Научная статья на тему 'Антонио грамши – неортодоксальный теоретик-марксист'

Антонио грамши – неортодоксальный теоретик-марксист Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
337
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / «ТЮРЕМНЫЕ ТЕТРАДИ» / «ВОПРОС О ГЕГЕМОНИИ» / МАРКСИСТСКАЯ ДОКТРИНА / ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плеханов П. А.

В статье предпринята попытка рассмотреть некоторые особенности экономической концепции А. Грамши, изложенной им в основополагающем труде «Тюремные тетради» и представляющей, с точки зрения автора, определенный интерес в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антонио грамши – неортодоксальный теоретик-марксист»

гах, мотыгах. Так, о Катоне всем известна его знаменитая фраза «Вести хозяйство нужно так, что бы расходовать гораздо меньше», но мало кто знает о его крайне интересной и богатой личной жизни и политической деятельности. Перед нами появляются новые имена, совсем забытые когда-то: Трем-мелий Скрофа, Юлий Аттик, Корнелий Цельз, отец и сын Сюзерны, Лици-ний Столон. По-новому открываются такие известные авторы как Плутарх и Вергилий. Становится понятной и ощутимой связь Древнего Рима и Древней Греции, которая особенно ярко проявляется у Варрона. У него присутствует излюбленная форма подачи материала греков - диалог.

Таким образом, хотя первая экономическая школа, а вместе с ней и системные экономические знания появляются значительно позже, в средневековье, представители античного мира оставили яркий, но немного забытый след в становлении экономики как науки.

Список литературы:

1. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве / Под.ред. М.И. Бурского. - М.; Л.: ОГИЗ-СЕЛЬХОЗГИЗ, 1937.

2. Ксенофонт «О доходах». Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. - М.: Мысль, 1964. - С. 343.

3. Липсиц И.В. Экономика без тайн. - М.: «Дело ЛТД», 1993. - С. 16.

4. Платон. Диалоги: Протагор, Большой Иппий, Иппий Меньший, Евти-дем, Евтифрон, Апология Сократа, Критрон / Пер. с греч. Вл.С. Соловьева, М.С. Соловьева, С.Н. Трубецкого. - М.: Академический проект 2011.

5. http://sbiblio.com/biblio/archive/ksenofont_domostroy.

АНТОНИО ГРАМШИ - НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИК-МАРКСИСТ

© Плеханов П.А.*

Балашовский институт (филиал) Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского,

г. Балашов

В статье предпринята попытка рассмотреть некоторые особенности экономической концепции А. Грамши, изложенной им в основополагающем труде «Тюремные тетради» и представляющей, с точки зрения автора, определенный интерес в современных условиях.

Ключевые слова: дидактические принципы, «Тюремные тетради», «вопрос о гегемонии», марксистская доктрина, ортодоксальность.

* Студент.

Антонио Грамши (1891-1937) - деятель итальянского и международного коммунистического движения, основатель и руководитель Итальянской коммунистической партии, философ, социолог и теоретик-марксист. С 1913 года в социалистическом движении. С 1917 года руководитель секции туринских социалистов. С 1919 года один из лидеров «Ордине нуово», участвовавшей в основании компартии (1921). В 1926 году за революционную деятельность был арестован, в 1928 - приговорен фашистским судом к двадцати годам тюрьмы. Труды А. Грамши охватывают вопросы истории, философии, культуры, экономики [2, с. 339].

Многие идеи А. Грамши как одного из теоретиков марксизма (например, концепция учебника политэкономии с учетом дидактических принципов связи теории с практикой, научности, доступности) сохранили свою актуальность и в настоящее время, несмотря на то, что события последних лет, связанные с экономической трансформацией бывших социалистических стран, опровергают целевые установки марксизма.

Основные мысли Антонио Грамши изложил в «Тюремных тетрадях» -цикле произведений, написанных в годы заточения. В них Грамши описывает свои философские, экономические и политические взгляды. Активное участие в политической жизни определило его мнение об экономике и социологии как о широких науках, включающих много факторов. К примеру, он даже называл марксизм «философией практики» из-за его практической направленности.

Особое внимание Антонио Грамши уделяет методологии и роли экономики среди других наук [1]. Он сравнивает классическую и критическую политэкономию: из-за разных трактовок понятия стоимости экономисты делают различный акцент в своих научных исследованиях, используют их для решения определенных теоретических и практических проблем. Грамши пишет о необходимости совместного изучения проблем.

Грамши задается мыслью: чем же является экономическая наука? Ему представляется, что экономическая наука является наукой самой по себе, иными словами, это уникальная наука, ибо нельзя отрицать, что это наука, и не только в «методологическом» смысле, то есть не только в том смысле, что присущие ей методы строги и научны. Экономика как наука отличается от других наук: ее нельзя отнести ни к естественным, ни к историческим наукам. Грамши считает, что экономку необходимо рассматривать в зависимости от выражения воли человека в различных условиях жизни, так как в различные исторические периоды и в различных условиях общество по-разному организуется и члены общества имеет различные цели.

Изучив полемику своих современников, теоретик-марксист Антонио Грамши замечает общую ошибку: споры в «чистой» экономике могут увести от реальной ситуации. Примером тому служит попытка доказать, что безработица того времени носит «технический» характер. «Техническая»

безработица - малость по сравнению с всеобщей безработицей. Более того, все эти рассуждения основываются на том представлении, будто бы общество состоит из «трудящихся» и «предпринимателей» (работодателей в узком, техническом смысле), а эта посылка ложна и ведет к иллюзорным рассуждениям. Если бы дело обстояло таким образом, с учетом того, что потребности предпринимателя ограничены, то проблема действительно была бы простой: вопрос о вознаграждении предпринимателя за счет отчислений от заработной платы или за счет премий был бы пустяком, который ни один разумный человек не стал бы принимать во внимание - фанатичное стремление к равенству рождается не из «премий», которые выплачиваются талантливым предпринимателям. Дело заключается в ином: в том, что, с учетом общих условий, более высокая прибыль, создаваемая техническим прогрессом труда, создает новых паразитов, то есть людей, которые потребляют, ничего не производя, которые не «обменивают» труд на труд, а обменивают труд других на свою «праздность» (и праздность в худшем смысле слова). С учетом высказанного выше соображения о техническом прогрессе в области производства продуктов питания происходит отбор потребителей продовольствия, отбор, при котором «паразиты» идут впереди имеющих работу трудящихся и тем более трудящихся потенциальных (то есть в настоящее время безработных). Именно из этой ситуации вытекает «фанатичное стремление к равенству», которое останется «фанатичным», то есть крайней и иррациональной тенденцией, до тех пор, пока подобная ситуация будет сохраняться. Можно проследить, как этот фанатизм исчезает там, где хотя бы что-то делают, чтобы лавировать или смягчить подобную общую ситуацию.

Грамши отмечает, что если технический прогресс и позволяет получать более высокую прибыль, то эта прибыль будет распределяться не рационально, а «всегда» иррационально между держателями акций и иже с ними. И в отношении сегодняшнего дня нельзя сказать, что существуют «здоровые предприятия». Все предприятия стали нездоровыми, и Грамши говорит это не из предубеждения морализаторского или полемического характера, а исходя из объективности. Сам размах акционерного рынка создал нездоровую обстановку: масса держателей акций настолько велика, что она отныне подчиняется законам «толпы» (паника и т.д., что имеет уже свои специальные технические термины - «бум», «гонка» и т.д.), а спекуляция стала технической необходимостью, более важной, чем труд инженеров и рабочих.

Грамши рассуждает о «человеке экономическом» - абстракции, чтобы через общее перейти к частному. «Homo economicus» является абстракцией экономической деятельности при определенной форме организации общества, то есть при определенном экономическом базисе. Любая форма общества имеет своего «homo economicus», то есть присущую ей экономическую деятельность. Грамши считает, что из-за изменения базиса гражданское общество не способно само приспособиться к новой экономической деятель-

ности. Государство является орудием для того, чтобы привести гражданское общество в соответствие с экономическим базисом, но для этого необходимо, чтобы государством руководили силы, представляющие перемены, которые произошли в экономическом базисе.

Грамши пишет о том, каким должен быть краткий учебник по критической экономической науке, который воспроизводил бы тип учебника для прошлых поколений в более современную эпоху. Он так же предлагает создать серию популярной экономической литературы для учащихся, которая должна быть представлена значительным количеством книг и учебников различного типа и различного объема, в зависимости от круга читателей, для которых они предназначены. Грамши замечает следующее: 1) что после публикации критических изданий различных произведений критической политэкономии проблема переработки и переиздания подобных учебников ожидает своего попросту необходимого, научно обязательного решения; 2) что в современном учебнике нем должны учитываться все экономические трактовки, и он должен выглядеть как учебник и изложение всего теоретического содержания критической политэкономии, а не как обзор лишь определенных произведений, пусть и важнейших; 3) что метод изложения не должен определяться имеющимися литературными источниками, но должен быть продиктован и вырасти из современных критических и культурных потребностей, которые нужно удовлетворять на научной и органической основе; 4) что вместе с тем необходимо полностью исключить буквальные конспекты, что весь материал должен быть переработан и перестроен «оригинальным» образом, желательно систематизирован на основе схемы, которая «дидактически» облегчала бы изучение и понимание; 5) что весь аппарат примеров и конкретных фактов должен быть приведен в соответствие с современностью, а те примеры и факты, которые содержатся в источнике, должны и могут приводиться лишь в той мере, в какой экономическая история и законодательство страны, о которой идет речь, не имеют соответствующих параметров для иного развития исторического процесса или же они не столь значительны и выразительны; 6) что изложение должно быть критическим и полемическим в том смысле, что оно должно соответствовать, пусть скрытно, намеками, той постановке экономических проблем, какая имеет место в определенной стране у представителей наиболее распространенной экономической культуры, официальных и авторитетных экономистов; 7) учебник экономической науки не может быть составлен в отрыве от курса истории экономических учений.

Как выдающийся теоретик А. Грамши является ученым, синтезировавшим исторический и теоретический подходы к изучению общественных явлений первой трети прошлого века в Италии, свидетелем и непосредственным участником которых он был. Грамши как революционер был столь же удачлив. Первая мировая война (в которой Италия с 1915 года участвовала

на стороне Антанты), революционный подъем в 1919-1920 годах, который не мог не оказать влияния на широкое развитие реформистского движения в рабочей среде, фашистская диктатура Муссолини - все это не могло быть индифферентно воспринято человеком, имевшим практическую возможность превратить критику политической экономии в коренное переустройство общественной системы.

В последнее время стало признаком хорошего тона от жесткого следования духу и букве марксистской доктрины переходить в лагерь ее противников. Но здесь важно не отрекаться, не игнорировать ни одно сколь-нибудь значимое и влиятельное учение, а извлекать и использовать все ценное и рациональное. Обратимся к тем авторам, которые пытаются, и небезуспешно, это сделать. «Марксистская школа мышления, - пишет известный отечественный ученый Ю.Я. Ольсевич, - при всех ее недостатках, обладает очевидным преимуществом: она не приемлет ни логического формализма, ни эклектического описательства, старается выявить связь технических, экономических, политических и иных процессов, их внутренние противоречия. Эту универсальность марксистского подхода с восхищением отмечают известные западные ученые-немарксисты» [3, с. 135]. Слабость позиции марксистской школы в другом - в политической ангажированности, в инвариантности принципиальных выводов (этот тезис подтверждает вывод Грамши о роли советов трудящихся как о единственно возможной форме представительных органов государственной власти в странах победившего социализма); вместе с тем следует признать, что сама постановка и решение социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений, объектов и процессов (например, «вопрос о гегемонии») вполне оправданы и составляют одну из сильнейших сторон грамшианской методологии.

Список литературы:

1. Грамши А. Тюремные тетради (избранное) [Электронный ресурс] / А. Грамши. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/98976.

2. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет А.М. Прохоров (пред.). - М., 1981.

3. Бартенев С.А. История экономических учений: учебник. - М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.