Научная статья на тему 'Антонин (Капустин) и Н.П. Кондаков'

Антонин (Капустин) и Н.П. Кондаков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
археология / исследование Святой Земли / история науки / экспедиция Н.П. Кондакова / Русская Духовная Миссия в Иерусалиме / раскопки / древности / archeology / exploration of the Holy Land / history of science / expedition N.P. Kondakova / Russian Spiritual Mission in Jerusalem / excavations / antiquities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляев Л. А., Вах К. А.

В статье рассматривается эпизод, связанный с деятельностью экспедиции Н.П. Кондакова в Палестине: знакомство и контакты известного русского византиниста Н.П. Кондакова с другим, не менее известным и глубоким исследователем древностей Святой Земли архимандритом Антонином Капустиным, состоявшееся в конце 1891 г. в Иерусалиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Antonin (Kapustin) and N.P. Kondakov

The article discusses an episode related to the activities of the expedition of N.P. Kondakov in Palestine: acquaintance and contacts of the famous Russian Byzantinist N.P. Kondakov with another, no less famous and profound researcher of the antiquities of the Holy Land, Archimandrite Antonin Kapustin, which took place at the end of 1891 in Jerusalem.

Текст научной работы на тему «Антонин (Капустин) и Н.П. Кондаков»

Antonin (Kapustin) and М-Р. Kondakov

Belyaev L., Vach K.

Abstract: The article discusses an episode related to the activities of the expedition of N.P. Kondakov in Palestine: acquaintance and contacts of the famous Russian Byzantinist N.P. Kondakov with another, no less famous and profound researcher of the antiquities of the Holy Land, Archimandrite Antonin Kapustin, which took place at the end of 1891 in Jerusalem.

Keywords: archeology, exploration of the Holy Land, history of science, expedition N.P. Kondakova, Russian Spiritual Mission in Jerusalem, excavations, antiquities

Аннотация: В статье рассматривается эпизод, связанный с деятельностью экспедиции Н.П. Кондакова в Палестине: знакомство и контакты известного русского византиниста Н.П. Кондакова с другим, не менее известным и глубоким исследователем древностей Святой Земли архимандритом Антонином Капустиным, состоявшееся в конце 1891 г. в Иерусалиме.

Ключевые слова: археология, исследование Святой Земли, история науки, экспедиция Н.П. Кондакова, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, раскопки, древности

Антонин (Капустин) и Н.П. Кондаков*

Леонид Беляев, Кирилл Вах

в

1871 году журналист Генри Стэнли найдет пастора Дэвида Ливингстона в джунглях Африки. В 1885 году Герберт Китчинер не сможет спасти Чарльза Гордона в Хартурме. В 1891 году византинист Никодим Кондаков встретится с архимандритом Антонином (Капустиным) в Иерусалиме. История освоения Земли полна этих целенаправленных взаимных поисков и удивительных встреч в далеких землях. Они важны для развития политической, социальной, культурной, научной жизни мира в колониальную эпоху. О них пишут бесчисленные повести и снимают фильмы с драматическими сюжетами.

Не все они одинаково прославлены. Русским ученым в этом отношении везет меньше, чем американским журналистам

* Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ «Древности», № 18-09-40075

1. Антонин (Капустин). Рис. А.Д. Кившенко. 1891 г.

и английским генералам. Но для антропологии науки сведения о таких встречах драгоценны, ведь мы склонны видеть научные, культурные, религиозные проекты как бы замкнутыми в самих себе. Ближневосточное путешествие 1891 года требует самодовлеющего подхода — также как проект создания Русской Палестины или православных Святых мест. Сюжеты разворачиваются в близкое время и почти в одном пространстве, но их разделяет невидимая черта — специализация, которая одна, как известно со времен Макса Вебера, способна гарантировать серьезный вклад в науку. Зачастую грань легко преодолеть, пути открыты и очевидны, о контактах известно. Но сосредоточенность на конкретном историческом материале проносит исследователя мимо, не позволяет оставить на время колею «своего» проекта и рассмотреть подробнее небольшой узелок, связывающий две жизненные нити, два творческих пути.

В этой статье мы покажем важность таких остановок, рассмотрев палестинский эпизод восходящей научной карьеры великого византиниста в свете встреч с великим энтузиастом русского освоения Святой

Земли, отцом Антонином, к этому моменту уже прошедшим пик увлечения «библейскими древностями».

На склоне дней, в небольшой книжке «Воспоминания и думы» Н.П. Кондаков сказал об архимандрите Антонине самые теплые слова как о гостеприимном хозяине, что само по себе уже важно для характеристики их обоих: «Я знал также известного палестинского подвижника архимандрита Антонина и живо помню перед собой стоящим — маленькую, сухую, изможденную фигурку этого великого хозяина русских владений на Востоке. На скопленные и собранные отовсюду суммы скупал Антонин, не переставая, земли и владения, в пусте лежащие в Яффе и Иерусалиме, Вифлееме, Горнем, Иерихоне, Хевроне и пр. В бытность мою в Иерусалиме, куда бы я не задумал выехать в окрестности, архимандрит Антонин или провожал, или ехал вперед и устраивал там в своем владении гостеприимную встречу с чаем, овечьим сыром, лепешками или хотя бы с просфорами; везде у него были свои люди, всюду процветало хозяйство, со всего получалась польза. Он был большим любителем старины, искренно желал чему-либо научиться»1.

В тот момент, когда писались воспоминания (1924 г.), яркий образ «великого хозяина русских владений на Востоке» (1924 г.), был уже почти легендарным для всех, кто занимался русскими исследованиями в Святой Земле. И Никодим Павлович в воспоминаниях подчеркивает свою причастность к легенде.

Но записи неопубликованного дневника архимандрита Антонина за 1891 год дают возможность рассмотреть историю их знакомства, так сказать, с обратной стороны.

В тот год Н.П. Кондаков, как известно, достиг Иерусалима во главе археологической экспедиции ИППО. Но, судя по нескольким его письмам к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме,2 заочное знакомство с о. Антонином состоялось еще в 1878 г. по инициативе самого Никодима Павловича. В связи с русско-турецкой войной Духовная Миссия пребывала в Афинах. В качестве саморекомендации, молодой ученый отправил о. Антонину восемь оттисков своих статей3 с просьбой

1 Мир Кондакова. Публикации. Статьи. Каталог выставки. С. 81. На этот абзац наше внимание обратила Ирина Леонидовна Кызласова, которую мы искренне благодарим за своевременную подсказку.

2 Коршенко В. 3 листування Никодима Кондакова та архiмандрита Антонша (Капустша) // Софiя Кшвська: Вiзантiя. Русь. Украина. Вип. IV: збiрка наукових праць, присвячена 170-л1ттю з дня народження Никодима Павловича Кондакова (1844-1925) / ввд. ред. д. ют. наук, проф. Ю.А. Мицик; упоряд. Д.С. Гордieнко, В.В. Коршенко. Юев, 2014. С. 106-117.

3 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. Рукописная копия. Библиотека ГМИР. Шифр ИППО Б. IV. № 853. С. 95. Запись за 20 апреля.

n-v«ytt,n£ «/:,0Щ?/ co cci л <uGffc*ib^ сЛсчсссд, у с+см/ —/-калуи^Л-иу •e-t&Y&zcafa^n UM6C4U /пууимшриС/м, а<&>*л^Г*и«^£~ч M(fao\M4UtX~iyu< cf£y^< S'twf'Zt-'.

.'t J Л£ stuirasiyecc*zfcx Su^Jxbflfctu*<*) aVftrtatu; ifUfu+utrt{y*x<(^ 6<Ыг«сг*<_

^<x^ccc^,(aau^v<,^^ ЛЖиАему*.

Л“Л‘“: *~»y* u^t-M./^uu^ucuH

3ом1/ щ atr**^.- etn C/W„_«ry

4да‘л“?1'/

л,,*^ Лл

m^u*< <и,1УЧул*^ос*аос&- *?ia^/?M« ^сс«/, /Г& ог-{в>иуглг&<г oa* о/г^^

ъ A4o*t/h i&fZi** ЗаЛьссуъг A< ^2, vcco* Гоа-сЛ , -^Ь/т^^.

е*ы <wv^, ,W^i г» &^ux^. л^^ум-^

?zW.«« ЩеЩсшГеиъ Я оЛ-льЛ WJ ик^ци^ O+twcu^iyccb AjCaX^J*.5*-«

fisyv^i-tjrfb g 5 г,„„

'*-“**“' * #r;

Л&сАи^_

??V^C*^aZLCU4b ft^u>Ac(/ fUzuM* <ъ h-y<MA А\рХТи>Ы<^ег f

t^e^c^Ou^A. 2cucz£oyAt~UA* ,. fTcfA/UM /ысощигм crtu*< ?HS<o-ft cfiaftui, £'/"nfceriy.Cv<o, П* I

'ioOA/euoz/yf Cf cccDfys>-£se x^rfcccczncn, HJu^ta/<am{

•AArfoTviutri'hcSicA-CM* {? n жи oaZT

•AArgy-co c-j Ctmz/tbccdr-fihc* ccceyve ?ь<п-г.лтУе_

Уи/оилу^ yt*ufyvолс^. НиАулХ\Ассссг‘ ei*r лпгь JJj &067ППСАХ. /еп, Загибу • % **f 2 З

ьОАу К (Р/иУЪ- fyUj?U4TtU#l. U fuSTJurt- -Hjftem^***

£*c*4co ~ouf .fit rufl/o* tetuM-Axccd 0> 7Vs/rw^sK£~c4Gzf у iyux; 4e^ty it/ал, n*iто'З fuiu*-* tfw-

С А. ессу^ж-оиЛ ruy/fa rfcZfi^ajz^u^-TZZtf&x&x,3<Ж£и* /ьыт<л&сспс/шА. 16. ^

*tyjrfftAOuy* /5ъ усиололсссс^Тссмуе**/} /А 'lya-/*. kk.xut&Uu/ryf* <% отАгыуп ю.-ии ю-t^- j

•/74Л4' * У^ссгОи-и, ■z*yum>j€^tA. Зуиыъ ft vijuxutu&AU*.и /coW^/x^zzrv^-tZfjJfeuiT/ifitfuSifa, ,

fac^fcAu*-'^ ax^ciccc* ecu/- 2 *&~<}~ic/i/','Uyc<i 7 Р^ссшг^ /^-tuu^ ^1 ocr^*Cft, KfJtCujc* frtf— i

&алл /У-*'^' ft глу1*х4М£^Л'Ш<j/uftbivOC-Af/iiWbi-fiA AJy t'l&'tfb^ Си/^слм m V'i*j£u-UAX /С^-Су/усАtnuft^-

nytfoC'l. faAJeA^uzybJ-ftuibt 70 uof-c^Juz^AtfZysuzvb tryvu всах/илгыЛц ttquuisi.,3>'i4(Zf]‘KA^uio KxUc-nt* Cv— ;

c^lcitZT у Ccy-u. itиу»Ал+ /<Ам£иилс/Т)и*1^ ещ* И^уи/илтГ tysииядх *3иьп--гп* /trtfujetui U Ui* f- ату/сЗи^шя^

fitUrftM&EfUj fiOl /UbJCMfUnu^ ShypyiK /ul^KaJ tTryuyAjj(U> t r~n*UtyU'i/ fc/LSn-tOeezy/u/ SС^{&ШЖ-Я*7>ог‘г*1г‘(*Э ; '

2-^ &Jb Я*•&*c*cz&Z/euAC^ut-vbu ус*сах?АлГйлиг fptjito, ftrt^fZuut, afofou**- /пеьоиоссГ*4> x+tAt+no •

' .

- '

?=r

2. Никифория. Саркофаги. Внутренний вид гробницы. Фото И.Ф. Барщевского. 1891 г.

высказать ему замечания на эти работы. Кроме того, Кондаков просил прислать список принадлежащих Антонину лицевых рукописей и способствовать приобретению одесским университетским музеем, которым заведовал Кондаков, византийских древностей (в особенности его интересовала коллекция терракот российского посланника в Афинах П.А. Сабурова).4

Оценив работы «ученого и трудолюбивого археолога русского»5 и констатировав после чтения «кондаковщины», что ему «нечему учить такого всеведца»,6 Антонин, тем не менее, откликнулся на главную просьбу своего корреспондента. В конце мая 1878 г., за неделю до отъезда Миссии в Святую Землю, он осмотрел коллекцию терракот в Афинах7 и даже заказал ее фотосъемку,8 однако, в письме к Кондакову9 видимо, высказал определенные сомнения в ее качестве. Основываясь на его совете, Никодим Павлович отложил покупку до тех пор, когда он сможет сам познакомиться с коллекцией в Афинах.10 В следующем 1879 г. было издано небольшое исследование Кондакова о греческих терракотовых статуэтках.11 В ответном письме, Кондаков просил уже найти для него фотографии мозаик храма Рождества в Вифлееме и даже организовать фотосъемку византийской мозаики в монастыре Св. Екатерины на Синае.12

Переписка их продолжалась,13 но судить о ее интенсивности трудно.14 С просьбой о помощи в изучении византийских мозаик Палестины

4 Кортенко В. 3 листування Никодима Кондакова та арх1мандрита Антонша (Капустша)... С. 113-114.

5 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. С. 95. Запись за 20 апреля.

6 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. С. 96. Запись за 21 апреля.

7 В дневнике нет указаний, что это были терракоты из собрания Сабурова, сделать такое предположение позволяет контекст переписки Антонина и Кондкова.

8 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. С. 130. Запись за 31 мая.

9 От 1 июня 1878 г. См.: Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. С. 131. Запись за 1 июня.

10 Корн1енко В. 3 листування Никодима Кондакова та арх1мандрита Антонша (Капустша)... С. 115.

11 Кондаков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки и их отношение к искусству, религии и быту // ЗООИД. 1879. Т. 11. С. 75-179.

12 Там же.

13 См., например: Антонин (Капустин). Дневник. Год 1878. С. 248. Запись за 22 сентября: «Почта Ллойдова с письмами от Кондакова и лже-Керамевса из Смирны».

14 В личном фонде Н.П. Кондакова в СПФА РАН (Ф. 115) документы до 1888 г. представлены фрагментарно. См.: Тункина И.В. Материалы к биографии Н.П. Кондакова // Никодим павлович Кондаков. Личность, научное наследие, архив. СПб.: ГРМ, 2001. С. 9.

и Синая Кондаков вновь обращался в письме от 24 апреля 1880 г. Но Антонин ни словом не упоминает об этом в своем дневнике. В 1883 г. мы находим там сведения о чтении Антонином «Синайских похождений г. Кондакова» — опубликованных результатов научной экспедиции на Синай в 1881 г. Затем имя Кондакова полностью исчезает из дневника архимандрита Антонина, причем надолго.

Имя Кондкова появляется на страницах Дневника вновь только в сентябре 1891 г. Предваряя сентябрьский раздел своего Дневника обычным в таком случае стихотворением, Антонин рифмует:

К нам едут: Кондаков,

Да друг Аким античный,

Да двое маляров,

Да фотограф отличный.

Коммисья, так сказать, —

Для съемки Палестины.

Что-ж? «Время перестать

Нам гнуть пред всяким спины»...15

Члены экспедиции должны были поселиться в Иерусалиме на так называемых «Русских раскопках», в доме, построенном ИППО и позднее освященном в память императора Александра III. Соответственно, следует запись: «Из раскопок вести, что там все чистят, моют и меблируют, и ожидают завтра Археологическую Комиссию, имеющую там основаться».16 Однако экспедиция в Иерусалиме не появилась. Связь с ней была затруднена. Еще 20 октября Антонин записал, уже в серьезно-сочувственном тоне, что «в карантине за Иорданом голодуют смертно 25 человек и 40 лошадей, составляющих караван ученой комиссии, по телеграфу через Салт давший сюда знать о себе. Сегодня только еще поведутся переговоры с нею с одного берега на другой, а затем она, может быть, начнет свои ученые изыскания в долине Иорданской, и увидимся-то мы с нею еще не скоро».17 На следующий день, Антонин засел в библиотеке «в виде ознакомления с учеными трудами председателя ожидаемой комиссии или точнее экспедиции». Вечером, во время Всенощной, экспедиция «запрудившая всю улицу перед новыми постройками нашими»18

15 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. Машинопись. Библиотека ГМИР. Шифр ИППО Б. IV. № 853. С. 165. Речь об участниках экспедиции — пожилом А.А. Олесницком, фотографе И.Ф. Барщевском, художнике Кившенко.

16 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. С. 167. Запись за 3 сентября.

17 Там же. С. 201. Запись за 20 октября.

18 Там же.

появилась в Святом Граде. Как и ожидалось, русских ученых-археоло-гов поселили на Русских раскопках. Сразу же после вечерней службы на квартиру к Антонину явился хорошо знакомый начальнику Миссии А.А. Олесницкий «немало кое чего порассказавший о Хауране, Ледже, Галааде».19 На следующий день Музей древностей Антонина в здании Духовной Миссии посетила вся ученая экспедиция в полном составе. Сохранилось интересная характеристика этого собрания, сделанная Н.П. Кондаковым.20 Вечером Антонин «до потемок» просидел с Олесницким и Кондаковым на Русских раскопках.21

В дальнейшем работа экспедиции в Иерусалиме фиксируется в Дневнике начальника Миссии довольно кратко. Антонин не сопровождает Кондакова во время полевых исследований и не принимает участия в работе.22 Даже при обследовании столь любезного Антонину Елеона ему не удается присоединиться к ученым.23 При этом Кондаков постоянно пользуется богатой археологической библиотекой Миссии, осматривает собрание монет, получает консультации в области древностей. Антонину вообще было чем удивить скептического от природы ученого.24 Но и Кондаков не оставался у него в долгу. С чувством легкой зависти Антонин пишет, что Кондакову разрешили посетить ризницу Патриархии.25 Собрание негативов И.Ф. Барщевского приводит его в восхищение.26 В свою очередь и Антонин не удержался, чтобы поднести в дар Эрмитажу,27 в лице его старшего хранителя — т.е Кондакова ?,

19 Там же.

20 Путевой дневник экспедиции Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине в 1891 г. / Подготовка к публикации и комментарии М. Н. Бутырского. М.: Индрик, 2020. (В печати)

21 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891... С. 202-203. Запись за 22 октября; С. 211. Запись за 1 ноября; С. 221. Запись за 13 ноября.

22 См. например: Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. С. 209. Запись за 29 октября.

23 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. С. 213. Запись за 3 ноября.

24 «Показывание ему моих монетных коллекций, рукописей, и всей библиотеки. Подивился человек, когда увидел 13 томов моего Дневника, и узнал, что начало ему положено в 1832 году. Я погрозил, что и сегодняшний визит его будет занесен на сию тетрадку». Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. С. 202-210. Запись за 30 октября.

25 «Мне до сих пор не удалось проникнуть в действительные или воображаемые тайники Святогробской Ризницы. Показываются Елисаветинское полусаженное Евангелие да сабля Петра Великого, и ничего более!». Там же. С. 213. Запись за 3 ноября.

26 «.Поход на Археологическую экспедицию и восторги от ее фотографических успехов. Великолепнейшее собрание негативов, ставящих совершенно в тени и даже как бы в грязи работы Бонфисовы». Там же. С. 220. Запись за 10 ноября.

27 Там же. Запись за 12 ноября.

3. Никифория. Расколотая крышка саркофага. Фото И.Ф. Барщевского. 1891 г.

«вчерашней покупки»: найденных в каких-то древних гробницах лампах и пузырьках.28

Сопоставляя данные двух дневников, архимандрита Антонина и Н.П. Кондакова, можно заметить, что к концу жизни о. Антонин критически смотрел и на возможность открытий в Святой Земле, и на совершавшиеся новые находки. Сказывался возраст, печальный опыт общения с торговцами древностями, осознание обилия подделок. Начальник Миссии предстал перед Никодимом Павловичем «вполне разочарованным самою древностью, самими памятниками». На это Кондаков отвечал: «разобрать ничего не могут и обвиняют памятники — так везде, где сами ничего не знают».29 В том

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 «Еврей Якуб с лампами и пузырьками, найденными в древних гробницах. 20 франков.» Там же. Запись за 11 ноября.

29 Путевой дневник экспедиции Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине в 1891 г. / Подготовка к публикации и комментарии М. Н. Бутырского. М.: Индрик, 2020. (В печати).

же духе Антонин упоминает об открытой в Иерихоне в начале ноября 1891 г. древней церкви и запечатанной амфоры.30

Однако азарт археолога все еще жил в нем, о чем красноречиво свидетельствует пространная запись, сделанная после совместного с Кондаковым посещения только что открытой большой гробницы в Никофорие31, местности к западу от крепостных стен Иерусалима, принадлежавшей Греческой Патриархии.

Подробное описание этого памятника можно найти в книге Кондакова,32 где упомянуто, что владельцы места не афишировали находку, видимо, опасаясь ее разграбления местным населением и несвоевременного внимания посторонних.33 Так что возможность тщательного осмотра гробницы и столь же качественной фотосъемки в ней Барщевского — свидетельства исключительного расположения Патриархии к Кондакову.

Антонин узнал об этой находке от Иерусалимского Патриарха 1 октября 1891 г., но отнесся к ней с привычным уже юмором: «Патриарх рассказывал о пещере еврейской эпохи с двумя саркофагами, найденной в патриаршей Никифорие, с остатками двух стен громадных размеров из камней без цемента, которую местные арабы уже огласили золотой ли золоченой, а пожалуй и наполненной от пола до потолка золотом. Еще бы нет! Стоит находить простую яму без золота!».34

Однако то была реакция на россказни. Осмотр же гробницы совместно с Кондаковым пробудил в Антонина, явный интерес. Правда, такая научная экскурсия оказалось единственной , если не считать поездку в Горний и осмотр там монастыря францисканцев. Но памятник того стоил. Вот как выглядит запись об этом в дневнике Антонина:

30 «О, тетрадка моя! Говорят, что ты со временем дашь людской пытливости столько интересного материала, сколько не находится даже в Дневнике великоименитого о. Порфирия. Воображаю, как тебе будет стыдно, когда не отыщут в тебе даже строчки, достойной прочтения, и все сведется на ОХО! Вечерком посетил меня Корифей русских Палестиноведов И.А.Олесницкий, не уехавший в Иерихон на открытие отыскавшейся древней церкви и древней же корчаги, запечатанной Соломоном, и заключенной в себе вышеупомянутое ох! о!». Там же. С. 229-230. Запись за 24 ноября.

31 Никофория — в честь епископа(?) Никофория (рус. Никифора), купившего в свое время этот участок, где в XIX в. была построена небольшая церковь. Комментарии к описанию пещеры в Никифории составила для статьи Яна Чехановец, за что авторы ей искренне признательны.

32 Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине / Вступ. статья и комментарии М.Н. Бутырского. М.: Индрик, 2017. С. 243-246.

33 Там же. С. 243

34 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891... С. 213. Запись за 3 ноября.

«25 ноября.

Извещение от г. Беляева об экскурсии в Никифорию археологов наших, имеющей быть в 3 часа. Поранее обед, и ровно в 3 часа восседание на ослика, и сопутствие экспедиции в новооткрытый могильный лабиринт. Нда! Замечательный остаток древности, состоящий из 6 комнат подземных весьма тщательной отделки, видимо царской, с двумя саркофагами, крепкими каменными затворами. Гидами нашими были там Фотий, Поликарп, Иоаким, и сторож места с другими любопытными. О плане подземелий можно составить некоторое понятие по сему наброску. Направление его от востока к западу. Вход закрывался громадным круглым камнем, и не был известен никому.35 В первой комнате в потолке есть дыра, ведущая на поверхность земли, в которую и спустились первые исследователи места, затем уже расчистившие древний вход в гробницу. В 5-й комнате найдены два гроба каменных с мельчайшими остатками костей и битыми черепками. Один гроб с украшениями на передней стороне,36 другой без оных. На последнем частью лежит еще доселе крышка двусторонним желобом. Крышка первого тоже с украшениями, разломанная на несколько кусков, собрана и уложена насупротив гробов. В центральной комнате лежат три втулочные камня, закрывающие когда-то соседние двери. Видимо, могила была еще в древние времена кем-то посещена и м.б. ограблена. Вся постройка находится внутри низкой природной пещеры, верх которой служит потолком для всех комнат, исключая центральной, где он положен сводом из тесанных камней.37 Поверх пещеры-гробницы существуют остатки громадных стен, которых нам не удалось осмотреть за непогодою.38 Все время, как мы находились в пещере проходила над Иерусалимом с запада туча, разразившаяся проливным дождем. Кое-как, но благополучно, добрался до дому, где переоделся и обсох в течение вечера, занимаясь разными предположениями о том, что там на месте виденных остатков, было в свое время. Гробница Ирода Агриппы?».39

35 Этот круглый камень, закрывавший вход, остается до сих пор уникальным, лучшим по сохранности, других в таком состоянии нет — он служит обычной иллюстрацией при реконструкции погребения Иисуса.

36 Саркофаг принадлежит к числу самых красивых резных, найденных в Иерусалиме.

37 Внутренние стены гробницы тоже облицованы камнем.

38 Рядом Конрад Шик видел еще одну гробницу, которую целиком раскопали в 1970-х гг.

39 Там же. С. 230-232.

На следующий день 26 ноября Антонин вместе с Олесницким занялись чтением греческого текста Иосифа Флавия, придя к заключению, что «осмотренные вчера развалины составляли памятник могильный Первосвященника Анана (евангельского Анны?)».40 Отождествлением помянутого первосвященника41 Антонин занимался вновь 29 ноября.42

Время отъезда экспедиции из Иерусалима приближалось. Еще 19 ноября Кондаков записал, что они «решились начать печатать» фотографии с негативов.43 Пригодилось оборудование фотографа Миссии монаха Тимона. 1 декабря все члены экспедиции, во главе с исполнявшим обязанности консула А.П. Беляевым, явились в Миссию настойчиво требуя сделать совместную с Антонином фотографию.44 Фотографирование прошло во внутреннем дворике Миссии, и 6 декабря отпечатанный снимок был вручен Антонину.45 Благодаря этой записи дневника мы имеем возможность уточнить дату фотографии.46

40 Там же. С. Запись за 26 ноября.

41 Вывод, вероятно, А.А, Олесницкого — идентификация материальных объектов была его слабым местом. В ноябре 1891 г. гробницу осматривали также Шик и Сежурне, сразу определив как «могилу семьи Ирода». См. C. Schick, Recent Discoveries at the “Nicophorieh’”, PEFQS (1982), pp. 115-120 .ШОТ Пр3"1 Г’КП 131 Dl'inn w'l P.M. Sejourne’. ‘Chronique Biblique’, Revue Biblique, 1 (1892), pp. 267272 «Памятник Ирода» как гробница его семьи дважды упомянут у Флавия в «Иудейской войне»: при описании похорон младшего брата Ирода, Ферора в 5 г. до н.э. (Кн. 1, гл. 29.4) и в рассказе о строительстве римлянами осадного вала вокруг города в 70 г.н.э. Из него ясно, что гробница находилась к западу от города, рядом со Змеиным прудом («Султановы пруды»). Это, видимо, была крупная постройка: Флавий отмечает ее как заметную точку пейзажа (Иуд. Война 5.3.2). «Остатки громадных стен», описанные Антонином, видимо, руины мавзолея над скальной гробницей. Многие Среди современные исследователи продолжают считать этот памятник той самой могилой семьи Ирода; другие отождествляют с ней здание к северу от Дамасских ворот, построенное в технике opus reticulatum, характерной для нескольких иродовых построд ек и позднее в Иудее не применявшейся (оно частично раскрыто Э. Нецером: E. Netzer and S. Ben-Arieh, Opus Reticulatum Building in Jerusalem // IEJ 33 (1983), pp. 163-175; общий обзор проблемы: M. Broshi, The Serpents’ Pool and Herod’s Monument Reconsidered // Cathedra 55 (1990), pp. 3-7).

42 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891... С. 235.

43 Путевой дневник экспедиции Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине. (В печати)

44 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891. С. 237.

45 Там же. С. 239.

46 Фото опубликовано. См.: Кондаков Н.П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. С. 41.

4. Никифория. Обломки древностей. Фото И.Ф. Барщевского. 1891 г.

5. Винсент....

7 декабря Антонин все-таки смог уговорить Кондакова съездить в Горнюю. Это была вторая их совместная экскурсия, о которой сохранилась подробная запись начальника Миссии:

«Аккуратно в 8 часов г. Кондаков уже совсем готовый в путь. Мое желание показать свой поселок русский всей экспедиции потерпело fiasco. Половина членов уже давно занята была своими спешными делами. Две коляски подхватили остальных и меня с драгоманом. Еще в первый раз мне привелось направляться в свои поместья Горние не верхом, а в экипаже. Пропадет скоро и эта поэзия, как пропала Хевроно-Мамврийская — незабвенная! При первом открывшемся виде нашей прелестной Московии, компаньоны наставили на нее свои аппараты. Еще бы нет! Спустившись к повороту в долину, пешие прошли мы по грязи к монастырю Латинскому, где пожелали видеть padre Guardiano, молодого и живого человека, который без малейших отговорок сам повел нас к мозаике, открыл склеп, и позволил рисовать преинтересный памятник глубокой христианской древности смывши пыль с него водою. Курьезную

6. Архимандрит Антонин (Капустин) с членами экспедиции Н.П. Кондакова в саду Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Фото И.Ф. Барщевского. 1891 г.

надпись (только теперь я заметил) охраняют два павлина и целая фаланга морских раковин, непризнанных за таковые специалистами дела. Оставив г. Смирнова рисовать мозаику, мы остальные переехали к источнику, и пешие поднялись наверх, по пути осмотревши монастырек Visitationis47. Обошли весь большой дом и поднялись к церкви, в которой нашли только двух стариц. Посетили усыпальницу и келью звонарки, и опять спустились к церкви, где уже собран был клирос, который и утешил нас своим задушевным

47 Францисканский монастырь с церковью Посещения пресвятой Девы Марии, на месте которой согласно преданию стоял дом праведных Захарии и Елизаветы — родителей Иоанна Крестителя.

пением. Еще по дороге зашли в Виссарионовы палаты, и окончательно водворились в архимандритской келье. От веранды фотографирование местности и затем закуска в комнатах, к которой подоспел и оставленный рисовальщик. Давно уже урочные 12 часов миновали, когда мы вспомнили о них, и поспешили (?) оставить восхитительную свою Горнюю при громком и продолжительном напутственном звоне. Достигли Иерусалима как раз к трем часам или к началу вечернего богослужения».48

Посещение устроенной Антонином в Палестине русской православной обители стариц было пощальной поездкой Кондакова по Святой Земле. Через день, 9 декабря, уже не встретившись с начальником Миссии, экспедиция покинула Иерусалим. Последним пунктом, откуда иследователи перебралась на корабль, чтобы плыть в Россию, был приют Антонина в Яффе.49

В последующие годы имя Кондакова появляется на страницах дневника Антонина лишь единожды. Запись от 29 марта 1892 г. сообщает, что Антонин потерпел неудачу, пытаясь по просьбе Кондакова склонить Патриархию к продаже иконы Спасителя в эмалевом окладе.50

В отрывке из воспоминаний, приведенном выше, Кондаков пишет, что Антонин окружил экспедицию заботой везде, куда бы она не ступила в Палестине. Фактически оказать гостеприимство лично Антонин смог лишь в Горней, за день до отъезда Кондакова из Иерусалима. Но и свой первый приют в Палестине измученные исследователи обрели в анто-ниновском Иерихоне. Когда экспедиции наконец разрешили переправится через Иордан невзирая на введенный карантин, ее члены остановилась на ночлег в доме РДМ, и Кондаков с удовольствием записал, что обрёл себя «в особой комнате, где ночует сам Антонин».51 Несколько раз он подолгу бесеовал с начальником миссии, смог оценить его музей и воспользоваться его библиотекой. Легко предположить, что в глазах Кондакова Антонин незримо сопровождал его в течение всей его работы в Палестине. И много лет спустя, образ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) загорался путеводным светом в его палестинских воспоминаниях.

48 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1891... С. 240-241.

49 Там же.

50 Антонин (Капустин). Дневник. Год 1892. Машинопись. Библиотека ГМИР. Шифр ИППО Б. IV. № 853. С. 71. Запись за 29 марта.

51 Путевой дневник экспедиции Н.П. Кондакова по Сирии и Палестине. (В печати).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.