УДК 130.2
DOI 10.25513/1812-3996.2017.3.67-69
АНТРОПНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПЕРСОНОРАЗМЕРНОЙ МОДЕЛИ МОНИТОРИНГА
С. Н. Оводова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия
Информация о статье Аннотация. Обосновывается актуальность конструирования персоноразмерной мо-
Дата поступления дели мониторинга. Доказывается, что для изучения текучей идентичности должен
19.06.2017 быть выработан соответствующий инструментарий, позволяющий зафиксировать
перформативность и контемпоральность идентичности.
Дата принятия в печать 26.06.2017
Дата онлайн-размещения 05.10.2017
Ключевые слова
Персона, мониторинг, культура, человек
Финансирование
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Омской области в рамках научного проекта № 17-13-55002 (номер государственной регистрации научно-исследовательской темы проекта: АААА-А17-117041310093-8)
ANTHROPOLOGICAL AND CULTURAL GROUNDS OF THE PERSONAL MODEL OF MONITORING
S. N. Ovodova
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Article info Abstract. The article substantiates the urgency of designing a person-sized monitoring
Received model. It is proved that for the study of liquid identity, an appropriate tool should be de-
19.06.2017 veloped, which allows to fix the performative and contemporary identities.
Accepted 26.06.2017
Available online 05.10.2017
Keywords
Person, monitoring, culture, human
Acknowledgements
The reported study was funded by RFBR, the government of Omsk region according to the research project № 17-13-55002 (the number of state registration of the research topic is AAAA-A17-117041310093-8)
Вестник Омского университета 2017. № 3(85). С. 67-69
Мониторинг предполагает наблюдение за изменениями во времени ключевых параметров какого-либо феномена. Какими могут быть ключевые параметры, если мы говорим о персоноразмерной модели мониторинга? Сложность построения такой модели состоит в изменяемости, вариативности ключевых переменных, которые будут отслеживаться. Однако актуализация подобного подхода, предполагающего создание подвижной модели, является оправданной. Современное состояние общества характеризуется отходом от регламентирующих и довлеющих нормативов модерна. В эпоху модерна возникает феномен тотальной мобилизации, обеспечивающий реализацию мегапроектов. Идея доминирующей мировой системы, великих прорывов в науке, производстве, культуре, покорение космоса, успешная жизнь по образу американской мечты - все эти проекты рассчитаны на сверхрациональное расходование сил и времени человека. Ме-гапроекты модерна требовали от человека усилий, во многом превосходящих возможности человеческой природы. В модерне человек должен работать на достижение сверхцели, которая невоплотима в пределах его жизни. Великие проекты модерна находятся за гранью как жизненного пути, так и усилий отдельно взятого человека.
В модерне были актуализированы ключевые категории, посредством которых конструировался как идеальный образ человека, так и проект культуры. Соотнесение себя с доминирующим проектом являлось поощряемой нормой. Современная ситуация начала XXI в. характеризуется девальвацией нормативных жестких проектов модерна и переходом к текучим структурам. З. Бауман отмечал: «Современное общество существует в непрерывной "индивидуализации", поскольку действия людей заключаются в ежедневном изменении и пересмотре сети взаимосвязей, называемой обществом. ..."Индивидуализация" теперь означает нечто совершенно отличающееся от того, что она означала сто лет назад и чем она являлась в начале современной эры - период восхваляемого "освобождения" человека от плотной ткани социальной зависимости, надзора и принуждения» [1]. Текучесть структур общества отражается на текучести индивидуума, отсутствие жесткой нормативности позволяет самостоятельно конструировать собственную идентичность, которая уже не является отпечатком и отблеском заданной культурой и обществом жесткой модели. Данная ситуация провоцирует исследовате-
-ISSN 1812-3996
лей на поиски инструментария для адекватного изучения механизмов идентификации человека.
Индивидуально-жизненные миры влияют на появление и распространение антропологических проектов, которые модифицируют культуру. Культура изменялась в соответствии с тем, как человеком понимались мужское и женское начала, расовая принадлежность, классовость, социальность, религиозное и светское, связь и различение оседлости и номадизма, города и деревни, труда и досуга и т. п. В разные эпохи в разных культурах актуализируются разные антропные параметры и их сочетания.
Философская антропология изучает константы человеческого бытия, формулирует сущностные характеристики человека, проясняет основания человеческой природы. При этом в философии культуры используются антропологические характеристики в качестве метафор, объясняющих принципы функционирования культур. В качестве антропологических параметров культуры мы выделяем: а) родовые: социальность, веру, разум; б) видовые: возраст, расу, гендер; в) личностные.
Ключевая антропологическая характеристика, актуализирующаяся в определенную эпоху в качестве родовой сущности человека, одновременно становится ключевой характеристикой культуры в соответствующий период. Понимая в качестве своей ключевой характеристики то или иное свойство, человек организовывал культурную реальность соответствующим образом.
Попытки рассмотреть культуру с учетом антропологических параметров также осуществляются в виде списывания культуры с видимых видовых свойств человеческой природы. В качестве таких свойств выступали возраст, раса, гендер. Отдельные телесные характеристики человека возводились в ключевое свойство, организующее всю культурную реальность.
Человек в его целостности ни одним подходом не схватывается, а указываются лишь отдельные свойства и характеристики, которые становятся ключевыми при понимании антропного в культуре. Попытки создать холистический антропный проект, учитывающий многомерность человеческого существования, заключаются в описании таких принципов функционирования культуры, где человеческое (антропное) измерение выступало бы в качестве основания построения и развития культуры.
Индивидуальный образ человека конструируется через разные комбинации антропологических параметров. Выявленные нами антропологические
Вестник Омского университета 2017. № 3(85). С. 67-69
ISSN 1812-3996-
параметры организуют культурные практики. В процессе идентификации культурные смыслы актуализируются в пределах жизни конкретного человека. Отдельные антропологические параметры, выступающие основаниями для идентичности человека, могут доминировать в разные периоды жизни человека или могут сосуществовать в пределах его жизненного
мира, но актуализироваться с разной интенсивностью. Понимание нестабильного характера идентичности, которая является текучей, перформативной и контемпоральной, дает возможность отойти от привычных моделей мониторинга. Персоноразмерная модель мониторинга позволит выявить многомерный процесс выстраивания идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бауман З. Текучая современность. СПб. : Питер, 2008. С. 38.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Оводова Светлана Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: sn_ovodova@ rambler.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ovodova Svetlana Nikolaevna - Candidate of Phylos-ophy, Docent, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: sn_ovodova@ rambler.ru.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Оводова С Н. Антропные и культурные основания персоноразмерной модели мониторинга // Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 3(85). С. 67-69. DOI : 10.25513/1812-3996.2017.3.67-69.
FOR CITATIONS
Ovodova S. N. Anthropological and cultural grounds of the personal model of monitoring. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2017, no. 3(85), pp. 67-69. DOI: 10.25513/1812-3996.2017. 3.67-69. (In Russ.).