Научная статья на тему 'Антропологические основы костюмного комплекса мордвы как объект пластической деформации танцевального движения'

Антропологические основы костюмного комплекса мордвы как объект пластической деформации танцевального движения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / ОРНАМЕНТ / КРОЙ / ДВИЖЕНИЕ / РИТМ / ПЛАСТИКА / МЫШЛЕНИЕ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ТЕКСТ / COSTUME / ORNAMENT / CUT / MOVEMENT / RHYTHM / PLASTICITY / THINKING / PLASTIC COMMUNICATION / NONVERBAL TEXT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Догорова Надежда Александровна

Рассматриваются антропологические позиции и искусствоведческо-культурологическое значение мордовской одежды двух субэтносов: эрзя и мокша. В данном контексте проделана попытка анализа пластической танцевальности как логической структуры визуального невербального текста. Определено влияние исторического кроя костюма в эстетическом восприятии танцевального движения. Обоснована взаимосвязь построения фронтальных зон танцевальности и геометрии плана костюма; выделены фигуральные фактуры в создании вертикальной основы пластического рельефа, а также разнообразие способов в манере танцевальной поступи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOLOGICAL BASIS OF MORDVA COSTUME COMPLEX AS AN OBJECT OF PLASTIC DEFORMATION OF A DANCING MOVEMENT

The article considers anthropological positions and art criticism and culturological value of the Mordovian clothes of two subethnoses: Erzyans and Moksha. It analyses plasticity in dancing as a logical structure of a visual nonverbal text. The influence of a historical cut of a costume in esthetic perception of a dancing movement is defined. The interrelation of creation of dancing frontal zones and geometry of the plan of a costume is proved; figurative factures in creation of a vertical basis of a plastic relief as well as a variety of ways in a manner of a dancing gait are given.

Текст научной работы на тему «Антропологические основы костюмного комплекса мордвы как объект пластической деформации танцевального движения»

УДК 394.3(=511.152)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСТЮМНОГО КОМПЛЕКСА МОРДВЫ КАК ОБЪЕКТ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ

© 2015 Н.А.Догорова

Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва

Статья поступила в редакцию 27.02.2015

Рассматриваются антропологические позиции и искусствоведческо-культурологическое значение мордовской одежды двух субэтносов: эрзя и мокша. В данном контексте проделана попытка анализа пластической танцевальности как логической структуры визуального невербального текста. Определено влияние исторического кроя костюма в эстетическом восприятии танцевального движения. Обоснована взаимосвязь построения фронтальных зон танцевальности и геометрии плана костюма; выделены фигуральные фактуры в создании вертикальной основы пластического рельефа, а также разнообразие способов в манере танцевальной поступи.

Ключевые слова: костюм, орнамент, крой, движение, ритм, пластика, мышление, пластическая коммуникация, невербальный текст.

Опираясь на опыт методологических рассуждений, достигнутых в предыдущих научных работах, хотелось бы продолжить детализацию тезиса о причинах эволюции этнической пластической сущности мордвы. Не отступая от принципов инструмента анализа, которым явился био-лого/физико/физиологический дискурс в формах обновления языка пластической телесности, автор проработал костюмный комплекс как объект измерения пространственной организации среды и временной стадиальности пластической телесности, исходя из особенностей и значения исторического кроя одежды.

Контекст изучения этнического костюмного комплекса с точки зрения объекта «деформации» пластической телесности движения требует комплексного подхода. Важно понимать диалогическую связь не только в пределах лингвистического своеобразия культурных текстов, но и самих условий культурной ситуации, которые провоцируют создание устойчивых качеств пластического поведения, а соответственно и новые исполнительские комплексы мышления и художественные образы. В частности, творчество таких социальных форм, как среда обитания, костюм, духовное и религиозное мировоззрение, психология народа. Именно эта логическая структура (подводящая постепенно к переводу культурного текста мироздания в подтекст и условную среду символических знаков), позволяет усилить лингвистические стороны анализа и све-

Догорова Надежда Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры национальной хореографии Института национальной культуры. E-mail: dogorovan@rambler. ru

сти этническую принадлежность древних эстетических компонентов к универсальному профилю пластической коммуникации без ее разделения. Это означает, что в соответствии с законами физиологического тела и как наивысшей ступени в организации его эмоционального/творческого уровня - пластической коммуникации (например, художественный (сценический) и/ или театральный язык танца)1, мы могли бы добиться баланса в объяснении содержательной стороны выразительного смысла танцевальных движений в пределах текстуальной плоскости, независимо от знания традиции.

Многие исследователи (XVIII в. - И.Г.Георги, И.И.Лепехин, П.С.Паллас; XIX- нач. XX вв. -В.А.Ауновский, В.Н.Майнов, И.Н.Смирнов, М.Е.Евсевьев; втор. пол. XX - нач. XXI вв. -Н.Ф.Беляева, Н.И.Бояркин, Г.А.Корнишина, Н.Ф.Мокшин и мн. др.) связывают возникновение этнических особенностей «внешнего» быта и художественно-эстетического стиля у мордвы именно с женским костюмом. Особое место в научной литературе уделяется изучению и анализу многообразия форм и орнамента, ювелирных украшений, в то время как в мужском костюме редко находят свое подтверждение пластические акценты и знаковые символы2. Однако

1 Догорова, Н.А. Становление и развитие хореографического искусства Мордовии: от традиционных форм социализации к формированию профессиональной балетной традиции: монография / Н.А.Догорова. - Саранск: М-во образования и науки РФ, МГУ им. Н.П.Огарева, 2012. - С. 6 - 25.

2 Корнишина, Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы. Учеб. пособ. по спецкурсу / Г.А.Корнишина. -

Искусствоведение

так было не всегда. Важными смысловыми аспектами в образовании этнопластической модели мышления, представляется творчество прямого кроя, а также прямых (варианты линейных) и полуовальных видов технической композиции вышивки3. Создавая непрерывность эстетического восприятия, они выступают устойчивой базой для формирования (начала и завершения) движения в пластике тела. Соотнесем между собой направление традиционной формы кроя и пластическое движение.

Эффект удлиненного силуэта кроя, с активно расшитым рисунком на груди - это всегда центральный эпизод эстетического восприятия традиционной мордовской одежды. От него перемещается этюдная линия композиции орнамента по всей геометрии плана костюма. Наиболее яркая группа вышивки (имеется в виду не только по цветовой гамме, но и по насыщенности композиции) присутствует на передней части платья. Предположим, что и выразительность пластического эффекта сосредотачивалась именно на открытых зонах графического аккомпанемента тела - анфас, а не профиль. Подобное смыкание метода пластической композиции костюма и пластической выразительности тела посредством положения корпуса «прямо», либо полуразворотов с односторонней выразительной спецификой фронтального смещения (организация движений головы, рук, ног относительно их единственной стержневой основы - корпуса) присутствует едва ли не во всех традиционных формах славяно-русской культуры. Выделим особенные качества стиля координации, характерные для этнопластического мышления мордвы.

Во-первых, преобладание фигуральных (т.е. близких к геометрической четкости) форм и графических (резких - мягких, тяжелых - легких, природных (жизнеподобных) - ритуализированных, реальных - вымышленных и мн. др.) фактур в создании вертикальной основы пластического рельефа. Наиболее активно эти качества текста проявляются в аутентичных способах воплощения пластики: корпус, руки, ноги - все двигается в единой манере. По сути, подобное физическое перемещение исполнителя в пространстве, когда движение всех частей тела сор-

Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2002. - С. 5; Смирнов, И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк / НИИ гуманит. наук при Правительстве РМ; авт. вступ. ст. В.А.Юрченков. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. -296 с. - С.223.

3 Смирнов, И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк.... - С.130.

ганизовано на работе мышц вокруг зоны позвоночника, можно назвать «описательным» способом. Оно характерно для всего среднего пояса (евроазиатских) театральных культур. Во-вторых, «сплошная» горизонтальная контра-пунктуация пластической основы как эффект синтетического исполнительского комплекса в танце, почти отсутствует, за исключением плоскости работы рук. Форма прямого кроя костюма постоянно удерживает тело исполнителя в геометрической измерительной проекции - вертикаль. Не у всех народов можно выделить преобладающий контраст вертикальных осей телесной пластики относительно горизонтальной специфицированной плоскости. Например, у южных народов, импульс доминирования пластического рельефа сосредоточен именно в зоне позвоночника, а выразительность пластического центра у исполнителей в индовосточных танцевальных культурах - на мимике лица, пантомиме и жестах как тончайшего пластического искусства в декламации рук. Отсюда, возможно, диктуются и другие генетические связи происхождения пластической телесности у мордвы. В-третьих, при соблюдении вертикального положения тела, прежде всего, статичного в зоне позвоночника, возникают наименее динамические схемы и резервы (имеется в виду в физико-биологическом соотношении) развития движения, способные активно реагировать на мышечные изменения тела (например, голос; не путать с вокальной мимикой). Это качество бытового стиля в исполнительской манере мордвы достаточно самобытно и отличает ее от других народностей. При строгом соподчинении частей единому целому стержню - вертикали, не характерно проецирование контрастных и противоположных друг другу смен пластических и дыхательных фаз движения. Возможно, по этой же причине зоны выразительности в танцевальной пластике провоцируются не рождающими центрами энергии движения (традиционно лицо, глаза, кисти рук), а исходящими, как следствие синтетическими импульсами телесной деформации. В эмоционально-эстетическом аспекте измерения этно-исполнительской специфики эти зоны акцентирования пластического танцевального ритма у мордвы традиционно сосредоточены в «отвлекаемых плоскостях» условного типического рельефа. В частности, как шумяще-звучащего вспомогательного приспособления костюмного комплекса, действующего на уровне плеч, бедер или поясничного отдела. Наконец, энергетические центры рождения танцевальной пластики, заложены не столько в технической стороне самого танцевального движения (пластическая

вибрация, пунктуация и точность ритмического сосредоточения), сколько в архаических способах разыгрываемого драматического действа, проявляемого в основах синтетического «речевого» интонирования.

Таким образом, для этнического языка - основы танца у мордвы, подобное происхождение пластической структуры вполне естественно и оправдано с точки зрения физико-биологической и географической функциональности ландшафта. В генетической линии пластического языка шага, не случайно выделилась распространенность своеобразного «топтания», «топания», «потопывания», «притопывания», «перетопывания», «удара(я)ния» и другая разновидность способов в манере поступи на одном месте4. Элементы деформации телесного движе-

ния, кроме того, были продиктованы в виду обусловленности мордовского этноса антропологическими и физическими типами сложения, а также архаическими формами кроя костюма. Данные параллели, что тоже неслучайно, нашли свое отражение в песенной и в музыкальной исполнительской культуре мордвы - неоднократно повторяющийся звук в основе развития этнического мотива - «бурдон», а также принципы бур-донной полифонии.

4 Воронина Н. И. Танцевальная пластика мордвы как феномен портретной визуализации этнографического текста / Н.И.Воронина, Н.А.Догорова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2015. - Т. 17. - № 1. - С. 250 - 254.

ANTHROPOLOGICAL BASIS OF MORDVA COSTUME COMPLEX AS AN OBJECT OF PLASTIC

DEFORMATION OF A DANCING MOVEMENT

© 2015 N.A.Dogorova° Ogarev Mordovia State University

The article considers anthropological positions and art criticism and culturological value of the Mordovian clothes of two subethnoses: Erzyans and Moksha. It analyses plasticity in dancing as a logical structure of a visual nonverbal text. The influence of a historical cut of a costume in esthetic perception of a dancing movement is defined. The interrelation of creation of dancing frontal zones and geometry of the plan of a costume is proved; figurative factures in creation of a vertical basis of a plastic relief as well as a variety of ways in a manner of a dancing gait are given.

Keywords: costume, ornament, cut, movement, rhythm, plasticity, thinking, plastic communication, nonverbal text.

Nadezhda Aleksandrovna Dogorova, Candidate of art criticism, Associate professor of Department of national choreography, Institute of national culture. E-mail: dogorovan@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.