вера в Другого создаёт для него условия
обретения творческой, субъектной позиции по отношению к своей жизни.
2. В экспириентальном подходе (Ю. Джендлин [22]) в качестве главного «упования» психотерапевтической деятельности выступает переживание (experiencing) - первичная многогранная реальность и продуктивный внутренний процесс, охватывающий эмоции, ум, воображение, волю человека, вовлекающий, кроме душевных, и телесные функции. Предметом работы здесь выступает чувствуемый смысл переживания, который ощущается на уровне тела и может быть выражен в символической форме (вербальной, действенной и др.). Обращаясь к чувствуемому смыслу, человек позволяет чувствам, словам, эмоциям, образам проявиться, «вырасти» во множестве нюансов, в результате чего происходит развитие переживания. Как отмечает Т. Г. Карягина, «не просто выражение -разрядка, катарсис, а развитие переживания обеспечивает в конечном итоге терапевтический эффект» [25, с. 135]. Задача терапевта (а в нашем случае - педагога) заключается в фасилитации процесса фокусирования (как метода обращения к чувствуемому смыслу и его символизации) у человека через его рефлексивное, эмпа-тическое слушание. В качестве основных фаз работы с переживанием выделяются: обращение к чувствуемому смыслу, его символизация, сознавание, принятие и интеграция осознанного в дальнейшее развитие переживания. Экспириентальный подход даёт возможность комплексной фокусировки на одном из главных механизмов творчества в контексте традиционных культур - на символизации индивидуального переживания посредством музыкального интонирования.
3. Понимающая психотерапия Ф. Е. Ва-силюка, развиваясь в русле экспириен-тального и экзистенциально-гуманисти-
ческого подходов, рассматривает в качестве своих истоков личностно-центрированную психотерапию К. Роджерса и логотерапию В. Франкла, сосредоточенную на поиске, обнаружении и реализации смысла жизни [21]. Переживание здесь выступает в качестве главного психотерапевтического упования и осмысляется как особая внутренняя деятельность личности, опосредованная знако-во-символическими средствами и направленная на смысловое обогащение бытия [9]. Основная деятельность психотерапевта (а в образовательном контексте - педагога) заключается в сопереживании - целостной творческой работе, протекающей на разных уровнях (эмоциональном, рефлексивном, личностном, коммуникативно-выразительном) и направленной на содействие продуктивному ходу и развитию переживания. В качестве общего метода деятельности сопереживания выступает понимание, которое предполагает восприятие предметной жизненной ситуации человека, вовлечение культурных значений и символических средств её описания, опыта собственных переживаний и личностных смыслов, которые превращаются в живые органы понимания другого [26]. Конечная цель развития переживания личности - поиск и обретение жизненного смысла.
Рассмотрим, каким образом экспириен-тальные методы работы можно соединить с трансформационными механизмами традиционных культур в рамках антропологического подхода к музыкально-ориентированным здоровьесберегающим технологиям.
Методический алфавит музыкальных антропопрактик: от понимающей психотерапии к музыкально-ориентированным здоровьесберегающим технологиям
Осуществление переживания-деятельности, как подчёркивает Ф. Е. Василюк,
опосредовано системой сознания в целом, включающей разные уровни его функционирования: сознавание, переживание, рефлексия, бессознательное. В тех случаях когда внутренняя работа по преодолению критической ситуации осуществляется на уровне непосредственного переживания, она выступает в сознании в виде эмоционального проживания ситуации. Сознательная деятельность личности для решения проблемы через процессы запоминания, мышления, восприятия, где Наблюдатель активен, а Наблюдаемые процессы пассивны, относится к уровню сознавания. Феномены активного отношения субъекта к собственным психическим процессам, к переориентации направления и способа переживания происходят на уровне рефлексии. В психических процессах, не актуализирующих внутреннее наблюдение (Наблюдатель и Наблюдаемое феноменологически пассивны), ведущим в работе переживания является уровень бессознательного [27, с. 184-185].
Каждому из этих каналов развития переживания личности в понимающей психотерапии соответствует особый метод. Ф. Е. Василюк выделяет четыре базовых психотехнических единицы: «непосредственное переживание - эмпатия», «сознавание - понимание», «рефлексия -майевтика», «бессознательное - интерпретация» [27, с. 163]. В музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологиях эти психотехнические единицы могут использоваться как на уровне реплик педагога, так и на уровне их музыкального выражения, для фасилитации которого мы предлагаем использовать простейшие музыкальные инструменты разных культурных традиций, имитирующие звуки природы, созвучные между собой, не требующие специальных музыкальных навыков для спонтанного
выражения переживания в игре на них [28]. Важной составляющей перечисленных методов работы педагога (эмпатия, понимание, майевтика и интерпретация), позволяющих сохранять свободу воли обучающегося, является использование операторов: «правильно ли я понимаю.», «мне показалось.», «я почувствовала это так.». Рассмотрим, как методы понимающей психотерапии могут применяться в музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологиях.
Переживание - Эмпатия. Эмоциональный и чувственный уровень переживания может проявляться как в высказывании обучающегося во время занятий, так и в процессе музицирования. Эмпа-тия, к которой обращается педагог, может быть выражена разными способами: эмпатической репликой; предложением найти музыкальный инструмент с внешней формой (структурой), специфическим тембром и громкостью звучания, которые созвучны индивидуальному переживанию; музыкальным со-интонированием переживанию учащегося. В групповых занятиях со-интонирование педагога и обучающихся может иметь разные варианты. В первом - обучающийся с помощью спонтанной импровизации на выбранном музыкальном инструменте интонирует своё переживание, а педагог и другие участники группы постепенно, эмпатично со-настраиваясь, учитывая соизмеримость тембра, громкости, артикуляции и других параметров игры на музыкальных инструментах, поддерживают основную тему, давая ей возможность раскрыться. В другом случае - обучающийся выступает как «композитор» и «дирижёр» интуитивно создаваемой музыкальной композиции, привлекая педагога и других участников группы с теми или иными
звуко-музыкальными «партиями». В завершении импровизации участники группы могут откликнуться эмпатиче-скими репликами по поводу данного опыта.
Сознавание - Понимание. Уровень сознавания обучающийся может выразить на этапе формулирования индивидуального запроса (субъективное видение проблемной ситуации). В этом случае происходит беседа, в которой он описывает проблему, а педагог выражает свою поддержку в виде понимающих реплик. Их задачей является отображение образа проблемной ситуации, описываемой обучающимся, а также его действий по отношению к ней. Так как в сознавании Наблюдатель активен, а Наблюдаемые процессы пассивны, деятельность педагога направлена и на отображение Наблюдаемых процессов, но не категорично, а с использованием операторов понимания («правильно ли я понял, что...»). Развитие процесса «сознава-ние - понимание» может происходить через совместное музицирование, дающее возможность обучающемуся «вглядеть-р/ ся» в ситуацию, во внутренние процессы и действия в этом контексте. Психотехническая пара «сознавание - понимание» может иметь место и после спонтанной импровизации, когда обучающийся пробует её осознать, облечь в слова, найти индивидуально значимый смысл.
Рефлексия - Майевтика. Если в процессе совместного музицирования как способа интонирования переживания присутствует «хождение по кругу», блуждание по одним и тем же тупиковым ходам лабиринта, то для рефлексии, выхода из этого замкнутого круга и пересмотра образцов, бытующих в сознании, может использоваться метод майевтики. В понимающей психотерапии майевтика используется крайне редко, так как является
довольно «острым» психотерапевтическим оружием. Суть майевтической реплики - в «искусстве остановки переживания, преодолении его инерции, смене устоявшихся маршрутов и привычных ходов» [29, с. 40]. Майевтика требует от педагога выработать рефлексивное отношение к убеждению, лежащему в основании суждения обучающегося. В качестве отклика на майевтику выделяют сомнение человека в истинности своего убеждения с последующей его корректировкой, или усиление убеждённости и её превращение в осознанную личностную позицию.
Бессознательное - Интерпретация. Метод интерпретации в понимающей психотерапии также используется редко: в случаях, когда развитие переживания связано с необходимостью объяснения значимых элементов внутреннего опыта, которые человеку видятся иррациональными и в то же время неслучайными. По структуре метод интерпретации заключается «во введении феномена А (это чаще всего симптом — нежелательное состояние или поведение пациента) в предлагаемый терапевтом [в нашем случае - педагогом (Ю. О.)] контекст Б, в результате которого А получает объяснение и восстанавливает утраченный им смысл Х» [27, с. 190]. Особенность применения метода интерпретации заключается в том, что интерпретативный контекст Б берётся не из теоретических идей, а из опыта обучающегося, который в результате сам осуществляет интерпретацию изначально ускользающего смысла. Этот метод можно использовать в контексте совместного музицирования, дающего возможность обратиться как к уровню неосознаваемых пластов индивидуального опыта, так и к созданию интерпретативного контекста Б, то есть к созданию условий для «рождения инсайта» у обучающегося.
Алгоритмы реализации
музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий в современном образовании
Для применения на практике представленных теоретических рассуждений, обозначим контуры работы с интонируемым переживанием [30] в рамках некоторых алгоритмов реализации музыкально-ориентированных здоровьесберегающих технологий.
Алгоритм 1. Формирование группы: «Вслушивание в себя - поиск собственного звучания - раскрытие в соинтони-ровании с другими». Данный алгоритм может быть реализован в качестве первого этапа индивидуальной и групповой музыкально-ориентированной здоровье-сберегающей работы для создания общего доверительного поля, для знакомства с многообразием музыкального этноин-струментария как выразительного средства совместной творческой деятельности, для первого опыта «вслушивания» в своё внутреннее состояние или актуальное переживание, для опыта его символизации, со-настройки и со-переживания. Основными этапами данного алгоритма будут служить:
• рассказ об этноинструментах, демонстрация их темброво-, визуально- и звукосимволической специфики;
• прислушивание к себе и поиск своего внутреннего звучания в данный момент (в качестве инструкций можно использовать следующие реплики: «Прислушайтесь к своему состоянию здесь и сейчас, можно чуть прикрыть глаза, найти, почувствовать своё состояние. Назовите одно-два слова для себя, которые описывают это состояние. Выберите музыкальный инструмент, звучание которого могло бы соответствовать Вашему внутреннему состоянию.»);
• выражение своего звучания (выполнению задания могут способствовать следующие реплики: «Сыграйте своё звучание по очереди и прокомментируйте, какими словами можно описать своё состояние. Пробуем услышать и почувствовать друг друга, дать свой отклик.»);
• объединение звучания и создание общего музыкально-символического поля (на этом этапе участники группы пробуют создать общее звукосимволическое пространство через спонтанное интонирование на музыкальных инструментах переживаний каждого. Включение в общую импровизированную композицию важно осуществлять постепенно, через прислушивание друг к другу, чтобы сыграть своё переживание «рядом» с другим, оставляя для него «свободное» пространство);
• осмысление полученного опыта и поиск метафоры (круг рефлексии, завершающий данный алгоритм, происходит вокруг следующих вопросов: «Как Вы ощущали себя внутри данного музыкального опыта?», «Как менялось Ваше переживание в процессе игры?», «Как можно назвать эту композицию или состояние, выраженное в музыке?»).
Алгоритм 2. «Я - композитор собственной жизни»: индивидуальная музыкально-ориентированная здоровьесбере-гающая работа по методике Ф. Е. Васи-люка «Психотерапевтическое облегчение боли». Задача методики не в том, чтобы избавить человека от страдания, а в том, чтобы помочь ему в работе переживания, «не столько в снижении интенсивности болевых ощущений, сколько в раскрытии того смыслового контекста, в котором боль обретает смысл...» [27, с. 195]. Чтобы эта работа осуществилась, необходимо создать особые творческие эстетические отношения, в которых педагог и обучающийся станут соавторами
здоровьесберегающего художественного текста, разворачивающегося по законам не только психологии, но и эстетики. Алгоритм данной методики направлен на музыкально-педагогическую работу с болевым синдромом, которая строится по следующей схеме:
• актуализация переживания обучающегося и его символизация через спонтанное интонирование на музыкальном инструменте;
• индикация боли и поиск средств для наиболее точного её выражения с помощью звуков одного или нескольких музыкальных инструментов;
• обнаружение «целебного» контекста или выявление того состояния, в котором боль трансформируется;
• перевод сознания обучающегося в целебный контекст и его «проживание» через совместную музыкальную импровизацию на этноинструментах, настроение, динамика и пространство которой создаётся и регулируется самим обучающимся;
• осмысление полученного опыта и создание новой внутренней установки.
рл Алгоритм 3. «Я - дирижёр оркестра собственной жизни»: индивидуальная музыкально-ориентированная здоровье-сберегающая работа по методике Ф. Е. Василюка «Режиссура симптома». Педагог создаёт ситуацию, в которой обучающийся не рассказывает ему о своём болезненном переживании, а обучает педагога и всех участников группы этот симптом чувствовать, описывать и интонировать. В этой работе участники группы во время своих реплик используют операторы понимания для выражения собственного опыта «вживания» в данное состояние; интонируют этот опыт «вчув-ствования» во время игры на музыкальных инструментах; обучающийся сам корректирует их, направляет, уточняет
оттенки и краски интонируемого переживания. Трансформация внутреннего состояния обучающегося происходит через смену «объектного» состояния (как жертвы обстоятельств) на «субъектную» позицию по отношению к своему переживанию, выражающему отношение мастера к ремеслу, глубоко и тонко осознающему механизмы произвольного вызывания симптома. Через овладение механизмами собственного актуального переживания происходит целительное воздействие.
Алгоритм 4. «Полиритмия жизни: пересмотр и организация своих жизненных целей в созвучии и согласовании между собой». Методика вводит понятие полиритмии как феномена традиционных культур, который предлагается экстраполировать на собственную жизнь. Наши жизненные цели «ткут» соответствующие ритмы, создающиеся через дела. Некоторые из них воплощаются легко и гармонично, некоторые трудно. За каждым делом в жизни стоит определённая цель (явная или неявная, своя или чужая, настоящая или ложная). Вглядывание в полиритмию своей жизни через создание авторской музыкальной композиции (за каждым инструментом обучающийся «закрепляет» определённое «дело») даёт возможность обратиться к собственным жизненным делам и перепроверить, насколько каждое из них соответствует актуальным целям, в каком отношении друг к другу они находятся, есть ли среди них гармония и др.
Заключение
Представленные теоретические позиции и алгоритмы практической работы были апробированы автором в рамках экспириентальных лабораторий Ассоциации понимающей психотерапии, на занятиях со студентами факультета
иностранных языков и регионоведения МГУ в курсе «Традиционная музыка в культуре народов мира» [31], в процессе мастер-классов, проведённых на Международной научной школе в Республике Якутия (Саха) и в Московской области, в рамках недели «Погружения» в Институте детства МПГУ на семинаре, посвя-щённом музыкальным антропопракти-кам, проводимым А. В. Тороповой на базе Института изящных искусств МПГУ.
Приведённые алгоритмы реализации музыкально-ориентированных здоровье-сберегающих технологий подразумевают творческий подход и гибкие формы работы, учитывающие личность педагога и позволяющие ему сонастраиваться с индивидуальными особенностями и запросами обучающихся. Константными позициями такой работы представляется: антропологический подход к музыкально-педагогической работе, обращённый к опыту традиционных музыкальных этнокультур и сочетающий психологическую и культурологическую фокусировку. Главным упованием педагогической работы здесь выступает создание условий для развития рефлексии, самопознания и самопреобразования личности в пространстве занятий,
поддержка деятельности интонированного переживания обучающихся и совместного порождения новых жизненных смыслов. Данная направленность учебной деятельности позволяет реализовывать здоровье-сберегающую функцию - развивать психологическую устойчивость личности через освоение техник саморегуляции в условиях динамичной, непредсказуемой реальности. Философско-психологическая суть музыкально-ориентированных здо-ровьесберегающих технологий - в актуализации целостности человека, в единстве его телесного, душевного и духовного бытия через со-интонирование с Миром в целом (деятельностный принцип «со-» как со-бытие, со-переживание, со-слушание, со-настраивание, со-творчество) [32].
Антропологическая парадигма музыкально-ориентированных здоровьесбере-гающих технологий задаёт широкие перспективы не только для музыкального, культурологического и психологического образования, но и для разработки междисциплинарного подхода в формировании научного фундамента и национальных стандартов музыкальной терапии с позиций культурно-антропологической и психологической методологии.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Торопова А. В., Львова Т. В. Здоровьесберегающая продуктивность музыкально-педагогических технологий // Человеческий капитал. 2012. № 2 (38). С. 104-107.
2. Дзятковская Е. Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии: новые акценты [Электронный ресурс] // Психология здоровья и личностного роста. 2010. № 1. URL: https:// iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/umo/zdorovesberegaushie_technology.pdf (дата обращения: 21.05.2022).
3. Овчинникова Ю. С. Самопознание как необходимый компонент музыкального образования: музыкальные категории как метафоры внутренней жизни человека // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2018. № 1 (21). С. 38-49.
4. Торопова А. В. Антропологический подход в музыкально-педагогическом образовании // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ. Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2020. С. 413-415.
60
5. Торопова А. В. Интонированное переживание: от антропопрактик к психотехнике музыкальной терапии // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвящённая памяти Федора Ефимовича Василюка. М.: ПИРАО, 2020. С. 242-244.
6. Овчинникова Ю. С. Педагогическая значимость постижения трансформационных музыкальных практик народов мира в современном образовании // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 2. С. 57-76.
7. Хоружий С. С. Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М.: Прогресс-Традиция, 2010. 928 с.
8. Ван Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: МГУ; 1984. 240 с.
10. Орлов Г. Древо музыки. 2-е изд., испр. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
11. Торопова А. В., Мастнак В. Музыкальное переживание как основа эффективности музыко-терапии (опыт кросскультурной интерпретации психологической концепции Л. С. Выготского в контексте обоснования вариативных моделей музыкотерапии) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: сб. трудов Международной научной конференции, Москва, 2017. М.: Издательские технологии, 2017. С. 394-405.
12. Торопова А. В. Интонирующая природа психики. М.: МПГУ, 2013. 340 с.
13. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М.: Смысл, 2005. 191 с.
14. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1 и 2. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
15. Овчинникова Ю. С. Традиция песнопений ла кантада в контексте празднования Дня мёртвых в г. Наолинко (штат Веракрус, Мексика) // Традиционная культура. 2017. № 4 (68). С. 74-83.
16. Овчинникова Ю. С. Бесермянские крези между прошлым и будущим: специфика современного бытования музыкальной традиции // Феномен творческой личности в культуре: Фатю-щенковские чтения. Выпуск 9: Материалы IX Международной научной конференции: сб. статей. М.: Наука, 2021. С. 62-73.
17. Сидорова В. В. Танец рисунка, голос линии, поэзия жизни: интермодальная терапия экспрессивными искусствами. М.: Генезис, 2020. 424 с.
18. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 291-436.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
20. Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии. М.: Эксмо; Апрель пресс, 2002. 965 с.
21. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
22. Джендлин Ю. Фокусинг. М.: Эксмо, 2013. 320 с.
23. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1: Общее введение в чистую феноменологию. М.: Академический проект, 2009. 489 с.
24. Василюк Ф. Е., Карягина Т. Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3. С. 11-32. DOI: 10.17759/срр.2017250302
25. Карягина Т. Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 1. С. 126-152.
26. Василюк Ф. Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 5 (161). С. 205-227.
27. Василюк Ф. Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии: труды по психотерапии и психологическому консультированию. Вып. 1. М.: МГППУ, ПИРАО, 2007. С. 159-203.
28. Овчинникова Ю. С. Музыкальное миротворчество: совместная музыкальная игра-импровизация как средство самопознания и развития исследовательских качеств личности // Проблемы современного образования. 2016. № 52. С. 57-71.
29. Василюк Ф. Е. Майевтика как метод понимающей психотерапии // Вопросы психологии. 2008. № 5. С. 31-43.
30. Овчинникова Ю. С. Творческая работа с интонируемым переживанием как средство развития музыкальной культуры личности // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2018. № 3 (23). С. 68-82.
31. Овчинникова Ю. С. Концептуальные основы вузовского курса «Традиционная музыка в культуре народов мира» // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 9. № 1. С. 40-59.
32. Овчинникова Ю. С. Основы музыкального миротворчества в контексте ноосферной педагогики // Вестник кафедры ЮНЕСКО. Музыкальное искусство и образование. 2013. № 4 (4). С. 7-18.
Поступила 19.05.2022; принята к публикации 24.06.2022.
Об авторе:
Овчинникова Юлия Сергеевна, доцент кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991), кандидат культурологии, juHa.barkova@ gmail.com
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
61
REFERENCES
1. Toropova A. V., L'vova T. V. Zdorov'esberegayushchaya produktivnost' muzykal'no-pedagogicheskikh tekhnologii [Musical-Pedagogical Technologies in Effect of Recovery of Health]. Chelovecheskii kapital [Human Capital], 2012, no. 2 (38), pp. 104-107 (in Russian).
2. Dzyatkovskaya E. N. Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii: novye aktsenty [Health-Saving Educational Technologies: New Accents]. Psikhologiya zdorov'ya i lichnostnogo rosta [Psychology of Health and Personal Growth], 2010, no. 1. Available at: https://iro86.ru/ images/documents/Obr._Deyat/umo/zdorovesberegaushie_technology.pdf (accessed: 21.05.2022).
3. Ovchinnikova Yu. S. Self-Discovery as Necessary Component of Musical Study Education: Musical Categories as Metaphors of Interior Life of a Person. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2018, no. 1(21), pp. 38-49 (in Russian).
4. Toropova A. V. Antropologicheskii podkhod v muzykal'no-pedagogicheskom obrazovanii [Anthropological Approach in Musical and Pedagogical Education]. Fundamental'nye problemy
62
gumanitarnykh nauk: opyt i perspektivy razvitiya issledovatel'skikh proektov RFFI [Fundamental Problems of the Humanities: Experience and Development Prospects of RFBR Research Projects]. Barnaul: Altai State Pedagogical University, 2020, pp. 413-415 (in Russian).
5. Toropova A. V. Intonirovannoe perezhivanie: ot antropopraktik k psikhotekhnike muzykal'noi terapii [Intonated Experience: from Anthropopractics to the Psythotechnics of Music Therapy]. IIMezhdunarodnaya konferentsiyapokonsul'tativnoipsikhologii ipsikhoterapii,posvyashchennaya pamyati Fedora Efimovicha Vasilyuka [II International Conference of Consulting Psychology and Psychotherapy. In Honor of F. E. Vasilyuk]. Moscow: Psychological Institute, Russian Academy of Education (PIRAO), 2020, pp. 242-244 (in Russian).
6. Ovchinnikova Yu. S. Pedagogical Meaning of Study of Transformation Musical Practices of People of the World in Modern Education]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2019, vol. 7, no. 2, pp. 57-76 (in Russian).
7. Khoruzhii S. S. Fonar' Diogena. Proekt sinergiinoi antropologii v sovremennom gumanitarnom kontekste [Diogenes' Lantern. A Synergetic Anthropology Project in the Modern Context of the Humanities]. Moscow: Progress-Traditsiya Publ., 2010. 928 p. (in Russian).
8. Van Gennep A. Obryady perekhoda. Sistematicheskoe izucheniye obryadov [Rites of Passage. Systematic Study of Rites]. Moscow: Vostochnaya literature Publ., 1999, 198 p. (in Russian).
9. Vasilyuk F. E. Psikhologiyaperezhivaniya (analizpreodoleniya kriticheskikh situatsii) [Psychology of Experiencing (Analysis of Coping with Critical Situations]. Moscow: Moscow State University, 1984, 240 p. (in Russian).
10. Orlov G. Drevo muzyki [Tree of Music]. 2nd ed. Saint-Petersburg: Kompositor Publ., 2005, 440 p. (in Russian).
11. Toropova A. V., Mastnak V. Muzykal'noe perezhivanie kak osnova ehffektivnosti muzykoterapii (opyt krosskul'turnoi interpretatsii psikhologicheskoi kontseptsii L. S. Vygotskogo v kontekste obosnovaniya variativnykh modelei muzykoterapii) [Musical Experience as the Basis for the Music Therapy Effectiveness (Experience of Cross Cultural Interpretation of L. S. Vygotsky's Psychological Concept in Context of Substantiation of Varied Models in Music Therapy). Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom: Paralleli i vzaimodeistviya: sb. tr. Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 2017 [Art History in Context of Other Sciences in Russia and Abroad: Parallels and Interactions]: collection of works of International Academic Conference, Moscow, 2017. Moscow: Izdatel'skie tekhnologii Publ., 2017, pp. 394-405 (in Russian).
12. Toropova A. V. Intoniruyushchaya priroda psikhiki [Intoning Nature of the Psyche]. Moscow: MPGU, 2013. 340 p. (in Russian).
13. Vasilyuk F. E. Perezhivanie i molitva (opyt obshchepsikhologicheskogo issledovaniya) [Experiencing and a Prayer (Attempt of Psychological Research]. Moscow: Smysl Publ., 2005. 191 p. (in Russian).
14. Asafiev B. V. Muzykal'naya forma kakprotsess [Musical Form as a Process], vol. 1, 2. Leningrad: Muzyka Publ., 1971, 376 p. (in Russian).
15. Ovchinnikova Yu. S. Traditsiya pesnopenii la kantada v kontekste prazdnovaniya Dnya mertvykh v g. Naolinko (shtat Verakrus, Meksika) [Tradition of la Cantada Chant in the Context of the Day of the Dead Celebration (Naolinco, Neracruz, Mexico)]. Traditsionnaya kul'tura [Traditional Culture], 2017, no. 4 (68), pp. 74-83 (in Russian).
16. Ovchinnikova Yu. S. Besermyanskie krezi mezhdu proshlym i budushchim: spetsifika sovremennogo bytovaniya muzykal'noi traditsii [Besermyan Krez' between Past and Future:
The Specificity of Preserving and Developing of Musical Tradition]. Fenomen tvorcheskoi lichnosti v kul'ture: Fatyushchenkovskie chteniya. Vypusk 9: Materialy IX Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [The Phenomenon of Creative Person in Culture: in Honor of Prof. Fatyushenko. Vol. 9. Materials of IX International Scientific Conference]: collection of articles. Moscow: Nauka Publ., 2021, pp. 62-73 (in Russian).
17. Sidorova V. V. Tanets risunka, golos linii, poehziya zhizni: intermodal'naya terapiya ehkspressivnymi iskusstvami [Dance of Painting, Voice of Line, Poetry of Life: Intermodal Therapy]. Moscow: Genezis Publ., 2020. 424 p. (in Russian).
18. Vygotsky L. S. Istoricheskii smysl psikhologicheskogo krizisa [Historical Meaning of Psychological Crisis]. The Collected Works in 6 Volumes. Vol. 1 Moscow: Pedagogika Publ., 1982, pp. 291-436 (in Russian).
19. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'[Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 1975. 304 p. (in Russian).
20. Rogers C. R. Iskusstvo konsul'tirovaniya ipsikhoterapii [Counseling and Psychotherapy]. Moscow: Eksmo Publ., 2002. 965 p. (in Russian).
21. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow: Progress Publ., 1990. 368 p. (in Russian).
22. Gendlin E. Focusing. Moscow: Eksmo Publ., 2013. 320 p. (in Russian).
23. Husserl E. Idei k chistoi fenomenologii i fenomenologicheskoi filosofii. Kniga pervaja: Obschchee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu [Ideas Pertaining to a Pure Phenomenology and to a Phenomenological Philosophy. Book I: General Introduction to a Pure Phenomenology]. Moscow: Akademichesky proekt Publ., 2009. 489 p. (in Russian).
24. Vasilyuk F. E., Karyagina T. D. Personality and Experiencing in the Context of Experiential Psychotherapy. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2017, vol. 25, no. 3, pp. 11-32. DOI: 10.17759/cpp. 2017250302 (in Russian, abstr. in Engl.).
25. Karyagina T. D. Ehkspiriental'nye podkhody v sovremennoi psikhoterapii [Experiental Approaches in Modern Psychotherapy]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2015, no. 1, pp. 126-152 (in Russian).
26. Vasilyuk F. E. Soperezhivanie kak tsentral'naya kategoriya ponimayushchei psikhoterapii [Co-experiencing as a Central Category of Understanding Psychotherapy]. Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya = Counseling Psychology and Psychotherapy, 2016, no. 5, pp. 205227 (in Russian).
27. Vasilyuk F. E. Ponimayushchaya psikhoterapiya: opyt postroeniya psikhotekhnicheskoi sistemy [Coexperiencing Psychotherapy: Experience of Development of a Psychotechnical System]. Gumanitarnye issledovaniya v psikhoterapii: trudy po psikhoterapii i psikhologicheskomu konsul'tirovaniyu [Humanitarian Studies in Psychotherapy and Psychological Counselling]. Issue 1. Moscow: Moscow State Psychological and Pedagogical University, 2007, pp. 159-203 (in Russian).
28. Ovchinnikova Yu. S. Muzykal'noe mirotvorchestvo: sovmestnaya muzykal'naya igra-improvizatsiya kak sredstvo samopoznaniya i razvitiya issledovatel'skikh kachestv lichnosti [Musical Creativity for Peace: Joint Musical Improvisation as Means of Self-Understanding and Developing of Research Personal Qualities]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of Modern Education], 2016, no. 52, pp. 57-71 (in Russian).
29. Vasilyuk F. E. Maievtika kak metod ponimayushchei psikhoterapii [Maieutics as a Method of Understanding Therapy]. Voprosy Psikhologii [Questions of Psychology], 2008, no. 5, pp. 3143 (in Russian).
63
30. Ovchinnikova Yu. S. Creative Work with Intoning Experiencing as Means of Personal Musical Culture Development. Vestnikkafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2018, no. 3 (23), pp. 68-82 (in Russian).
31. Ovchinnikova Yu. S. Conceptual Foundations of the Academic Course "Traditional Music in Culture of Peoples of the World". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education, 2019, vol. 9, no 1, pp. 40-59 (in Russian).
32. Ovchinnikova Yu. S. Fundamentals of Music Creativity for Peace in the Context of Noosphere Pedagogy. Vestnik kafedry UNESCO "Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie" = Bulletin of the UNESCO Chair "Musical Arts and Education", 2013, no. 4 (4), pp. 7-18 (in Russian).
Submitted 19.05.2022; revised 23.06.2022.
About the author:
Julia S. Ovchinnikova, Associate Professor at the Department of Comparative Literature and Culture, Faculty of Foreign Languages and Area Studies of Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory, 1, Moscow, Russian Federation, 119991), PhD Cultural Studies, julia.barkova@gmail.com
The author has read and approved the final manuscript.
64